Научная статья на тему 'Социальные и психологические факторы семейного благополучия'

Социальные и психологические факторы семейного благополучия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1970
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЕМЕЙНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ / УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ ЧЛЕНСТВОМ В СЕМЬЕ / FAMILY / FAMILY WELL-BEING / INTERPERSONAL RELATIONSHIPS / FAMILY HAPPINESS / SATISFACTION WITH FAMILY MEMBERSHIP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Карцева Л. В.

В статье рассматривается зависимость сохранения семьи от социальных и психологических факторов семейного благополучия, роль институтов гражданского общества в сохранении и поддержании авторитета семьи, проявления удовлетворённости членством в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social and psychological factors of family well-being

The article presents the dependence of family preservation on social and psychological factors of family well-being, the role of civic institutions in preservation and maintenance of family authority, manifestations of satisfaction with family membership.

Текст научной работы на тему «Социальные и психологические факторы семейного благополучия»

9. Ильминский И.Н. (1885). Система народного и в частности инородческого образования в Казанском крае. Санкт-Петербург: Синодальная типография. 55с.

10. Колчерин А.С. Христианизация народов Поволжья. Н. И. Ильминский и православная миссия. Москва: РИСИ, 2014. 719с.

11. Павлов П. О прогрессивной роли инородческих школ // Ислам и христианство в диалоге культур на рубеже тысячелетий. Казань: Издательский центр «Арт-кафе», 2001. С.187-193.

12. Павлова А.Н. Система Н.И. Ильминского и ее реализация в школьном образовании нерусских народов Востока России. Чебоксары: Издательство Чувашского университета, 2004. 203с.

13. Сковородкина И.З. Этнопедагогический подход к образованию народов России: история, теория, практика. Москва: ИТИП РАО, 2008. 163с.

14. Таймасов Л.А. Христианское просвещение нерусских народов и этноконфессиональные процессы в Среднем Поволжье в последней четверти XVIII - начале XX века: дис. ... д-р ист. наук. Чебоксары, 2004. 502с.

15. Tolz V. Russia's Own Orient: The Politics of Identity and Oriental Studies in the Late Imperial and Early Soviet Periods. Oxford, 2012. 203p.

16. Фокин А.В. Интервью. Электронный ресурс: http://ruskline.ru/analitika/2012/08/30/ nikolajjlminskij_ razvenchanie_mifov/. (дата обращения: 20.01.2016).

17. Хабибуллин М. З., Кострюков М.А. Казанское востоковедение XIX - первой половины XX вв.: П. К. Жузе. Казань: Издательство «ЯЗ», 2012. 311с.

УДК 37.032

Л.В.Карцева

СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СЕМЕЙНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

В статье рассматривается зависимость сохранения семьи от социальных и психологических факторов семейного благополучия, роль институтов гражданского общества в сохранении и поддержании авторитета семьи, проявления удовлетворённости членством в семье.

Ключевые слова: семья, семейное благополучие, межличностные отношения, семейное счастье, удовлетворённость членством в семье.

L.V.Kartseva SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FACTORS OF FAMILY WELL-BEING

The article presents the dependence of family preservation on social and psychological factors of family well-being, the role of civic institutions in preservation and maintenance of family authority, manifestations of satisfaction with family membership.

Key words: family, family well-being, interpersonal relationships, family happiness, satisfaction with family membership

В современном обществе недооценивается понятие семейного благополучия. Привычно обсуждаются темы высокой доли разводов, малодетности, «материнского» капитала, появилась тема отцовства, зарождается движение прародителей, но о природе и модели благополучной семьи у учёных и политиков речь не идёт.

Что понимать под семейным благополучием, вопрос не праздный. Исследователи, политики называют разные критерии благополучной семьи.

Так, российское государство в момент критический в плане демографического состояния страны выбирает в качестве генеральной стратегии опеки института семьи поддержку рождаемости и усложнение процедуры развода. О глубоком понимании благополучия матерей и отцов не говорится. Между тем одинокая многодетная мать - это нонсенс, одинокий многодетный отец - глубоко несчастливый человек, неразведённые конфликтующие супруги - эмоциональный нерв в процессе семейного воспитания.

Национальные республики России ориентируются на развитие религиозной идеологии вкупе с национальной как панацеи от разрушения традиционных семейных норм. Однако религиозная идеология не отвечает потребностям современной молодёжи, оказывается препятствием в реализации её социальных интересов и индивидуальных потребностей, в том числе и в рамках семьи.

