2. Кольцова, И.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития стрессоустойчиво-сти подростков / И.В. Кольцова, В.В. Долганина // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2021. - № 3 (56). - С. 65-76.
3. Круглова, К.С. Выявление взаимосвязи стрессоустойчивости, конфликтности и стиля поведения подростков в ситуации конфликта / К.С. Круглова, М.В. Данилова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - Т. 8. - № 6. - С. 72.
4. Носенко, Н.П. Особенности взаимосвязи эмоционального интеллекта, тревожности и стрессоустойчивости у старшеклассников на разных этапах обучения / Н.П. Носенко, И.С. Матвеева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 12(178). - С. 407-414.
5. Подколзина, Л.Г. Стилевые характеристики саморегуляции и стрессоустойчивость у подростков / Л.Г. Подколзина // Научный альманах. - 2018. - № 4-2 (42). - С. 218-221.
REFERENCES
1. Kovalevskaya, A.A. (2018), "Stress resistance of adolescents ", Problems of modern pedagogical education, Vol. 61, No. 2, рр. 298-300.
2. Koltsova, I. V. and Dolganina, V. V. (2021), "Psychological and pedagogical support for the development of stress resistance in adolescents", Bulletin of the Tver State University. Series: Pedagogy and psychology, Vol. 3, No. 56, рр. 65-76.
3. Kruglova, K.S. and Danilova M.V (2020), "Identification of the relationship between stress tolerance, conflict and behavioral style of adolescents in conflict situations", World of Science. Pedagogy and psychology, Vol. 8, No. 6, рр. 72-75.
4. Nosenko, N.P. and Matveeva I.S. (2019), "Features of the relationship between emotional intelligence, anxiety and stress resistance in high school students at different stages of education", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, Vol . 12, No. 178, рр. 407-414.
5. Podkolzina, L.G. (2018), "Style characteristics of self-regulation and stress resistance in adolescents", Scientific almanac, Vol. 4-2, No. 42, рр. 218-221.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.04.2022
УДК 159.96
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Елена Александровна Федорова, кандидат психологических наук, доцент, Смоленский государственный медицинский университет, Смоленск; Вера Андреевна Князева, медицинский психолог, Смоленский областной, психоневрологический клинический диспансер,
Смоленск
Аннотация
В данной работе представлены результаты психологической готовности к школьному обучению детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В результате проведенного исследования было отмечено, что дети СДВГ имеют преимущественно средний и высокий уровень эмоционально-волевой готовности, высокий уровень развития речи, однако, такие показатели как мелкая моторика, зрительная координация, зрительное восприятие, зрительная память, психосоциальная и личностная зрелость менее развиты по сравнению с аналогичными функциями здоровых детей. Следует отметить, что для разработки новых моделей для школьного обучения необходимо знать уровень готовности к школе детей c синдромом дефицита внимания и гиперактивности, поэтому целью данной работы стало: изучить особенности психологической готовности детей с синдромом двигательной гиперактивности и нарушения внимания к школьному обучению.
Ключевые слова: синдром двигательной гиперактивности и дефицита внимания, психологическая готовность к школьному обучению, эмоционально- волевая готовность, мелкая моторика, зрительная координация, зрительное восприятие, зрительная память, психосоциальная и личностная зрелость.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p588-594
FEATURES OF PSYCHOLOGICAL READINESS FOR SCHOOL EDUCATION OF CHILDREN WITH ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER
Elena Aleksandrovna Fedorova, the candidate of psychological sciences, docent, Smolensk State Medical University; Vera Andreevna Knyazeva, the medical psychologist, the Smolensk Regional Psycho-neurological Clinical Dispensary
Abstract
This paper presents the results of psychological readiness for school education of children with attention deficit hyperactivity disorder (ADHD). As a result of the study, it was noted that children with ADHD have mainly an average and high level of emotional and volitional readiness, a high level of speech development, however, such indicators as fine motor skills, visual coordination, visual perception, visual memory, psychosocial and personal maturity are less developed compared to similar functions of healthy children. It should be noted that in order to develop new models for school education, it is necessary to know the level of readiness for school of children with attention deficit hyperactivity disorder, therefore, the purpose of this work was: to study the features of psychological readiness of children with motor hy-peractivity syndrome and attention disorders to school.
