13.24. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРУКТУРЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
Гугкаева И.Б., к.э.н., доцент
Национальный институт бизнеса Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
В настоящих условиях изменение структуры формирования кадров в системе профессионального образования выступает одним из важнейших факторов полной и продуктивной занятости. Он весьма специфичен для разных регионов. К примеру, влияние уровня образования на занятость в республиках Северного Кавказа весьма противоречиво.
Следует учесть, что современная система образования и структура образовательных учреждений складывались десятилетиями; их достоинства и недостатки, достижения и упущения соседствуют и растут параллельными курсами.1 В связи с этим несомненный интерес представляют данные переписи населения 1989 г. и сегодняшние показатели (см. таблицу 9).
В таблице приводятся показатели уровня образования занятого населения в 1989 г., а в 2004 г. взяты показатели по экономически активному населению, т.е. к занятым добавляются показатели по безработным. Это, на наш взгляд, правомерно, ибо в 1989 г. не было безработных в современном смысле, т.е. занятое население в понимании 1989 г. и экономически активное население в современном понимании тождественны.
Тенденции развития профессионального образования как по России в целом, так и в республиках Северного Кавказа были аналогичны: в стране происходило ускоренное развитие высшего образования, в 1,5 раза увеличилась доля специалистов с высшим образованием; темпы этого роста в обозначенных республиках были ещё выше: в Дагестане в 1,7 раза, Кабардино-Балкарии - 1,6 раза, Карачаево-Черкессии -1,7, Северной Осетии - 1,8 раза. (В таблице не приводятся сравнительные данные по Ингушетии, ибо в 1989 г. она не была отдельной республикой. Судя по доле специалистов с высшим образованием в экономически активном населении в 2004 г.- 28,2% - рост здесь составил почти в 2 раза).
Удельный вес специалистов со средним профессиональным образованием в целом за 15 лет был стабильным: некоторый рост по России, Дагестану, определённое уменьшение по республикам Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия-Алания. Очевидно, что система среднего профессионального образования может расширяться лишь в том случае, если она на ряду со специалистами средней квалификации будет готовить высококвалифицированных рабочих.
Но поразительные результаты и парадоксы отечественного образования за последние 15 лет отражаются в показателях начального профессионального образования. Удельный
1 См.: Филиппов, В. М. О концепции реформирования образования в проекте программы «Основные направления социальноэкономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу» (Доклад на парламентских слушаниях 14 ноября 2000 года) / В. М. Филиппов // Инновации в образовании. - 2001. - № 1. - С. 19 - 25.
вес работников с таким образованием сократился по России почти на треть (в 2004 г. 68 % к показателю 1989 г.)
Аналогичное сокращение доли квалифицированных рабочих - выпускников профессиональных училищ (лицеев) произошло во многих регионах. Существенный рост этого показателя есть только в Республике Северная Осетия-Алания.
Подобное явление можно оценить как глубокий кризис начального профессионального образования, т. е. системы подготовки квалифицированных рабочих. Между тем в экономике России преобладает именно труд рабочих: около 60 % занятых составляют рабочие. Среди них большинство не имеет даже профессионального образования. Да и в неформальном секторе, например, в личных подсобных хозяйствах, люди могли бы значительно успешнее трудиться, если бы имели знания по основам агрономии, зоотехники, ветеринарии. Выпускник профучилища по профессиям: мастер животноводства, мастер по овощеводству, хозяйка усадьбы и т.п., при отсутствии работы в общественном хозяйстве лучше бы вел свое хозяйство (домашнее предприятие), чем безработный юрист, менеджер, выпускники других специальностей.
Недооценкой начального профессионального образования, прежде всего, объясняется низкий итоговый показатель образовательной структуры экономически активного населения - почти одна треть из него не имеет профессионального образования (32,4 %); в Дагестане таких работников 50%; в Карачаево-Черкессии - чуть меньше половины. В Ингушетии экономически активного населения без профессионального образования было около 40%. В Северной Осетии, в отличии от других республик, не только Северного Кавказа, но и всей страны, весьма высокие показатели профессионального образования населения. Но и в ней недостаточно развита подготовка квалифицированных рабочих в профтехучилищах.
