Научная статья на тему 'Сектантство в России: реальна ли угроза?'

Сектантство в России: реальна ли угроза? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2914
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
новые религиозные движения / секта / история формирования деструктивных и оккультных религиозных организаций / религиозная безопасность / new religious movements / sects / the history of the occult and destructive religious organizations / religious security.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Смирнова Татьяна Сергеевна, Тонких Владимир Алексеевич

Статья посвящена новым религиозным движениямсектам, возникшим в России конце XX в. и функционирующим в нашей стране в настоящее время. Проанализирована история их формирования и выявлены причины появления принципиально новых религиозных движений на территории России. Дана типология сект, определен характер их воздействия на человека

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SECTARIANISM IN RUSSIA: IF THE THREAT IS REAL?

This article is devoted to new religious movements, sects that emerged in Russia in the late 20th century and functioning in our country at present. Reviewed the history oftheirformation, and identified the cause ofan innovative religious movements on the territory of Russia. This article provides a typology of sects, defined the nature of their effects on man

Текст научной работы на тему «Сектантство в России: реальна ли угроза?»

УДК 271.2(031) ББК 86-372я-7

СЕКТАНТСТВО В РОССИИ: РЕАЛЬНА ЛИ УГРОЗА?

Смирнова Татьяна Сергеевна,

соискатель кафедры истории России ВГПУ, Тонких Владимир Алексеевич,

доктор исторических наук, профессор (г. Воронеж)

Аннотация. Статья посвящена новым религиозным движениям - сектам, возникшим в России конце XX в. и функционирующим в нашей стране в настоящее время. Проанализирована история их формирования и выявлены причины появления принципиально новых религиозных движений на территории России. Дана типология сект, определен характер их воздействия на человека.

Ключевые слова: новые религиозные движения, секта, история формирования деструктивных и оккультных религиозных организаций, религиозная безопасность.

Smirnova T.S., Tonkih V.A.

(Voronezh)

SECTARIANISM IN RUSSIA: IF THE THREAT IS REAL?

Abstract. This article is devoted to new religious movements, sects that emerged in Russia in the late 20th century and functioning in our country at present. Reviewed the history oftheir formation, and identified the cause of an innovative religious movements on the territory of Russia. This article provides a typology of sects, defined the nature of their effects on man.

Key words: new religious movements, sects, the history of the occult and destructive religious organizations, religious security.

В современных условиях в России происходят масштабные, глубинные изменения, связанные с развитием и распространением религии как социокультурного явления. Процесс, начавшийся на рубеже 1980-1990-х годов, набирает силу, религия овладевает сознанием многих людей, становится органической частью повседневной жизни. В этот период в российском обществе наступил духовный вакуум, который не замедлили заполнить новые религиозные объединения. Особенностью религиозной жиз-

ни России 1990-х годов стало формирование и развитие новых религиозных движений, не существовавших и не функционировавших ранее на территории Российской Федерации.

Сам термин «новые религиозные движения» вошел в научный оборот во второй половине XX века. Он был введен в научный оборот в конце 1980-х годов профессором Лондонской школы экономики Эйлин Баркер [1]. В поддержку термина высказывались известные российские

156

специалисты-религиоведы И. Кантеров, М. Штерин и др. [2]. «Новыми» называли религиозные движения, возникшие в ХУП-ХХ веках и продолжавшие появляться в конце XX столетия. Каждое из них представляет собой своеобразную субкультурную общность, в которой особым образом преломляются наиболее острые проблемы современности, даются ответы на вопросы времени, убедительные для приверженцев данных религий. Возрождение интереса к религиозно-мистическим исканиям прошлых веков и поиск новых духовных идеалов привел к появлению в наши дни новых религиозно-философских учений, религиозных движений, духовных групп и необычных мистических школ.

