Научная статья на тему 'Особенности работы студентов факультета клинической психологии, проходящих практику в детских оздоровительных центрах, с детьми групп риска'

Особенности работы студентов факультета клинической психологии, проходящих практику в детских оздоровительных центрах, с детьми групп риска Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКУЛЬТЕТ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА / FACULTY OF CLINICAL PSYCHOLOGY / PEDAGOGICAL PRACTICE / CHILDREN''S HEALTH CENTER / CHILDREN AT RISK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шалимова Е.Н., Варламов А.В.

В статье рассматриваются ключевые особенности педагогической практики студентов факультета клинической психологии. Проанализирован опыт работы с детьми групп риска в условиях детского оздоровительного центра. Закрепление теоретических знаний и усвоенных навыков на практике является неотъемлемой частью высшего образования в России. Для студентов факультета работа с детьми в условиях формирования временного коллектива становится подходящей практической базой для тренировки в наблюдении динамики развития группы и личности, применения воспитательных приемов и методов, составления педагогических характеристик на основе полученной информации. Иными словами, выполняя поставленные организаторами практики задачи, параллельно исполняя обязанности вожатого в детском оздоровительном центре, студент вовлекается в процесс профессиональной практической деятельности, что способствует формированию его качеств как специалиста. Кроме того, как отдельная категория в статье рассматривается работа студента-практиканта с так называемыми «детьми групп риска» во время прохождения практики. Это означает потенциальную склонность таких детей к негативным проявлениям по отношению к себе или к окружающим. Выявление таких детей в отряде, составление плана индивидуальных и групповых педагогических мероприятий, направленных на снижение вероятности негативного поведения, а так же параллельная работа с детьми, не относящимися к группе риска, накладывают определенный отпечаток на прохождение студентом практики, обязывают к особой осмотрительности и профессионализму. В статье проанализированы примеры конкретных случаев взаимодействия студен-тов-практикантов с такими детьми, отмечены перспективы работы с ними. Формирующиеся компетенции специалиста включают в себя умение действовать в уникальных ситуациях с опорой на усвоенные теоретические познания. Только такой подход к преодолению трудностей работы с детьми может иллюстрировать профессионализм студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шалимова Е.Н., Варламов А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF WORK OF STUDENTS OF THE FACULTY OF CLINICAL PSYCHOLOGY THROUGH THE PRACTICE IN CHILDREN''S HEALTH CENTERS, WITH CHILDREN OF RISK GROUPS

The key features of pedagogical practice of students of the Faculty of Clinical Psychology are considered in the article. Among them, the possible experience of working with children at risk in the conditions of a children's health center has been identified and analyzed. The consolidation of theoretical knowledge and acquired skills in practice is an integral feature of higher education in Russia. For the students of the faculty, working with children in the conditions of forming a temporary collective becomes a suitable practical base for training in observing the dynamics of the development of the group and the individual, the use of educational methods and methods, and the compilation of full psychological and pedagogical characteristics on the basis of the information received. In other words, by fulfilling the tasks set by the organizers of the practice, while simultaneously fulfilling the duties of a counselor in the children's health center, the student is involved in the process of professional practical activity, which contributes to the formation of his qualities as a specialist. In addition, as a separate category in the article the work of a student-trainee with the so-called "children of risk groups" is considered during the practice. This means the potential inclination of such children to negative manifestations in relation to themselves or to others. Identification of such children in the detachment, drawing up a plan for individual and group pedagogical activities aimed at reducing the likelihood of negative behavior, as well as parallel work with children not belonging to the risk group, impose a certain shade on the student's practice, oblige special care and professionalism. The article analyzes examples of specific cases of interaction of internship students with such children, and outlines prospects for Forming competencies of the specialist include the ability to act in unique situations based on learned theoretical knowledge. Only this approach to overcoming the difficulties of working with children can illustrate the professionalism of the student.