Keywords: motor hyperactivity and attention deficit disorder, psychological readiness for school, emotional and volitional readiness, fine motor skills, visual coordination, visual perception, visual memory, psychosocial and personal maturity.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования связана с тем, что сегодня предъявляются высокие требования к умственному развитию детей, поступающих в первый класс. Это вызывает потребность в поиске более эффективной модели обучения и воспитания ребенка, имеющего трудности в приобретении новых знаний, умений и навыков [1,2]. Различные диссонансы в формировании психологической готовности детей могут быть вызваны отрицательными воздействиями заболеваний ЦНС. Одним из распространенных заболеваний среди детской популяции, характеризующимся данными негативными воздействиями на психическое развитие, является синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), который оказывает негативные воздействия на формирование психических функций и коммуникативных навыков. В частности, снижается способность к обучению и возникают трудности в когнитивном и личностном развитии, что порождает противоречия между школьными требованиями и уровнем психического развития детей с СДВГ [3, 4].
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование осуществлялось с помощью методик: «Степень психосоциальной зрелости (тестовая беседа, предложенная С.А. Банковым)», «Тест школьной зрелости Керна-Йерасека» (модификация теста А. Керна Я. Йерасеком, 2001), методика «Нелепицы» (Р. С. Немов, 2002), «Последовательность событий» (С.Л. Рубинштейн, 1979). Статистическая обработка данных проводилась с помощью методов описательной статистики и критерия х2 Пирсона в Microsoft Excel 2010. Исследование проводилась на базе ОГБУЗ «Смоленский областной психоневрологический диспансер». Основную группу составили 26 детей с диагнозом СДВГ в возрасте 6-8 лет, контрольную группу составили 24 условно здоровых ребёнка в возрасте 6-8 лет.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
При исследовании уровня психосоциальной зрелости с помощью тестовой беседы, предложенной С.А. Банковым, было установлено, что большое количество детей с СДВГ обладали средним и низким уровнем (57% и 43%), в то время как 43% детей контрольной
группы продемонстрировали высокий уровень психосоциальной зрелости и только 14 % детей имели средний уровень школьной зрелости (таблица 1).
Таблица 1 - Средние значения методики «Степень психосоциальной зрелости» основной и контрольной групп
М±т «Степень психосоциальной зрелости»
Основная группа, N-26 Основная группа, N-26
Среднее (М) Стандартная ошибка (т) 18,14 0,68* 18,14 0,68*
Примечание: * - непараметрический критерий при р<0,05.
Полученные данные указывают на то, что уровень психосоциальной готовности к школьному обучению в группе условно здоровых детей выше уровня готовности к школе у детей с СДВГ, однако преобладание средних показателей у детей с СДВГ свидетельствует о наличии у них положительной мотивации к обучению в школе.
При исследовании личностной зрелости с помощью теста «Рисунок человека», являющего составной частью методики «Тест школьной зрелости Керна-Йерасека» было выявлено, что у детей с СДВГ преобладает уровень развития ниже среднего - 36%, на средний и очень низкий уровень в основной группе детей пришлось по 21,5% дошкольников, у 7% диагностирован низкий уровень развития, и, только 14% детей имеют высокие показатели личностной зрелости. В контрольной группе 64% детей имели высокий уровень личностной готовности к школе, 29% - средний и 7% дошкольников имели уровень ниже среднего (рисунок 1).
70% п-64-
60%--
50%--
40%
30%--
20%--14*
10% — 0%--
высокий средний ниже среднего низкий очень низкий
■ основная группа ■ контрольная группа. Примечание: * - непараметрический критерий х2 при р<0,05.
