Научная статья на тему 'Особенности разработки и внедрения единой программы по обществоведению в техникумах ТАССР в 1920-х - начале 1930-х годов'

Особенности разработки и внедрения единой программы по обществоведению в техникумах ТАССР в 1920-х - начале 1930-х годов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
140
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММЫ ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ / ТАССР / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕХНИКУМЫ / ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКИЕ КОМИССИИ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / ОБРАЗОВАНИЕ / SOCIAL STUDIES CURRICULA / THE TATAR ASSR / NATIONAL COLLEGES / COMMISSIONS ON SOCIAL STUDIES / TEACHERS / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садыков Шамиль Фанисович

В данной статье рассматриваются вопросы разработки единой программы по обществоведению для техникумов ТАССР в 1920-х начале 1930-х гг. На основе архивных материалов показаны роль и значение обществоведческих комиссий в выработке программ, учебных планов, учебных пособий и в организации педагогического процесса. Выявлены отдельные особенности программ и учебных планов, разработанных в ТАССР. В качестве сопоставления и сравнения уровня преподавания обществоведческих дисциплин представлен опыт отдельных областей. На основе данных инспекторских обследований техникумов ТАССР показаны положительные и отрицательные моменты состояния дел в области изучения обществоведения. Внимание акцентируется на трудностях и особенностях в организации педагогической работы в национальных техникумах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON COMPILING AND IMPLEMENTING UNIFIED SOCIAL STUDIES CURRICULUM IN TECHNICAL COLLEGES OF THE TATAR ASSR IN THE 1920S - AT THE BEGINNING OF THE 1930S

The article examines the issues of compiling the unified Social Studies curriculum for technical colleges of the Tatar ASSR in the 1920s at the beginning of the 1930s. Relying on archival materials, the author shows the role and importance of commissions on Social Studies while compiling programs, curricula, textbooks and organizing pedagogical process. The peculiarities of the programs and curricula developed in the Tatar ASSR are identified. To compare the level of teaching social disciplines, the author describes the experience of certain regions. Relying on inspection reports on technical colleges of the Tatar ASSR, the author concludes on the level of Social Studies learning, identifies positive and negative aspects. The accent is made on difficulties and controversies that arose while organizing pedagogical work in the national colleges.

Текст научной работы на тему «Особенности разработки и внедрения единой программы по обществоведению в техникумах ТАССР в 1920-х - начале 1930-х годов»

https://doi.org/10.30853/pedaqoqy.2019.4.9

Садыков Шамиль Фанисович

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ЕДИНОЙ ПРОГРАММЫ ПО

ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ В ТЕХНИКУМАХ ТАССР В 1920-Х - НАЧАЛЕ 1930-Х ГОДОВ

В данной статье рассматриваются вопросы разработки единой программы по обществоведению для техникумов ТАССР в 1920-х - начале 1930-х гг. На основе архивных материалов показаны роль и значение обществоведческих комиссий в выработке программ, учебных планов, учебных пособий и в организации педагогического процесса. Выявлены отдельные особенности программ и учебных планов, разработанных в ТАССР. В качестве сопоставления и сравнения уровня преподавания обществоведческих дисциплин представлен опыт отдельных областей. На основе данных инспекторских обследований техникумов ТАССР показаны положительные и отрицательные моменты состояния дел в области изучения обществоведения. Внимание акцентируется на трудностях и особенностях в организации педагогической работы в национальных техникумах.

Адрес статьи: www.aramota.net/materials/4/2019/4/9.html

Источник

Педагогика. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2019. Том 4. Выпуск 4. C. 55-61. ISSN 2500-0039.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2019/4/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: pednauki@aramota.net

5. Гаврилов И. В. Письменные упражнения: руководство к ведению и составлению ученических сочинений в средних учебных заведениях. СПб., 1872. 162 с.

6. Гетманская Е. В. Взаимосвязи гимназического и университетского литературного образования в России XIX - начала ХХ века. М.: Флинта; Наука, 2012. 232 с.

7. Лазарев Ю. В. Источники личного происхождения в изучении истории школьного литературного образования // Источники исследования о педагогическом прошлом: интерпретация проблем и проблемы интерпретации: Первые международные историко-педагогические чтения (г. Москва, 20-21 сентября 2019 г.). М.: Изд-во МШУ, 2019. С. 464-470.

8. Лазарев Ю. В. Педагогическая периодика середины XIX - начала XX века о проблемах подготовки учителей словесников // Учитель-словесник и ученик в образовательном пространстве информационной эпохи. XXVI Голубковские чтения: материалы Международной научно-практической конференции. М.: Экон-Информ, 2019. С. 181-187.

9. Лазарев Ю. В. Русские ученые-филологи в их отношении к школьному преподаванию словесности: Н. С. Тихонра-вов (1832-1893) // Изучение русской литературной классики в школе: вчера, сегодня, завтра. XIX Голубковские чтения: материалы Международной научно-практической конференции. М.: Изд-во МПГУ, 2012. С. 163-171.

