Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ К СОВРЕМЕННЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ И ВЫЗОВАМ'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ К СОВРЕМЕННЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ И ВЫЗОВАМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
развитие уголовно-исполнительной системы / психологическая готовность / изменения и вызовы / личностная компетентность / психологические ресурсы / психологическая жизнеспособность / development of the penal system / psychological readiness / changes and challenges / personal competence / psychological resources / psychological viability

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Евгения Васильевна Ткач, Рамила Рамисовна Кадукова, Наталья Николаевна Тавтилова

В статье осуществлен анализ проблемы психологической готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы к современным изменениям и вызовам в контексте реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года. Показано, что источником современных преобразований в уголовно-исполнительной системе являются противоречия, возникающие между динамическими изменениями социально-экономической ситуации в стране и определенным консерватизмом используемых концепций, методов и технологий исполнения уголовных наказаний, поэтому реформирование уголовно-исполнительной системы, прежде всего, направлено на приведение ее в соответствие с социальными реалиями. В то же время залогом эффективности развития пенитенциарной системы является психологическая готовность ее сотрудников к будущим изменениям и вызовам. Декларирование новых норм, установление более гуманных ценностей, формирование демократических типов отношений требуют иного подхода к своей служебной деятельности: применение новых технологий и методик, средств и приемов в процессе организации деятельности уголовно-исполнительной системы. Показано, что психологическая готовность к изменениям сотрудников уголовно-исполнительной системы играет ключевую роль в становлении и закреплении инноваций, которые происходят в связи с развитием пенитенциарной системы. Теоретический анализ дал возможность выявить неоднозначную роль профессионального опыта службы в пенитенциарной системе: с одной стороны, он является характеристикой специалиста, что помогает решать профессиональные вопросы с учетом усвоенных и проверенных алгоритмов и практик; с другой стороны, сложившиеся стереотипы поведения в тех или иных обстоятельствах могут выступать препятствием на пути развития всей уголовно-исполнительной системы. Их преодоление должно происходить в двух направлениях: как внешнее административное влияние на сотрудника при создании необходимых условий для службы и как формирование внутренней осознанности необходимости меняться, то есть психологической готовности к изменениям и вызовам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Евгения Васильевна Ткач, Рамила Рамисовна Кадукова, Наталья Николаевна Тавтилова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL READINESS OF EMPLOYEES OF THE PENAL SYSTEM TO MODERN CHANGES AND CHALLENGES

The article analyzes the problem of psychological readiness of employees of the penitentiary system to modern changes and challenges in the context of the implementation of the Concept of development of the penitentiary system of the Russian Federation for the period up to 2030. It is shown that the source of modern transformations in the penal enforcement system are contradictions arising between dynamic changes in the socio-economic situation in the country and a certain conservatism of the concepts, methods and technologies used for the execution of criminal penalties, therefore, the reform of the penal enforcement system is primarily aimed at bringing it into line with social realities. At the same time, the key to the effective development of the penitentiary system is the psychological readiness of its employees for future changes and challenges. The declaration of new norms, the establishment of more humane values, the formation of more democratic types of relations require a different approach to their official activities: the use of new technologies and techniques, tools and techniques in the process of organizing the activities of the penal system. The phenomenon of psychological readiness for changes and challenges is characterized. It is shown that psychological readiness for changes of employees of the penitentiary system plays a key role in the formation and consolidation of innovations that occur in connection with the development of the penitentiary system. Theoretical analysis made it possible to identify the ambiguous role of professional service experience in the penitentiary system: on the one hand, it is a characteristic of a specialist, which helps to solve professional issues taking into account learned and proven algorithms and practices; on the other hand, the established stereotypes of behavior in certain circumstances can act as an obstacle to the development of the entire penal system. Their overcoming should take place in two directions: as an external administrative influence on an employee when creating the necessary conditions for service and as the formation of internal awareness of the need to change, that is, psychological readiness for changes and challenges.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ К СОВРЕМЕННЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ И ВЫЗОВАМ»

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Научная статья

УДК 159.9:343.83

doi: 10.33463/2072-8336.2023.3(64).082-091

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ К СОВРЕМЕННЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ И ВЫЗОВАМ

Евгения Васильевна Ткач1, Рамила Рамисовна Кадукова2, Наталья Николаевна Тавтилова3

