Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В РАБОТЕ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В РАБОТЕ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

262
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектирование / психолого-педагогический проект / психодиагностическая программа / коррекционно-развивающая программа / ресурсы образовательной среды / design / psychological and pedagogical project / psychodiagnostic program / correction and development program / educational environment resources

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крюкова Елена Аркадьевна

Статья посвящена психолого-педагогическому проектированию как особому виду проектной деятельности, отличному от социального и педагогического проектирования. Такого рода проектирование может касаться основных видов деятельности психолога, а именно: психодиагностики, психологического просвещения, консультирования, психопрофилактики, коррекции и развития. Автором работы акцентируется, что студенты при этом должны приобрести умение решать профессиональные психолого-педагогические проблемы в комплексе, учитывая специфику образовательного учреждения, контингента обучающихся, семей и взаимоотношений в них, используя ресурсы образовательной среды и педагогического коллектива. В данной статье показан алгоритм создания проекта и особенности организации такого рода деятельности студентовмагистров, обучающихся на факультете психологии, содержатся методические рекомендации по организации и содержанию практической работы, перечень основных мероприятий, выполнение которых обязательно для студентов, показана специфика осваиваемых компетенций для магистерских программ разного профиля, описано возможное наполнение текста проекта или коррекционно-развивающей программы, даны рекомендации, предложены критерии оценки данной работы, подчеркивается необходимость соблюдения профессиональной этики. Конкретизированы некоторые аспекты деятельности, например, предлагается дифференцировать применяемую диагностику, осуществляемую студентом, на организационно-управленческую и психологопедагогическую, что позволяет погрузиться в образовательную среду и в дальнейшем использовать ее потенциал. Качество рефлексивных и аналитических материалов рекомендуется оценивать по соответствию выбираемых форм, методов, приемов и способов работы решаемой психологопедагогической проблеме. Вовлечение в процесс развития ребенка педагогов, специалистов, членов семей рассматривается как системное влияние на психологическую культуру окружения, взаимоотношения, микроклимат. В целом делается вывод о том, что организация проектной работы студентов-магистров в психолого-педагогической области позволяет развить профессиональное восприятие проблем, интуицию, способность к предвидению, а также способность к комплексному решению психолого-педагогических задач с опорой на участников образовательных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крюкова Елена Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROJECT PLANNING IN THE WORK OF MASTER'S STUDENTS OF THE FACULTY OF PSYCHOLOGY

The article is devoted to psychological and pedagogical design as a special type of project activity that differs from social and pedagogical design. This kind of design can be related to the main activities of the psychologist, namely: psychodiagnostics, psychological education, counseling, psychoprophylaxis, correction and development. The author emphasizes that students should acquire the ability to solve professional psychological and pedagogical problems in a complex, taking into account the specific features of the educational institution, the contingent of students, families and relationships in them, using the resources of the educational environment and the teaching staff. The article demonstrates the algorithm of creation of the project and the characteristics of organization such activities for master students studying at the faculty of psychology, provides guidelines on the organization and content of practical work, gives a list of the key actions required for students, shows specificity of mastering the competences for master degree programmes in different fields, describes the possible contents of the text of the draft or correctionaldeveloping programmes, gives recommendations and criteria of assessment this work and the need for professional ethics. Some aspects of the activity are specified. For example, it is proposed to differentiate the applied diagnostics, carried out by the student, into organizational, managerial, psychological and pedagogical, which allows a person to immerse himself into the educational environment and further on to use its potential. The quality of reflexive and analytical materials is recommended to be evaluated by the correspondence of the selected forms, methods, techniques and methods of work to the psychological and pedagogical problem being solved. Involvement of teachers, specialists, and family members into the process of child development is considered as a systemic influence on the psychological culture of the environment, relationships, and microclimate. In general, it is concluded that the organization of project work of master students in the field of psychology and education allows them to develop professional perception of problems, intuition, the ability to foresee, as well as the ability to solve complex psychological and pedagogical problems with the participants of educational relations.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В РАБОТЕ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 378-057.175:159.99 UDC 378-057.175:159.99 DOI 10.24412/2712-827Х-2021 -5-84-97

Крюкова Елена Аркадьевна

Кандидат психологических наук, доцент, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Россия, 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, д. 24, тел.: +7 (342) 2151873 (доб. 405), e-mail: Krjukova@inbox.ru

Krjukova Elena Arkadievna

Ph.D. (Psychology), Perm State Humanitarian Pedagogical University

Perm, Russia

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В РАБОТЕ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ

ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROJECT PLANNING IN THE WORK OF MASTER'S STUDENTS OF THE FACULTY OF PSYCHOLOGY

Аннотация

Статья посвящена психолого-педагогическому проектированию как особому виду проектной деятельности, отличному от социального и педагогического проектирования. Такого рода проектирование может касаться основных видов деятельности психолога, а именно: психодиагностики, психологического просвещения, консультирования, психопрофилактики, коррекции и развития. Автором работы акцентируется, что студенты при этом должны приобрести умение решать профессиональные психолого-педагогические проблемы в комплексе, учитывая специфику образовательного учреждения, контингента обучающихся, семей и взаимоотношений в них, используя ресурсы образовательной среды и педагогического коллектива. В данной статье показан алгоритм создания проекта и особенности организации такого рода деятельности студентов-магистров, обучающихся на факультете психологии, содержатся методические рекомендации по организации и содержанию практической работы, перечень основных мероприятий, выполнение которых обязательно для студентов, показана специфика осваиваемых компетенций для магистерских программ разного профиля, описано возможное наполнение текста проекта или коррекционно-развивающей программы, даны рекомендации, предложены критерии оценки данной работы, подчеркивается необходимость соблюдения профессиональной этики. Конкретизированы некоторые аспекты деятельности, например, предлагается дифференцировать применяемую диагностику, осуществляемую студентом, на организационно-управленческую и психолого-педагогическую, что позволяет погрузиться в образовательную среду и в дальнейшем использовать ее потенциал. Качество рефлексивных и аналитических материалов рекомендуется оценивать по соответствию выбираемых форм, методов, приемов и способов работы решаемой психолого-педагогической проблеме. Вовлечение в процесс развития ребенка педагогов, специалистов, членов семей рассматривается как системное влияние на психологическую культуру окружения, взаимоотношения, микроклимат. В целом делается вывод о том, что организация проектной работы студентов-магистров в психолого-педагогической области позволяет развить профессиональное восприятие проблем, интуицию, способность к предвидению, а также способность к комплексному решению психолого-педагогических задач с опорой на участников образовательных отношений.

