Научная статья на тему 'Специфика финансового аудита в современном Китае'

Специфика финансового аудита в современном Китае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3125
347
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ФИНАНСОВЫЙ АУДИТ / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ / КОТИРУЕМЫЕ ФИРМЫ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / ГУАНЬСИ / CHINA / FINANCIAL AUDIT / ACCOUNTING / AUDIT OPINION / LISTED FIRMS / BUSINESS ENVIRONMENT / GUANXI

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Козлов Леонид Евгеньевич

На основе анализа англоязычной литературы обобщаются специфические черты финансового аудита в КНР. Рассматриваются эволюция китайского аудита в период реформ Дэн Сяопина, институциональная организация и нормативно-правовое обеспечение аудита, уровень самостоятельности аудиторских фирм, ценообразование на аудиторские услуги и юридическая ответственность аудиторов, проблема модифицированных заключений, различия в деятельности центральных, провинциальных и транснациональных аудиторов на китайском рынке, влияние социально-культурной среды Китая на работу аудиторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of the financial audit in modern China

In the current international situation, economic ties with China is of particular importance for Russia. A good understanding of the specifics of the Chinese business environment is necessary in order to move the Russian-Chinese relations from primitive trade to industrial cooperation, investment, joint research and development. There is a clear shortage of Russian literature on auditing in China. As part of our research project «The government and the Chinese business in the South of the Russian Far East», the topic is relevant because it contributes to an adequate assessment of the management quality of Chinese firms that operate in Russia, as well as prospects for the development of their activities in Russia. In this article we review the six English-language articles about the functioning of the financial audit in China. The authors of these articles form the following general observations. Financial audit in China still lags behind in its average level of the developed capitalist economies. However, it has been steadily improved through administrative and legal measures of the Chinese Government, intensified competition in the Chinese business, consolidation and internationalization of China's largest corporations, as well as entry into the Chinese market of international Big Four auditors. The number of modified audit opinions in China is gradually reduced. The main specificity of the Chinese audit gives the national culture of policy and entrepreneurship, especially the high importance of personal relationships (guanxi) in the commercial success. The guanxi of listed companies and the continuing dominance of state-owned enterprises in the Chinese economy create the prerequisites for collusion audited companies with local auditors. Listed companies that use the services of Big Four auditors or Chinese auditors with a good reputation on the stock exchanges in Shanghai and Hong Kongare trustworthy primarily.

Текст научной работы на тему «Специфика финансового аудита в современном Китае»

Переводы и обзоры

Для цитирования: Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. 2015. № 4. С. 106-116 УДК 657.6(510)

Л.Е. КОЗЛОВ

Специфика финансового аудита в современном Китае

На основе анализа англоязычной литературы обобщаются специфические черты финансового аудита в КНР. Рассматриваются эволюция китайского аудита в период реформ Дэн Сяопина, институциональная организация и нормативно-правовое обеспечение аудита, уровень самостоятельности аудиторских фирм, ценообразование на аудиторские услуги и юридическая ответственность аудиторов, проблема модифицированных заключений, различия в деятельности центральных, провинциальных и транснациональных аудиторов на китайском рынке, влияние социально-культурной среды Китая на работу аудиторов.

Ключевые слова: Китай, финансовый аудит, бухгалтерский учет, аудиторское заключение, котируемые фирмы, предпринимательская среда, гуаньси.

В современной международной ситуации экономические связи с Китаем приобретают для России особо важное значение. Знание специфики китайской деловой среды необходимо, чтобы российско-китайские связи переходили от примитивной торговли к производственной кооперации, инвестициям, совместным НИОКР. К сожалению, в России отмечается дефицит литературы по вопросам китайского аудита. Например, в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ) информация по запросу «аудит Китай» фактически отсутствует. Вместе с тем в англоязычных журналах по экономике регулярно публикуются развернутые статьи с результатами исследований финансового аудита в КНР. Журналы англосаксонского происхождения обычно рассматривают китайскую эмпирику сквозь призму ранее выработанных теорий. В китайском англоязычном журнале «China Journal of Accounting Research», издаваемом Университетом Сунь Ятсена в Гуанчжоу, Городским университетом Гонконга и компанией «Elsevier», авторы, наоборот, стараются построить

© Козлов Леонид Евгеньевич - канд. полит. наук, доцент кафедры международных отношений, Восточный институт. Школа региональных и международных исследований. Дальневосточный федеральный университет. 690000 г. Владивосток, о-в Русский, п. Аякс, кампус ДВФУ. E-mail: kozlov.le@dvfu.ru.

