Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У ЛИЦ С НЕГАТИВНЫМИ ЧЕРТАМИ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У ЛИЦ С НЕГАТИВНЫМИ ЧЕРТАМИ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

133
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическое здоровье / критерии психологического здоровья / негативные черты личности / Темная триада / пандемия / psychological health / criteria of psychological health / negative personality traits / Dark Triad / pandemic

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ожгибесова Эльвира Михайловна, Шевкова Елена Викторовна

В статье представлены результаты исследования взаимосвязи параметров психологического здоровья и негативных черт, и изучения влияния эпидемиологической обстановки на данные параметры. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Понятие психологическое здоровье является относительно новым и недостаточно разработанным. Возникновение данного понятия обусловлено необходимостью описания состояний человека, который с медицинской точки зрения здоров, однако не удовлетворен некоторыми аспектами собственной жизни. Также само понятие психологическое здоровье в различных психологических подходах понимается и рассматривается поразному. Данное понятие не обладает достаточной степенью семантической ясности и самостоятельности. Проблема психологического здоровья человека, условий его гармонизации относится к числу актуальных социально-психологических проблем. Психологическое здоровье людей является непременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе. «Психологическое здоровье» как научное понятие появляется впервые в гуманистической психологии. Спустя год после начала пандемии студенты с выраженными негативными чертами, по сравнению со студентами с невыраженными негативными чертами, характеризуются меньшим стремлением быть собой, меньшим стремлением к творческому самовыражению, менее привержены гуманистической позиции и в целом характеризуются более низким уровнем психологического здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ожгибесова Эльвира Михайловна, Шевкова Елена Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL HEALTH IN PERSONS WITH NEGATIVE PERSONALITY FEATURES DURING THE PANDEMIC PERIOD

The article presents the results of the study of the relationship between the parameters of psychological health and negative traits, and the study of the influence of the epidemiological situation on these parameters. Psychological health is a necessary condition for the full functioning and development of a person in the process of his life. The emergence of this concept is due to the need to describe the conditions of a person who is medically healthy, but is not satisfied with some aspects of his own life. Also, the very concept of psychological health in various psychological approaches is understood and considered in different ways. This concept does not have a sufficient degree of semantic clarity and independence. The problem of psychological health of a person, the conditions for its harmonization is one of the actual sociopsychological problems. Psychological health of people is an indispensable condition for social stability, predictability of processes taking place in society. The concept of psychological health is relatively new and insufficiently developed. "Psychological health" as a scientific concept appears for the first time in humanistic psychology. A year after the start of the pandemic, students with pronounced negative traits, compared with students with unexpressed negative traits, are characterized by a lower desire to be themselves, a lower desire for creative self-expression, are less committed to a humanistic position, and are generally characterized by a lower level of psychological health.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У ЛИЦ С НЕГАТИВНЫМИ ЧЕРТАМИ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ»

Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 9. С. 66-73. Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2022. No. 9. P. 66-73.

Научная статья УДК 159.9.07

doi: 10.24412/2712-827Х-2022-9-66-73

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ У ЛИЦ С НЕГАТИВНЫМИ ЧЕРТАМИ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

1 2 Эльвира Михайловна Ожгибесова , Елена Викторовна Шевкова

1 2

' Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия

1 elyaozhgibesova@yandex.ru

2 eshevkova@gmail.com

Аннотация В статье представлены результаты исследования взаимосвязи параметров психологического здоровья и негативных черт, и изучения влияния эпидемиологической обстановки на данные параметры. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Понятие психологическое здоровье является относительно новым и недостаточно разработанным. Возникновение данного понятия обусловлено необходимостью описания состояний человека, который с медицинской точки зрения здоров, однако не удовлетворен некоторыми аспектами собственной жизни. Также само понятие психологическое здоровье в различных психологических подходах понимается и рассматривается по-разному. Данное понятие не обладает достаточной степенью семантической ясности и самостоятельности. Проблема психологического здоровья человека, условий его гармонизации относится к числу актуальных социально-психологических проблем. Психологическое здоровье людей является непременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе. «Психологическое здоровье» как научное понятие появляется впервые в гуманистической психологии. Спустя год после начала пандемии студенты с выраженными негативными чертами, по сравнению со студентами с невыраженными негативными чертами, характеризуются меньшим стремлением быть собой, меньшим стремлением к творческому самовыражению, менее привержены гуманистической позиции и в целом характеризуются более низким уровнем психологического здоровья.

