Научная статья на тему 'Возможности наднационального регулирования цифровой экономики в странах БРИКС'

Возможности наднационального регулирования цифровой экономики в странах БРИКС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
348
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРИКС / BRICS / СОТРУДНИЧЕСТВО / COOPERATION / ЧЕТВЕРТАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / THE FOURTH TECHNOLOGICAL REVOLUTION / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / НАДНАЦИОНАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / SUPRANATIONAL REGULATION / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / NATIONAL INTERESTS / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / SYNERGISTIC EFFECT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ткаченко Ирина Юрьевна

В статье рассматриваются вопросы национального регулирования цифровой среды в странах БРИКС и утверждается, что, поскольку наднациональное регулирование мировой цифровой экосистемы находится на стадии становления, страны БРИКС могут использовать синергетический эффект взаимодействия, активно участвуя в выработке мировых правил регулирования, продвигая и отстаивая свои национальные и групповые интересы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Possibilities of regulating the digital economy supranationally in BRICS countries

The article examines the issues of national regulation of the digital environment in the BRICS countries. It is claimed that since supranational regulation of the global digital ecosystem is at the stage of formation, the BRICS countries can use the synergistic effect of interaction, extensively participating in the development of world regulation rules, promoting and defending their national and group interests.

Текст научной работы на тему «Возможности наднационального регулирования цифровой экономики в странах БРИКС»

Возможности наднационального регулирования цифровой экономики в странах БРИКС

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы национального регулирования цифровой среды в странах БРИКС и утверждается, что, поскольку наднациональное регулирование мировой цифровой экосистемы находится на стадии становления, страны БРИКС могут использовать синергетический эффект взаимодействия, активно участвуя в выработке мировых правил регулирования, продвигая и отстаивая свои национальные и групповые интересы.

Ключевые слова: БРИКС, сотрудничество, четвертая технологическая революция, цифровая экономика, наднациональное регулирование, национальные интересы, синерге-тический эффект.

Possibilities of regulating the digital economy supranationally

in BRICS countries

Irina YUr'evna TKA CHENKO,

Candidate of philosophical sciences, Associate Professor, Russian Foreign Trade Academy (119285, Moscow, Pudovkina, 4A), Department of world and national economy - Рrofessor,

E-mail: [email protected]

The article examines the issues of national regulation of the digital environment in the BRICS countries. It is claimed that since supranational regulation of the global digital ecosystem is at the stage of formation, the BRICS countries can use the synergistic effect of interaction, extensively participating in the development of world regulation rules, promoting and defending their national and group interests.

Keywords: BRICS, cooperation, the fourth technological revolution, supranational regulation, national interests, a synergistic effect.

5 - 2018 Российский внешнеэкономический вестник

УДК 338.24 : 004 ББК 65.290-2 Т-484

Ирина Юрьевна ТКАЧЕНКО,

кандидат философских наук, доцент, Всероссийская академия внешней торговли (119285, Москва, ул. Пудовкина, 4А), кафедра мировой и национальной экономики -профессор, E-mail: [email protected]

Abstract

Мир стоит на пороге четвертой технологической революции. Страны БРИКС, каждая, исходя из своих национальных интересов и особенностей, развивают цифровую экономику и находятся на разной стадии продвижения к формированию собственной цифровой среды. Наиболее продвинутой в этом отношении является КНР, где степень охвата территории и населения страны интернетом является максимальным среди партнеров, а крупнейшие национальные компании этого сектора экономики имеют и реализуют собственные программы, которые финансируются ими и осуществляются при поддержке государства. Наиболее активно в этом контексте в каждой из стран развивается электронная торговля.

Вместе с тем цифровизация экономики объективно стала действующим трендом развития мирового сообщества. Постепенно формируется система интернета вещей, в которой происходит конвергенция различных способов социальной кооперации в результате развития информационно - коммуникационных технологий, вследствие чего предметы материального мира, обладающие предустановленными цифровыми возможностями, могут взаимодействовать в сети между собой и с внешней средой.

