Научная статья на тему 'Особенности развития экономики республики Узбекистан'

Особенности развития экономики республики Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3309
375
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бегимова Д. К.

В статье рассмотрены этапы становления и дальнейшего социально-экономического развития Республики Узбекистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития экономики республики Узбекистан»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5/2019

УДК-33

Бегимова Д.К.

Ташкентский финансовый институт ассистент кафедры «Бизнес и предпринимательство», Узбекистан

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Аннотация:

В статье рассмотрены этапы становления и дальнейшего социально-экономического развития Республики Узбекистан.

Ключевые слова:

экономика, стратегия действий, инновационное развитие, либерализация, диверсификация,

модернизация, конкурентоспособность.

Abstract:

The article considers the stages of formation and further socio-economic development of the Republic of Uzbekistan.

Key words:

economy, strategy of action, innovative development, liberalization, diversification,

modernization, competitiveness.

Дальнейшее развитие и либерализация экономики являются одним из важных направлений, определённых в Стратегии действий по развитию Республики Узбекистан на 2017-2021 гг. В ней предусмотрены достижение макроэкономической стабильности и устойчивых темпов роста экономики и её отраслей, углубление структурных и институциональных преобразований, повышение конкурентоспособности производимой продукции за счёт углублённой переработки минерально-сырьевых ресурсов, развитие потенциала регионов, районов и городов, интенсивное развитие сельского хозяйства.

После приобретения независимости по итогам проведения первого этапа реформ была сформирована нормативно-законодательная основа, создавшая условия для формирования класса предпринимателей, конкурентной среды, рыночной инфраструктуры и создания фундамента рыночных отношений. На этом этапе наряду с преодолением последствий влияния на экономику страны административно-командной системы сформировались новые экономические отношения собственности, зародился и стал поступательно развиваться класс собственников-предпринимателей. Интенсивное развитие малого бизнеса и частного предпринимательства при всемерной поддержке государства сопровождалось процессами приватизации и демонополизации. Так, к концу 1994 года 54000 предприятий изменили формы хозяйствования, из них 34% преобразовались в частные, 48% - в акционерные, 16% - в коллективные, 1% - в арендные. В результате роста доли негосударственного сектора в экономике страны в 1995 году 44% промышленной, 97% сельскохозяйственной продукции производилось на предприятиях и в хозяйствах негосударственного сектора, в торговле негосударственный сектор составил около 82%.[1]

Следующий, второй этап реформ в Узбекистане был направлен на укрепление и стабилизацию финансового сектора. В результате в структуре экономики появились новые отрасли и сектора. Объем иностранных инвестиций, привлечённых в реальный сектор экономики, превысил 10 млрд. долл., из которых только в 1996 г. было освоено более 3,6 млрд. долл. В итоге страна обеспечила свою топливно-энергетическую и зерновую независимость, укрепила промышленность. Государство сумело создать условия для перехода от стабилизации к устойчивому экономическому росту.

Переход к устойчивому экономическому росту - третий этап реформ, с 1998 года по 2000 год. На этом этапе был создан фундамент современной экономики, достигнута макроэкономическая стабильность, осуществлена большая работа по созданию новых институтов и органов управления. Радикальные

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5/2019

изменения претерпела финансовая, налоговая и кредитно-денежная системы. Только в течение 1998 года объем ВВП увеличился на 4,4%, промышленного производства - на 5,8%, а сельского хозяйства - на 4%. Финансовый кризис 1998 г., прошедший во многих развитых странах мира, не мог не отразиться на финансово-промышленном положении Узбекистана. Но он не приостановил поступательного движения республики в осуществлении экономических преобразований. В этот период продолжался процесс разгосударствления. В 1999 г. доля негосударственного сектора в ВВП составила 64,5%, в промышленности - 64%, в сельском хозяйстве - 98,7%, 74,2% населения занято на приватизированных предприятиях. Так, по оценкам зарубежных источников, по темпам роста промышленного производства в конце 90-х годов XX века наша республика вышла на одно из первых мест среди стран СНГ: 117% в 1999 г. к уровню 1991г., в то время как в России этот показатель составлял 45%, Украине - 44%, Казахстане - 41%. В 2000 г. объём промышленного производства достиг в Узбекистане 1 трлн. 980,6 млрд. сумов.

Современный этап развития экономики Узбекистана начался с 2008 года и продолжается по настоящее время. Он характеризуется началом мирового финансово-экономического кризиса. Диверсифицированная структура внешнеторгового оборота Узбекистана, которая явилась результатом следования принципам «узбекской модели» развития, стала надёжной в условиях экспансии мирового экономического кризиса. Антикризисная программа (2009-2015 гг.), реализуемая в республике, продемонстрировала эффективность мер, направленных на обеспечение устойчивости и дальнейшего развития экономики даже в нелёгких условиях кризиса, на продолжение важнейших социальных программ, которые призваны повысить уровень занятости и благосостояния населения. Согласно рейтингу, авторитетного Всемирного экономического форума, Узбекистан входит в пятёрку стран с самой быстро развивающейся экономикой в мире по итогам 2016-2017 годов.