Ключевые слова: психологическое здоровье, критерии психологического здоровья, негативные черты личности, Темная триада, пандемия.

Для цитирования: Ожгибесова Э.М., Шевкова Е.В. Особенности психологического здоровья у лиц с негативными чертами личности в период пандемии // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2022. № 9. С. 66-73. https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-9-66-73

Original article

PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL HEALTH IN PERSONS WITH NEGATIVE PERSONALITY FEATURES DURING THE PANDEMIC PERIOD

1 2 Elvira M. Ozhgibesova , Elena V. Shevkova

1,2 Perm State National Research University, Perm, Russia

1 elyaozhgibesova@yandex.ru

2 eshevkova@gmail.com

Abstract. The article presents the results of the study of the relationship between the parameters of psychological health and negative traits, and the study of the influence of the epidemiological situation on these parameters. Psychological health is a necessary condition for the full functioning and development of a

© Ожгибесова Э.М., Шевкова Е.В., 2022

person in the process of his life. The emergence of this concept is due to the need to describe the conditions of a person who is medically healthy, but is not satisfied with some aspects of his own life. Also, the very concept of psychological health in various psychological approaches is understood and considered in different ways. This concept does not have a sufficient degree of semantic clarity and independence. The problem of psychological health of a person, the conditions for its harmonization is one of the actual socio-psychological problems. Psychological health of people is an indispensable condition for social stability, predictability of processes taking place in society. The concept of psychological health is relatively new and insufficiently developed. "Psychological health" as a scientific concept appears for the first time in humanistic psychology. A year after the start of the pandemic, students with pronounced negative traits, compared with students with unexpressed negative traits, are characterized by a lower desire to be themselves, a lower desire for creative self-expression, are less committed to a humanistic position, and are generally characterized by a lower level of psychological health.

Keywords: psychological health, criteria of psychological health, negative personality traits, Dark Triad, pandemic.

For citation: Ozhgibesova E.M., Shevkova E.V. Peculiarities of psychological health in persons with negative personality features during the pandemic period. Humanitarian studies. Pedagogy and psychology. 2022;9:66-73. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2712-827X-2022-9-66-73

Введение

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности [Гаранян 2009; Мельников 2013; Хухлаев 2013]. Понятие психологическое здоровье является относительно новым и недостаточно разработанным. «Психологическое здоровье» как научное понятие появляется впервые в гуманистической психологии. В частности, А. Маслоу развивает понятие самоактуализации как качества здоровых, хотя не идеальных субъектов. В русскоязычных переводах «Psychological Health» (психологическое здоровье) обозначалось как психическое здоровье, т. е. «Mental Health» [Алешичева, Самойлов 2018].

Согласно экзистенциально-психологической концепции В. Франкла человек при различных обстоятельствах и при различных состояниях будет стремится к смыслу и обоснованности своего существования. При условии, когда существует какое-либо напряжение между человеком и смыслом, заданным для осуществления, только в этом случае возможно психическое здоровье. То есть самоактуализация, равно как и другие «корыстные» стремления (к удовольствию, высокому социальному статусу или счастью), -лишь сопутствующие эффекты самотрансценденции, стремления к смыслу, которое является подлинным критерием психологического здоровья [Волочков, Репина 2016].

Представители психоаналитической психологии Э. Фромм и П. Тиллих выделяют особенности психологического здоровья отталкиваясь от культурно-исторического развития [Фромм 2015; Фрейд 2015]. В число первых, кто рассмотрел социальный аспект проблематики психологического здоровья, стала К. Хорни, указав, что критерии психологического здоровья варьируют от культуры к культуре, причем каждая культура придерживается веры в то, что присущие ей чувства и стремления являются единственным нормальным выражением «человеческой природы».

В отечественной психологии термин «психологическое здоровье» не противопоставляется понятию психического здоровья. Если термин «психическое здоровье» имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов». То есть психическое здоровье связано с развитием психики, а психологическое здоровье связано с развитием личности, человека в определенных социальных условиях.

Первые попытки выделить определенную структурную модель психологического здоровья были предприняты А.В. Козловым в 2011 г. Им была представлена структура

психологического здоровья, найденная с помощью психосемантического метода. В результате автору удалось выделить одиннадцать структурных компонентов психологического здоровья, таких как: отсутствие психических отклонений; душевное равновесие; просоциальная ориентация; физическое благополучие; гуманистическая позиция; стремление быть собой; творческое самовыражение; семейное благополучие; любовь к Высшему; ориентация на цель; интеллектуальное совершенствование.

