Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
349
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА С РАС / ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ / КРУПНАЯ МОТОРИКА / МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Конева Ирина Алексеевна, Полякова Анастасия Владимировна

В данной статье рассматривается проблема психомоторного развития детей раннего возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС). Уровень психомоторного развития ребенка является важным критерием психического развития, так как между этими сферами существует тесная взаимосвязь. Особенно очевидна эта связь у детей с нарушениями развития. У детей с РАС нарушения психомоторики проявляются в наличии стереотипных движений, которые совершаются с целью получения необходимых стимулирующих впечатлений, снятия тревожного состояния в незнакомой ситуации (взмахивания руками, прыжки, напряжение отдельных групп мышц и т.д.). При совершении произвольных действий ребенок предельно неловок. В статье обобщаются результаты исследования в сравнении с нормативами психомоторного развития в раннем возрасте. Полученные результаты доказывают необходимость целенаправленной и систематической помощи. Представлено описание программ психологического сопровождения психомоторного развития детей раннего возраста с РАС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Конева Ирина Алексеевна, Полякова Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF PSYCHOMOTOR DEVELOPMENT OF YOUNG CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS

This article discusses the problem of psychomotor development of young children with autism spectrum disorders (ASD). The level of psychomotor development of a child is an important criterion of mental development, since there is a close relationship between these areas. This connection is especially obvious in children with developmental disabilities. In children with ASD, psychomotor disorders manifest themselves in the presence of stereotypical movements that are performed in order to obtain the necessary stimulating impressions, relieve anxiety in an unfamiliar situation (waving hands, jumping, tension of individual muscle groups, etc.). When performing arbitrary actions, the child is extremely awkward. The article summarizes the results of the study in comparison with the standards of psychomotor development at an early age. The results obtained prove the need for targeted and systematic assistance. A description of psychological support programs for the psychomotor development of young children with ASD is presented.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

Методы: беседа, игра (в виде мини-тренинга).

Оценочный блок.

Цель: измерение динамики развития и общая оценка проделанного сопровождения.

Выводы. Реализованная программа психолого-педагогического сопровождения продемонстрировала свою эффективность и способствовала развитию уровней: эмоционального развития; навыков сотрудничества и следования нормам, и правилам поведения; психомоторных навыков (в особенности в элементах мелкой моторики и конструирования) для младших дошкольников с расстройствами аутистического спектра.

У всех детей отмечена положительная динамика в овладении необходимыми навыками, но необходим больший временной промежуток для применения программы, а также индивидуализация программы под каждого ребенка.

Собрана обратная связь по использованию программы у родителей испытуемых, были выявленные положительные компоненты программы, и часть родителей собирается применять «Карту дня» и в дальнейшем. При этом у двоих детей были зафиксированные отрицательные компоненты поведения, возникшие при введении системы карточек, данные показатели были зафиксированы и направленны педагогу-психологу для дополнительного исследования.

Литература:

1. Карпушкина, Н.В. К проблеме эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра в исследованиях специальной психологии / Н.В. Карпушкина, О.А. Рожнова, Э.Л. Шустова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 69-3. - С. 269-272

2. Конева, И.А. Особенности коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра / И.А. Конева, И.А. Быстрова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 63-1. - С. 161-163

3. Конева, И.А. Эмоциональные особенности младших школьников с расстройствами аутистического спектра, возможность их коррекции элементами АВА-терапии / И.А. Конева, К.А. Куликова, Н.С. Терешина // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология. Материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. - 2016. - С. 336-341

4. Мясников, И.Р. Реализация особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в межведомственной модели инклюзивного образования / И.Р. Мясников. // Вестник Мининского университета. - 2021. - № 3. - URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1257 (дата обращения 19.04.2023) DOI: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2021-9-3-9.

5. Никольская, О.С. Аутичный ребенок. Пути помощи. Изд. 10-е / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. -М.: Теревинф, 2016. - 288 с.

6. Романова, О.В. Основные педагогические подходы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра / О.В. Романова. // Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции, 14-16 декабря 2016 г. - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. - С. 105-110

7. Семенова, Л.Э. Личностные ресурсы психологического благополучия матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью / Л.Э. Семенова, Е.Д. Божкова, И.А. Конева // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, № 1(38). - DOI 10.26795/2307-1281-2022-10-5.