Страны БРИКС, будучи объективно включенными в общемировой процесс формирования интернета вещей, должны использовать свои возможности цифро-визации национальных экономик для преодоления разрыва с развитыми либо продвинутыми в отношении цифровизации странами и приобретения флагманских позиций на данном этапе 4 технологической революции.

Согласно данным Всемирного экономического форума, публикующего данные по индексу сетевой готовности (Индекс сетевой готовности (Networked Readiness Index) - комплексный показатель, характеризующий уровень развития информационно-коммуникационных технологий в странах мира), все страны БРИКС характеризуются разной степенью развитости сетевой структуры национальной экономики (см. таблицу 1)1:

Таблица 1

Страны БРИКС в Индексе сетевой готовности

Позиция, 2016 Экономика Индекс Позиция, 2015

(из 143) (из 143)

41 Россия 4.5 41

59 КНР 4,2 62

65 ЮАР 4.2 75

72 Бразилия 4.0 84

91 Индия 3.8 89

Источник: составлено по данным The Global Information Technology Report 2016 Innovating in the Digital Economy [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www3.weforum. org/docs/GITR2016/WEF_GITR_Full_Report.pdf

^ 100

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2018

Руководство всех стран БРИКС расценивает формирование национальной цифровой экономики как возможность, которая позволит странам перейти к качественному экономическому росту, решить технологические, инфраструктурные и социальные проблемы в рамках национальных хозяйств. Именно поэтому национальные правительства инициировали «цифровизацию» экономик своих стран как стратегическую задачу, сформулировав собственные национальные программы: «Digital India» в рамках стратегии «Make in India» - в Индии, «Digital China» как часть стратегии «Made in China, 2025» в Китае, «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная в России в 2017 году. В Бразилии в 2017 году создана рабочая группа по формированию национальной стратегии цифрового развития «The Brazilian Digital Strategy». В ЮАР в 2013 году была принята стратегия Electronic Communications Act: South Africa Connect: Creating opportunity, ensuring inclusion South Africa. Broadband Policy2.

Вместе с тем, уровень и степень регулирования цифровой среды в странах БРИКС существенно различается и определяется национальными приоритетами. Так, существенной для КНР является проблема обеспечения национальной кибер-безопасности, для чего в ноябре 2016 года принят Закон о кибербезопасности3. Согласно требованиям Закона, компании обязуются хранить свои данные локально в офисах и предоставлять властям по первому требованию ключи шифрования. Провайдерам предписывается хранить пароли пользователей и обеспечивать их беспрепятственную передачу властям для обеспечения доступа к любым данным.

Прямым следствием реализации закона станет поддержка национальных ИТ-компаний и косвенное ограничение деятельности западных компаний данного сектора экономики. Реализация закона позволит правоохранительным органам замораживать счета иностранных граждан и организаций, которые подозреваются в нанесении ущерба государственной информационной инфраструктуры Китая. Государство также предполагает ужесточить силовой контроль за интернет-пространством: будут созданы специальные полицейские подразделения для обеспечения кибербезопасности. Усилится контроль за поставщиками ПО для объектов критически значимой инфраструктуры.

Китай демонстрирует последовательность в отстаивании своего суверенитета и национальной безопасности в киберпространстве. Основным направлением регулирования киберпространства становится ужесточение регламентов работы в нем, что вполне объяснимо, если иметь в виду масштабы интернет - рынка КНР. Ужесточение регулирования киберпространства создаст неудобства, но вряд ли повлечет за собой добровольный уход с китайского рынка иностранных провайдеров, если только они не будут вынуждены уйти с рынка КНР под давлением властей, как это было, скажем, с Google, отказавшимся от китайской цензуры и ушедшим с рынка КНР в 2010 году.

