УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ УЗБЕКИСТАНА
Мирсаидова Шахноза Ареслонбековна
Узбекистан, Ташкент, «Институт прогнозирования и макроэкономических исследований» при кабинете министров республики Узбекистан, старший научный сотрудник-соискатель
ABSTRACT_
All world practice, experience of the developed countries, confirm convincingly, about a major role and place of industry in the structure of economy. With steady development of industry of связанны : macroeconomic and social stability, economic, power, food, technological and innovative security of country, level and quality of life of population. The modern state of national economy requires providing of the strong balanced growth of all industries of the industrial production sent to more complete satisfaction of necessities of population of country in modern, competitive products. In the article the attained results of Uzbekistan are considered an author and analysed in development of industry, and also problems are certain and ways are offered for further to stimulation and purposeful steady development of industry.
© 2018 The Author.
В Узбекистане динамичное и устойчивое развитие промышленности отнесены к числу приоритетных направлений в реализации политики структурных преобразований и модернизации экономики страны.
Согласно Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 гг. предусмотрены увеличение в структуре экономики доли промышленности, дальнейшая ее модернизация диверсификация путем перевода на качественный новый уровень, опережающее развитие высокотехнологичных производств, с высокой добавленной стоимостью на базе глубокой переработки местных сырьевых ресурсов. Развитие и реформирование промышленности за годы независимости осуществлялось в рамках проводимой политики макроэкономической стабильности, структурных и институциональных преобразований, обеспечения устойчивого экономического роста. На начальном этапе реформ основные усилия были направлены на поддержание развития стратегически важных сырьевых, добывающих и импортозамещающих производств, обеспечению энергетической и продовольственной безопасности страны.
Следует отметить, достаточно слабый уровень национального потребительского рынка в начале преобразований, что даже приходилось завозить такие промышленные товары ежедневного и массового потребления, как соль, гвозди, спички, мясо-молочные продукты, сахар, детское питание.
В результате принятой стратегии в 1991-1995гг. удалось обеспечить энергетическую безопасность и рост экспорта, а также продукции топливно-энергетического комплекса и цветной металлургии, при минимальном спаде промышленного производства (8,4 %) по сравнению с другими странами СНГ.
Начиная с 1995 г. структурные преобразования в промышленности, прежде всего, были направлены на достижение устойчивых темпов развития в целом, в т.ч. приоритетных отраслей через государственные целевые программы и инвестиционные проекты, ориентированные на экспорторасширение и дальнейшее импортозамещение. (Таблица 1)
Благодаря принятым конкретным мерам по обеспечению устойчивого развития промышленности, ее объем за годы независимости (1991 - 2015 гг.) возрос в 4,3 раза, в т.ч. легкой промышленности в 6,7 раза, пищевой промышленности в 9.3 раза, машиностроение почти 20,0 раза, химическая и нефтехимическая в 4,1 раза, топливная в 2,4 раза. Качественные сдвиги в развитии промышленности подтверждаются следующими индикаторами:
- промышленность стала основной отраслью, обеспечивающей устойчивые высокие темпы экономического роста (доля промышленности в ВВП возрос с 11 % до 26 %);
- снижение доли топливно-сырьевых отраслей (за годы независимости с 67,0 % до 40 %) и повышение доли перерабатывающих отраслей с (33,0 % до 60,0 %);
ARTICLE INFO_
Received 16 January 2018 Accepted 31 January 2018 Published 10 February 2018
KEYWORDS
Steady development of industry,
organizationally is an economic mechanism, raw material sector, human factor
- опережающее развитие отраслей с высокой добавленной стоимостью (доля машиностроения в общем объеме промышленности возросла с 11,6 % в 1991г. до 16,4 % в 2015г., соответственно пищевой промышленности с 14,80 % до 18,0 %);
- обеспечение продовольственной безопасности (за счет организации производства основных продуктов питания и хлебобулочные изделия, мясомолочной продукции, сахара и других);
- широкомасштабная локализация промышленного производства дала возможность освоения более 600 новых видов продукции, прежде всего непродовольственных товаров (кондиционеры, телевизоры, электрические плитки, холодильники, электродвигатели, мебель, спортивный инвентарь, детские игрушки, одежда и обувь) и другие;
созданы новые отрасли промышленности, такие как автомобилестроение, нефтегазовое машиностроение, нефтегазовая и химическая промышленность, современных строительных материалов, железнодорожное машиностроение, бытовая электроника, фармацевтика и ряд другие;
построены крупные промышленные объекты международного масштаба, как Бухарский нефтеперерабатывающий завод, Шуртанский и Устюртский газохимические комплексы, заводы по производству легковых и грузовых автомобилей, Кунградский содовый завод, Дехканобадский завод калийных удобрений и другие;
кардинальные институциональные преобразования привели к существенному росту доли негосударственного сектора в промышленности с 25,0 % в 1991г. до 95,0 в 2015г. доля малого бизнеса в объеме промышленного производства за этот период почти с нуля возрос до 32,0 %;
- социальная ориентированность устойчивого развития выражается не только существенным ростом объема производства потребительских товаров (с 27,0 % в 2005г. до 40,0 % в 2015г), но и обеспечением занятости быстрорастущих трудовых ресурсов, формированием квалифицированных рабочих кадров, инженерно-технического персонала, отвечающих современным требованиям научно-технического прогресса;
- динамичный рост экспортного потенциала промышленности (за 2005-2015гг. экспорт промышленной продукции вырос в 2,2 раза, при среднегодовом приросте более 10,0 %);
ускоренное развитие промышленных предприятий регионального значения, представляющий в основном малый бизнес, который играет большую роль в региональном использовании местных природно-экономических ресурсов. Доля регионального промышленного производства за 2005-2015гг. возросла с 15,5 % до 34,5 %.
