Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ВЫЯВЛЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ)'

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ВЫЯВЛЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
327
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РАЗВИТИЯ / КОМПЛЕКСНАЯ ПОДДЕРЖКА / РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ / РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / FAMILIES OF CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL DISABILITIES / COMPREHENSIVE SUPPORT / WORK WITH PARENTS / FORMS AND METHODS OF WORK WITH PARENTS / RESOURCE CENTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатенко Ольга Евгеньевна, Марущак Евгения Борисовна

В статье представлен региональный опыт по работе с семьями, воспитывающими детей раннего возраста с выявленными нарушениями развития. Проанализированы статистические данные о количестве и возрастном составе детей-инвалидов в Российской Федерации, Сибирском федеральном округе, Новосибирской области, а также результаты мониторинга основных проблем семей, имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Описана практика комплексной поддержки и сопровождения семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), на базе регионального ресурсного центра «Семья и дети» ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет». В рамках деятельности центра выделены два основных направления по активизации ключевых ресурсов семьи: работа с родителями и работа с ребенком. Первое направление деятельности РЦ «Семья и дети» ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» осуществляется через традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия и заключается в выявлении проблем семьи, повышении ее внутренних потенциальных возможностей для самостоятельного выхода из кризисной ситуации. Второе направление деятельности РЦ «Семья и дети» ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» в рамках комплексной поддержки и сопровождения семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), заключается в работе специалистов с ребенком. Осуществление данного направления реализуется в системе занятий «Ребенок - Родитель - Специалист» и предполагает две стадии: проведение индивидуальных занятий и работа в группе. Важным при реализации второго направления указывается наличие развивающей предметно-пространственной среды. Также описаны ключевые организационные моменты, необходимые для эффективного проведения коррекционно-развивающих занятий, и представлена оптимальная структура групповых занятий с детьми раннего возраста с выявленными нарушениями в рамках реализации программ «Группа раннего развития “Вместе с мамой”», «Группа кратковременного пребывания “Я сам”».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнатенко Ольга Евгеньевна, Марущак Евгения Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORKING WITH FAMILIES RAISING YOUNG CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL DISABILITIES (REGIONAL EXPERIENCE)

This article presents regional experience in working with families raising young children with developmental disabilities. Statistical data on the number and age structure of disabled children in the Russian Federation, the Siberian Federal district, and the Novosibirsk region are analysed, together with the monitoring data of the key challenges faced by the families with disabled children. The article describes the experience of comprehensive support for families raising young children with identified developmental disorders (or risk thereof ) on the basis of the regional resource centre “Family and children” at the Novosibirsk State Pedagogical University. Centre’s activities aimed at nurturing the key resources of the family can be divided into two main groups: work with parents and work with the child. The first activity of the RC “Family and children” is implemented through both traditional and novel forms of interaction and includes identifying the family’s challenges and increasing its internal potential for coping with a crisis situation independently. The second type of activities the centre engages in as part of its comprehensive efforts to support families with disabled children (or children with the risk of disability) is working with the children themselves. The class interaction is based on the “Child-Parent-Specialist” framework and involves two stages: conducting individual classes and working in a group. To support the second stage, it is essential to organise a conducive educational environment. The article also describes the key organisational aspects necessary for effective correctional and developmental classes and presents the optimal structure of group classes for young children with disabilities that have been used in the programmes Early Development Group “Together with My Mom” and Short-term Stay Group “By Myself ”.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИМИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ВЫЯВЛЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ)»

Комплексные исследования детства, 2020, т. 2, № 4 Comprehensive Child Studies, 2020, vol. 2, no. 4 _www.kid-journal.ru

Статьи

УДК 159.922.7+159.9+376+37.0 Э01: 10.33910/2687-0223-2020-2-4-255-262

Особенности работы с семьями, воспитывающими детей раннего возраста с выявленными нарушениями развития

(региональный опыт)

О. Е. Игнатенко1, Е. Б. Марущакш

1 Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28

Аннотация. В статье представлен региональный опыт по работе с семьями, воспитывающими детей раннего возраста с выявленными нарушениями развития. Проанализированы статистические данные о количестве и возрастном составе детей-инвалидов в Российской Федерации, Сибирском федеральном округе, Новосибирской области, а также результаты мониторинга основных проблем семей, имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Описана практика комплексной поддержки и сопровождения семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), на базе регионального ресурсного центра «Семья и дети» ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет». В рамках деятельности центра выделены два основных направления по активизации ключевых ресурсов семьи: работа с родителями и работа с ребенком. Первое направление деятельности РЦ «Семья и дети» ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» осуществляется через традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия и заключается в выявлении проблем семьи, повышении ее внутренних потенциальных возможностей для самостоятельного выхода из кризисной ситуации.