5 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

101 Q

Регулированием интернета в КНР занимаются отдел пропаганды Центрального комитета Коммунистической партии Китая, министерство науки и технологий КНР, министерство общественной безопасности, Главное государственное управление радиовещания, кинематографии и телевидения, Комиссия по управлению киберпространством КНР. Оперативное управление осуществляется Управлением по вопросам киберпространства КНР (САС). Еще в 1998 году власти начали работу над системой фильтрации контента в интернете, получившей название «Золотой щит».

В конце декабря 2016 года правительство Китая опубликовало Стратегию по обеспечению безопасности в интернете. Согласно документу, власти Китая будут добиваться безопасного, открытого, узаконенного киберпространства, которое также должно быть мирным. Публикуемая информация должна соблюдать конституцию страны, законодательство, следовать принципу социализма, содействовать формированию положительной и здоровой духовной культуры, защищать государственные интересы4.

В основе регулирования лежит задача повышения уровня безопасности интернет-продуктов и услуг, предотвращения рисков в сфере кибербезопасности, защиты национальной безопасности Китая. Учрежден специальный комитет по ки-бербезопасности, основными направлениями деятельности которого становится выработка политики в деле рассмотрения вопросов безопасности интернета, координация по соответствующим вопросам, связанным с проверкой в интернете, контроль и проверка информации.

С 1 июня 2017 года реализуются новые правила, ужесточающие ответственность провайдеров сетевых продуктов и услуг за достоверность информации. Сотрудники интернет-платформ, предоставляющих подобные услуги и материалы, должны утверждаться местными или государственными органами по надзору в сфере интернета. Правительство Китая опубликовало в 2016 году обновленное руководство по правилам трансграничной электронной торговли в стране, что дало заинтересованным сторонам столь необходимую ясность в отношении возможных изменений в политике по отношению к регулированию сектора.

Министерство торговли Китая определило, что зарубежные товары, приобретаемые в Интернете и распространяемые через таможенные склады, будут по-прежнему получать некоторый преференциальный режим, избегая карантина и проверки качества, которые могли бы остановить импорт многих популярных зарубежных продуктов. С точки зрения властей, этот политический шаг укрепляет доверие к китайской трансграничной электронной коммерции, поскольку он демонстрирует решимость властей обеспечить нормативную ясность и ускорить рост для отрасли.

С 2016 года иностранные интернет-ритейлеры полностью освобождены от уплаты таможенных пошлин на территории КНР, НДС и налог на потребление

^ 102

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2018

уплачиваются в размере 70% от установленной ставки. Правительство КНР таким образом поощряет личное потребление, поскольку данное послабление касается тех, чей годовой оборот закупок не превышает 3070 долл5.

В настоящее время в КНР реализуются требования к интернет-компаниям по хранению данных в Китае. В КНР установлены обязательные требования к сертификации и тестированию оборудования, в результате чего компаниям следует доказывать безопасность и надежность своих продуктов и раскрывать исходные коды и алгоритмы кодирования. Властям предоставлено право замораживать счета иностранцев, в том числе юридических лиц, если их подозревают в саботаже государственной информационной инфраструктуры страны6. Анализ состояния дел в интернет-экономике КНР свидетельствует о том, что для более полной реализации потенциала цифровой экономики Китай предполагает выйти за пределы использования интернета в секторах экономики, связанных с потреблением, и сделать так, чтобы цифровые технологии стали составной частью деятельности всех отраслей и предприятий.

Что касается регулирования цифровой среды в Индии, то следует отметить, что в инициативе «Digital India» не прописаны многие ключевые детали, которые могут осложнить реализацию данной программы. К их числу можно отнести отсутствие разработанной и детализированной правовой базы, отсутствие законов о конфиденциальности и защите данных, возможности злоупотребления гражданскими свободами, отсутствие парламентского надзора за электронным наблюдением в Индии, отсутствие реформ в сфере разведки в Индии, небезопасное индийское киберпространство, и т.д.7

ИТ-отрасль Индии характеризуется высокой степенью регулирования: так, в настоящее время лицензия для работы мобильных операторов связи представляет собой унифицированный документ объемом в 170 страниц. Отсутствуют единообразные правила ведения бизнеса для разного рода компаний, работающих в цифровом поле. Весьма непросто получить разрешения на работу в цифровом поле8. Разные штаты имеют собственные интернет-протоколы, которые зависят от того, какое оборудование и программное обеспечение они используют, что может привести к сбоям в подключении.