1 2 Академия управления МВД России, г. Москва, Россия

1 [email protected],

2 [email protected],

3 Академия ФСИН России, г Рязань, Россия, olga [email protected]

Аннотация. В статье осуществлен анализ проблемы психологической готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы к современным изменениям и вызовам в контексте реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года. Показано, что источником современных преобразований в уголовно-исполнительной системе являются противоречия, возникающие между динамическими изменениями социально-экономической ситуации в стране и определенным консерватизмом используемых концепций, методов и технологий исполнения уголовных наказаний, поэтому реформирование уголовно-исполнительной системы, прежде всего, направлено на приведение ее в соответствие с социальными реалиями. В то же время залогом эффективности развития пенитенциарной системы является психологическая готовность ее сотрудников к будущим изменениям и вызовам. Декларирование новых норм, установление более гуманных ценностей, формирование демократических типов отношений требуют иного подхода к своей служебной деятельности: применение новых технологий и методик, средств и приемов в процессе организации деятельности уголовно-исполнительной системы. Показано, что психологическая готовность к изменениям сотрудников уголовно-исполнительной системы играет ключевую роль в становлении и закреплении инноваций, которые происходят в связи с развитием пенитенциарной системы. Теоретический анализ дал возможность выявить неоднозначную роль профессионального опыта службы в пенитенциарной системе: с одной стороны, он является характеристикой специалиста, что помогает решать профессиональные вопросы с учетом усвоенных и проверенных алгоритмов и практик; с другой стороны, сложившиеся стереотипы поведения в тех или иных обстоятельствах могут выступать препятствием на пути развития всей уголовно-исполнительной систе-

© Ткач Е. В., Кадукова Р. Р., Тавтилова Н. Н., 2023

(сс)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

мы. Их преодоление должно происходить в двух направлениях: как внешнее административное влияние на сотрудника при создании необходимых условий для службы и как формирование внутренней осознанности необходимости меняться, то есть психологической готовности к изменениям и вызовам.

Ключевые слова: развитие уголовно-исполнительной системы, психологическая готовность, изменения и вызовы, личностная компетентность, психологические ресурсы, психологическая жизнеспособность

Для цитирования

Ткач Е. В., Кадукова Р. Р., Тавтилова Н. Н. Особенности психологической готовности сотрудников уголовно-исполнительной системы к современным изменениям и вызовам // Прикладная юридическая психология. 2023. № 3(64). С. 82-91. DOI: 10.33463/2072-8336.2023.3(64).082-091.

Original article

OF THE PENAL SYSTEM TO MODERN CHANGES AND CHALLENGES

Evgenija Vasil'evna Tkach1, Ramila Ramisovna Kadukova2, Natal'ja Nikolaevna

Tavtilova3

12 Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia

1 [email protected],

2 [email protected],

3 Academy of the FPS of Russia, Ryazan, Russia, olga [email protected]

Abstract. The article analyzes the problem of psychological readiness of employees of the penitentiary system to modern changes and challenges in the context of the implementation of the Concept of development of the penitentiary system of the Russian Federation for the period up to 2030. It is shown that the source of modern transformations in the penal enforcement system are contradictions arising between dynamic changes in the socio-economic situation in the country and a certain conservatism of the concepts, methods and technologies used for the execution of criminal penalties, therefore, the reform of the penal enforcement system is primarily aimed at bringing it into line with social realities. At the same time, the key to the effective development of the penitentiary system is the psychological readiness of its employees for future changes and challenges. The declaration of new norms, the establishment of more humane values, the formation of more democratic types of relations require a different approach to their official activities: the use of new technologies and techniques, tools and techniques in the process of organizing the activities of the penal system. The phenomenon of psychological readiness for changes and challenges is characterized. It is shown that psychological readiness for changes of employees of the penitentiary system plays a key role in the formation

00653017

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

and consolidation of innovations that occur in connection with the development of the penitentiary system. Theoretical analysis made it possible to identify the ambiguous role of professional service experience in the penitentiary system: on the one hand, it is a characteristic of a specialist, which helps to solve professional issues taking into account learned and proven algorithms and practices; on the other hand, the established stereotypes of behavior in certain circumstances can act as an obstacle to the development of the entire penal system. Their overcoming should take place in two directions: as an external administrative influence on an employee when creating the necessary conditions for service and as the formation of internal awareness of the need to change, that is, psychological readiness for changes and challenges.

