И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
■ JÜBb, _
Наш эксперимент позволил: выявить специфичные особенности творческого мышления у курсантов разных факультетов; проследить динамику изменения креативности; обратить внимание на проблему развития креативности курсантов в процессе обучения в МосУ МВД РФ; выбрать эффективное направление подготовки и развития будущих специалистов для системы МВД.
Для развития молодого одаренного человека необходимо, чтобы среда, его окружающая, отвечала двум требованиям: создавала напряжение и давала поддержку. Молодому интеллектуальному человеку необходим вызов. Это может быть сложная задача, которую не сразу решишь, необычная информация, разрушающая привычные представления, конкуренция с равными по возможностям участниками. И все эти условия мы можем встретить в трудовой деятельности.
Итак, мы попытались разобраться, что из себя представляет такой сложный процесс как творчество; заглянули в историю исследования данного явления, определили этапы его формирования.
Как таковой, собирательный образ профессионала складывается годами, нередко это образ конкретного
человека, на которого равняется молодежь. Выбирая ту или иную профессию, молодой человек идентифицирует себя с героем-производственником, знаменитым летчиком или шахтером, врачом, актером и т.д. Конец XX и начало XXI в. отмечены заменой «идеального образа профессионала», который сможет найти выход из любой ситуации.
В заключении следует отметить, что основным ресурсом открытого общества является творческая индивидуальность каждого человека, реализуемая им в личной, профессиональной и общественной сферах.
Литература
1. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука. 1976. 304 с.
2. Шаршов И.А. Педагогические условия профессионально-творческого саморазвития личности студента: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Белгород, 2000. 212 с.
3. Sternberg R.J. A three-facet model of creativity // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 125-147.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
А.В. ПОЛЯКОВ,
аспирант кафедры педагогики и психологии Российской международной академии туризма Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
E-mail: [email protected]
Научный руководитель и рецензент: доктор педагогических наук, профессор В.А. Кальней
Аннотация. Рассматриваются факторы, оказывающие негативное воздействие на психо-эмоциональное состояние оратора в процессе проведения публичного выступления, а так же особенности психологической подготовки студентов к проведению презентаций.
Ключевые слова: выступление, компетенция, моделирование, психологическая подготовка, презентация, туризм.
FEAUTERS OF PSYCHOLOGICAL TRAINING OF STUDENTS FOR THE PRESENTATIONS
A. V. POLYAKOV,
post-graduate of psychological and pedagogical department of the Russian International Academy of Tourism
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Annotation. The article discusses the factors that adversely affect the psycho-emotional state of a speaker during public spech as well as the features of psychological preparation of students for the presentation.
Keywords: speech, competence, modeling, multimedia, psychological training, presentation, tourism.
Презентация как коммуникативный процесс, является важным методом продвижения в индустрии туризма. Туристские компании очень активно используют презентации для представления своих программ или продуктов турагентствам. Иногда эти мероприятия проводятся в виде формальных бесед старших менеджеров по продажам с соответствующим персоналом турагентств о новых программах и продуктах. Такие встречи полезны для компании не только как средство продвижения своего продукта, но и для получения информации о рынке из первых рук. Формальные беседы во время презентаций зачастую сопровождаются демонстрацией видеоматериалов.
Если презентация проводится для потенциальных клиентов и нацелена на совершение сделок, а также на создание хорошего впечатления о себе, то для получения определенного успеха от проведения презентаций необходимо тщательно их планировать. Однако даже безупречная подготовка материала при отсутствии психологической готовности к выступлению перед аудиторией, может привести к провалу.
Следует отметить, что опытные слушатели мгновенно замечают неуверенность презентатора, что негативно сказывается на общей картине выступления. Часто на мнение аудитории о выступлении влияет не сам излагаемый материал, а то, каким образом этот материал преподносится и как ведет себя оратор.
Если отбросить вопросы подготовки материала к выступлению, существенное влияние на дестабилизацию психофизиологического состояния выступающего оказывают два фактора: давление авторитета аудитории и страх оценки. В случае проведения публичной презентации излишнее влияние авторитета субъекта или субъектов аудитории на выступающего становится серьезным дестабилизирующим фактором.