Второе направление деятельности РЦ «Семья и дети» ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» в рамках комплексной поддержки и сопровождения семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), заключается в работе специалистов с ребенком. Осуществление данного направления реализуется в системе занятий «Ребенок — Родитель — Специалист» и предполагает две стадии: проведение индивидуальных занятий и работа в группе. Важным при реализации второго направления указывается наличие развивающей предметно-пространственной среды. Также описаны ключевые организационные моменты, необходимые для эффективного проведения коррекционно-развивающих занятий, и представлена оптимальная структура групповых занятий с детьми раннего возраста с выявленными нарушениями в рамках реализации программ «Группа раннего развития "Вместе с мамой"», «Группа кратковременного пребывания "Я сам"».

Ключевые слова: семьи детей с нарушением развития, комплексная поддержка, работа с родителями, формы и методы работы с родителями, ресурсный центр.

Сведения об авторах

Ольга Евгеньевна Игнатенко, SPIN-код: 3852-5139, e-mail: fppd-205@mail.ru Евгения Борисовна Марущак, SPIN-код: 7001-6023, e-mail: em1902@bk.ru

Для цитирования:

Игнатенко, О. Е., Марущак, Е. Б. (2020) Особенности работы с семьями, воспитывающими детей раннего возраста с выявленными нарушениями развития (региональный опыт). Комплексные исследования детства, т. 2, № 4, с. 255-262. DOI: 10.33910/2687-0223-2020-24-255-262

Получена 17 августа 2020; прошла рецензирование 9 ноября 2020; принята 24 ноября 2020.

Права: © Авторы (2020). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

Working with families raising young children with developmental disabilities (regional experience)

O. E. Ignatenko1, E. B. Marushchak™

1 Novosibirsk State Pedagogical University, 28 Vilyuiskaya Str., Novosibirsk 630126, Russia

Abstract. This article presents regional experience in working with families raising young children with developmental disabilities. Statistical data on the number and age structure of disabled children in the Russian Federation, the Siberian Federal district, and the Novosibirsk region are analysed, together with the monitoring data of the key challenges faced by the families with disabled children. The article describes the experience of comprehensive support for families raising young children with identified developmental disorders (or risk thereof) on the basis of the regional resource centre "Family and children" at the Novosibirsk State Pedagogical University. Centre's activities aimed at nurturing the key resources of the family can be divided into two main groups: work with parents and work with the child. The first activity of the RC "Family and children" is implemented through both traditional and novel forms of interaction and includes identifying the family's challenges and increasing its internal potential for coping with a crisis situation independently.

The second type of activities the centre engages in as part of its comprehensive efforts to support families with disabled children (or children with the risk of disability) is working with the children themselves. The class interaction is based on the "Child-Parent-Specialist" framework and involves two stages: conducting individual classes and working in a group. To support the second stage, it is essential to organise a conducive educational environment. The article also describes the key organisational aspects necessary for effective correctional and developmental classes and presents the optimal structure of group classes for young children with disabilities that have been used in the programmes Early Development Group " Together with My Mom" and Short-term Stay Group "By Myself".

Keywords: families of children with developmental disabilities, comprehensive support, work with parents, forms and methods of work with parents, resource center.

Authors

Olga E. Ignatenko, SPIN: 3852-5139, e-mail: fppd-205@mail.ru Eugenia B. Marushchak, SPIN: 7001-6023, e-mail: em1902@bk.ru For citation:

Ignatenko, O. E., Marushchak, E. B. (2020) Working with families raising young children with developmental disabilities (regional experience). Comprehensive Child Studies, vol. 2, no. 4, pp. 255-262. DOI: 10.33910/2687-0223-2020-24-255-262

Received 17 August 2020; reviewed 9 November 2020; accepted 24 November 2020.

Copyright: © The Authors (2020). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

Введение

Государственная политика Российской Федерации на сегодняшний день ориентирована на оказание необходимой всесторонней помощи семьям с детьми. Особое внимание со стороны государства направлено на поддержку семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с выявленными нарушениями развития (риском нарушения). В Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р) обозначено, что «раннее начало комплексной помощи содействует максимально возможным достижениям в развитии ребенка, поддержанию его здоровья, а также успешной социализации и включению ребенка в образовательную среду с последующей инте-

грацией в общество» (Распоряжение Правительства РФ № 1839-р... 2016).