Abstract

The article is devoted to psychological and pedagogical design as a special type of project activity that differs from social and pedagogical design. This kind of design can be related to the main activities of the psychologist, namely: psychodiagnostics, psychological education, counseling, psychoprophylaxis, correction and development. The author emphasizes that students should acquire the ability to solve professional psychological and pedagogical problems in a complex, taking into account the specific features of the educational institution, the contingent of students, families and relationships in them, using the resources of the educational environment and the teaching staff. The article demonstrates the algorithm of creation of the project and the characteristics of organization such activities for master students studying at the faculty of psychology, provides guidelines on the organization and content of practical work, gives a list of the key actions required for students, shows specificity of mastering the competences for master degree programmes in different fields, describes the possible contents of the text of the draft or correctional-developing programmes, gives recommendations and criteria of assessment this work and the need for professional ethics. Some aspects of the activity are specified. For example, it is proposed to differentiate the applied diagnostics, carried out by the student, into organizational, managerial, psychological and pedagogical, which allows a person to immerse himself into the educational environment and further on to use its potential. The quality of reflexive and analytical materials is recommended to be evaluated by the correspondence of the selected forms, methods, techniques and methods of work to the psychological and pedagogical problem being solved. Involvement of teachers, specialists, and family members into the process of child development is considered as a systemic influence on the psychological culture of the environment, relationships, and microclimate. In general, it is concluded that the organization of project work of master students in the field of psychology and education allows them to develop professional perception of problems, intuition, the ability to foresee, as well as the ability to solve complex psychological and pedagogical problems with the participants of educational relations.

Ключевые слова: проектирование, психолого-педагогический проект, психодиагностическая программа, коррекционно-развивающая программа, ресурсы образовательной среды.

Keywords: design, psychological and pedagogical project, psychodiagnostic program, correction and development program, educational environment resources.

Введение

Проектная деятельность - это распространенный сегодня в практике работы многих специалистов вид деятельности, позволяющий оперативно и качественно решать профессиональные задачи [Астафьева 2016: 609; Белов 2015: 5; Воробьева 2016: 187; Грачев 2019; Гаффоров 2016; Декина 2018: 11; Домрачева 2018: 19; Лаптева 2015; Максимова 2016; Усачева 2017]. Такого рода деятельность опирается с одной стороны на имеющиеся знания и умения, с другой стороны, позволяет овладеть профессиональным восприятием проблем и способов их решения, задействует творческие способности студентов, развивает множество компетенций, позволяет углубить знания по специальным психологическим дисциплинам.

На сегодняшний день имеется достаточно ясное представление о педагогическом и социальном проектировании [Декина 2018: 11], [Домрачева 2012: 19; Жуина, Ховрина 2017: 147; Ларюшкина, Ботвич 2017: 135; Мартыненко 2016: 59], но некоторые аспекты проектирования в психологической области требуют доработки. Особенностью данного вида деятельности является то, что студенты должны приобрести умение решать профессиональные психолого-педагогические проблемы в комплексе, учитывая специфику образовательного учреждения (далее - ОУ), контингента обучающихся и их семей, сформировать представление, что педагог-психолог работает в педагогическом коллективе, имеющем иерархическую структуру соподчинения, цели, задачи, определяемую ежегодно методическую тему, разных специалистов в своем составе.

Проектно-технологическая работа направлена на стимулирование профессионального самоопределения студентов, развития их стремления к изучению дисциплин психологического цикла, к совершенствованию полученных знаний в целях подготовки к

творческому решению задач в практической деятельности психолога, на развитие у студентов интереса к научно-исследовательской работе, навыков ведения исследования в области практической психологии. В рамках проектной деятельности студент имеет возможность освоить требуемые компетенции, получить практические знания в той области психологии, которая соответствует направлению и профилю подготовки, развить профессиональные навыки. Образовательное учреждение вправе сориентировать студентов на выполнение работы в рамках актуальной для себя тематики, если проектная работа осуществляется в рамках производственной практики.

Цель - алгоритмизация процесса разработки и реализации психолого-педагогического проекта в соответствии с особенностями организации образовательного процесса в ОУ, специфическими качествами образовательной среды и контингента обучающихся, потребностями в коррекционно-развивающей работе, сформулированными на основе результатов психодиагностики индивидуальности, семьи и образовательной среды.

Задачи: 1) Сориентировать студентов на знакомство с особенностями деятельности образовательного учреждения с точки зрения организации работы с обучающимися и их семьями, а также спецификой деятельности педагога-психолога. 2) Побудить студентов проанализировать, насколько комплексный характер носит работа психолога в ОУ, имеются ли какие-либо приоритеты, в чем состоит специфика деятельности в связи с контингентом обучающихся. 3) При сопровождении специалистов вуза и школы разработать психолого-педагогический проект организации системной работы с семьей для конкретного ОУ с учетом особенностей контингента обучающихся, спецификой деятельности, качествами образовательной среды. 4) Сформировать навыки системной реализации профессиональной деятельности, разработать и реализовать различные психолого-педагогические мероприятия на базе проведенной диагностической работы с целью освоения компетенций, приобретения соответствующих навыков работы. 5) Включить содержание специальных дисциплин, преподаваемых в магистратуре, в практическую коррекционно-развивающую деятельность.

Профессиональным результатом работы студента-магистра факультета психологии должен стать выполненный в образовательном учреждении психолого-педагогический проект на самостоятельно сформулированную актуальную для данного микросоциума тему, в котором должна быть отражена комплексная организация работы с обучающимися, семьями обучающихся, педагогами и специалистами, администраторами для конкретного ОУ в соответствии с его спецификой.

