Научная статья на тему 'Особенности развития аудита в Монголии'

Особенности развития аудита в Монголии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
714
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / АУДИТОР / АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В МОНГОЛИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АУДИТ / ВНУТРЕННИЙ АУДИТ / AUDIT / AUDITOR / AUDIT PRACTICE IN MONGOLIA / STATE AUDIT / INTERNAL AUDIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Монх-очир Лувсан-иш, Оноржаргал Агваандорж

Рассматриваются три периода возникновения и развития аудита в Монголии: начальный период (1993-1996), период становления (1997-2000), период совершенствования качества аудита (после 2000 г.). Анализируется современное состояние независимого, государственного и внутреннего аудита в таких направлениях, как управление аудиторской деятельностью, правовые аспекты и практическое состояние. Сделаны выводы о том, что основная структура аудиторской отрасли в Монголии в настоящее время сформирована в национальном масштабе. Приведены достигнутые результаты и отмечены существующие проблемы в аудиторской деятельности Монголии. Предложены пути их решения в области совершествования правовой среды и организации аудиторских компаний, теоретического исследования, а также разработки методик в направлении внутреннего аудита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUDITING IN MONGOLIA

Auditing initially emerged in Mongolia as one of the financial control methods. Within the article we defined the unavoidable arguments and features of emergence of audit in Mongolia. Moreover, we discussed development of audit in Mongolia in three different periods: the initial development period (1993-1996), the formation period (1997-2000), and the audit quality improvement period (since 2000). The article contains a comprehensive analysis on the current state of independent, state and internal audits; such aspects as management, common practice and legal environment were considered. We concluded that the basis of auditing in Mongolia has already been formed on the national level. We also mentioned the achievements and weaknesses of modern auditing. The article also suggests necessary implementation practices such as improving of legal environment and establishing of auditing companies, conducting theory research and designing methodologies for the internal audit.

Текст научной работы на тему «Особенности развития аудита в Монголии»

УДК 657.631.6(517.3) Л. МОНХ-ОЧИР

ББК 65.052.8(5Мон) кандидат экономических наук, доцент,

Монгольский государственный университет

А. ОНОРЖАРГАЛ

Монгольский государственный университет

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АУДИТА В МОНГОЛИИ

Рассматриваются три периода возникновения и развития аудита в Монголии: начальный период (1993—1996), период становления (1997—2000), период совершенствования качества аудита (после 2000 г.). Анализируется современное состояние независимого, государственного и внутреннего аудита в таких направлениях, как управление аудиторской деятельностью, правовые аспекты и практическое состояние. Сделаны выводы о том, что основная структура аудиторской отрасли в Монголии в настоящее время сформирована в национальном масштабе. Приведены достигнутые результаты и отмечены существующие проблемы в аудиторской деятельности Монголии. Предложены пути их решения в области совершествования правовой среды и организации аудиторских компаний, теоретического исследования, а также разработки методик в направлении внутреннего аудита.

Ключевые слова: аудит; аудитор; аудиторская деятельность в Монголии; государственный аудит; внутренний аудит.

L. MUNKH-OCHIR

PhD in Economics, Associate Professor, National University of Mongolia

A. UNURJARGAL

National University of Mongolia

AUDITING IN MONGOLIA

Auditing initially emerged in Mongolia as one of the financial control methods. Within the article we defined the unavoidable arguments and features of emergence of audit in Mongolia. Moreover, we discussed development of audit in Mongolia in three different periods: the initial development period (1993—1996), the formation period (1997—2000), and the audit quality improvement period (since 2000). The article contains a comprehensive analysis on the current state of independent, state and internal audits; such aspects as management, common practice and legal environment were considered. We concluded that the basis of auditing in Mongolia has already been formed on the national level. We also mentioned the achievements and weaknesses of modern auditing. The article also suggests necessary implementation practices such as improving of legal environment and establishing of auditing companies, conducting theory research and designing methodologies for the internal audit.