В Республике Северная Осетия-Алания на 730 тыс. жителей более 6 тыс. человек учится в учреждениях начального профессионального образования (17 % из общего числа обучающихся в учреждениях профессионального образования), 9,6 тыс. студентов - в техникумах, колледжах (27 %), 20 тыс. студентов - в высших учебных заведениях (56 %);2 наблюдается постоянный рост численности студентов вузов. Число первокурсников, принятых в государственные вузы республики возросло с 1999 г. на 38 %: с 3,25 тыс. человек до 4,498 тыс. в 2004 году. В тоже время 85 % вакансий на региональном рынке труда - вакансии рабочих, 15 % - профессии служащих. Эта диспропорция изматывает экономику, не давая нужного числа качественных специалистов.
Очевидно, для республики характерно несоответствие структуры подготовки кадров сложившейся структуре востребованных работодателями профессий (как рабочих, так и специалистов). Явный перекос в сторону подготовки специалистов, тогда как состояние экономики требует роста числа квалифицированных рабочих. Региональный рынок труда нуждается в особом подходе, при котором значительное внимание нужно уделить системе переподготовки кадров, а также основательно задуматься об изменении структуры образования в Республике Северная Осетия-Алания.
И это не единичный регион с подобной картиной.3 В целом по стране рынок труда перенасыщен квалифицирован-
2 Северная Осетия - Алания в цифрах. Статистический сборник / Госкомстат Республики Северная Осетия-Алания. - Владикавказ, 2003. С. 25.
3 О трудовой занятости населения на Северном Кавказе: Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. № 146 // Российская газета. - 2000. 29 января (№ 42).
ными специалистами, доля безработных, имеющих, в частности, высшее образование растёт.
В процессе формирования рыночной экономики и рынка труда произошли значительные изменения в структуре занятости населения, в спросе на различные категории работников, в первую очередь на рабочие кадры. Единый государственный заказчик уступил место множеству работодателей. В связи с этим всё более необходимым становится обоснование расчётов будущей потребности регионов и работодателей в рабочих кадрах и специалистов - выпускников начального профессионального образования, с учётом рынка труда и ориентированности молодёжи и населения на определённые виды деятельности.
На основании этих расчётов должны делаться прогноз развития региональной системы начального профессионального образования, определяться необходимость и направление изменений в объёме и структуре подготовки кадров и механизме взаимоотношений между учебными заведениями и работодателями - потребителями рыночных кадров. Актуальным становится введение механизма многоканального финансирования, которое предполагает финансирование деятельности образовательного учреждения за счёт средств двух самостоятельных субъектов.4 Деятельность органов управления в рамках многоканального финансирования носит многоцелевой характер и направлена на поддержание и развитие сети бюджетных образовательных учреждений, то есть предназначена обеспечить реализацию социального заказа на образование. Поэтому, решение задачи прогнозирования объёмов и структуры подготовки рабочих кадров на региональном уровне способствует повышению эффективности деятельности системы начального профессионального образования.
В настоящее время, в деятельности многих учебных заведений слабо учитываются происходящие изменения в структуре спроса на рынке труда, тенденции в развитии приоритетных направлений профессиональной подготовки и переподготовки кадров.5 Во многом это связано с отсутствием информации о состоянии рынка труда, прогноза его изменений, слабостью механизмов социального партнёрства. Недостаточна работа по изучению регионального рынка труда. Информация о спросе на рабочую силу, собираемая Департаментом федеральной государственной службы занятости, в основном относится к крупным государственным и акционерным предприятиям. Сведения о потребности в рабочей силе по структуре и численности со стороны малых и средних частных предприятий весьма скудны, что скрывает до 30 % рынка рабочей силы. Это приводит к тому, что определённая часть выпускников профессиональных училищ испытывает затруднения с нахождением работы в соответствии с полученной профессией. Так, в результате снижения заявок, происходит сокращение приёма в учреждениях начального профессионального образования по профессиям: парикмахер, портной, бухгалтер. Сохранение в определённых объёмах подготовки специалистов по этим профессиям позволяет решить социальную проблему (сокращение молодёжной
4 См.: Красильников, Т. С. Содержание административного договора в системе образования (на примере договора между образовательным учреждением и его учредителем) / Т. С. Красильников // История становления и современное состояние исполнительной власти в России. - М.: Новая Правовая культура, 2003.
5 Об обеспечении республиканского рынка труда высококвалифици-
рованными кадрами на основе развития социального партнерства: Справка Минобразования Республики Северная Осетия-Алания // Текущий архив Минобразования Республики Северная Осетия-Алания. 2004.