Данные сферы характеризуют популяцию в целом и представляются полезными для создания опросника направленного на определение типа и уровня психологического здоровья. При этом автор отмечает, что психологическое здоровье индивидуально вариативно и может состоять из разного количества сфер: от одной до одиннадцати. На основе данной структуры им была разработана методика диагностики психологического здоровья, используемая в нашем дальнейшем исследовании.

Возникновение данного понятия обусловлено необходимостью описания состояний человека, который с медицинской точки зрения здоров, однако не удовлетворен некоторыми аспектами собственной жизни. Также само понятие психологическое здоровье в различных психологических подходах понимается и рассматривается по-разному. Данное понятие не обладает достаточной степенью семантической ясности и самостоятельности.

Проблема психологического здоровья человека, условий его гармонизации относится к числу актуальных социально-психологических проблем. Психологическое здоровье людей является непременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе.

В то же время пандемия стала причиной страха и тревоги миллионов людей по всему миру и оказала влияние на психическое здоровье и психологическое здоровье миллионов людей - потеря близких, изоляция, экономические потрясения и неуверенность в завтрашнем дне. Сложившаяся ситуация стала тяжелым испытанием для многих жителей планеты.

Востребованность изучения взаимосвязи психологического здоровья и негативных черт обусловлена существованием до недавнего времени определенного вакуума в изучении негативной стороны личности, хотя очевидно, что личность может характеризоваться как положительными, так и отрицательными (негативными) чертами. До недавнего времени личность рассматривалась в основном с нейтральной или даже положительной точки зрения. Лишь в середине 1990-х гг. эволюционный психолог Дж. МакХоски выпустил две работы, в которых высказал предположение, что неклиническая психопатия, неклинический нарциссизм и макиавеллизм тесно связаны друг с другом и составляют симптомокомплекс «негативных» черт личности» [Антипин, Герман 2013]. Само понятие «темная триада» было введено в конце девяностых годов и вошло в число психологических терминов в 2002 г. благодаря исследованию Д. Полхуса и К. Уильямса [Корниенко 2016]. При исследовании небольшой выборки студентов были выявлены устойчивые взаимосвязи между рядом свойств, где каждое свойство было связано с двумя другими.

В настоящее время изучены различные аспекты проявлений негативных черт личности, их взаимосвязи с другими личностными чертами. Сегодня количество исследований негативных черт личности и темной триады увеличивается, расширяется тематика, в контексте которой анализируются данные термины.

Изучение связи психологического здоровья и негативных черт личности находится в отечественной психологии на этапе разработки, потому исследований по данной теме не столь много [Осницкий 1991; Райгородский 2011; Селиванова, Хватова 2016].

Организация исследования

Для определения возможных взаимосвязей между психологическим благополучием и негативными чертами личности было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 115 студентов различных ВУЗов города Перми в возрасте от 18 до 25 лет (M = 21,6) 64 женщины и 51 мужчина. Исследование проводилось с использованием Интернет-ресурсов (Google Forms).

Методики эмпирического исследования. Подбор методического обеспечения проводился с учетом принципов адекватности и научной обоснованности, комплектности, надежности, практичности и валидности. Таким образом, методики подбирались в соответствии с предметом исследования, возрастными и психофизиологическими возможностями выборки. Были задействованы следующие психодиагностические методики: Краткий опросник темной триады (адаптирован М.С. Егоровой, М.А. Ситниковой, О.В. Паршиковой) [Асеев 2016]; Опросник агрессивности Басса - Дарки (стандартизирован А.А. Хваном, Ю.А. Зайцевым и Ю.А. Кузнецовой) [Галецкая 2015]; Шкала депрессии Бека [там же]; МетодикадиагностикипсихологическогоздоровьяА.В. Козлова [Волочкова, Репина 2016].

Методы статистической обработки. Для оценки соответствия эмпирического распределения нормальному использовался критерий Колмогорова-Смирнова, а также показатели асимметрии и эксцесса. Для проведения сравнительного анализа выраженности показателей психологического здоровья у лиц с выраженными и не выраженными негативными чертами личности выборка была разделена на подгруппы в зависимости от выраженности негативных черт личности. Для этого был использован кластерный анализ. По результатам критерия Колмогорова-Смирнова, нами выбран Т- критерий Стьюдента и коэффициент корреляции Спирмена, так как данные соответствуют нормальному распределению.