Рисунок 1 - Показатели личностной готовности к школьному обучению детей из основной и контрольной групп по методике «Тест школьной зрелости Керна-Йерасека»
Результаты теста «Рисунок человека» указывают на то, что дети с СДВГ в сравнении со здоровыми детьми имеют более низкий уровень личностной зрелости, а значит их отношение к учебе, учителям, окружающей среде и самому себе менее дифференцировано. Полученные данные могут быть следствием недоразвития мелкой моторики, неустойчивости внимания и отсутствия необходимой мотивации для выполнения задания.
При исследовании мелкой моторики и зрительной координации с помощью второй части «Теста Керна-Йерасека» (копирования фразы из письменных букв) у детей с СДВГ преобладает средний уровень развития мелкой моторики и зрительной координации (50%), уровень ниже среднего отмечался у 22%, низкий уровень имело 7% детей, а высокий уровень встречался у 14% и 7% имели показатели очень низкого уровня сформиро-ванности моторных функций. Из этого следует, что у обследованных детей из основной группы выявлены нарушения развития мелкой моторики и зрительной координации, что может вызвать трудности в освоении навыка письма и чтения. В группе контроля уровень развития моторных и зрительных функций намного выше: у половины детей (50%) диагностирован высокий показатель развития данных навыков, у 43% - средний и лишь у 7%
- уровень ниже среднего (рисунок 2).
60%
30% 20% 10% 0%
высокии
среднии ниже среднего низкии очень низкии
основная группа контрольная группа Примечание: * - непараметрический критерии х2 при р<0,05.
Рисунок 2 - Показатели развития мелкои моторики и зрительнои координации у детеи из основнои и контроль-нои групп по методике «Тест школьнои зрелости Керна-Йерасека»
При анализе результатов исследования зрительно-пространственного восприятия и зрительнои памяти дошкольников по методике «Тест Керна-Йерасека» (срисовывание точек) были получены данные: 44% детеи с СДВГ имеют среднии уровень развития, на высокии, низкии, очень низкии и уровень ниже среднего приходится по 14% всех дошкольников с СДВГ. В свою очередь, в контрольнои группе преобладающими оценками являются высокие (64%), а низкие и очень низкие показатели отсутствуют (рисунок 3).
70%
60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
64
высокии
среднии
ниже среднего
очень низкии
основная группа контрольная группа Примечание: * - непараметрическии критерии при р<0,05.
Рисунок 3 - Показатели развития зрительно-пространственного восприятия и зрительнои памяти у детеи из ос-новнои и контрольнои групп по методике «Тест школьнои зрелости Керна-Йерасека»
Так как зрительно-пространственная координация и зрительная память являются составными частями интеллектуальнои готовности к школьному обучению, можно сделать вывод о его снижении у детеи с СДВГ и спрогнозировать возникновение у них труд-ностеи в процессе освоения школьных навыков (рисунок 3).
При исследовании интеллектуальнои зрелости по четвертои части теста Керна-Йерасека было установлено, что у дошкольников с СДВГ снижены показатели готовности к школе (рисунок 4).
высокий выше среднего средний ниже среднего низкий
■ основная группа ■ контрольная группа Примечание: * - непараметрический критерий х2 при р<0,05.
Рисунок 4 - Показатели развития интеллектуальной зрелости у детей двух групп по методике «Тест школьной
зрелости Керна-Йерасека»
Исходя из сравнительного анализа показателей, изображенных на рисунке 4, у детей с СДВГ выявляется средний уровень вербального интеллекта (64%) и показатели ниже среднего (36%). Это говорит о том, что у них наблюдается трудности в анализе и вербализации полученной словесной информации и снижение способности быстро усваивать новые знания и развивать социальные навыки и качества, но при сохранной ориентации на обучение. В контрольной группе, напротив, преобладали показатели, свидетельствующие об уровне интеллектуальной готовности выше среднего (43%), среднем уровне (43%) и высоком (14%).