10. Мандельштам И. «Теория словесности» Кирпичникова, «Теория словесности» Белявского // Педагогический музей. 1878. № 1. С. 119-120.

11. Методика преподавания литературы. Персоналии: биобиблиографический словарь / ред. В. Ф. Чертов и др. М.: МПГУ. 2018. 408 с.

12. П. Б. Е. В. Белявский. Педагогические воспоминания // Педагогический сборник. 1905. № 10. С. 373-374.

13. Чертов В. Ф. Русская словесность в дореволюционной школе. Изд-е 2-е. М.: Прометей, 2013. 248 с.

E. V. BELYAVSKY'S "PEDAGOGICAL MEMORIES" AS A SOURCE ON HISTORY OF SCHOOL LITERARY EDUCATION

Lazarev Yurii Vasil'evich, Doctor in Pedagogy, Associate Professor Ryazan State University named after S. A. Yesenin jurnalist.rgu@gmail.com

The article examines E. V. Belyavsky's (1838-1903) "Pedagogical Memories" (1905) as a valuable source on history of school literary education of the pre-October period. Belyavsky's professional formation as a teacher-philologist is described. His views on the role of Pedagogical Congresses in the development of literature teaching methodology, on the role of essays in students' ethical and esthetical education are revealed. Belyavsky's methodological techniques are described.

Key words and phrases: history of school literary education; literature teaching methodology; E. V. Belyavsky; teacher-philologist; personal sources; pedagogical publicistic writing.

УДК 37; 372.8; 372.83 Дата поступления рукописи: 03.10.2019

https://doi.Org/10.30853/pedagogy.2019.4.9

В данной статье рассматриваются вопросы разработки единой программы по обществоведению для техникумов ТАССР в 1920-х - начале 1930-х гг. На основе архивных материалов показаны роль и значение обществоведческих комиссий в выработке программ, учебных планов, учебных пособий и в организации педагогического процесса. Выявлены отдельные особенности программ и учебных планов, разработанных в ТАССР. В качестве сопоставления и сравнения уровня преподавания обществоведческих дисциплин представлен опыт отдельных областей. На основе данных инспекторских обследований техникумов ТАССР показаны положительные и отрицательные моменты состояния дел в области изучения обществоведения. Внимание акцентируется на трудностях и особенностях в организации педагогической работы в национальных техникумах.

Ключевые слова и фразы: программы по обществоведению; ТАССР; национальные техникумы; обществоведческие комиссии; преподаватели; образование.

Садыков Шамиль Фанисович, к. пед. н.

Институт истории имени Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, г. Казань mergen777@mail. т

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ ЕДИНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ В ТЕХНИКУМАХ ТАССР В 1920-Х - НАЧАЛЕ 1930-Х ГОДОВ

С образованием автономной республики в 1920 г. Наркомпрос развернул активную деятельность в области развития профессионального образования. Для руководства им было создано Главное управление профессионального образования Народного комиссариата просвещения ТАССР (Главпрофобр), во главе которого стоял народный комиссар просвещения [3, с. 94]. Развитие профессионального образования в национальных республиках, в том числе ТАССР, имело свои специфические особенности. Актуальность изучения этих отличительных черт, осмысление педагогического и исторического опыта позволят определить пути совершенствования профессионального образования в современных условиях. Научная новизна данного исследования заключается в определении специфики преподавания обществоведения в техникумах ТАССР.

Цель работы - выявление особенностей разработки и внедрения единой программы по обществоведению в техникумах ТАССР в 1920-х - начале 1930-х гг. в ходе изучения педагогического опыта разработки программ и учебных планов по обществоведению для национальных техникумов с учетом этнорегиональной составляющей.

Проблемами истории образования в ТАССР занимались многие казанские ученые. Анализу истории педагогической мысли края посвящены работы Т. Я. Курбанова, З. Г. Нигматова, Х. Х. Хакимова, Я. И. Ханбикова, З. Т. Шарафутдинова и др. [2, с. 6]. Развитие системы народного образования также освещено в трудах В. П. Горохова, Б. П. Рождественского, Ю. А. Туишева, М. З. Тутаева, Б. Ф. Султанбекова и др. [5, с. 5]. В диссертационной работе Т. Н. Мукминева исследованы проблемы развития среднего педагогического образования в ТАССР в 1921-1941 гг. [7]. Вместе с тем вопросы обществоведческого образования в техникумах ТАССР недостаточно изучены в педагогической науке.