новые теории на основе эмпирического материала КНР. Аудит входит в число главных тем этого журнала, наряду с бухучетом, финансами и корпоративным управлением.

В рамках научного проекта РГНФ «Государство и китайский капитал на юге Дальнего Востока России», который выполняет коллектив кафедры международных отношений Восточного института ДВФУ, изучение аудита в КНР представляется актуальным, поскольку помогает более точно оценить качество работающих в России китайских фирм и перспективы развития их деятельности в России.

В предлагаемом обзоре реферируется шесть англоязычных статей об особенностях функционирования финансового аудита в Китае.

Итоги исследований китайского аудита в 1990-2000-е годы в англоязычном сообществе рассматриваются в статье Д. Шимунича и Си У (Dan Simunic, Xi Wu), которые смогли проанализировать содержание 33 журналов и около 50 отдельных публикаций. Авторы отмечают, что с конца 1970-х годов в работах по аудиту акценты с вопросов техники проведения проверок и образования аудиторов сместились на вопросы экономической теории. Иначе говоря, авторы современных работ об аудите ставят основной целью развитие экономической теории на эмпирическом материале аудита [1, р. 1-4].

Аудиторская профессия в Китае достигла значительного прогресса после ее возрождения в 1980-е годы в связи с реформами Дэн Сяопина. В это время китайское правительство оказывает доминирующее влияние на развитие аудита, который в КНР в значительной степени зависит от политических, культурных и исторических обстоятельств. Китайские аудиторы очень внимательно относятся к профессиональным обязанностям и юридической ответственности, больше придерживаясь в работе традиционных методик, чем нового подхода, основанного на оценке рисков [1, р. 5]. Политическая среда, национальная культура, быстрая эволюция китайской экономики определяют специфику местного аудита в сравнении c западной традицией.

В 1995 г. были введены в действие Китайские независимые аудиторские стандарты. С этого времени Китай стремится к сближению национальных стандартов с Международными стандартами аудита. Об этом,

в частности, заявляет Китайский совет по стандартам аудита, отмечая, что стандартизация ведет к повышению значимости рыночных факторов в бизнесе котируемых компаний. О повышении независимости китайских аудиторов можно сделать вывод по резкому увеличению модифицированных заключений, которое последовало сразу после введения первой партии (январь 1996 г.) стандартов аудита [1, р. 7-8].

Другим фундаментальным фактором развития китайского рынка аудиторских услуг является программа по созданию независимых аудиторских фирм на 1997-1999 гг. Изначально аудиторские фирмы были созданы государством и принадлежали ему или другим спонсирующим органам. Такая ситуация крайне обеспокоила участников рынка в отношении независимости аудиторов в Китае. Аудиторские фирмы, прекратившие свое аффилирование с материнскими институтами в ходе данной

программы, сталкиваются с более высоким рыночным риском, чем прежде, и, следовательно, вынуждены действовать более самостоятельно. Вероятность получения квалифицированного аудиторского заключения в результате реализации данной программы значительно выросла, а качество работы крупных и малых аудиторских фирм стало выравниваться [1, p. 8-9].

Государственные предприятия регионального уровня с большей вероятностью, чем частные фирмы, нанимают небольших местных аудиторов. Центральные госпредприятия тоже более, чем частные фирмы, склонны нанимать небольших местных аудиторов в регионах, где политические и экономические институты менее развиты. Провинциальные аудиторы, находящиеся в экономической зависимости от местных клиентов и политической зависимости от местных органов власти, в своем заключении с большей вероятностью, чем центральные аудиторы, закрывают глаза на проблемы местных госпредприятий [1, p. 12-13].