Основная часть

Проект выполняется индивидуально, в редких случаях, он может быть выполнен силами двух или трех студентов на базе одного ОУ, однако содержательно выполняемые части проекта должны быть разведены на уровне теории, диагностики и формирующей части проекта, при этом каждый из студентов представляет самостоятельно выполненный проект, в котором разрабатывается конкретный аспект коллективно выбранной проблемы.

Проект может иметь большее или меньшее количество составляющих, на усмотрение автора, например, можно описывать, команду проекта, мониторинг проекта, спонсоров и т.д., однако, это не является обязательным. Те составляющие, которые в большей степени описывают именно психолого-педагогическую работу, должны присутствовать обязательно.

Виды профессиональной деятельности, осуществляемые студентом: психологическая диагностика, психологическое просвещение, профилактика, консультирование и коррекция должны быть, согласованы между собой и органично вписаны в структуру образовательной деятельности конкретного ОУ.

Методические рекомендации по организации и содержанию практической работы:

Студентам для начала необходимо познакомиться с системой психолого-педагогической работы в учреждении, сформулировать проблемы, установить контакты с носителями проблемы, организовать работу с литературой по избранной проблеме, обосновать подбор диагностических методик для её исследования, составить план работы.

Далее должен быть произведен анализ проблемы методами психологической диагностики: проведение диагностической работы, обработка результатов, анализ результатов и их интерпретация, при необходимости - статистический сравнительный анализ. Нужно понимать, что составление психодиагностической программы исследования само по себе также является формой проектной работы. Набор методов и методик не может быть случайным. Необходимо понимание, что хочется получить в результате, используя именно эти методы и методики, будет ли эта информация достоверной и полной для организации на базе неё активных психолого-педагогических программ.

Следующим этапом должна стать организация работы в ОУ в виде создания и реализации психолого-педагогического проекта на определенную студентом тему. Для этого необходимо комплексное решение обнаруженной психолого-педагогической проблемы в конкретных условиях, проведение формирующих психолого-педагогических мероприятий с участниками проекта, представителями образовательной среды. Основные направления деятельности педагога-психолога учреждения (коррекция и развитие, просвещение, профилактика, консультирование, а также методическая и научно-исследовательская работа) должны быть отражены в разработке. Для проведения конкретных мероприятий по плану (например, родительских собраний, лекций, бесед, тематических консультаций (индивидуальных или групповых), активных форм работы с детьми, родителями, педагогами и т.д.) должны быть подготовлены соответствующие материалы.

Анализ полученных результатов работы и рефлексия должны показать, насколько реализация разработанной программы психолого-педагогических мероприятий позволила решить или приблизиться к решению поставленной проблемы.

Всю проектную документацию необходимо должным образом оформить.

Основные мероприятия, выполнение которых обязательно для студентов:

1. Выбор проблемы совместно с психологом и руководителем проектной работы от вуза в соответствии со специальными дисциплинами, изучаемыми в магистратуре.

2. Определение цели и задач деятельности студента и их конкретизация в рамках поставленной проблемы проекта, т.е. выбор группы обучающихся или семей обучающихся (от 10, или иначе, по выбору студента). Индивидуальная траектория профессионального развития, планируемые научно-исследовательские работы здесь могут найти отражение.

3. Психологическая диагностика.

Диагностика, осуществляемая студентом в рамках психолого-педагогического проекта, должна учитывать два аспекта работы: организационно-управленческий и психолого-педагогический.

Первый аспект организационно-управленческий. Он связан с нормативно-правовой базой ОУ конкретного типа обучения, спецификой организации работы данного учреждения с обучающимися и их семьями. Для реализации этого направления диагностики проводится анализ нормативно-правовой документации, регулирующей деятельность ОУ, основные направления и формы работы, образовательные программы. Приветствуется изучение материалов сайта ОУ, работа с образовательной документацией. Степень погружения в эти вопросы остается на усмотрение студента. Далее анализируется внутренняя документация учреждения, например, документация администраторов, курирующих работу с обучающимися, их семьями и организующих аналогичную работу со стороны классных руководителей. Если такая документация не предоставлена студенту, можно использовать устный опрос. Студента могут заинтересовать концепция развития ОУ, вопросы,

обсуждаемые в связи с изучаемой проблемой на аппаратных совещаниях или педсоветах, работа специфических комиссий в ОУ, педагога-психолога, ведущего данную работу, социального педагога, школьного врача, логопеда, заместителя директора, курирующего определенную ступень школы, учебно-воспитательную или организационную работу, либо специальное образование. Здесь возможно применение опросных методов и анализ документации. Можно изучить наполнение сайта школы, д/с, коммерческой образовательной организации или центра. Целью данной работы является понимание, как выстроена психолого-педагогическая работа в конкретном учреждении, на чем она базируется. Диагностические методы для данной части практической работы: анализ документации, интервью с руководителями и администраторами ОУ, ответственными специалистами, беседы и анкетирование.

Задачей студента на данном этапе является понимание, насколько комплексно организована работа, как и с помощью каких организационных форм и методов решаются проблемы обучающихся и корректируются взаимоотношения в их семьях, какие современные образовательные модели, технологии, программы, методы при этом используются, каково ценностное наполнение образовательной среды, т.е. особенности и ресурсы организационной культуры, какие направления развития выбирает для себя образовательное учреждение на данном этапе. Кроме того, должны быть отработаны навыки психолого-педагогической коммуникации и взаимодействия на всех уровнях организации работы в ОУ.

Второй аспект психолого-педагогический.

Студент во время практики участвует в решении комплексных задач, возникающих в деятельности психолога в учреждении сферы образования. Сначала разрабатывается программа психодиагностического обследования с учетом целей студента, а также спецификой контингента обучающихся и их родителей в конкретном образовательном учреждении.