Keywords: development of the penal system, psychological readiness, changes and challenges, personal competence, psychological resources, psychological viability

For citation

Tkach, E. V., Kadukova, R. R. & Tavtilova, N. N. 2023, 'Features of psychological readiness of employees of the penal system to modern changes and challenges', Applied legal psychology, iss. 3(64), pp. 82-91, doi: 10.33463/2072-8336.2023.3(64)082-091.

Уголовно-исполнительная система (УИС) Российской Федерации претерпевает значительные преобразования в связи с реализацией Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Концепция). Декларируемые в Концепции вызовы потребуют улучшения не только условий содержания лиц, взятых под стражу и осужденных, но и качества работы пенитенциарной системы.

На наш взгляд, одним из основных вызовов, определенных в Концепции, является повышение уровня мотивации при прохождении службы и формирование здоровой морально-психологической обстановки, исключающей противоправное поведение сотрудников УИС. В связи с этим должна измениться система взаимоотношений, ценности, в целом психологическая готовность сотрудников УИС к вызовам в современных условиях.

Несмотря на то что проблема психологической готовности сотрудников различных правоохранительных органов так или иначе изучалась различными авторами, исследования психологической готовности

сотрудников УИС к изменениям и вызовам не имеют системного характера и требуют всестороннего научного анализа [1-3].

В условиях пересмотра подходов к организации деятельности по исправлению и ресоциализации различных категорий осужденных современному сотруднику УИС сложно переосмыслить собственный опыт и перейти к новым стандартам выполнения служебных обязанностей.

Данный факт подтверждается тем, что подавляющее большинство действующих сотрудников УИС проходили этапы профессионального самоопределения, первичного становления и накопления профессионального опыта достаточно давно и их наработки являются устойчивыми, шаблонными, то есть традиционными нормами и правилами. Определенное количество сотрудников не в состоянии соответствовать требованиям современности и вызовам. Все, что казалось основой осуществления успешной служебной деятельности, превратилось в ненужные наставления, потерявшие свою актуальность, и привносит разлад в деятельность и взаимоотношения сотрудников УИС в служебных коллективах. Перед персона-

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

лом пенитенциарного ведомства стоит непростая задача - устранение деструк-ций при организации и несении службы, а именно осознание несовершенства устаревшего порядка, который был основой служебной деятельности, пересмотр или полная отмена некоторых норм и правил.

Научная позиция разных авторов совпадает в том, что психологическая готовность считается направленностью на определенную деятельность, предопределяет ее цели, урегулированность и успешность [2, 4].

По мнению ученых, психологическая готовность отражает интегральное отношение личности, ее стремления, способности и возможности действовать определенным образом в обстоятельствах, которые обусловили эти действия [5, с. 39], и трактуется как проявление индивидуальных качеств личности, обеспечивающих эффективность деятельности [6, с. 245]. Б. Г. Ананьев понимает «готовность к высокопродуктивной деятельности как проявление способностей» [7]. К. К. Платонов подходит к определению «готовности с позиций субъекта деятельности и рассматривает модели личности профессионала - нормативную, экспективную и эмпирическую, каждая из которых обобщает определенный перечень требований, профессиональных ожиданий и свойств личности» [8].

Ю. Е. Суслов, проведя исследование, обосновал психолого-акмеологическую готовность сотрудников УИС к инновациям реформирования, которая «представляет собой поликомпонентную структуру, включающую инновационно-личностный, когнитивный, креативный, мотивационно-ценностный компоненты. Доминирующую позицию в структуре психолого-акмео-логической готовности сотрудников УИС к инновациям занимает инновационно-личностный компонент, представленный способностью реализовывать професси-

ональную деятельность в изменяющихся условиях деятельности, обладанием активной жизненной позиции, высокой адаптивностью, профессиональным оптимизмом» [9, с. 8].

Большинство ученых считают, что готовность - это основополагающий принцип эффективного труда независимо от его специфики [10]. Успех в работе зависит не только от внутренних факторов развития (направленности, настойчивости, мотивации и т. п.), но и от внешних - социальной среды, определенной ситуации, в которой происходит любая активность человека. Благодаря тому что готовность приобретает важность как фактор успешных действий, сложилась практика формирования готовности специалиста к профессиональной деятельности.

