Научная статья на тему 'Состояние и перспектива производства сухих напитков из натурального сырья'

Состояние и перспектива производства сухих напитков из натурального сырья Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
968
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пиво и напитки
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Мандрыка М.Е.

Описан процесс получения сухих напитков на аппарате с совмещенными процессами (купажирования, пропитки, агломерации и сушки) из природного сырья. Приведены функциональные свойства напитков. Показана перспектива производства сухих напитков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Мандрыка М.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State and perspective of manufacture of dry beverages from natural raw materials

Described is process of receiving of dry beverages on the apparatus with combined processes (mixing, impregnating, agglomeration, drying) from natural raw materials. Given are functional properties of beverages. Shown is perspective of manufacture of dry beverages.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспектива производства сухих напитков из натурального сырья»

Состояние и перспектива производства сухих напитков из натурального сырья

1М.Е. Мандрыка

ООО «НПФ «Лионик»

Во второй половине XX столетия внимание научной общественности к проблемам питания существенно возросло. Большинство стран стало тратить огромные средства на производство продуктов сбалансированного питания, а также на определение оптимальных потребностей человека в пище. Закон сбалансированного питания, определяющий пропорции отдельных веществ в рационах питания, отражает всю сумму обменных реакций, характеризующих химические процессы, лежащие в основе жизни организма. Главное внимание при этом привлекают компоненты пищи, которые не могут быть заменены синтетическим сырьем.

Концепция сбалансированного питания оказывает решающее влияние не только на теоретическое представление о путях ассимиляции пищи, но и на решение важнейших практических проблем, связанных с обоснованием физиологических норм питания, разработанных специализированных продуктов и рационов, повышением биологической ценности известных продуктов.

Данные о средних потребностях взрослого человека в пищевых веществах имеются в литературе [1, 2]. Суточная потребность человека в воде составляет 1750-2200 г, в углеводах — 400-500, в том числе в крахмале — 400-450, сахаре 50-100, органических кислотах — 2 г.

Обмен воды и связанные с ним физиологические и биохимические процессы имеют важнейшее значение для жизни человека. В промышленно развитых странах большую роль в питании населения играют безалкогольные напитки из природного и растительного сырья, оказывающие положительное физиологическое воздействие на организм человека. С каждым годом все большее распространение приобретают напитки, приготовленные из концентратов природного сырья в сочетания с плодово-ягодными соками [3, 4].

Напитки, приготовленные из сырья растительного происхождения, обладают тонизирующими и стимулирующими свойствами. В напитках, произведенных из натурального сырья, отсутствуют отрицательные последствия и привыкание даже при длительном применении.

Рост потребления безалкогольных напитков благоприятно влияет на социальное оздоровление общества (снижается процент потребления алкоголя).

Анализ ситуации на рынке

До 1996 г. рынок сухих напитков (СН) рос на 200-300 % в год и оценивался в конце этого периода в 100-250 млн долл. США. Сегодня былых фаворитов — Zuko, Yupi, Sprim, Invite+ можно обнаружить только на базаре, они сохранили небольшое число приверженцев, регулярно покупающих их в рыночных ларьках. Эти продукты исчезли не только из приличных магазинов, но и из массовой потребительской рекламы.

Нет сомнений, что это стало результатом кампании по дискредитации сухих напитков, по-видимому, инициированной поставщиками других видов soft drinks (прежде всего натуральных соков и воды). Пресса «инициативно» настойчиво информировала потребителей о вреде таких напитков для здоровья и о том, что они не содержат натуральных компонентов, хотя и рекламируются как сухой сок. Довершили разгром мощные рекламные кампании поставщиков натуральных соков и междоусобицы (спонсировавшийся Институтом питания МЗ «Золотой шар» пал в схватке с польскими сухими соками).

Так что же, сухих напитков больше нет? Ничуть не бывало. Крепко сидят в своих нишах одноразовые растворимые чай и кофе, не оставляют окопов кисельные «кирпичи» еще советского происхождения, настойчиво внедряются в сознание потребителей соевые концентраты. Компания «Лионик» поставляет сухие напитки (СН) в армию.

