Педагогика
УДК 37.013.42
студентка 4 курса Чупрова Акулина Афанасьевна
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Афанасьева Лира Иппатьевна
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск)
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ
ШКОЛЬНИКОВ В СЕЛЬСКОМ СОЦИУМЕ
Аннотация. Зависимое поведение для всех возрастов всегда серьезня социальная проблема. В данной статье рассмотрена проблема зависимого поведения у школьников и факторы, которые способствуют развитию зависимости, также рассмотрены педагогические методы профилактической работы. Результатом профилактической работы является формирование у школьников необходимых жизненных навыков, которые дали бы им возможность справляться с различными сложными ситуациями.
Ключевые слова: профилактика, педагогическая профилактика, зависимое поведение, аддикция, зависимость, школьники, коррекция поведения.
Annotation. Dépendent behavior for all ages is always a serious social problem. This article discusses the problem of addictive behavior in schoolchildren and factors contributing to the development of addiction, as well as pedagogical methods of preventive work. The result of preventive work is the formation in schoolchildren of the necessary life skills that allow them to cope with various difficult situations.
Key words: prevention, pedagogical prevention, dependent behavior, addiction, pupils, behavior correction.
Введение. В настоящее время, в нашем обществе, взросление детей, как правило, проходит в довольно благополучных социальных условиях, сегодня отсутствует понятие голод, массовой безработицы и др., однако, подростков подстерегает множество других, новых рисков и опасностей, которые были неизвестны молодежи других поколений. Можно сказать, что современная молодежь более активная, самостоятельная и свободная в выражении своих взглядов. Они стремятся к новым и необычным ощущениям. И поэтому, в настоящее время, увеличивается число подростков, склонных к зависимости от различных видов аддиктивного поведения.
Изложение основного материала статьи. Человек, будучи существом социальным, с самого рождения живет под диктовку общества. Общество, в лице начальников, учителей, воспитателей и т.д., требует у человека соблюдать социально - приемлемые нормы поведения. Но есть и исключение из правил - находятся те, кто противоречит обществу и не принимает навязываемые им, правила поведения. Их называют аддиктами, а их поведение аддиктивным.
Аддикция, по другому зависимость - это поведение человека, когда он пытается уйти от реальности путем изменения своего психического состояния с помощью употребления запрещенных веществ [1].
Факторы, которые способствуют развитию зависимости бывают разными, они могут быть социальными или биологическими, например, передающиеся на генетическом уровне или возникшие вследствие травм, а также психологическими.
К психологическим факторам возникновения зависимости можно отнести ситуативную реакцию (фрустрация, реакция на стресс), вследствие которой, человек начинает употреблять психоактивные вещества для облегчения своего состояния.
Также, человек может стать зависимым в результате воспитания. Так, в результате воспитания зависимость формируется в случае, если родитель решает все возникшие проблемы ребенка и удовлетворяет все его потребности. В этом случае, у ребенка формируется отсутствие опыта в решении своих проблем, он попросту не умеет этого делать, ему этого делать не надо, так как за него все решает родитель. Однако, ребенок не может контролировать всех людей и требовать от них удовлетворения своих потребностей, поэтому он, чтобы снять стресс и решить свои проблемы начинает использовать различные средства, например, психоактивные вещества.
Напротив, полному удовлетворению потребностей ребенка может иметь место и отсутствие внимания со стороны родителя, так сказать игнорирование его. Или того хуже, насилие, которое может проявляться в любой ее форме. Все эти действия вызывают у ребенка панику, стыд, ужас, чувство бессилия. Зачастую употребление запрещенных веществ помогают им избавиться от этих чувств [2].
В последние десть-двадцать лет ученые всего мира с обеспокоенностью сообщают о нарастающей опасности, которая подстерегает растущее поколение - это зависимость.
Зависимость может быть разной:
- от употребления вредных веществ - химическая,
- зависимость от компьютерных игр, социальных сетей, приложений - игровая,
- зависимость пищевая,
- зависимость эмоциональная и др. [3].