Термин «новые религиозные движения» ныне широко применяется в отечественной научной литературе и обозначает инновационный характер и структурную незавершенность религиозной организации. Дать одно, конкретное определение новым религиозным движениям трудно, поскольку наряду с этим понятием существует более распространенное и привычное - «секта», которые зачастую применяются как синонимы. Трудности, возникающие при терминологическом обозначении новых религиозных движений, связаны с неоднозначностью различного рода культовых и социально-духовных процессов. Дифференциация религиозного многообразия делает затруднительным использование традиционных понятий, в том числе такого фундаментального понятия, как «религия».

В отечественном религиоведении разработан ряд определений категории «религия» с позиций теологии, философии, социологии, психологии и др. Теологические представления исходят из убеждения, что Бог - сила, реально существующая, и человек в процессе своей жизни общается с Богом. Философские определения религии базируются на признании или непризнании существования Бога (материализм и идеализм) и, исходя из этого, рассматривают роль религии в жизни общества. Социологические и психологические определения религии, вопрос истинности существования сверхъестественных сил оставляют за рамками своих формулировок и анализируют социологические и психологические последствия религии.

Обобщая существующие определения, можно сказать, что религия - это система взглядов и убеждений, на которых строится мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ) и которые основаны на вере в существование Бога или богов, феномена «священного», т.е. той или иной разновидности сверхъестественного. Данное определение, хотя, безусловно, неполное для такого широкого феномена, в определенной мере показывает отличительные черты религии и ее роли в обществе. Религии присущи различные проявления, в том числе в виде новых религиозных движений, к которым в полной мере подходит категория «секта».

В литературе имеет место большое количество определений понятий «новое религиозное движение» и «секта». Согласно словарю С.И. Ожегова, секта - это религи-

озная община, отклонившаяся от господствующей церкви [3]. Данное определение неполно. Католицизм, например, с таких позиций можно рассматривать как сектантское течение внутри православия, и наоборот. Ислам можно отнести к христианским сектам, ведь мусульмане признают Иисуса одним из пророков и верят в единого Бога. В то же время по канонам ислама именно христиане вместе с иудеями являются мусульманской сектой, «людьми книги» и не подлежат насильственному обращению в ислам в отличие от всех других религий. С точки зрения буддистов, весь мир западнее Индии - это заблудшие люди, далеко отставшие на пути познания истины.

Секта в современном религиоведении определяется как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям. Существенными признаками сект считаются неприятие мира, добровольное и сознательное вступление (обращение), отсутствие церковной иерархии и бюрократической организации, более эмоциональное богослужение [4].

Многоплановый подход к определению секты можно встретить у авторов монографии «Религиозные конфессии и секты» Я.И. Здоровца и A.A. Мухина. Они определяют секту в социальном плане как группу последователей искусственно созданного образа, замкнувшуюся в своих узких интересах, с соответствующим понятием о Боге. Секта, как правило, имеет интересы, не соответствующие общественным. В религиозном плане секта - это группа, отклонившаяся от материнской церковной деноминации, отличающаяся от нее более строгими доктринальными и поведенческими требованиями к своим членам. В политическом аспекте секта - это диверсионный отряд иной культуры, внедряющий ее через религиозные нововведения, посредством трансплантации другой религии. С точки зрения психологии и правоохранительных органов, секта - это группа, имеющая духовного, часто обожествляемого лидера, узнаваемая по манипуляциям, направленным на психологическую дестабилизацию своих адептов с целью добиться от них безусловного подчинения, уменьшения критичности духа, отречения от материальных благ, разрыва с общепринятыми установками, представляющая собой опасность для индивидуальных свобод, здоровья, образования, демократических институтов. Для достижения этих целей секты используют философские, религиозные или терапевтические маски, чтобы скрыть свои истинные намерения в отношении адептов [5].

Следующее определение мы находим у известного специалиста А.Л. Дворкина в его труде «Сектоведение. Тоталитарные секты»: секта - это закрытая религиозная группа, противопоставляющая себя основной культуро-образующей религиозной общине (или основным общинам) страны или региона [6].

В литературе, наряду с категориями «новое религиозное движение», «секта», широко используются идентичные им термины - «неорелигии», «деструктивные культы», «нетрадиционные религии и культы», «внеконфесси-ональные, неканонические верования», «альтернативные религии».

