THE DISTRIBUTION OF FAMILY RESPONSIBILITIES AND FAMILY ROLES IN MODERN FAMILIES WITH MANY CHILDREN Sumenko Larisa Vasilievna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor, Chair of Socialization of education and development, Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol
Saenko Lyudmiia Alexandrovna, PhD of Pedagogical science, DSc of Sociological sciences, Associate Professor, Chair of Social technologies, North-Caucasus Federal University, Stavropol
Bobryshov Sergey Viktorovich, DSc of Pedagogical sciences, Professor, Chair of Education and socialization, Stavropol State Pedagogical institute, Stavropol
The article considers the peculiarities of distribution of responsibilities in a large family, changing family roies under the influence of large families.
Keywords: large family; family roies; family education.
ОСОБЕННОСТИ РА СПРЕДЕЛЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ И СЕМЕЙНЫХ РОЛЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЬЯХ
Статья рассматривает особенности распределения обязанностей в многодетной семье, изменение семейных ролей под влиянием фактора многодетности. Ключевые слова: многодетная семья; семейные роли; семейное воспитание.
В современном мире многодетные семьи перестали быть распространенным явлением. Если речь идёт о причинах многодетности, то многие авторы [1; 6; 8; 11; 15 и др.] указывают два фактора их возникновения. Во-первых, принятие супругами решения о рождении и воспитании многих детей - осознанное и ответственное отношение родителей к такому составу семьи; и, во-вторых, стихийное, случайное, крайне безответственное рождение детей, которые оказываются безнадзорными и со временем становятся воспитанниками Детских домов.
В первом случае, многодетность вызвана, чаще всего, национальными и религиозными установками, которые не одобряют не только прерывание беременности, но даже контрацепцию. Не ставя своей задачей обсуждать этико-медицинские проблемы, тем не менее, зафиксируем, что нами, наряду с другими исследователями [3; 6; 15 и др.], установлено, что многодетность в этом случае рассматривается родителями как естественное состояние семьи, естественное последствие супружества. Во втором случае, многодетность предстаёт как нечто формальное, рождение ребёнка не влечёт автоматически повышенной ответственности и заботы о нём. Номинально многодетный родитель фактически ведёт себя как бездетный человек, свободный от любых обязательств. Если есть желание -эпизодически работает и кормит детей, нет желания - оставляет детей своим родителям, своим соседям или даже предоставляет их самим себе. Изучение семей второго типа, нарушений социальных и семейных ролей в них, вероятно, представляет особую социальную значимость - проблемы здесь необычайно остры. Вместе с тем, изучение проблем многодетных семей, где решение о воспитании трёх и более детей было осознанным, также представляет существенный интерес. Несмотря на то, что исходные родительские установки позитивны, многодетная семья сталкивается с множеством трудностей, разрешить которые она не имеет собственных резервов [1; 4; 7; 8; 12].
В нашей монографической публикации [13] было показано, что для многодетной семьи характерно нарушение семейных ролей. Так, исследования показали, что занятая многочисленными семейными
УДК 37.013.42 ВАК РФ 13.00.01
© Суменко Л.В., 2016 © СаенкоЛ.А., 2016 © Бобрышов С.В., 2016
СУМЕНКО Лариса Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Воспитания социализации и развития личности, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь ра v325lS>yan dex. г и
САЕНКО Людмила Александровна, кандидат педагогических наук, доктор социологических наук, профессор, кафедра Социальных технологий, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь la-saenko@yandex.ru
БОБРЫ ШОВ Сергей Викторович, доктор педагогических наук, профессор, кафедра Воспитания социализации и развития личности, Ставропольский государственный педагогический институт, Ставрополь
5 уЬоЬп51поу@уапс1ех. г и
и трудовыми обязанностями мать делегирует часть своих родительских обязанностей и ролевых функций старшим детям в семье. Отец, преимущественно становится "добытчиком материальных средств", что неизбежно приводит к уменьшению времени, которое он проводит с детьми. Кроме того, выявлено, что мать многодетной семьи обеспечивает эмоциональную поддержку всем членам семьи, но сама обычно испытывает дефицит такой поддержки в отношении себя. Отцы в многодетных семьях часто выступают регулятором всех взаимоотношений в семье, преимущественно они принимают решения о взаимодействии семьи с большинством других социальных институтов.