В процессе пубертатного возраста у большинства подростков появляется тяга к курению. Сегодня, почти каждая молодежная вечеринка не проходит без спиртного и сигарет, на телеэкранах кумиры молодежи продолжают быть курящими, большинство взрослого поколения рядом с ними курящие. Смотря на все это, школьник для себя выделяет: «Быть первым, авторитетным, свободным и взрослым - значит надо быть курящим». Также происходит, когда принимают кофе, чтобы «взбодриться» и алкоголь, чтобы «снять стресс». По мнению подростка, курение также помогает почувствовать себя «своим» в группе сверстников, ощутить себя в безопасности среди них, потому что он боится быть изолированным из круга общения и в большинстве случаев идет на поводу.
В наше время многие молодые люди заменили обычные сигареты на электронные, считая их безопасными, потому что они не вызывают привыкания к никотину, однако, они все равно приводят к эмоциональной зависимости [4].
Человек от природы любопытен, особенно любопытен подросток, который начинает познавать мир вокруг себя и самого себя. Именно в это время жизни, он хочет испытать, попробовать, потрогать много нового. Когда он слышит от взрослого о состоянии во время алкогольного опьянения, это его не пугает, а наоборот увлекает. Ведь принять запрещённое вещество - это изменить свое ощущение, получить удовольствие, наслаждение, которое сложно получить в обыденной жизни. Развитие алкоголизма у ребенка может очень быстро развиться, от простой шалости до зависимости может пройти всего пару месяцев. Определяется это тем, что токсины влияют на головной мозг и соседние органы и приводит к их поражению. Далее следуют умственные и физические отклонения.
Зависимость к наркотикам в подростковом возрасте также формируется очень быстро - с одного-двух приемов. Личная неопытность, слабая вoля, отсутствие жизненных оpиентиров, неумение четко оценить возможные последствия, желание
получить желаемое немедленно - вот основные причины употребления запрещенных веществ и зависимости от них. Если же обратиться к социальным предпосылкам наркомании молодежи, то это в первую очередь безделье, проблемы в семье, виртуальные друзья и влияние ближайшего окружения [5].
В настоящее время, у детей школьного возраста, причем у всех возрастов, чаще всего наблюдается зависимость от гаджетов. Всевозможные компьютерные игры, социальные сети и мобильные приложения полностью захватили все свободное время ребенка. Большую часть времени находясь в виртуальном мире, у него пропадает желание контактировать с реальным миром. Ребенок перестает нуждаться в живом общении и совместных делах со сверстниками, а при взаимодействии с ними испытывает сильную тревогу. Чем больше уровень зависимости от социальных сетей и компьютерных игр, тем больше ребенок замыкается в себе, становиться раздражительным и агрессивным. Такая зависимость мешает полноценному развитию личности, и в первую очередь, отражается на здоровье, так, нарушается пищеварение и сон, ухудшается зрение и страдает позвоночник. При такой зависимости, возможна ситуация, когда ребенок путает реальность и компьютерную игру, он попросту перестает понимать, что его действия могут привести кому-то боль и просто быть опасными для окружающего мира. Он теряет умение к сопереживанию и выстраиванию близких отношений [6].
Не обращая внимание на ребенка, на его имеющиеся зависимости и тем более не пытаться их уничтожить, привычки могут тяжело сказаться на его здоровье и развитии в будущем. Проблема в том, что зависимость - это не болезнь, соответственно бороться с ней надо не с помощью медицины, а принимать воспитательные меры.
Таким образом, приходим к выводу, что некоторые привычки - зависимость, к которым человек не зная того, что от них можно пострадать, приобщается еще в отрочестве и во взрослой жизни не может избавиться самостоятельно, когда уже последствия этого пагубного воздействия уходят далеко, забирая полностью его здоровье. К таковым относим употребление алкоголя, наркотиков, интернет-зависимость, курение. Так, любая зависимость приводит к хроническим заболеваниям.