Советские профтехнические учебные заведения играли важную роль в системе подготовки кадров, как для потребностей промышленности, сельского хозяйства, так и образовательных учреждений в целом. В течение 1921-1922 гг. в Татарии появились техникумы по медицинскому, сельскохозяйственному, индустриально-техническому направлению. В начале 20-х годов XX века особое внимание уделялось подготовке педагогических кадров, результатом которого стало образование педагогических техникумов, таких, как Казанский татарский педагогический техникум, Чувашский педагогический техникум, Казанский опытный русский педагогический техникум, Казанский крещенский педагогический техникум и другие. Все типы техникумов готовили не просто специалистов-общественников, а идеологически подкованных строителей будущего социализма. Задача воспитания общественника в лице специалиста возлагалась больше всего на преподавателя обществоведения, который нес в себе весь основной воспитательный и образовательный багаж и закладывал главные идеологические установки у будущих специалистов. О важности преподавания обществоведения в техникумах говорится и в циркуляре ЦК РКП(б) (14.09.1925), где партийным органам предлагается уделять серьезное внимание к привлечению квалифицированных лекционных сил по данному предмету. Для этих целей предполагалось использовать часть командируемых в распоряжение местных организаций специалистов, окончивших коммунистические вузы, а также социально-экономические и педагогические вузы [4, с. 131].

Однако большинство преподавателей обществоведения в техникумах не имели достаточной практики в своей педагогической работе, и этот опыт в первое время они должны были позаимствовать от старых учителей, получивших образование в дореволюционных учебных заведениях. В консолидации всех этих педагогических сил играли важную роль предметные комиссии, в том числе обществоведческие, которые были организованы в каждом техникуме Татарской Республики. Задачей этих комиссий было обеспечение техникумов программами, планами и методической литературой. Организованная при Главпрофобре Наркомпро-са ТАССР обществоведческая комиссия преподавателей педтехникумов являлась связующим и организационным звеном всего потенциала преподавателей обществоведения. Несмотря на все идеологические установки и важность данного предмета в воспитании молодежи, обществоведение в техникумах, как отмечалось в заседаниях данной комиссии, было «поставлено не на должную высоту» [9, д. 1020, л. 1]. Это особенно проявлялось при поступлении в вуз, когда учащиеся не знали основ политэкономии и диалектического материализма. Объяснением этому была как перегруженность курсов обществоведения ввиду существования параллельно курса различных политических кружков, так и недостаточная квалификация преподавателя. Отрицательно на качество и процесс обучения влияла и переброска преподавателей из одного техникума в другой, отсутствие определенного учебника обществоведения и отдельной программы для техникумов [Там же, л. 1 об.].

Первые программы Государственного ученого совета (ГУС, 1924 г.) для техникумов были основаны на комплексной системе. Многие педагоги были не в состоянии произвести комплексацию между предметами и зачастую преподавали по старым программам. Комплексные программы детализировались по колонкам: труд, общество, навыки - и были достаточно громоздкими и перегруженными материалом. Выход из этого представители комиссии при Главпрофобре Наркомпроса ТАССР видели в упрощении программ по обществоведению и принятии обязательного минимума для всех техникумов республики [Там же, л. 2]. Вместе с тем в данной программе должны были найти отражение и вопросы подготовки к специализации профтехни-ческого учебного заведения. Также предлагалось обязательное закрепление педагога на один учебный год, установление минимума знаний для преподавателей обществоведения и усиление внимания со стороны партийных организаций. С целью составления примерной программы для техникумов республики в начале 1925 года создается комиссия из следующих лиц: Берза, Бушмакина, Васильева [Там же, л. 1 об.]. В результате в августе 1925 года выходит проект программы минимума по обществоведению, составленный комиссией и Главпрофобром, в которой были приняты схемы и программы по обществоведению педтехникумов Татрес-публики и программа научно-педагогической секции ГУСа. Во многом данная программа совпадала с центральной программой педтехникумов ГУСа, в основе которой лежали проблемы классовой борьбы. Вместе с тем в части перемещения и распределения тем имелись различия (Таблица 1).

Так, например, тему «Основы народного хозяйства и индустриализация Союза» предлагалось сформулировать как «Экономика нашего региона и СССР». Учебный курс 2-го года обучения «О ремесленной и крупной промышленности» было решено перенести на 1-й год обучения и включить в «Экономику нашего региона и СССР», «Историю классовой борьбы в России» (2-й год) заменить на «Историю партии и задачи РКП(б)», а курс 3-го года обучения «Начало социалистической революции в России» было предложено исключить ввиду того, что данный материал был пройден на первом и втором курсах, и т.д. Кроме того, в историческую часть программы предлагалось включить историю классовой борьбы в России до 1905 г.

и внести национальные краевые моменты согласно программе переподготовки преподавателей национально-меньшинских техникумов. Проект программы исторического материализма необходимо было переработать ввиду несистематичности [Там же, л. 3 об., 4 об.]. С такими формулировками и установками программа была взята за основу в дальнейшую работу.

