Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ Ч. 1 СТ. 6.9 И Ч. 2 СТ. 20.20 КОАП РФ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ Ч. 1 СТ. 6.9 И Ч. 2 СТ. 20.20 КОАП РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
584
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПСИХОТРОПНЫЕ ВЕЩЕСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лобунец Евгения Сергеевна

В статье рассматриваются особенности административной ответственности, правоприменительная практика, некоторые проблемные вопросы, связанные с потреблением наркотических средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лобунец Евгения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DIFFERENTIATION OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY PROVIDED FOR IN PART 1 OF ARTICLE 6.9 AND PART 2 OF ARTICLE 20.20 OF THE ADMINISTRATIVE CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses the features of administrative responsibility, law enforcement practice, some problematic issues related to the consumption of drugs.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ Ч. 1 СТ. 6.9 И Ч. 2 СТ. 20.20 КОАП РФ»

Административное право; административный процесс

DOI 10.47643/1815-1337_2021_8_117 УДК 342.9

ОСОБЕННОСТИ РАЗГРАНИЧЕНИЯ АДИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ Ч. 1 СТ. 6.9 И Ч. 2 СТ. 20.20 КОАП РФ Features of the delimitation of the administrative responsibility,

provided for in part 1 of art. 6.9 and part 2 of art. 20.20 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation

ЛОБУНЕЦ Евгения Сергеевна,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры общеправовых дисциплин Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России, г. Уссурийск. 692502, Россия, г. Уссурийск, ул. Охотничья, 1а. E-mail: elobunets@mail.ru;

Lobunets Evgenia Sergeevna,

Senior Lecturer of the Department of General Legal Disciplines,

Vladivostok branch of the Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Legal Sciences Ussuriysk, Russian Federation. 1a Okhotnaya str., Ussuriysk, 692502, Russia. E-mail: elobunets@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются особенности административной ответственности, правоприменительная практика, некоторые проблемные вопросы, связанные с потреблением наркотических средств.

Abstract: The article discusses the features of administrative responsibility, law enforcement practice, some problematic issues related to the consumption of drugs.

Ключевые слова: административное правонарушение, административная ответственность, наркотические средства, психотропные вещества.

Keywords: administrative offense, administrative responsibility, narcotic drugs, psychotropic substances.

Дата направления статьи в редакцию: 02.06.2021

Дата публикации статьи: 31.08.2021

В современном обществе уже многие десятилетия идет борьба с широко распространившимся и хорошо закрепившемся социальным явлением как наркомания. Всем известно о вреде наркотических средств на организм человека. В нашей стране борьба с данным недугом ведется различными способами. Предусмотрена административная и уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, а также растений содержащих наркотические средства или психотропные вещества. Установлена ответственность за потребление наркотических средств без назначения врача.

Изучая особенности административной ответственности, касающейся потребления наркотических средств, хотелось бы обратить внимание на ч.1 ст. 6.9 и ч.2 ст. 20.20 КоАП РФ.

Статья 6.9 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за факт потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ. Кроме того в диспозиции содержится специальное условие, согласно которому ответственность по ст. 6.9 КоАП РФ наступает лишь в том случае, если отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 20.20, ст. 20.22 КоАП РФ. Надо заметить, что ч.2 ст. 20.20 КоАП РФ предусматривает ответственность за тоже деяние, что и ст. 6.9 КоАП РФ, но конкретизирует место совершения правонарушения, потребление осуществляется в общественном месте.

Проведем юридический анализ статей. Одним из отличий данных статей является родовой и непосредственный объекты. Согласно КоАП РФ родовым объектом главы 6 следует выделить общественные отношения, охраняющие здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Родовой объект 20 КоАП РФ - общественный порядок и общественная безопасность. Что касается непосредственного объекта ст. 6.9 КоАП РФ - здоровье населения, ст. 20.20 КоАП РФ - общественный порядок. Как мы видим, в результате совершения данных правонарушений, вред причиняется разным группам общественных отношений. Предметом данных правонарушений являются наркотические средства, психотропные вещества, новые потенциально опасные психоактивные вещества.

Объективная сторона заключается в совершении действия по нарушению установленного порядка. В Российской Федерации запрещается потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ. Действие выражено в потреблении наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, за исключением случаев, предусматривающих потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление новых потенциально опасных психоактивных веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах и нахождения в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ. Кроме этого объективная сторона выражается в бездействии -невыполнении законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2021. № 8(200)

Хотелось бы отметить, что еще одним отличием данных составов административных правонарушений является место. Административная ответственность по ч.2 ст. 20.20 КоАП РФ наступит, если факт потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление новых потенциально опасных психоактивных веществ будет зафиксирован на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии наркотического опьянения либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, должно быть направлено на медицинское освидетельствование, которое проводится по направлению специально уполномоченных лиц. Факт потребления наркотических средств или психотропных веществ должен быть подтвержден актом медицинского освидетельствования о наличии в организме правонарушителя следов потребления наркотических средств или психотропных веществ.