Педагогика

УДК 375.4

кандидат психологических наук, доцент Конева Ирина Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Полякова Анастасия Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ

АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема психомоторного развития детей раннего возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС). Уровень психомоторного развития ребенка является важным критерием психического развития, так как между этими сферами существует тесная взаимосвязь. Особенно очевидна эта связь у детей с нарушениями развития. У детей с РАС нарушения психомоторики проявляются в наличии стереотипных движений, которые совершаются с целью получения необходимых стимулирующих впечатлений, снятия тревожного состояния в незнакомой ситуации (взмахивания руками, прыжки, напряжение отдельных групп мышц и т.д.). При совершении произвольных действий ребенок предельно неловок. В статье обобщаются результаты исследования в сравнении с нормативами психомоторного развития в раннем возрасте. Полученные результаты доказывают необходимость целенаправленной и систематической помощи. Представлено описание программ психологического сопровождения психомоторного развития детей раннего возраста с РАС.

Ключевые слова: дети раннего возраста с РАС, психомоторное развитие, крупная моторика, мелкая моторика. Annotation. This article discusses the problem of psychomotor development of young children with autism spectrum disorders (ASD). The level of psychomotor development of a child is an important criterion of mental development, since there is a close relationship between these areas. This connection is especially obvious in children with developmental disabilities. In children with ASD, psychomotor disorders manifest themselves in the presence of stereotypical movements that are performed in order to obtain the necessary stimulating impressions, relieve anxiety in an unfamiliar situation (waving hands, jumping, tension of individual muscle groups, etc.). When performing arbitrary actions, the child is extremely awkward. The article summarizes the results of the study in comparison with the standards of psychomotor development at an early age. The results obtained prove the need for targeted and systematic assistance. A description of psychological support programs for the psychomotor development of young children with ASD is presented.

Key words: young children with ASD, psychomotor development, large motor skills, fine motor control.

Введение. Понятие психомоторного развития является одним из ведущих в современной общей и специальной детской психологии и педагогике. В раннем возрасте психическое и моторное развитие ребенка находятся в тесной связи. Уровень моторного развития, достигнутый ребенком к началу дошкольного возраста, предопределит будущее гармоничное развитие

его когнитивной сферы, формирование таких сложных психических познавательных процессов, как восприятие, память, мышление, речь [1; 3; 8].

У детей с расстройствами аутистического спектра отмечаются признаки дизонтогенеза, затрагивающего различные стороны психики. Нормальный ход развития ребенка не только нарушается и задерживается, но и явно искажается, такие же особенности наблюдаются и в психомоторном развитии ребенка Нарушения психомоторного развития у детей раннего возраста с расстройствами аутистического спектра выражаются в трудностях выполнения произвольных движений, т.е. тех, за которыми нужен двигательный контроль со стороны выполняющего [9, С. 10]

Ранняя диагностика и коррекция отклонений психомоторного развития детей с РАС являются главным условием их эффективного обучения и воспитания, предупреждения у них тяжелой инвалидности и социальной дезадаптации [8].

Степень изученности особенностей психомоторного развития детей раннего возраста с РАС остается недостаточной. Исследования, направленные на изучение проблемы развития крупной и мелкой моторики, зрительно-моторной координации, требуют дальнейшего экспериментального анализа.

Изучением проблемы развития психомоторных навыков у детей раннего возраста с расстройствами аутистического спектра занимаются различные исследователи.

В первую очередь, следует отметить труды В.В. Лебединского, К.С. Лебединской, О.С. Никольской [5; 6; 7], в которых описываются нарушения моторики у детей с аутизмом.

В работах М.М. Кольцовой отмечается влияние двигательной функциональной системы на развитие всего организма и особенно на деятельность мозга, отмечается тесная взаимосвязь двигательной и эмоциональной сферы [3; 4]. Е.П. Ильин [2] отмечал, что формирование самой двигательной функциональной системы человека происходит при активном участии речи.

Е.М. Мастюкова [8] описала возрастные особенности развития тонкой моторики и зрительно-моторной организации.

Целью проведенного нами исследования являлось экспериментальное изучение особенностей психомоторного развития у детей раннего возраста с расстройствами аутистического спектра, а также разработка на основе полученных результатов коррекционно-развивающих программ.

Был обозначен ряд задач, требующий их постановку и решение в процессе исследования:

1. Подобрать, разработать и адаптировать необходимый диагностический инструментарий для изучения психомоторных навыков, базовых навыков имитации и следования словесной инструкции у детей.