Анализируя теоретические источники, Р. А. Терехин констатирует, что психологическая готовность аккумулирует в себе установки на самоизменение согласно динамике ситуации, отобранные личностью и известные схемы и способы реагирования и поведения в известных и предсказуемых обстоятельствах [2]. Он отмечает, что это «установка на определенное поведение, внутренняя личностная готовность -готовность к приобретению нового опыта, знаний, умений, навыков, использование известных личности и формированию новых паттернов взаимодействия, усвоению социальных норм» [2, с. 11]. Такая готовность предполагает гибкое реагирование на изменения, наличие некоторого уровня опытности и возможность ее реализации в определенных ситуациях, а также наличие тех механизмов взаимодействия, которые уже являются сложившимися, проверены и определены как оптимальные» [11]. Ссылаясь на научные данные, Р. А. Терехин обращает внимание на то, что психологическая готовность (ее высокий уровень) помогает личности более успешно выполнить обязанности, более

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

эффективно использовать личностный потенциал и полученный ранее опыт, быстро реагировать на различные ситуативные изменения и применять наиболее удачные способы саморегуляции [12].

Подвергая анализу сущность явления психологической готовности к деятельности, ученые, несмотря на определенные разногласия в ее определении, единогласны в том, что она отражает направленность личности на эту деятельность. Закономерным считается также тот факт, что готовность имеет конкретное специфическое проявление в каждой из профессиональных сфер.

В контексте развития УИС актуальным следует считать изучение личностных факторов психологической готовности сотрудников ФСИН России к современным изменениям и вызовам.

Е. А. Наумцева фиксирует внимание на том, «что в организационном контексте в зарубежной науке психологическая готовность рассматривается как уровень лояльности работников к своей организации или учреждению, уровень позитивного мнения о необходимости организационных преобразований; степень, в которой сотрудники считают, что именно эти изменения будут иметь положительные последствия для всей организации и них самих, а также степень принятия ответственности за широкомасштабные инициативы на себя» [13].

Психологическая готовность сотрудников УИС к изменениям и вызовам в выполняемой деятельности как компонент готовности должна содержать необходимые свойства, обусловливающие возникновение задач по освещению роли личностной зрелости субъекта этой готовности.

Высокая степень развития личностной зрелости помогает сотруднику осмыслить динамику самоанализа, самосовершенствования и самоактуализации как базовые ценности, создавать условия для са-

мовоспитания, а также творчески формировать свою индивидуальность.

В вопросе личностной компетентности общее для всех точек зрения - это акцент на мотивации и волевых качествах личности, что является постоянным стимулом человека к выполнению разного рода задач, включая работу над самим собой. Компетентность - это интегральная характеристика личности; способность успешно решать проблемные ситуации, которые встают перед человеком, что проявляется как смысловая связь приобретенных знаний и ценностей личности; компетентность обусловлена способностями самого человека, его интересом к собственной деятельности и умением успешно взаимодействовать с окружающими [14].

В психологии «под ресурсами в широком смысле понимают все то, что может помочь личности при определенных ситуациях (экономические условия, социальные взаимосвязи, качества и свойства личности)» [15, с. 52]. При анализе личностного потенциала Д. А. Леонтьев с соавторами изучает деятельностные ресурсы как средства, обеспечивающие процесс выбора [16, с. 513].

На ресурсности основывается такое-важное свойство личности, как жизнеспособность. А. В. Махнач определяет жизнеспособность «как способность личности преодолевать негативные жизненные ситуации с возможностью восстанавливаться и использовать для этого все внутренние и внешние ресурсы,способности к жизни во всех ее проявлениях, возможности не только переносить тяготы жизни, но и находить в себе силы совершенствовать собственный потенциал, укрепить и укрепить себя» [17, с. 63]. О. В. Белокло-ков подчеркивает актуальность изучения феномена жизнеспособности как набора личностных свойств и поведенческих реакций, позволяющих конструктивно преодолевать сложности опасной трудовой де-

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ятельности, как внутренних компонентов личностного и профессионального развития [18].