Результаты исследования и их обсуждение

Для проведения сравнительного анализа выраженности показателей психологического здоровья у лиц с выраженными и не выраженными негативными чертами личности выборка была разделена на подгруппы в зависимости от выраженности негативных черт личности. Для этого был использован кластерный анализ. Был проведен кластерный анализ методом K-средних. Он показал, что два кластера хорошо дискриминируют выборку по данным показателям. Было выделено 2 кластера: 1 кластер - это с выраженными негативными чертами, 2 кластер - с невыраженными негативными чертами. В первый кластер вошло 45 человек. Он характеризуется высокой выраженностью негативных черт. Для данного кластера в большей степени характерно проявление макиавеллизма, нарциссизма и психопатии. Также студенты из данного кластера характеризуются высоким уровнем агрессии, обиды, негативизма и подозрительности. Во второй кластер вошло 70 человек. Он характеризируется низкой выраженностью негативных черт. Студенты из этого кластера демонстрируют низкий уровень агрессии и низкую выраженность черт Темной триады. Далее для достижения цели исследования изучались различия в особенностях психологического здоровья в группах студентов с выраженными и невыраженными негативными чертами.

Студенты в группах с выраженными и невыраженными негативными чертами значимо различаются по показателю депрессивности (r = 6,216, p > 0,001). Уровень депрессии значимо выше у студентов с выраженными негативными чертами. Это говорит о том, что люди с высокими значениями по Темной триаде и высоким уровнем агрессивности более уязвимы по отношению к депрессивному состоянию. Мы связываем это с тем, что людям с выраженными негативными чертами в первую очередь тяжело выстраивать близкие доверительные отношения с людьми, поэтому, вероятно, они чувствуют себя более одинокими, что может являться риск-фактором при развитии депрессии. Также, возможно, их черты личности не позволяют им в полной мере ощущать удовлетворение от своей жизни.

Также студенты с выраженными и невыраженными негативными чертами значимо различаются по просоциальному вектору (r = -3,779, p > 0,001). Данный показатель значимо выше в группе с невыраженными негативными чертами. Стоит отметить, что в целом индивиды с высоким уровнем Темной триады демонстрируют черствость и безразличие к людям, соответственно, мы можем предположить, что просоциальное поведение также для них не характерно. Отсутствие эмпатии позволяет не тратить время и силы на чужие проблемы и не испытывать чувства вины, манипулируя другими людьми для достижения собственных целей.

Также присутствуют значимые различия между группами по показателю Я-вектора (г =-5,379, р > 0,001). Данный показатель значимо выше в группе людей с невыраженными негативными чертами. Это означает, что у студентов с негативными чертами личности есть нарушения в восприятии собственного Я, в переживании своей самости. Люди с высокой Темной триадой и агрессивностью, вероятно, имеют искаженное представление о собственном Я, возможно, вытесняют и не принимают ряд своих качеств.

Два кластера различаются и по выраженности творческого вектора (г = -4,008, р > 0,001). Творческий вектор значимо выше выражен в группе людей с невыраженными негативными чертами. Это говорит о том, что индивиды с негативными чертами демонстрируют меньшую направленность на творческую самореализацию. По показателю гуманистического вектора (г = -4,352, р > 0,001). студенты с выраженными и невыраженными негативными чертами также значимо различаются. Он значимо выше в группе с невыраженными негативными чертами. Как уже говорилось выше, индивиды с высокими показателями по Темной триаде демонстрируют черствость, эгоизм и отсутствие эмпатии. Таким образом, довольно логично выглядит у них низкая гуманистическая направленность. Подводя итог сравнительному анализу, мы можем говорить о том, что для людей с выраженными негативными чертами характерны более низкие значения показателей психологического здоровья.

По результатам корреляционного анализа, необходимо констатировать устойчивые, объемные связи показателей психологического здоровья и негативных черт. Так, наиболее связанными с негативными проявлениями оказались следующие компоненты психологического здоровья - просоциальный вектор (г = -0,396, р < 0,01), Я-вектор (г = -0,421, р < 0,01), гуманистический вектор (г = -0,488, р < 0,01), творческий вектор (г = - 0,507, р < 0,001) . Наименее подверженным связи с негативными чертами оказались духовный вектор, интеллектуальный и стратегический векторы. С целью определить, как изменились показатели психологического благополучия спустя год после начала пандемии, был осуществлен повторный замер в выделенных ранее группах. Во втором этапе исследования приняли участие 109 человек, из них 42 человека с выраженными негативными чертами и 67 - с невыраженными негативными чертами. Сравнительный анализ был осуществлен при помощи Т-критерия Стьюдента.