Текст научной работы на тему «Особенности работы студентов факультета клинической психологии, проходящих практику в детских оздоровительных центрах, с детьми групп риска»

УДК 378.14

DOI: 10.23888/humJ20173329-345 © Шалимова Е.Н., Варламов А.В., 2017

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ, ПРОХОДЯЩИХ ПРАКТИКУ В ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРАХ, С ДЕТЬМИ ГРУПП РИСКА

Аннотация. В статье рассматриваются ключевые особенности педагогической практики студентов факультета клинической психологии. Проанализирован опыт работы с детьми групп риска в условиях детского оздоровительного центра.

Закрепление теоретических знаний и усвоенных навыков на практике является неотъемлемой частью высшего образования в России. Для студентов факультета работа с детьми в условиях формирования временного коллектива становится подходящей практической базой для тренировки в наблюдении динамики развития группы и личности, применения воспитательных приемов и методов, составления

© Shalimova E.N., Varlamov A. V.,2017

FEATURES OF WORK OF STUDENTS OF THE FACULTY OF CLINICAL PSYCHOLOGY

THROUGH THE PRACTICE IN CHILDREN'S HEALTH CENTERS, WITH CHILDREN OF RISK GROUPS

Abstract. The key features of pedagogical practice of students of the Faculty of Clinical Psychology are considered in the article. Among them, the possible experience of working with children at risk in the conditions of a children's health center has been identified and analyzed. The consolidation of theoretical knowledge and acquired skills in practice is an integral feature of higher education in Russia. For the students of the faculty, working with children in the conditions of forming a temporary collective becomes a suitable practical base for training in observing the dynamics of the development of the group and the individual, the use of educational methods and methods,

полноценных психолого-

педагогических характеристик на основе полученной информации. Иными словами, выполняя поставленные организаторами практики задачи, параллельно исполняя обязанности вожатого в детском оздоровительном центре, студент вовлекается в процесс профессиональной практической деятельности, что способствует формированию его качеств как специалиста.

Кроме того, как отдельная категория в статье рассматривается работа студента-практиканта с так называемыми «детьми групп риска» во время прохождения практики. Это означает потенциальную склонность таких детей к негативным проявлениям по отношению к себе или к окружающим. Выявление таких детей в отряде, составление плана индивидуальных и групповых педагогических мероприятий, направленных на снижение вероятности негативного поведения, а так же параллельная работа с детьми, не относящимися к группе риска, накладывают определенный отпечаток на прохождение студентом практики, обязывают к особой осмотрительности и профессионализму. В статье проанали-

and the compilation of full psychological and pedagogical characteristics on the basis of the information received. In other words, by fulfilling the tasks set by the organizers of the practice, while simultaneously fulfilling the duties of a counselor in the children's health center, the student is involved in the process of professional practical activity, which contributes to the formation of his qualities as a specialist.

In addition, as a separate category in the article the work of a student-trainee with the so-called "children of risk groups" is considered during the practice. This means the potential inclination of such children to negative manifestations in relation to themselves or to others. Identification of such children in the detachment, drawing up a plan for individual and group pedagogical activities aimed at reducing the likelihood of negative behavior, as well as parallel work with children not belonging to the risk group, impose a certain shade on the student's practice, oblige special care and professionalism. The article analyzes examples of specific cases of interaction of internship students with such children, and outlines prospects for

зированы примеры конкретных working with them.

случаев взаимодействия студен- Forming competencies of the spe-

тов-практикантов с такими cialist include the ability to act in

детьми, отмечены перспективы unique situations based on

работы с ними. learned theoretical knowledge. On-

Формирующиеся компетенции ly this approach to overcoming the

специалиста включают в себя difficulties of working with child-

умение действовать в уникаль- ren can illustrate the professional-

ных ситуациях с опорой на усво- ism of the student. енные теоретические познания.