безработицы и, тем самым, молодёжной преступности), профессиональную (получение профессионального образования подростками из малообеспеченных семей), образовательную (предотвращение падения общего уровня образованности). Вместе с тем, подготовка по этим же профессиям дублируется различными учреждениями профессионального образования (техникумы, колледжи, учебные центры и т.д.).
Очевидна необходимость оказания государственной поддержки и оптимизации сети учреждений начального профессионального образования, привлечения к сотрудничеству работодателей, создания условий для значительного повышения качества профессиональной подготовки и совершенствования практического обучения учащихся профессиональных училищ на базе предприятий всех видов собственности, а также для развития многоуровневых учреждений начального профессионального образования, способных
реализовать программы начального и среднего профессионального образования. Нужны программы переподготовки незанятого взрослого населения, закрепления молодых рабочих кадров в отраслях промышленности и сельского хозяйства.
Особого внимания заслуживает развитие сети сельских профессиональных училищ. В сельском хозяйстве самый высокий удельный вес работников, не имеющих профессионального образования; механизаторы и работники животноводства в своей основной массе не обучались в профессионально-технических училищах, у многих низок уровень общего образования. Между тем в стране существенно сократилась численность сельских профессиональных училищ; почти в половине районов нет ни какого учреждения профессионального образования.
Член - корреспондент Российской академии сельскохозяйственных наук Н. К. Долгушкин, анализируя проблемы аграрной кадровой политики в стране отмечает, что необходимо предотвратить недооценку начального профессионального образования на селе, развития сети профессиональных училищ в сельской местности. Перспективными направлениями в рамках решения этой задачи является получение механизаторскими кадрами, работниками животноводства, овцеводства, садоводства начального профессионального образования, обеспечения всеобщего профессионального образования сельской молодёжи.6
Данные положения в полной мере относятся и к Республике Северная Осетия - Алания, другим республикам Северного Кавказа. Следует лишь подчеркнуть, что начальное профессиональное образование имеет большое значение для развития индивидуального предпринимательства, включая неформальный сектор экономики, роль которого в занятости мы рассмотрим ниже. В частности в повышении эффективности и культуры ведения сельскохозяйственной деятельности населения недооцениваются научные знания.
Роль и ответственность государства в обеспечении начального профессионального образования Федеральным законом « Об образовании» поставлены в один ряд с общим образование, т. е. государство должно обеспечить для желающих обучение в профессиональных училищах за счет бюджетных средств. Учеба в начальных профессиональных училищах в отличие от вузов и техникумов не может быть платной для населения. Международные организации также подчеркивают важность такого образования.
6 Долгушкин, Н. К. Кадровый потенциал сельского хозяйства: формирование и использование. Учебное пособие / Н. К. Долгушкин -М. 2004. С. 144 - 145.
В 1999 г. в Сеуле (Южная Корея) прошел Второй международный конгресс по техническому и профессиональному образованию, организованный ЮНЕСКО. Он в своих рекомендациях отметил, что профессионально - техническому образованию уготовлена чрезвычайно важная роль: оно должно предоставить всем гражданам возможность освоить необходимые умения « быть доступным для бедных и социально незащищенных слоев, а также для тех, кто не имел ранее возможность получить образование».7 Конгресс подчеркнул особое значение, если использовать нашу терминологию, начального профессионального образования для развивающихся стран и для сельской местности.
Между тем в развитии данного вида образования в последнее время возникли новые трудности: обостряются проблемы финансирования в связи с полной передачей профессиональных училищ в ведение регионов и т. п.8 В целях преодоления указанных и иных трудностей Министерство общего и профессионального образования Республики Северная Осетия-Алания предложила ряд мер по поддержке системы начального профессионального образования. Среди них:
- обеспечение квалифицированными рабочими кадрами предприятий и организаций на основе республиканского заказа;
- сохранение и развитие учебно-материальной базы НПО;
- использование дополнительных источников финансирования подготовки квалифицированных кадров;
- повышение качества рабочей силы на рынке труда, совершенствование системы профессионального образования, её ориентация на потребности работодателей и предложения на рынке труда;
- постоянное корректирование объемов и профилей подготовки кадров рабочих и специалистов, снижение риска безработицы среди выпускников учебных заведений;
- развитие системы профориентации и психологической поддержки молодёжи;
- стимулирование работодателей, принимающих на работу выпускников профессиональных училищ;
- предоставление в соответствии с законодательством юридическим лицам, вкладывающим свои средства в развитие системы НПО, льгот по налогам и сборам, зачисляемым в бюджет республики.