Таблица 1. Значимые различия в выраженности психологического здоровья у студентов с выраженными негативными чертами в 2020 и 2021 годах по Т-критерию Стьюдента

Показатели Средние значения (М) Средние значения (М) ^а1ие Уровень значимости

2020 2021

Стратегический вектор 5,95 5,05 0,747 0,731

Просоциальный вектор 6,55 3,67 3,392 0,008 ***

Я-вектор 3,97 7,29 -3,418 0,006 ***

Творческий вектор 4,59 3,12 1,445 0,814

Духовный вектор 4,46 5,76 -1,726 0,765

Интеллектуальный вектор 4,00 5,55 -0,924 0,623

Семейный вектор 2,40 5,36 -2,871 0,032 **

Гуманистический вектор 4,08 2,55 0,317 0,834

Психологическое здоровье 4,49 4,79 -0,949 0,621

Критические значения t *р>0,05 =1,982; **р>0,01 =2,621, ***р>0,001 = 3,381.

Как можно видеть по шкале «Просоциальный вектор» (см. табл. 1), студенты с выраженными негативными чертами после года с начала пандемии стали в меньшей степени стремиться быть собой, проживать свои эмоции и чувства. Наблюдаемые изменения могут быть связаны с тем, что в ситуации пандемии студенты столкнулись с необходимостью освоения новых способов реагирования, и, как следствие, с необходимостью контроля собственных негативных проявлений. Также было установлено, что у студентов с

выраженными негативными чертами после года с начала пандемии увеличился показатель физического благополучия по шкале «Я-вектор». Данное явление может быть объяснено тем, что студенты, в ситуации пандемии, уделяли внимание своему физическому здоровью. Показатель семейного благополучия в группе студентов с выраженными негативными чертами возрос после года с начала пандемии. Данные изменения, вероятно, связаны с тем, что студенты контролировали проявления негативных черт, что способствовало налаживанию отношений в семье. Аналогичный анализ показателей психологического здоровья был осуществлен в группе студентов с невыраженными негативными чертами (см. табл. 2).

Таблица 2. Значимые различия в выраженности психологического здоровья у студентов с невыраженными негативными чертами в 2020 и 2021 годах по Т-критерию Стьюдента

Показатели Средние значения (М) Средние значения (М) t-value Уровень значимости

2020 2021

Стратегический вектор 6,24 5,75 1,517 0,623

Просоциальный вектор 8,07 8,78 1,51 0,565

Я-вектор 6,31 7,10 1,304 0,716

Творческий вектор 6,47 7,64 2,123 0,034 *

Духовный вектор 5,14 5,45 1,839 0,534

Интеллектуальный вектор 5,23 5,36 0,708 0,312

Семейный вектор 3,25 4,81 2,171 0,042 *

Гуманистический вектор 5,95 5,82 0,791 0,412

Психологическое здоровье 5,42 6,34 2,044 0,027 *

Критические значения t *р>0,05 =1,982; **р>0,01 =2,621, ***р>0,001 = 3,381.

Мы можем наблюдать, что студенты с невыраженными негативными чертами после года с начала пандемии стали в большей степени ориентированы на творческое самовыражение. Данные изменения могут быть связаны с тем, что, оказавшись в ситуации пандемии, студенты с невыраженными негативными чертами, столкнулись с новыми переживаниями. В связи с этим, они стремились найти такой способ выражения эмоций, который бы не вредил окружающим, но способствовал эмоциональной разрядке. Таким способом стало творчество, которое, возможно, на данный момент стало деятельностью, интересной для студентов с невыраженными негативными чертами независимо от эпидемиологической ситуации. У студентов с невыраженными негативными чертами возросли показатели семейного благополучия. Возможно, данное явление связано с тем, что студенты с невыраженными негативными чертами оказывали помощь членам семьи в адаптации к ситуации пандемии, в домашних делах, что и стало фактором возрастания показателей семейного благополучия. Изменения в творческом самовыражении и семейном благополучии способствовали повышению показателя психологического здоровья в целом.