Keywords: audit; auditor; audit practice in Mongolia; state audit; internal audit.

Переход от плановой экономики к рыночной обусловил процесс реформирования, смену моделей развития в бухгалтерском и ревизионном секторах и формирования новых отношений в целом. Одной из таких моделей является независимый финансовый контроль в виде аудита. Постсоциалистичес-кий режим доказывает, что возникающие конкретные условия в обществе предопределяют основу появления независимого контроля.

Независимый аудит. Существенными для Монголии являются предпосылки возникновения основания развития аудита [1]:

- изменение социального режима, начало глобализации в социально-экономической сфере путем возникновения демократической структуры, возникновение частного имущества в результате приватизации государственного имущества;

- создание частных хозяйственных единиц, основанных на внесеных паевых взносах, возникновение фондового рынка, а также образование коммерческих банков и фина-совых заемщиков;

- распад финансовой контрольной системы отдельных народнохозяйственных отраслей, функционирующих в министерствах;

© Л. Монх-Очир, А. Оноржаргал, 2013

- изменение приоритетной цели потребителей финансовой отчетности;

- переход к системе бухгалтерского учета, основанной на МСФО, вызвал в некоторых отношениях повышение вероятности допущения ошибок при ведении бухгалтерского учета и отчетности.

Правовой основой аудиторской деятельности стал Закон «О бухгалтерском учете», утвержденный в 1993 г., в котором были определены основные понятия аудита, область работы аудитора, аудиторских организаций, порядок и критерии проведения обязательной аудиторской проверки, права и обязанности проверяемых и проверяющих организаций.

Управление аудиторской деятельностью. 1993 год стал значительным в истории возникновения аудита, так как в этом году 16 профессиональных бухгалтеров были признаны первыми квалифицированными бухгалтерами и были организованы первые две аудиторские компании. Также в этом году был образован «Профессиональный комитет бухгалтерского учета» при поддержке Минфина Монголии с целью обеспечения управленческим менеджментом программы правительства по реформированию бухгалтерского учета и объединения профессиональных членов. В 1996 г. этот комитет был переименован в Монгольский институт квалифицированных бухгалтеров (МИКБ) и в настоящее время эта организация стала самым крупным общественным профессиональным объединением с членством более 3 тыс. дипломированных бухгалтеров и более 100 аудиторских компаний.

Правовая среда аудита. В 1997 г. был утвержден Закон Монголии «Об аудите», в котором определены основные понятия аудита, принципы аудиторской деятельности, порядок присвоения права профессиональному бухгалтеру, требования к аудитору и аудиторской компании, а также изложены права и обязанности аудиторской компании и клиента1.

В 2003 г. был утвержден Закон «О государственном аудите», регулирующий порядок проведения аудита для организаций,

1 Ежегодный бюллетень Монгольского института профессиональных бухгалтеров. URL : http://www. топкра.тп.

имеющих государственные капиталовложения. Поскольку закон «Об аудите» и «О государственном аудите» определяет применение Международных стандартов аудита, в 1997 г. был выпущен первый перевод Международных стандартов аудита на монгольском языке. При этом были опубликованы переводы последующих редакций этих стандартов. В 2012 г. были переведены на монгольский язык и опубликованы «Международные профессиональные стандарты внутренного аудита», что стало дополнением законадательной базы аудиторской деятельности. Таким образом, на данный момент законадательная база по урегулированию аудита со стороны государства сформирована.

Квалифицированный бухгалтер, аудитор и аудиторская компаниия. Аудит является относительно новым сектором, и необходимость формирования системы профессиональной подготовки квалифицированного бухгалтера и аудитора является значимой частью аудиторской деятельности. По Закону «Об Аудите» присвоение права аудитора выдается только дипломированным бухгалтерам, отвечающим определенным требованиям (рис. 1).