Полученные нами и опубликованные исследовательские данные, с одной стороны, показывают особенности трансформации ролей, их социально-педагогические последствия, с другой стороны, ставят и ряд других вопросов, выходящих за предел полученных сведений. Так, представляют интерес особенности самооценки детей в многодетных семьях, как влияет наличие большого количества братьев и сестёр на освоение детьми роли взрослого, планирование собственной семьи и др. В этой связи мы представляем диагностические данные, полученные при обследовании общеобразовательных школ г. Буденновска Буденновского района Ставропольского края. Выборка составила 56 многодетных семей. Во всех случаях многодетность была сознательным выбором супругов.
Диагностика самооценки детей в многодетных семьях осуществлялась в рамках выполнения семейной социограммы (Э.Г. Эйдемил-лер). Данный метод направлен как на выявление самооценки детей, так и на установление их дифференцированности "Я", характере взаимоотношений в семье. Полученная информация показывала предпочитаемых для общения членов семьи, степень их эмоциональной близости. С другой стороны, часть информации показывала результаты изменения социальных ролей в многодетной семье (табл. 1). Установлено, что значительная часть детей старшего школьного возраста (40% в своей возрастной группе) имеет слабо дифференцированное "Я". Это проявляется в том, что ребёнок рисует себя в неразрывной связи с другими членами семьи (не рядом, а "слипив-шись").
Таблица 1 - Результаты выполнения теста "Семейная социограмма"
Диагностируемые особенности детей в многодетных семьях Выявлены у детей в количестве (в %% от их возрастной группы в данной выборке)
Дети старшего школьного возраста Дети среднего школьного возраста Дети младшего школьного возраста
Слабо дифференцированно «Я» 40% 50%
Ощущают дефицит общения с родителями 20% 30%
Чувствуют себя жестко «привязанными» к братьям и сёстрам 10% 40% 20%
Чувствуют себя изолированными в семье - 20%
Чувствуют себя частью подгруппы «родители» 20%
Ощущают себя главными в семье, лидерами в семье 10%
Чувствуют себя незначительными, неоценёнными, непризнанными - 40%
Итак, пятая часть детей старшего школьного возраста считает, что родители недостаточно уделяют им времени или не довольны качеством общения. Важно и то, что столько же детей данного воз-
раста ощущают себя частью подгруппы "родители". Они изображают себя и родителей в верхней части социограммы как главных, доминирующих участников семьи, а других детей - в нижней части социограммы как ведомых. Можно предположить, что идёт ревизия ролей в семье, где старшие дети рассматривают себя в новых ролях - старших, главных, ответственных, принимающих решение. С другой стороны, недифференцированное "Я" так же может рассматриваться, как дисфункция ролей - утрата самостоятельности, самости, индивидуальности. Иными словами, старшие дети в многодетной семье отличаются либо ранним социальным взрослением, пониманием и принятием своей роли старшего, взрослого, либо утратой качества самости. Наконец, десятая часть детей этого возраста чувствует себя излишне привязанными к младшим братьям и сёстрам, "растворением" в них, утратой личных интересов, индивидуальности.
Дети среднего школьного возраста (подростки) в многодетных семьях проявили ряд особенностей, которые свойственны этому возрасту. 40% из них считают, что они сильно связаны с братьями и сёстрами, они стремятся кболыией независимости от них, особенно, если речь идёт о младших. Столько же детей подросткового возраста считают себя недооцененными, они могли бы больше решать и более независимо действовать. Дети изображают себя в центре социограммы с некоторым смещением влево или вправо, многократно меняют своё "местоположение", сближая или удаляя себя от какой-либо подгруппы. Наконец, 20% подростков ощущают свою изолированность, затрудняются установить значимые и эмоциональные связи. Нарушения социальных ролей в семье здесь не просматриваются, так как активный поиск своего места, самоизучение - типично для подростка.