Можно сделать вывод, что студенты с невыраженными негативными чертами, по сравнению со студентами с выраженными негативными чертами, спустя год после начала пандемии стали в большей степени стремиться быть собой. Данные различия могут быть объяснены тем, что студенты с невыраженными негативными чертами смогли наблюдать, как их положительные характеристики способствовали преодолению ситуации пандемии (например, положительные характеристики способствовали оказании помощи в адаптации членам семьи). В связи с этим студенты с невыраженными негативными чертами стали больше стремиться быть собой. В то время как студенты с выраженными негативными чертами обнаружили необходимость контроля проявления негативных черт.

Студенты с выраженными негативными чертами после года пандемии в меньшей степени стремятся к творческому самовыражению по сравнению со студентами с невыраженными негативными чертами. Данные различия могут быть объяснены тем, что студенты с невыраженными негативными чертами использовали творчество как способ

совладания и теперь стремятся продолжать занятия. Кроме того, студенты с выраженными негативными чертами после года пандемии в меньшей степени привержены гуманистической позиции по сравнению со студентами с невыраженными негативными чертами. Возможно, данное явление связано с тем, что студенты с невыраженными негативными чертами, наблюдая за трудностями, с которыми сталкивались окружающие, осознали значимость доброты и помощи окружающим, в то время как для студентов с выраженными негативными чертами трудности окружающих не являлись источником переживаний. Выявленные различия способствовали тому, что у студентов с выраженными негативными чертами уровень психологического здоровья является более низким по сравнению со студентами с невыраженными негативными чертами. По итогу проведенного исследования можно говорить о том, что дальнейшее исследование связи негативных черт и психологического здоровья и благополучия индивида имеет научную ценность в контексте практической реализации охраны здоровья населения.

Список литературы

1. Алёшичева А.В., Самойлов Н.Г. Применение методов тестирования дистресса для диагностики состояния психологического здоровья спортсменов // Ученые записки университета Лесгафта. 2018. № 6 (160). С. 298-303.

2. Антипин В.Б., Герман Е.В. Агрессивность современной молодежи как психолого-педагогическая проблема общества - ОНВ. 2013. № 5 (122). С. 160-162.

3. Асеев В.Г. Психическое состояние и отношение к болезни у онкобольных разного пола // СПЖ. 2016. № 46. С. 161-168.

4. Волочков А.А., Репина Е.В. Структура психологического здоровья студентов // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2016. С. 38-51.

5. Галецкая И.И. Общая характеристика психологического здоровья и его основных критериев // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования.

2015. С. 66-69.

6. Гаранян Н.Г. Депрессия и личность: обзор зарубежных исследований // Социальная и клиническая психиатрия. Часть 1. 2009. № 1. С. 79-89.

7. Корниенко Д.С. Научные направления кафедры психологии развития: обзор исследований // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. № 2 (26). С. 174-184.

8. Мельников В. М. Агрессивность в контексте психологической науки // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 2. С. 184-187.

9. Осницкий А.К. Диагностика самостоятельности учащихся в школе и СПТУ // Методическое пособие для практических психологов. Иваново: ИППК, 1991. 68 с.

10. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. М.: Бахрах-М, 2011.

672 с.

11. Селиванова Е.А., Хватова М. В. Рефлексивность в структуре личности педагогов как показатель их психологического здоровья // Вестник Тамбовского государственного университета

2016. № 11. С. 211-216.

12. Фрейд З. Абрис психоанализа: критически-историческое исследовательское издание / Зигмунд Фрейд; пер. с нем.; под ред. с. Ф. Сироткина. Ижевск: ERGO, 2015. 113 с.

13. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: АСТ, 2015. 736 с.

14. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников. М.: Педагогика, 2013. 345 с.

15. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия // Основные направления современной психотерапии. Учебное пособие. М: Когито-Центр, 2000. С. 224-267.

References

1. Aleshicheva A.V., Samoilov N.G. Primenenie metodov testirovaniya distressa dlya diagnostiki sostoyaniya psikhologicheskogo zdorov'ya sportsmenov [Application of distress testing methods for diagnosing the state of psychological health of athletes]. Uchenye zapiski universiteta Lesgafta, 2018, no. 6 (160), pp. 298-303. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Antipin V.B., German E.V. Agressivnost' sovremennoi molodezhi kak psikhologo-pedagogicheskaya problema obshchestva - ONV [Aggressiveness of modern youth as a psychological and pedagogical problem of society - ONV]. 2013, no. 5 (122), pp. 160-162. (In Russ.).