По данным Росинфостата, в Российской Федерации в 2020 г. имеют инвалидность 687 718 детей, из них в Сибирском федеральном округе — 80 936 детей. В структуре основных причин детской инвалидности первое место занимают психические заболевания и умственная отсталость (30 %), второе место занимают врожденные аномалии (24 %), далее наблюдаются нарушения функционирования эндокринной системы (10 %), неврологические проблемы (8 %) и нарушения двигательной функции (5 %) (Количество инвалидов в России и размер ЕДВ 2020).

По данным Федерального реестра инвалидов на 1 августа 2020 г., численность детей-инвалидов в Новосибирской области составила 10 339 человек, детей с ограниченными возможностя-

ми здоровья в несколько раз больше. Возрастной состав детей-инвалидов можно представить следующим образом: от 0 до 3 лет — 973 человека (9,41 %), 4-7 лет — 2 476 человек (23,95 %), 8-14 лет — 4 869 человек (47,09 %), 15-17 лет — 2 021 человек (19,55 %) (Численность детей-инвалидов 2020).

Стоит отметить, что дети целевой группы (раннего возраста с выявленными нарушениями развития) имеют самый малочисленный состав в сравнении с другими возрастными группами, однако данный факт свидетельствует о снижении уровня здоровья в возрастном диапазоне от 0 до 3 лет и требует применения особых технологий в оказании ранней помощи ребенку и семье.

Для решения этой задачи в Новосибирской области утверждена Концепция развития системы ранней помощи на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Новосибирской области № 458-рп... 2016).

Согласно Концепции, в Новосибирской области эффективную помощь детям раннего возраста с выявленными нарушениями развития (риском нарушения) и их семьям оказывают:

1) областные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области, органы местного самоуправления;

2) реабилитационные организации в системе социального обслуживания и здравоохранения;

3) образовательные организации;

4) общественные организации;

5) организации, осуществляющие методическое и кадровое обеспечение (Распоряжение Правительства Новосибирской области № 458-рп. 2016).

Вышеперечисленные организации решают задачи по повышению эффективности оказания государственных услуг в сфере медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста с выявленными нарушениями развития (риском нарушения) и их семьям, находящимся в кризисных ситуациях.

Региональный ресурсный центр — новая среда взаимодействия специалистов и родителей

Региональный ресурсный центр «Семья и дети» ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» (далее — РЦ «Семья и дети») является уникальным подразделением, позволяющим внедрять и использовать новые технологии оказания по-

мощи семье в развитии и воспитании детей раннего возраста, в рамках которых родители могут получать всестороннюю помощь и поддержку различных специалистов: педагогов, педагогов-психологов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов, юристов и т. д.

На наш взгляд, одним из основных средств повышения эффективности оказания психолого-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста является повышение родительской компетентности в вопросах индивидуального взаимодействия с ребенком.

Данное утверждение нашло отражение в результатах мониторинга потребностей семей, имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и взрослых с инвалидностью, в предоставлении услуг в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования и занятости (Постановление Правительства Новосибирской области № 211-п... 2019).

По данным мониторинга, к числу основных проблем семей, имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, относятся: тяжелое материальное положение; низкая мотивированность родителей на выполнение воспитательно-реабилитационных мероприятий; низкий уровень информированности семей о возможностях обучения и воспитания в домашних условиях; низкая социальная активность детей-инвалидов и их родителей, изолированность семей.

Таким образом, на сегодняшний день семье, воспитывающей ребенка раннего возраста с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), необходима комплексная поддержка, которая должна быть представлена в неразрывной триаде «родитель — ребенок — специалист», позволяющей создать единую, непрерывную развивающую среду для ребенка.

Деятельность РЦ «Семья и дети» в рамках комплексной поддержки и сопровождения семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), направлена на активизацию ключевых ресурсов самой семьи и состоит из двух основных направлений: работа с родителями и работа с ребенком.

