Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
104
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН НАСТРОЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Набока Алла Александровна

Введение. Представлены результаты исследования психологической адаптации курсантов к условиям обучения в юридическом вузе. Целью выступило выявление особенностей психологической адаптации курсантов по показателям работоспособности и эмоционального фона настроения. Материалы и методы. Использовалась проективная психологическая методика в целях преодоления сознательного контроля результатов исследования. Для оценки работоспособности и эмоционального состояния курсантов применялся краткий вариант цветового теста М. Люшера (ЦТЛ). Исследование проводилось среди обучающихся 1-го курса (120 чел.), 2-го курса (120 чел.). Количественный анализ данных осуществлялся с помощью методов математической статистики (φ* - угловое преобразование Фишера). Результаты и обсуждение. Определены показатели психологической адаптации курсантов на начальном этапе обучения в юридическом вузе, в качестве которых выступают эмоциональный фон настроения и работоспособность. Обнаружен пониженный уровень психологической адаптации у курсантов как 1-го, так и 2-го годов обучения. Отрицательный фон настроения, переживание негативных эмоций, снижение работоспособности характерны более чем для каждого второго курсанта исследуемых групп. Только у каждого третьего обучающегося 1-го курса и почти у каждого второго обучающегося 2-го курса выявлен благоприятный эмоциональный фон, что демонстрирует успешность эмоциональной адаптации курсантов данной группы. У каждого пятого первокурсника и более чем у каждого десятого второкурсника выявлена оптимальная работоспособность, что служит положительным показателем адаптационного процесса, влияющим на характер и качество учебной деятельности курсантов. Наблюдается тенденция к снижению количества курсантов с отрицательным фоном настроения и пониженной работоспособностью ко 2-му году обучения. Почти каждый третий курсант 1-го и 2-го годов обучения характеризуется компенсируемым состоянием усталости. При неблагоприятных условиях адаптационные ресурсы курсантов этой группы могут перейти в стадию декомпенсации. Это представляет риск их дезадаптации, на что следует обратить особое внимание. Полученные результаты показывают необходимость реализации программы психолого-педагогического сопровождения адаптационного процесса курсантов в образовательной среде юридического вуза. Выводы. Подтвердился факт сниженной психологической адаптации курсантов юридического вуза на начальном этапе обучения. Отрицательный фон настроения, переживание негативных эмоций, снижение работоспособности курсантов оказывают негативное влияние на процесс обучения в юридическом вузе, что требует внедрения программы психолого-педагогического сопровождения адаптационного процесса курсантов в образовательном процессе юридического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Набока Алла Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CADETS' PSYCHOLOGICAL ADAPTATION TO STUDYING AT A LAW INSTITUTE

Introduction. The results of a psychological study of cadets' psychological adaptation to the conditions of training at a law institute are presented. The aim was to identify the features of cadets' psychological adaptation in terms of efficiency and background mood. Materials and Methods. A projective psychological technique was used to overcome the conscious control of the research results. To assess the cadets' efficiency and emotional state an abridged version of the M. Lusher color test (CTL) was used. The survey covered 120 first-year cadets, 120 second-year cadets, the total number of the respondents being 240. The quantitative analysis of the data was carried out via the methods of mathematical statistics (z* - Fisher's transformation). Results and Discussion. Some indicators of cadets' psychological adaptation at the initial stage of training in a law institute are determined, these are the emotional background mood and efficiency. It was revealed that both first-year and second-year cadets had a low level of psychological adaptation. Negative background mood, experiencing negative emotions and decreased efficiency are typical for more than every other cadet of the groups under study. Only every third among first-year cadets and almost every second among second-year cadets had a favorable emotional background, which demonstrates the successful emotional adaptation of cadets in this group. Every fifth among first-year cadets and more than every tenth among second-year cadets showed optimal working capacity, which is a positive indicator of the adaptation process that affects the nature and quality of cadets' learning activities. The number of cadets with a negative background mood and reduced efficiency by the second year of studying tends to decrease. Almost every third among first- and second-year cadets is characterized by a compensable state of fatigue. Under unfavorable conditions, the adaptation resources of cadets in this group can turn into the stage of decompensation, which is a risk of their maladaptation and should be taken into consideration. The results obtained show the necessity of implementing a program of psychological and pedagogical support for the adaptation process of cadets in the educational environment of a law institute. Conclusions. The fact of reduced psychological adaptation of cadets at a law institute at the initial stage of training was confirmed. Negative background mood, experiencing negative emotions, cadets' decreased efficiency have a negative impact on the learning process at a law institute, which requires the implementation of the program of psychological and pedagogical support of cadets' adaptation in the educational process of a law institute.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ КУРСАНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ЮРИДИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