Выступая на совместном заседании Олий Мажлиса 14 декабря 2016 года, Президент Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёев отметил следующее: «Модернизация отраслей и регионов, повышение их конкурентоспособности, развитие экспортного потенциала всегда будут находиться в центре нашего внимания. Для этого надо ещё более активно привлекать во все сферы иностранные инвестиции, передовые технологии, в том числе информационно-коммуникационные. Именно на этой основе мы сможем достичь увеличения до 2030 года объёма валового внутреннего продукта более чем в 2 раза». чтобы добиться такого роста ВВП, достаточно обеспечить среднегодовые темпы прироста на уровне 4,8 процента, тогда как за истекшие 11 лет среднегодовые темпы роста ВВП в стране составили не менее 8 процентов. [2] Согласно публикуемым прогнозам темпы роста ВВП республики к 2020 году составят 6,8%, что означает сохранение позитивной динамики. При этом ВВП на душу населения по прогнозу вырастет до 2229 долл. США к 2020 г.

Узбекистан является одной из индустриально развитых республик Центрально-азиатского региона. Около 24% его ВВП формируется в промышленности.

Узбекистан имеет самую диверсифицированную экономику в регионе. В доле всего произведённого странами Центральной Азии конечного продукта доля Узбекистана, по данным Государственного комитета по статистике, составляет 80% минеральных удобрений, 94% химических волокон, 54% естественного газа, 59% цемента, 65% хлопка-сырца.

В Узбекистане на всех этапах экономических реформ ведущую роль играет государство. И сегодня государственная поддержка, направленная на продолжение и углубление прогрессивных структурных преобразований, процессов обновления жизни нашего общества, даёт мощный импульс для ещё большего повышения потенциала, устойчивости и сбалансированности национальной экономики, реализации важнейших социальных проектов с целью дальнейшего улучшения качества жизни населения страны.

Список использованной литературы:

1. Юлдашев Ш.Г., Зокирова Н.К., Ходжаева М.Я. Узбекская модель - как фактор развития национальной экономики / Под общ. ред. д.э.н., проф. К.Х. Абдурахманова: Монография. - Т.: Ташкентский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. - С. 22-39.

2. Доклад Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева, посвящённый итогам 2016 года и

{ ™ }

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 5/2019

важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2017 год. Источник: http://fundamental-economic.uz/article.

3. Сатторкулов О. Т., Янгибоев Б. Ф. Структурные сдвиги в экономике Узбекистана // «Молодой ученый». - 2016. - №11. - С. 94-96.

© Бегимова Д.К., 2019

УДК 330.101.5

А.С. Буйневич

магистрант 2 курс ТЭИ СФУ annadragon96@gmail.com И.В. Петрученя канд. экон. наук, доцент ТЭИ СФУ petrucheny@gmail. com

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ РАСЧЕТА СРОКА ОКУПАЕМОСТИ БИЗНЕС-ПЛАНОВ

Аннотация

Как универсальный показатель срок окупаемости используется при выборе наилучших вариантов деятельности предприятий, касающихся проектных и технических решений, реализации товаров, технологии производства и др.

В современных условиях хозяйствования определение срока окупаемости является одним из наиболее быстрых и простых способов определения инвестиционной привлекательности проектов, но данный расчет не всегда верен и универсален, с чем и предложено справится методикой, описанной далее.

Ключевые слова:

Бизнес-план, методика бизнес-планирования, срок окупаемости бизнес-плана, расчет срока окупаемости, метод расчета.

В современных условиях хозяйствования определение срока окупаемости является одним из наиболее быстрых и простых способов определения инвестиционной привлекательности проектов. Для принятия окончательного инвестиционного решения необходимо прежде всего располагать информацией о характере полного возмещения затрат, а также о соответствии уровня дополнительного получаемого дохода степени риска неопределенности достижения конечного результата. Как универсальный показатель срок окупаемости используется при выборе наилучших вариантов деятельности предприятий, касающихся проектных и технических решений, реализации товаров, технологии производства и др.

Тем не менее в экономической литературе, помимо достоинств этого показателя отмечается ряд недостатков, в числе которых выделяют отсутствие учета временной стоимости денег, невысокую точность в расчетах в силу применения укрупненных показателей (общей суммы расходов, частоты разбивки срока жизни проекта на интервалы расчета, общего притока денежных средств) и др. В связи с этим, зачастую исследование этого показателя сводится лишь к его расчету и оценке полученного значения.

Для повышения качества оценки эффективности бизнес-плана предприятий, увеличения точности определения временного интервала возвратности вложенных средств, а также перспектив получения прибыли, на наш взгляд, целесообразно выделить следующую последовательность определения и оценки показателя - срока окупаемости бизнес-плана (рисунок 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.