У младших школьников выявлено слабодиффе-
ренцированное "Я", они часто рассматривают себя в неразрывной связи с другими членами семьи - либо частью микрогруппы с близкими по возрасту братьями и сёстрами, либо с тем из старших детей, кто ведёт его за руку в школу и кружковые занятия. Третья часть младших школьников ощущает дефицит общения с родителями. Эту часть детей составляют те, в семье которых есть младшие братья и сёстры в возрасте до 3-х лет. Итак, диагностика подтвердила, что в многодетной семье формируются специфические взаимоотношения между братьями и сёстрами. Они могут приводить к освоению роли взрослого или, напротив, сдерживать развитие его самости и индивидуальности.
"Тест незаконченных предложений" предоставляет обширную информацию о личности человека. В рамках нашего исследования выявлялись социальные роли,которые исполняют члены семьи, их мнение о собственной семье (табл. 2).
Таблица 2 - Результаты теста "Тест неоконченных предложений"
Диагностируемые качества Количество ответов
Отцы Матери Дети Примечание
1 2 3 4 5
Отношение к собственному отцу
Отец - абсолютный авторитет, пример для подражания 50% 50% 10%
Отец всё время занят, всё время далеко 30% 50%
Отец - близкий друг, защита, поддержка 30% 10%
Враждебное отношение к отцу 10% 10%
Эмоциональное дистанцирование 10% 10%
Слишком много загружают меня своими обязанностями и заботами 10% 10%
Отношение к себе
Негативная самооценка 10% 10%
Позитивная самооценка 30% 40% 20%
Выделение в первую очередь своего статуса и роли в семье 70% 30% 10% Отцы неохотно выполняли задание
Выделение в первую очередь индивидуальных качеств 20%
Стремление к самореализации 10% 20%
Неумение настоять на своём мнении и решении 10% 20%
Нереализованные возможности
Нереализованные потребности в образовании 10% 40%
Нереализованные возможности в профессиональной карьере 30% 30%
Нереализованная потребность в признании значимости в своей семье 10% 10%
Нереализованные стремления в общественном признании (классе, коллективе) 40%
Нереализованные материально-бытовые запросы 30% 20% 40%
Нереализованные потребности в общении, друзьях 20%
Отношение к подчинённым
Я никогда не был (а) лидером, руководителем 50% 50% 50%
Мне нравится командовать 10%
Неприятно сталкиваться с противостоянием, непослушанием подчинённых 10% 20% 10% Родители рассматривали иногда детей в качестве подчинённых
Продолжение табл. 2
При тестировании отцов возникали технические сложности - около половины отцов негативно относились к тестированию и стремились уклониться, считая это "глупостью" и "пустым времяпровождением". Эти случаи были зафиксированы и особо отмечены в обработке. Половина отцов и матерей считают, что их отец был абсолютным авторитетом в семье, но опрошенные дети, непререкаемым авторитетом считают отца только в 10% случаев. Все дети, подчеркнувшие авторитет отца, были младше подросткового возраста. Половина детей отмечает, что отец "всё время занят" и "всё время далеко". Он недостаточно проводит времени с семьёй. Итак, несмотря на "традиционность" многодетной семьи, её верности семейным ценностям и традициям, ряд установок, свойственных семьям середины прошлого века, уже неактуален. В многодетных семьях, как и в других типах семей, отец перестаёт быть непререкаемым авторитетом, законодателем.
