И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
внешней политики государства. При этом не следует забывать, что Россия уже является признанным мировым лидером в выпуске высококачественного ультрасовременного оружия. Лидерство в космической отрасли лишь подчеркивает высочайшее качество в производстве сопутствующей продукции.
Особое внимание в развитии качества уделяется технологическому аспекту. На это обращено внимание Председателя Правительства РФ В.В. Путиным, который подписал Указ о выделении более 1 млрд руб. на изучение и внедрение нанотехнологии — технологии XXI в. Это является отличным примером государственной программы по развитию современных технологий, которые позитивно повлияют на технологический аспект качества в нашей стране, а также во всех отраслях экономики.
Среди сферы услуг приоритетное значение приобретает туризм. Он относится к многокомпонент-
ному сектору страны и включает в себя транспортную сферу, гостиничное хозяйство, ресторанный бизнес, культурно-познавательный туризм и т.д. Одно из направлений в решении проблемы — подготовка специалистов для реализации программы качества туристского обслуживания.
В настоящее время в Российской международной академии туризма разработана система подготовки будущих менеджеров туризма качественному обслуживанию туристских программ на маршрутах. Она включает в себя такие учебные курсы, как основы туризма, основы менеджмента, менеджмент гостеприимства, управление качеством, мониторинг качества туристских услуг, а также систему тренингов и других интерактивных систем обучения. Внедрение их в учебный процесс показывает положительную динамику процесса формирования необходимых компетенций для специалистов туристской индустрии.
ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ С ТВОРЧЕСКИМ МЫШЛЕНИЕМ У СОТРУДНИКОВ ОВД В РАЗЛИЧНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Е.А. ПЕЧЕНКОВА,
адъюнкт кафедры психологии Московского университета МВД России Научная специальность: 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика.
E-mail: [email protected]
Научный руководитель и рецензент: доктор психологических наук, профессор И.Б. Лебедев
Аннотация. Рассмотрена взаимосвязь психических процессов и креативности (творческого мышления) в профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Значительное внимание уделено изучению протекания креативного процесса в период профессионализации курсанта.
Ключевые слова: психические процессы, креативность, профессиональная деятельность.
MENTAL PROCESSES AND THEIR RELATIONSHIP TO THE CREATIVE THINKING OF POLICE OFFICERS IN VARIOUS SITUATIONS OF PROFESSIONAL ACTIVITY
E.A. PECHENKOVA
graduate student for the department of psychology Moscow University MVD of Russia
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
■ JÜBb, _
Annotation. The article examined the relationship of mental processes and creativity (creative thinking) in the professional activities of Police Officers. Considerable attention is paid to the investigation of the creative process during the professionalization of the cadet.
Keywords: mental processes, creativity, professional activities.
Высокий профессионализм — обращенное в профессию творчество.
Л. Гинзбург
Часто в сотрудниках недостаточно развито умение творчески подходить к решениям, а также способность к инновациям. Подобные сотрудники зачастую незнакомы с методами повышения изобретательности или высмеивают их как несерьезные и поверхностные. Высокая изобретательность требует готовности бороться с препятствиями и неудачами.
Креативность как предмет психолого-педагогических исследований за рубежом разрабатывается с 1930-х гг. XIX в. (в отечественной педагогике и психологии творчества — с начала 1960-х гг. ХХ в.).
Многие отечественные и зарубежные психологи и педагоги занимались изучением проблемы протекания креативных процессов и путей развития творческого мышления и творческого потенциала. Среди них можно назвать следующие имена: К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.В. Карнов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров. Некоторые исследователи выдвигали концептуальные положения психологии творчества и сотворчества, креативности, творческой активности и творческой уникальности личности (В.И. Андреев, А.А. Бодалев, Е.П. Варламова, А.А. Голованова, Б.М. Кедров, С.Ю. Степанов, Б.М. Теплов и др.). На современном этапе изучения проблема творчества нашла свое отражение в интегральном подходе (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, Н.В. Хазратова).
Вопрос взаимосвязи креативности с другими когнитивными процессами вплотную примыкает к вопросу о составляющих процесса креативности, поскольку когнитивные процессы влияют на креативность или включаются некоторыми исследователями в модель креативного процесса как ее составляющие.