Первое направление деятельности центра заключается в выявлении проблем семьи, повышении ее внутренних потенциальных возможностей для самостоятельного выхода из кризисной ситуации. Специалисты центра в рамках реализации данного направления выстраивают работу с родителями с учетом следующих уровней:

1) психологический уровень — профилактика и преодоление дистресса у родителей (данный вид стресса носит пролонгированный характер и оказывает отрицательное дезорганизующее, психо-травмирующее воздействие на деятельность и психику родителей);

2) социальный уровень — профилактика и преодоление напряженности в контактах между супругами, между семьей и микросоциумом, между семьей и социумом;

3) соматический уровень — эмоциональная перегруженность, постоянная зависимость родителей от потребностей ребенка может спровоцировать у них соматические или психические заболевания (работа на данном уровне предполагает развитие у родителей собственного потенциала, преображения себя и понимание необходимости эмоциональной поддержки друг друга).

Работа с родителями, воспитывающими детей раннего возраста с выявленными нарушениями развития (риском нарушения)

Работа с родителями, воспитывающими ребенка раннего возраста с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), осуществляется через традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия.

К традиционным формам и методам работы можно отнести индивидуальные консультации, групповые тематические консультации по реализации индивидуальной программы ранней помощи, лекции, родительские тренинги и семинары, мастер-классы.

Индивидуальные консультации для родителей, воспитывающих ребенка раннего возраста с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), проводятся педагогом-психологом РЦ «Семья и дети» и включают в себя оказание психологической помощи родителям по информированию, эмоциональному отреагированию пережитых травм, изменению паттернов неадаптивного поведения, налаживанию родительско-детских отношений, повышению родительской компетентности, а также помощь в нахождении эффективных подходов для преодоления актуальной проблемы.

Процесс консультирования представлен следующими этапами:

• 1 этап — направлен на знакомство, установление контакта с семьей, стимулирование родителей на активное и честное взаимодействие с педагогом-психологом;

• 2 этап — расспрос родителей о трудностях и проблемах, сбор анамнеза, выдвижение гипотез (на данном этапе родители с помощью педагога-психолога должны ответить на вопрос «Какова проблемная ситуация?»);

• 3 этап — осознание желаемого результата, коррекция установок родителей, выявление действенных и полезных способов достижения результата, в целом на данном этапе родителям необходимо ответить на вопрос «Чего я хочу получить в итоге?»;

• 4 этап — определение альтернативных способов выхода из проблемы, поиск иных ресурсов, резервов;

• 5 этап — краткое обобщение, резюмирование результатов взаимодействия с семьей, закрепление понимания проблемы со стороны родителей.

При проведении консультаций эффективными выступают такие средства, как рефлексивное и активное слушание, информирование, перефразирование, составление резюме, чувственное отражение.

Родительские тренинги, в отличие от консультирования, более структурированы и целенаправленны. В названии тренинга определяется основная цель работы с родителями: «Тренинг по эффективному общению родителей с детьми», «Повышение родительского потенциала», «Тренинг по психоэмоциональной разгрузке», «Тренинг социальной эффективности семей, имеющих детей младенческого и раннего возраста с выявленными нарушениями».

Р. Н. Аляутдинова определяет основные группы задач, которые могут решаться в ходе тренинга: «выработка активной родительской позиции в процессе абилитации и реабилитации ребенка; снятие чувства вины родителей; повышение самооценки родителей; самопознание, с точки зрения своего родительского поведения и родительской позиции; развитие понимания родителями своего ребенка на основе личностно-ориентированного подхода; повышение компетентности родителей в общении с детьми» (Аляутдинова 2012, 28).

Тренинг строится по определенному плану.

1) Этап установления контакта, формирование доверия друг к другу.

2) Этап обсуждения актуальных проблем в рамках заявленной темы. На этом

этапе осуществляется обмен переживаниями, ценностями, проблемами. Участники учатся слушать друг друга, сопереживать чужим проблемам и трудностям, оказывать друг другу поддержку.

3) Этап обмена опыта и решения проблем, научение новым навыкам. На этом этапе обязательно осуществляется перенос полученных навыков на реальные возможности семьи.

4) Заключительный этап. Здесь происходит сознательное интегрирование нового опыта, обсуждается возможность перенесения в реальную жизнь новых контактов, планов.

Участие в тренинге помогает родителям приобрести навыки решения конфликтных ситуаций с ребенком, научиться эффективному взаимодействию с ним, решить некоторые личностные проблемы, осознать и оптимизировать свою родительскую позицию.