Выдача сертификата квалифицированного бухгалтера началась с 1997 г. В настоящее время около 3 тыс. чел. имеют сертификаты квалифицированного бухгалтера, из которых приблизительно 400 чел. обладают лицензией аудитора. Количество дипломированных бухгалтеров, аудиторов, а также аудиторов с международной аттестацией (ACCA и CPA) растет с каждым годом.

Согласно закону «Об аудите» аудиторская организация может формироваться в виде партнерства или компаний с ограниченной ответственностью. В Монголии в настоящее время организованы только компании с ограниченной ответственностью. Утверждение законом создания аудиторской компании с двумя аудиторами привело к образованию многочисленных небольших аудиторских компаний. На сегодняшний день насчитывается около 100 аудиторских компаний (рис. 2).

Если рассмотреть структуру предлагаемых услуг, то аудит финансовой отчетности и выражение мнения о ее достоверности до сих пор остается преобладающим видом услуг.

Профессиональное

образование

Степень бакалавра или эквивалентное обучение по профессии бухгалтер

Лицам, получившим профессии кроме бухгалтера, требуется полный курс обучения бухгалтерскому учету, согласно стандарту высшей образовательной программы

Стаж работы

По профессии не менее двух лет

По профессии бухгалтер не менее четырех лет

Сертификат Квалификация

Тест I степени —► дипломированным

дипломированного бухгалтер

бухгалтера (право

выдается сроком

на два года) Тест II степени

Требования к аудитору

дипломированного бухгалтера (право Успешная сдача тестов II и III степени —►

выдается сроком

на пять лет) Стаж работы асси-

Тест III степени стентом аудитора не

дипломированного

бухгалтера (бес- Не допущение

срочное право) этических нарушении

Присвоение

лицензии

аудитора Краткосроч- —► Аудитор

ная подго-

товка, тест

Рис. 1. Требования для получения звания квалифицированного бухгалтера и аудитора

100 80 60 40

20 0

Рис. 2. Рост количества аудиторских компаний в 1993—2012 гг.

(Составлено по: Ежегодный бюллетень Монгольского института профессиональных бухгалтеров. URL: http://www.monicpa.mn)

Государственный аудит. Начальным документом, регулирующим порядок проведения аудита государственных организаций в период нового регулирования экономики, стал закон «О государственном надзоре», утвержденный в 1995 г. Далее в 2002 г. был утвержден «Национальный стандарт государственного надзора», применяемый для государственной ревизии, в 2003 г. был принят закон «О государственном аудите». Эти правовые документы формируют правовую среду аудита в государственном секторе. По Закону «О государственном аудите» Национальная аудиторская палата является центральным органом государственного аудита и имеет свои филиалы в аймаках.

Внутренний аудит. Несмотря на то, что частный сектор и их формы появились в Мон-

98

11

44

1993 1997 2002 2003 2008 2012

2

голии в 1990 г., принципы корпоративного управления, в том числе внутрикорпоративный контроль, начали обсуждаться недавно. С 2000 г. из-за необходимости независимого контроля за исполнительным руководством со стороны собственников в крупных компаниях стали создаваться первые службы внутреннего аудита. В то время внутренний аудит не регулировался правовыми актами и был направлен только на обеспечение требований и нужд руководства компании.

Скандалы, связанные с массовым расхищением собственности акционеров в американских компаниях (Enron, World Com, Tyco и др.), крах одной из крупнейшей аудиторской фирмы мира «Артур Андерсон», банкротство двух крупных коммерческих банков в Монголии, а также утверждение закона Сарбейнс Оксли вызвали необходимость со стороны правительства принять серьезные меры для улучшения корпоративного управления, вследствие чего произошло повышение пристального внимания бизнесменов как к внутреннему аудиту, так и к внешнему.