Субъективная сторона ст. 6.9 и ч.2 ст. 20.20 КоАП РФ предполагает наличие только умышленной формы вины. Виновный осознает, что осуществляет противоправные действия, предвидит их вредные последствия и желает их наступления либо сознательно допускает.

Что касается субъекта административного правонарушения ч. 1 ст. 6.9 и ч.2 ст.20.20 КоАП РФ он общий. Им является физическое лицо, достигшее 16 лет.

Однако, несмотря на схожесть данных статей на сегодняшний день имеются проблемы в их применении. По данным ОМВД России по г.Уссурийску в 2018 году по ст. 6.9 КоАП РФ было составлено 126 протоколов об административном правонарушении, по ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ -19 протоколов об административном правонарушении. В 2019 году по ст. 6.9 КоАП РФ - 107 протоколов об административном правонарушении, по ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ - 29 протоколов об административном правонарушении. В 2020 году по ст. 6.9 КоАП РФ - 127 протоколов об административном правонарушении, по ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ - 58 протоколов об административном правонарушении [1].

Следует заметить число лиц, привлеченных к административной ответственности по ч.2 ст. 20.20 КоАП РФ за потребление наркотических средств в общественных местах намного ниже, составлены единичные протоколы об административном правонарушении. Согласно материалам дел об административных правонарушениях выявлено, что сотрудниками полиции не принимаются достаточные меры, свидетельствующие о потреблении гражданами наркотических средств в общественных местах, ограничиваются лишь привлечением лиц к административной ответственности по ст. 6.8 и 6.9 КоАП РФ. В качестве примера, установлено, что сотрудниками полиции возле дома задержан гражданин, который перед задержанием выкинул свёрток, в котором в последующем обнаружено наркотическое вещество (по факту хранения наркотического вещества без цели сбыта лицо привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 6.8 КоАП РФ). В дальнейшем в дежурной части зарегистрирован рапорт, согласно которому гражданин, имеющий внешние признаки опьянения, отказался от прохождения медицинского освидетельствования, в связи с чем в его действиях усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.9 КоАП РФ. Согласно объяснению гражданин хранил при себе наркотическое средство, которое намеривался самостоятельно употребить[2]. Исходя из приведенного примера, можно выделить одну из проблем это доказывание самого факта употребления наркотических средств в общественном месте. Преобладающее большинство протоколов об административном правонарушении рассматриваемых статей составляется на основании объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и в зависимости от того какие он даст показания таким образом будет квалифицировано деяние, не имея иной доказательственной базы, не проводятся другие процессуальные действия предусмотренные КоАП РФ. Существенное влияние на эффективность незаконного потребления наркотиков административно -правовыми средствами оказывают надлежащие выяснение правоохранительными органами причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Однако не везде эта работа организована должным образом [3].

Также необходимо отметить, что санкция данных статей абсолютно одинаковая, хотя за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ в общественных местах наказание должно быть строже. По данному поводу мнение выразил В.Э.-оглы Гаджиев, за потребление наркотиков предусматривается только административная ответственность по ст. 6.9 и 20.20 КоАП РФ, где в качестве наказания применяется штраф или административный арест до 15 суток включительно. Однако этого явно недостаточно для оказания воспитательного и профилактического воздействия. Лишь изоляция от общества наркоманов способна переломить сложившееся положение[4]. Соответственно административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 20.20 КоАП РФ направлено на более значимые социальные объекты, причиняется вред общественным отношениям, которые призваны обеспечивать спокойствие, достойное поведение граждан в общественных местах, нормальную работу организаций, учреждений, предприятий, транспорта, неприкосновенность личности. Кроме того, потребление наркотических средств в общественных местах является непосредственной причиной совершения различных преступлений, способствует развитию преступности. В этой связи целесообразно санкцию ч 2. ст. 20.20 КоАП РФ ужесточить.

Библиогра фия:

1. Данные ОМВД России по г.Уссурийску

2. Архив УМВД России по г.Владивостоку

3. Зайцев С. Профилактика наркомании требует значительного совершенствования административно-правовых средств и комплексного подхода к их применению // Прокурор. - 2014. - № 4.

4. Гаджиев В.Э.-оглы Особенности профилактической работы по уголовным делам, связанных с незаконным оборотом наркотиков // Российский следователь. - 2018. - № 2.

References (transliterated):

1. Dannye OMVD Rossii po g.Ussurijsku

2. Arhiv UMVD Rossii po g.Vladivostoku

3. Zajcev S. Profilaktika narkomanii trebuet znachitel'nogo sovershenstvovaniya administrativno-pravovyh sredstv i kompleksnogo podhoda k ih prime-neniyu // Proku-ror. - 2014. - № 4.

4. Gadzhiev V.E.-ogly Osobennosti profilakticheskoj raboty po ugolovnym delam, svyazannyh s nezakonnym oborotom narkotikov // Rossijskij sledovatel'. - 2018. - № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.