Оценка емкости рынка и динамики сбыта

На пике продаж в 1996 г. доля населения, потребляющего растворимые напитки, оценивалась разными исследователями от 14 (Санкт-Петербург) до 53 % (Россия). Среди них по частоте потребления выделялись две основные группы: 33 % — «почти каждый день» (0,33 раза в день) и 53 % — «2-3 раза в месяц и реже» (0,03 раза в день). На долю употребляющих сухие напитки один раз в неделю приходится всего 10 % (0,01 раза в день).

Потенциальное число потребителей новых напитков в Москве и области для начального периода «привыкания» к продукту можно оценить как 1/10 от 15 %, т. е. 1,5 %. При средней частоте дневного потребления 0,33 + 0,03 + 0,01 = 0,37 это означает потребление на 1000 человек около 110 порций напитка в месяц. Линейная оценка роста от 1/10 (первый сезон — лето 2002 г.) до 1/5 (второй сезон — лето 2003 г.) выражается как про-дажи/тыс.чел./мес = 110 + 9,2 т/ мес.

Для населения Москвы и области, встретившего в магазинах или рекламе наш продукт (осторожная оценка среднего значения — 5 млн чел.), это составит: продажи в Москве = 550 000 + + 46 000 т/мес.

Для лета 2002 г. получим оценку 550 000 шт., а для лета 2003 г.— 1 100 000 шт.

Динамика продаж будет зависеть от сезона и рекламных усилий. Предположив более высокий уровень продаж летом при сильной рекламной поддержке и более низкий зимой, остановимся на пиковых значениях 750 000 шт. для августа 2002 г. и 1 500 000 для июля 2003 г. со снижением до 250 000 шт. зимой.

Сегментирование рынка и позиционирование ассортимента. Напитки предназначены главным образом для работающих людей обоих полов, детям и подросткам.

Состав и технологии концентратов в виде порошков

В последние годы в экономически развитых странах растет производство безалкогольных напитков, в том числе из концентратов в виде растворимых порошков.

Сегодня в США, Японии, странах Европейского союза доля напитков из концентратов в общем в производстве напитков составляет 15 %. Это связано с тем, что они удобны в употреблении; при их перевозке не требуется большая тара; возможен длительный срок хранения при герметичности упаковки.

Лидер по производству порошкообразных смесей — США (половина всей мировой продукции). Наиболее распространены легкосыпучие напитки простого состава, содержащие сахар (или его заменитель), пищевые кислоты, ароматизаторы, красители. Большую часть порошкообразных напитков приготавливают с добавлением подслащивающих веществ. Замена сахара веществами, обладающими сладким вкусом, связана с необходимостью производства напитков, содержащих малое количество калорий. Следует также отметить, что безвредность сахарозаменителей не однозначна [5].

Приятный вкус сухим напиткам придает наличие в их рецептуре органических кислот. При выборе пищевой кислоты для купажирования необходимо учитывать ее

ПИ

шшитсиу 6 •

2004

гигроскопичность, растворимость, наличие постороннего привкуса. Чаще всего применяют лимонную кислоту. Кристаллы лимонной кислоты рекомендуется обрабатывать малеиновой кислотой или сушить лимонную кислоту вместе с крахмалом для устранения ее высокой гигроскопичности. При производстве порошкообразных напитков возможно использование и винной кислоты, так как она негигроскопична, не имеет постороннего запаха, но следует учитывать, что вкус ее грубее лимонной.

В США, Великобритании, Венгрии для производства сухих напитков применяют яблочную кислоту. Некоторые фирмы также используют фумаровую кислоту, так как она негигроскопична, но обладает низкой растворимостью (0,7 г кислоты на 100 мл). Однако низкая растворимость ограничивает ее применение. Использование смеси различных кислот в определенном соотношении нивелирует недостатки каждой из них.