В Индии в настоящее время отсутствует законодательство, регулирующее интернет-торговлю. Национальный институт по преобразованию Индии (NITI Aayog) создал комитет высокого уровня для изучения вопросов, связанных с электронной торговлей, включая ПИИ. Продовольственная безопасность и Управление по стандартам Индии (FSSAI) также выпустили проекты норм для лицензирования онлайн-операторов пищевых продуктов. Министерство по делам потребителей также планирует регулировать электронную торговлю посредством предлагаемого нового закона о защите прав потребителей9.

5 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

103 Q

В Бразилии также государственное регулирование цифровой среды находится в стадии становления. Регулирование цифрового пространства Бразилии осуществляется Законом № 12965/14 Marco Civil da Internet, принятым в 2014 году10. Данный закон определяет принципы, гарантии, права и обязанности для тех, кто использует сеть, а также определяет руководящие принципы для действий государства. В законе определены следующие принципы работы интернета в стране11: сетевой нейтралитет, защита персональных данных от передачи третьим лицам (включая данные в технических журналах, которые провайдеры должны хранить в течение шести месяцев). Полиция, административные органы или генеральная прокуратура могут потребовать доступ к этим данным на основании судебного постановления.

В Бразилии федеральное правительство реализует ряд интернет-инициатив и программ, начиная с 2010 года. Главной программой является Национальный план широкополосного подключения (Programa Nacional de Banda Larga, PNBL)12. Согласно статистике, число широкополосных подключений в целом увеличилась на 308% в период с октября 2014 года по октябрь 201513. По оценке правительства, после принятия PNBL в 2010 произошло 94 млн подключений к широкополосному интернету14. В настоящее время число мобильных пользователей в Бразилии фиксируется 236,2 млн мобильных подключений15. PNBL обеспечивает только 0,6% от общего количества пользователей мобильных подключений 16.

Введение специального режима налогообложения (REPNBL)17 позволило дополнить PNBL путем стимулирования инвестиций в существующие телекоммуникационные сети для расширения широкополосной связи и возможностей мобильного интернета. В рамках этой инициативы Министерством связи 2015 году был запущен ряд проектов, направленных на улучшение высокоскоростного доступа в Интернет в сельских районах страны. В феврале 2013 года Постановлением 7.981/2013 установлены налоговые льготы для сектора ИКТ за счет исключения определенных категорий смартфонов от налогообложения, а именно тех, которые произведены на национальном рынке18.

Что касается государственного регулирования цифровой экономики ЮАР, то в стране в настоящее время разрабатывается Национальная комплексная политика в области ИКТ на базе Национального свода инициатив в области ИКТ 2016-2017 годов. Правительством было выделено пять приоритетных направлений финансирования программ внедрения ИКТ: государственные структуры, международная торговля, НИОКР, предпринимательство и инфраструктура19. Расходы государства на программное обеспечение в 2016 году составили 0,4% от ВВП, а по показателю «приобретение правительством передовых технологичных продуктов» ЮАР находится на 99 позиции из 138 стран20. Правительство также развивает онлайн-при-сутствие, используя интернет, когда информация в форме статей и официальных документов предоставляется для общественного контроля. В 2016 году по пока-

^ 104

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2018

зателю «предоставление правительством онлайн услуг населению» страна заняла 83 место из 138 экономик21. Южноафриканская налоговая служба (SARS) имеет интерактивный сайт, который позволяет гражданам оплачивать налоги онлайн22. Большое внимание также уделяется внедрению Национальной стратегии развития информационных технологий в сфере государственного управления на период до 2025 года, которая предусматривает реализацию создания «электронного правительства» и доступ к широкополосному интернету, в первую очередь, школам, медицинским клиникам и другим государственным учреждениям23.