При анализе результатов исследования эмоционально-волевой готовности к школе по методике «Нелепицы» отмечалось, что в основной группе 50% дошкольников готовы к обучению в школе, 29% условно готово и 21% не готов к школе. Данные результаты свидетельствуют о том, что многие дошкольники с СДВГ полностью или условно готовы к принятию новой социальной роли - ученика и желают самостоятельно получать новые знания. В свою очередь, в контрольной группе в 72% случаев дети практически полностью готовы к обучению, оставшиеся 28% равномерно распределились между условно готовыми и не готовыми к обучению детьми (таблица 2).
Таблица 2 - Средние значения методики «Нелепицы» двух групп
«Нелепицы»
Основная группа Контрольная группа
Среднее (М) 1,43 1,57
Стандартная ошибка (т) 0,20* 0,20
Примечание: * - непараметрический критерий при р<0,05.
При исследовании уровня развития речи и логического мышления, относящихся к интеллектуальной готовности дошкольников, с помощью методики «Последовательность событий» у детей с СДВГ был диагностирован более низкий уровень готовности, чем у здоровых детей. Было выявлено, что у детей из основной группы преобладает средний уровень развития речи и логического мышления (57%), на высокий уровень приходится 29% и на низкий - 14% дошкольников. Полученные результаты свидетельствуют о том, что будущие первоклассники обладают достаточным лексическим запасом слов, но при рассказе испытывают трудности в подборе слов различных частей речи или в установлении логической последовательности событий.
В контрольной группе, напротив, доминируют высокие показатели (57%) и средние (43%). Это говорит о том, что у условно здоровых детей лексический запас слов больше, они используют все части речи при разговоре и могут описывать словами не только изображенные объекты, но и явления (например, эмоциональное состояние) (таблица 3).
Таблица 3 - Средние значения методики «Последовательность событии» двух групп
M±m «Последовательность рассказа»
Основная группа Контрольная группа
Среднее (M) Стандартная ошибка (m) 3,28 0,35* 4 0,34
Примечание: * - непараметрический критерий х2 при p<0,05.
ВЫВОДЫ
1. Эмоционально-волевая готовность у детей с СДВГ соответствует высокому и среднему уровню, что указывает на готовность к смене деятельности, а именно переход от игровой к учебной.
2. Интеллектуальная готовность у детей с СДВГ, в основном, расположена на среднем, однако такие ее составляющие, как речь соответствуют высокому уровню развития, что говорит о сформированности важнейшей предпосылки для обучения.
3. Уровень развития мелкой моторики и зрительных координаций у детей с СДВГ значительно снижен по сравнению со здоровыми детьми, что позволяет прогнозировать трудности при освоении письма.
4. Зрительное восприятие и зрительная память у детей с СДВГ также достоверно менее развиты, чем аналогичные функции у здоровых детей, что свидетельствует о снижении интеллектуальной составляющей психологической готовности к школе детей основной группы.
5. Показатели психосоциальной зрелости гиперактивных детей в большинстве случаев располагаются на среднем или низком уровне, что указывает на наличие затруднений в освоение социальными навыками.
6. Личностная зрелость в данной группе представлена, как высокими, средними, ниже среднего, так и низким и очень низким уровнем развития. Однако преобладание уровня ниже среднего свидетельствует о снижении мотивации к обучению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бурачевская О.В. Организация коррекционно-развивающего и образовательного процесса с учетом психофизиологических особенностей детей с СДВГ / О.В. Бурачевская // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. -2016. - № 1. - С. 264-268.
2. Литвиненко Н.В. Социально-психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе: постановка и решение проблемы / Н.В. Литвиненко, И.Т. Прокопенко // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-2. - С. 438-443.
3. Луговская Е.В. Психологическая готовность детей к школе в сборнике саморазвитие в педагогике и психологии / Е.В. Луговская // Саморазвитие в педагогике и психологии : сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - Волгоград, 2018. - С. 138-140.
4. Стикина Ю.В. Синдром дефицита внимания и гиперактивности как медико-психолого-педагогическая проблема / Ю.В. Стикина // Актуальные проблемы начального, дошкольного и специального образования в условиях модернизации V Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция. - Коломна, 2017. - С. 87-90.