В Австрии выпускают напитки с замедленным выделением СО2, что достигается пропитыванием смеси ингредиентов гуммиарабиком и трагантом.

Для удобства при употреблении напитков предлагается готовить сухие напитки в виде таблеток путем прессования различных компонентов. При производстве сухих напитков также используют сочетание синтетических и натуральных компонентов.

Важная составная часть любого напитка — ароматические вещества. По своим питательным свойствам напиток может быть высококачественным, но при отсутствии ароматизаторов продукт не будет иметь успеха у потребителя. Успех продажи напитка на 90 % зависит от его вкуса и аромата. Ароматизаторы производят более 1000 компаний во всем мире. Ароматизаторы могут быть как синтетическими, так и натуральными (природными). У синтетических ароматизаторов перед натуральными есть только одно преимущество — они дешевле. Но при использовании ароматизаторов нужно учитывать, что большинство синтетических ароматизаторов не безопасны для здоровья человека.

Применение натуральных ароматизаторов с каждым годом увеличивается, но не так быстро, как хотелось бы, что связано с техническими трудностями при их производстве и высокими требованиями к качеству готового продукта.

При приготовлении концентратов в виде порошков ароматизирующие добавки вносят на стадии агломерирования или на стадии сухого купажирования.

Важная добавка при производстве напитков — красители. Очень популярны синтетические красители из-за высокой красящей способности и низкой цены, что почти приостановило развитие отрасли производства натуральных красителей. Главные требования, предъявляемые к красителям, — отсутствие токсичности и безвредность для организма. Выявлено, что

большинство синтетических красителей вредны или потенциально опасны для здоровья человека. Натуральные красящие вещества кроме пигментов содержат еще и биологически активные компоненты. Поэтому натуральные пищевые красители не только окрашивают напитки, но и повышают пищевую ценность продукта [6].

В странах с развитой пищевой промышленностью доля натуральных пищевых красителей составляет от 10 до 20 % всех пищевых красителей. Поставлены задачи получения красителей из отходов пищевого производства и создания безотходных пищевых технологий [7].

Красный краситель получают из ягод бузины, из чайного сырья получают желтый, зеленый, коричневый красители. Желтый краситель можно получить также из отходов облепихи [8, 9, 10].

Большое количество напитков, выпускаемых зарубежными фирмами, обогащены отдельными витаминами. Так, например, в Японии при производстве напитков используют морские водоросли [11].

В производстве порошкообразных напитков находят применение продукты переработки овощей: концентрированный томатный сок, томатные семечки. В состав концентратов включают дынный экстракт, тыквенный сок, сок квашеной капусты и пр. [12, 13].

Один из важнейших показателей пищевой ценности продукта — содержание витаминов в данном продукте. Поэтому при сушке плодово-ягодных и овощных соков следует ориентироваться на максимальное сохранение их ценных природных составляющих.

Один из способов получения сухих напитков — с помощью установки на базе аппарата (см. рисунок), предназначенного для проведения совмещенных процессов: смешивания дисперсной и жидкой фаз, пропитки, агломерации и сушки. Конструктивные возможности аппарата и режимные параметры совмещенных процессов позволяют перерабатывать в периодических режимах многокомпонентные высоколипкие системы с сохранением биологически активных составляющих природного сырья и получением ГТФ в виде сухих концентратов напитков со сроками годности до 36 мес.

Аппарат представляет собой цилиндрическую обечайку с эллиптическими крышкой и днищем, снабженный рубашкой для теплоносителя, оригинальным перемешивающим устройством (гибрид рамной и шнековой мешалки) с низкооборотным приводом (30 об/мин), состоящим из электродвигателя и планетарного редуктора, а также загрузочных и разгрузочных люков.