Научно-практическая статья

УДК 159.9.072.432 © А. А. Набока, 2021

DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-3-86-268-273

5.3.9 Юридическая психология и психология безопасности

Особенности психологической адаптации курсантов к обучению в юридическом вузе

Набока Алла Александровна \

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры управления и административной деятельности ОВД.

ORQD: 0000-0002-0985-1368. Е-т^1: Alla_naboka@mail.ru 1 Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина, 308024, Белгород, ул. Горького, 71, Россия Реферат

Введение. Представлены результаты исследования психологической адаптации курсантов к условиям обучения в юридическом вузе. Целью выступило выявление особенностей психологической адаптации курсантов по показателям работоспособности и эмоционального фона настроения. Материалы и методы. Использовалась проективная психологическая методика в целях преодоления сознательного контроля результатов исследования. Для оценки работоспособности и эмоционального состояния курсантов применялся краткий вариант цветового теста М. Люшера (ЦТЛ). Исследование проводилось среди обучающихся 1-го курса (120 чел.), 2-го курса (120 чел.). Количественный анализ данных осуществлялся с помощью методов математической статистики (ф* — угловое преобразование Фишера). Результаты и обсуждение. Определены показатели психологической адаптации курсантов на начальном этапе обучения в юридическом вузе, в качестве которых выступают эмоциональный фон настроения и работоспособность. Обнаружен пониженный уровень психологической адаптации у курсантов как 1-го, так и 2-го годов обучения. Отрицательный фон настроения, переживание негативных эмоций, снижение работоспособности характерны более чем для каждого второго курсанта исследуемых групп. Только у каждого третьего обучающегося 1-го курса и почти у каждого второго обучающегося 2-го курса выявлен благоприятный эмоциональный фон, что демонстрирует успешность эмоциональной адаптации курсантов данной группы. У каждого пятого первокурсника и более чем у каждого десятого второкурсника выявлена оптимальная работоспособность, что служит положительным показателем адаптационного процесса, влияющим на характер и качество учебной деятельности курсантов. Наблюдается тенденция к снижению количества курсантов с отрицательным фоном настроения и пониженной работоспособностью ко 2-му году обучения. Почти каждый третий курсант 1-го и 2-го годов обучения характеризуется компенсируемым состоянием усталости. При неблагоприятных условиях адаптационные ресурсы курсантов этой группы могут перейти в стадию декомпенсации. Это представляет риск их дезадаптации, на что следует обратить особое внимание. Полученные результаты показывают необходимость реализации программы психолого-педагогического сопровождения адаптационного процесса курсантов в образовательной среде юридического вуза. Выводы. Подтвердился факт сниженной психологической адаптации курсантов юридического вуза на начальном этапе обучения. Отрицательный фон настроения, переживание негативных эмоций, снижение работоспособности курсантов оказывают негативное влияние на процесс обучения в юридическом вузе, что требует внедрения программы психолого-педагогического сопровождения адаптационного процесса курсантов в образовательном процессе юридического вуза.

Ключевые слова: курсанты; психологическая адаптация; работоспособность; эмоциональный фон настроения.

Для цитирования: Набока А. А. Особенности психологической адаптации курсантов к обучению в юридическом вузе // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021.

Т. 26, № 3(86). С. 268-273. DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-3-86-268-273

Основные положения:

1. Отрицательный фон настроения, переживание негативных эмоций, снижение работоспособности характерны более чем для каждого второго курсанта как 1-го, так и 2-го годов обучения.

2. Динамика адаптационного процесса курсантов отражается в тенденциях к снижению количества курсантов с отрицательным фоном настроения, повышению количества курсантов с нормальным эмоциональным состоянием ко 2-му году обучения в юридическом вузе.