Только такой подход к преодоле- Key words: faculty of Clinical

нию трудностей работы с детьми Psychology, Pedagogical Practice,

может иллюстрировать профес- Children's Health Center, Children

сионализм студента. at Risk.

Ключевые слова: факультет клинической психологии, педагогическая практика, детский оздоровительный центр, дети группы риска.

Безусловно, качественное теоретическое обучение в ВУЗе является проверенным временем гарантом компетентности будущего специалиста. Тем более, потому что современные образовательные стандарты позволяют легко варьировать между однонаправленными дисциплинами ради создания комфортной и адекватной среды обучения студентов. Множество элективных и факультативных дисциплин, появляющиеся с каждым годом и интенсивно развивающиеся узкие специализации, иные нововведения и усовершенствования учебного процесса высшей школы - всё это существует благодаря курсу современного образования на удовлетворение запроса общества, нуждающегося в грамотных и, самое главное, полностью готовых к работе молодых специалистах.

Именно с проблемой готовности обучающегося к будущей профессиональной деятельности рано или поздно сталкивается любая педагогическая теория.

Сухое теоретическое образование не в силах обеспечить достаточный уровень квалифицированной и качественной подготовки студентов к работе в условиях прикладного трудопроизводства. Отсюда и потребность во включении в учебный план практических занятий, способных предоставить будущим специалистам условия для тренировки профессиональных навыков. Что касается подготовки специалиста в условиях психологического и психолого-педагогического образования, то механизмы формирования его профессиональных и личностных качеств подробно рассматриваются в работах таких крупных исследователей как Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Е.А. Леванова, Ю.Б. Гиппенрейтер и многих других.

В качестве иллюстрации эффективности включения практики в высшее профессиональное образование рассмотрим учебно-педагогическую практику Факультета клинической психологии (специализация 37.05.01) Рязанского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова. Студенты проходят данный комплекс практических занятий после 4 учебного семестра. Он включает в себя работу студента на базах практики - детских оздоровительных лагерях и центрах Рязани и области на должности вожатого, а так же составление первого в опыте студента научно-теоретического исследования в форме психолого-педагогических характеристик детей отряда. В ходе этой практики студент получает возможность работы с накопленными за уже пройденную программу теоретическими знаниями, проявления собственных профессиональных качеств в работе, а так же приобретения прикладного опыта работы по специализации.

Функции студента-практиканта на должности вожатого разнообразны, но при этом систематизированы в соответствии со списком общих и профессиональных компетенций, согласно учебному плану формируемых у студентов. В них входит:

• Организация безопасного времяпрепровождения детей в лагере.

• Выявление индивидуальных особенностей детей, их творческих и организаторских способностей;

• Организация отрядной деятельности с опорой на выявленные индивидуальные особенности и взаимоотношения в коллективе.

• Участие в организации и проведении общелагерных мероприятий;

• Использование методик для сбора наиболее полной информации о психической сфере ребенка;

• Проведение психопрофилактических воспитательных и образовательных бесед с детьми с использованием сведений, выявленных в ходе работы с ними;

• Составление психолого-педагогических характеристик детей и их поведенческих портретов;

• Оформление необходимой зачетной документации, в том числе дневника вожатого, включающего в себя анализ собственной работы в лагере;

• Решение трудностей внутри детского коллектива.

Для успешного прохождения такого практического курса мало качественного и продуктивного выполнения обязанностей вожатого. Важно умело извлекать уроки из сложившейся ситуации. Такая деятельность - уникальная возможность профессионального саморазвития путем применения накопленного психолого-педагогического опыта в общении и совместной деятельности. При этом главная ценность практиканта - это умение тщательно наблюдать все события, происходящие в лагере с участием детей отряда, запоминать и фиксировать самые важные их поступки. Это необходимо не только для составления детских психолого-педагогических характеристик, но и является одним из центральных профессиональных личностных качеств будущего психолога. А формирование его практических умений и навыков- одна из главных задач данной практики.