Студент осуществляет диагностику в соответствии с решаемой психолого-педагогической проблемой, для этого обследует обучающихся, членов семей обучающихся, возможно, детское и взрослое окружение в образовательной среде, посредством не менее 3 методик с достаточным количеством показателей и формулирует психологический диагноз. Диагностическое исследование проблемы включает: а) выбор необходимых методик и средств диагностики (осуществляется самим студентом, исходя из знаний, полученных в курсе психодиагностических дисциплин); б) необходимую статистическую обработку полученных данных; в) повторную выборочную или полную диагностику состояния проблемы после разработки и проведения коррекционных, развивающих и т.п. программ для решения поставленных задач (возможна форма опроса участников о результате).

Психологическое просвещение, профилактика, консультирование и коррекция проводятся на базе данных, полученных с помощью психодиагностического обследования респондентов (детей и их родителей). Целью мероприятий является развитие ребенка и создание микроклимата и настроя в семье, этому способствующего.

Профессиональная психодиагностическая деятельность организуется в соответствии с этическими принципами и нормами работы педагога-психолога, за что студент несет профессиональную ответственность, как за организацию процесса, так и за результаты работы.

4. Реализация проектной идеи с целью развития или коррекции. Студент разрабатывает и реализует психолого-педагогический проект или коррекционно-развивающую программу (индивидуальную или групповую) по избранной проблеме, решение которой позволит оказать конкретную психологическую помощь ребенку и его семье.

Программа, помимо небольшого теоретического обоснования, должна предполагать: а) не менее 1-ой встречи психопросветительского плана с участниками проекта (детьми и взрослыми, специалистами школы, которые могут оказать содействие в решении изучаемой проблемы); б) проведение не менее 5 психопрофилактических занятий (беседы, сеансы психологической разгрузки и др.), в) 2-3 индивидуальных или со всеми членами семьи консультации (для каждой из семей, участвующих в психолого-педагогическом проекте), г) не менее 5 коррекционно-развивающих занятий, включенных в одну тематическую программу (индивидуальных или групповых).

На некоторые виды деятельности может быть приглашено несколько детей или дети с родителями одновременно (на усмотрение студента). Может быть составлена и реализована программа социально-психологического тренинга для группы детей или семей.

По окончании программы должен быть проведен анализ эффективности оказания психологической помощи. Для этого может быть проведена вторая серия специальной диагностики, завершающей формирующую часть эксперимента, но можно воспользоваться и опросными методами с целью получения качественной оценки результативности от респондентов.

В реальной ситуации программу придется варьировать, например, под обучающихся разного возраста, индивидуальные особенности детей, разные семьи, несмотря на то, что семьи для реализации проектной идеи будут подобраны со сходной проблемой, например, повышенная тревожность или агрессивность и т.д. Ньюансы проведенной психолого-педагогической работы должны быть проанализированы и отразиться в завершающей части проекта. В итоговой части проекта может содержаться рефлексия и коррекция идеи, психодиагностической или коррекционно-развивающей программы, оценка качества реализации проекта.

5. Психологическое просвещение обучающихся, родителей, законных представителей детей, членов педагогического коллектива по избранной студентом психолого-педагогической проблеме может происходить в виде уроков, выступлений на классных часах и родительских собраниях, бесед в рамках педагогических советов, консилиумов, психолого-медико-педагогических комиссий или совещаний при директоре и т.д. Это поможет расширить круг семей, которые могли бы воспользоваться психологической помощью, задать вопросы, поучаствовать в некоторых формах работы. Тематика и основное содержание мероприятий предварительно согласуются студентом с педагогом-психологом учреждения. Должно быть проведено не менее 5 разнообразных по форме и содержанию психолого-педагогических мероприятий. Это могут быть уроки психологии, практические психологические занятия познавательного характера, выступления на классных часах, родительских собраниях, перед членами педагогического коллектива, методического совещания и др.

6. Организация работы в образовательной среде. Студент должен определить специалистов ОУ, которые помогут ему сформулировать психолого-педагогическую проблему, сформировать группу обучающихся, возможно, с представителями семей -участников проекта, нуждающихся в реализации коррекционно-развивающей программы, и окажут профессиональную педагогическую и методическую помощь. Включая в ситуацию дополнительных специалистов, студент должен помнить о правах ребенка и членов его семьи, о соблюдении принципа конфиденциальности информации, полученной, например, в ходе психологической диагностики или консультирования, об осторожности, связанной с выводами в психологическом диагнозе и прогнозе развития, о психолого-педагогической корректности при организации групповых мероприятий даже среди людей, работающих в ОУ по сходным проблемам, соблюдении профессиональной этики.

Требования к составным частям психолого-педагогического проекта

Проектная идея может быть оформлена не только в виде психодиагностической, психопрофилактической, коррекционно-развивающей программы, но и в форме проекта.

Проект имеет титульный лист с указанием темы проекта.

Обязательными частями проекта являются:

Тезаурус. Краткий перечень ключевых профессиональных психолого-педагогических терминов, используемых в проекте.

Введение. Текст с указанием актуальной психолого-педагогической проблемы, которую призван был решить осуществленный проект; идеей или концепцией проекта, ожидаемым результатом; должна быть указана социальная группа, для которой выполняется проект.

Часть 1. Краткое теоретическое обоснование изложенной проблемы и мероприятий. Излагаются коротко основные теоретические воззрения на проблему и имеющиеся подходы к ее разрешению. Можно сформулировать этапы реализации проекта. Критерии оценивания результативности проекта.

Часть 2. Аналитико-диагностическая.

2.1 Организационно-управленческая диагностика по избранной проблеме. Данные, полученные в результате бесед с обучающимися, представителями семей обучающихся, классными руководителями, администраторами, педагогом-психологом, могут быть использованы для анализа ситуации. Могут присутствовать ссылки на нормативно-правовую документацию ОУ (устав, концепцию развития, локальные акты), результаты устных опросов групп респондентов, результаты анкетирования, интервью или беседы с ответственными специалистами, например, учителями-предметниками, педагогом-психологом, социальным педагогом и др. Это единственный вид деятельности, который в реальной практике должен предшествовать всей работе над проектом, так как именно здесь будет сформулирована тема проекта и первичное определение решаемой проблемы.