Введение

Актуальность, значимость и сущность проблемы. Проблема психологической адаптации курсантов не теряет актуальности в связи с тем, что ее решение позволяет повысить качество обучения и успешность

профессионально-личностного развития курсантов на начальном этапе профессионального обучения в юридическом вузе. Обучение курсантов в юридическом вузе связано с высокими, отличающимися от гражданских вузов учебными и дисциплинарными требованиями, жесткой регламентацией распорядка дня и субординацией, совмещением учебной деятельности с выполнением служебных обязанностей. Поэтому адаптационные процессы курсантов сопровождаются рядом трудностей, вызванных индивидуально-психологическими качествами и психологическими установками, несоответствием сформировавшихся до поступления в вуз ожиданий реальным условиям обучения. Актуальность исследования особенностей психологической адаптации курсантов к обучению в юридическом вузе обоснована противоречием меж-

ду необходимостью в успешной адаптации курсантов и запросами педагогической практики на разработку эффективных форм, средств и методов психолого-педагогического сопровождения курсантов в период их адаптации к условиям обучения в вузе. Целью исследования выступило выявление особенностей психологической адаптации курсантов по показателям работоспособности и эмоционального фона настроения.

Теоретические предпосылки и состояние проблемы. Психологическая адаптация как предмет научного исследования является сложной и многоаспектной проблемой, которая изучается с позиции различных теоретических подходов, позволяющих провести анализ процесса адаптации и его результата — адаптированности личности к различным ситуациям жизнедеятельности, в частности к ситуации обучения в юридическом вузе.

В зарубежной психологической науке в рамках психоаналитической концепции адаптации, которая была разработана немецким психоаналитиком Г. Гарт-маном, адаптационные процессы личности позволяют прояснить проблемы обычной и патологической психологии в русле концепции психического здоровья человека [1]. Проблема адаптации основателем психоанализа З. Фрейдом раскрывается посредством введения «аллопластических» и «аутопластических» изменений, которые образуют две разновидности психологической адаптации: аллопластическая адаптация достигается изменениями во внешнем мире, которые человек совершает для приведения его в соответствие со своими потребностями; аутопластическая адаптация обеспечивается приспособлением личности к среде [2]. Процессы защитной адаптации описала А. Фрейд [3].

В рамках бихевиоризма и необихевиоризма адаптация рассматривается как состояние, в котором потребности личности, с одной стороны, и требования среды — с другой, полностью удовлетворены [4]. Интеракционистская концепция также раскрывает адаптацию как процесс, который обусловлен как вну-трипсихическими, так и средовыми факторами [5]. Успешность адаптации личности Л. Филипс определял как ситуацию, когда личность удовлетворяет минимальным требованиям и ожиданиям общества, усложняющимся по мере взросления личности в процессе социализации [6]. В интеракционистском понимании адаптации имеет место разграничение между адаптацией и приспособлением, в отличие от бихевиористов, которые использовали понятие «приспособление», отстаивая биологизаторский подход к психической активности человека. Гуманистическая концепция адаптации раскрывается в контексте положения об оптимальном взаимодействии личности и среды, а целью адаптации являются достижение позитивного духовного здоровья и соответствие ценностей личности ценностям социума. Э. Фромм выделяет статическую и динамическую адаптацию, понимая в первом случае приспо-

собление, при котором личность остается неизменной, во втором — как приспособление, при котором происходят изменения личности [7]. Р. С. Лазарус в русле когнитивного подхода к адаптации полагает, что взаимодействие личности со средой способно вызвать рассогласованность между содержательным компонентом установки и образом реальной ситуации, что приводит к дезадаптации [8].

Отечественными учеными психологическая адаптация исследуется в контексте онтогенетической концепции. Психологическая адаптация представляет процесс выработки оптимального режима целенаправленного функционирования личности, т. е. приведение ее в конкретных условиях времени и места в состояние, когда все силы человека направлены на выполнение основных задач, что выражается в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды [9, с. 16]. Адаптационный процесс обеспечивается, по мнению Ф. Б. Березина [10], сложной многоуровневой функциональной системой, на разных уровнях которой регулирование осуществляется преимущественно психологическими или физиологическими механизмами. Психологическая адаптация рассматривается как активный процесс, в котором личность не только приспосабливается к среде, но и активно взаимодействует с ней, подстраивает ее под себя, изменяя в собственных интересах [5; 9; 10].