Таблица 1. Динамика и структура промышленного производства в Узбекистане
Основные отрасли промышленности Структура в % Рост (снижение) за 1991-2015гг. в %
1991г. 2000г. 2005г. 2010г. 2015г.
Топливная 3,7 15,3 16,2 19,8 13,3 243,2
Черная металлургия 0,8 1,2 2,3 2,4 2,3 232,4
Цветная металлургия 9,7 10,2 17,1 10,9 8,3 106,1
Химическая 4,0 5,7 5,2 5,1 5,1 405,8
Машиностроение 11,6 9,8 13,0 16,1 16,4 2061,0
Промышленность строительных материалов 4,3 5,4 3,6 4,9 5,0 229,1
Легкая 39,8 19,1 16,6 13,3 16,7 666,6
Пищевая 14,8 13,3 8,2 12,8 18,2 925,1
Источник: расчеты и оценки автора согласно данным Госкомстата Республики Узбекистана.
Наряду с количественными и качественными положительными сдвигами в обеспечении устойчивого развития промышленности Узбекистана имеется ряд системных проблем, требующих своего решения. К их числу можно отнести:
- наличие структурных диспропорций связанных с относительно недостаточным уровнем вклада промышленности в развитие экономики, исходя из имеющегося природно-экономического потенциала страны (в индустриальных странах доля промышленности в ВВП превышает 40 %);
- несбалансированность роста объема производства в топливной промышленности с наращиванием минерально-сырьевой базы;
- недостаточность организации производства от сырья до готовой продукции с переходом на полный цикл глубокой переработки цветных металлов, химического сырья, хлопка-волокна, овощей, фруктов, винограда и другой сельскохозяйственной продукции;
- угроза технической и технологической безопасности страны (доля машиностроения в общем объеме промышленности составляет 15,4 % при пороговом значении не менее 20,0 %);
высокий уровень государственного присутствия в активах крупных промышленных предприятиях, акционерных обществах и других структурах, а также сложившаяся доля малого бизнеса (29,5 %) в промышленности не отвечает требованиям сегодняшнего дня;
недостаточный уровень использования научного и инновационного потенциала, что создает условия технологического отставания (уровень расходов на НИОКР в объеме ВВП составляет 0,3 % при значении этого показателя в индустриальных странах 2,0 %-3,0 %, а доля высокотехнологичной продукции всего составляет 1,6 %, что значительно ниже в развитых странах мира);
- межрегиональная дифференциация по производству промышленной продукции достигает 6,0 раз, а на уровне областей более 100 раз, что отрицательно влияет на социально-экономическое развитие регионов, особенно в сельской местности.
Вторым важным направлением системных проблем, недостаточное эффективное развитие промышленности. Это высокий уровень физического износа основных производственных фондов (в среднем 50,0 %), что оказывает негативное влияние на конкурентоспособность производимой продукции. Снижает уровень конкурентоспособности промышленных предприятий, неэффективное использование материально-сырьевых ресурсов. (материалоемкость)
Так, уровень капиталоемкости, материалоемкости и энергоемкости промышленного производства в 2,0-3,0 раза превышает уровень развивающихся стран.