И сегодняшние отцы в своей роли детей, и сегодняшние дети считают, что отцы слишком загружают детей своими обязанностями и заботами, заставляют много работать и даже за-
мещать в домашних делах отца. Вместе с тем, отцы отмечали, что они были загружены в детстве трудовыми обязанностями значительно больше, чем их дети сегодня. Субъективное ли это восприятие или влияние современных дето-центри-ческих семейных установок утверждать однозначно не представляется возможным. Но как выявленный факт, полученная информация показывает некоторое противопоставление отношений к обязанностям людей разных поколений в семье, как наличие неудовлетворённости распределением обязанностей между родителями и детьми обеими сторонами.
Сравнивая отношение детей к отцу с их отношениями к матери, необходимо отметить, что мать для детей является более эмоционально значимым партнёром по общению и внутрисемейному взаимодействию. 60% детей считают, что мать самый близкий человек и ещё 20% - указали, что мать очень многое определяет в их жизни. Иными словами, эти ответы были двумя версиями одной и той же ситуации - важности матери в жизни человека. Мальчики и девочки в равной степени подчёркивали важность и значимость матери. Не умаляя значение отца, отметим, что именно функция эмоциональной поддержки как функции роли матери обеспечивает эту ярко выраженную эмоциональную близость к матери и её высокий статус [13].
Тревожным является то, что 20% детей считают, что их отношения с матерью "не сложились", неудачные, мать излишне требовательная, строгая, не ценит ребёнка. Хотя все эти ответы принадлежат подросткам, известных своей критичностью и "бунтарством", тем не менее, утрата доверия, эмоциональной близости с матерью может привести к негативным результатам социализации ребёнка. Для этой группы детей мать (объективно или субъективно) не исполняет ряд ролевых ожиданий ребёнка - безусловная любовь, поддержка, принятие. Вызвало беспокойство ещё одно
1 2 3 4 5
Важно устанавливать с ними деловые отношения 20% 20%
Важно устанавливать «человеческие отношения» 30% 10% 20%
Отношение к будущему
Очень смутные представления 40% 30% 30%
Вызывает тревогу 30% 50% 20%
Надеются на решение всех затруднений и сложностей 30% 20% 50%
Страхи и опасения
Боятся материальных проблем 20% 40% Отцы уклонялись от ответов
Боятся различных внешних обстоятельств (несоциальных) 40%
Боятся осложнений в отношениях с людьми 20%
Отношение к друзьям
Друзья важны, их много 10% 20% 40%
Друзья часто меня подводили 10% 20%
Опасаются заводить много друзей 10% 10%
Люди меня не любят, друзей мало 10%
Отношение к семье
Самое главное для меня - семья 30% 60% 60%
Иногда мне хочется быть свободным от семейных обязанностей 30% 10% 20%
Очень большая ответственность и очень много работы 10% 20%
Семья - самая большая радость 20% 10%
Хотелось изменить семейные взаимоотношения
Моя семья меня не ценит 10% 20%
Отношение к матеси
Очень требовательная 10%
Самый близкий человек 50% 50% 60%
Не ценит меня 20% 10% Дети-подростки
Наши отношения не сложились 10% 10% Дети-подростки
Главная в нашей семье 10%
Часто загружает меня своими заботами и обязанностями 20%
Многое определяла в моей жизни 30% 20%
обстоятельство - одни и те же матери имеют проблемы во взаимоотношениями со свои матерями и отцами ("эмоциональное дистанцирование", "отношения не сложились"). Иными словами, в семье возникает нарушение ролевых ожиданий и ролевых действий, которые стали транслироваться из поколения в поколение. Это явление охватило даже такие традиционные, с точки зрения семейных ролей, схемы семей, как многодетные.
Отцы в самооценке выделяли и подчеркивали свой статус в семье (70% отцов), считали его значимым. В то же время матери и дети свою положительную самооценку связывали со статусом внутри семьи только в 10% случаев. Отцы и матери оценивают себя в связи с ролью, которую они исполняют в семье, меньше придаютзначение своим личным качествам. Родителям важно, кто они и что они делают для семьи, детей. Дети в больше мере оценивают себя по качествам, которые они проявляют вне семьи. Им важно, какие они, как их оценивают другие люди.