Адаптационные процессы в сфере профессиональной и учебно-профессиональной деятельности опосредованы, с одной стороны, этапом профессионализации, с другой — спецификой профессиональной деятельности [11; 12]. На этапе обучения в вузе успешность психологической адаптации проявляется, прежде всего, в успешности выполнения основных задач учебно-профессиональной деятельности, обеспечивающей профессионально-личностное развитие курсантов. Успешность профессионально-личностного развития выступает условием становления профессиональной позиции, представляющей интегральную характеристику личности курсантов, проявляющейся в системе профессионально значимых мотивов, ценностных ориентаций и установок, отвечающих за отношение к профессиональным целям и средствам их достижения, за регуляцию поведения и профессиональной деятельности [12]. Трудности обучения курсантов в юридическом вузе запускают адаптационные процессы, в ходе которых личность использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития и социализации навыки и механизмы поведения или открывает новые способы поведения и решения задач, новые программы и планы внутрипсихических процессов [5, с. 17-18].

Проблеме адаптации студентов на начальных этапах обучения в вузе посвящены работы зарубежных исследователей, раскрывающих сущность и динамику адаптационных процессов студентов в образовательной

среде вуза, связанных с принятием норм и ценностей учебной деятельности, и взаимодействия в учебной группе, а также педагогические условия и средства ее формирования [13-15]. Процессы адаптации студентов привлекают внимание и отечественных исследователей. Модель адаптации студентов в контексте будущей профессиональной деятельности представили Е. И. Муратова, И. В. Федоров [16]. Адаптация студентов с позиции аксиологического подхода к учебно-профессиональной деятельности раскрыта И. Н. Лыча-гиной [17]. Особенности адаптационных процессов студентов первого курса в условиях информатизации высшего образования описаны Г. А. Кручининой, Н. Н. Дарьенковой [18].

Интерес вызывают исследования, посвященные различным аспектам психологической адаптации курсантов военных институтов. И. В. Осипчук рассмотрел динамику адаптационного конфликта курсантов при освоении учебно-профессиональной деятельности в процессе обучения в военном вузе [19]. Е. А. Жигаловой представлены структура, виды, факторы и особенности адаптации курсантов в условиях вуза системы МВД России, на основе которых описаны ключевые направления психологической деятельности по повышению уровня адаптивности курсантов [20].

На процесс психологической адаптации курсантов в юридических вузах оказывают влияние условия обучения, которые значительно отличаются от условий обучения в гражданских вузах. Успешность обучения курсантов в вузе напрямую зависит от успешности их психологической адаптации к образовательной среде вуза, к требованиям обучения, к взаимодействию в учебной группе. Особенности обучения в юридическом вузе, совмещение учебной и служебной деятельности, высокие физические нагрузки могут приводить к выраженному переутомлению курсантов, проявлению психической дезадаптации, а в некоторых случаях к эмоциональным дезадаптивным реакциям. Круглосуточное пребывание курсантов на территории вуза, совместное проживание в условиях казарменного размещения способствуют усилению процессов групповой динамики и неформального лидерства в учебных взводах, повышают конкурентное взаимодействие между курсантами и нередко приводят к выраженному конфликтному взаимодействию курсантов, нарушениям служебной дисциплины [21, с. 206-207].

Первый курс является наиболее сложным для обучающихся, поскольку он связан с процессом активного включения в новую среду, с первичной адаптацией к обучению и к службе. В этот период происходит изменение прежних моделей поведения, возникает противоречие между первичными формами поведения и требованиями устава, что может сопровождаться возникновением отрицательных поведенческих и эмоциональных реакций, поэтому на данном этапе

возрастает роль эмоционально-волевой регуляции. Второкурсники уже имеют определенный опыт учебно-профессиональной и служебной деятельности, период их адаптации к требованиям вуза в основном завершен. Курсантам необходимо уметь поддерживать и восстанавливать свои положительные психические состояния в экстремальных ситуациях, преодолевать эмоциональные последствия неудач и ошибок, что требует умения работать в экстремальных ситуациях и владения приемами самоуправления [22, с. 191-192].