2.2 Психолого-педагогическая диагностика: обоснование психодиагностической программы работы и ее результаты (описываются: организация исследования, психодиагностические методики, результаты первичной статистической обработки данных, проводится интерпретация полученных данных).

2.3. Формируется психологический диагноз по каждому из участников диагностики. В заключении по результатам диагностики могут быть сформулированы также психолого-педагогические рекомендации участникам образовательных отношений.

Часть 2 должна быть завершена выводами, какие именно психолого-педагогические проблемы удалось установить, и на решение каких из них будет направлен данный проект.

Часть 3. Формирующая

Детализируются этапы выполнения проекта, формулируются цели и задачи на каждом этапе, ожидаемый результат, планируемые действия. Могут быть составлены организационные планы психолого-педагогических мероприятий. В данной части подробно описываются шаги, связанные с решением проблемы, которой посвящен проект.

Описываются просвещенческие, психопрофилактические, психокоррекционные и иные психолого-педагогические мероприятия, вопросы, выносимые на совещания, круглые столы, собеседования с родителями и учителями, психолого-медико-педагогические консилиумы и др. Формирующая часть может быть описана в виде программы работы команды специалистов и призвана обеспечить развитие ребенка и его окружения.

Возможна разбивка мероприятий по этапам.

Составляется организационный план с указанием мероприятий, сроков выполнения, ответственных сотрудников из учреждения образования, которые могут оказать профессиональную помощь при реализации проекта, заинтересованы в решении проблемы. Организационный план психолого-педагогической работы в ОУ должен соответствовать избранной теме проекта. Основная роль в реализации проекта отводится самому студенту-магистру.

Часть 4. Рефлексивно-коррекционная.

Здесь могут быть представлены основные выводы и ожидаемые результаты, мысли о совершенствовании психодиагностической и формирующей психолого-педагогической работы, возможное развитие темы, проблемы в дальнейшем. Если автором предварительно были сформулированы критерии для оценки результатов работы по проекту, то необходимо опираться на них.

Приветствуется рефлексивно-коррекционный характер текста. Студент может оценить идею проекта от появления и до завершения, проанализировать, что было удачно осуществлено, а что можно было бы осуществить иначе, в иных формах, по-другому, методически выстроить, какие элементы программы можно было бы заменить другими, какие ньюансы в реализации коррекционно-развивающей программы проекта существовали в связи с тем, что участниками проекта, например, были разные семьи, с различным социальным статусом, составом, своей историей, психологическими особенностями членов семьи, разным возрастом детей и т.д. Индивидуально-психологические особенности конкретных детей также могут вызывать необходимость варьирования образовательных форм и методов воздействия, разнообразных психологических подходов.

Приложения

Конкретные разработки психолого-педагогических мероприятий должны быть представлены в приложениях, а в работе дается их краткое описание и цели применения. Должно быть представлено не менее 5 групп психолого-педагогических мероприятий, проводимых с коллективом педагогов и администрацией, с классом обучающихся, индивидуально с ребенком и с семьей обучающегося. Внутри каждой группы могут быть представлены 2 конкретных мероприятия, желательно разнообразных по форме. Идеальный вариант, если все представленные в приложениях материалы работают на реализацию проектной идеи.

Материалы подбираются и разрабатываются под конкретную тему, т.е. носят специализированный характер и связаны с избранной тематикой проекта.

Приложения не должны носить избыточного характера, целью их предъявления является демонстрация студентом умения проводить работу по основным психологическим направлениям (диагностика, просвещение, профилактика, коррекция и развитие), умение методически грамотно построить свои занятия, выступления, консультации и т.д. В приложениях должен отразиться уровень освоения компетенций, способность выявлять и эффективно решать психолого-педагогические проблемы индивидуально, а также используя ресурсы образовательной среды.

Для различных магистерских программ реализация проекта и освоение компетенций имеют свою специфику.

Например, магистерская программа «Организация эмпирических исследований в образовании» предполагает сформировать у студентов: умение планировать и проводить научные исследования в образовании, применяя разнообразные исследовательские методы для определения психолого-педагогической проблемы; способность выходить на практикоориентированные разработки в области психологической диагностики и коррекции по результатам научного исследования; умение обобщать результаты научно-исследовательской деятельности для формулировки предложений по психопрофилактике, просвещению, консультированию и сопровождению участников образовательного процесса.

Для магистерской программы «Психология управления образовательной средой» важно: знакомство с организационной культурой, микроклиматом, контингентом обучающихся, основными психолого-педагогическими проблемами образовательного учреждения; навыки коммуникации в образовательной среде учреждения и работы с

другими специалистами; умение использовать свежие теоретические и практические разработки, инновационные образовательные технологии; способность учитывать образовательные и психологические риски.

Для магистерской программы «Психология сопровождения развития индивидуальности в условиях современного образования» существенно приобретение: опыта построения комплексной психолого-педагогической работы с обучающимися, с учетом возраста, пола, индивидуально-психологических особенностей, образовательных задач; умения выстроить качественную психодиагностическую работу на базе созданной программы для постановки объективного психологического диагноза и построения прогноза развития обучающегося; способности к профессиональному восприятию психолого-педагогических проблем и совершенствование навыков их решения; навыков создания небольших программ дополнительного образования, профилактики, коррекционно-развивающих программ; навыков подготовки, методического оформления и проведения занятий по психолого-педагогической проблеме, разнообразных по форме и методике проведения;

Для магистерской программы «Психологическое консультирование и неврачебная психотерапия» важно: расширение представлений о психотерапевтической, консультативной и коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога и комплексное её видение; развитие профессиональной интуиции; навыки различения социальной девиантности, отклонений в развитии, факторов риска; способность к организации практической психотерапевтической и консультативной работы; формирование способности к разработке коррекционно-развивающих, психопрофилактических и психотерапевтических программ и их методического обеспечения на базе построенного теоретического и эмпирического исследования.