10% отцов сожалеют, что не обладают высшим образованием, среди жён, недовольных своим образованием, 50%. В то же время, дети не стремятся учиться лучше, не считают, что они что-либо упустили. Примерно треть отцов и матерей не реализовались в профессиональной карьере и сожалеют об этом. В их трактовке, должность была бы неплохим подспорьем в получении более высокого или более стабильного заработка. Но есть и родители, которые не считают, что они что-то потеряли, не имея карьерного роста. В это же время, сожалеют о нереализованности во внешней социальной сфере 40% детей - им хотелось бы больше успеха и признания в коллективе сверстников. Социальное признание дети не всегда связывают с высокой учебной успеваемостью - можно хорошо играть на гитаре или лучше всех танцевать.
Итак, для членов многодетной семьи, в целом, не характерна устремлённость к внешним успехам и карьере, но для детей более свойственна, чем их родителям, заинтересованность в популярности среди сверстников. Родители и дети считают нереализованными их стремление к более комфортной в материально-бытовом плане жизни. Дети более остро реагируют на неудовлетворённость их материальных запросов (стремление к покупке дорогих игрушек, телефонов, компьютеров). В половине многодетных семей ни родители, ни дети не были лидерами в коллективах (трудовых или учебных), не общались с подчинённы-
ми. Члены многодетных семей ценят деловые и "человеческие" отношения в работе с подчинёнными.
Родители имеют многочисленных друзей в 10-20 % случаев. Дети указывают на множество друзей в 40% случаев. 10% родителей опасаются заводить большое количество друзей, т.к. друзья их нередко подводили. Своими лучшими друзьями и союзниками считают супругов и ближайших родственников. Будущее видится позитивно примерно половине родителей и половине детям. В целом матери более тревожны, чем отцы и дети. 60% матерей и 60% детей указали, что семья - это самое главное в их жизни. Такую же характеристику произнесли 30% отцов. 30% отцов иногда хотели бы быть свободными от семейных обязанностей, забыть на время о грузе ответственности. 10% матерей и 20% детей также чувствуют себя уставшими от интенсивной нагрузке внутри семьи и хотели бы на некоторое время снять, избавиться от семейных обязанностей. При этом желания быть в другой семье, в семье, где количество родственников минимально, не высказал никто из членов многодетной семьи. Они скорее нуждаются в восстановлении, отдыхе, но не изменении семейной ситуации.
В процессе выполнения диагностических мероприятий были зафиксированы отдельные особенности современной многодетной семьи. В обследованных многодетных семьях старшие дети часто испытывают желание уменьшить количество семейных обязанностей. Дети испытывают дефицит общения с родителями, особенно с отцом, который всегда "занят" и всегда "на работе". В многодетных семьях высок авторитет родителей, но наряду с этим возникают сложности в развитии индивидуальности детей - они чувствуют себя жёстко привязанными к братьям и сёстрам, не имеют возможности развивать личные интересы. Старшие дети в многодетных семьях чувствуют себя частью микрогруппы "родители", идентифицируют себя с родителями. В силу загруженности домашними заботами дети затрудняются реализоваться во внешней социальной активности, хотя испытывают в этом потребность. Родители испытывают неудовлетворённость в силу собственной профессиональной нереализованности. Их дети испытывают сложности в самореализации в коллективах сверстников. Дети в многодетных семьях периодически утрачивают ощущение собственной абсолютной значимости для матери, опасаются, что она их не ценит и не понимает. Перегруженность матери домашними заботами затрудняет разрешение этой сложной ситуации.
Литература:
1. Госпорьян А. Тенденции развития семьи в России / А. Госпорьян, М. Новикова // Социальное обеспечение. - 2005. - № 24. - с.4-7.
2. Гуров В. Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей / В. Н. Гуров. - М.: Педа-гогич. общ-во России, 2005. - 320 с.
3. Емельяненко О. С. Государственная поддержка многодетных семей / О. С. Емельяненко // Вестник Бурятского университета. - №5. - 2013 - С. 139-143.