Детство в любой современной психологической отрасли понимается как своеобразный, удивительный в своей полноте и многогранности мир, яркости и безудержности которого позавидует иной художник или поэт. Любой ребенок -это уникальная индивидуальность, прекрасная в своем развитии, сложная в понимании со стороны. Подверженные влияниям среды и наследственности, дети яв-

ляются продуктом единственного в своем роде индивидуального развития, находящегося в самой оживленной своей стадии. Именно эта отличительная особенность объекта работы практиканта и обуславливает всю уникальность приобретаемого им опыта.

Формат практики подразумевает длительное непрерывное общение и взаимодействие с детьми. Студент организовывает их досуг, помогает в бытовых действиях, способствует адаптации в условиях нового коллектива, общается на воспитательные и повседневные темы. Такое включенное наблюдение позволяет особенно точно и полноценно изучать поведение детей, их личностные особенности и даже пытаться на основе педагогических выводов давать пробные прогнозы перспектив развития.

Временный детский коллектив - разнородное, динамично функционирующее и изменяющееся общественное новообразование. Незнакомые дети, которых объединяет лишь возрастная группа, вынуждены вместе жить и взаимодействовать в течение лагерной смены, а студент имеет возможность непосредственно изучать процессы их сплочения, наблюдать за формированием из группы едва знакомых детей дружного коллектива, всячески этому содействуя. В силу такой разнородности детей в отряде невозможно знать наверняка не только психологических особенностей конкретных детей, но и социальной обстановки их обычного окружения, семейных условий, привитых норм. Ребёнок, попадающий в отряд, до этого развивался в своей, уникальной социальной среде, и эта среда зачастую остается тайной для педагогов, которые работают с ним в лагере. Вот почему важно уже с первого дня пребывания в лагере устанавливать контакт как с коллективом детей в целом, так и с каждым конкретным ребенком в отряде. Это поможет уже на первых этапах формирования временного детского коллектива выявить так называемых детей групп риска, присутствие которых в отряде делает работу с ним особенно ответственной и напряженной.

Современная психология под формулировкой «дети группы риска» понимает детей, находящихся под воздействием нежелательных факторов, обуславливающих чаще всего их потенциальную угрозу самим себе или обществу. Чаще всего эти факторы - социальные. Это могут быть дети из неблагополучных, неполных семей, дети из интернатов, подростки, являющиеся участниками "плохих" компаний, стоящие на учете в детской комнате полиции и иные категории детей, особенности поведения которых требуют наиболее тщательного наблюдения и чуткого и своевременного реагирования в случае непредвиденных ситуаций. Такие дети требуют особого подхода в воспитании. И этот особый подход не включает в себя изоляцию от остальных, не входящих в формальную «группу риска» ребят.

Наши студенты из года в год проходят через опыт педагогической практики в лагере. Некоторые из них согласились поделиться своим опытом.

«Передо мной стояла задача организации активного, продуктивного и безопасного времяпрепровождения детей доверенного мне отряда. Но вместе с пониманием особенностей некоторых ребят пришло и реальное понимание ответственности за жизнь и здоровье остальных». Это слова одной из студенток, проходившей педагогическую практику в одном из лагерей Рязанской области. Она поделилась своим опытом работы с детьми групп риска:

«Конечно, случаев за целую смену было много. Детям было весело, они с интересом втянулись в лагерную жизнь почти сразу. Но если бы они знали, как мне пришлось за них волноваться. Нельзя же изолировать ото всего отряда ребенка просто за то, что он импульсивен, что он драчлив и чаще других участвует в разного рода шалостях. Но мне удалось узнать подробности его жизни вне лагеря. Понимая, что ребенок способен на антисоциальное поведение и даже противоправные действия, начинаешь серьезно задумываться о безопасности остальных детей в отряде. Приходится пересматривать свои представления о возложенной ответственности, становишься куда бдительнее, учишься быстрее реагировать на детские игры и шалости, проводишь намного больше времени с отрядом. Ведь

при работе с целым детским коллективом не может быть и речи об изоляции отдельных детей ради общей безопасности, ведь они еще дети и наша задача - работать с ними и помогать преодолевать трудности. В том числе и психологические.»

