УДК 316.477
Ташлыков Алексей Александрович - преподаватель кафедры социологии, политологии и регионоведения ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет» (г. Хабаровск). E-mail: [email protected]
А.А. Ташлыков A.A. Tashlykov
Особенности развития человеческого капитала в системе среднего профессионального образования в России
В статье рассматриваются проблемы развития человеческого капитала в системе среднего профессионального образования в России.
Features of development of the human capital in the system of secondary
professional education in Russia
In the article the problems of development of the human capital in the system of secondary professional education in Russia are considered.
Ключевые слова: человеческий капитал, человеческие ресурсы, знания, система образования, среднее профессиональное образование, интеллектуальный потенциал, инвестиции.
Keywords: human capital, human resources, knowledge, education system, secondary professional education, intellectual potential, investments.
Качество человеческого капитала общества, в том числе подготовка специалистов со средним профессиональным образованием являются одними из приоритетных национальных проблем [1].
В 2001 г. система среднего профессионального образования России отметила свой 300-летний юбилей.
Среднее профессиональное образование является важной составной частью российского образования, развивается как звено в системе непрерывного образования, призванного удовлетворять потребности личности, общества и государства в получении гражданами среднего образования и профессиональной квалификации специалиста среднего звена.
Таблица 1
Образовательные учреждения среднего профессионального образования
(на начало учебного года) [2, с. 236]
Годы Число учреж- дений В них студентов всего, тыс. чел. в том числе обучавшихся на отделениях На 10000 чел. населения приходилось студентов
очных очно- заочных (вечерних) заочных экстернат
Все образовательные учреждения среднего профессионального образования
2000/01 2703 2360,8 1721,5 93,4 540,1 5,8 162
2005/06 2905 2590,7 1960,3 70,7 549,4 10,3 181
2006/07 2847 2514,0 1911,0 64,4 527,3 11,4 176
2007/08 2799 2408,2 1822,7 59,4 511,4 14,7 169
2008/09 2784 2244,1 1678,0 53,3 498,8 14,0 157
2009/10 2866 2142,1 1588,9 53,5 484,9 14,8 150
2010/11 2850 2125,7 1578,2 54,3 479,8 13,5 149
2011/12 2925 2081,7 1569,1 53,1 449,3 10,2 146
Государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования
2000/01 2589 2308,6 1697,6 86,9 519,2 4,9 158
2005/06 2688 2473,0 1887,5 66,8 510,3 8,4 173
2006/07 2631 2388,9 1836,0 60,4 482,8 9,7 167
2007/08 2566 2288,5 1749,2 55,1 472,4 11,8 160
2008/09 2535 2136,1 1614,7 50,8 458,8 11,8 150
2009/10 2564 2052,3 1534,9 51,7 452,8 13,0 144
2010/11 2586 2026,8 1518,4 51,9 445,1 11,4 142
2011/12 2665 1984,0 1506,9 50,0 418,0 9,1 139
Негосударственные образовательные учреждения среднего профессионального образования
2000/01 114 52,2 23,9 6,5 20,9 0,9 4
2005/06 217 117,7 72,8 3,9 39,1 1,9 8
2006/07 216 125,2 75,0 4,0 44,5 1,7 9
2007/08 233 119,7 73,5 4,3 39,0 2,9 8
2008/09 249 108,0 63,3 2,5 40,0 2,2 8
2009/10 302 89,8 54,0 1,9 32,1 1,8 6
2010/11 264 98,9 59,8 2,4 34,7 2,0 7
2011/12 260 97,7 62,2 3,1 31,3 1,1 7
С распадом советского государства система образования, как и многие иные социальные институты общества, переживала тяжелый кризис. При этом, кризис среднего профессионального образования (далее - СПО) был обусловлен не только отсутствием полноценного государственного финансирования (как и всего образования в целом), но и отсутствием реальных рабочих мест для выпускников на производстве, которое в начале 90-х гг. фактически встало.
В начале 2000-х гг. в экономике России были заняты 18,5 млн. специалистов со средним профессиональным образованием, что составляло 29% от общей численности занятых. Средняя профессиональная школа того времени насчитывала 2700 государственных и муниципальных средних специальных учебных заведений и подразделений вузов и более 150
негосударственных образовательных учреждений. В средних специальных учебных заведениях обучались 2,5 млн. чел. Студентами средних специальных учебных заведений становились 11% выпускников 9-х классов и 23% выпускников 11-х классов [3].