На процесс психологической адаптации влияют и макросоциальные факторы. В настоящее время ограничительные меры, связанные с распространением пандемии, с переходом образовательной деятельности вузов на удаленный формат обучения, способствуют социальной изоляции курсантов, переживанию негативных психоэмоциональных состояний, повышают риск их социально-психологической дезадаптации.

Итак, психологическая адаптация опосредована адаптационными способностями курсантов к определенным условиям, т. е. способностью личности курсанта без конфликта интегрироваться в новую образовательную среду юридического вуза. Психологическая адаптация курсантов к обучению в юридическом вузе выступает в качестве показателя эффективности образовательного процесса вуза в целом.

Анализ научной литературы показал, что проблемам психологической адаптации личности уделяется значительное внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей. Раскрыты общетеоретические основы адаптационного процесса, который рассматривается как системный, многоуровневый, динамический процесс, как активное взаимодействие личности и среды, в котором наряду с приспособительными реакциями имеет место преобразующая активность личности. Однако вопросы, касающиеся специфики психологической адаптации курсантов к условиям обучения в юридическом вузе, в частности психоэмоционального благополучия, отражающего работоспособность и доминирующий эмоциональный фон настроения курсантов, недостаточно освещены в научно-прикладных исследованиях, что требует дальнейшего изучения.

Материалы и методы

В качестве эмпирических методов исследования применялись стандартизированные проективные методики оценки психологической адаптации курсантов 1-го и 2-го годов обучения. Краткий вариант цветового теста М. Люшера (ЦТЛ) применялся для оценки работоспособности и эмоционального состояния курсантов. Методика представляет набор из восьми цветов, которые необходимо проранжировать в ходе процедуры диагностики от самого приятного до самого неприятного [23]. Обработка результатов диагностики проводилась на основе компьютерной версии

методики, которая позволила определить показатели суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО) и вегетативный коэффициент (ВК). Значение СО отражает эмоциональный фон настроения курсантов от 0 до 32 баллов: больше 20 — преобладание отрицательных эмоций, плохого настроения; 10-18 баллов — эмоциональное состояние в норме; менее 10 баллов — преобладание положительных эмоций. Значение ВК изменяется от 0,2 до 5,0 балла: 0-0,5 балла — хроническое переутомление и низкая работоспособность; 0,51-0,91 балла — компенсируемое состояние усталости; 0,92-1,9 балла — оптимальная работоспособность; свыше 2,0 балла — перевозбуждение, которое приводит к быстрому истощению. Статистическая обработка данных включала ф* — угловое преобразование Фишера, с помощью которого проводился сравнительный анализ показателей психологической адаптированности курсантов 1-го и 2-го годов обучения.

Результаты и обсуждение

У 80 (67%) первокурсников выявлено преобладание отрицательных эмоций. Только каждый третий курсант (40 чел., 33%) характеризуется нормальным эмоциональным состоянием. Более чем каждый второй курсант (64 чел., 53%) имеет хроническое переутомление и снижение работоспособности. У 32 (27%) обучающихся 1-го курса наблюдалось компенсируемое состояние усталости. Только у каждого пятого перво-

Таблица. Распределение обучающихся 1-го и 2-го курсов с разным уровнем эмоционального фона настроения и работоспособности

(Table. Distribution of cadets of the 1st and 2nd courses with different levels of emotional background mood and working capacity)

Уровень психологической адаптированности 1-й курс 2-й курс

кол-во % от выборки кол-во % от выборки

Эмоциональный фон (СО)

1. Преобладание отрицательных эмоций (СО более 20) 80 67 64 53

2. Эмоциональное состояние в норме (СО от 10 до18) 40 33 56 47

3. Преобладание положительных эмоций (СО менее 10) — — — —

Работоспособность(ВК)

1. Хроническое переутомление, низкая работоспособность (ВК 0 до 0,5) 64 53 56 47

2. Компенсируемое состояние усталости (ВК от 0,51 до 0,91) 32 27 40 33

3. Оптимальная работоспособность (ВК от 0,92 до 1,9) 24 20 16 13

4. Перевозбуждение, которое приводит к быстрому истощению (ВК выше 2,0) — — 8 7

курсника (24 чел., 20%) выявлена оптимальная работоспособность (табл.).