Для магистерской программы «Психология семьи и семейное консультирование» необходимо освоение: навыков психологической диагностики членов семьи и интерпретации психологических проблем во взаимоотношениях её членов; опыта построения психолого-педагогической работы в образовательной среде и с семьями обучающихся, которая должна быть комплексной; навыков подготовки, методического оформления и проведения занятий по психолого-педагогической проблеме, разнообразных и инновационных по форме и методике проведения; способности к психолого-педагогическому сопровождению ребенка, с учетом влияния его семьи, микроклимата и отношений в ней; готовности вести работу в активных формах: тренинги, коррекционно-развивающая работа.

Алгоритм работы студента над психолого-педагогическим проектом.

1. Определение темы психолого-педагогического проекта и подготовка к его созданию

1.1. Изучение образовательной среды в образовательном учреждении (далее - ОУ).

1.2. Посещение уроков, психологических мероприятий, совещаний при директоре, аппаратных совещаний, психолого-педагогических консилиумов, комиссий, консультации со специалистами ОУ по проблеме проекта. Наблюдение, анализ.

1.3. Посещение родительских собраний, консультаций социального педагога и психолога с родителями, уроков, школьных мероприятий для ориентировки в особенностях образовательной среды: ее плюсах и минусах. Наблюдение, анализ.

1.4. Анализ коррекционно-развивающих программ, психолого-педагогических технологий, форм и методов работы с семьей.

1.5. Предварительное определение контингента обучающихся, с которым должна быть организована психолого-педагогическая работа.

1.6. Определение тематики, целей и задач деятельности в рамках организации психолого-педагогического проекта.

1.7. Формирование уточняющих вопросов, обсуждение, получение обратной связи по интересующим проблемам от преподавателей и специалистов образовательного учреждения.

1.8. Подбор теоретических материалов по теме предполагаемого проекта.

1.9. Согласование с педагогом-психологом ОУ тематики психолого-педагогического проекта, его целей и задач.

1.10. Подготовка тезауруса, введения и краткого теоретического обоснования проекта.

2.Разработка и реализация программы мероприятий в рамках психолого-педагогического проекта по избранной теме.

2.1. Осуществление диагностической части проекта:

2.1.1. Разработка психодиагностической программы в соответствии с темой индивидуального исследования и с основными направлениями деятельности и контингентом обучающихся в ОУ.

2.1.2. Осуществление диагностической части проекта: отбор и применение психодиагностических методик; сбор дополнительных данных с помощью опросных методов. Обработка результатов исследования, их анализ и интерпретация, уточнение проблемы коррекционно-развивающей работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.1.3. Обобщение результатов психодиагностического обследования в виде психодиагностического заключения.

2.1.4. Формулировка корректных рекомендаций родителям, педагогам по созданию адекватных условий психического развития средствами обучения и воспитания.

2.1.5. Оформление диагностической и интерпретационной части проекта (аналитико-диагностирующей).

2.1.6. Уточнение списка обучающихся и их родителей, с которыми будет реализована коррекционно-развивающая работа, а также специалистов ОУ - будущих участников проекта.

3. Разработка формирующей части проекта и реализация ее на практике

3.1. Работа с психологической литературой (учебной, научной, методической), знакомство с методикой проведения различного типа психолого-педагогических мероприятий, их разработка;

3.2. Разработка коррекционно-развивающей программы по проблеме исследования и ее реализация в ОУ: совместный с психологом подбор, оформление и реализация развивающих мероприятий, программ, возможна ассистентская деятельность.

3.3. Планирование деятельности участников образовательной среды, вовлеченных в проект (администраторов, педагогов, классных руководителей, социального педагога и психолога, обучающихся и их родителей).

3.4. Реализация проекта.

3.4.1. Консультирование с педагогом-психологом ОУ и специалистом вуза, курирующим проект.

3.4.2. Детализация работы и организация деятельности участников образовательного процесса.

3.4.3. Проведение беседы или иного рода просветительской работы с обучающимися, носителями социально-психологической проблемы и их родителями (составление плана беседы, проведение беседы, анализ эффективности, рефлексия). Мотивирование участников на активную работу в проекте.

3.4.4. Проведение не менее 5-и типов психолого-педагогических мероприятий в рамках проекта: практические психологические занятия, развивающие и психокоррекционные занятия, консультации, тренинги, сеансы психологической разгрузки, психотерапия, беседы с детьми, родителями, классными руководителями, психологом, возможна подготовка и проведение педагогического совета, методического совета, психолого-медико-педагогического консилиума или участие в подготовке и др.

3.4.5. Применение традиционных и инновационных методов и форм обучения, актуализация познавательной мотивации, формирование психологической культуры участников проекта.

3.4.6. Планирование консультативной работы с семьями, участвующими в проекте, проведение необходимых индивидуальных и групповых консультаций.

3.4.7. Профессиональная рефлексия, анализ собственной деятельности по организации и проведению психолого-педагогических мероприятий по теме проекта, получение «обратной связи» от специалистов ОУ, связанных с реализацией проекта и от обучающихся и членов их семей, принимавших участие в работе.

Рекомендации по оформлению текста проекта

1. Оформление вводной части психолого-педагогического проекта. Обязательны тезаурус, актуальность темы, цель, задачи, адресат, описание специфики контингента участников проекта.

2. Оформление основной части психолого-педагогического проекта, в которой должны обязательно присутствовать: краткое теоретическое обоснование проблемы или идеи проекта; программа комплексной диагностики психолого-педагогической проблемы с ее результатами, мотивирующими дальнейшие действия; этапы проекта и функции участников образовательной среды: детей, родителей, психолога, автора проекта, классного руководителя, педагогов, заместителей директора и т.д.; работа участников образовательного процесса, направленная на решение проблемы проекта, должна быть детализирована в направлениях работы и их наполнении или в организационных планах; коррекционно-развивающая программа по изучаемой проблеме и итоги ее реализации; описана психолого-педагогическая работа с участниками образовательных отношений (обучающимися, родителями, специалистами ОУ): просвещение, консультирование, развитие, психопрофилактика.