В 2010-2011 гг. Великим Государственным Хуралом были внесены существенные изменения в законы Монголии «О компании», «О банках» и «О бюджете» для регулирования деятельности предприятий и организаций. В новой редакции Закона «О компании» был представлен Комитет по аудиту, вместо Наблюдательного совета, в рамках Совета директоров. Комитету по аудиту было пору-

чено осуществление надзора за функционированием системы внутреннего контроля и риск-менеджмента, выполнением функции в области финансовой отчетности, внешнего и внутреннего аудита1.

В формировании системы внутреннего аудита бюджетных организаций Монголии решающее значение имеют финансовая и методическая помощь международных организаций, доноров. В новой редакции закона «О Бюджете» (2011), который вступил в силу с 2013 г., впервые были узаконены аспекты внутреннего аудита государственного сектора. Предоставление данным законом полномочий министру финансов по организации и обеспечению руководством внутреннего аудита и его реализации в бюджетных органах Монголии явилось крупным правовым регулированием в развитии внутреннего аудита государственного сектора2.

Возникновение аудита в Монголии характеризуется следующими особенностями:

- становление аудиторской отрасли осуществлялось в период смены экономического режима, что, безусловно, являлось особенностью ее формирования. Изменение имущественных отношений послужило предпосылкой зарождения аудиторской деятельности, которая тесно связана с приватизацией государственнего имущества;

- формирование системы управления аудиторской деятельностью, подготовка квалифицированных бухгалтеров и образование национальных аудиторских фирм осуществлялись заново и одновременно в стране, не имеющей традиционной системы независимого финансового контроля;

- национальные компании становились локомотивом аудиторского сектора, в то время как аудиторская деятельность в зарубежных странах обычно осуществлялась путем создания филиалов крупных аудиторских фирм.

При оценке хода развития аудита в Монголии можно отметить следующие достижения:

- узаконены основные отношения, касающиеся правовых, методологических и организационных аспектов и ведения бухгалтерского учета и аудиторской деятельности. На данный

1 Об аудите : закон Монголии от 1 мая 1997 г. URL : http://www.open-parliament.mn.

2 О государственном аудите : закон Монголии от

3 янв. 2003 г. URL : http://www.open-parliament.mn.

момент можно отметить, что сформирована законодательная база урегулирования аудита;

- при формировании устойчивой системы независимого и государственного аудита аудиторская деятельность признана отдельным сектором финансового контроля. Образовались профессиональные общественные ассоциации, объединяющие аудиторов и аудиторские компании, которые в свою очередь оказывают существенное влияние на развитие аудиторской деятельности;

- увеличивается численность национальных специалистов, у которых профессиональный уровень знаний повышается с каждым годом;

- узаконены правовые аспекты внутреннего аудита предприятий и организаций. Внутренний аудит, действуя в виде элемента системы внутрикорпоративного контроля со стороны акционеров и поддерживая хорошее корпоративное управление, развивается по основной тенденции, как в большинстве странах.

Таким образом, основная структура аудиторского сектора Монголии сформирована в национальном масштабе. Кроме того, в дальнейшем предстоит достичь сотрудничества с международными профессиональными и аудиторскими организациями, наращивая потенциал на международном уровне.

Для совершенствования аудиторской деятельности в Монголии нами выделены конкретные задачи стратегического характера:

1. Совершенствование правовой среды и организационной структуры компании, оказывающей аудиторскую услугу:

- сегодня около 80 % аудиторских

компаний имеют двух, трех аудиторов, иногда и меньше, что ведет к неадекватности оказываемых услуг и некачественной аудиторской проверке, поэтому необходимо внести изменения в законодательную базу относительно увеличения численности штатных аудиторов как минимум до 5, что обусловливает выработку подходов для укрупнения аудиторских компаний, повышения их конкурентоспособности;

- сегодня организационный опыт основывается на компаниях с ограниченной ответственностью, с недостаточным собственным капиталом, что создает неадекватность в соотношении страховой ответственности и высказывания мнений о достоверности финансовой отчетности. Это приводит к несбалансированному положению несения ответственности.