В группе второкурсников почти каждый второй обучающийся характеризуется (56 чел., 47%) нормальным эмоциональным фоном настроения. Однако преобладание отрицательных эмоций выявлено более чем у каждого второго курсанта (64 чел., 53%). Хроническое переутомление и снижение работоспособности обнаружено почти у каждого второго курсанта (56 чел., 47%). Перевозбуждение, которое приводит к быстрому истощению, наблюдалось у 8 курсантов (7%), компенсируемое состояние усталости характерно для каждого третьего курсанта исследуемой группы (40 чел., 33%). Оптимальная работоспособность выявлена только у 8 (13%) обучающихся второго курса.

Сравнительный анализ уровня адаптированности курсантов 1-го и 2-го годов обучения, проведенный с помощью ф* — углового преобразования Фишера, достоверных различий не выявил. Имеют место лишь тенденции к снижению на 14% с 1-й по 2-й год обучения количества курсантов с преобладанием отрицательных эмоций с 67 (80 чел.) до 53% (64 чел.); к повышению количества курсантов с нормальным эмоциональным состоянием с 33 (40 чел.) до 47% (56 чел.).

Выводы

1. Результаты исследования показали пониженный уровень психологической адаптации у курсантов 1-го и 2-го годов обучения. Отрицательный фон настроения, переживание негативных эмоций характерны для 67% (80 чел.) первокурсников и более чем для каждого второго (64 чел., 53%) второкурсника. Снижение работоспособности наблюдается более чем у каждого второго обучающегося как 1-го курса (64 чел., 53%), так и 2-го курса (56 чел., 47%).

2. Выявлена динамика адаптационного процесса курсантов юридического вуза: ко 2-му году обучения наблюдается тенденция к повышению показателей уровня психологической адаптированности курсантов, что нашло отражение в снижении на 14% количества курсантов с отрицательным фоном настроения с 67 (80 чел.) до 53% (64 чел.); в повышении количества курсантов с 33 (40 чел.) до 47% (56 чел.) с нормальным эмоциональным состоянием.

3. Выявлена необходимость разработки, реализации и проверки эффективности программы психолого-педагогического сопровождения адаптационного процесса курсантов в образовательной среде юридического вуза.

Перспективы. Представляют интерес проведение дополнительных психологических исследований по проблеме социально-психологической и учебной адаптации курсантов; анализ и обобщение успешного опыта реализации программ сопровождения процесса адаптации у курсантов юридических вузов; создание организационно-педагогических условий для обсуждения данной проблемы среди субъектов образовательного процесса юридического вуза.

Список литературы

1. Hartmann H. Ego-psychology and the problem of adaptation. New York, 1971. 121 p.

2. Фрейд З. Я и оно. М., 2013. 288 с.

3. Freud A. The Ego and the Mechanisms of Defence. New York, 2018. 192 p.

4. Топчий М. В., Чурилова Т. М. Стресс как объект научной рефлексии. Ставрополь, 2009. 312 с.

5. Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. М., 2010. 368 с.

6. Philips L. Human Adaptation and His Failures. New York and London, 1968. 271 p.

7. Fromm E. Man for Himself: An Inquiry Into the Psychology of Ethics. New York, 2013. 257 p.

8. Lazarus R. S. Coping theory and research: Past, present, and future. Psychosomatic Medicine. 1993. № 55. Pp. 234-247.

9. Безюлева Г. В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов : монография. М., 2008. 320 с.

10. Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Соколова Е. Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения). М., 2011. 320 с.

11. Зеер Э. Ф. Психология профессий : учебное пособие для студентов вузов. М., 2006. 336 с.

12. Климов Е. А. Введение в психологию труда. М., 1998. 197 с.

13. Lopez-Fernandez O., Rodrigues-Illera J. L. Investigating university students' adaptation to a digital learner course portfolio. Computer & Education. 2009. April. Pp. 608-616.