Политические объединения - партии, движения в защиту семьи выдвигают аргументацию, построенную на усилении линии патриотизма, укрепления памяти Рода, уважения к предкам. В частности, стихийно возникшее уникальное явление в истории России «Бессмертный полк», связанное с памятью великого военного прошлого нашей Родины, всемерно поддерживается политическими лидерами и обретает организованный характер. Но внимание к семье у политиков носит эпизодический характер и тесно связано с календарными датами и событиями, посвящёнными семейным праздникам. Кстати, объявленный Государственной Думой в третье воскресенье октября День отца

пока ещё не известен широким массам, тогда как День матери в последнее воскресенье ноября стал популярен среди всех социальных категорий.

Многодетные семьи в российских регионах объединяются в защите своих прав, пытаются утверждать факт собственной благонадёжности, успешности, бороться с жупелом нищеты относительно своих семей с несколькими детьми. Однако и у них нет критериев благополучия семьи. Материальное и духовное в семье с несколькими детьми идут вразрез, препятствуют достижению стабильности внутри семьи.

Религиозные сообщества ставят своей целью сохранение канонов уважительного отношения к институту родительства (материнства и отцовства), целомудрия в гендерных отношениях, связывают благополучие семьи именно с этими критериями. Внутри себя эти группы достигают психологической устойчивости и, как правило, удовлетворены собственным материальным благополучием. Но удельный вес таких сообществ невысок.

Если вычленить те социальные факторы, которые государству, обществу, специализированным социальным структурам нужно иметь в виду, определяя состояние современной семьи, то к ним необходимо отнести следующее: наличие и размер жилой площади; наличие автомобиля, капитального гаража, приусадебного (садового) участка, комплекта современной бытовой техники; качество семейного бюджета, качество семейного питания; самооценка состояния здоровья, психологическое состояние, наличие оптимизма; влияние оснований создания семьи, сексуальной, духовной совместимости, влияния семейного счастья, «главных ролей», отношений «отцов» и «детей» на семейное благополучие. Своё значение имеют и добрачные и внебрачные связи и отношения в семье. [1, с.87-107]

Исследования, проведённые уральским социологом А.А.Тарадановым в более стабильные, хоть и в не «богатые» времена, в начале нулевых годов XXI века, показали: благополучны те семьи, которые просуществовали недолго (не накопилась усталость супругов друг от друга), имеют достаточный для семейной жизни доход, ощущают свою духовную совместимость. Куда менее сплочёнными и долговечными бывают семьи, в которых заключён повторный брак либо его регистрация отсутствует, однако «на уровне» сексуальная совместимость, а супруг занят коммерческой деятельностью и имеет стабильно высокий заработок. [1, с.108]

Психологические нюансы устойчивости семейной группы состоят, по мнению исследователей, в умении выстраивать межличностные отношения. В частности, С.А.Домрачева отмечает: супружеские отношения как разновидность межличностных отношений нуждаются в таких эффектах как восприятие и понимание людьми друг друга, межличностная привлекательность, взаимовлияние и ролевое поведение. Главным регулятором устойчивости, подчёркивает исследователь, выступает привлекательность партнёров друг для друга, которая может быть как односторонней, так и двухсторонней. Механизм же данного процесса таков: адекватным должно быть соотношение удовлетворённости-неудовлетворённости друг другом, что в основе своей зависит от успешности общения партнёров. [2, с.33-34 ]

К сожалению, не все молодые супруги понимают, что их семейное благополучие связано с собственным поведением, не всегда верят в чудодейственную силу любви. Порой Он и Она ошибочно принимают за пределами семьи вспыхнувшее чувство за новую любовь, стремятся разорвать существующие узы брака. Любовь может превратиться в свою противоположность - в неприятие друг друга, что приводит к разрушению семейной структуры.

В этом контексте актуально умение супругов сформировать ощущение семейного счастья как субъективно переживаемого состояния единства сущности и существования. Поскольку у каждого супруга оно своё, личностно-ориентированное, совместное переживание счастья - вопрос затруднительный. [3] Должна существовать единая общесемейная деятельность, единые общесемейные радости и достижения, которые партнёров сближают, позволяют им одновременно насладиться результатом своих совместных усилий. Одним из уникальных явлений, сплачивающих мужа и жену, является рождение ребёнка. Его появление на свет может принести им переживание абсолютного счастья.

Таким образом, семейное благополучие представляет собой состояние равновесия, в котором находится семья как социальная группа - супруги/родители, дети/братья-сёстры, а также семья как род, в который входят бабушки/дедушки, племянники/племянницы, тёти/дяди и другие родственники. Данное состояние включает в себя такие элементы как удовлетворённость собственным членством в семье, удовлетворённость своим семейным статусом, удовлетворённость качеством внутрисемейного общения, удовлетворённость местом семьи в социальной структуре.