Среди социальных аспектов устойчивого развития промышленности, следует отметить ее недостаточный вклад в обеспечении занятости за счет развития трудоемких производств, качественное несоответствие спроса на рабочую силу с ее предложением. Структура подготовки кадров в профессиональных колледжах и высших учебных заведениях не соответствует потребностях развивающихся отраслей, прежде всего высокотехнологичных производств.
К числу организационно-экономических механизмов, требующих дальнейшего совершенствования относится: отсутствие единого органа государственного регулирования устойчивого развития промышленности; макроэкономических регуляторов по обеспечению устойчивости национальной валюты, тарифных и бюджетно-налоговых инструментов; необходимость перехода к системе менеджмента в промышленности с учетом международных стандартов.
Следует отметить, что Узбекистан имеет благоприятные условия и предпосылки по обеспечению устойчивого развития промышленности.
Важнейшими факторами и предпосылками устойчивого развития промышленности на перспективу выступает потенциальный спрос на продукцию на внутреннем и мировом рынках. Прежде всего, это отрасли сырьевого сектора: цветная металлургия, нефтегазовый и агропромышленный комплекс, которые отличаются конкурентными преимуществами.
В целях обеспечения сбалансированности производимой продукции с соответствующей сырьевой базой на период 2017-2021 годы разработана Программа по воспроизводству минерально-сырьевых ресурсов. Предусматривается прирост запасов и ресурсов, более 35 видам полезных ископаемых, в т.ч. золото, серебро, уран, медь, свинец, цинк, редкие металлы, железо, марганец, уголь, природный газ, нефть, калий, фосфорные камни, инертные материалы, имеющих конкурентных преимуществ.
В перспективе существенно возрастает роль и значение человеческого фактора в развитии промышленности. Согласно прогноза Министерства экономики Республики Узбекистан к 2030 г. численность населения Узбекистана возрастет на 18,5 % (относительно к 2015г.) и достигнет 37,6 млн. чел., что составит более половины населения Центральной Азии. Прежде всего, человеческий потенциал формирует внутренний спрос, а также становится востребованным для обеспечения устойчиво высокие темпы развития промышленности, через создание новых высокотехнологичных рабочих мест и решения наиболее острой социальной проблемы занятости населения.
Снижение удельных затрат энергетических и материальных ресурсов и соответственно себестоимости продукции выступает важным резервом устойчивого развития промышленного производства. Расчеты показывает, что уменьшение ресурсоемкости на 8,0 % будет способствовать дополнительному приросту продукции на 5-6 % по энергоемкости, на 1,0 % по материалоемкости, на 10 % капиталоемкости.
Потенциал углубления переработки сырья и локализации производства на базе местных ресурсов выступает существенным резервом роста перерабатывающих отраслей промышленности. Согласно расчетам, повышение уровня переработки хлопка-волокна на 1,0 % дает возможность увеличения объемов производства текстильной промышленности на 3,5 %, соответственно, переработка плодов и овощей обеспечит прирост объема продукции пищевой промышленности на 4,1 %.
Так, экспортировать готовую продукцию, полученную из хлопка во много раз выгодно. Из 100кг хлопка-сырца получается 35 кг волокна, а из нее 3000 метров ткани. При средней цене 1 кг хлопка волокна на мировом рынке 1,1 -1,.2 долл, пряжа из него оценивается 2-5 долл, а цена
готовой продукции увеличивается в 1,5-3,0 раза. Здесь налицо десятикратное увеличение стоимости продукции и прибыли.
В будущем самые передовые позиции будут принадлежать инновационному потенциалу активизации промышленности. Для Узбекистана оптимальным направлением стратегии использования инновационного потенциала является сочетание заимствования и адаптации зарубежных передовых технологий с формированием собственной национальной системы разработки и внедрения инновационных промышленных продуктов.
Главная цель стратегии развития промышленности Узбекистана - повышение эффективности на внутреннем и внешнем рынках и обеспечение ее устойчивого развития. При этом основными задачами поставленной цели выступают: укрепление энергетической, продовольственной и технологической безопасности страны; обеспечение сбалансированности минерально-сырьевой базы с наращиванием производственных мощностей; эффективное использование имеющихся сравнительных конкурентных преимуществ; повышение конкурентоспособности путем стимулирования ресурсосбережения; развитие экспортоориентированных и высокотехнологичных производств; создание комплекса взаимосвязанных производств от сырья до готовой продукции; опережающее развитие частного сектора и малого бизнеса; дальнейшее совершенствование организационно-экономических механизмов обеспечения устойчивого развития промышленного производства.