В рамках рассмотрения данной проблемы хотелось бы привести в пример одну притчу:
«Прохожий, который шел по берегу реки, услышал детские крики о помощи. Подбежав к берегу, он увидел тонущих детей и кинулся их спасать. Увидев мимо проходящего человека, он позвал и его на помощь. Вдвоем они стали помогать детям, ещё державшимся на плаву. Увидев мимо проходящего третьего человека, они также позвали его на помощь... Однако тот, не обращая внимания на зов помощи, стал уходить мимо... «Разве тебе безразлична судьба детей?» - спросили спасатели и уходящего. Уходящий человек ответил: «Я вижу, что вы вдвоём справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить» [7].
Эта притча говорит о большом выборе методов, которые могут избавить вопрос зависимости у школьников. Борьба с распространителями наркотиков, продавцами алкоголя и сигарет, создавая реабилитационные центры и больницы, для лечения зависимых, мы стараемся спасти уже «тонущих» детей. Эти методы борьбы присущи профессионалам, и они этим занимаются, а вот профилактика, скажем так «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду» это задача должна лечь на плечи педагогов и родителей.
Только когда зависимый ребенок осознает свою проблему и будет пытаться от нее избавиться, только тогда можно преодолеть зависимость. Ведь процесс избавления будет зависеть от желания зависимого и одновременно при поддержке семьи или близких людей.
Профилактика зависимого поведения у детей должна заключаться:
1. Проведение диагностики, то есть выявление детей и подростков, у которых замечена склонность к зависимому поведению.
2. Информирование - проведение консультаций, уроков, лекций о вреде привычек и их последствий.
3. Коррекции нарушения. Работа психолога с зависимым ребенком.
Для выявления зависимости у школьников, в первую очередь нужно обратить внимание на учеников, у которых поведение вызывает некоторые подозрения, а это нарушение дисциплины, самовольные прогулы уроков. У таких обычно наблюдается низкая успеваемость.
Такое решение будет очень даже верным, потому что вступлением к наиболее существенным негативным проблемам является элементарное нарушение поведения в обществе и плохая учеба в учебном заведении. Специалисты говорят, что «серьезные нарушения адаптации у таких детей возникали уже в младшем школьном возрасте, происходили неудачи в осуществлении ведущей для младших школьников учебной деятельности, в результате чего страдали самооценка, самоуважение, ребята отделялись и выпадали из школьного коллектива; миновала их и внешкольная воспитательная работа, поэтому при наступлении подросткового кризиса они легко и без особых раздумий в качестве подходящего предмета новых возрастных потребностей выбирали «уличную» компанию, в которой обязательным, существенным, а затем и стержневым моментом групповой жизни становились регулярные выпивки со всеми вытекающими последствиями, вплоть до возникновения алкогольной болезни» [8].
Так, педагогам-психологам, социальным педагогам в школе необходимо проводить различные тесты, которые выявляют степень вовлеченности к пагубным продуктам. Тесты должны включать вопросы, выявляющие степень вовлеченности молодых людей в употребление запрещенных веществ. Однако, необходимо иметь ввиду, что тест должен проводиться при условии соблюдения конфиденциальности, а для этого необходимо изначально наладить доверительное отношение с молодежью.
Можно разработать анкеты, с включением в нее следующих вопросов:
- Время начала курения;
- Регулярность курения;
- Попытки бросить курить;
- В каком возрасте попробовал алкоголь;
- в каком кругу это происходило, с кем;
- какой алкогольный напиток предпочитаете;
- регулярность употребления;
- мотивация и дозировка употребления;
- какие наркотические средства знаете;
- пробовал ли наркотик, в каком возрасте;
- регулярность употребления;
- причина.
В рамках информирования необходимо показывать школьникам профилактические фильмы, они в своем роде имеют большую эффективность, если их показывать ученикам в возрасте до 12 лет. Проводить беседы с младшими школьниками о вреде алкоголя, табака, наркотиков, также чрезмерное использование гаджетов, которые могут превратиться в привычки,
если пробовать их постоянно или от случая к случаю. А эти пагубные привычки могут сильно повлиять на их здоровье, при этом, демонстрировать итоги злоупотребления алкоголем, табаком и наркотиками.