2. Провести экспериментально-психологическое исследование особенностей психомоторного развития детей раннего возраста с расстройствами аутистического спектра в сопоставлении с нормативами психомоторного развития.

3. На основе полученных результатов разработать индивидуальные коррекционно-развивающие программы по развитию психомоторики детей раннего возраста с РАС.

Выборка: задачи исследования решались на базе МАДОУ «Детский сад №130» г. Н. Новгорода (СП «Ресурсный центр для детей с расстройствами аутистического спектра, нарушениями поведения и коммуникации дошкольного возраста»).

В экспериментальном исследовании приняли участие дети с РАС в возрасте 2-3 лет.

В констатирующем исследовании был использован следующий диагностический комплекс:

1. Программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями развития УВ-МАРР (Компонент «Оценка вех развития», навык «Моторная имитация»). Мы предполагаем, что процесс освоения психомоторных навыков будет затруднен в связи с отставанием в развитии навыка подражания;

2. Программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями развития УВ-МАРР (Компонент «Оценка вех развития», навык «Поведение слушателя»). Методика направлена на определение способности ребенка к пониманию слов других людей, внешним измеряемым проявлением которой является невербальное поведение ребенка в отношении к данным словам;

3. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет Л.И.Аксеновой, А.А.Лисеева, Н.Ш.Тюриной, Е.В.Шкадаревич (Диагностические таблицы для обследования детей в возрасте от 1 до 3 лет -«Развитие общих движений»). Мы предполагаем, что анализ динамической организации движений (конкретных психомоторных навыков) детей раннего возраста является основополагающим для определения уровня психомоторного развития и его особенностей.

4. Наблюдение за деятельностью испытуемых (авторская разработка). Данный диагностический инструмент позволяет выявить особенности мелкой моторики, зрительно-моторной организации движений.

Перейдем к анализу полученных нами в констатирующем исследовании экспериментальных данных.

Изложение основного материала статьи. По результатам проведения методик «Программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями развития УВ-МАРР (Компонент «Оценка вех развития», навык «Моторная имитация», «Поведение слушателя»)» было выявлено, что у испытуемых имеются трудности в имитации движений крупной моторики, с предметами, в понимании и следования вербальным инструкциям (выбор нужного изображения, выполнение моторного действия). Методика «Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до 3-х лет Л.И. Аксеновой, А.А. Лисеева, Н.Ш. Тюриной, Е.В.Шкадаревич (Диагностические таблицы для обследования детей в возрасте от 1 до 3 лет - «Развитие общих движений») позволила нам выявить недостатки развития психомоторных навыков по указанным нормативам психомоторного развития. В результате наблюдения за деятельностью детей на групповых занятиях мы выявили особенности мелкой моторики и других моторных особенностей (наличие двигательных стереотипий).

В результате экспериментального исследования было подтверждено предположение о неравномерности психомоторного развития детей раннего возраста с расстройствами аутистического спектра, что осложняется отсутствием таких базовых навыков, как имитация, способность понимать вербальные инструкции и следовать им.

Полученные в ходе исследования результаты доказывают необходимость разработки и реализации коррекционно-развивающих программ для детей с РАС.

Специфика психомоторного развития у детей с РАС, которую мы выявили с помощью констатирующего исследования, не позволяет нам разработать 1 коррекционно-развивающую программу, так как в этом случае невозможно учесть индивидуальные особенности, а также зону ближайшего развития каждого ребенка. Это связано с разнородностью состояний при расстройствах аутистического спектра [10].

Таким образом, нами было разработано 4 программы коррекционно-развивающей работы, включающие в себя следующие блоки, в зависимости от наличия нарушений в конкретном компоненте психомоторной сферы: навык имитации, навык понимания и следования вербальной инструкции, крупная моторика, мелкая моторика, зрительно-моторная организация.

Целью коррекционно-развивающей работы мы обозначили как развитие психомоторных навыков, а также навыков имитации и понимания, следования инструкции у детей раннего возраста с расстройствами аутистического спектра.

Задачи программы:

1. Развивать навыки имитации действий взрослого и понимания вербальной инструкции.

2. Развивать крупную моторику посредством овладения конкретных навыков.

3. Развивать мелкую моторику.

4. Развивать предметно-игровую деятельность.

5. Корригировать трудности социального взаимодействия.