REFERENCES
1. Burachevskaya, O.V (2016), "Organization of correctional-developmental and educational process taking into account the psychophysiological characteristics of children with ADHD", Pedagogical skills and pedagogical technologies, No. 1, pp. 264-68.
2. Litvinenko, N.V. and Prokopenko, T.I. (2018), "Socio-psychological readiness of older preschoolers to study at school: setting and solving the problem", Problems of modern pedagogical education, No. 60-2, pp. 438-443.
3. Lugovskaya, E.V.(2018), "Psychological readiness of children for school in the collection self-development in pedagogy and psychology", Self-development in pedagogy and psychology: a collection of articles on the results of the International Scientific and Practical Conference, Volgograd, pp. 138140.
4. Stikina Yu.V. (2017), "Attention deficit and hyperactivity disorder as a medical, psychological and pedagogical problem", Actual problems of primary, preschool and special education in the conditions of modernization VAll-Russian (with international participation) scientific and practical conference, Kolomna, pp. 87-90.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.04.2022
УДК 159.922.7
МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО ЛИЧНОСТНОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Лаура Наурузовна Хубиева, кандидат педагогических наук, доцент, Антонина Бутовна
Шевцова, кандидат педагогических наук, доцент, Лейла Ахметовна Гагуа, старший преподаватель, Наталья Геннадьевна Эльдарова, старший преподаватель, Карачаево-
Черкесский государственный университет имени У. Д. Алиева, г. Карачаевск
Аннотация
В статье приводятся особенности проблемы личностного и эмоционального развития детей. На сегодняшний день распространенным методом личностного и эмоционального развития детей является музыкотерапия. Целительное и благотворное влияние музыкотерапии на людей известно еще с древних времен. И сегодня есть программы для людей, страдающих психосоматическими расстройствами, включающими в себя метод музыкотерапии в лечебных и профилактических целях, с помощью которого повышаются ресурсные возможности человека и преодолеваются стрессы. Музыкотерапия является частью арт-терапии, применяющейся в работе с детьми, испытывающими затруднения в вербализации собственных переживаний, для которых арт-терапевтическая деятельность становится более выразительной и точной. Современная музыкотерапия основана на способности музыки корректировать и развивать эмоционально-личностную сферу индивида, она активно используется педагогами-психологами профессионально занимающиеся сопровождением эмоционального, когнитивного и личностного развития детей на практике.
Ключевые слова: музыкотерапия, психосоматика, музыкальные технологии, личностное и когнитивное развитие, эмоциональный интеллект, арт-терапия, диагностика, музыкальный терапевт, эмоционально-психологическая поддержка, групповая и личностная терапия.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p594-598
MUSIC THERAPY AS A MEANS OF PERSONAL AND EMOTIONAL DEVELOPMENT OF CHILDREN
Laura Nauruzovna Khubieva, the candidate of pedagogical sciences, docent, Antonina Butovna Shevtsova, the candidate of pedagogical sciences,, docent, Leyla Akhmetovna Gagua, the senior teacher, Natalia Gennadievna Eldarova, the senior teacher Karachay-Cherkessia State University named after U.D. Aliev, Karachaevsk
Abstract
The article presents the features of the problem of personal and emotional development of children. To date, music therapy is a common method of personal and emotional development of children. The healing and beneficial effect of music therapy on people has been known since ancient times. And today there are programs for people suffering from psychosomatic disorders, including the method of music therapy for therapeutic and preventive purposes, with the help of which human resource capabilities are increased and stress is overcome. Music therapy is a part of art therapy used in working with children who have difficulties in verbalizing their own experiences, for whom art therapy activity becomes more expressive and accurate. Modern music therapy is based on the ability of music to correct and develop the emotional and personal sphere of an individual, it is actively used by educational psychologists professionally engaged in accompanying the emotional, cognitive and personal development of children in practice.