Действительно, изоляция в таких случаях - не выход. Нельзя даже и думать о таких крайних мерах, когда ребенок при правильном педагогическом воздействии может демонстрировать положительную динамику. Та же студентка учитывала возможность эффективности воспитательных приемов, воспользовалась приобретенными при изучении педагогических дисциплин знаниями. И к концу смены ребенок участвовал во всех творческих и благотворительных начинаниях отряда, был вежлив и учтив с педагогическим составом, почти прекратил демонстративные выходки просто ради утверждения позиции в коллективе. Опыт общения с этим ребенком стал для девушки уникальным уроком переложения теории на практику, позитивным опытом собственного профессионального достижения. Возможно, что именно этот случай послужит формированию дальнейшей рабочей мотивации и установки на совершенствование навыков специалиста.

Другая студентка рассказывает об опыте работы с целым отрядом детей из интерната. Центральной отличительной чертой работы с таким отрядом стал особый процесс установления контакта с детьми - многие из них знают друг друга не как товарищей по отряду, но как одногруппников, с которыми вместе делят быт всю или почти всю сознательную жизнь. Такие дети друг для друга - семья. Их коллектив существует в рамках собственных неписанных законов и правил, уникальным образом абстрагирован от некоторых влияний внешнего мира и подвержен стихийным внутригрупповым процессам, влияющим на развитие детей. Чем старше и дружнее такой коллектив, тем специфичнее работа с ним и тем сложнее установление продуктивного контакта. Сама девушка была распределена на отряд детей из спортивных секций, однако хорошо общалась с вожатыми того самого отряда сирот. Они часто делились опытом работы, обсуждали поступки детей, трудились над разработкой и организацией мероприятий. Следуя принципам Ан-

тона Семёновича Макаренко, она предложила коллегам программу спортивного дружеского противоборства отрядов. Мысль о соперничестве с целенаправленно занимающимися спортом детьми стала общей целью интернатских ребят, которая затем превратилась в общую деятельность. Соревнования были предложены продолжительные и разнообразные, дети были вынуждены ежедневно готовиться к следующим этапам и планировать стратегию победы. По итогам коллективная деятельность, ещё сильнее сплотившая ребят за период их отдыха в лагере, позволила пронаблюдать снижение количества происшествий, случаев агрессивного и антиобщественного поведения в отрядах. Включение в деятельность детей групп риска отвлекает от стихийно развивающегося противоправного поведения, изменяет мотивацию деятельности, позволяет направить вектор развития в общественно приемлемое русло. По итогам смены дети группы риска демонстрировали положительные изменения поведения, позитивную заинтересованность в жизни коллектива и друг друга.

Опыт проходящих практику студентов факультета показывает необходимость включения будущего специалиста в непосредственную профессиональную деятельность уже во время процесса обучения. Тренировка и закрепление усвоенных теоретически, но не закрепленных практически навыков и умений - одна из главных задач качественного высшего образования.

Конкретно в рассматриваемой педагогической практике наиболее сложным опытом может стать работа с так называемыми «детьми группы риска». Присутствие их во вверенном студенту временном детском коллективе побуждает его к активному применению теоретических познаний, требует от него не только непосредственного включения в работу с детьми, но и проявления значимых профессиональных качеств. Только в условиях такого погружения в деятельность можно говорить о качественном закреплении студентами усвоенного теоретического материала, формировании личностных черт и профессиональных способностей, необходимых психологу как специалисту.

Конфликт интересов отсутствует.