Основными проблемными направлениями при составлении планов обучающих лекций, семинаров, групповых тематических консультаций для родителей, воспитывающих ребенка раннего возраста с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), служат следующие темы:

• совместная работа логопеда и родителей по развитию речи детей;

• методы педагогического взаимодействия с ребенком в семье;

• сенсомоторное развитие детей раннего возраста;

• социокультурная реабилитация и интеграция детей;

• эмоциональное общение и его роль в нервно-психическом развитии ребенка раннего возраста;

• роль предметно-развивающей среды для развития ребенка раннего возраста;

• специфика эмоционально-волевой регуляции детей;

• формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста с выявленными нарушениями развития (риском нарушения);

• формирование предпосылок игровой деятельности у детей раннего возраста с выявленными нарушениями развития (риском нарушения);

• повышение правовой культуры семей, воспитывающих детей раннего возраста с выявленными нарушениями развития (риском нарушения).

Обучающие лекции, семинары, групповые тематические консультации проводятся с использованием инновационных форм организации образовательного процесса: бэкграунд, воркшоп, коворкинг, форсайт.

К нетрадиционным формам и методам работы с родителями, воспитывающими ребенка раннего возраста с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), на базе РЦ «Семья и дети» можно отнести создание интернет-ресурсов, обеспечивающих методическую помощь родителям с учетом нозологий их детей; разработку и внедрение программ обучения родителей способам ухода и методам абилитации и реабилитации на дому; издание методических и информационных материалов для организации эффективного и качественного ухода за детьми; формирование реабилитационной среды (родительский университет) для семей, воспитывающих детей с выявленными нарушениями.

На сегодняшний день в РЦ «Семья и дети» функционирует общедоступный информационный ресурс для родителей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (http://deti.nspu.ru/ovz/). Информационный ресурс имеет следующие подразделы:

• меры поддержки семей с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;

• меры поддержки в сфере трудоустройства;

• нормативные документы, связанные с деятельностью медико-социальной экспертизы;

• реабилитация детей-инвалидов и детей с ОВЗ в домашних условиях (общие рекомендации родителям, обучение игре, обучение трудовым навыкам);

• психолого-педагогическая помощь детям младенческого и раннего возраста.

Также на общедоступном информационном ресурсе представлены отдельные рекомендации для родителей, воспитывающих детей с разными вариантами нарушений развития.

Общедоступный информационный ресурс содержит не только теоретический материал, но и практический инструментарий, направленный на обучение родителей оказанию коррек-ционной помощи детям с ОВЗ в домашних условиях. На портале представлены видеосюжеты о развитии и обучении ребенка с ОВЗ, видеолекции, полезные сайты, примеры кор-рекционных занятий, проводимых в домашних условиях.

Общедоступный информационный ресурс призван повысить уровень информированности

не только родителей, но и специалистов, работающих с детьми, нуждающимися в особом внимании.

В рамках проекта «Родительский университет» в 2020 г. планируется создать видеотеку домашних занятий с ребенком-инвалидом и (или) ребенком с ОВЗ. Уникальностью проекта станет разработка блоков видеозанятий для домашнего использования родителями, воспитывающими детей-инвалидов и детей с ОВЗ, по основным тематическим направлениям: развитие речи, формирование социально-бытовых навыков, развитие познавательной деятельности и игры, развитие крупной и мелкой моторики.

Второе направление деятельности центра в рамках комплексной поддержки и сопровождения семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), заключается в работе специалистов с ребенком. Осуществление данного направления проводится совместно с родителями ребенка с учетом реализации семьей основных функций: абилитационно-реабилита-ционной, корригирующей, компенсирующей.

На этом этапе важно обучить родителей основным формам правильного и содержательного взаимодействия со своим ребенком, так как они являются самой заинтересованной стороной и больше всего времени проводят с ребенком. Данная задача может реализовываться в системе занятий «Ребенок — Родитель — Специалист», направленных на коррекцию и развитие познавательной, эмоционально-волевой сферы и речи детей.

Работа в системе «Ребенок — Родитель — Специалист» предполагает две стадии: проведение индивидуальных занятий и работа в группе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важной составляющей начального этапа проведения занятий является установление эмоционального контакта с ребенком. Прежде всего, специалистом выявляется дистанция, на которой ребенку комфортно с ним находиться; очень важно при этом наблюдать за ребенком, поддерживает он контакт или нет, в том числе контакт глаз. Также важно на первых встречах вызывать проявление интереса к занятию со стороны ребенка, устанавливая таким образом посредством предметов контакт со взрослым.