Регулирование цифровой экономики в России определяется рядом документов стратегического характера. Среди них выделяется Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденная указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. .№203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы»24. В документе определяются ключевые понятия, относящиеся к цифровой экономике, характеризуется место России в современном информационном обществе и национальные приоритеты в цифровизации, формулируются мероприятия и условия, необходимые для развития информационной и коммуникационной инфраструктуры.

В июле 2017 года была принята программа «Цифровая экономика Российской Федерации»25. В программе сформулированы необходимость создания экосистемы цифровой экономики России; условия инфраструктурного и институционального характера, что позволит РФ занять достойное место в глобальной мировой системе цифровой экономики.

Глобальный характер цифровизации экономки делает очевидным необходимость экстратерриториального регулирования процессов цифровизации. Наднациональное регулирование электронной торговли только формируется. Международные принципы создания информационного общества, являющейся основой для развертывания цифровой экономики, были заложены еще в Окинавской хартии глобального информационного общества, принятой в 2000 г., в Декларации принципов «Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии» (2003 год); в Плане действий тунисских обязательств (2005 год); в Плане решений Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества, прошедшей в Нью-Йорке в 2015 г.

В рамках ВТО основы регулирования электронной торговли на многостороннем уровне заложила 2-я Министерская конференция ВТО (Женева, 1998 г.), на которой была принята Декларация о всемирной электронной торговле и введен мораторий на таможенные платежи в отношении товаров, приобретенных через телекоммуникационные системы, подтвержденный впоследствии на 8-й Министерской конференции в Женеве в 2011 г.

5 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

105 Q

Дальнейший прогресс в разработке положений, регулирующих мировую интернет-торговлю в рамках ВТО практически незрим, в виду того, что до сих пор ведутся споры по поводу определения и классификации «цифровых продуктов» и соглашений, которыми должны регулироваться онлайн-продажа товаров и услуг (ГАТС или ГАТТ) и вопрос «технологической нейтральности».

В связи с этим разделы по электронной торговле включены в соглашения о зонах свободной торговли (ЗСТ), где очевидно наличие двух противоположных подходов (американского и европейского). Для первого подхода характерно наличие положений о предоставлении цифровым товарам (ГАТТ) режима наибольшего благоприятствования, а также норм о регулировании вопросов электронной аутентификации и электронно-цифровой подписи; защиты персональных данных. В ЕС же содержание электронной торговли, как частного и специфичного случая оптовой и розничной торговли, относят к услугам, а значит, предлагают регулировать подобного рода интернет-торговлю с помощью ГАТС26.

Основу для общего подхода к регулированию мировой электронной торговли, возможно, составят результаты переговоров по Трансатлантическому торговому и инвестиционному партнерству (ТТИП), в рамках которого выработана позиция о том, что электронные передачи являются оказанием услуг, а значит, не облагаются таможенными пошлинами и к ним может применяться национальный режим и РНБ. Считается, что для образований государств, являющихся как потребителями цифрового контента, так и продавцами программного обеспечения, сочетание американского и европейского подходов к регулированию интернет-торговли будет наиболее оптимальным.

В 2016 г. странами - членами G-20 была принята Инициатива по развитию и сотрудничеству в области цифровой экономики G20. Следование принципам, задекларированным в ней в отношении развития цифровой экономики в мире, было еще раз озвучено на Конференции G20 на уровне Министров по цифровой экономике, состоявшейся в Дюссельдорфе 6-7 апреля 2017. По результатам этой конференции была представлена Декларация Министров по цифровой экономике, в которой отмечалось необходимость:

□ активизации усилий стран-участников по преодолению всех аспектов цифрового разрыва в мире;

□ создания благоприятных и прозрачных нормативно-правовых и политических условий формирования открытых конкурентных рынков;

□ обмена передовым опытом по стимулированию инвестиций и финансированию микро- , малых и средних предприятий (ММСП0, работающих в отрасли ИКТ;

□ корректировки всех форм образования и обучения в течение жизни, для раскрытия в полной мере потенциала новых цифровых технологий и развития среди населения навыков, необходимые на меняющемся рынке труда и др27.