Чем более крупными и активными в биржевой деятельности становятся китайские компании, тем реже они прибегают к услугам лояльных аудиторов. Более того, котируемые компании, достигая определенных оборотов и доходов, стремятся получить аудит в добровольном порядке, чтобы повысить доверие к своей бухгалтерии. Китайский рынок одинаково реагирует на аудиторское заключение с оговорками и на положительное заключение с пояснительной запиской, иначе говоря, не вводится в заблуждение вторым. Например, инвесторы на развитом финансовом рынке Шанхая хорошо различают аудиторов высокого и низкого качества. Рынок также более чувствительно откликается на положительные отчеты о компаниях, составленные первоклассными аудиторами [1, p. 9, 17].

Китай характеризуется большей в сравнении с развитыми капиталистическими экономиками долей модифицированных аудиторских заключений (МАЗ). В 1995-2000 гг. более 15 % годовых отчетов котируемых компаний получали МАЗ ежегодно. Это свидетельствует, с одной стороны, о повышении независимости аудиторов и их способности противостоять давлению клиентов, с другой - о беспорядке в ведении бухгалтерии на проверяемых предприятиях. Основные причины, по которым аудиторы выдают МАЗ, - это госрегулирование посредством лицензирования и дисциплинарных мер, правовая ответственность аудиторов и низкое качество доходов. Слабое корпоративное управление является еще одним фактором большого количества МАЗ в Китае [1, p. 12].

Как замечают Линь Чживэй, Цзян Ихун и Сюй Исюань (Lin Zhiwei, Jiang Yihong, XuYixuan), ситуация с МАЗ постепенно улучшается. В 1992-2009 гг. в среднем 11 % котируемых фирм в Китае получили МАЗ. По их мнению, есть две главные причины этого явления: 1) большие премии за удачное манипулирование бухгалтерской отчетностью и 2) мягкие бюджетные ограничения, ослабляющие информационную и управленческую роль аудиторских заключений. Большое количество МАЗ указывает на сильные стимулы к искажению информации. Хотя получение МАЗ увеличивает информационные риски, оно не влечет за собой существенных экономических последствий, потому что распределе-

ние ресурсов в китайских компаниях зависит в основном от государства или ключевых акционеров. Подобная ситуация, в первую очередь, наблюдается на госпредприятиях и в фирмах, которые получают МАЗ впервые [2, p. 135-136].

Проблема большого количества МАЗ постепенно решается, с одной стороны, усилиями правительства КНР (законодательными, надзорными, репрессивными), поскольку оно заинтересовано в привлечении крупных иностранных инвесторов, в особенности приносящих новые технологии. С другой стороны, на китайском рынке растет внутренняя конкуренция, китайские компании сами ищут инвесторов и стараются повысить доверие к своей отчетности. Как следствие, доля фирм, которые получили МАЗ в 2007, 2008 и 2009 гг., сократилась до 8 %, 6,9 % и 6,7 % соответственно. Таким образом, ослабление стимулов к манипуляции доходами и ужесточение бюджетных ограничений улучшили качество информации в Китае, в связи с чем уменьшилось количество фирм, получающих МАЗ [2, p. 152].

Растущий китайский рынок аудиторских услуг гораздо меньше монополизирован в сравнении с развитыми странами. «Большая четверка» аудиторов мирового уровня («Pricewater house Coopers», «Deloitte», «Ernst&Young», «KPMG») имеет на китайском рынке свою специфичную клиентелу, использующую более сложные и детальные методики, взимает более высокую комиссию за свои услуги. Китайские компании с иностранными инвестициями (B-sharecompanies) обязаны помимо общего проходить и дополнительный аудит. Хотя «Большая четверка» имеет высокую репутацию на обоих рынках аудита, ее значение на рынке дополнительного аудита заметно выше [1, p. 15-16].