В зависимости от ситуации и поставленных задач взаимодействие специалиста с родителями может выстраиваться по следующей схеме:

• родители в домашних условиях только повторяют структурные компоненты занятия и копируют действия педагога;

• родители могут принимать участие в отдельных структурных компонентах занятия, при этом активно участвуют все трое (специалист вместе с ребенком как одно целое; родитель как партнер по игре);

• специалист активно вовлекает родителей в проведение занятия, предлагая завершить начатое им задание.

На завершающей стадии работы с родителями проводятся подгрупповые занятия в рамках реализации общеразвивающих программ: «Группа раннего развития "Вместе с мамой"», «Группа кратковременного пребывания "Я сам"». Данные программы являются комплексными, так как охватывают все образовательные области, представленные в ФГОС ДО: познавательную, речевую, социально-коммуникативную, художественно-эстетическую и физическое развитие.

Общеразвивающая программа «Группа раннего развития "Вместе с мамой"» ориентирована на детей от 1 года до 2 лет и предполагает проведение игр-занятий совместно с родителями и детьми. Общеразвивающая программа «Группа кратковременного пребывания "Я сам"» ориентирована на детей от 2 до 3 лет и направлена на раннюю социализацию детей с выявленными нарушениями развития и адаптацию их к поступлению в дошкольную образовательную организацию.

Е. В. Самсонова и В. Н. Ярыгин выделяют ключевые организационные моменты, необходимые для эффективного функционирования группы:

• тщательное планирование каждого занятия группы;

• смена вида деятельности в течение занятий не реже 15-20 минут;

• наличие четко определенного ритма занятий, формируемого вербальными и ситуационными устойчивыми формами, подготавливающими коллектив группы к следующему этапу занятий, смене вида деятельности;

• наличие помещения необходимой площади;

• наполнение игровой зоны игрушками для организации свободной игровой деятельности;

• укомплектованная, тщательно продуманная зона «развивающей среды»;

• умение педагога осуществлять процесс работы с достаточной для понимания детьми эмоционально-интонационной окраской речи (Самсонова, Ярыгин 2011).

Наиболее оптимальная структура групповых занятий:

• вводная часть (приветствие, двигательная деятельность, музыкальная деятельность);

• основная часть (продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, сюжетно-отобразительная игра, социально-коммуникативная деятельность);

• заключительная часть (двигательная деятельность, прощание).

Важно при организации подгрупповых занятий избегать ситуаций неуспеха, чтобы в опыте родителя и ребенка был только положительный результат. Специалисту необходимо заранее прогнозировать, при выполнении каких заданий могут возникнуть затруднения, и предоставлять необходимые подсказки.

Основным требованием в реализации данных программ является наличие в организации необходимой развивающей предметно-пространственной среды, направленной на обеспечение возможности общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Предметно-пространственная среда РЦ «Семья и дети» отвечает всем необходимым требованиям, так как в центре функционируют:

• кабинеты для индивидуальной работы (кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога), оснащенные современным диагностико-коррекционным оборудованием (программно-аппаратные комплексы психофизических исследований, психодиагностические комплекты, дидактические игры и наборы, наглядные пособия, муль-тисенсорный материал для обучения арифметическому счету «Нумикон», психотерапевтическая песочница);

• кабинеты для групповой работы, оснащенные современным инструментарием: дидактические игры и наборы, музыкальные инструменты, световой стол для рисования песком;

• светлая и темная сенсорные комнаты, позволяющие решать с помощью автодидактического, полифункционального и интерактивного оборудования (сухой бассейн, сенсорные дорожки, настенные модули для упражнений в развитии запястья, для сравнения цветов и форм, тактильные игрушки, приборы для создания динамического успокаивающего эффекта, детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной, пучок фибероп-тических волокон) как общеразвивающие, коррекционные задачи, так и задачи, связанные со снижением уровня психоэмоционального напряжения.

Выводы

Таким образом, деятельность РЦ «Семья и дети» в рамках комплексной поддержки и сопровождения семьи, воспитывающей ребенка раннего возраста с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), строится в рамках четырех основных этапов:

• диагностический (выявление запроса, индивидуальных особенностей и потребностей);

• поисково-вариативный (определение целевых ориентиров);

• практико-действенный (реальные действия специалистов через различные формы и методы работы с детьми и их родителями);

• аналитический (анализ эффективности деятельности родителей, детей и специалистов).