3. Aseev V.G. Psikhicheskoe sostoyanie i otnoshenie k bolezni u onkobol'nykh raznogo pola [Mental state and attitude to the disease in cancer patients of different , sexes]. SPZh. 2016, no. 46, pp. 161-168. (In Russ).

4. Volochkov A.A., Repina E.V. Struktura psikhologicheskogo zdorov'ya studentov [The structure of the psychological health of students]. VestnikPermskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta. Seriya № 1. Psikhologicheskie ipedagogicheskie nauki, 2016, pp. 38-51. (In Russ.).

5. Galetskaya I.I. Obshchaya kharakteristika psikhologicheskogo zdorov'ya i ego osnovnykh kriteriev [General characteristics of psychological health and its main criteria]. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya, 2015, pp. 66-69. (In Russ.).

6. Garanyan N.G. Depressiya i lichnost': obzor zarubezhnykh issledovanii [Depression and personality: a review of foreign studies]. Sotsial'naya i klinicheskayapsikhiatriya, part 1, 2009, no. 1, pp. 79-89. (In Russ.).

7. Kornienko D.S. Nauchnye napravleniya kafedry psikhologii razvitiya: obzor issledovanii [Scientific directions of the Department of Developmental Psychology: a review of research]. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psikhologiya. Sotsiologiya, 2016, no. 2 (26), pp. 174-184. (In Russ.).

8. Mel'nikov V. M. Agressivnost' v kontekste psikhologicheskoi nauki [Aggression in the context of psychological science]. VestnikBGU, 2013, no. 2, pp. 184-187. (In Russ.).

9. Osnitskii A.K. Diagnostika samostoyatel'nosti uchashchikhsya v shkole i SPTU [Diagnosis of student independence at school and vocational schools]. Metodicheskoe posobie dlya prakticheskikh psikhologov, Ivanovo, 1991, 68 p. (In Russ.).

10. Raigorodskii D.Ya. Prakticheskaya psikhodiagnostika [Practical psychodiagnostics]. Metodiki i testy. Moscov, Bakhrakh-M, 2011, 672 p. (In Russ.).

11. Selivanova E.A., Khvatova M. V. Refleksivnost' v strukture lichnosti pedagogov kak pokazatel' ikh psikhologicheskogo zdorov'ya [Reflexivity in the personality structure of teachers as an indicator of their psychological health]. Vestnik TGU, 2016, no. 11, pp. 211-216. (In Russ.).

12. Freid Z. Abris psikhoanaliza: kriticheski-istoricheskoe issledovatel'skoe izdanie [Outline of Psychoanalysis: A Critical Historical Research Edition]. Izhevsk, ERGO, 2015. 113 p. (In Russ.).

13. Fromm E. Anatomiya chelovecheskoi destruktivnosti [Anatomy of human destructiveness]. Moscov, 2015. 736 p. (In Russ.).

14. Khukhlaeva O.V. Korrektsiya narushenii psikhologicheskogo zdorov'ya doshkol'nikov i mladshikh shkol'nikov [Correction of mental health disorders of preschoolers and younger schoolchildren]. Moscov, Pedagogika, 2013, 345 p. (In Russ.).

15. Kholmogorova A.B., Garanyan N.G. Kognitivno-bikhevioral'naya psikhoterapiya [Cognitive Behavioral Psychotherapy]. Osnovnye napravleniya sovremennoipsikhoterapii. Uchebnoe posobie. Moscov, Kogito-Tsentr, 2000, pp. 224-267. (In Russ.).

Информация об авторах Э.М. Ожгибесова - клинический психолог, Пермский государственный национальный исследовательский университет;

Е.В. Шевкова - кандидат психологических наук, доцент, Пермский государственный национальный исследовательский университет.

Information about the authors E.M. Ozhgibesova - clinical psychologis, Perm State National Research University;

E. V. Shevkova - Ph.D. (Psychology), Associate Professor, Perm State National Research University.

Статья поступила в редакцию 25.11.2021; одобрена после рецензирования 25.12.2021; принята к публикации 10.01.2022.

The article was submitted 25.11.2021; approved after reviewing 25.12.2021; accepted for publication 10.01.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.