Жизнеспособность может выступать в качестве механизма устойчивости по принуждению к изменениям и вызовам. Установлено, «что принуждение к изменениям связано с чувством напряжения, неудовлетворенностью и стремлением избежать изменений» [19].

Многогранность служебных обязанностей сотрудников УИС на современном этапе развития пенитенциарной системы обусловливает запрос на углубление пространства исследований факторов способности к адаптации к различным условиям службы.

Учитывая значимость вопросов адаптации сотрудников УИС к изменениям и вызовам профессии, необходимо принимать в расчет особенности преодоления человеком различных трудностей при выполнении служебных задач. Результатом такой адаптации к новым условиям службы должна стать сбалансированность личностных запросов и вызовов критической ситуации, что обеспечит сохранение внутреннего комфорта сотрудников УИС.

В контексте адаптации к новым условиям службы также необходимо учитывать разновидности копинг-поведения сотрудников УИС [20]. Это позволяет более полно изучить систему факторов психологической адаптации к высокому уровню стрессогенности служебной деятельности в рамках формирования конструктивного копинг-поведения.

Таким образом, адаптационную способность, ее различные проявления и структурные элементы, применение в служебных ситуациях (вхождение в сферу служебных взаимоотношений, новые условия служебной деятельности и т. п.), а именно в отношении пенитенциарной деятельности авторы исследуют с разных сторон. Актуальным следует считать изучение спо-

собности к адаптации как к компоненту жизнеспособности в связи с психологическими свойствами личности сотрудников УИС. Из этого следует, что ресурсность и жизнеспособность личности играют важную роль в личностном и профессиональном развитии сотрудников УИС, несмотря на сложные условия службы, социальные изменения и новые вызовы. Именно это ставит вопрос о важности изучения этих психологических феноменов в контексте психологической готовности сотрудников УИС в условиях ее развития.

Важными производными данными формирования и развития личностной готовности к изменениям являются также личность и определенные личностные черты, которые способствуют укреплению всех компонентов этой готовности.

Принимая во внимание важность изучения способности субъекта не только приспособиться, но и удачно применить себя в ситуации тех преобразований, которые меняют нашу жизнь, приходим к выводу о том, что современной психологической наукой обозначенный феномен недостаточно исследован. По нашему мнению, актуально не только изучение содержания проблемы психологической готовности у сотрудников УИС, но и освещение специфики личностных факторов такой готовности, которые обеспечивают развитие личностного и профессионального потенциала специалиста.

На основе проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.

1. На современном этапе развития государства в целом и УИС в частности продолжаются преобразования в контексте реализации новой Концепции. По нашему мнению, реализация всех целей Концепции должна привести к коренному изменению не только инструментов и методик труда, но и ценностей и отношения к ним сотрудников УИС.

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

2. Проанализирован психологический смысл понятий «психологическая готовность» и «психологическая готовность к изменениям и вызовам», который обусловливает значимость личностных факторов рассматриваемой нами готовности, то есть личностной зрелости и компетентности, психологической ресурсности и жизнеспособности, а также личностных качеств для успешного личностного и профессионального функционирования субъекта такой готовности.

3. Установлено, что некоторые авторы психологическую готовность к изменениям и вызовам понимают как состояние

настроенности на определенную деятельность, другие - как личностное свойство, что обеспечивает изменение поведения согласно окружающим преобразованием. Мы подразумеваем под данной готовностью интегративную характеристику личности, которая обеспечивает адекватное изменение служебного поведения, с опорой на личностную зрелость, собственный опыт и личностную компетентность, с использованием психологических ресурсов и психологической жизнеспособности личности с учетом личностных качеств человека как субъекта определенной деятельности.

Список источников

1. Балахонский В. В., Рожков А. А., Торопов В. А. Формирование готовности сотрудников полиции к пресечению противоправных действий: правовой, педагогический и психологический аспекты // Вестник экономической безопасности. 2020. № 6. С. 269-274.

2. Терехин Р. А. Социально-психологические детерминанты психологической готовности военнослужащих к изменению служебной ситуации в процессе военно-профессиональной социализации : монография. СПб. : Центр стратегических исследований, 2020. 88 с.

3. Кротова Д. Н. Психологическая готовность к профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы // Антропогогика. 2022. № 2(6). С. 79-82.