Certainly, high-quality theoretical training at the university is a time-tested guarantor of the competence of the future specialist. Moreover, because modern educational standards allow you to easily vary between unidirectional disciplines in order to create a comfortable and adequate learning environment for students. Many elective and facultative disciplines, appearing every year and intensively developing narrow specializations, other innovations and improvements in the educational process of higher education - all this exists thanks to the course of modern education to meet the demands of a society that needs literate and, most of all, fully-qualified young people specialists.

It is with the problem of readiness of a student for future professional activity that any pedagogical theory collides sooner or later. A dry theoretical education is unable to provide a sufficient level of qualified and high-quality preparation of students for work in the conditions of applied labor production. Here's from the need to include in the curriculum practical classes that can provide future professionals with the conditions for training professional skills. As for the training of a specialist in the conditions of psychological and psychological-pedagogical education, the mechanisms for the formation of his professional and personal qualities are examined in detail in the works of such large researchers as B.G. Ananiev, P.Ya. Galperin, V.V. Davydov, E.A. Levanova, Yu.B. Gippenreiter and many others.

As an illustration of the effectiveness of the inclusion of practice in higher vocational education, we consider the teaching and pedagogical practice of the Faculty of Clinical Psychology (specialization 37.05.01) Ryazan State Medical University named after academician IP. Pavlov. Students undergo this set of practical exercises after the 4th academic semester. It includes the work of a student at the practice bases - children's health camps and the centers of Ryazan and the region as a leader, as well as compiling the first in the student's experience of scientific and theoretical research in the form of psychological and pedagogical characteristics of the detachment's children. In the

course of this practice, the student gets the opportunity to work with the theoretical knowledge accumulated for the already passed program, the manifestations of his / her own professional qualities in work, as well as the acquisition of applied work experience in specialization.

The functions of a student trainee as a counselor are diverse, but they are systematized in accordance with the list of general and professional competencies, according to the curriculum formed by students. They include:

• Organization of safe pastime for children in the camp.

• Identification of individual characteristics of children, their creative and organizational abilities;

• Organization of detachment activity based on the identified individual characteristics and relationships in the team.

• Participation in organization and holding of all-camp events;

• Use of techniques to collect the most complete information about the child's mental sphere;

• Conducting psycho-preventive educational and educational conversations with children using the information revealed in the course of working with them;

• Compiling psychological and pedagogical characteristics of children and their behavioral portraits;

• Preparation of the necessary test documentation, including the diary of the counselor, including the analysis of his own work in the camp;

• Solving the difficulties within the children's collective.

For the successful passage of such a practical course, there is little qualitative and productive fulfillment of the duties of a counselor. It is important to draw lessons from the situation. Such activities are a unique opportunity for professional self-development by applying the accumulated psychological and pedagogical experience in communication and joint activity. At the same time, the trainee's main value is the ability to carefully observe all events occurring in the camp with the children of the detachment, to me-

morize and record the most important of their actions. This is necessary not only for the compilation of child psychological and pedagogical characteristics, but also is one of the central professional personal qualities of the future psychologist. The formation of his practical skills and skills is one of the main tasks of this practice.

Childhood in any modern psychological industry is understood as a unique, amazing in its completeness and versatility world, brightness and rampant of which envy a different artist or poet. Any child is a unique individuality, beautiful in its development, complex in understanding from the side. Influenced by the environment and heredity, children are the product of a one-of-a-kind individual development that is in its most animated stage. It is this distinctive feature of the student's job that determines the uniqueness of the experience acquired by him.

The format of practice implies long-term continuous communication and interaction with children. The student organizes their leisure time, assists in domestic activities, promotes adaptation in the conditions of a new collective, communicates with educational and everyday topics. Such included observation makes it possible to study children's behavior and their personal characteristics especially accurately and fully, and even try to give pilot forecasts of development prospects on the basis of pedagogical conclusions.