Таблица 1

Темы ГУСовских программ | Детализация тем и подтем программы Главпрофобра Наркомпроса ТАССР

1-й год обучения

1.1 «Основы народного хозяйства и индустриализация Союза» 1.1 «Экономика нашего региона и СССР» Типы хозяйственных предприятий в ТССР и СССР: мелкое крестьянское хозяйство, совхозы, колхозы. В области промышленности - кустарничество, ремесло и крупная промышленность в ТССР и СССР. Соотношение между частной и государственной промышленностью в ТССР и в СССР. Сухопутные и водные пути сообщения в ТССР и СССР. Плановое начало и его значение в организации и развитии промышленности. Деятельность Совета труда и обороны (СТО), Госплана и Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ). Деятельность Татарского СНХ и т.д.

1.2 «История классовой борьбы» 1.2 «История партии и задачи РКП(б)» Руководящая роль ВКП(б) в советском государстве. Основные линии политики партии. 1.3 «Эксплуатация в капиталистическом обществе» Развитие торгового капитала в России. Роль поволжских татар в установлении торговых связей России и азиатского Востока. Положение крестьян-инородцев (татары и их участие в крестьянском движении). Борьба против феодальной идеологии - гуманизм и религиозная реформация (их классовая сущность). 1.4 «Классовая борьба» Предпосылки революционного движения в бывшей Казанской губернии. Татары (буржуазия, пролетариат, крестьянство) в революции 1905 г. Экономическое и политическое состояние бывшей Казанской губернии накануне Февральской и Октябрьской революций.

2-й год обучения

2.1 «О ремесленной и крупной промышленности» Тема исключена и перенесена на 1-й год обучения

2.2 «Империализм и Советское строительство» 2.1 «Империализм и Советское строительство» Рабочее движение в эпоху империализма. Влияние столыпинской реформы на деревню в Казанской губернии. Деятельность социал-демократии в Казани. Рабочий класс Казани и его отношение к империалистической войне. Упадок сельского хозяйства и промышленности во время войны, отражение этого процесса в условиях Казанской губернии. Казанский рабочий перед Октябрем. Советская власть в Казани. Участие татаро-башкирских полков в борьбе с белыми. Организация Советской власти в Татреспублике. Национальный вопрос и его разрешение в условиях ТР. Перспективный план хозяйственного и социально-культурного строительства в Татреспублике. Строительство социализма в СССР и в Татарской Республике.

2.3 «Докапиталистическое общество» 2.2 «Докапиталистическое общество» Феодализм у татар (его особенности). Светские и духовные феодалы. Крепостные отношения и положение крестьян. Формирование военного государства. Власть хана и военно-служилого класса.

3-й год обучения

3.1 «Начало социалистической революции в России» Тема исключена

3.2 «Советский строй и конституция СССР» 3.1 «Советский строй и конституция СССР» Декларация прав трудящихся. Избирательное право. Национальный вопрос. Татреспублика и ее органы власти.

Наряду с учебными программами важным вопросом являлся учебный план техникумов, особенно для национальных техникумов. Учитывая, что национальные педагогические техникумы имеют свои особенности (двуязычие, культурный уровень), в силу чего затруднялось вести педагогическую работу по общему плану ГУСа, который предполагал 4-летнее обучение, комиссия самым действенным шагом считала введение 5-летнего обучения для национальных техникумов. Нужно отметить, что вопрос подготовки педагогов из числа национальных меньшинств поднимался неоднократно, так, на I Съезде работников по профессиональному образованию Татреспублики (3-10.06.1925) наилучшим вариантом виделось доведение обучения до 6 лет, то есть создание при 4-летних техникумах нескольких подготовительных групп, которые дополнительно обучались бы еще два года [Там же, д. 282, л. 34].

Действительно, трудности, связанные с разработкой и внедрением программ и учебных планов по обществоведению для национальных техникумов, были актуальны не только для Татреспублики. Многие

педагогические техникумы из Башкирии и других мест обращались в Татарию за учебным материалом, так как проработку принятых учебных планов в рядовых национальных техникумах не удавалось осуществить. Это было связано в первую очередь с тем, что учебный план ГУСа был приспособлен в основном для русских техникумов, он был сложен и зачастую невыполним ввиду того, что учащиеся национальных педтехникумов в основном имели начальное образование.

О сложности учебного плана по обществоведению для национальных педагогических техникумов можно судить на примере учебного плана Русского опытного педагогического техникума, который готовил преподавателей начальной школы и воспитателей детского сада. Учебный план 1-го курса строился с уклоном в сельское хозяйство (база) для ознакомления с историческим и материальным развитием страны. На 2-м курсе материал 1-го курса расширялся. Здесь же изучались биология, физиология труда, механика движения и другие дисциплины. По педагогической линии на этом курсе рассматривалась школьная организация, проводилась работа в клубах, в деревне. На третьем курсе завершалось непосредственное введение в педагогический курс. Также изучались такие дисциплины, как учение об эволюции, научная организация труда, рациональная постановка сельского хозяйства, исторический материализм и другие. 4-й курс - исключительно педагогический и практический, на котором выполнялась дипломная работа на темы общественно-политического и педагогического характера.