^ 106

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2018

Следует также отметить, в декабре 2017 года на заседании министров торговли стран - членов ВТО в Аргентине обсуждался вопрос о том, должна ли ВТО начинать переговоры по вопросам цифровой торговли. 164 члена этой организации не смогли консолидировать около 25 отдельных предложений по электронной торговле, включая призыв создать центральный форум для переговоров по электронной коммерции. Хотя группа из 70 стран-членов ВТО обязалась начать работу над консолидированными правилами регулирования, можно предположить, что до достижения консенсуса еще далеко28. В настоящее время большинство региональных торговых соглашений содержат одну или несколько мер для электронного обмена данными и информацией, связанными с торговлей. При этом специальных соглашений, регламентирующих именно электронную торговлю, нет.

В отношении стран БРИКС определение оптимального подхода будет очень непростым решением. Поскольку наднациональное регулирование цифровой экономики и электронной торговли только формируется, страны БРИКС могут стать инициаторами или принять активное участие при формировании подходов к выработке норм и правил подобного регулирования. Наднациональное регулирование процессов электронной торговли находится в стадии формирования. Страны БРИКС могут и должны сотрудничать в процессе цифровизации национальных экономик, чтобы использовать все бонусы синергетического эффекта такого взаимодействия в своих интересах.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 The Global Information Technology Report 2016 Innovating in the Digital Economy [Электронный ресурс].Режим доступа: http://www3.weforum.org/docs/GITR2016/WEF_ GITR_Full_Report.pdf

2 South Africa Connect: Creating opportunity, ensuring inclusion South Africa. Broadband Policy [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gov.za/sites/default/ files/37119_gon953.pdf

3 В Китае одобрили новый закон о кибербезопасности [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:://www.vedomosti.ru/politics/news/2016/11/07/663788-kitae-odobrili-novii-zakon-kiberbezopasnosti

4 Битова А. Китай заставит иностранцев раскрыться [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:://www.gazeta.ru/tech/2016/11/07_a_10312319.shtml#page3

5 Китай отменяет таможенные сборы за товары, купленные через Интернет [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.importfromchina.ru/about-china/territoriya-kitaya/209-internet-import

6 PAUL MOZURChina's Internet Controls Will Get Stricter, to Dismay of Foreign Business [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nytimes.com/2016/11/08/business/ international/china-cyber-security-regulations.html

7 What are the advantages and disadvantages of the Digital India initiative? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.quora.com/What-are-the-advantages-and-disadvan-tages-of-the-Digital-India-initiative

S- 2018

Российский внешнеэкономический вестник

107 Q

8 Pankaj Sharma Digital regulations to propel Digital India [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://telecom.economictimes.indiatimes.com/tele-talk/digital-regulations-to-propel-digital-india/1760

9 India - eCommerce [Электронный ресурс]. Режим доступа: //www.export.gov/ article?id=India-e-Commerce

10 Marco Civil da Internet [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.planalto. gov.br/CaVIL_03/_Ato2011-2014/2014/Lei/L12965.htm

11 Интернет в Бразилии. Возникновение, стратегия, развитие и управление [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/228e12f07912 7f9644257eae003ef140Часть 3

12 Ministry of Communications, "Programa Nacional de Banda Larga" [A National Plan for High Bandwidth] news release, May 25, 2015, accessed April 7, 2015, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bit.ly/UJ4JY6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Intelligencia em Telecomunicagoes (Teleco), "Estatísticas de Celulares no Brasil," [Statistics on Mobile Phones in Brazil]accessed April 6, 2015, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.teleco.com.br/ncel.asp.

14 Ana Paula Lobo, "4G cresceu 416,55% em 2014 e chegou a 6,76 milhoes de linhas ativas no Brasil,"Universo Online, January 30, 2015, accessed July 10, 2015, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bit.ly/1NUfErD.