В 2002 г., после громкого слияния китайской аудиторской фирмы «Да-Хуа» с фирмой «Ernst&Young», большинство местных клиентов «Да-Хуа», котировавшихся на китайских биржах, перешли к местным аудиторам, поскольку работа с китайскими аудиторами дает проверяемым компаниям больше свободы в подготовке финансовой отчетности, в то время как западные аудиторы проявляют меньшую готовность к компромиссам и рискам [1, p. 11].

Вопрос об аудиторском риске в ценообразовании на аудиторские услуги подробно рассматривают З. Иршад Юнас, П. Вельте и Х. Ашфак (Zahid Irshad Younas, Patrick Velte, Khadija Ashfaq), сравнивая ситуацию в Китае и Пакистане. Неотъемлемым риском при проведении аудиторской проверки является наличие существенных искажений в финансовой отчетности. Аудитор может их не обнаружить и вынести положительное заключение без оговорок. Если в результате этого пользователям бухгалтерской информации причинен ущерб, аудитор должен нести ответственность за это. Так как стоимость аудиторских услуг не может быть установлена после обнаружения существенных искажений отчетности, аудитор может минимизировать свои потери путем включения неотъемлемого риска в стоимость своих услуг [3, p. 99].

Результаты исследования аудита в Китае говорят о том, что клиент вынужден платить более высокую цену за аудиторские услуги, если проверяющая его аудиторская компания входит в «Большую четверку»,

в том числе потому, что «Большая четверка» учитывает фактор риска. Аудиторская практика в Китае не столь хорошо налажена, как в Пакистане, так как аудиторские компании не рассматривают клиентские риски как часть определения стоимости аудита. Этот факт означает, что по иску заинтересованных лиц аудитор рискует быть вовлеченным в судебное разбирательство, касающееся вынесенного им аудиторского заключения. Подобная практика в определении стоимости аудита представляет угрозу рынку аудиторских услуг в Китае [3, p. 108-109].

Китайские аудиторы наказываются национальными регуляторами в большей степени за ошибки в обнаружении и документировании махинаций, ведущих к существенному искажению бухгалтерской отчетности, чем за ошибки в поиске махинаций с раскрытием информации. Последующий анализ существенных искажений отчетности показывает, что аудиторы будут скорее наказаны за ошибки в обнаружении и документировании махинаций с доходом, чем за махинации с активами. В целом китайские регуляторы полагают, что аудиторы обязаны нести ответственность за обнаружение и документирование злостных махинаций, основанных на транзакциях и связанных с учетными доходами [1, p. 16].

Значимыми факторами нарушений в китайской бухгалтерской отчетности являются большая дистанция во власти (между верхами и низами фирмы) и низкий управленческий индивидуализм. Аудиторам следует быть особо внимательными к фирмам, где власть принадлежит узкому кругу лиц, фирмам, практикующим «ручное управление», с менее компетентным персоналом и текучкой кадров. Формулируется гипотеза о том, что китайские аудиторы, воспитанные в национальной культуре с высокой дистанцией власти и низким индивидуализмом, менее устойчивы, чем западные аудиторы, к давлению клиента. Более того, по сравнению с аудиторами, нанятыми международными фирмами, аудиторы, нанятые китайскими фирмами, оценивают сомнительные действия по манипулированию отчетностью как более этические и указывают на более высокую вероятность совершения подобных действий. Подобная толерантность в китайских фирмах повышает готовность их сотрудников к совершению этически сомнительных поступков [1, p. 18-19].

В 2002 г. китайские регуляторы ввели независимую систему управления и аудиторские комитеты для котируемых компаний в целях улучшения корпоративного управления и содействия реформе фондового рынка в Китае. Различные группы стейкхолдеров, как правило, соглашаются с церемониальными функциями и обязанностями данных комитетов, имея в виду улучшение имиджа корпоративного управления, расширение контактов между советом директоров и внешними аудиторами, посредничество в конфликтах между руководством и внешними аудиторами. Тем не менее более конкретные роли аудиторских комитетов в улучшении внутреннего контроля, соблюдении правил, упорядочении корпоративной финансовой отчетности и аудита не были полностью признаны, так что комитеты введены, скорее, по форме, чем по содержанию.