Официально правительством страны определены целевые ориентиры развития промышленности до 2030 года. Это повышение доли промышленности (включая строительство) до 40,0 % в ВВП. Для достижения поставленной цели разработана и реализуется Программа структурных преобразований, модернизации и диверсификации производства на 2015-2019 годы. Более долгосрочный характер имеет реализация специальных программ, направленных на развитие химической промышленности, переработки цветных и редких металлов, углеводородного сырья, текстильной, кожевенно обувной, фармацевтической промышленности, переработки плодоовощной продукции и развитие производства строительных материалов. В рамках этих программ намечается реализация 657 крупных инвестиционных проектов общей стоимостью 40,0 млрд. долл, что позволит за 2017-2021 гг. увеличить объем промышленного производства в 1,5 раза.
Как показывают расчеты, в результате выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью объемы производства нефтехимической продукции могут быть увеличены с освоением новых ее видов к 2030 году в 3,2 раза, изделий из цветных металлов в 2,2 раза, черных металлов в 2,3 раза, продукции химической промышленности в 3,2 раза. Углубленная переработка хлопка-волокна, фруктов и овощей по современным технологиям позволит увеличить к 2030 году текстильную и легкую промышленность в 5,6 раза, плодоовощную продукции в 5,7 раза. [1]
В целом за 2015-2030 гг. объемы промышленного производства намечены увеличить в 4,5 раза, в основном за счет опережающего развития легкой и пищевой промышленности, машиностроения, промышленности строительных материалов.
Намечаемые структурные сдвиги в производстве промышленной продукции направлены на: дальнейшее развитие высокотехнологичных отраслей; повышение эффективности и конкурентоспособности; расширение готовых товаров пользующихся повышенным спросом на мировом рынке; активное привлечение прямых иностранных инвестиций; совершенствование мобилизации организационно-экономического механизмов устойчивого развития.
Реализация поставленной цели и задач устойчивого развития промышленности во многом связаны с дальнейшей либерализацией экономики, развитием институциональных и структурных реформ, совершенствованием регулирования, в т.ч. корпоративного управления; широким внедрением эффективных форм привлечения инвестиций и мобилизации потенциала предпринимательства; улучшением макроэкономического климата и деловой среды, повышением качества подготовки и переподготовки кадров; стимулированием регионального развития.
В части законодательно-правового обеспечения устойчивого развития промышленности целесообразно постоянный их мониторинг и повышение эффективности функционирования различных организационных форм объединений предприятий (ассоциации, союзы, акционерные общества, холдинговые компании, корпорации и др.) в целях четкого разграничения их функций и задач, разделения ответственности по управлению собственности, степени участия государства в этих процессах.
В организационно-институциональном плане важным представляется формирование единого органа, отвечающего за промышленную политику. Целесообразно создание Министерства промышленности и торговли на базе Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли и Госкомконкуренции.
Основными задачами данного министерства является проведение единой промышленной и научно-технической политики, разработка необходимых организационно-правовых и нормативных документов, регулирование создания различных организационных форм деятельности, стимулирование экспорт ориентированных высокотехнологичных производств.
В Узбекистане основным организационно-экономическим механизмом развития промышленности и ее отраслей являются государственные целевые программы, рассчитанные на среднесрочный период. Здесь можно выделить Программу мер по обеспечению структурных преобразований, модернизации и диверсификации производства на 2015-2019гг., утвержденный Указом Президента Республики Узбекистан от 4 марта 2015 г.
В программе определены приоритетные направления устойчивого развития промышленности, предусматривающие:
- последовательную модернизацию в электроэнергетике и использования солнечной энергии;
- увеличение производства продукции в нефтегазовой и нефтехимической промышленности на основе глубокой переработки природного газа;
- диверсификация химической промышленности путем внедрения современных технологий производства;
- расширение локализации и импортозамещения по производству продукции машиностроения, в т. ч. электронно-технической продукции;
- существенное расширение производства с применением современных технологий текстильной, кожевенно-обувной, пищевой и фармацевтической промышленности на базе углубленной переработки местного сырья.
Дальнейшее развитие и конкретизацию данная программа получила путем разработки правительством 8 специальных программ, направленных на развитие химической промышленности, переработки цветных и редких металлов, углеводородного сырья, текстильной, кожевенно-обувной, фармацевтической промышленности, переработки плодоовощной продукции и производства строительных материалов.[2]
Разработана также отдельная программа по развитию текстильной промышленности, ориентированной на глубокую переработку местного сырья.