4. Белоусова С. С. Основные теоретические и эмпирические подходы к изучению готовности личности к изменениям в психологической науке // Образовательная система: процессы развития современной научной мысли : сб. науч. тр. Казань : СитИвент, 2019. С. 72-77.

5. Звездина Г. П., Елагина М. Ю. Психологическая готовность руководителей образовательных учреждений к инновационной деятельности // Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования : материалы I Междунар. науч.-практ. конф. (Ростов на Дону, 24-26 нояб. 2010 г.). Ростов н/Д : ИПО ПИ ЮФУ, 2010. С. 38-42.

6. Козулина Ю. Г. Теоретико-методологические подходы к исследованию инновационной готовности // Вестник Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева. 2012. №. 4. С. 244-249.

7. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания : монография. СПб. : Питер, 2018. 288 с.

8. Платонов К. К. Вопросы психологии труда. М. : Медицина, 1970. 264 с.

9. Суслов Ю. Е. Психолого-акмеологическая готовность сотрудников уголовно-исполнительной системы к инновациям реформирования : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Кострома, 2015. 21 с.

10. Грачев Ю. А. Понятие «готовность к деятельности» в системе современного психолого-педагогического знания // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2011. № 4(52). С. 172-175.

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

11. Шамионов Р. М. Адаптационная готовность выпускников школы и первокурсников вуза во взаимосвязи с социально-психологическими факторами // Психология обучения. 2012. № 11. С. 116- 123.

12. Терехин Р. А. Взаимосвязь ценностей, социально-психологических установок военнослужащих и их личностной готовности к переменам // Образование и наука. 2017. № 8. С. 109-127.

13. Наумцева Е. А. Психологическая готовность к организационным изменениям: подходы, понятия, методики // Организационная психология. 2016. № 2. С. 55-74.

14. Воронов С. А. Компетенция и компетентность как категории деятельности: сходства и различия в понимании // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9, № 6-1. С. 165-172.

15. Ларионова Л. И. Проблема ресурсного подхода в психолого-педагогической литературе // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. Т. 6, № 6А. С. 50-58.

16. Леонтьев Д. А., Мандрикова Е. Ю., Рассказова Е. И. Личностный потенциал в ситуации неопределенности и выбора // Личностный потенциал: структура и диагностика: коллективная монография / под ред. Д. А. Леонтьева. М. : Смысл, 2011. С. 511-546.

17. Махнач А. В. Исследования жизнеспособности человека: основные подходы и модели // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты. М. : Ин-т психологии РАН, 2016. С. 46-70.

18. Белоклоков А. В. Профессиональная востребованность жизнеспособности и жизнестойкости в профессиях экстремального профиля. Эффективность личности, группы и организации: проблемы, достижения и перспективы : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Ростов на Дону ; Курск, 21-22 апр. 2017 г.). М. : КРЕДО, 2017. С.15-17.

19. Рассказова Е. И. Жизнестойкость и выбор будущего в процессе реабилитации // Известия ТРТУ. 2005. № 7(51). С. 124-126.

20. Рогачев В. А., Коноплева И. Н. Аналитический обзор исследований по проблеме неопределенности и изучения копинг-стратегий у сотрудников правоохранительных органов // Психология и право. 2018. Т. 8, № 1. С. 26-43.

References

1. Balahonskij, V. V., Rozhkov, A. A., Toropov V. A. 2020, 'Formation of police officers' readiness to stop illegal actions: legal, pedagogical and psychological aspects'. Bulletin of Economic Security, Iss. 6, pp. 269-274.

2. Terehin, R. A. 2020, 'Socio-psychological determinants of psychological readiness of military personnel to change the service situation in the process of military-professional socialization' : monograph. St. Petersburg : Center for Strategic Studies, 88 p.

3. Krotova, D. N. 2022, 'Psychological readiness for professional activity of employees of the penal system'. Anthropogogics, iss. 2(6), pp. 79-82.

4. Belousova, S. S. 2019, 'The main theoretical and empirical approaches to the study of personality readiness for change in psychological science'. Educational system: the processes of development of modern scientific thought: collection of scientific tr. Kazan : SitIvent, pp. 72-77.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Zvezdina, G. P., Elagina, M. Ju. 2010, 'Psychological readiness of the needlewomen of the educated teachings for innovative activity" The innovative potential of the subjects

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

of the educated space in the conditions of modernization of the image : materials of the I International Scientific.- practical conference (Rostov on Don, November 24-26. 2010). Rostov n/D : IPO PI SFU, pp. 38-42.