Процесс получения сухого концентрата осуществляется путем разогрева определенной дозы сахарного песка, загруженного в аппарат с дальнейшим дозированным вводом на поверхность сахара жидкостной концентрированной многокомпонентной

3 4 5 6 7

Аппарат для получения сухих быстрорастворимых концентратов:

1 — корпус аппарата;

2 — перемешивающее устройство;

3 — крышка аппарата; 4 — патрубок для загрузки дисперсного носителя;

5 — патрубок для ввода жидких многокомпонентных композиций;

6 — патрубок для ввода пастообразных концентратов;

7 — линия вакуумирования;

8 — выгрузка агломерированного сухого полупродукта; 9 — рубашка для теплоносителя

Таблица 1

Сок | Температура, °С

Яблочный 40.. .50

Лимонный 35.. .40

Малиновый 40.. .45

Клубничный 35.. .40

Черносмородиновый 35.. .40

Сливовый 45.. .50

композиции. Таким образом, в одном аппарате одновременно проводят так называемые совмещенные процессы: купажирование сахара с жидким концентратом с одновременной пропиткой, агломерирование частиц сахара за счет вносимых сухих веществ с жидкой фазой, сушки образовавшихся агломератов. Поскольку в обрабатываемой многокомпонентной системе «сахар — жидкостная концентрированная композиция» необходимо сохранить биологически активные вещества в получаемом полупродукте, процесс получения сухой базовой композиции ведется при вакууми-ровании со степенью разрежения 0,85-0,95 и температуре 40...50 °С с очень интенсивным послойным перемешиванием влажной дисперсной массы. Базовая композиция обезвоживается до влажности не выше 2 %, имея в составе все необходимые биологически активные компоненты, заложенные в рецептурах, которые сохраняются в результате того, что используются невысокие температуры. Оптимальные температуры для обработки соков приведены в табл. 1. Из данных таблицы видно, что боль-

9

2

8

шинство видов сушильных установок не подходят для получения натуральных экстрактов и сухих напитков, так как их температуры в несколько раз превышают допустимые.

A. Maltini, E. Monzini приводят описание способа вакуумной сушки концентрированных фруктовых соков с добавлением и без добавления вспомогательных веществ. По общим затратам вакуумная сушка сходна с сушкой распылением и в 2 раза дешевле способа сушки сублимацией, получаемые продукты характеризуются хорошим качеством.

Следовательно, применение аппарата, в котором происходят совмещенные процессы, приводит к сбережению энергии за счет проведения совмещенных процессов в одной установке. При использовании данного аппарата в производстве натуральных напитков они получаются более полезными, чем напитки, полученные другим способом сушки за счет сохранения биологически активных компонентов в своем составе, так как для обработки применяются сравнительно низкие температуры.

Примером сухих напитков на основе натуральных ингредиентов растительного и пчеловодного происхождения могут служить напитки, над которыми работает сегодня компания «Фито-продукт».

Исследование предложения сухих напитков в Москве

Проведенный анализ рынка сухих растворимых напитков г. Москвы показал, что по сравнению с 1996 г. ситуация существенно изменилась. Сегодня присутствие подобной продукции в магазинах практически не ощущается.

По результатам изучения ассортимента гастрономов Москвы в апреле 2004 г. сухие напитки (СН) были представлены на прилавках только трех магазинов из пятнадцати, участвовавших в исследовании (супермаркеты, универсамы, внутриквар-тальные гастрономы, ларьки). Прохладительный СН в одноразовой упаковке (чай с лимоном «Mac Tea») обнаружен только однажды. Отечественных освежающих СН в магазинах нет.

При этом бывший лидер рынка Invite+ совсем исчез из продажи, а Zuko и Yupi перекочевали на продуктовые рынки. Из гастрономов и супермаркетов их вытеснили относительно дешевые жидкие соки в упаковке мелкой фасовки и питьевая вода.

Однако на продуктовых рынках традиционные СН присутствуют стабильно, имеют постоянных покупателей и устойчивый, хотя и не очень большой по сравнению с 1996 г., спрос.

В крупных сетевых гастрономах «Рам-стор» и «Перекресток» их нишу в незначительной степени заняли растворимые напитки Cedevita, Rasna, которые не имеют хорошей рекламной поддержки и их плохо узнают покупатели. Продукты своего рода

«случайные», рассчитанные на то, что потребитель, наткнувшись, возможно, их приобретет. К тому же они упакованы в неудобные стеклянные и пластиковые банки по 250-400 г.

