Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С АКТОВОЙ РЕЧЬЮ КАК ФЕНОМЕНОМ АМЕРИКАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С АКТОВОЙ РЕЧЬЮ КАК ФЕНОМЕНОМ АМЕРИКАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социокультурная компетенция / актовая речь / ключевые слова / иностранный язык / культура / socio-cultural competence / assembly speech / keywords / foreign language / culture

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Жукова В.С., Иванова С.В.

Данная статья рассматривает американский феномен культуры «актовая речь» как средство для формирования и развития социокультурной компетенции обучающихся на уроках иностранного языка. В статье приводятся примеры того, как можно использовать актовую речь на уроках иностранного языка посредством анализа текста на выявление ключевых слов, описаны методы работы и даны примеры заданий. В заключении содержится материал об элективном курсе для учеников старшей школы, основной для составления которого послужили актовые речи американской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OFWORKINGWITH SPEECH AS A PHENOMENON OF AMERICAN CULTURE

This article examines the American cultural phenomenon "assembly speech" as a means for the formation and development of socio-cultural competence of students in foreign language lessons. The article provides examples of how you can use speech in foreign language lessons by analyzing the text to identify keywords, describes methods of work and gives examples of tasks. The conclusion contains material about an elective course for high school students, the main one for the compilation of which was the assembly speeches of American culture.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С АКТОВОЙ РЕЧЬЮ КАК ФЕНОМЕНОМ АМЕРИКАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК 81

Жукова В.С.

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина

(г. Санкт-Петербург, Россия)

Научный руководитель: Иванова С.В.

д-р фил. наук, проф.

Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина

(г. Санкт-Петербург, Россия)

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С АКТОВОЙ РЕЧЬЮ

КАК ФЕНОМЕНОМ АМЕРИКАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация: данная статья рассматривает американский феномен культуры «актовая речь» как средство для формирования и развития социокультурной компетенции обучающихся на уроках иностранного языка. В статье приводятся примеры того, как можно использовать актовую речь на уроках иностранного языка посредством анализа текста на выявление ключевых слов, описаны методы работы и даны примеры заданий. В заключении содержится материал об элективном курсе для учеников старшей школы, основной для составления которого послужили актовые речи американской культуры.

Ключевые слова: социокультурная компетенция, актовая речь, ключевые слова, иностранный язык, культура.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, социокультурная компетенция (СКК) это «приобщение к культуре, реалиям, традициям стран изучаемого языка в рамках ситуаций общения, отвечающих психологическим и возрастным особенностям учащихся, а также их интересам и опыту на разных этапах основной школы» [ФГОС]. Одним из способов овладения социокультурной компетенцией является работа с

аутентичными культурными текстами, такими как актовая речь для американской культуры. Актовая речь является текстом прецедентного жанра, который отмечен национально-культурной спецификой, имеет для представителей определённого лингвокультурного сообщества познавательную и эмоциональную значимость, и хранится в сознании носителей языка в виде ментальной структуры [Иванова, 2015: 59]. Как и любой культурный текст, актовая речь содержит в себе ключевые слова американской культуры.

Согласно австралийскому лингвисту польского происхождения Анне Вежбицкой, ключевые слова: - это «слова, особенно важные и показательные для отдельно взятой культуры. ... могут привести нас в сердцевину целого комплекса культурных ценностей и установок, выражаемых, среди прочего, в общепринятой практике разговора» [Вежбицкая, 2001: 38]. Выделение ключевых слов на уроке иностранного языка при работе с текстом не только способствует реализации основных целей обучения - коммуникативной, образовательной, развивающей - но и позволит учащимся лучше понять культуру и основные ценности страны изучаемого языка.

Актуальность данной работы обусловлена обращением к проблеме формирования социокультурной компетенции, целевой согласно действующему стандарту.

Основным материалом послужила актовая речь Джоан Роулинг «The Fringe Benefits of Failure, and the Importance of Imagination».

Методами исследования стали: контент-анализ, стилистический анализ.

Выявление и дальнейший анализ ключевых слов при работе с текстом может служить основой для внедрения в процесс урока целого ряда различных упражнений: эссе по ключевым словам, составление ментальных карт или кластеров, синквейн, краткое изложение текста [Васильева, 2003]. Для того, чтобы текст был продуктивной единицей обучения иностранному языку и важным компонентом при развитии СКК необходимо применять и внедрять в практику преподавания комплекс методов работы с ним: метод выбора ключевых слов, технологию развития критического мышления, создание

метальных карт, денотатный граф, фрирайтинг, кьюбинг, изложение текста по ключевым словам, дискуссия.

Рассмотрим применение некоторых методов на примере анализа актовой речи Джоан Роулинг «The Fringe Benefits of Failure, and the Importance of Imagination».