На первом плане стоит проблема соотношения креативности и различных видов интеллекта.
Модель интеллекта Дж. Гилфорда связывает креативность с продуктивностью дивергентного мышления. Эта способность включает в себя беглость, гибкость и
индивидуальность, с одной стороны, и качественную работу, уважительное отношение и дисциплину, — с другой. Первая группа характеристик противостоит конвергентному мышлению, вторая является «параллельным процессом», схожим или идентичным с тем, который представлен в конвергентной продукции.
Большая роль в креативности отводится воображению. Однако конкретное визуальное воображение отличается от визуальных воспоминаний и пространственной ориентации [3]. Отмечено, что люди с уровнем интеллекта выше среднего чаще имеют бедное конкретное воображение или не имеют его вовсе, чем люди со средним интеллектом. С.М. Косслин отмечает, что очень многие яркие люди не могут участвовать в исследовании визуального воображения, потому что оно у них очень бедно.
Деятельность — активность человека направленная на удовлетворение его собственных потребностей, а также требований к нему со стороны общества и государства. Без деятельности невозможна человеческая жизнь. А для всякой деятельности необходимы психические процессы: внимание, память, мышление, воображение и все эти психические процессы формируются и развиваются в деятельности, реализуя взаимосвязь психических процессов и деятельности.
Различают три основных вида деятельности: учебную; трудовую; игровую.
В современных условиях резко возрастает роль творчества в профессиональной деятельности специалистов, занятых в различных сферах. При этом включение в творческую деятельность происходит уже на самых ранних этапах профессионализации.
На этапе обучения в учебном заведении студент (курсант) овладевает знаниями, умениями и навыками используя резервы своего организма. К данным резервам можно отнести задатки творчества, которые в последствии развиваются в творческие способности, а те, в свою очередь, переходят на новый качественный уровень, который мы называем креативностью личности.
Многие исследователи считают, что процесс креативности специфичен для разных сфер деятельности и
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ^^ -
знаний. И, тем не менее, некоторые общие требования к процессу креативного мышления выделить можно.
Креативный процесс, независимо от проблемы, на которую он направлен, необходимо включает следующее:
1) изменение структуры внешней информации и внутренних представлений с помощью формирования аналогий и соединения концептуальных пробелов;
2) постоянное переформулирование проблемы;
3) применение существующих знаний, воспоминаний и образов для создания нового и применения старых знаний и навыков в новом ключе;
4) использование невербальной модели мышления;
5) Процесс креативности требует внутреннего напряжения, которое может возникать тремя путями: а) в конфликте между традиционным и новым в каждом шаге креативного процесса; б) в самих идеях, в различных путях решения или предполагаемых продуктах; в) формироваться между хаосом неопределенности и стремлением перейти на более высокий уровень организации и эффективности внутри индивидуальности или общества в целом.
В процессе творческой деятельности студенты (курсанты) осуществляют проникновение в суть изучаемого, рассматривая явления, события, процессы в новых связях и отношениях, систематизируя познанное на разных уровнях, применяя знания и усвоенные приемы умственной деятельности в новых ситуациях.
Существует множество способов развития творческого мышления. Один из механизмов, стимулирующих эвристическое мышление студентов (курсантов), — интеллектуальные задачи. Они вскрывают и приводят в движение познавательные ресурсы, формируют исследовательский стиль умственной деятельности. Возникая на базе затруднительных ситуаций, при решении значимых для человека проблем, интеллектуальная задача своеобразно моделирует процесс творческого мышления, служит действенным средством его формирования и развития у студентов (курсантов). Особенно перспективны в этом отношении задания, при выполнении которых происходит глубокое преобразование исходного состава их требований, а также задачи со скрытым составом исходных данных [2].
Как известно при формировании любой удачной идеи есть четыре этапа:1) постановка проблемы; 2) генерирование идей; 3) отбор лучших идей, проработка одной или нескольких из них; 4) подготовка к внедрению идеи [1].
Разработка четырехэтапного плана не займет много времени: это не подробная схема, а скорее воображаемы график, согласно которому мы предпринимаем действия, необходимые для воплощения своей идеи.