15 MOBILE STATISTICS [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.teleco.com.bi/

en/

16 «Cidade de SP é o 5° maior mercado da América do Sul, diz Fecomerico,» [City SP is the 5th Largest Market in South America, says Fecomercio] O Globo, January 1, 2014, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://glo.bo/1JqlYzg.

17 Hot-spots Wi-Fi no Brasil - Anatel [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.teleco.com.br/wifi.asp

18 Brasil soma 172 mil acessos de banda larga fixa em fevereiro [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://glo.bo/1ix1qzm.

19 E-commerce, Cybercrime and Cybersecurity - Status, Gaps and the Road Ahead. Review Report. Republic of South Africa [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. sbs.ox.ac.uk/cybersecurity-capacity/system/files/Review_Report_e-commerce_cybercrime%20 and% 20cybersecurity _final_0.pdf

20 The Global Competitiveness Report 2016-2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lainformacion.com/2016/09/28/the_global_competitiveness_report_2016-2017. pdf?hash=87bbaef715842b097f972f6d2e85314dfebd4b8a

21 The Global Competitiveness Report 2016-2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lainformacion.com/2016/09/28/the_global_competitiveness_report_2016-2017 pdf?hash=87bbaef715842b097f972f6d2e85314dfebd4b8a

22 SARS [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sars.gov.za/Pages/default. aspx

23 E-commerce, Cybercrime and Cybersecurity - Status, Gaps and the Road Ahead. Review Report. Republic of South Africa [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. sbs.ox.ac.uk/cybersecurity-capacity/system/files/Review_Report_e-commerce_cybercrime%20 and% 20cybersecurity _final_0.pdf

^ 108

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2018

[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sbs.ox.ac.uk/cybersecurity-capacity/ system/files/Review_Report_e-commerce_cybercrime%20and% 20cybersecurity _final_0.pdf

24 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919

25 Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/28653/

26 Электронная торговля: от ВТО к межрегиональным соглашениям. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ictsd.org/bridges

27 Декларация Министров по цифровой экономике. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/workgroup/materials

28 Some WTO members to push for e-commerce rules as broader deal fails [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.reuters.com/article/us-trade-wto-digital/some-wto-members-to-push-for-e-commerce-rules-as-broader-deal-fails-idUSKBN1E72YV

БИБЛИОГРАФИЯ:

Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/28653/

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 -2030 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919

Битова А. Китай заставит иностранцев раскрыться [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:://www.gazeta.ru/tech/2016/11/07_a_10312319.shtml#page3

В Китае одобрили новый закон о кибербезопасности [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:://www.vedomosti.ru/politics/news/2016/11/07/663788-kitae-odobrili-novii-zakon-kiberbezopasnosti

Декларация Министров по цифровой экономике. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/workgroup/materials

Интернет в Бразилии. Возникновение, стратегия, развитие и управление [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/228e12f079127i964425 7eae003ef140Часть 3

Китай отменяет таможенные сборы за товары, купленные через Интернет [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.importfromchina.ru/about-china/territoriya-kitaya/209-internet-import

Электронная торговля: от ВТО к межрегиональным соглашениям. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ictsd.org/bridges

«Cidade de SP é o 5° maior mercado da América do Sul, diz Fecomerico,» [City SP is the 5th Largest Market in South America, says Fecomercio] O Globo, January 1, 2014, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://glo.bo/1JqlYzg.

Ana Paula Lobo, "4G cresceu 416,55% em 2014 e chegou a 6,76 milhôes de linhas ativas no Brasil,"Universo Online, January 30, 2015, accessed July 10, 2015, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bit.ly/1NUfErD.

Brasil soma 172 mil acessos de banda larga fixa em fevereiro [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://glo.bo/1ix1qzm.

E-commerce, Cybercrime and Cybersecurity - Status, Gaps and the Road Ahead. Review Report. Republic of South Africa [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sbs.ox.ac.