Литература

Аляутдинова, Р. Н. (2012) Социально-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ. Аспирант и соискатель, № 5 (71), с. 27-29.

Количество инвалидов в России и размер ЕДВ. (2020) Федеративная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosinfostat.ru/invalidy/ (дата обращения 07.09.2020).

Постановление Правительства Новосибирской области от 28.05.2019№ 211-п «Об организации мониторинга потребностей семей, имеющих в своем составе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и взрослых с инвалидностью, в предоставлении услуг в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования и занятости». [Электронный ресурс]. URL: https://www.nso.ru/npa/36168 (дата обращения 05.09.2020).

Распоряжение Правительства Новосибирской области от 14.12.2016 г. № 458-рп «Об утверждении концепции развития системы ранней помощи в Новосибирской области на период до 2020 года». [Электронный ресурс]. URL: https://mtsr.nso.ru/page/6331 (дата обращения 06.09.2020).

Распоряжение Правительства РФ № 1839-р от 31 августа 2016 г. «Об утверждении концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года». [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/government/180 (дата обращения 06.09.2020). Самсонова, Е. В., Ярыгин, В. Н. (2011) Служба ранней помощи: справочно-методические материалы по организации Служб ранней помощи. М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 220 с.

Численность детей-инвалидов. (2020) Федеральный реестр инвалидов. [Электронный ресурс]. URL: https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost-detei?territory=undefined (дата обращения 26.08.2020).

References

Alyautdinova, R. N. (2012) Sotsial'no-pedagogicheskaya pomoshch' detyam s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v usloviyakh DOU [Socio-pedagogical assistance to children with special needs in the Department of Public Health]. Aspirant i soiskatel', no. 5 (71), pp. 27-29. (In Russian) Chislennost' detej-invalidov [Number of disabled children]. (2020) Federal'nyj reestr invalidov [Federal register of persons with disabilities]. [Online]. Available at: https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost-detei?territory=undefined (accessed 26.08.2020). (In Russian) Kolichestvo invalidov v Rossii i razmer EDV [The number of disabled people in Russia and the size of the monthly cash payment]. Federativnaya sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Federal State Statistics Service (Rosstat)]. [Online]. Available at: https://rosinfostat.ru/invalidy/ (accessed 07.09.2020). (In Russian) PostanovleniyePravitel'stvaNovosibirskoj oblasti ot28.05.2019g. №211-p "Ob organizatsii monitoringapotrebnostey semey, imeyushchikh v svoem sostave detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya, detey-invalidov i vzroslykh s invalidnost'yu, vpredostavlenii uslug v sfere sotsial'noy zashchity, zdravookhraneniya, obrazovaniya i zanyatosti" [Resolution of the Government of the Novosibirsk Region No. 211-p from 28.05.2019 "On the organization of monitoring the needs of families with children with disabilities, children with disabilities and adults with disabilities in the provision of services in the field of social protection, health care, education and employment"]. [Online]. Available at: https://www.nso.ru/npa/36168 (accessed 05.09.2020). (In Russian) Rasporyazhenie Pravitel'stva Novosibirskoj oblasti ot 14.12.2016 g. № 458-rp "Ob utverzhdenii kontseptsii razvitiya sistemy rannej pomoshchi v Novosibirskoj oblasti na period do 2020 goda" [Order of the Government of the Novosibirsk Oblast from 14.12.2016 No. 458-rp "On the approval of the concept of the development of the early assistance system of the Novosibirsk Oblast until 2020"]. [Online]. Available at: https://mtsr.nso.ru/page/6331 (accessed 06.09.2020). (In Russian) Rasporyazhenie Pravitel'stva RF № 1839-r ot 31 avgusta 2016 g "Ob utverzhdenii kontseptsii razvitiya rannej pomoshchi v Rossijskoj Federatsii na period do 2020 goda" [Order of the Government of the Russian Federation No. 1839-p of 31 August 2016 "On the approval of the concept of the development of early assistance in the Russian Federation for the period up to 2020"]. [Online]. Available at: https://mintrud.gov.ru/docs/government/180 (accessed 06.09.2020). (In Russian) Samsonova, E. V., Yarygin, V. N. (2011) Sluzhba rannej pomoshchi: spravochno-metodicheskie materialy po organizatsii Sluzhb rannej pomoshchi [Early care service: Reference materials for organizing early care services]. Moscow: Moscow City Psychological and Pedagogical University Publ., 220 p. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.