Острой проблемой остается призыв на военную службу выпускников профессиональных училищ. Когда такому юноше до призыва остаётся 2 - 3 месяца, то ему трудно устроиться на работу; а те, что два года отслужили в армии, зачастую теряют свою квалификацию. Органы управления образованием в Республике Северная Осетия - Алания обратились в директивные органы с предложением о предоставлении выпускникам профтехучилищ отсрочки от призыва на 12 месяцев, либо предоставить возможность прохождения альтернативной воинской службы для лиц, окончивших профессиональные училища по строительным, металлообрабатывающим, деревообрабатывающим и сельскохозяйственным специальностям;9 речь идёт о профессиях для отраслей, которые всегда нуждаются в квалифицированных рабочих
7 См.: Профессиональное образование в XXI веке. Материалы II международного конгресса по техническому и профессиональному образованию. Сеул, 26 - 30 апреля 1999 г.- М., 2000. С. 69.
8 См.: Савицкая, Н. Прощай, ремеслуха! В России готовится кардинальная реформа начального профессионального образования / Н. Савицкая // Независимая газета. - 2004. 19 ноября.
9 См.: Елисеева, С. И. Эффективность трудоустройства выпускников
профессионального училища / С. И. Елисеева // Профессиональное
образование. - 2003. - № 7. - С. 17 - 20.
кадрах в связи с непривлекательными условиями труда. Данная проблема нуждается в более обстоятельном изучении, ибо она носит общефедеральный характер.
Требования к высшему профессиональному образованию также претерпевают существенную трансформацию. Рынок труда в условиях избытка специалистов с высшим образованием предъявляет все более высокие требования к профессиональной подготовке - «нужны готовые специалисты», а студенты, в свою очередь, в большей степени склонны рассматривать получение высшего образования как элемент статуса.
Вузы, формируя планы набора, ориентируются на имеющиеся ресурсы и на текущий, часто конъюнктурный спрос со стороны потребителя (даже не взирая на отсутствие ресурсов) и практически не принимают в расчёт текущие и перспективные потребности рынков труда.10
Требования к изменению содержания и повышению качества образования, естественно, дополняются требованиями к модернизации организационного и экономического обеспечения функционирования системы. Система управления, структура, финансово-экономические механизмы системы образования не соответствуют новым условиям функционирования системы и требованиям со стороны потребителей образовательных услуг и рынка труда, тормозят развитие содержания образования и повышение его качества.
При избытке подготовленных вузами специалистов и высоком уровне безработицы среди них практически не осуществляется их переподготовка за счёт бюджетных средств. Складывается странная ситуация: в регионах Северного Кавказа (да и в ряде других регионов страны) затрачиваются миллионы рублей (а по стране - миллиарды) на подготовку специалистов, которые затем не могут реализовать свою квалификацию, в то же время часть из этих средств не могут быть использованы для исправления допущенных просчётов и переподготовки безработных с учётом реальных потребностей экономики. Высшие учебные заведения не обладают правом перераспределения средств, выделенных для обучения студентов.
Несомненно, в республиках Северного Кавказа, как и во всех других этнических регионах, достигнуты крупные успехи в развитии высшего образования. Удельный вес специалистов высшей квалификации в экономически активном населении в этих республиках достиг общероссийского уровня, а в Северной Осетии-Алании этот показатель один из самых высоких в Российской Федерации. Это огромный потенциал для динамического развития экономики. Однако, он используется слабо.11 Одна из причин - нет сбалансированности подготовки кадров разных уровней квалификации, уровней профессионального образования. Как выяснилось в результате проведенного выше анализа, особого внимания на ближайшую перспективу заслуживает расширение сети профессионально-технических училищ, увеличение численности учащихся в них, более основательная подготовка рабочих кадров.
10 См.: Грищенко, Н. Будущий спрос на рабочие места необходимо прогнозировать сегодня / Н. Грищенко // Человек и труд. - 2003. - № 3. - С. 34 - 39; Гуринович, Н. Следует как можно скорее возвратиться к распределению молодых специалистов-бюджетников в форме государственного заказа (материалы дискуссии с И. Шмидтом) / Н. Гуринович // Человек и труд. - 2003. - № 4. - С. 4 - 11.