Изучая влияние реформы бухгалтерских стандартов в Китае на цену аудиторских услуг, Кай Чжу и Хун Сунь (Kai Zhu, Hong Sun ) считают, что

введенные в 2007 г. новые, основанные на МСФО китайские стандарты бухгалтерского учета не влияют на концентрацию аудиторских услуг на рынке и частоту выдачи МАЗ. Главным итогом этой реформы будет значительное повышение платы за аудит. Связано это с тем, что новые стандарты бухучета повысили для котируемых фирм риск раскрытия информации. Как следствие, аудиторы столкнулись с более высоким риском аудита и поэтому взимают более высокие сборы в качестве компенсации [4, p. 187].

Предположение о том, что котируемые региональные госпредприятия в Китае имеют больше возможностей получить положительное заключение от местных аудиторов, исследуют К. Хун Чан, К.З. Линь и P.P. Ван (K. Hung Chan, Kenny Z. Lin, Ray R. Wang). Они отмечают, что Китай предоставляет уникальные условия для изучения стратегических взаимодействий между чиновниками, руководителями предприятий и аудиторами.

Во-первых, финансовый учет в Китае способствует соблюдению правил, регулирующих включение и исключение акций из котировальных списков и дополнительный выпуск корпоративных ценных бумаг путем льготного размещения акций. В Китае в случае льготного размещения акций или исключения акций из котировального списка огромное значение придается учетной норме прибыли, как и в случае долговых договоров, бонусных схем и расчета рентабельности капиталовложений. Поскольку договоры и нормативно-правовые акты основываются на бухучете, у руководителей корпораций возникает стимул манипулировать данными бухучета с целью обойти контрактные ограничения. Чтобы замаскировать оппортунистическую финансовую отчетность, нечистоплотный менеджмент заинтересован в найме лояльного аудитора.

Во-вторых, исторически местные власти в Китае имеют сильное влияние как на корпоративные, так и на бухгалтерские дела. Предыдущие исследования показывают, что в политико-экономической среде Китая региональные госпредприятия, как правило, делают выбор в пользу местных аудиторов, потому что эти аудиторы более снисходительны к ним. Наконец, следует ожидать повышенную долю управленческих просчетов в развивающейся экономике Китая, где деловая сфера в значительной степени основывается на личных отношениях, где правительство покровительствует госпредприятиям, а рыночные механизмы до сих пор недостаточно развиты, чтобы противостоять оппортунистической отчетности [5, p. 47-48].

Региональные органы власти, котируемые региональные госпредприятия и местные аудиторы стратегически взаимодействуют между собой в целях максимизации ожидаемой полезности. Поводами для подобного взаимодействия трех участников рынка являются льготный выпуск акций и исключение акций из котировальных списков, основанные на предоставленных руководителями предприятий данных о бухгалтерской прибыли. Последняя представляет собой объект особого внимания аудиторов в обстановке, когда непрерывное включение акций в котировальные списки и сезонное финансирование благодаря выпуску новых акций

становятся очень популярными политическими и экономическими ресурсами среди чиновников и руководителей корпораций.

Региональные госпредприятия чаще всего обращаются за помощью к местным аудиторам, чтобы замаскировать данные оппортунистической отчетности, потому как региональные органы власти и госпредприятия заинтересованы в получении большего количества средств на развитие или поддержание котировального статуса. На основе анализа деятельности 5268 компаний в 2001-2006 гг. сделан вывод, что региональные госпредприятия имеют более высокую вероятность получить положительное аудиторское решение от местных аудиторов, если они ожидают привлечения акционерного капитала путем эмиссии прав или если на кону стоит их котировальный статус на бирже [5, р. 48].

На основе изучения выбора аудиторов и аудиторских заключений были сопоставлены фактические заключения, полученные клиентами от местных аудиторов, с заключением, которое, согласно их прогнозам, они получили бы, обратившись к аудиторам из «Большой четверки». Разница между заключениями от китайских аудиторов и от «Большой четверки» отражает возможность руководства китайских компаний получить более благоприятное, чем ожидалось, аудиторское заключение от первых.