The temporary children's collective is a heterogeneous, dynamically functioning and changing social neoplasm. The unfamiliar children, united only by the age group, are forced to live and interact together during the camp shift, and the student has the opportunity to study the processes of their unity directly, to observe the formation of a friendly team from the group of barely familiar children, in every possible way facilitating this. Because of such heterogeneity of children in the detachment, it is impossible to know for certain not only the psychological characteristics of specific children, but also the social situation of their usual surroundings, family conditions, vaccinated norms. A child falling into a detachment, before that, developed in its unique social environment, and this environment often remains a secret for teachers who work with him in the

camp. That is why it is important from the first day of stay in the camp to establish contact with the collective of children in general, and with each specific child in the detachment. This will help to identify the so-called children of risk groups, whose presence in the detachment makes the work with him especially responsible and tense, at the first stages of the formation of the temporary children's collective.

Modern psychology under the phrase "children at risk" understands children who are under the influence of undesirable factors, which most often predispose their potential threat to themselves or society. Most often these factors are social. They can be children from disadvantaged, single-parent families, children from boarding schools, adolescents who are members of "bad" companies, registered in the children's room of the police and other categories of children, whose behavior requires the most careful observation and responsive and timely response in the event of unforeseen situations. Such children require a special approach to education. And this special approach does not include isolation from the rest, not included in the formal "risk group" of children.

Our students from year to year pass through the experience of teaching practice in the camp. Some of them agreed to share their experiences.

"Before me was the task of organizing an active, productive and safe pastime for the children of the detachment entrusted to me. But along with an understanding of the peculiarities of some guys, a real understanding of responsibility for the life and health of others has also come. " These are the words of one of the students, who passed pedagogical practice in one of the camps of the Ryazan region. She shared her experience working with children at risk:

"Of course, there have been many cases for a whole shift. The children were having fun, they were attracted with interest to the camp life almost immediately. But if they knew how I had to worry about them. It is impossible to isolate the whole detachment of a child simply because he is impulsive, that he is pugnacious and more often than not participates in the antics of the kind of pranks. But I managed to find out the details of his life outside the camp. Realizing that the child is capable of antisocial be-

havior and even illegal actions, you begin to seriously think about the safety of the remaining children in the detachment. You have to reconsider your ideas about the responsibility, become much more vigilant, learn to react faster to children's games and antics, spend much more time with the detachment. For example, when working with a whole children's team there can be no question of isolating individual children for the sake of general security, still children and our task is to work with them and help overcome difficulties. Including psychological. "

Indeed, isolation in such cases is not an option. One can not even think of such extreme measures, when a child, with the right pedagogical influence, can demonstrate positive dynamics. The same student took into account the possibility of the effectiveness of educational methods, benefited from the knowledge acquired in the study of pedagogical disciplines. And by the end of the shift the child participated in all the creative and charitable endeavors of the detachment, was polite and courteous with the pedagogical staff, almost stopped demonstrative actions simply for the sake of affirming the position in the team. The experience of communicating with this child became for the girl a unique lesson in translating the theory into practice, a positive experience of her own professional achievement. It is possible that this particular case will serve to form the further working motivation and setting for the improvement of the specialist's skills.

Another student talks about the experience of working with a whole detachment of children from the orphanage. The central distinctive feature of working with such a detachment was a special process of establishing contact with children - many of them know each other not as teammates, but as classmates with whom they share the life of all or almost all of conscious life. Such children are a family to each other. Their collective exists within its own unwritten laws and rules, is uniquely abstracted from certain influences of the outside world and is subject to spontaneous intragroup processes that affect the development of children. The older and friendlier this team is, the more specific the work with it and the more difficult it is to establish a productive contact. The