В условиях двуязычия и нехватки времени в национальных педагогических техникумах осуществить данный учебный план было нереальным. Это было связано как с нехваткой педагогических кадров и литературы на родном языке, так и слабой подготовкой абитуриентов. Все это вынуждало на 4-м курсе наряду с педагогическими предметами и педагогической практикой вводить общеобразовательные, что не предусматривалось новыми программами ГУСа. На заседании комиссии было принято решение о выработке более совершенного учебного плана с учетом следующих рекомендаций: «...относительно учебного плана 4-го курса разногласий не будет - уклон его строго педагогия, 3-й курс смешанный, здесь имеет место пропедевтика в педагогию, общеобразовательные предметы на этом курсе надо уменьшить за счет педагогических дисциплин. Первый и второй курс должен иметь общеобразовательные предпосылки. Предлагалось более осмысленно подходить к практике учащихся, новые названия дисциплин энергетика, физиология труда, механика движения и прочие посчитали необходимыми, так они могли легче сбить преподавателей с предметности и заставить работать по-новому» [Там же, д. 1020, л. 15, 16 об.]. Считавшийся со стороны комиссии самым приемлемым для педагогической работы национальных меньшинств 5-летний курс, в основу которого предполагалось положить программу рабфаков с внесением в них специфических для национальных техникумов черт, не вписывался в 4-летнюю программу ГУСа, и ее реализация зависела от инициативы педагогического коллектива техникума.

Разработка новых согласованных между собой учебных планов и программ оставалась неразрешенной даже в 1928 году, несмотря на четкую политику государства в централизации всего образовательного процесса. На это указывает и цитата из протокола учебного бюро Татарского педагогического техникума от 2 марта 1928 г.: «Принимая во внимание, что вопрос о составлении твердой программы для техникума на ближайшие годы слишком сложный и трудный вопрос, что он имеет значение не только для одного нашего техникума, но вообще для всех татарских техникумов Татреспублики, Президиум находит более целесообразным просить Академцентр взять на себя инициативу по составлению твердой программы для татарских техникумов республики, привлекая к этому делу специалистов-татар Казани с участием представителей кантонных техникумов» [Там же, д. 1424, л. 39].

Первоначально в педагогических техникумах предметы подразделялись на физико-математические, биолого-географические, социально-исторические, производственные, художественные и педагогические циклы. В учебном плане имелись программы по ботанике, истории ВКП(б) (Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков)), экономической географии, обществоведению, теории музыки и пению, рисованию, ремеслу, рукоделию и другим [1, с. 62]. Начиная с 1926 года все науки, преподаваемые в педагогических техникумах, стали разделяться на три объединенные группы: науки педагогические, обществоведческие и природоведение. В группу наук обществоведения входили: экономическая география, обществоведение, политическая грамота, политическая экономия, исторический материализм, история революционного движения, история ВКП(б), литература и язык [9, д. 1020, л. 18 об.].

На учебный процесс сильно влияло отсутствие «стандартных учебников», особенно на татарском языке. Функцию издательского дела осуществлял Татгосиздат, который ввиду ограниченности бюджета был не в состоянии обеспечить учебниками все национальные школы и техникумы. О нехватке учебников говорилось практически на каждом заседании предметных общественных комиссий техникумов Татреспублики. Так, например, на расширенном заседании педагогического совета Татарского педагогического техникума 4 февраля 1928 г. указывалось: «Отсутствие учебников на татарском языке тормозит учебные занятия. Необходимо просить Наркомпрос обратить на это внимание и принять меры к составлению стандартных учебников для средних учебных заведений и техникумов» [Там же, д. 1424, л. 39 об.].

Если первоначально предполагалось создание учебников в соответствии с профессиональным уклоном профессионально-технического заведения, то с конца 20-х годов речь идет больше о единых учебниках для всех типов заведений. Об издании таких учебников шла речь и на заседании комиссии по учебникам для техникумов и рабфаков 17 апреля 1931 г., в котором говорилось: «Техникумы и рабфаки могут быть обслужены

одним комплектом учебников почти по всем общеобразовательным дисциплинам» [Там же, д. 1801, л. 15]. Действительно, такой принцип, начиная с учебных планов и программ, давал возможность и значительно облегчал создание учебников на татарском языке. Это положение освобождало в первой стадии создания учебников от задачи разделения техникумов на группы по однородным специальностям. Результатом работы комиссии был следующий проект: «По всем общеобразовательным дисциплинам ставить одну общую рабочую книгу для всех техникумов и рабфаков, где программный материал должен быть взят, ориентируясь на максимум данной дисциплины в техникумах» [Там же, л. 15 об.]. Так, например, язык и литература должны быть составлены по программе педагогических техникумов. Все обществоведческие дисциплины - по программе «Советских партийных школ II ступени». Естественно, эти учебники не могли полностью отвечать профессиональному уклону отдельных техникумов. Для восполнения пробела и формирования основ общих установок марксистско-ленинской педагогики предлагалось выпустить серию дополнительных материалов в виде маленьких брошюр. В результате были изданы следующие комплекты учебников для техникумов и рабфаков: «Политэкономия» (20 листов), «История классовой борьбы на Западе» (20 листов), «История ВКП(б)» (20 листов) [Там же, л. 16]. Данные комплекты полностью переняли содержание и программу партийных школ.