Так как вмешательство государства - это обычное явление в странах с переходной экономикой, данное исследование анализирует не только сугубо экономические стимулы, но и участие социальных и политических институтов в отношениях клиентов и аудиторов. В Китае региональные власти предоставляют субсидии местным госпредприятиям, чтобы их доходность отвечала нормативным требованиям к льготному выпуску акций и исключению акций из котировальных списков. К. Хун Чан, К.З. Линь и Р.Р. Ван полагают, что местные аудиторы оказывают помощь в процессе подготовки финансовой отчетности предприятий [5, р. 49].

В итоге ими подчеркивается важность понимания политических и экономических условий при анализе финансовой отчетности руководителей предприятий и аудиторских заключений. Чтобы понять особенности их отчетности в условиях переходной экономики Китая, нужно сначала разобраться в стимулирующей роли государства и степени его влияния на хозяйственную деятельность и ведение бухучета на предприятиях. Также важно понимать целесообразность регулирования рынка ценных бумаг на основании бухгалтерских показателей. По их мнению, китайские регуляторы осведомлены о неумышленных последствиях решений в отношении размещения и исключения акций из котировальных списков для учетных доходов, которые весьма уязвимы перед управленческими манипуляциями [5, р. 49].

Процесс трансформации социалистической системы КНР в рыночную экономику создал для участников рынка множество возможностей по использованию этой системы для личного обогащения. На примере регулирования права на покупку акций и исключения акций из котировальных списков показано, что региональные чиновники, руководители предприятий и аудиторы сотрудничают в целях влияния на принятие решений о распределении капитала, которое зависит от данных об учетных доходах [5, р. 61-62].

Особую роль в китайском аудите играет фактор личных связей (гуаньси), который исследовали Лю Цзихун, Ван Япин и У Ляньшэн (Liu Jihong, Wang Yaping, Wu Liansheng). Гуаньси являются характерным свойством китайского общества, в том числе китайского предпринимательства, и потому стали популярной темой зарубежного китаеведения. Гуаньси может принести компаниям ряд преимуществ, таких как обеспечение редкими ресурсами, обращение к вышестоящему начальству в обход непосредственного, получение информации и привилегии, сбыт залежалого товара, защиту от нестабильности и неопределенности, а также содействие в решении проблем.

Личные связи дают фирме возможность получить благоприятное аудиторское заключение, даже если в ходе данной практики могут пострадать лица, заинтересованные в этом заключении. В крупнейших международных скандалах последних лет типа дела «Enron» один из ведущих менеджеров проверяемой фирмы прежде был сотрудником внешнего аудитора, который впоследствии выдал недостоверное заключение о данной фирме.

Социально-культурная система Китая основана в большей мере на связях, чем на правилах. Вдобавок к аффилированному менеджменту, который является видом связей на личном уровне, существует другой вид отношений, характерный исключительно для китайской среды предпринимательства - это государственная собственность на уровне предприятий. Госпредприятия имеют тесные связи с правительствами разных уровней, которые отсутствуют у частных компаний. Соответственно, государственная собственность предприятий может иметь прямое влияние на качество аудита [6, р. 622].

Госпредприятия и фирмы, являющиеся филиалами, как удалось установить авторам статьи, с меньшей вероятностью получают аудиторское заключение с оговорками. Поэтому аффилированный менеджмент, помогающий получить благоприятное аудиторское заключение, более необходим частным фирмам, чем госпредприятиям. Результаты исследования свидетельствуют о том, что и госпредприятия, и финансово-промышленные группы ослабляют аудиторскую независимость. Кроме того, эффект от воздействия аффилированного менеджмента на качество аудита госпредприятий и частных компаний различен [6, р. 622].

