Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МОЛОДЕЖЬ В СЕКТАХ'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МОЛОДЕЖЬ В СЕКТАХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
280
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
СВОБОДА ВОЛИ / СЕКТЫ / МОЛОДЕЖЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МАНИПУЛЯЦИЯ / КОНФЕССИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сычев В.И., Деркач Б.Д.

В статье рассмотрены особенности психологического воздействия на молодежь в сектах. Именно молодёжь больше всего уязвима к разрушительному влиянию секты, что связано с некоторыми психологическими особенностями возраста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МОЛОДЕЖЬ В СЕКТАХ»

УДК 159.9

Сычев В.И.

Студент группы ИТт 161.2 филиал КузГТУ в г.Прокопьевске (Россия, г. Прокопьевск)

Деркач Б.Д.

Студент группы ИТт 161.2 филиал КузГТУ в г.Прокопьевске (Россия, г. Прокопьевск)

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МОЛОДЕЖЬ В СЕКТАХ

Аннотация: в статье рассмотрены особенности психологического воздействия на молодежь в сектах. Именно молодёжь больше всего уязвима к разрушительному влиянию секты, что связано с некоторыми психологическими особенностями возраста.

Ключевые слова: свобода воли, секты, молодежь, психологическая манипуляция, конфессии.

Актуальность выбранной темы обусловлена потребностью общества адекватно реагировать на попытки деструктивного воздействия секты.

Глубокое изучение таких нетрадиционных религиозных организаций более актуально, так как позволяет развить навыки критического восприятия деятельности деструктивных религиозных организаций, понять принципы их возникновения и формирования, а также цели, которые они преследуют посредством своей деятельности.

Молодёжь больше всего уязвима к разрушительному влиянию секты, что связано с некоторыми психологическими особенностями возраста.

Учитывая сложность определения причин уязвимости молодых людей к деструктивным воздействиям, И.С. Кон фокусируется на ключевых факторах, которые

могут быть отказом от своего «Я», отсутствием самооценки.

Отказ от эго возникает, в свою очередь, когда человек чувствует, что по каким-то причинам не соответствует требованиям и ожиданиям общества: отсутствие материальных ресурсов, неспособность правильно определить свою социальную роль, несоответствие требований и ожиданий.

Согласно К. Истер каждый может войти в секту. Особенно на переходных этапах жизни, таких как уход из семьи в первый год, потеря или смена работы; год до или после окончания учебы; тяжелая болезнь, смерть близких; изменение образа жизни. На таком этапе как развитие достаточно много людей подросткового возраста не имеют относительно важных обязательств, например, работа либо семья. Полное отсутствие опыта и знаний зачастую сопровождается наивностью, именно это качество и может сделать подростков открытыми для обещаний, которые предлагает деноминация.

В целом, программа вовлечения и удержания человека в секте включает в себя несколько основных мер.

1. Тотальный контроль над социальным, физическим окружением и временем индивида. Культы стремятся к тому, чтобы человек посвящал делам секты всю свою жизнь.

2. Человек запутывается или не знает, что с ними происходит. Человек не знает о происходящих с ним изменениях, в результате чего теряет автономию, систему ценностей и прежнее окружение.

3. Последовательно сохраняет чувство беспомощности и полную зависимость от организации, изолированность от прежних социальных отношений. Поощряйте людей покидать свою работу, отказываться от своей карьеры и т. д. Вместо прежнего мировоззрения культ навязывает свое мировоззрение. Принятие культового восприятия мира увеличивается, когда человек устает, поэтому за ними следят, чтобы они все время были заняты.

4. Манипуляции с помощью системы наказаний и вознаграждений.

5. Манипуляции с помощью системы поощрений и наказания с тем, чтобы человек принял ту идентичность, которая поддерживается руководством секты.

6. Создание замкнутой системы мышления, когда человек лишен возможности

29

прояснить для себя существующие противоречия [0, с. 222].

