Научная статья на тему 'Особенности психолого-педагогического процесса в работах Альфреда Бине'

Особенности психолого-педагогического процесса в работах Альфреда Бине Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
62
17
Поделиться
Ключевые слова
РЕФОРМАТОРСКАЯ ПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА АЛЬФРЕДА БИНЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Олейникова Анна Михайловна

В статье рассматриваются основные принципы психопедагогического процесса в работах А. Бине. Автор подчеркивает вклад Бине в развитие различных областей педагогики и особенно в педагогическую психологию.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Олейникова Анна Михайловна,

Characteristics of the psychologic-pedagogical process in the works of Alfred Binet

In the article, the main principles of the psychopedagogic process in works of A. Binet are considered. The author emphasizes the contribution of Binet to development of different pedagogic fields and particularly to the pedagogical psychology.

Текст научной работы на тему «Особенности психолого-педагогического процесса в работах Альфреда Бине»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

особенности психолого-педагогического процесса в работах альфреда бине

Олейникова А.М.

В статье рассматриваются основные принципы психопедагогического процесса в работах А. Бине. Автор подчеркивает вклад Бине в развитие различных областей педагогики и особенно в педагогическую психологию.

Ключевые слова: реформаторская педагогика, педагогическая система Альфреда Бине, познавательная активность.

В первой половине ХХ в. в зарубежной педагогике прослеживаются две основные парадигмы: педагогический традиционализм - продолжение прежней мысли и новое воспитание, или реформаторская педагогика, - определенная альтернатива такой традиции. Именно ее приверженцем и был Альфред Бине.

Реформаторская педагогика отличалась негативным отношением к прежней теории и практике воспитания, углубленным интересом к личности ребенка, новыми решениями проблем воспитания. Антитрадиционализм искал новые пути формирования личности, чтобы, по словам швейцарского педагога Адольфа Ферьера (1879-1960), готовить не сухих интеллектуалов, а живых людей, успешно действующих во всякой социальной среде.

Многие ведущие теоретики реформаторской педагогики были не кабинетными учеными, а практическими учителями и наставниками. Заметным событием в антитрадиционном воспитании стало зарождение экспериментальной педагогики. Ее представители сосредоточились прежде всего на исследованиях психологии ребенка, чтобы из нее вывести воспитание, которое он должен получить. Создатели экспериментальной педагогики, стремясь освободить воспитание от умозрительности, опереться на эмпирию изучения ребенка и его поведения, на основе лабораторных наблюдений выдвинули в качестве основного педагогический принцип саморазвития личности. При разработке педагогических проблем они пытались использовать данные детской психологии и физиологии, а также конкретной социологии.

Экспериментальная педагогика выдвинула тезис врожденных умственных способностей и целесообразность развития личности прежде всего на основе этих способностей. Подобный тезис получил оформление в идеях педоцентризма - педологии.

Педология родилась в Англии (Дж.Э. Адамсон), получила сторонников во Франции (А. Бине) и особенно в США (Г. Холл, Э. Торндайк, У. Килпатрик). Основным исследовательским приемом ее теоретиков было интеллектуальное тестирование.

Представители нового воспитания считали, что обучение должно исходить из интересов учащихся, поощрять самостоятельность и активность школьников. Возникнув и развиваясь в процессе пересмотра традиционных педагогических установок в пользу обогащения содержания, активизации учебного процесса, реформаторская педагогика служила важным обоснованием реформ школьного образования в первой половине ХХ столетия.