Интерес вызывает метод пространственного маркирования, суть которого заключается в выделении основных ключевых слов текста по его тематическим этапам. Примерами возможных заданий могут служить следующие виды работ:

Working in pairs, divide the text into thematic groups and write down the keywords for each topic:

1. education - ambition, mortgage, secure, graduation, direction, parents, responsibility, experience, poverty

2. failure - success, fate, failure, fear, stress, hope, benefits, determination, rebuilt, will, achievement

3. compassion - imagination, capacity, empathise, experience, victims, imprisonment, home, life, cruelty, future, humankind, goodness, save, magic.

Select the words that, in your opinion, are not typical for Russian culture.

In groups, make a presentation plan based on the found keywords. Be prepared to present it to the other students.

How do you think the covered topics are relevant to Russian culture, and which of them inspired you the most?

Данный метод не только расширит словарный запас учащихся, но и поспособствует развитию навыка составление плана для дальнейшего изложения, а также научит выявлять различия в культурах.

Одним из способов реализации данного метода может быть составление таблицы:

Табл. 1. Таблица ключевых слов по теме «Education»

Topic Keyword Context

Education Secure pay a mortgage, or secure a pension

С точки зрения лингвистики, при работе с культурно-маркированными текстами может быть применён метод контент-анализа. Он представляет собой перевод в количественные показатели массовой информации, то есть подсчет наиболее часто встречающихся слов [Чернобровкина, 2011: 1]. В данном случае контент-анализ способствует выявлению ключевых слов текста, следовательно, может помочь выявить основные интенции автора и раскрыть базовые понятия американской культуры. Приведем примеры заданий с применением метода контент-анализа:

Working in pairs, divide the text into thematic groups. Count the most common words in each topic.

Education: parents (6), poverty (5), experience (3), graduation (3), study (2), secure (2).

Why do you think these words predominate in the text?

Do you think that education is treated equally in the United States and in Russia?

Write down what keywords on the topic of education you would select for yourself. Why?

Результатом анализа актовых речей как средства формирования социокультурной компетенции стало создание элективного курса для учащихся старшего звена обучения. Рабочая программа составлена на основе приведенных и описанных методов, рассчитана на 34 академических часа в год, и также содержит в себе библиографический и видео материал. Программа была реализована на базе МБОУ «СОШ №2» с.Сывдарма с обучающимися 11-го класса. Результатом реализации программы стало расширение фоновых знаний

обучающихся, и развитие коммуникативной, социокультурной и лингвокультурологической компетенций.

В заключении можно сделать вывод о том, что анализ аутентичных культурно-маркированных текстов, одним из которых является актовая речь, не только способствует развитию СКК и обогащению общего объема знаний об изучаемой стране, но и помогает решать ряд сопутствующих педагогических задач, развивая комплекс основных компетенций, связанных с обучение иностранному языку, а также формирование междисциплинарных компетенций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413);

2. Васильева, В.В. Курс-практикум «Работа с текстом». В.В. Васильева, Е.В. Ежова. Материалы IV Междунар. науч. конф. Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 200-204;

3. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. Пер. с англ. А.Д. Шмелева. М.: Языки славянской культуры, 2001. 288 с.;

4. Иванова С.В. Лингвокультурные особенности прецедентного жанра «АКТОВАЯ РЕЧЬ». Магия ИННО: новое в исследовании языка и методике его преподавания: материалы Второй научно-практической конференции (Москва, 24—25 апреля 2015 г.). Т. 1 / отв. ред. Д.А. Крячков Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) М-ва иностр. дел Рос. Федерации. М.: МГИМО-Университет, 2015. С. 58 - 64;

5. Чернобровкина Е.П. [электронный ресурс]. Контент-анализ в лингвистических исследованиях. Вестник БГУ. Язык, литература, культура. 2011. №11. Режим доступа: https://cyberlemnka.ru/artide/n/kontent-analiz-v-lingvisticheskih-issledovaniyah, свободный (дата обращения: 25.03.2021).

Zhukova V.S.

Pushkin Leningrad State University (Saint Petersburg, Russia)

Scientific advisor: Ivanova S.V.

Pushkin Leningrad State University (Saint Petersburg, Russia)

FEATURES OF WORKING WITH SPEECH AS A PHENOMENON OF AMERICAN CULTURE

Abstract: this article examines the American cultural phenomenon "assembly speech" as a means for the formation and development of socio-cultural competence of students in foreign language lessons. The article provides examples of how you can use speech in foreign language lessons by analyzing the text to identify keywords, describes methods of work and gives examples of tasks. The conclusion contains material about an elective course for high school students, the main one for the compilation of which was the assembly speeches of American culture.

Keywords: socio-cultural competence, assembly speech, keywords, foreign language,

culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.