У подрастающего поколения время от времени в силу своей неопытности в разных жизненных ситуациях возникают трудности, в которых трудно и не под силу разобраться. Это могут быть одиночество, насилие, стресс. В это непростое для жизни подрастающего поколения ситуации, на поддержку может прийти служба как «Телефон доверия». Рассказать о своей боли незнакомому человеку иногда бывает очень просто, чем родным людям.
Также, предлагается открыть музей, который соберет в себе информацию о жертвах и результатах зависимого поведения человека в иллюстрациях, восковых фигурах и оригинальных экспонатах. Среди старшеклассников можно чаще проводить дискуссии по нашумевшим громким преступлениям, которые были совершены зависимым человеком.
С точки зрения специалистов зависимость - это прогрессирующее хроническое смертельное заболевание. Его лечение считается самой сложной работой для специалистов. И не смотря на огромное количество методов лечения, ни один специалист не дает 100 процентов гарантии полного излечения. Поэтому важно знать, что справиться с такой проблемой как зависимость, можно только с помощью специалистов и поддержки близких людей.
Так как зависимость уничтожает все сферы жизни (физическую, психологическую, духовную, социальную), то и лечение должно содержать комплексный всесторонний подход.
Курс лечения можно разделить на несколько этапов:
- Выявление физического, социального, психологического состояния ребенка и определение процента зависимости. Если столкнулись с химической зависимостью, то специалисты рекомендуют на данном этапе очищение организма.
- Реабилитация. Проведение мероприятий, которые остановят причины возникновения повторного злоупотребления. Данный этап проводится регулярно в виде бесед с психологами рекомендательного характера, полная перезагрузка физического, духовного здоровья.
- Социализация. Цель этого этапа - возврат человека к полноценной жизни среди людей, воссоздание сломанных отношений и получение навыков эффективного общения с другими людьми.
Итак, проведя исследование среди учащихся 9-11 классов на базе МБОУ «Саккырыская средняя общеобразовательная школа» Эвено-Бытантайского национального района им. Шадрина Р.И. Республики Саха (Якутия), составили таблицу, в которой представлены результаты анкетирования, состоящего из 12 вопросов. Возраст участников опроса составляет от 16 до 18 лет. Вопросы, заданные опрашиваемым:
Результаты опроса
Вопрос Ответы
1. Обнаруживаете себя предвкушающим очередной выход в Сеть? Да - 10 ответов Нет - 2 ответов
2. Иногда могу посплетничать о людях, которых не люблю. Да - 6 ответов Часто - 4 ответов Нет - 2 ответов
3. Легко раздражаюсь, но легко и успокаиваюсь. Да - 4 ответов Нет - 8 ответов
4. Если меня не попросить по-хорошему, просьбу не выполню. Да - 10 ответов Нет - 2 ответов
5. Не всегда получаю то, что мне положено. Да - 6 ответов Нет - 6 ответов
6. Знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной. Да - 12 ответов Нет - 0 ответов
7. Если не одобряю поступки других людей, даю им это почувствовать. Да - 5 ответов Нет - 7 ответов
8. Мне кажется, что я не способен ударить человека. Да - 10 ответов Нет - 2 ответов
9. Если случается обмануть кого-либо, испытываю угрызения совести. Да - 6 ответов Нет - 6 ответов
10. Никогда не раздражаюсь настолько, чтобы разбрасывать вещи. Да - 10 ответов Нет - 2 ответов
11. Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его. Да - 5 ответов Нет - 7 ответов
12. Когда установленное правило не нравится мне, хочется нарушить его. Да - 5 ответов Нет - 7 ответов
40%
20%
0%
Как видно из диаграммы, 50% подростков интернет - зависимые. 40% среди испытуемых обычные пользователи и 10% оппонентов, чрезмерно злоупотребляют пользование Интернетом.
