2410-6070_ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА_№3 / 2021
УДК. 349.2
Бердышева С. Н.
Филиал ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» в городе Воткинске, старший преподаватель кафедры экономики, управления и права
ОСОБЕННОСТИ РАБОЧЕГО ДНЯ НАКАНУНЕ НЕРАБОЧЕГО ПРАЗДНИЧНОГО ДНЯ
Аннотация
В статье автор рассматривает вопросы, возникающие при применении статьи 112 Трудового Кодекса РФ. Автор рассмотрел судебную практику и предложил пути решения работодателю для того, чтобы предотвратить многочисленные судебные процессы по данному вопросу. В статье даны ответы на вопросы можно ли не применить данную норму для отдельных категорий работников, существуют ли ограничения в применении статьи 112 ТК РФ в зависимости от категории работников. Также в статье приведены разъяснения профсоюзов.
Ключевые слова:
нерабочий праздничный день, рабочий день накануне нерабочего праздничного дня, сокращение рабочего дня на час, продолжительность рабочего дня, выходные дни, оплата труда в нерабочие
праздничные дни.
В соответствии с Положениями статьи 112 Трудового Кодекса РФ рабочий день или смена перед нерабочий праздничным днем сокращается на один час. Необходимо отметить, что ранее Кодекс законов о труде устанавливал ограничения при применении положения о сокращении рабочего дня на час накануне нерабочего праздничного дня, ограничения касались работников для которых установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, например для педагогических работников. Для них при рабочей неделе менее 40 часов рабочий день рассчитывался следующим образом: количество часов, получаемое в результате деления установленной продолжительности рабочей недели на пять дней, накануне праздничных дней в этом случае сокращение рабочего времени не производится (статья 47 КЗоТ Российской Федерации).
В настоящее время ТК РФ не содержит никаких ограничений в применении данной нормы, он предоставляет данное право всем категориям работников независимо от вида рабочего времени. При работе в сокращенный рабочий час дает дополнительные компенсации, т.е. работа в час, сокращенный накануне нерабочего праздничного дня оплачивается.
При применении рассматриваемой статьи возникает ряд вопросов, о чем свидетельствует и судебная практика Верховного и Конституционного судов РФ. Например, можно ли не применить данную норму для отдельных категорий работников? Нет, нельзя. Если рассматриваем педагогических работников и их работу? Существуют ли нормативно-правовые акты, в которых содержатся такие положения?
Ни в одном нормативно-правовом акте нет положений, которые бы регулировали вопрос об ограничении применения статьи 112 ТК РФ в зависимости от категории работников (инвалидов, несовершеннолетних, педагогических или медицинских работников). Ни в одном нормативном акте не содержится ограничений на установление сокращенного рабочего дня на час накануне нерабочего праздничного дня. Следовательно, мы применяем данную норму без ограничений.
Следует обратиться к пояснениям Профсоюза работников народного образования и науки РФ (2006 год, 2012 год). В данных разъяснениях указано, что при разрешении вопросов сокращения рабочего времени накануне нерабочих праздничных дней педагогическим работникам следует исходить из того, что их рабочее время складывается из двух составляющих. Принимая это во внимание, уменьшение их рабочего дня на 1 час накануне нерабочих праздничных дней целесообразно осуществлять за счет выполнения работ в образовательной организации, непосредственно связанных с научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской работой, учебно-методической, организационно-методической, воспитательной и другой деятельностью.
Привлечение к работе в нерабочие праздничные дни без согласия сотрудников не допускается за исключением случаев производственной аварии, предотвращения несчастных случаев, ситуаций, обусловленных чрезвычайными обстоятельствами или военным положением. Анализ судебной практики подтверждает правильность данных выводов. В судебных решениях мы можем увидеть, что работники не всегда знают, что в исключительных случаях их можно привлечь без их согласия в работу в такие дни. И тогда работники не выходят на работу, обосновывая выход на работу их нарушением прав. Но иски в суде таких работников не удовлетворяют. Полагаем, что для того, чтобы предотвратить многочисленные судебные процессы по данному вопросу работодателю необходимо: знакомить работников с нормами права по данному вопросу, разъяснять права и обязанности работников в случае их привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, а также применять пониженные меры воздействия на работника в случае их невыхода на работу в нерабочий праздничный день. Список использованной литературы:
1. Н. Пластинина. Споры о работе в праздники и выходные: что говорит суд. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://трудовые-договоры.рф/artide/1763 (Дата обращения: 01.03.2021 г.)
2. Привлекаем к работе в нерабочий праздничный день. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.klerk.ru/law/articles/360779/ (Дата обращения: 01.03.2021 г.)
3. Т. Трошина. Ответ на вопрос. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/consult/work_law/1229347/ (Дата обращения: 01.03.2021 г.)
© Бердышева С.Н., 2021
УДК 346.7.
Позднякова О.В.
Саратовская Государственная Юридическая Академия
Институт магистратуры Россия, Саратов [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМЫ И РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Статья посвящена проблемам понимания термина «реклама», установленным Федеральным Законом «О рекламе» от 13.06.2006 № 38-ФЗ, а также сложностям в осуществлении правового регулирования рекламной деятельности, которые связаны с пробелами в понятийном аппарате, закреплённом иными правовыми актами.
Ключевые слова:
реклама, рекламная деятельность, реклама в сети интернет, правовое регулирование,
законодательство о рекламе.
Olga Vladimirovna Pozdnyakova
Saratov State Law Academy Institute of Magistracy Russia, Saratov
Annotation
^e article is devoted to the problems of understanding the term "advertising" established by the Federal Law "On Advertising" dated 13.06.2006 No. 38-FZ, as well as to the difficulties in the implementation of legal regulation of advertising activities, which are associated with gaps in the conceptual apparatus, enshrined in other legal acts.