Из похожих позиций исходил и французский психолог и педагог Альфред Бине (1857-1911). Бине, интересовавшийся широким кругом психологических проблем, со временем все большее внимание уделял проблемам детской и педагогической психологии. Основу его знаменитой книги «Экспериментальное изучение интеллекта» (1903) составили длительные (длившиеся три года) наблюдения над учащимися начальной школы, а также, что особенно интересно, над двумя собственными дочерьми - Маргаритой и Армандой. Альфред Бинэ (1857-1911) один из основоположников учения о тестах. Им разработана (в вариантах теста 1908 и 1911 гг.) система возрастных шкал для диагностики детей. Он сгруппировал тестовые задания по возрастным группам, в которых «нормальные» дети решали их на 50-90 %. Если данную задачу решало около 75 % определенного количества детей одинакового возраста, она считалась показательной для данного возраста. По числу заданий, которые решил ребенок, вычислялся возраст его интеллектуального развития. Задания, как правило, предполагали владение логическими, логико-перцептивными и арифметическими действиями, выявляли общую осведомленность, ори-

Северо-Кавказский психологический вестник > № 8/3 2010 г.

ентировку в практических ситуациях, произвольную память и пр. Таким образом, была составлена серия тестов для каждого возраста. Однако этот возраст интеллектуального развития может сообщить что-то об умственных способностях ребенка и перспективах его развития только в том случае, если его сопоставить с возрастом жизни ребенка.

К числу факторов, несомненно влияющих на успех человека в школе и жизни, Бине отнес три главных -здоровье, ум и характер. Определенную роль играет и четвертый фактор - имущественное положение, дающее возможность успешно реализовать природные потенции. Поэтому содержание школьного образования должно сообразовываться с особенностями и возможностями учащихся, с их темпераментом и характером, а также учитывать экономические условия, в которых будет протекать их жизнь. Так как школьные и жизненные успехи во многом координируются, очень важно уделять самое серьезное внимание правильной оценке школьной успеваемости.

Это и побудило Бине скрупулезно заняться разработкой методов объективной оценки успешности обучения. Предложенная им система основывалась на двух принципах: 1) содержание экзаменационных вопросов не должно иметь случайного характера; оно должно слагаться из системы вопросов, имеющих неизменное содержание и строго соразмеряющих степень трудности; 2) достигнутые ребенком успехи должны оцениваться не по субъективным меркам экзаменатора («хорошо», «удовлетворительно» и т.п.), а сравниваться со средней успешностью детей того же возраста и того же социального положения, посещающих те же школы. Таким путем определяется не только успешность учения, но и умственное и физическое развитие ребенка. Это сразу дает возможность понять, соответствует ли ребенок норме, опережает ее или отстает.

Он утверждал, что в процессе воспитания следует опираться на врожденные данные. При изучении ребенка Бине одним из первых применил психологические тесты. Социальную среду как фактор воспитания Бине рассматривал излишне прямолинейно. Он, в частности, полагал целесообразной жесткую рецептуру наказаний, невысоко расценивал роль педагогического примера.

А. Бине, анализируя процесс обучения, исходил из утверждения, что ребенок хорошо усваивает то, что его непосредственно касается. Он изучал физиологические и психологические закономерности развития школьника. Бине выступал против традиции, согласно которой главным средством обучения является слово учителя, считая, что учащийся должен стать активным участником собственного образования. Он предложил обучать в так называемых гомогенных классах, объединяющих учеников

со сходными способностями и уровнем развития. Но одного установления успешности или неуспешности учения и развития ребенка недостаточно.

Постановка диагноза, по убеждению Бине, составляет лишь половину дела. Педагогика в известном смысле подобна медицине, которая включает не только диагностику, но и лечение. Необходимо помочь школьнику преодолеть имеющиеся у него недостатки. И в этом случае подход должен быть сугубо индивидуальным.

Найдя причину отклонения в развитии ребенка, надо искать наиболее подходящие средства для устранения недостатков. В этих целях надо поочередно исследовать физическое состояние ребенка, его органы чувств, его умственные способности, его память и характер. В такой последовательности Бине и рассматривает в своей книге каждый из этих вопросов.