Таблица 2
Распределение численности занятых по видам экономической деятельности по уровню образования в 2011 г. (в среднем, за год, в %)
[2, с. 138]
Занятые в экономике, всего ВПО СПО НПО
Всего в экономике 100 29,3 26,9 19,5
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 100 9,1 17,4 21,1
Рыболовство, рыбоводство 100 18,8 25,1 20,1
Добыча полезных ископаемых 100 21,9 24,7 29,4
Обрабатывающие производства 100 24,1 24,5 26,5
Производство электроэнергии, газа и воды 100 25,7 28,8 23,7
Строительство 100 21,9 22,1 28,4
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 100 22,8 29,5 19,6
Гостиницы и рестораны 100 13,6 25,1 36,5
Транспорт и связь 100 19,0 27,4 26,7
Финансовая деятельность 100 68,5 21,3 4,1
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 100 47,4 21,1 14,0
из них научные исследования и разработки 100 71,3 13,3 6,1
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 100 50,2 24,9 9,9
Образование 100 49,0 28,2 8,8
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 100 31,4 45,9 8,5
Предоставление прочих коммунальных, социальных и 100 28,4 29,3 21,6
персональных услуг
Падение престижа рабочих профессий началось в нашей стране задолго до реформ 90-х гг., и причина этого (как ни банально это звучит) лежит в экономике. Профессия становится востребованной обществом, когда получив ее, выпускник без труда находит себе работу, получает достойную зарплату и пользуется уважением в обществе. Начиная с конца 70-х гг. зарплаты рабочих стали снижаться, оборудование не модернизировалось, условия труда были крайне тяжелыми, а социальный статус этого слоя общества постепенно (вместе с социалистической идеей) падал. В последней четверти ХХ в. наметился четкий тренд: молодежь стала стремиться получить высшее образование для того, чтобы в последствии иметь большую зарплату (не первое по значимости требование во времена социализма), лучшие условия труда (более чистую, комфортную, интересную работу) и более высокий социальный статус. Не прошли даром и многолетние усилия нашей пропаганды, поднимавшей престиж образования и значимость интеллектуального труда. Чуть позже, с введением отсрочки от армии для учащихся вузов, появилась еще одна причина для поступления в высшие учебные заведения. Наше государство и общество приложили немало усилий для того, чтобы переместить интерес молодежи и их родителей с рабочих профессий на профессии, требующие высшего образования.
Таблица 3
Выпуск специалистов государственными и муниципальными образовательными учреждениями среднего профессионального образования по группам специальностей (тыс. чел.) [2, с. 244]
2008 г. 2009 г. 2010 г.
Выпущено специалистов, всего 631,7 593,9 535,7
в том числе по группам специальностей:
естественные науки 0,4 0,4 0,4
гуманитарные науки 51,8 47,6 40,2
социальные науки 1,1 1,2 0,9
образование и педагогика 53,6 50,2 45,3
здравоохранение 63,5 64,1 63,0
культура и искусство 18,6 17,7 17,6
экономика и управление 159,8 143,7 130,9
информационная безопасность 0,3 0,3 0,4
сфера обслуживания 11,3 12,0 12,5
сельское и рыбное хозяйства 24,7 21,8 17,6
геодезия и землеустройство 2,9 2,8 2,6
геология, разведка и разработка полезных ископаемых 7,3 7,8 7,9
энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника 19,1 18,4 16,5
металлургия, машиностроение и материалообработка 28,8 26,8 22,6
авиационная и ракетно-космическая техника 2,1 2,2 2,0
морская техника 3,7 3,5 3,1
транспортные средства 53,4 50,8 43,9
приборостроение и оптотехника 1,6 1,5 1,3
электронная техника, радиотехника и связь 11,9 10,8 9,0
автоматика и управление 7,2 6,9 5,8
информатика и вычислительная техника 32,4 32,5 28,0
химическая и биотехнологии 5,0 4,3 3,8
воспроизводство и переработка лесных ресурсов 6,1 5,9 4,7
технология продовольственных продуктов и потребительских товаров 26,0 24,6 21,9
архитектура и строительство 36,0 33,5 31,6
безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды 2,9 2,6 2,3
Таблица 4
Сравнительная финансовая деятельность образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования
(млн. руб.) [2, с. 246, 262]
Образовательное учреждение среднего профессионального образования
2009 г. 2010 г. 2011 г.
Объем финансирования, всего 128663,9 132014,1 151174,7
Бюджетное финансирование 102993,5 105591,3 122511,2
Внебюджетное финансирование 25670,4 25525,8 27272,4
Собственные средства - 896,9 1391,1
Расходы, всего 118256,0 124477,7 140465,0
Бюджетные расходы 92747,5 98827,9 113128,0
Образовательное учреждение высшего профессионального образования
2009 г. 2010 г. 2011 г.