14. Spranger G. et al. Students' Emotions, Physiological Reactions, and Coping in Academic Exams. Anxiety, Stress and Coping. Brunner-Routhledge. 2002. Vol. 15, № 4. Pp. 413-432.

15. Dyson R. Adaptation of first-year students to the university. University of Central Florida, Orlando, USA. Access mode: www. ncbi.nlm.nih.gov.

16. Муратова Е. И., Федоров И. В. Модель адаптации студентов к профессиональной среде // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 91-97.

17. Лычагина И. Н. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе на основе аксиологического подхода : дис ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2007. 198 с.

18. Кручинина Г. А., Дарьенкова Н. Н. Адаптация студентов первого курса технических вузов к обучению в условиях информатизации образования // Теория и практика общественного развития. 2013. № 10. С. 185-189.

19. Осипчук И. В. Трансформация личностного адаптационного конфликта при освоении профессиональной деятельности (на примере курсантов военно-морских институтов) : автореф. дис ... канд. психол. наук. СПб., 2007. 19 с.

20. Жигалова Е. А. Адаптация курсантов к служебной и учебной деятельности высших учебных заведений МВД России // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2014. № 4(71). С. 76-85.

21. Евтихов О. В. Формирование профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза правоохранительных органов : дис. ... д-ра пед. наук. Красноярск, 2015. 424 с.

22. Суббота В. В., Лебедев Г. А., Свистунов М. М. Специфика адаптации курсантов военных вузов // Проблемы обеспечения безопасности при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2013. Т. 2, № 1(2). С. 190-192.

23. Люшер М. Цветовой тест Люшера. М., 2002. 190 c.

Поступила 25.02.2021; одобрена после рецензирования 23.03.2021; принята к публикации 27.05.2021.

Scientific and Practical Article UDC 159.9.072.432 © А. А. Naboka, 2021 DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-3-86-268-273 5.3.9 Legal Psychology and Psychology of Security

Features of Cadets' Psychological Adaptation to Studying at a Law Institute

Alla A. Naboka \

Candidate of Sciences (in Psychology), senior lecturer of the chair of Management and Administrative Activities of Law Enforcement.

ORCID: 0000-0002-0985-1368. E-mail: Alla_naboka@mail.ru 1 the Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after I. D. Putilin,

71 Gorky st, Belgorod, 308024, Russia

Abstract

Introduction. The results of a psychological study of cadets' psychological adaptation to the conditions of training at a law institute are presented. The aim was to identify the features of cadets' psychological adaptation in terms of efficiency and background mood. Materials and Methods. A projective psychological technique was used to overcome the conscious control of the research results. To assess the cadets' efficiency and emotional state an abridged version of the M. Lusher color test (CTL) was used. The survey covered 120 first-year cadets, 120 second-year cadets, the total number of the respondents being 240. The quantitative analysis of the data was carried out via the methods of mathematical statistics (z* - Fisher's transformation). Results and Discussion. Some indicators of cadets' psychological adaptation at the initial stage of training in a law institute are determined, these are the emotional background mood and efficiency. It was revealed that both first-year and second-year cadets had a low level of psychological adaptation. Negative background mood, experiencing negative emotions and decreased efficiency are typical for more than every other cadet of the groups under study. Only every third among first-year cadets and almost every second among second-year cadets had a favorable

emotional background, which demonstrates the successful emotional adaptation of cadets in this group. Every fifth among first-year cadets and more than every tenth among second-year cadets showed optimal working capacity, which is a positive indicator of the adaptation process that affects the nature and quality of cadets' learning activities. The number of cadets with a negative background mood and reduced efficiency by the second year of studying tends to decrease. Almost every third among first- and second-year cadets is characterized by a compensable state of fatigue. Under unfavorable conditions, the adaptation resources of cadets in this group can turn into the stage of decompensation, which is a risk of their maladaptation and should be taken into consideration. The results obtained show the necessity of implementing a program of psychological and pedagogical support for the adaptation process of cadets in the educational environment of a law institute. Conclusions. The fact of reduced psychological adaptation of cadets at a law institute at the initial stage of training was confirmed. Negative background mood, experiencing negative emotions, cadets' decreased efficiency have a negative impact on the learning process at a law institute, which requires the implementation of the program of psychological and pedagogical support of cadets' adaptation in the educational process of a law institute.