11 См.: Примерное положение о центре содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования: Рекомендации Минобразования РФ от 09. 11. 2000. // Межведомственный информационный бюллетень «ОВД». - 2001. - № 8.
Для разрешения сложившейся ситуации возможно применение следующих мер:
Сдерживание численности студентов государственных высших учебных заведений. При этом речь не идёт о сокращении бюджетного финансирования, важно чтобы средства, направляемые на обеспечение нужд вузов, шли не на содержание большего количества обучаемых, а на качество подготовки будущих специалистов. Одновременно следует значительно расширить масштабы и повысить качество начального профессионального образования. Для желающих получить высшее образование без гарантий трудоустройства по специальности следует развивать платную систему набора студентов.
В вузовской системе, как элемент страхования от безработицы, следует организовать освоение рабочих профессий параллельно с получением основной специальности. Это возможно за счёт часов, которые, как правило, отводятся для изучения регионального компонента, курсов по выбору студентов и факультативов. Речь идёт о получении рабочей профессии, близкой вузовской специальности, что не помешает достижению основной цели. В мире есть подобные примеры: в университетах Австралии широко распространена организация специальных курсов рабочих профессий. Такие меры возможны в любом регионе, как в Москве, так и РСО - Алания.
Предоставление возможности в получении второй квалификации, дополнительной к высшему профессиональному образованию. Например, основная специальность - социальный работник, а дополнительная к ней - экономист по труду.
Очевидно, назрела необходимость внедрения системы направления выпускников вузов, получивших образование за счёт государства, на работу по государственным (в том числе региональным) заказам с учетом специфики рыночной экономики. Молодые люди, которые намерены после вуза трудоустраиваться по своему усмотрению, должны обучаться за определённую оплату.
Проблемы в структуре профессионального образования населения должна восполнить система дополнительного профессионального образования: курсы повышения квалификации, переподготовка и профессиональная переподготовка специалистов, подготовка рабочих кадров на предприятиях. В связи с высоким уровнем безработицы среди специалистов с высшим и средним профессиональным образованием необходимо существенно расширить систему их профессиональной переподготовки с предположительным сроком обучения (более 1000 часов).
Необходимо дать право высшим учебным заведениям в отдельных случаях по ходатайству органов государственной службы занятости организовать профессиональную переподготовку и переподготовку безработных специалистов за счёт бюджетных средств, выделенных данному вузу из федерального бюджета. Возможно, что такое право вначале надо дать таким регионам, как республики Северного Кавказа, где особенно высок уровень безработицы специалистов с высшим образованием.
Реализация данных мероприятий, по всей видимости, позволит снизить степень уязвимости на рынке труда потенциальных работников, повысить их конкурентоспособность, а также возможность за меньший промежуток времени, без значительных усилий адаптироваться к структурным изменениям экономики при минимальных затратах.
Субъ- екты Рос- сий- ской Феде- рации Удельный вес имеющих образование, в %
Высшее профессио- нальное Неполное высшее Среднее профессио- нальное Начальное профессио- нальное Итого занятых с профессиональным образованием
1989 2004 1989 2004 1989 2004 1989 2004 1989 2004
Россий ская Феде- рация 14,6 21,9 1,3 2,0 24,2 26,5 25,1 17,2 65,2 67,6
Респуб лика Даге- стан 11,7 19,7 1,3 2,6 20,7 22,2 7,1 5,5 40,8 50,0
Ка- барди- но- Балкар ская респуб лика 13,6 22,0 1,6 2,7 25,4 23,0 12,4 10,1 53,0 57,8
Респуб лика Кара- чаево- Чер- кессия 12,8 21,6 1,5 2,4 21,8 17,2 10,5 11,1 46,6 52,3
Респуб лика Се- верная Осетия Ала- ния 17,8 32,9 2,1 2,3 25,4 23,1 10,9 15,1 56,2 73,4
Рес- публи- ка Ингу- шетия 28,2 8,5 18,7 5,0 60,7
Таблица 9. Занятое (экономически активное) население по уровню образования в 1989 и 2004 гг.12
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
12. Источники: Краткая социально-демографическая характеристика населения РСФСР (по данным Всесоюзной переписи населения 1989 года), часть I / Госкомстат РСФСР - М., 1991. С. 194, 200; то же, часть IV / Госкомстат РСФСР. - М., 1992. С. 115, 124; Обследование населения по проблемам занятости. Май 2004 года / Госкомстат России. - М., 2004. С. 320.