Для повышения ответственности и качества аудиторских услуг необходимы реорганизация партнерской системы аудиторских компаний, как в лучшей практике зарубежных стран, введение требования обязательного страхования аудиторской ответственности;

- принцип независимости в аудите является важным компонентом для нашей страны с относительно малой численностью населения и малой стоимостью трудовых ресурсов. Во избежание реальной профессиональной зависимости аудитора от клиента рекомендуется интенсивное внедрение практики заключения контракта аудиторской проверки именно с собственниками или с председателем Совета директоров через Аудиторский комитет, нежели с исполнительным менеджментом;

- учитывая слабое практическое применение международных стандартов аудита, аудиторам и соответствующим сторонам необходимо разработать в условиях, присущих Монголии, методические рекомендации по их применению.

2. Развитие теоретического исследования и совершенствование методологии аудиторской проверки:

- аудит — относительно малоисследованная отрасль науки в нашей стране. Особое внимание требует изучение аудита с научной точки зрения для выработки научно обоснованной методологии, учитывающей специфику финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций в Монголии.

- в настоящее время все еще присутствует нарушение в виде подготовки двойной отчетности с целью уклонения от налога, что выявляет неадекватность нынешного состояния практики аудиторского контроля. Хотя аудитор несет обязанность выявления мошенничества и злоупотреблений, имеющихся в финансовой деятельности, он ограничивается только той информацией, которая выдана клиентом, следовательно, это влечет нецелесообразность оказываемой услуги.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Совершенствование разработки методик в области внутреннего аудита:

- обеспечить профессиональным руководством деятельность внутреннего аудита в масштабе страны, конкретизировать направления функций государственных, общественных и профессиональных организаций, ведущих деятельность в сфере внутреннего аудита;

- необходимо разработать теоретические и методические вопросы организации проведения внутреннего аудита. Изменить форму традиционной финансовой ревизии, чтобы акционеры и исполнительный менеджмент в полной мере смогли использовать преимущества и возможности внутреннего аудита. Разработать единые программы обучения для повышения квалификации внутренних аудиторов, единый порядок аттестации и выдачи сертификатов внутренним аудиторам. Процесс обучения должен быть многоступенчатым и доступным при любом уровне квалификации.

Список использованной литературы

1. Батхуяг Ж. Роль приватизации в становлении и развитии частного сектора в Монголии : автореф. дис. ... канд. экон. наук. — Улан-Батор, 2000.

2. Монх-Очир Л. Некоторые вопросы развития финансового аудита : дис. ... канд. экон. наук. — Улан-Батор, 2009.

References

1. Batkhuyag Zh. Rol privatizatsii v stanovlenii i razvitii chastnogo sektora v Mongolii. Avtoref. kand. diss. [Role of Privatization in Establishing and Developing of Private Sector in Mongolia. Cand. Diss. Thesis]. Ulan-Bator, 2000.

2. Munkh-Ochir L. Nekotorye voprosy razvitiya finansovogo audita. Kand. diss. [Finance Audit Development Issues. Cand. Diss.]. Ulan-Bator, 2009.

Информация об авторах

Монх-Очир Лувсан-Иш — кандидат экономических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета, Экономический институт Монгольского государственного университета, Монголия, г. Улан-Батор, e-mail: lmunkhochir@yahoo.com.

Оноржаргал Агваандорж — аспирант, старший преподаватель, кафедра бухгалтерского учета, Экономический институт Монгольского государственного университета, Монголия, г. Улан-Батор, e-mail: a.unur@yahoo.com.

Authors

Munkh-Ochir Luvsan-Ish — PhD in Economics, Associate Professor, Department of Accounting, Economic Institute of National University of Mongolia, Ulan-Bator, Mongolia, e-mail: lmunkhochir@yahoo.com.

Unurjargal Agvaandorj — PhD student, Senior Professor, Department of Accounting, Economic Institute of National University of Mongolia, Ulan-Bator, Mongolia, e-mail: a.unur@yahoo.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.