Описание проекта может быть вариативным и содержать дополнительные фрагменты к указанным в методических рекомендациях на усмотрение студента.

3. Консультация со специалистами, курирующими психолого-педагогическую, проектно-технологическую и коррекционно-развивающую работу по содержанию.

4. Доработка проекта и оформление текста.

Проводимые мероприятия могут быть каким-либо образом зафиксированы с согласия участников, например, студент может в Приложениях к проекту представить аудио- или видео- запись, фото-отчет.

Необходимо получить «обратную связь» в разных формах от представителей ОУ, родителей, обучающихся. Возможен короткий мониторинг решения психолого-педагогической проблемы, например, в форме анонимного письменного опроса участников проекта или сбора пожеланий и предложений. В проектах, где присутствовал формирующий эксперимент, должна быть представлена не только первичная диагностика, но и результирующая, а также сравнительный анализ данных. В последнем случае количество участников проекта должно быть не менее 25 чел.

Оценка результатов проводится по следующим критериям:

Оценка «отлично» выставляется, если: профессиональные умения и навыки студента отражены в комплексе, освоены требуемые компетенции; материалы психолого-педагогических разработок показывают понимание задач и направлений деятельности педагога-психолога в их неразрывной взаимосвязи; студент откорректировал цели и задачи проектно-технологической работы в соответствии со спецификой ОУ, которое является базой реализации проекта; отражены мысли студента по поводу выполнения профессиональных действий самим студентом; представлен развернутый самоанализ практической деятельности; отражается процесс и результат освоения компетенций; в

рефлексивных и аналитических материалах студент демонстрирует соответствие выбираемых форм, методов, приемов и способов работы решаемой психолого-педагогической проблеме; в проекте представлены разработанные студентом психопрофилактические, психокоррекционные и развивающие программы; имеются грамоты, благодарности, фото, аудио, видео-фрагменты мероприятий; представленные материалы отражают личность и профессиональные качества автора, носят творческий характер.

Оценка снижается, если имеются замечания к психодиагностической программе, выбору методов решения психолого-педагогической проблемы, к процессу и результату, к оформлению отчетной документации, к приложениям к проекту (например, присутствуют только заимствованные разработки, или в описаниях коррекционно-развивающей работы, уроков, занятий, классных часов, бесед имеются существенные методические и содержательные недоработки), или часть отчетных материалов выполнена на высоком уровне, а другая часть на достаточно низком.

При оценивании работы студента учитываются также объем проделанной работы, уникальность идеи проекта, методическая грамотность, психолого-педагогическая результативность, способность к рефлексии и оценке качества проделанной работы с точки зрения определенных ранее целей, задач, критериев реализации проекта, адаптация студента к образовательной среде на базе практики, способность задействовать ресурсы этой среды для решения психолого-педагогических задач.

Заключение

Организация проектной работы студентов-магистров в психолого-педагогической области позволяет: расширить спектр их профессиональных навыков; объединить изученное в области теории с практикой; развить творческие способности, профессиональное восприятие проблем, интуицию, способность к предвидению; изменить представление о работе психолога «работает один сам по себе» на «работает со всеми специалистами в педагогическом коллективе, включен в образовательную среду ОУ, может влиять на совершенствование качеств этой среды»; развить способности к комплексному решению психолого-педагогических задач с опорой на участников образовательных отношений.

Список литературы

Астафьева И. А. Проектное обучение как технология подготовки востребованных специалистов // Экономика и предпринимательство. 2016. № 12. С. 609-615.

Баженова Ю. А. Проектная деятельность в работе психолога: учебное пособие. Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2020.

Белов В. В. Психологические основы проектирования системы воспитания управленческих лидеров в высшей школе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2015. Т. 5. № 3. С. 5-16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25376522 (дата обращения: 10.10.2020).

Богданова В. М. Реализация развивающих задач в деятельности педагога-психолога через проектную деятельность // Поиск: научно-методический журнал. 2017. № 3 (59). С. 38-41. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30775422 (дата обращения: 10.10.2020).

Воробьева Т. А. Психолого-педагогические основы проектирования учебных видеозаписей для использования в электронном обучении // Научный диалог. 2016. № 5 (53). С. 187-198. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26147590 (дата обращения: 23.09.2020).

Гаффоров А. Х. Психологические основы педагогического проектирования / А. Х. Гаффоров, М. М. Алимова // Молодой ученый. 2016. № 12 (116). С. 837-839. URL: https://moluch.ru/archive/116/31690/ (дата обращения: 15.10.2020).

Грачев А. А. Психологическое проектирование как основа прикладной психологии // Разработка понятий в современной психологии: Сборник статей / Отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко, Г. А. Виленская. Москва, 2019. С. 751-780.

Декина Е. В. Инновации студенческого проектирования в контексте педагогического сопровождения // Международный журнал экспериментального образования. 2018. № 1. С. 11-17. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32424445 (дата обращения: 15.10.2020).

Домрачева С. А. Проектная деятельность как фактор формирования конкурентоспособности личности студентов // Гуманитарные науки и образование. 2018. Т. 9. № 4 (36). С. 19-25. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36651149 (дата обращения: 23.10.2020).

Жуина Д. В., Ховрина В. А. Психолого-педагогическое проектирование обучения студентов в среднем профессиональном образовании // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2017. № 1. С. 147-150. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32351320 (дата обращения: 21.10.2020).

Лаптева О. И. Педагогическое проектирование и педагогические технологии // Педагогика и психология: учебно-методическое пособие. Новосибирский государственный аграрный университет, Факультет повышения квалификации научно-педагогических кадров. Новосибирск: Золотой колос, 2015. 438 с. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=458687 (дата обращения: 23.10.2020).

Ларюшкина А. В., Ботвич Т. А. Исследование психологических основ проектирования и организации ситуаций совместной продуктивной деятельности преподавателя и студента // Избранные вопросы современной науки: монография / Научный ред. С. П. Акутина. Москва, 2017. С. 135-156. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29835514 (дата обращения: 20.10.2020).