girl herself was distributed to a detachment of children from sports sections, but she communicated well with the leaders of the same orphanage. They often shared their experience, discussed the actions of children, worked on the development and organization of events. Following the principles of Anton Semenovich Makarenko, she offered her colleagues a program of sports friendly confrontation between detachments. The idea of rivalry with purposefully involved children became the common goal of the children of the children, which later became a common activity. The competitions were offered long and varied, the children were forced daily to prepare for the next stages and plan a victory strategy. As a result, the collective activity, which united the children even more strongly during their rest in the camp, made it possible to observe the decrease in the number of incidents, cases of aggressive and antisocial behavior in the detachments. Inclusion of risk groups in children's activities distracts from spontaneously developing illegal behavior, changes the motivation of activities, allows to direct the vector of development into a socially acceptable channel. As a result of the shift, children at risk showed positive behavioral changes, positive interest in the life of the team and each other.

The experience of students passing through the practice of the faculty shows the need to include a future specialist in direct professional activity already during the training process. Training and consolidating the theoretically but not practically fixed skills is one of the main tasks of quality higher education.

Specifically, in the pedagogical practice under consideration, the most difficult experience can be working with so-called "children at risk". Their presence in the temporary children's team entrusted to the student encourages him to actively apply theoretical knowledge, requires him not only to be directly involved in working with children, but also manifestations of significant professional qualities. Only in conditions of such immersion in activity can we speak about the qualitative consolidation by students of the learned theoretical material, the formation of personal traits and the professional abilities necessary for a psychologist as a specialist.

There is no conflict of interest.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Маленов А.А. Формирование профессионально важных качеств у студентов факультета психологии в процессе педагогической практики / А.А. Маленов // Вестник Омского университета. Серия "Психология". - 2008. - № 1. - С. 69-76.

2. Коколова Т.В. Современные подходы к проведению педагогической практики будущих педагогов-психологов: Рефлексивные технологии / Т.В. Коколова // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 1. - С. 30-32.

3. Вараксин В.Н. Педагогическая практика в становлении готовности будущих педагогов-психологов к профессиональному труду / В.Н. Вараксин // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2011. - № 6. -С. 149-151.

4. Агеева Н.А. Социализация студентов-медиков: путь от компетенций к компетентности [Электронный ресурс] / Н.А. Агеева // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2017 т.5 №2 (17). Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=261 (дата обращения: 10.09.2017).

REFERENCES:

1. Malenov A.A. Formirovanie professional'no vazhnyh kachestv u studentov fa-kul'teta psihologii v processe pedagogicheskoj praktiki [Training of professional skills of the students in faculty of psychology during pedagogical practice] / A.A. Malenov // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Psihologiya".[Messenger of the university of Omsk. Psychology series] - 2008.- № 1. - P. 69-76.(in Russian)

2. Kokolova T.V. Sovremennye podhody k provedeniyupedagogicheskojpraktiki-budushchihpedagogov-psihologov: Refleksivnye tekhnologii [Modern ways to organization of pedagogical practice for learning pedagogical psychologists] / T.V. Kokolova

// Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya.[World of science, culture, education] - 2013. - № 1. - P. 30-32.(in Russian)

3. Varaksin V.N. Pedagogicheskaya praktika v stanovlenii gotovnosti budushchih pedagogov-psihologov k professional'nomu trudu [The role of pedagogical practice in preparing of learning pedagogical psychologists for professional work] / V.N. Varaksin // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij [International magazine of practical and fundamental researches]. - 2011. - № 6. - P. 149-151.(in Russian)

4. Ageeva N.A. SOCIALIZACIYA STUDENTOV-MEDIKOV: PUT' OT KOM-PETENCIJ K KOMPETENTNOSTI [Elektronnyj resurs][Socialization of medical students: The way from competences to competence (E-resourse)] / N.A. Ageeva // Lich-nost' v menyayushchemsya mire: zdorov'e, adaptaciya, razvitie: setevojz-hurn.[Personality in a changing world: health, adaptation, development: network journal] 2017 t.5 №2 (17).Rezhim dostupa: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=261 (data obrashcheniya: 10.09.2017). (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.