Место растворимых напитков сейчас частично занимают гранулированные чаи производства Англии, Франции и Сингапура. Присутствуют эти чаи (яблочный и черный с лимоном) в крупных и мелких магазинах Москвы постоянно, в самых выгодных местах, на самых удобных прилавках, пользуются стабильным спросом. Расфасованы они как в мелкие пакеты по 18 г, так и в пластиковые банки по 250 г. Однако чай в сознании покупателя — это всегда именно чай, и некогда ждать, пока он остынет.

Таким образом, на сегодняшний момент сложилась ситуация, когда на рынке прохладительных напитков образовалась практически пустая ниша для СН в упаковке на одну порцию. Это пространство освободилось вследствие изгнания с рынка главных игроков, которые отказались от интенсивного продвижения и ввиду устаревшей и скомпрометированной рецептуры вынуждены существовать на периферии.

Однако потребность в таких продуктах и привычка к ним есть. Об этом говорит присутствие хоть и разрозненных и в небольшом количестве СН на рынке и стабильные позиции растворимых чая, кофе и всевозможных сиропов.

В последние несколько лет в России меняется отношение к питанию вообще и к продуктам питания в частности. На первый план выходит требование полезности продукта для здоровья.

Предпочтение отдается продуктам отечественного производства, не содержащим компонентов синтетического происхождения, состоящим из экологически безупречного природного сырья. Недаром за последний год резко увеличилось количество полезных продуктов, в том числе и напитков, обогащенных биологически активными веществами, витаминами и минералами (биокефир, биойогурт, молоко с кальцием, соевые напитки и т.п). А растворимые напитки, хотя и снискали популярность среди покупателей за быстроту приготовления, небольшую массу, удобную упаковку, перестали в какой-то момент отвечать этим новым потребностям. Излишне агрессивная реклама, полностью синтетический состав напитков, объявляющих себя соками, иностранное происхождение и зачастую просто небрежность в изготовлении отпугнули широкие массы потребителей от подобных продуктов, несмотря на то, что люди к ним уже начали привыкать.

Поэтому покупатель с готовностью примет предложение нового поколения сухих напитков. При этом неоспоримые преимущества получат российские товары натурального состава, имеющие целебные свойства, удобные в приготовлении.

Характеристики новых товаров

Состав и органолептические качества продуктов приведены в табл. 2. Все напитки будут выпускать в фольгированных пакетах, содержащих одну порцию, или в виде шипучих таблеток в тубах по 10 шт.

Биологическая ценность

компонентов

Плоды яблони обладают детоксици-рующим, общеукрепляющим, мочегонным, общеукрепляющим действием, стимулируют кроветворение; приносят пользу при ожирении, гипертонической болезни, атеросклерозе, анемии, подагре, ревматизме, беспокойном сне, улучшают пищеварение.

Плоды облепихи содержат большое количество витаминов (В1, В2, С, Е, К, Р, каротиноиды, фолиевую кислоту), ценные органические кислоты, макро- и микроэлементы; используются при лечении авитаминозов, язвенной болезни, заболеваний кишечника; оказывают выраженное защитное действие при отравлениях, способствуют защите и восстановлению тканей печени.

Плоды шиповника содержат много витамина С и микроэлементов; повышают работоспособность и сопротивляемость к инфекциям; особенно полезны детям; применяются при анемиях, хронических и острых инфекциях, нефритах, холециститах, тромбозах, гипертонической болезни, токсических поражениях печени, атеросклерозе.

Плоды рябины красной представляют ценность как поливитаминное сырье; улучшают деятельность кишечника, стимулируют желудочную секрецию, обладают желчегонным действием; применяются как высоковитаминное, мочегонное и легкое слабительное для детей; взрослым назначаются при атеросклерозе, гипертонической и почечнокаменной болезни.