Всевозможные приемы воздействия на психику и эмоциональное состояние человека, использующиеся разнообразными сектами на практике, воздействуют на личность не раздельно, а образуют целую систему, именно поэтому необходимо совместно бороться и не дать человеку потерять рассудок.

Условно, все многочисленные средства и приёмы можно классифицировать на некоторые группы:

1. Средства воздействия на психическое состояния человека: ^ запугивание личности, культивирование страха;

^ использование методов внушения, самовнушения;

^ использование душевнобольных в целях оказания воздействия на психику

других людей; ^ фабрикация различного рода «пророчеств» и «чудес»; ^ применение системы наказаний; ^ полная изоляция от общества.

2. Средства воздействия с помощью физических манипуляций: ^ принуждение к соблюдению различного рода постов;

^ проведение шумных богослужебных собраний;

^ проведение молитвенных собраний во вредной для здоровья обстановке; ^ регулярное проведение ночных богослужебных собраний; ^ запрет на использование профессиональной медицинской помощи. Особую группу средств психологического воздействия составляют: ^ применение системы поощрения;

^ использование музыки и пения в целях влияния на эстетические чувства;

^ использование своеобразной обстановки молитвенных собраний.

Итак, проанализируем процесс воздействия, а также их влияние на психическое

состояние человека каждого из вышеупомянутых приемов.

Одним из наиболее эффективных способов сектантского управления личностью

можно назвать использование средств намеков, а также разнообразных предложений.

Данная терминология является мощнейшим стимулом, оказывающим большое влияние

30

и значение в человеческом поведении.

Речевые воздействия разного характера можно охарактеризовать как положительные, так и отрицательные условно-рефлексивные раздражители. И, таким образом, они могут быть применены как для вреда человека, так и в положительных целях. Сектантские миссионеры чётко понимают роль этого слова и поэтому активно применяют его как механизм гипноза и внутреннего внушения. Именно в этой особенности и можно заключить цель предложенного метода - пытаться убедить в чём-либо, проповедовать человека морально.

Примечательно, что обстановка и атмосфера сектантской молитвенной комнаты, а также форма молитвенного собрания призваны оказать определенное психологическое и эмоциональное воздействие на сектантов. Глава секты подчеркнул достаточную простоту комнаты для молитвы, которая полностью призвана отделить деноминацию, а также всеми силами изолировать ее от иных церквей, для того чтобы найти доказательства своей исключительности, и сделать главный вывод, что только их вера-это живая и истинная вера.

Если судить по их мнению, то данная обстановка вокруг призвана укрепить человеческую веру в полном объёме, привлекать его в дома для молитв. Это и можно назвать характером сектантских отношений: равноправие лидеров и обычных членов, полная демократичность: интересные обращения друг к другу, пример: «сестра», «мой брат»; практика целования при встрече; всепрощение между сектантами, поклонение главе.

Очень большое влияние на психическое и эмоциональное состояние сектантов оказывает обстановка собрания вместе с различными молитвами. В комнате царит атмосфера мистической составляющей, таинства, отрешенность от внешнего мира заставляет людей почувствовать свободу.

Практика многих запретов и требований оказывает большое влияние на сознание и психологию верующих. Лидеры конфессий убеждают своих последователей в том, что болезнь-это наказание за нарушение заповедей Божьих, поэтому они видят единственный возможный способ избавиться от болезни молитвой, покаянием и

готовностью к искуплению с большим религиозным рвением.

31

Большая роль приема воздействия на психику и эмоциональное состояние на сектантов имеют различные обряды: «Являясь эффективным средством возбуждения определенного эмоционального состояния, обрядность создает благоприятные условия для воспитания и поддержания у верующих религиозных настроений и переживаний» [0, с. 199].

Большинство обрядов сектантов рассчитаны на полное усиление мистицизма, также преследуется задача оказать прямое воздействие на мысли и сознание сектантов. Задачам обработки психики адептов служит также клятва, которую дают в обязательном порядке новички. Состоит она в первую очередь, в том, что вступающий в секту человек обязан хранить в тайне свою принадлежность к ней, не разглашать ни в коем случае основное ее вероучения, а также все то, что он услышит и увидит в стенах секты. Данная клятва является обязательным, всё что происходит в секте не должно выливаться в окружающий мир, большинство сект исключают и запрещают общение с людьми, не относящимся к секте.