Наряду с тем что в экономике КНР преобладает государственный сектор, самостоятельность китайских аудиторов ограничивает также и то, что правительство КНР жестко контролирует национальный рынок аудиторских услуг. С началом экономической либерализации в 1979 г. правительство стало восстанавливать систему аудита. В 1988 г. министерство финансов КНР основало Китайский институт дипломированных государственных бухгалтеров-аудиторов (CICPA). После того, как в 1990-1991 гг. были основаны Шанхайская и Шеньчженьская фондовые биржи, правительство осознало важность профессии внешнего аудитора. В итоге множеству выбранных бухгалтерских фирм было предоставлено разрешение на проведение аудита в публичных компаниях. В 90-е годы утвердились три главных типа аудиторских фирм: аффилированные с государственными органами, аффилированные с уни-

верситетами, совместные предприятия с участием международных ау-диторских_компаний. Чтобы улучшить аудиторскую независимость, в 1997-1998 гг. С1СРА потребовал расторгнуть все связи аудиторских фирм с их спонсорами, включая государственные агентства, государственные институты и университеты.

Наиболее важные средства, благодаря которым китайское правительство контролирует рынок аудита, - это отраслевые организации. С1СРА, в отличие от обычных отраслевых организаций, более похож на департамент министерства финансов КНР, так как министерство управляет его персоналом и обеспечивает его бюджет. Через С1СРА правительство сохраняет высокий уровень контроля над рынком аудиторских услуг. С1СРА устанавливает стандарты аудита, контролирует их исполнение, проводит национальные экзамены, выдает и продлевает сертификаты аудиторов, ежегодно проверяет аудиторские фирмы и др. Кроме того, региональные органы власти и госпредприятия - это главные клиенты аудиторов [6, р. 623].

Существует два способа, которыми аффилированный менеджмент может снизить качество аудита. Во-первых, менеджер имеет личные связи с членами аудиторской команды - в прошлом его коллегами. В этом случае аудиторы с большей вероятностью будут доверять бывшим коллегам и предоставляемой ими отчетности. Во-вторых, имеющий аудиторский опыт менеджер с большей вероятностью знаком с методикой аудиторской проверки фирмы и потому сможет подготовить более подходящую целям клиента документацию. Причем аудиторы, как правило, не желают вносить поправки в процедуры аудита, с которыми они знакомы, что уменьшает вероятность выявления проблем в аффилированной фирме и повышает ее шансы на положительное аудиторское заключение без оговорок [6, р. 624].

Далее Лю Цзихун, Ван Япин и У Ляньшэн доказывают три тезиса относительно аудита в Китае. Во-первых, аффилированные фирмы с большей вероятностью, чем неаффилированные, получат аудиторское заключение без оговорок. Государственные органы КНР имеют явные мотивы поддерживать госпредприятия, ожидая от них максимальной прибыли и выполнения социальных обязательств. Один из механизмов политической поддержки - это помощь госпредприятиям в получении аудиторского заключения без оговорок. Во-вторых, возможность получения аудиторского мнения без оговорок значительно выше для госпредприятий, чем для частных компаний. Следовательно, госпредприятия не нуждаются в помощи аффилированных фирм, чтобы снизить вероятность аудиторского заключения с оговорками. Поэтому менеджмент частных компаний развивает личные связи с потенциально подходящими бизнес-партнерами из госсектора. Поэтому, в-третьих, эффект аффилированного менеджмента на качество аудита более выражен в случае частных компаний, чем госпредприятий [6, р. 624-625].

На основе представленного здесь анализа зарубежных публикаций можно сделать следующие выводы о развитии финансового аудита в КНР.

Китайский аудит по среднему уровню пока отстает от развитых капиталистических экономик. Но он совершенствуется благодаря админи-

стративно-правовым мерам правительства КНР, объективному усилению конкуренции в китайской экономике, повышению качества менеджмента в крупнейших китайских корпорациях, их укрупнению, интернационализации и выходу на ведущие фондовые биржи мира, а также благодаря проникновению на китайский рынок международных аудиторских фирм, действующих по стандартам самого высокого качества. Основную специфику китайскому аудиту придает национальная культура политики и предпринимательства.