В ХХ веке начинается этап интенсивной разработки идеи интеллектуальной одаренности. В 1904 году во Франции по заданию министра общественного права была сформирована комиссия для разработки тестов по определению уровня умственной отсталости ребенка. Французский ученый Альфред Бине совместно с Теофилом Симоном разработал тесты, удовлетворяющие требованиям комиссии. Но неожиданно для авторов эти методики получили широкое распространение в Европе и Америке именно как средство определения одаренности.

А. Бине стремился выявить общие способности к познавательной деятельности. Эти способности оценивались им с точки зрения сформированности определенных познавательных функций (запоминание, пространственное различение и т.д.) и усвоения социального опыта (осведомленность, знание значений слов, способность к моральным оценкам и т.д.). Несколько позже, в 1912 году, немецкий ученый В. Штерн дополнил разработки А. Бине несложной формулой для расчета коэффициента интеллекта -Ю (НеШдепБсе яиоИеп1:).

Шкала А. Бине в редакциях (1908 и 1911) была переведена на немецкий и английский языки, отличалась тем, что в ней был расширен возрастной диапазон детей - до 13 лет, увеличено число задач и введено понятие умственного возраста.

Задания в шкалах Бине были сгруппированы по возрастам (от 3 до 13 лет). Детям до 6 лет предлагалось по четыре задания, а детям старше 6 лет - шесть заданий. Задания подбирались путем исследования большой группы детей (300 человек). Показателем интеллекта в шкалах Бине был умственный возраст, который определялся по успешности выполнения тестовых заданий.

Вторая редакция шкалы Бине послужила основой работы по проверке и стандартизации, проведенной

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

в Стэнфордском университете (США) коллективом сотрудников под руководством Л.М. Термена. Этот вариант был предложен в 1916 г., имел много серьезных изменений по сравнению с основным и был назван шкалой Стэнфорд-Бине. Основных отличий от тестов Бине было два: введение в качестве показателя по тесту коэффициента интеллектуальности (Ю), определяющегося отношением между умственным и хронологическим возрастом, и применение критерия оценки тестирования, для чего вводилось понятие статистической нормы.

Строение этого первого в мире теста интеллекта психологам хорошо известно и не требует подробных разъяснений. Следует лишь отметить, что Бине, предлагая свою шкалу, настойчиво предупреждал: ее применение в обязательном порядке требует тщательного анализа результатов, подробного их комментария, сопоставления с иными диагностическими данными. В противном случае, по мнению Бине, предложенная им процедура утрачивает всякую ценность.

Столь же высокие требования он предъявлял к квалификации экспериментатора. Важно также отметить указание Бине на то, что недопустимо смешивать уровень умственного развития, измеряемый с помощью его методики, с так называемыми школьными способностями, которые включают не только интеллект, но и внимание, желание учиться (в современной терминологии - мотивацию учения), характерологические особенности ребенка.

Однако практика использования тестов интеллекта показывала, что значительная часть предлагаемых заданий выявляла не столько способности мыслить, сколько информированность ребенка,

уровень его обученности. В 30-е годы стали раздаваться голоса специалистов, возражавших против исключительного использования тестов интеллекта для выявления одаренных детей. К середине XX в. исследования по психологии талантов и способностей развернулись широким фронтом. Этому способствовали два фактора: накопленные в психологии данные о природе таланта, условиях, обеспечивающих его развитие, и стремительный рост научных технологий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы и историография истории зарубежной педагогики. - М., 1987.

2. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века. - М., 1994.

3. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. - М., 1998.

4. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учебник для студентов высших учебных заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

5. История педагогики и образования: Учебное пособие для педагог. учебных заведений / Под. ред. А.И. Пискунова. - М.: ТЦ «Сфера», 2004.

6. Корнетов Г.Е. Всемирная история педагогики. -М., 1994.

7. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2003.

8. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Ч.1-3. - М., 1988-1991.

9. Френе С. Избранные педагогические сочинения / Пер. с франц. - М., 1990.