Объем финансирования, всего 581389,0 564679,8 638130,4
Бюджетное финансирование 293718,9 301884,4 351782,5
Внебюджетное финансирование 287670,2 256610,7 275547,3
Собственные средства - 6184,6 10801,34
Расходы, всего 510056,0 505664,2 575334,3
Бюджетные расходы 265597,2 270336,3 310194,0
Данные статистики свидетельствуют, что спрос на среднее профессиональное образование не падает, но и не растет. На наш взгляд, это связано с четырьмя особенностями: во-первых, за указанное десятилетие в российской экономике не было того уровня стабильности, который позволил бы промышленным предприятиям активно и стабильно развиваться. Это привело к тому, что выпускники СПО оказывались невостребованными на рынке труда; во-вторых, спад рождаемости последних десятилетий привел к тому, что в ближайшие годы количество учебных мест превысит количество потенциальных учащихся. Десять лет назад доля граждан с высшим образованием составляла всего 16%. Ситуация на рынке труда сегодня напоминает перевернутую пирамиду: объем вакансий на рабочие
специальности обратно пропорционален спросу на них. 85% всех
выпускников школ поступают в вузы, несмотря на растущую конкуренцию на «престижные» рабочие места; в-третьих, существенной проблемой, тормозящей самостоятельное развитие училищ и техникумов, является недостаток денег. Современные учебные заведения финансируются по федеральному бюджету, получают региональные дотации и помощь отраслевых министерств, в составе которых они когда-то находились. Дополнительным источником финансирования учебных заведений могло бы стать обучение на коммерческой основе и переподготовка незанятых специалистов по заказам служб занятости региона. Однако такая возможность существенно ограничена недостатком учебных мощностей (для коммерческого обучения) и отсутствием заказов от служб занятости (для переподготовки незанятых граждан). Казалось бы, источников финансирования много, но деньги, получаемые учебными заведениями, не покрывают и половины их потребностей. И если учебные заведения, находящиеся на федеральном обеспечении, могут рассчитывать хоть на какие-то реальные деньги, то тем, кто перешел в ведение региональных властей, приходится рассчитывать только на самих себя; в-четвертых, помимо недофинансирования, отсутствия единой программы развития и нарастающей конкуренции со стороны высшей школы, профессиональное образование испытывает и еще одну острую проблему. Речь идет об армии, а точнее - о системе призыва в нее. Большинство современных молодых людей совсем не стремятся одеться в форму. Наилучшим средством для того, чтобы избегнуть призыва, по-прежнему остается поступление в высшее учебное заведение, обучение в котором гарантирует пять лет отсрочки от призыва на военную службу. Система профессионального образования является главным источником пополнения армии среди образовательных учреждений. Выпускники составляют наиболее развитую и подготовленную часть ежегодного призыва. По данным Министерства обороны, 7% призывников имеют начальное образование, 30% - неполное среднее (т. е. 9 классов), а 40% - вообще нигде не работали и не учились перед призывом. Те 15% -20%, которые приходятся на выпускников училищ, - самая грамотная и подготовленная часть армии [4]. 9 ,3% выпускников учреждений СПО
призываются в армию сразу после окончания училищ, то есть каждый год теряются не менее четверти подготовленных профессиональных рабочих рук, которые так нужны экономике, на подготовку которых были потрачены немалые бюджетные средства. Статистики о том, сколько бывших выпускников училищ возвращаются к работе по своей профессии после службы в армии, сейчас не ведется. Большинство из этих ребят остается служить в армии на контрактной основе: возвращаться в село или маленький городок с его безработицей они не хотят [5].
Возможный выход из сложившейся ситуации состоит в том, чтобы предложить молодому специалисту, работающему по окончании училища, отсрочку от призыва на год - полтора, чтобы выпускник училища или техникума успел поработать по специальности, приобрести рабочие навыки, закрепиться в коллективе. Только в этих условиях будет гарантия того, что после прохождения воинской службы молодой человек вернется работать на свой завод, а не пополнит ряды безработных.
Система среднего профессионального образования - социальный институт, имеющий свою специфику в профессиональной структуре образовательного комплекса, своеобразную социально-культурологическую предысторию, свою логику развития. Всякая попытка растворить или подчинить ее другим системам образования ничего не приносит, кроме разрушения, и приводит к ослаблению социально-экономических основ развития общества. В качестве составной (базисной) структуры и фундаментальной основы непрерывного образования эта система выполняет важнейшие социальные, экономические, образовательные, научно-
технические, личностно-профессиональные, воспитательные, интегративные функции.
Литература и источники:
1. Николаев, А. В. Особенности развития человеческого капитала в системе высшего образования в России / А. В. Николаев // Вестник экономической интеграции. - 2010. - Т. 1.
2. Российский статистический ежегодник 2012 : стат. сб. // Росстат. - Р 76. - М. - 2012. - 786 с.
3. Анисимов, П. Ф. Модернизация содержания среднего
профессионального образования в новом поколении образовательного стандарта. Материалы VII Всероссийской научно-практической
конференции «Формирование современной образовательной среды в условиях реализации нового поколения стандартов среднего профессионального образования» /П. Ф. Анисимов. - Воронеж. - 13 - 14 марта 2003 г.
4. Харлов, М. А. Роль профессионального образования в развитии человеческого капитала малого города: результаты исследования / М. А. Харлов // Инновации в образовании. - 2012. - № 5.
5. Корчагин, Ю. А. Эффективность и качество национальных человеческих капиталов стран мира / Ю. А. Корчагин. - Воронеж : ЦИРЭ, 2011.