Максимова Т. В. Метод проектов как средство развития познавательной активности и творческих способностей студентов // Среднее профессиональное образование: прил. к журн. 2016. № 8. С. 82-86.

Мартыненко И. В. Проектная деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 54. С. 59-63. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27678762 (дата обращения: 20.10.2020).

Усачева Л. В. Метод проектов в деятельности педагога-психолога // Поиск: научно-методический журнал. 2017. № 3 (59). С. 50-53. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30775427 (дата обращения: 20.10.2020).

References

Astafeva I. A. Proektnoe obuchenie kak tekhnologiya podgotovki vostrebovannykh spetsialistov [Project-based training as a technology for training highly-demanded specialists] // Ehkonomika i predprinimatel'stvo [Economics and Entrepreneurship]. 2016. No 12, pp. 609-615. (In Russ.)

Bazhenova Yu. A. Proektnaya deyatel'nost' v rabote psikhologa [Project activities in the work of a psychologist:]. Orenburg: Orenburgskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet, 2020. (In Russ.)

Belov V. V. Psikhologicheskie osnovy proektirovaniya sistemy vospitaniya upravlencheskikh liderov v vysshei shkole [Psychological foundations of designing a system for educating managerial leaders in higher education] // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina [Bulletin of the Leningrad State University. A. S. Pushkin]. 2015. T. 5. No 3, S. 5-16. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25376522 (accessed: 10 october 2020). (In Russ.)

Bogdanova V. M. Realizatsiya razvivayushchikh zadach v deyatel'nosti pedagoga-psikhologa cherez proektnuyu deyatel'nost' [Implementation of developmental tasks in the activities of a teacher-psychologist through project activities] // Poisk: nauchno-metodicheskii zhurnal [Search: scientific-methodical journal]. 2017. No 3 (59), pp. 38-41. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30775422 (accessed: 10 october 2020). (In Russ.)

Vorob'eva T. A. Psikhologo-pedagogicheskie osnovy proektirovaniya uchebnykh videozapisei dlya ispol'zovaniya v ehlektronnom obuchenii [Psychological and pedagogical foundations of designing educational videos for use in e-learning] // Nauchnyi dialog [Scientific dialogue]. 2016. No 5 (53), pp. 187198. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26147590 (accessed: 23 september 2020). (In Russ.)

Gafforov A. Kh. Psikhologicheskie osnovy pedagogicheskogo proektirovaniya [Psychological foundations of pedagogical design]. // Molodoi uchenyi [Young scientist]. 2016. No 12 (116), pp. 837-839. Available at: https://moluch.ru/archive/116/31690/ (accessed: 15 october 2020). (In Russ.)

Grachev A. A. Psikhologicheskoe proektirovanie kak osnova prikladnoi psikhologii [Psychological design as the basis of applied psychology] // Razrabotka ponyatii v sovremennoi psikhologii [Development of concepts in modern psychology]. Ed. A. L. Zhuravlev, E. A. Sergienko, G. A. Vilenskaya. Moscow, 2019, pp. 751-780. (In Russ.)

Dekina E. V. Innovatsii studencheskogo proektirovaniya v kontekste pedagogicheskogo soprovozhdeniya [Student design innovations in the context of pedagogical support] // Mezhdunarodnyi zhurnal ehksperimental'nogo obrazovaniya [International Journal of Experimental Education]. 2018. No 1, pp. 11-17. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32424445 (accessed: 15 october 2020).

Domracheva S. A. Proektnaya deyatel'nost' kak faktor formirovaniya konkurentosposobnosti lichnosti studentov [Project activity as a factor in the formation of the competitiveness of the personality of students] // Gumanitarnye nauki i obrazovanie [Humanities and education]. 2018. Vol. 9. No 4 (36), pp. 19-25. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36651149 (accessed: 23 october 2020). (In Russ.)

Zhuina D. V., Khovrina V. A. Psikhologo-pedagogicheskoe proektirovanie obucheniya studentov v srednem professional'nom obrazovanii [Psychological and pedagogical design of teaching students in secondary vocational education] // Aktual'nye problemy i perspektivy razvitiya sovremennoi psikhologii [Actual problems and prospects for the development of modern psychology]. 2017. No 1, pp. 147-150. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32351320 (accessed: 21 october 2020). (In Russ.)

Lapteva O. I. Pedagogicheskoe proektirovanie i pedagogicheskie tekhnologii [Pedagogical design and pedagogical technologies]. Novosibirsk: Zolotoi kolos, 2015, 438 p. Available at: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=458687 (accessed: 23 october 2020). (In Russ.)

Laryushkina A. V., Botvich T. A. Issledovanie psikhologicheskikh osnov proektirovaniya i organizatsii situatsii sovmestnoi produktivnoi deyatel'nosti prepodavatelya i studenta [Investigation of the psychological foundations of the design and organization of situations of joint productive activity of a teacher and a student]. Ed. S. P. Akutina. Moscow, 2017, pp. 135-156. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29835514 (accessed: 20 october 2020). (In Russ.)

Maksimova T. V. Metod proektov kak sredstvo razvitiya poznavatel'noi aktivnosti i tvorcheskikh sposobnostei studentov [The method of projects as a means of developing cognitive activity and creative abilities of students] // Sredneeprofessional'noe obrazovanie [Secondary vocational education]. 2016. No 8, pp. 82-86. (In Russ.)

Martynenko I. V. Proektnaya deyatel'nost' pedagoga-psikhologa doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya [Project activity of a teacher-psychologist of a preschool educational institution] // Psikhologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya [Psychology and Pedagogy: methodology and Problems of Practical Application]. 2016. No 54, pp. 59-63. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27678762 (accessed: 20 october 2020). (In Russ.)

Usacheva L. V. Metod proektov v deyatel'nosti pedagoga-psikhologa [The method of projects in the activities of a teacher-psychologist] // Poisk: nauchno-metodicheskii zhurnal [Search: scientific-methodical journal]. 2017. No 3 (59), pp. 50-53. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30775427 (accessed: 20 october 2020). (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.