Корневища левзеи обладают тонизирующим действием; применяют как стимулятор при функциональных расстройствах нервной системы, умственном и физическом утомлении, пониженной работоспособности, хроническом алкоголизме, половом бессилии; повышают выносливость при физической нагрузке, увеличивают силу сокращения мышц и скорость кровотока.

Пивные дрожжи используют как общеукрепляющее средство и источник витаминов группы В.

L-Карнитин выполняет функцию транспорта жиров к месту их энергетического метаболизма и удаления продуктов распада жиров; необходим для работы мускулатуры и особенно сердечной мышцы; применяют при сердечной недостаточности, ишемической болезни сердца, миокардитах, аритмиях; анаболическое средство негормональной природы, «сжигатель» жира и др.

12И !ПИВО и напиткиУ 6 •2004

Таблица 2

Напиток Натуральные и биологически активные компоненты Вкус Аромат Цвет

«Славянка» Концентрированный яблочный сок или экстракт, экстракт — концентрат облепиховый, витамин С, экстракт прополиса спиртовой Кисло-сладкий Выраженный яблочный Светло-желтый до желто-оранжевого

«Дельфин» Концентрированный яблочный сок или экстракт, экстракт — концентрат облепиховый, рябина красная, экстракт прополиса спиртовой Кисло-сладкий с горчинкой Выраженный облепиховый То же

«Гусарская баллада» Концентрированный яблочный сок или экстракт, экстракт — концентрат облепиховый, рябина красная, витамин С, экстракт прополиса спиртовой То же Ананасно-банановый »

«Восток» Концентрированный яблочный сок или экстракт, экстракт прополиса спиртовой Кисло-сладкий с вишневым оттенком Выраженный вишневый От розового до светло-красного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Чай растворимый» Чай черный байховый Чайный Тонкий аромат чая или чая с лимоном От светло-коричневого до коричневого

«Рекордсмен» Мед натуральный, экстракт облепихи, экстракт шиповника, L-карнитин, экстракт левзеи, автолизат пивных дрожжей, экстракт пыльцы цветочной Кисло-сладкий с медовым тоном Выраженный апельсиновый или лимонный Светло-желтый до желто-оранжевого

«Шипучка вишневая» Экстракт розы "Каркаде" или шток-розы, экстракт прополиса спиртовой Кисло-сладкий с вишневым оттенком Выраженный вишневый От розового до светло-красного

«Шипучка облепиховая» Экстракт-концентрат облепиховый, витамин В2, экстракт прополиса спиртовой Кисло-сладкий с медовым тоном Выраженный яблочный Светло-желтый до желто-оранжевого

«Шипучка цитрусовая» Витамин В2, экстракт прополиса спиртовой, экстракт пыльцы Экстракт облепихи, экстракт левзеи, экстракт Кисло-сладкий с привкусом апельсина или лимона Выраженный апельсиновый или лимонный То же

«Дальнобойщик» шиповника, автолизат пивных дрожжей, экстракт пыльцы цветочной, мед натуральный, маточное молочко пчелиное, экстракт прополиса спиртовой Кисло-сладкий горьковатый Выраженный кофейный От светло-коричневого до коричневого

Прополис укрепляет иммунитет, очищает организм от ядов, стимулирует рост нормальных и подавляет рост патологических клеток; повышает работоспособность, нормализует обмен веществ; эффективен при лечении астмы, колита, язвенной болезни, простатита.

Маточное молочко пчелиное содержит большие количества различных витаминов и микроэлементов; оказывает тонизирующее действие, восстанавливает деятельность желез внутренней секреции, улучшает кроветворение, клеточное питание, состояние нервной системы; нормализует артериальное давление, улучшает аппетит, память и трудоспособность; стимулирует женскую и мужскую половую сферу.

Цветочная пыльца — биологический стимулятор и лечебное средство; показана при лечении хронических заболеваний органов пищеварения, астении, депрессии, физического и психического переутомления, атеросклероза, сексуальной недостаточности.