5 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

109 Q

uk/cybersecurity-capacity/system/files/Review_Report_e-commerce_cybercrime0/o20and0/o 20cybersecurity _final_0.pdf

E-commerce, Cybercrime and Cybersecurity - Status, Gaps and the Road Ahead. Review Report. Republic of South Africa [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sbs.ox.ac. uk/cybersecurity-capacity/system/files/Review_Report_e-commerce_cybercrime%20and% 20cybersecurity _final_0.pdf

Hot-spots Wi-Fi no Brasil - Anatel [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. teleco.com.br/wifi.asp

India - eCommerce [Электронный ресурс]. Режим доступа: //www.export.gov/ article?id=India-e-Commerce

Intelligência em Telecomunicaçôes (Teleco), "Estatisticas de Celulares no Brasil," [Statistics on Mobile Phones in Brazil]accessed April 6, 2015, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.teleco.com.br/ncel.asp.

Marco Civil da Internet [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.planalto.gov. br/CCIVIL_03/_Ato2011-2014/2014/Lei/L12965.htm

Ministry of Communications, "Programa Nacional de Banda Larga" [A National Plan for High Bandwidth] news release, May 25, 2015, accessed April 7, 2015, [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bit.ly/UJ4JY6.

MOBILE STATISTICS [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.teleco.com.br/

en/

Pankaj Sharma Digital regulations to propel Digital India [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://telecom.economictimes.indiatimes.com/tele-talk/digital-regulations-to-propel-digital-india/1760

PAUL MOZURChina's Internet Controls Will Get Stricter, to Dismay of Foreign Business [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nytimes.com/2016/11/08/business/ international/china-cyber-security-regulations.html

SARS [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sars.gov.za/Pages/default.aspx Some WTO members to push for e-commerce rules as broader deal fails [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.reuters.com/article/us-trade-wto-digital/some-wto-members-to-push-for-e-commerce-rules-as-broader-deal-fails-idUSKBN1E72YV

South Africa Connect: Creating opportunity, ensuring inclusion South Africa. Broadband Policy [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gov.za/sites/default/files/37119_ gon953.pdf

The Global Competitiveness Report 2016-2017 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lainformacion.com/2016/09/28/the_global_competitiveness_report_2016-2017.pdf? hash=87bbaef715842b097f972f6d2e85314dfebd4b8a

The Global Information Technology Report 2016 Innovating in the Digital Economy [Электронный ресурс].Режим доступа: http://www3.weforum.org/docs/GITR2016/WEF_GITR_ Full_Report.pdf

What are the advantages and disadvantages of the Digital India initiative? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.quora.com/What-are-the-advantages-and-disadvantages-of-the-Digital-India-initiative

^ 110

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2018

BIBLIOGRAFIYA:

Programma «Cifrovaya ehkonomika Rossijskoj Federacii» [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://government.ru/docs/28653/

Strategiya razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017 - 2030 gody [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919

Bitova A. Kitaj zastavit inostrancev raskryt'sya [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:://www.gazeta.ru/tech/2016/11/07_a_10312319.shtml#page3

V Kitae odobrili novyj zakon o kiberbezopasnosti [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https:://www.vedomosti.ru/politics/news/2016/11/07/663788-kitae-odobrili-novii-zakon-kiberbezopasnosti

Deklaraciya Ministrov po cifrovoj ehkonomike. [EHlektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/dmi/workgroup/materials

Internet v Brazilii. Vozniknovenie, strategiya, razvitie i upravlenie [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/228e12f079127f9644257eae003e f140CHast' 3

Kitaj otmenyaet tamozhennye sbory za tovary, kuplennye cherez Internet [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.importfromchina.ru/about-china/territoriya-kitaya/209-internet-import

EHlektronnaya torgovlya: ot VTO k mezhregional'nym soglasheniyam. [EHlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://www.ictsd.org/bridges

5 - 2018

Российский внешнеэкономический вестник

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.