Опираясь на поставленные задачи, мы определили условия проведения программ: занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность 1 занятия - 15-20 минут. В составленных программах коррекционно-развивающей работы используются разные формы - индивидуальная, подгрупповая (по 2 человека), групповая (по 3-4 человека).

Основной организационной формой, в рамках которой осуществлялась работа по формированию психомоторных навыков у детей раннего возраста с расстройствами аутистического спектра была игровая терапия. Игра является средством развития многих сфер психики, в том числе и психомоторной.

В программы также были включены такие технологии коррекционной работы, как психогимнастика, су-джок терапия.

Занятия имеют следующую структуру:

1. Ритуал приветствия - позволяет наладить эмоциональный контакт с ребенком.

2. Разминка - упражнения и игры, помогающие настроиться на выполнение заданий.

3. Основная часть - использовались упражнения и игры, направленные на решение основных задач занятия.

4. Физкультминутка, релаксация - снятие психоэмоционального напряжения.

5. Ритуал прощания - завершение занятия.

Выводы. Таким образом, анализ теоретической информации и исследований по проблеме позволяют нам сделать вывод о недостаточной изученности вопроса психомоторного развития детей раннего возраста с РАС. При этом проблема является очень актуальной, так как существует тесная взаимосвязь между моторной и психической сферой человека на протяжении всей его жизни. Особенно это важно учитывать в раннем, дошкольном возрасте, когда происходит активное развитие этих сфер.

Результаты констатирующего исследования показали необходимость коррекции и развития психомоторного развития детей раннего возраста с РАС. Нами были разработаны программы коррекционно-развивающей работы, учитывающие индивидуальные особенности детей.

Мы предполагаем, что разработанные программы психологического сопровождения психомоторного развития для детей с РАС позволят скорригировать и развить такие компоненты психомоторной сферы, как динамическая организация движения, мелкая моторика, а также базовые навыки - имитация, понимание и следование инструкциям.

Литература:

1. Запорожец, А.В. Развитие произвольных движений / А.В. Запорожец. - Москва: АПН РСФСР, 1960. - 430 с.

2. Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека: учебник для вузов / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2003. - 382 с.

3. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М.М. Кольцова. - М.: Педагогика, 1973. - 143 с.

4. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить / М.М. Кольцова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Сов. Россия, 1979. - 192 с.

5. Лебединская, К.С. Клинико-психологическая классификация / К.С. Лебединская, О.С. Никольская // Диагностика раннего детского аутизма. - Москва: Просвещение, 1991. - С. 21-25

6. Лебединская, К.С. Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема: автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук в форме научного доклада / К.С. Лебединская. -Москва: НИИ дефектологии РАО, 1992. - URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-9/knizhnoe-prilozhenie/narusheniya-emoczionalnogo-razvitiya-kak-kliniko-defektologicheskaya-problema (Дата обращения: 13.04.2022). - Текст: электронный.

7. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Лебединский. - 3-е изд., стер. - Москва: Академия, 2006. - 144 с.

8. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция / Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 1992. - 95 с.

9. Плаксунова, Э.В. Особенности двигательной сферы и психомоторики детей с аутизмом / Э.В. Плаксунова // Аутизм и нарушения развития. - 2008. - Т. 6. - № 3. - С. 10-12

10. Уромова, С.Е. Развитие двигательных навыков у детей с нарушениями интеллекта средствами физического воспитания / С.Е. Уромова // Вестник Мининского университета. - 2014. - № 3(7). - С. 11.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат психологических наук, доцент Королева Елена Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент магистерской программы Дубровина Ксения Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Данная статья посвящена специфике применения метода проектов в формировании лингвострановедческой компетенции у обучающихся на уроках немецкого языка. В статье раскрыто понятие «лингвострановедческая компетенция», изучены подходы к формированию лингвострановедческой компетенции, ее компонентный состав и уровни формирования на разных этапах обучения, а также рассмотрен метод проектов как эффективный способ формирования и развития лингвострановедческой компетенции на уроках немецкого языка. Представлены данные опытно-практической работы по формированию лингвострановедческой компетенции при использовании метода проектов на уроках немецкого языка. Данная работа состоит из трех этапов: подготовительный, формирующий и заключительный. Цель исследования заключалась в том, чтобы доказать важную роль применения метода проектов в процессе формирования лингвострановедческой компетенции обучающихся на уроках немецкого языка. Проводится анализ диагностических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.