Определяющую роль в политике издания учебной литературы играли партийные решения. С середины 30-х годов XX века начинается издание стабильных учебников, то есть единых, унифицированных и рассчитанных на использование в течение многих лет. Стабильные учебники могли неоднократно переиздаваться. С этого времени учебники по обществоведению становятся едиными как для всех типов техникумов, так и для средней школы, а для национальных республик он является прямым переводом на родной язык.

Нужно отметить, что для изучения опыта профтехобразования в других городах и республиках нередко организовывались командировки за пределы Татреспублики. В начале 1927 года с данной целью в Москву и Республику Азербайджан были направлены представители казанских техникумов - П. Студенцов и Г. Рафиков. Выбор данных лиц был не случаен: наряду с педагогической работой, они являлись членами обществоведческой комиссии при Главпрофобре Наркомпроса ТАССР. Кроме того, преподаватель Казанского татарского педагогического техникума Рафиков свободно владел восточными языками, в том числе турецким языком, который был необходим для общения с коллегами из Азербайджана. Результаты этих командировок были зачитаны на заседании обществоведческой комиссии. Так, в докладе Студенцова говорилось о более выгодном экономическом положении столичных педагогических техникумов, многие из которых имеют собственные общежития и практически полностью обеспечивают учащихся жильем. Кроме того, 50% общего количества учащихся получали стипендии, размер которых составлял 10 рублей. Что касается программ педагогических техникумов, то здесь так же, как и в Татреспублике, единства не наблюдалось, несмотря на имеющийся алгоритм, когда каждый педтехникум представлял программу в Московский отдел народного образования, и далее через совещания вырабатывались единые требования к ним. Распределение предметов по годам обучения было также разным, а в качестве метода обучения во всех педтехникумах с начала 1926 учебного года был введен Дальтон-план (обучение, основанное на применении индивидуального подхода к ученикам) [Там же, д. 1020, л. 14].

Доклад Рафикова о состоянии педагогических техникумов в Азербайджанской Республике также показал лучшее положение дел в данной области, в отличие от Татреспублики. Материальное обеспечение в педтехникумах Азербайджанской Республики было даже немного выше, чем в Москве. Оклад преподавателей составлял 65 рублей (в Казани такую сумму начали получать лишь в 1928 г.), а стипендия учащихся - 15 рублей. Пед-техникумы в Азербайджанской Республике все еще именовались по-старому учительскими семинариями. Всего функционировало 12 тюркских и 3 смешанных (грузинско-азербайджанский, армянско-азербайджанский, русско-азербайджанский) педагогических техникума. Положительным и интересным моментом, по мнению Рафикова, считалось преподавание во всех профшколах на родном языке и наличие у тюркских учителей собственного печатного органа. Каждая профшкола имела свой учебный план, однако о комплексном плане преподавания говорить не приходилось. Учебные заведения строились на основе раздельного обучения - отдельно для мужчин и женщин. Школы первой ступени были пятилетними, а общественная работа в педтехникумах совсем не затрагивалась. В целом учебное дело в смысле финансирования было развернуто шире, чем в Татарии: 11 млн на учебно-просветительские нужды, тогда как в Татарии только 4 млн [Там же, л. 15].

В общем, работа обществоведческой комиссии преподавателей педтехникумов при Главпрофобре Наркомпроса ТАССР, предметных общественных комиссий техникумов, собрания преподавателей обществоведения была важной в консолидации всего педагогического потенциала педагогических техникумов. Выработанные ими программы-минимум по обществоведению и другим предметам обществоведческого цикла, всевозможные дискуссии говорят об определенной свободе в данном вопросе, возможности различных вариаций в преподавании. Однако общие установки и задачи педтехникумов того времени строго регламентировались советской властью и были направлены на подготовку всесторонне развитых педагогов - строителей социализма, увязывающих теорию с практикой.

Так, в производственном плане на 1924/1925 учебный год в задачах Татарского педтехникума значилась следующая формулировка: «...дать красного педагога (школьного работника, полуагронома, общественного деятеля)» [8, д. 8, л. 27]. Потребность в учителях начальной и средней школы в 20-30-е годы XX века была весьма велика. Например, из необходимых 2600 учителей для начальной школы в 1932 году лишь 393 чел. было подготовлено в педтехникумах [6, с. 27]. Советская власть разнообразными способами пыталась разрешить данный вопрос, начиная как с расширения контингента существующих педтехникумов, так и изменения структуры их с тем, чтобы они в ближайшие годы могли полностью обеспечить необходимое количество

квалифицированных кадров школ не только I ступени, но и для массовых политпросвет учреждений (библиотеки, избы-читальни, клубы, детсады).