Государственные целевые программы имеют конкретные меры, сроки их реализации, ответственных исполнителей, финансовое обеспечение, организационно-экономические механизмы. Вместе с тем, целевые программы носят в определенной мере разрозненный характер, не увязаны с единой долгосрочной стратегией устойчивого развития промышленности и общей нормативно-методической базой их разработки утвержденный правительством.
Следующим организационно-экономическим механизмом широко используемым в Узбекистане для стимулирования и поддержки устойчивого развития промышленности выступают свободные экономические зоны. В настоящее время функционируют свободные экономические зоны «Навои», «Ангрен» и «Джизак». Согласно Указа Президента Республики Узбекистана от 12 января 2017г. принято решение о создании свободных экономических зон «Ургут» в Самаркандской вилояте, «Гиждуван» в Бухарском вилояте, «Коканд» в Ферганском вилояте и «Хазарасп» в Хорезмском вилояте.
Свободным экономическим зонам представлены следующие льготы и преференции:
- участники зоны освобождаются от уплаты земельного налога на имущество юридических лиц, налога на обустройство и развитие социальной инфраструктуры, единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий;
участник зоны освобождаются от уплаты таможенных платежей за оборудование, сырье, материалов и комплектующих изделий завозимых для собственных производственных нужд.
Данные льготы представляются на срок от 3 до 10 лет в зависимости от объема инвестиций. При этом законодательством установлен минимальный критерий привлечения иностранной инвестиции не менее 150 тыс. долл., при его доле в уставном капитале предприятия 30,0 %. Исходя из мировой практики представляется целесообразным законодательно данный критерий снизить до 100 тыс. долл, что даст возможность для дальнейшего ускорения привлечения не только прямых иностранных инвестиций, но и развитию совместных предприятий с иностранными инвестициями.
В настоящее время в республике не получили должного развития в целях стимулирования расширения небольших промышленных производств на базе богатого природно-экономического потенциала такие организационные зоны как промышленные зоны и центры в регионах страны. Для создания и эффективного функционирования промышленных зон и центров необходимо создание режима наибольшего благоприятствования для отечественных инвесторов. Это налоговые, таможенные и кредитные льготы, создание за счет государственных средств объектов производственной инфраструктуры (автомобильные дороги, электроснабжение). Важно создание относительно благоприятных условий, включая оплату
труда и социальное обеспечение для привлечения молодых выпускников профессиональных колледжей, высших учебных заведений, прежде всего для работы в индустриальных высокотехнологичных производствах, за счет государственных субсидий.
Представляется целесообразным для сбалансирования спроса и предложения на высококвалифицированные и инженерно-технические кадры разработать специальную дорожную карту системной подготовки и переподготовки молодежи к работе в промышленных предприятиях, особенно в высокотехнологичных, путем внедрения различных стимулирующих механизмов (оплата и условия труда, непрерывное обучение, карьерный рост, стажировка за рубежом, социальное обеспечение и др.).
Обеспечение устойчивого развития промышленности на перспективу требует обратить особое внимание на комплексное развитие территорий, где сконцентрированы основные факторы и условия для размещения промышленных предприятий. В этой связи необходимо опережающие наращивание промышленного потенциала в слаборазвитых регионах и сельской местности, создание специального фонда развития промышленности в отдельных территориях, укрепление потенциала местных бюджетов.
Представляется целесообразным в рамках совершенствования макроэкономических механизмов для дальнейшего стимулирования и целенаправленного устойчивого развития промышленности:
- разработка схемы развития и размещения производительных сил Узбекистана на долгосрочную перспективу;
- разработка долгосрочной стратегии развития и размещения промышленности с учетом обеспечения энергетической, продовольственной и технологической безопасности;
- обеспечение сбалансированности и устойчивости денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и внешнеэкономической политики; эффективное использование резервов и потенциала инвестиционно-структурных преобразований;
- создание и развитие государственных и частных институтов занимающихся поддержкой и стимулированием устойчивого развития промышленности.
В целом обеспечение приоритетной задачи по устойчивому развитию промышленности в Узбекистане требует осуществить комплекс мер по созданию благоприятных законодательных, институциональных, макро- экономических условий и предпосылок для иностранных и отечественных предпринимателей.
ЛИТЕРАТУРА
1. И. Каримов.(2016) Доклад на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015г и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год. Народное слово. 16 января 2016г.
2. «О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан». Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017г.
3. ООН (2016). Цели устойчивого развития 2016г.//https:sustainable development.un.org.