6. Kozulina, Ju. G. 2012, 'Theoretical and methodological approaches to the study of innovation readiness'. Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev, iss. 4, pp. 244-249.

7. Anan'ev, B. G. 2018, 'Man as a subject of knowledge : monograph'. St. Petersburg: Peter, 288 p.

8. Platonov, K. K. 1970, 'Questions of labor psychology. Moscow : Medicine, 264 p.

9. Suslov, Ju. E. 2015, 'Psychological and acmeological readiness of employees of the penal system to reform innovations : abstract. dis. ... cand. psychological sciences'. Kostroma, 21 p.

10. Grachev, Ju. A. 2011, 'The concept of "readiness for activity" in the system of modern psychological and pedagogical knowledge'. Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, iss. 4(52), pp. 172-175.

11. Shamionov, R. M. 2012, 'Aadaptation readiness of school graduates and first-year university students in relation to socio-psychological factors'. Psychology of learning, iss. 11, pp. 116- 123.

12. Terehin, R. A. 2017, 'The relationship of values, socio-psychological attitudes of military personnel and their personal readiness for change'. Education and science, iss. 8, pp. 109-127.

13. Naumceva, E. A. 2016, 'Psychological readiness for organizational changes: approaches, concepts, methods'. Organizational psychology, iss. 2, pp. 55-74.

14. Voronov, S. A. 2017, 'Competence and competence as categories of activity: similarities and differences in understanding'. Historical and socio-educational thought, vol. 9, iss. 6-1, pp. 165-172.

15. Larionova, L. I. 2017, 'The problem of the resource approach in psychological and pedagogical literature'. Psychology. Historical and critical reviews and modern research, vol. 6, iss. 6A, pp. 50-58.

16. Leont'ev, D. A., Mandrikova, E. Ju., Rasskazova, E. I. 2011, 'Personal potential in a situation of uncertainty and choice'. Personal potential: structure and diagnostics : a collective monograph / ed. by D. A. Leont'eva. Moscow : Smysl, pp. 511-546.

17. Mahnach, A. V. 2016, 'Human viability Studies: Basic approaches and models'. Human viability: individual, professional and social aspects. Moscow : Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, pp. 46-70.

18. Beloklokov, A. V. 2017, 'Professional demand for vitality and resilience in extreme professions'. The effectiveness of individuals, groups and organizations: problems, achievements and prospects : materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference (Rostov-on-Don; Kursk, 21-22 Apr. 2017). Moscow : Credo, pp.15-17.

19. Rasskazova, E. I. 2005, 'Resilience and the choice of the future in the process of rehabilitation'. News of TRTU. iss. 7(51), pp. 124-126.

20. Rogachev, V. A., Konopleva, I. N. 2018, 'An analytical review of research on the problem of uncertainty and the study of coping strategies in law enforcement officers'. Psychology and law, vol.. 8, iss. 1. pp. 26-43. .

ПРИКЛАДНЫЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Информация об авторах

Е. В. Ткач - заместитель начальника отдела планирования и контроля научных исследований научно-исследовательского центра;

Р. Р. Кадукова - старший научный сотрудник отдела по исследованию стратегических проблем управления научно-исследовательского центра;

Н. Н. Тавтилова - кандидат психологических наук, заместитель начальника кафедры социальной психологии и социальной работы.

Information about the authors

E. V. Tkach - Deputy Head of the Department of Planning and Control of Scientific Research of the Research Center;

R. R. Kadukova - Senior Researcher of the Department for the Study of Strategic Management Problems of the Research Center;

N. N. Tavtilova - Candidate of Psychological Sciences, Deputy Head of the Department of Social Psychology and Social Work.

Примечание

Содержание статьи соответствует научной специальности 5.3.9. Юридическая психология и психология безопасности.

Статья поступила в редакцию19.07.2023; одобрена после рецензирования 01.08.2023; принята к публикации 05.08.2023.

The article was submitted 19.07.2023; approved after reviewing 01.08.2023; accepted for publication 05.08.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.