Руководство Татреспублики также не оставалось в стороне от данного вопроса и в целях сохранения подготавливаемых педтехникумами кадров - будущих работников для школ Татреспублики - предлагало ввести Татглавпрофобру для всех поступающих в них учащихся обязательство о непременной работе их по окончании педтехникумов в течение определенного срока в пределах ТАССР. Основная масса учителей приходила в школы через краткосрочные курсы культармейцев, которые в целом влияли и на качество обучения.

Несмотря на наличие разработанных программ, учебных пособий, преподавание обществоведческих предметов в разных техникумах Татреспублики отличалось, о чем свидетельствуют материалы обследований инспекторами Наркомпроса ТАССР институтов и техникумов (с 1 октября 1928 г. по 16 ноября 1929 г.). Так, например, Мензелинский сельскохозяйственный техникум животноводства и молочного хозяйства работал по общему плану, разработанному самим техникумом на основе плана Главпрофобра Наркомпроса РСФСР. Для руководства техникумом были приобретены учебные планы и программы ГУСа издания 1929 года, однако в учебном плане техникума было сделано следующее изменение:

а) увеличен «Обществоведческий цикл» на 279 учебных часов;

б) увеличен «Естественно-математический цикл» на 207 часов;

в) увеличение «Специальных предметов» на 43 часа.

Увеличение часов было произведено за счет часов производственной практики и являлось необходимым ввиду недостаточной подготовки поступающего в техникум контингента, особенно по линии татар и национальных меньшинств. Что касается системы преподавания, то здесь применялась в основном классно-урочная система с элементами проектной, кабинетной и лабораторной работы. Недооборудованность кабинетов и наличие значительного количества преподавателей, работающих по совместительству, являлось фактором снижения качества образования [9, д. 1580, л. 2 об.].

Отличия от учебного плана ГУСа были и у Татарского сельскохозяйственного техникума: 240 часов в течение четырех лет по плану ГУСа и 250 часов по плану техникума. В целом, обследование Татарского сельскохозяйственного техникума показало, что особых расхождений с программой при преподавании «обществоведения» и «основ экономической географии» нет. Проработка отдельных дисциплин с точки зрения воспитания являлась исчерпывающей лишь по линии антирелигиозного воспитания, по линии же классового воспитания работа велась лишь частично, по некоторым дисциплинам (татарский язык, обществоведение, частично ботаника, по сельскохозяйственной экономике) этот вопрос администрацией техникума был поставлен на очередь [Там же, л. 11-12].

Вызывали вопросы методы преподавания предметов обществоведческого цикла и в Лесотехникуме, где, как отмечалось ранее, преподавание обществоведения методически было обставлено удовлетворительно как по линии увязки с текущей политикой, так и с общественно-политической жизнью учащихся и революционными праздниками. По мнению инспекторов, «фактический материал и наиболее трудные разделы курсов освещаются далеко недостаточно благодаря сравнительно слабой подготовке преподавателя и отсутствию у последнего достаточной общеобразовательной базы. Доминирующим методом в техникуме является лекционный метод. При наличии слабо или даже почти неразработанных заданий элемент исследовательский при проработке материала в большинстве случаев отсутствует. Методическую литературу преподаватели используют слабо» [Там же, л. 74]. В качестве совета руководству техникума было рекомендовано привлечение более квалифицированного преподавателя. В учебном плане Техникума молочного скотоводства 3-летнего срока обучения (за 1930 г.) обществоведению отводилось 180 часов (по 60 на каждом курсе) [Там же, л. 54]. Обследование техникумов показало, что, несмотря на решительные шаги по введению новых методов преподавания, в учебной практике они используются очень редко. Преподаватели в большинстве своем были слабо подготовлены к данной работе, а некоторые относились к работе формально, иные совсем не проводили работу по активным методам. «Задания совершенно не разрабатываются, ограничиваются только производственными планами на месяц. Руководство во время самостоятельной проработки материала учениками со стороны некоторых преподавателей не проводится. Имеются случаи задавания работы "от сих до сих". Обсуждение методических вопросов на предметных комиссиях проводится редко, а при обсуждении недостаточно подробно и тщательно», - такую формулировку имело заключение инспекторов [Там же, л. 74 об.].