Такая клятва оказывает определенное психологическое воздействие на верующих. Весь процесс приема в секту направлен на сильное психологическое и эмоциональное воздействие на тех, кто входит, и способствует укреплению секты.

Шум является постоянным спутником богослужений в большинстве сектантских общин и является одним из факторов, которые совершенно негативным образом влияют на психическое и эмоциональное состояние сектантов.

Если даже шум не чрезвычайно мощный, то всё равно он плохо воздействует на самочувствие человека. Самым вредоносным является шум, который действует долгое время (3-6 часов). Под действием шума человек делается подавленным и раздражительным, быстро устает, у него нередко появляются головные боли, бессонница, слабеет память, увеличивается артериальное давление, пропадает ритм дыхания.

Также негативное воздействие шум оказывает на центральную нервную систему.

Он нарушает работу нервных действий, вызывает перегрузку клеток головного мозга,

приводит к нарушениям работы нервозной системы, так как негативно воздействует на

течении тормозного процесса. По данным ряда ученых некоторых медиков (З. Л. Лурье,

32

В. М. Бехтерева, С. И. Давиденкова, И. С. Иванцевича и пр.), шум также может стать предпосылкой и главной причиной судорожных припадков, стать импульсом к развитию неврозов.

В общем, приемы психологического манипулирования оказывают на личность следующее воздействие:

^ приводят к деструктивным эффектам в эмоциональной сфере; ^ способствуют нарушению протекания процессов восприятия, ощущения,

воображения и представления; ^ ослабляют долгосрочную память; ^ снижают концентрацию внимания; ^ значительно снижают умственные способности; ^ нарушают работу системы мышления; ^ блокируют волю человека [0].

Социальные последствия разрушительного культа-разрыв отношений с родственниками и друзьями; финансовая зависимость от секты; угрозы лидеров секты, если имеется желание покинуть сектантскую общину.

Ущерб с социуме объясняется, в первую очередь тем, что придерживаясь главным критериям своего дела, деструктивные секты порождают агрессивное поведение и полное отсутствия уважения по отношению к институтам общества, ценностям культуры и законам общества, разделяемым всеми членами [0, с. 27-28].

Таким образом, можно придти к такому выводу, что использование мощных методов и средств воздействия на психологическое и как следствие эмоциональное состояние личности, специфических условий сектантского богослужения, влияет совершенно негативно на психику и здоровье верующих в целом.

Их полный перечень регулярной психосоциальной и идеологической терапии приводит к сильной нервно-психической усталости, подавлению сознания, истощению психики, травме личности. Молодые люди, с большей психологической и эмоциональной незащищенностью из-за повышенной нестабильности ума, в большей степени уязвимы для таких методов воздействия на психику.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Джиамбалво К. Консультирование о выходе: Семейное воздействие. Как помогать близким, попавшим в деструктивный культ: пер. с англ. / К. Джиамбалво - Нижний Новгород, 1995. - 397 с.

Конь Р. М. Введение в сектоведение / Р.М. Конь - Нижний Новгород : Нижегородская Духовная семинария, 2008. - 496 с.

Монастырский В. А., Садовникова Ж. В. Причины ухода, приемы заманивания и особенности психологического воздействия на молодежь в сектах [Электронный ресурс] / В.А. Монастырский, Ж.В. Садовникова // Гаудеамус. - 2008. - № 1 (13). URL: https://cyberieninka.m/artide/n/prichmy-uhoda-priemy-zamanivaniya-i-osobennosti-psihologicheskogo-vozdeystviya-na-molodezh-v-sektah (дата

обращения: 02.03.2020).

Мухина Т. К. Педагогическая профилактика вовлечения учащихся в деструктивные религиозные организации в общеобразовательных учреждениях / Т.К. Мухина - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2016. -72 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.