Личные политические связи топ-менеджмента котируемых китайских компаний и сохраняющееся доминирование государственного сектора в экономике создают благоприятные предпосылки для сговора проверяемых компаний с местными аудиторами. Поэтому при ведении дел с китайскими партнерами наибольшее доверие следует оказывать котируемым компаниям, которые пользуются услугами «Большой четверки» или услугами национальных аудиторов, имеющих хорошую репутацию на биржах Шанхая и Гонконга.

Статья подготовлена при поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда «Государство и китайский капитал на юге Дальнего Востока России (1987-2013 гг.)», №14-31-01253а2.

В подготовке статьи оказали помощь студенты ВГУЭС А.В. Ко-лисниченко, Е.Е. Терловая, К.В. Шишленко.

References

1. Simunic Dan A., Xi Wu. China-Related Research in Auditing: A Review and Directions for Future Research. China Journal of Accounting Research, 2009, vol. 2, no. 2, pp. 1-25.

2. Lin Zhiwei, Jiang Yihong, Xu Yixuan. Do modified audit opinions have economic consequences? Empirical evidence based on financial constraints. China Journal of Accounting Research, 2011, vol. 4, no. 3, pp. 135-154. DOI: 10.1016/j .cjar.2011. 06.004

3. Irshad Younas Zahid, Velte Patrick, Ashfaq Khadija. Audit pricing in China and Pakistan: a comparative review of audit practices. Accounting and Management Information Systems, 2014, vol. 13, no. 1, pp. 98-110.

4. Kai Zhu, Hong Sun. The reform of accounting standards and audit pricing. China Journal of Accounting Research, 2012, vol. 5, no. 2, pp. 187-198. DOI: 10.1016/j.cjar.2012.05.002.

5. Hung Chan K., Lin Kenny Z., Wang Ray R. Government Ownership, Accounting-Based Regulations, and the Pursuit of Favorable Audit Opinions: Evidence from China. Auditing: A Journal of Practice &Theory, 2012, vol. 31, no. 4, pp. 47-64. DOI: 10.2308/ajpt-50227.

6. Liu Jihong, Wang Yaping, Wu Liansheng. The Effect of Guanxi on Audit Quality. China Journal of Business Ethics, 2011, no. 103, pp. 621-638. DOI 10.1007/s10551-011-0884-z.

For citation: Izvestiya Far Eastern Federal University. Economics and Management, 2015, № 4, pp. 106-116 UDK 657.6(510)

L.E. Kozlov

Specifics of the financial audit in modern China

In the current international situation, economic ties with China is of particular importance for Russia. A good understanding of the specifics of the Chinese business environment is necessary in order to move the Russian-Chinese relations from primitive trade to industrial cooperation, investment, joint research and development. There is a clear shortage of Russian literature on auditing in China. As part of our research project «The government and the Chinese business in the South of the Russian Far East», the topic is relevant because it contributes to an adequate assessment of the management quality of Chinese firms that operate in Russia, as well as prospects for the development of their activities in Russia. In this article we review the six English-language articles about the functioning of the financial audit in China. The authors of these articles form the following general observations. Financial audit in China still lags behind in its average level of the developed capitalist economies. However, it has been steadily improved through administrative and legal measures of the Chinese Government, intensified competition in the Chinese business, consolidation and internationalization of China's largest corporations, as well as entry into the Chinese market of international Big Four auditors. The number of modified audit opinions in China is gradually reduced. The main specificity of the Chinese audit gives the national culture of policy and entrepreneurship, especially the high importance of personal relationships (guanxi) in the commercial success. The guanxi of listed companies and the continuing dominance of state-owned enterprises in the Chinese economy create the prerequisites for collusion audited companies with local auditors. Listed companies that use the services of Big Four auditors or Chinese auditors with a good reputation on the stock exchanges in Shanghai and Hong Kongare trustworthy primarily.

Keywords: China, financial audit, accounting, audit opinion, listed firms, business environment, guanxi.

© Leonid E. Kozlov - Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Department of international Relations, Oriental institute. School of regional and international studies. Far Eastern Federal University. 690095 Vladivostok, Sukhanova street, 8. E-mail: kozlov.le@dvfu.ru.

www.jem.dvfu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.