Подростки указали, что практически 70% времени уделяют компьютеру, некоторые из них - смартфонам. На компьютере играют в онлайн игры, смартфоны предназначены для общения в соцсетях, опубликование всех своих действий, в целях получения оценки («лайки»), что оказывается главным критерием, на сегодняшний день, указывающим на успешность подростка среди сверстников.
При этом на учебу, здоровый сон, выполнение домашней работы, хобби и еду они оставляют всего 30% своего времени, к тому же, все эти действия выполняются с указания взрослых (напоминания), в противном случае и 30% оставшегося времени могут посвятить гаджетам.
Выводы. Подводя итог всему вышесказанному, следует, что зависимое поведение в общем для всех возрастов это серьёзная социальная проблема, которая может привести к таким негативным последствиям, как утрату работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. К тому же, результаты зависимости так или иначе затрагивают любую семью.
Чтобы предупредить зависимость ребенка, в первую очередь необходимо стать для него примером, ведь только своим поведением мы можем научить детей отличать плохое от хорошего, дать отказ в некоторых случаях, а самое главное не держать все в себе, не бояться поделиться своими страхами с близким человеком.
Литература:
1. Ахрямкина,Т.А. Психологические причины увлеченности детей и подростков компьютером / Т.А. Ахрямкина, Т.П. Жарикова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук / Самар. науч. центр РАН / под общ. ред. В.П. Шорина - Самара: 2018. - Спец. вып. - С. 5-13.
2. Бубнова, А.Н. Взаимодействие семьи и школы в профилактике аддиктивного поведения обучающихся / А.Н. Бубнова // Воспитание школьников. - 2019. - № 8. - С. 14-20
3. Буйнов, Л.Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема / Л.Г. Буйнов, Л.П. Макарова, М.В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - №4. - С.242-243
4. Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А.В. Гоголева. - М.: Моск. психол.-соц. инт ., 2020. - 238 с.
5. Корнилова, А.В. Психологическое консультирование педагогов по организации профилактики аддиктивного поведения подростков в условиях СОШ // Актуальные проблемы личности, образования и общества в контексте социально-гуманитарных наук : материалы Всерос.науч.-практ. конф. / под общ.ред. Е.С. Романовой. - М., 2019. - С. 295-299
6. Мандель, Б.Р. Психология зависимостей (аддиктология) / Б.Р. Мандель. - М.: Инфра-М, 2019. - 320 с.
7. Матусевич, М.С. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде на уровне муниципального образования / М.С. Матусевич, А.П. Новожилова // Молодой ученый. - 2020. - № 8. - С. 360-364.
8. Профилактика зависимого поведения обучающихся / Горбатюк В., Емельяненко Ю., Козырева С., Луцкович В.И [и др.]; под ред. В.А. Горбатюк. - Минск: РИПО, 2018. - 180 с.
Педагогика
УДК 373.1
аспирант Шакирова Гульсум Рафаэловна
Башкирский государственный университет (г. Уфа)
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ НЕУСПЕШНОСТИ
ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Компетентные люди способны решать сложные задачи в изменяющихся условиях. Они обладают компетенциями и компетентностями: имеют знания и способности, используют их для выполнения определенных задач. Успешность в решении поставленных задач зависит от владения ключевыми компетенциями. Для школьников учебная неуспешность связана с недостаточным уровнем владения ключевыми компетенциями. Цель исследования - раскрытие особенностей формирования ключевых компетенций, необходимых для преодоления учебной неуспешности школьников. К данным компетенциям отнесены предметные, метапредметные и личностные. В процессе изучения учебного предмета школьники достигают определенные результаты, называемые предметными компетенциями. Уровень достижения данных результатов проверяется в ходе выполнения всероссийских проверочных работ, основного государственного экзамена и единого государственного экзамена. Метапредметные результаты обучения привязаны к разным учебным предметам. Метапредметные компетенции реализуются учащимися в учебной и внеучебной деятельности, применяются на практике. Личностные компетенции представляют собой свойство личности, обеспечивающее успешное решение задач личностного
интрнет некоторые обычные
зависимые проблемы пользователи
:!;] иисимости