Решение интеллектуальных задач может проходить в рамках формирующего эксперимента, построенного на принципах социально-психологического тренинга. Программа развития основывается на принципе постепенности, поэтапности: каждый последующий этап должен логически вытекать из предыдущего. Благодаря этому человек постепенно углубляется в процесс осознания себя, приоткрывая разные стороны своего «Я», что служит основанием для продуктивного творческого процесса.
Следует отметить, что креативность курсантов носит субъективно новый характер. Это обусловлено сочетанием условий регламентированности познавательной среды вуза системы МВД и полинаправленным влиянием социума на становление личности специалиста.
В период с 2007 по 2009 гг. нами было проведено исследование творческого мышления курсантов двух факультетов МосУ МВД РФ, в результате которого было установлено, что такой показатель воображения как гибкость является ключевым признаком отличия курсантов как по профессиональным, так и по ген-дерно-возрастным особенностям.
Исследование, проведенное в 2008 г., позволило нам выявить профессиональные особенности курсантов двух факультетов (факультета подготовки психологов и факультета подготовки специалистов в области информационной безопасности), которое заключается в преобладающем развитии образного и практического мышления у курсантов-психологов. На основании полученных результатов в качестве экспериментальной группы по развитию творческого мышления мы выбрали курсантов факультета подготовки психологов.
По результатам формирующего эксперимента, проведенного в период с 2008—2009 гг., можно утверждать, что такие показатели креативности как гибкость и беглость являются наиболее динамичными и подверженными внешним изменениям. Кроме того, согласно полученным данным, в экспериментальной группе повысился уровень развития креативности. Увеличилось число испытуемых с высоким и средним уровнем развития креативности (по выделенным параметрам). Улучшились показатели по развитию творческого потенциала.
И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Наш эксперимент позволил: выявить специфичные особенности творческого мышления у курсантов разных факультетов; проследить динамику изменения креативности; обратить внимание на проблему развития креативности курсантов в процессе обучения в МосУ МВД РФ; выбрать эффективное направление подготовки и развития будущих специалистов для системы МВД.
Для развития молодого одаренного человека необходимо, чтобы среда, его окружающая, отвечала двум требованиям: создавала напряжение и давала поддержку. Молодому интеллектуальному человеку необходим вызов. Это может быть сложная задача, которую не сразу решишь, необычная информация, разрушающая привычные представления, конкуренция с равными по возможностям участниками. И все эти условия мы можем встретить в трудовой деятельности.
Итак, мы попытались разобраться, что из себя представляет такой сложный процесс как творчество; заглянули в историю исследования данного явления, определили этапы его формирования.
Как таковой, собирательный образ профессионала складывается годами, нередко это образ конкретного
человека, на которого равняется молодежь. Выбирая ту или иную профессию, молодой человек идентифицирует себя с героем-производственником, знаменитым летчиком или шахтером, врачом, актером и т.д. Конец XX и начало XXI в. отмечены заменой «идеального образа профессионала», который сможет найти выход из любой ситуации.
В заключении следует отметить, что основным ресурсом открытого общества является творческая индивидуальность каждого человека, реализуемая им в личной, профессиональной и общественной сферах.
Литература
1. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука. 1976. 304 с.
2. Шаршов И.А. Педагогические условия профессионально-творческого саморазвития личности студента: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. Белгород, 2000. 212 с.
3. Sternberg R.J. A three-facet model of creativity // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 125-147.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
А.В. ПОЛЯКОВ,
аспирант кафедры педагогики и психологии Российской международной академии туризма Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования
E-mail: [email protected]
Научный руководитель и рецензент: доктор педагогических наук, профессор В.А. Кальней
Аннотация. Рассматриваются факторы, оказывающие негативное воздействие на психо-эмоциональное состояние оратора в процессе проведения публичного выступления, а так же особенности психологической подготовки студентов к проведению презентаций.
Ключевые слова: выступление, компетенция, моделирование, психологическая подготовка, презентация, туризм.
FEAUTERS OF PSYCHOLOGICAL TRAINING OF STUDENTS FOR THE PRESENTATIONS
A. V. POLYAKOV,
post-graduate of psychological and pedagogical department of the Russian International Academy of Tourism