Ошибочно предполагать, что данное состояние достижимо исключительно усилиями самой семьи. Общество привычно «работает» над семьёй конфликтной, распадающейся, опуская семью

благополучную внешне, но раздираемую противоречиями изнутри. Общество не сфокусировано на анализе состояния семей, не отмеченных сводками каких-либо происшествий. А потребность в этом есть, и немалая.

До начала социальных реформ в Российской Федерации на двух уровнях - федеральном и региональном - над проблемами семьи, женщин и детей прицельно работали органы представительной и исполнительной власти, в структуре которых имелись соответствующие отделы. Ими отслеживались тенденции состава семей, проблемы многодетных, неполных семей, причины падения рождаемости и роста разводимости, детской безнадзорности и социальной дезадаптации.

Ныне такая работа проводится лишь органами статистики и органами записи актов гражданского состояния. Вместо реального решения стоящих перед институтом семьи проблем, включая и проблему достижения социальной стабильности и психологического благополучия, нынешняя власть фактически лишила институт семьи своего центрального органа, социальной структуры, которая представляла бы некий центр ответственности за её судьбу. Фактически некому оказать нравственно-психологическую, социокультурную поддержку социально благополучным семьям, которые сталкиваются с разного рода проблемами - социально-экономического, социально-педагогичес-кого, социально-психологического, этнорелигиозного, социокультурного характера.

Системную, комплексную работу с семьей могло бы возглавить такое ведомство как Управление записи актов гражданского состояния. Наблюдая за состоянием институтов брака и семьи, специалисты ЗАГС могли бы не только стать центром сбора информации о семейном благополучии граждан, но и оказывать позитивное влияние на их фамилистические планы и ожидания. Специалисты органов ЗАГС могли бы вести постоянный мониторинг состояния умонастроений супругов, всеми доступными средствами формировать положительное общественное мнение в направлении социальной поддержки семьи крепкой, в едином и официальном браке, с несколькими детьми, благополучной социально и психологически. В помощь органам ЗАГС могли бы выступить учреждения социального обслуживания семьи, министерства и ведомства, сопричастные её заботам и проблемам: здравоохранения, культуры, молодёжи, образования и науки, экономики, охраны порядка. И здесь нужна политическая воля, понимание власть предержащими особенностей семейного общежития, процессов функционирования семьи, факторов, которые оказывают на неё непосредственное и опосредованное влияние. Семья нужна человеку. Только она делает его счастливым безусловно, а значит всё общество, как и государство, должно приложить максимум усилий для поддержания семейного status quo, сохранения и развития фамилистической культуры в российском обществе.

Литература

1. Тараданов А.А. Семейное благополучие: от теории к практике. - Челябинск: Чел. гос. ун-т, 2002. 153 с. Он же: Семейный круг: Результаты социологических исследований проблем семьи в Уральском регионе в 19931999 годах. - Челябинск: Чел. гос. ун-т, 2000. - 295 с.

2. Социально-психологические аспекты взаимоотношений в молодой семье: учебно-методическое пособие /Сост. С.А. Домрачева. - Йошкар-Ола, 2011. - 131 с.

3. Карцева Л.В. Счастье, которое мы ищем: Науч. монография. - Казань: РИЦ «Школа», 2014. - 148 с.

УДК 130.1

Д.М.Коломыц, Эльза Пас Эстевес, Альфонсо Алонсо Франкиз

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В НАУЧНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КУБА (НА ПРИМЕРЕ КУБИНСКО-ТАТАРСТАНСКИХ НАУЧНЫХ СВЯЗЕЙ)

В статье рассмотрены особенности развития российско-кубинского сотрудничества в свете «общества знаний». Понятие «общество знаний» отражает особую познавательную философию, развивающуюся в Латинской Америке. Наука и образование представляют собой способ двустороннего и многостороннего сотрудничества России, Кубы и Латинской Америки, где Россия посредством кубинского влияния может укрепить свои позиции.

Ключевые слова: Россия, Куба, Латинская Америка, философия, общество знания, наука, образование, сотрудничество, цивилизация

Dmitry Kolomyts, Elsa Paz Esteves, Alfonso Alonso Franquiz NEW APPROACHES TO SCIENTIFIC COOPERATION BETWEEN THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF CUBA (ON THE EXAMPLE OF THE CU-BAN-TATARSTAN SCIENTIFIC RELATIONS)

The article views the directions of the Russian-Cuban cooperation development in the light of "knowledge society". The concept of "knowledge society" reflects specific cognitive philosophy, developing in Latin America. The development of scientific and educational cooperation goes beyond the purely economic relations. It has a great impact on the nations' outlook. Developing scientific and educational cooperation, our two countries have both short-term benefits and long-term strategic advantages in our civilizational dialogue. Science and education are the way to bilateral and multilat-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.