Важно отметить, что выступление перед публикой, несомненно, отличается от других видов общения. Большинству привычна вербальная беседа между несколькими субъектами, наиболее очевидной чертой, которой выступает очередность реплик. В случае публичного выступления субъект выходит из привычного ему формата общения. Тут же проявляется действие стадного инстинкта, который определяется В. Тротте-
ром как склонность людей присоединяться к социальным группам, их вождям и подражать их поведению. В случае, когда субъект находится на месте слушателя в зале, он отождествляет себя с аудиторией. Однако, при необходимости выступления перед той же самой аудиторией субъект зачастую начинает противопоставлять себя слушателям. Противоречие коллективу равно отделению от него, и поэтому неопытные ораторы избегают противоречий именно из чувства страха. Оратор стремится не к цели успешного выступления, а уйти от возможных препятствий на пути к завершению выступления как такового.
Оратор склонен чрезмерно переоценивать возможные негативные последствия своего выступления. Как следствие переизбытка адреналина — сбивчивая речь, учащенное сердцебиение, измененный цвет лица, невозможность сосредоточения на предмете обсуждения.
С одной стороны, нежелание качественно выделиться среди общей массы ораторов наносит ущерб эффективности презентации, а с другой, — распространенной причиной шаблонных выступлений на презентациях служит именно отсутствие необходимых компетенций по ведению презентационной деятельности. И здесь вопросы психологической подготовки играют весьма существенную роль.
Теоретическая часть психологической подготовки должна содержать необходимый и достаточный объем информации, который позволит сформировать у студентов туристского вуза четкое понимание механизмов функционирования человеческой психики. Однако психологическая подготовка студентов не должна быть излишне теоретизированной; более того она должна быть максимально ориентированной на практику.
В этом случае необходимо строить практическую часть подготовки на основе таких инновационных методов обучения, как: социально-психологический тренинг, метод инцидентов, метод имитации и прочих, поскольку именно в случае моделирования реальных ситуаций у студентов появляется ценный опыт решения широкого круга задач психологического плана. Работа в рамках тренинга должна быть направлена на формирование коммуникативных навыков и умений, развитие уверенности в себе, а также форми-
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
■ JÜBb, _
рование гибкого стиля общения и коррекцию поведения в зависимости от возникающих обстоятельств.
Профессиональная психологическая подготовка играет ключевую роль в успешном взаимодействии презентатора с аудиторией. Психологически подготовленный оратор с накоплением опыта публичных выступлений вырабатывает в себе устойчивость к дестабилизирующим и стрессогенным факторам, благодаря чему получает возможность эффективного использования профессиональных компетенций, психофизиологических и аналитических ресурсов для успешного проведения презентации.
Литература
1. Аткинсон М. Выступать легко: Все что вам нужно знать о речах и презентациях; пер. с англ. М., 2010. 293 с.
2. Гандапас Р.И. «К выступлению готов! Презентационный конструктор». М., 2009. 208 с.
3. Джеймс Т. Мастерство презентации: Совершенствование коммуникативных навыков с помощью НЛП // Т. Джеймс, Д. Шепард; пер. с англ. М., 2008. 240 с.
4. Щербатых Ю.В. «Психология стресса и методы коррекции». СПб., 2006. 256 с.
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
О.Н. ПРЯНИЧНИКОВА,
аспирант кафедры педагогики и психологии Российской международной академии туризма Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
E-mail: [email protected] Научный руководитель и рецензент: доктор педагогических наук, профессор В.А. Кальней
Аннотация. Рассматриваются актуальные вопросы управленческой компетентности руководителей профессиональных образовательных учреждений; обосновывается потребность в специальном образовании руководителей ПОУ, владеющих знаниями стратегии развития профессионального образования, основами экономической грамотности, маркетинговой деятельности, вопросам инновационного развития образовательного учреждения.
Ключевые слова: компетентность, менеджмент, управленческая компетентность.
Из рецензии на статью: «...Проблема формирования управленческой компетентности руководителей ПОУ является весьма актуальной для теории и практики профессионального образования в условиях модернизации системы образования. Статья выполнена в соответствии с требованиями, предъявляемыми ВАК РФ к научным публикациям».
PROBLEM OF FORMATION OF ADMINISTRATIVE COMPETENCE OF HEAD OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS
O.N. PRYANICHNIKOVA,
post-graduate of psychological and pedagogical department of the Russian International Academy of Tourism