4. Захарченко Е. Особенности современной социально-педагогической ситуации / Е. Захарченко // Социальная педагогика. - 2005. - № 2. - С. 2832.
5. Землянухина Н. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка / Н. Землянухина // Социальная педагогика. - 2005. -№1.-с. 81-83.
6. Кубланова Н. М. Современное состояние института семьи: функциональный срез / Н. М. Кубланова // Отечественный журнал социальной работы. - 2003. - № 2. - С. 34-38.
7. Курагина Г. С. Социальные риски, характеризующие жизнь многодетной семьи / Г.С. Курагина / / Universum: Вестник Герценовского университета. - Выпуск № 12. - 2010. - С. 59.
8. Лодкина T.B. Социальная педагогика. Защита семьи и детства / Т. В. Лодкина. - М. : Академия, 2003.- 192 с.
9. Манукян Э. Региональные особенности социальной поддержки семьи и детей / Э. Манукян // Социальное обеспечение. - 2004. - № 3. - С. 2-8. Ю.Олифиренко Л. Я. В помощь социальным педагогам образовательных учреждений / Л. Я. Оли-фиренко, Т. И. Шульга, И. Ф. Дементьева // Технологии работы с детьми, подростками и неблагополучными семьями: В 2 ч.: Часть 2. - М.: ИПК и ПРНО МО, 2003. - 516 с.
11.Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 12.12.2012 г.
12.Проневская И.В. Образ семьи в средствах массовой информации (опыт контент-анализа) / И.В. Проневская//Вестник Московского ун-та. Сер. 18. Социология и политология. - 2003. - № 4. -С. 159-165.
13.Суменко Л.В. Социально-педагогическая поддержка детей из многодетных семей с признаками дисфункций социальных ролей / Л.В. Суменко // Современные технологии социальной работы с семьёй и детьми. - Ставрополь, 2016. - С. 198215.
И.Шахматова Н. В. Образ жизни многодетной семьи: социологический ракурс изучения / Н.В. Шахматова // Известия Саратовского университета. Серия Социология. Политология. - 2013. - Вып. 3. -Т. 13,- С. 6-8.
15.Шеляг Т. Социальный статус многодетных семей и их способность к самопомощи / Т. Шеляг // Социальная педагогика. - 2005. - № 1. - С. 31-42.
FORMATION OF THE FAMILISTIC CULTURE AMONG COLLEGE STUDENTS
Taranov Pavel Mihajlovich, PhD of Economics, Associate Professor, Chair of Economics and management, Don State Agrarian University, Zernograd
The article explains the importance of the development of famiiistic youth culture, identifies some of the current threats to the spiritual and moral development of the person in a modern Russian society. The author examines the most common and important projects in the field of modern famiiistics. The author concludes that in our society have formed the necessary and sufficient conditions for the implementation of national projects in the field of formation of family values among young people. Keywords: famiiistics; family; youth; education; traditional values.
ФОРМИРОВАНИЕ ФАМИЛИСТИЧЕСКОЙКУЛЬ ТУРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Обосновывается актуальность развития фамилистической культуры молодежи, определяются некоторые актуальные угрозы духовно-нравственному развитию личности в современном российском обществе. Рассматриваются наиболее типичные и значимые современные проекты в области фамилистики. Автор приходит к выводу, что в нашем обществе сформировались необходимые и достаточные предпосылки для реализации общенациональных проектов по формированию семейных духовно-нравственных ценностей молодежи. Ключевые слова: фамилистика; семья; молодежь; образование; традиционные ценности.
Кризису института семьи и депопуляции населения в нашей стране посвящено множество научных трудов, однако проблемы в этой сфере только накапливаются. Исследователи уделяют внимание таким составляющим кризиса семьи, как высокий уровень разводов,
УДК 378 ВАК РФ 13.00.01
© Таранов П.М., 2016
ТАРАНОВ Павел Михайлович, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Экономики и управления, Донской государственный аграрный университет, Зерноград