Keywords: cadets; psychological adaptation; working capacity; background mood.

Citation: Naboka A. A. Features of Cadets' Psychological Adaptation to Studying at a Law Institute. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2021. Vol. 26, No. 3(86). Pp. 268-273. (In Russ.) DOI: 10. 24412/1999-6241-2021-3-86-268-273

References

1. Hartmann H. Ego-psychology and the problem of adaptation. New York, 1971. 121 p.

2. Freud Z. The Ego and the Id. Moscow, 2013. 288 p. (In Russ.)

3. Freud Z. The Ego and the Mechanisms of Defence. New York, 2018. 192 p.

4. Topchy M. V., Churilova T. M. Stress as an object of scientific reflection. Stavropol, 2009. 312 p. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Nalchajyan A. A. Psychological adaptation: Mechanisms and strategies. Moscow, 2010. 368 p. (In Russ.)

6. Philips L. Human Adaptation and His Failures. New York and London, 1968. 271 p.

7. Fromm E. Man for Himself: An Inquiry Into the Psychology of Ethics. New York, 2013. 257 p.

8. Lazarus R. S. Coping theory and research: Past, present, and future. Psychosomatic Medicine. 1993. No. 55. Pp. 234-247.

9. Bezyuleva G. V. Psychological and pedagogical support of professional adaptation of students . Moscow, 2008. 320 p. (In Russ.)

10. Berezin F. B., Miroshnikov M. P., Sokolova E. D. Methodology of multilateral personality research (structure, bases of interpretation, some areas of application). Moscow, 2011. 320 p. (In Russ.)

11. Zeer E. F. Psychology of professions. Textbook for university students. Moscow, 2006. 336 p. (In Russ.)

12. Klimov E. A. Introduction to labor psychology. Moscow, 1998. 197 p. (In Russ.)

13. Lopez-Fernandez O., Rodrigues-Illera J. L. Investigating university students' adaptation to a digital learner course portfolio. Computer & Education. April, 2009. Pp. 608-616.

14. Spranger G. et al. Students' Emotions, Physiological Reactions, and Coping in Academic Exams. Anxiety, Stress and Coping. Brunner-Routhledge. Vol. 15, 4. 2002. Pp. 413-432.

15. Dyson R. Adaptation of first-year students to the university. Dyson, K. Renk. University of Central Florida, Orlando, USA. Access mode: www.ncbi.nlm.nih.gov.

16. Muratova E. I., Fedorov I. V. Model of students' adaptation to the professional environment. Higher Education in Russia. 2009. No. 6. Pp. 91-97. (In Russ.)

17. Lychagina I. N. Adaptation of junior students to study at a university on the basis of an axiological approach. Candidate of sciences dissertation (in Pedagogy). Magnitogorsk, 2007. 198 p. (In Russ.)

18. Kruchinina G. A., Darienkova N. N. Adaptation of first-year students of technical universities to training in the conditions of informatization of education. Theory and practice of social development. 2013. No. 10. Pp. 185-189. (In Russ.)

19. Osipchuk I. V. Transformation of personal adaptation conflict in the development of professional activity (on the example of cadets of military naval institutes). Extended abstract of candidate of sciences dissertation (in Psychology). St. Petersburg, 2007. 19 p. (In Russ.)

20. Zhigalova E. A. Adaptation of cadets to the service and training at higher educational institutions of the Russian Ministry of Internal Affairs. Bulletin of the East-Siberian Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs. 2014. No. 4(71). Pp. 76-85. (In Russ.)

21. Evtikhov O. V. Formation of professional competence of cadets in the educational environment of the law enforcement institute. Doctor of sciences dissertation (in Pedagogy). Krasnoyarsk, 2015. 424 p. (In Russ.)

22. Subbota V. V., Lebedev G. A., Svistunov M. M. Specifics of adaptation of military cadets. Problems of ensuring security in the elimination of the consequences of emergency situations. 2013. Pp. 190-192. (In Russ.)

23. Lusher M. Color test of Lusher. Moscow, 2002. 190 p. (In Russ.)

Submitted: 25.02.2021; approved after reviewing: 23.03.2021; accepted for publication: 27.05.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.