Начиная с 1930-х годов программно-методическое руководство работой всех учебных заведений переходит и закрепляется за Комиссариатом просвещения РСФСР. Вводится единство программно-методического комплекса, обеспечивающее четкую марксистско-ленинскую линию в деле подготовки новых кадров - специалистов. В результате всех преобразований в области профессионального образования принятая сетка часов по социально-экономическому циклу техникумов на 1930-1931 академический год на долгое время становится основной и неизменной [Там же, д. 1763, л. 9] (Таблица 2):

Таблица 2

Техникумы

Техникумы (все, кроме педагогических и художественных) 1. История классовой борьбы (включая историю ВКП(б) и Коминтерна) 2. Политэкономика и основы теории советского хозяйства 3. Экономическая география 4. Введение в диалектический материализм 70 ч. 110 ч. 60 ч. 60 ч. 300 ч.

Техникумы

Педагогический техникум 1. История классовой борьбы, история ВКП и Коминтерна 2. Экономическая география 3. Политэкономика и основы теории советского хозяйства 4. Введение в диалектический материализм 210 ч. 60 ч. 110 ч. 60 ч. 440 ч.

Художественный техникум 1. История классовой борьбы (включая историю ВКП(б) и Коминтерна) 2. Экономическая география 3. Политэкономика и основы теории советского хозяйства 4. Введение в диалектический материализм 120 ч. 60 ч. 110 ч. 60 ч. 350 ч.

Таким образом, начиная с 1920-х г. обществоведческие дисциплины становятся важными идеологическими предметами и занимают значительное место в сетке часов профтехнических учебных заведений. Определенная свобода при разработке учебных программ и планов, вплоть до конца 1920-х, позволяла вносить изменения с учетом местных особенностей и специфики региона. Основным консолидирующим звеном всего потенциала преподавателей обществоведения являлась обществоведческая комиссия преподавателей педтех-никумов при Главпрофобре Наркомпроса ТАССР. Кроме того, в каждом техникуме были организованы предметные общественные комиссии, в том числе обществоведческие. Доминирующим и основным методом в техникумах являлся лекционный метод. Учебный план техникумов ТАССР был приспособлен в основном для русских техникумов и создавал определенные трудности в его усвоении для национальных педагогических техникумов ввиду особенностей (двуязычие, культурный уровень). Вместе с ростом техникумов в ТАССР увеличивалось и количество часов (до 440 ч.), отводимых на преподавание общественно-политических и социально-экономических дисциплин. Все это было направлено на идеологическое воспитание и формирование «правильных» идеологических установок как будущих квалифицированных педагогов, так и работников профессиональной сферы в различных областях строительства социализма.

Список источников

1. Ахтямова А. В. Преподавание на татарском языке и татарского языка в 1920-х гг. // Преподавание на татарском языке в системе среднего и высшего образования: история, современность и перспективы: материалы Региональной научно-практической конференции, посвященной 190-летию со дня рождения Каюма Насыри. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2015. С. 58-67.

2. Галлиев Р. М Развитие системы среднего образования Татарстана в первой половине XX века: дисс. ... к. пед. н. Набережные Челны, 2011. 196 с.

3. Гарипова З. Г. Казань: общество, политика, культура (1917-1941). Казань: Магариф, 2004. 167 с.

4. Директивы ВКП(б) по вопросам просвещения. М. - Л.: ОГИЗ, 1931. 496 с.

5. Исаева М. Н Развитие среднего профессионального образования в Республике Татарстан. Казань: Центр инновационных технологий, 2005. 186 с.

6. Кудояров Г. О ходе выполнения постановлений ЦК и ОК ВКП(б) о начальной и средней школе // За культурную революцию. 1931. № 5-6. С. 22-31.

7. Мукминев Т. Н Развитие среднего педагогического образования в Татарской АССР (1921-1941 гг.): дисс. ... к. пед. н. Казань, 1958. 227 с.

8. Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ). Ф. 264. Оп. 1.

9. НАРТ. Ф. Р-3682. Оп. 1.

ON COMPILING AND IMPLEMENTING UNIFIED SOCIAL STUDIES CURRICULUM IN TECHNICAL COLLEGES OF THE TATAR ASSR IN THE 1920S - AT THE BEGINNING OF THE 1930S

Sadykov Shamil' Fanisovich, Ph. D. in Pedagogy Sh. Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences, Kazan mergen777@mail. ru

The article examines the issues of compiling the unified Social Studies curriculum for technical colleges of the Tatar ASSR in the 1920s - at the beginning of the 1930s. Relying on archival materials, the author shows the role and importance of commissions on Social Studies while compiling programs, curricula, textbooks and organizing pedagogical process. The peculiarities of the programs and curricula developed in the Tatar ASSR are identified. To compare the level of teaching social disciplines, the author describes the experience of certain regions. Relying on inspection reports on technical colleges of the Tatar ASSR, the author concludes on the level of Social Studies learning, identifies positive and negative aspects. The accent is made on difficulties and controversies that arose while organizing pedagogical work in the national colleges.

Key words and phrases: Social Studies curricula; The Tatar ASSR; national colleges; commissions on Social Studies; teachers; education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.