Научная статья на тему 'Особенности рациона питания водителей-профессионалов'

Особенности рациона питания водителей-профессионалов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
801
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Расулов Т. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности рациона питания водителей-профессионалов»

641.5

ОСОБЕННОСТИ РАЦИОНА ПИТАНИЯ ВОДИТЕЛЕЙ-ПРОФЕССИОНАЛОВ

Т.М. РАСУЛОВ

Дагестанский государственный технический университет

Требования к рациону питания водителей-профес-сионалов существенно отличаются от рекомендуемых норм питания для работников средней по тяжести интенсивности труда.

Рабочие нагрузки водителей сопровождаются большим расходом энергии, гипоксией, значительным нервно-психологическим напряжением, что обусловливает повышенную потребность организма в энергии и отдельных веществах. Энергозатраты водителей зависят не только от дальности поездок, но и от объема выполняемых нагрузок, а также массы тела и тренированности. В среднем энергетические затраты водителей, испытывающих кратковременные значительные физические нагрузки, составляют у мужчин и женщин 14654-18841 и 12560-16747 кДж/сут соответственно. У водителей грузовых машин, чья деятельность связана с большим объемом движений и интенсивной физической нагрузкой - 18841-23237 и 16747-20934 кДж/сут у мужчин и женщин соответственно. Еще более высоким является этот показатель у водителей-дальнобойщиков: у мужчин 23237-27213 кДж/сут, а в период погрузочно-разгрузочных работ и во время напряженного рейса средние величины энергозатрат достигают 33494 кДж/сут.

Для эффективного наращивания физических возможностей водитель должен обеспечить организм полноценным питанием, скорректированным с учетом возрастающей в период тренировок потребности организма в полноценных белках, быстро окисляющихся жирах, углеводах, витаминах, макро- и микроэлементах и большом количестве биологически активных веществ. Это связано с увеличивающимися энергозатратами, усилением процесса обмена веществ, потерей витаминов, макро- и микроэлементов с потом.

Сформулируем основные требования к организации питания водителей-профессионалов:

снабжение необходимым количеством энергии, соответствующим ее расходованию в процессе физических нагрузок;

соблюдение принципов рационального питания применительно к определенным видам работы и интенсивности нагрузок: распределения калорийности по видам основных пищевых веществ, что должно существенно меняться в зависимости от фазы подготовки к длительным поездкам; сбалансированности аминокислотного и минерального состава продуктов, жирнокислотной формулы диеты; рационального соотношения между количествами основных пищевых веществ, витаминами и микроэлементами;

выбор адекватных форм питания - продуктов, пищевых веществ и их комбинаций - в периоды интенсивных нагрузок, подготовки к поездкам и в восстановительный период;

использование индуцирующего влияния пищевых веществ для активации процессов аэробного окисления и сопряженного фосфорилирования, трансглико-зидазных процессов, биосинтеза коэнзимных форм, АТФазных реакций, накопления моноглобина и других метаболических процессов, которые особенно важны при физических нагрузках;

использование возможностей пищевых веществ для создания метаболического фона, выгодного для биосинтеза гуморальных регуляторов и реализации их действия - катехоламинов, простагландинов, кортикостероидов и др.;

выбор режима приема пищи, адекватного дально -сти и условиям поездок;

разработка принципов индивидуализации питания в зависимости от антропоморфотипометрических, физиологических и метаболических характеристик водителя, состояния его пищеварительного аппарата, вкусов и привычек.

Многолетние исследования специалистов Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, Института питания РАМН и ряда зарубежных лабораторий позволили сформулировать рекомендации по рациональному применению пищевых продуктов в питании водителей для организации питания на дистанции и между поездками; ускорения процессов восстановления организма после тренировки и соревнований; регуляции водно-солевого обмена и терморегуляции; корректировки массы тела; индивидуализации питания, особенно в условиях больших нервно-эмоциональных напряжений; срочной коррекции несбалансированных суточных рационов; увеличения кратности питания в условиях многоразовых тренировок.

Таким образом, правильное питание водителей по -зволяет расширить возможности приспособления организма к чрезвычайно большим нагрузкам, предупреждает утомление и переутомление, ускоряет восстановительные процессы организма, нормализует различные его функции после значительных физических нагрузок, повышает психическую устойчивость. Рациональная методология питания предусматривает использование специализированных пищевых рационов, включающих не только пищевые продукты, но и обогащенные продукты и биологически активные добавки к пище, позволяющие компенсировать относительный дефицит необходимых организму субстратов и биологически активных веществ. Рекомендуемые суточные рационы для водителей-профессионалов приведены в таблице.