Продукты рассчитаны на широкий круг покупателей в качестве вкусных и полезных для здоровья напитков, удобных в приготовлении, в компактной и легкой упаковке, подходящей как для домашнего употребления, так и для дальних поездок, пикников, походов, отдыха на даче. Как повседневные напитки, альтернативные натуральным сокам и нектарам, могут быть предложены людям с небольшим достатком, пенсионерам, детям, студентам. Детям и студентам менее важен состав напитка и более важны его дешевизна и удобство. Пенсионерам важнее всего цена, но и для

них большую роль играют состав и целебные свойства.

Два продукта исходно позиционированы для специальных контингентов — спортсменов и водителей. Напитки, содержащие мед, сродни традиционному русскому сбитню. Шипучки будут особенно популярны у детей.

Основные преимущества сухих напитков нового поколения перед аналогами: ясное и ценное биологическое действие; продукты способствуют решению медицинских проблем, хорошо осознаваемых населением; основные компоненты имеют натуральное происхождение; богатый и насыщенный вкус, приятный естественный цвет; удобная упаковка; легкость приготовления напитка; отечественное производство.

Возможности и риски

Рынок фитонапитков практически пуст. На первом этапе возможности выхода на рынок будут определяться почти исключительно возможностями рекламной поддержки. Такова специфика этого товара и специфика товаропроводящей сети. Поэтому необходимо заранее приготовиться к большим затратам на продвижение товара, иначе идея обречена на провал или перехват конкурентами.

Рисков, связанных с собственно продуктом, — два: возможность наличия опалес-ценции и осадков в готовом напитке, а также возможность аллергических реакций на пчеловодческие продукты. Первую можно отразить разъяснительной работой: «Натуральные компот и сок прозрачными не бывают», вторую— размещением предупреждения для аллергиков (мед, паллинозы) на упаковке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Елисеев И. П. Биологически активные вещества плодов и ягод. — М.: НИЗИСНГ, 1976.

2. Коробкина З. В. Витамины и минеральные вещества плодов и ягод. — М.: Медицина, 1969.

3. Брункеш Н. И, Ловачева Г. Н. Напитки здоровья и бодрости. — М.: Медицина, 1986.

4. Ефремов В. В. Приготовление витаминных напитков. —М.: Легкая и пищевая промышленность, 1994.

5. Крутошникова А, Угер А. Подслащивающие вещества в пищевой промышленности. — М.: Агро-промиздат, 1988.

6. Харламова О. А, Кафка Б. В. Натуральные пищевые красители. — М.: Пищевая промышленность, 1979.

7. Георгиевский В. П., Комисаренко Н. Ф, Дмит-рук С. Е. Биохимически активные вещества лекарственных растений. — Новосибирск, 1990.

8. Муродов М. С. и др. Факторы пищевой ценности красителя из ягод бузины//Тез. всес. конф. «Совершенствование технологических процессов производства новых видов пищевых продуктов и добавок». — Киев, 1991.

9. Olson Y. A. Biological actions of carotenoids. Y. Nutr, 1989, 119, №1. Р. 94-95.

10. Герасимова Л. К. Получение порошкообразного красителя из нетрадиционного местного сырья //Тез. докл. всес. конф. «Использование местных ресурсов и потенциала кооперации и реализации продовольственной программы СССР». — Новосибирск, 1989.

11. Шатнюк Л. Н, Степанова Е. Н, Голубкина Н. А, Сторчевая Т. Р., Поляков В. А. Производство витаминизированных безалкогольных напитков в СССР и за рубежом: Обзорная информация. — М.: АгроНИИТЭИПП, 1987.

12 Астапов С, Махмадалиев К. Безотходная технология продовольственной тыквы//Тез. докл. всес. конф. «Совершенствование технологических процессов производства новых видов пищевых продуктов и добавок». — Киев, 1991.

13. Гайдым Т. М. и др. Использование местного и нетрадиционного сырья в пищевой промышленности: Обзорная информация. — М.: АгроНИИТЭ-ИПП, 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.