В функциональном питании также широко используются: витамины; коферменты (карнитин, липоевая кислота, Р-каротин); макро- и микроэлементы (Са, Mg, Бе, Сг, I, Мп, Мо, Бе, 81); энзимы (папаин, бромелайн, амилаза, липаза); адаптогены (левзея, женьшень, пантокрин, родиола розовая, цветочная пыльца, элеутеро-

Таблица

Продукт

Содержание в рационе, г

1-1 1-2 1-3 1-4 II—2 ІІ-3 ІІ-4

Мясо (телятина, вырезка говяжья 1 кат., баранина) 250 300 320 370 280 350 420

Субпродукты (говяжьи) - язык, печень, почки 90 100 100 120 80 80 95

Мясопродукты (колбасы вареные, полукопченые, твердокопченые, свежекопченые) 50 50 50 50 60 60 70

Рыба и рыбопродукты (рыба свежая, свежемороженая) 60 70 80 100 75 80 95

Птица (куры, индейка, цыплята) 50 60 70 80 50 75 90

Яйцо (диетическое), шт. 1 1 2 2 1 1 1

Масло сливочное, в том числе топленое 40 40 40 40 40 40 40

Масло растительное (подсолнечное, оливковое, кукурузное и др.) 20 20 25 30 20 20 25

Молоко (цельное, кефир, ряженка и др.) Молочные продукты: 600 700 1000 1000 600 700 850

творог н/ж 75 75 100 120 75 75 90

сметана 20 30 30 30 25 25 30

сыры (российский, голландский, костромской) 30 30 30 40 30 30 35

Картофель 250 300 400 450 250 300 350

Крупы (все виды), мука 80 100 120 140 70 90 110

Овощи свежие, зелень (в ассортименте) 400 400 400 450 400 400 500

Фрукты свежие (ягоды, цитрусовые в ассортименте) 400 400 500 600 400 400 500

Фрукты консервированные 200 200 200 250 200 200 250

Сухофрукты (курага, изюм, чернослив) 30 40 50 50 25 30 35

Со ки фруктовые 600 500 600 700 300 400 500

Орехи (грецкие, миндаль, кешью, фундук) 30 30 30 36 30 30 35

Сахар, конфеты, мармелад, халва 90 120 150 175 70 100 120

Мед 30 30 30 35 30 30 35

Варенье, джем, повидло 20 30 30 35 20 20 25

Мучные кондитерские изделия (печенье, пряники и др.) Хлеб: 80 100 130 150 75 100 120

ржаной 150 100 250 250 150 150 250

пшеничный 100 150 250 250 100 100 250

Чай, кофе, какао 10 10 10 10 10 10 10

кокк); антиоксиданты (витамины, кофермент 010, мед, цветочная пыльца, экстракт виноградных косточек); антигипоксанты (олифен, гематоген); ноотропы (маточное молочко, холин); иммуномодуляторы (витамины групп В и С, мед, маточное молочко, цветочная пыльца, эхинацея); регуляторы нервно-психического статуса (валериана, пустырник, зверобой, хмель); гепа-топротекторы (расторопша, зверобой, кукурузные рыльца, тысячелистник, одуванчик); природные анаболики (соя, черный перец, горох, фасоль, черника, ма-

точное молочко, цветочная пыльца, женьшень, левзея, родиола розовая, витамины К, и, Ь-карнитин); макро-эги (АМФ, АТФ, креатин, пивные дрожжи, гинкго би-лоба); аминокислоты.

Каждый из этих компонентов - важное звено в коррекции рациона питания водителей, способствующее адаптации организма к высоким физическим нагрузкам.

Поступила 07.02.07 г.

663.066.1

ОСВЕТЛЕНИЕ ПИЩЕВЫХ СРЕД С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛАЗЕРНОГО ИЗЛУЧЕНИЯ

С.С. ШИХАЛИЕВ, Э.Ш. ИЗМАИЛОВ,

Н.С. ПОДШИВАЛЕНКО

Дагестанский государственный технический университет

Проблема осветления плодово-ягодных соков и вин является одной из актуальных и не полностью решенных задач современного производства. В связи с не-

прерывно возрастающим спросом на осветленные плодово-ягодные напитки высокого качества основные усилия специалистов направлены на поиск новых и усовершенствование традиционных средств, предупреждающих и устраняющих помутнение.

В специальной литературе имеется информация о физико-химическом составе замутнителей вина и пло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.