157

До недавнего времени наше общество имело весьма смутное представление о сектах. В царской России всякий верующий, который отклонился от Православной церкви, объявлялся «сектантом». В России секты зачастую образовывались на почве несогласия с официальной православной религией, в ряды сект охотно вступали крестьяне, которые питали надежды на то, что новая вера принесет им избавление от гнета.

К началу XX века в России насчитывалось более сотни сект. Формировались группы, которые не только не соглашались с Православной церковью, но и со своими братьями-сектантами по вопросам, касающимся еды, брака, одежды, отношения к властям, календаря и т. д. Трудно сказать, что учения многих сект при царизме были вредны и опасны, скорее, безобидны, а некоторые даже нелепы. Например, «лучинковцы» совершали службы в полутемной избе, свечи заменялись лучинами. При этом они верили, что Богу угоднее молитва того, у кого лучина больше дымит. Секта «разиней» получила свое название в связи с тем, что, собравшись на молитву, верующие стояли, разинув рот, ожидая, когда причащать их слетятся ангелы. Забавным способом славили Бога «скакуны» - секта, распространившаяся в Петербургской губернии. Собрания секты начинались с торжественного песнопения псалмов, чтения Евангелия и проповеди наставника. Потом снова затягивался псалом, мелодия которого из заунывного постепенно переходила в плясовую. Вслед за наставником все пускались в пляс и скакали по избе. Затем, утомленные плясками сектанты, позволяли себе непродолжительный отдых и продолжали снова, до полного изнеможения [7].

По сле революции 1917 года, когда в стране установилась коммунистическая идеология, логично было бы предположить, что любое проявление религиозности вредно в любой форме. За семьдесят лет советской власти отношение к сектам менялось в зависимости от изменения линии партии. Сектанты становились союзниками и помощниками партии, вооружившейся принципом «цель оправдывает средства» в революционной деятельности и борьбе с Православной церковью. Распространенный в русских сектах религиозный нигилизм (отвержение государства, общества, светских законов, религиозных заповедей) сыграл в пользу большевиков, которые использовали сектантство, их настроения, прежде всего в борьбе с Православной церковью. Сектанты же, в свою очередь, надеялись, что смена государственно-политической системы позволит им расширить и укрепить сферу своего влияния.

Установить точную цифру численности сектантов дореволюционной России трудно. Если верить данным переписи 1897 года, то общее число сектантов составило 2 137 738 человек [8]. Одно можно сказать с уверенностью, что секты сыграли свою роль в процессе разрушения «старого мира».

С конца 1920-х годов, когда большевики частично добились своих целей и окончательно сформировали свой режим, такие союзники, как сектанты, им стали неугодны. Баптисты, евангелисты, адвентисты и многие

другие секты в эпоху коллективизации подверглись от-

крытым массовым репрессиям, они характеризовались как «буржуазные», «антисоветские», «антисоциалистические» группы.

Из всех дореволюционных сект только баптистам удалось частично сохранить и даже легализовать свое существование в 1944 году в качестве религиозной организации - «Союз евангельских христиан-баптистов СССР» [9]. О многих других сектах, подвергнутых репрессиям и гонениям со стороны власти, практически забыли, и возобновить свое существование в государстве, где воцарились гласность и демократия, они уже не смогли.

В сложившееся после распада Советского Союза время, когда на смену коммунистической идеологии пришла идеология хаоса и вседозволенности, выдаваемая за гласность, в общественном сознании образовался своеобразный вакуум, который заполнялся в первую очередь различными субститутами веры. Атеизм постепенно выходил из моды, а запретное слово «духовность» вернулось в лексикон россиян, но значение его стало весьма размыто. Причина этого очевидна. В открывшиеся двери «железного занавеса» хлынул поток различной информации, который никто не контролировал, да правящим структурам было не до контроля. Власть уходила из-под ног. Наряду с благами западной цивилизации и нейтральными явлениями в Россию и страны СНГ активно проникали негативные стороны «цивилизованной» жизни. Весь неотфильт-рованный негатив в условиях отсутствия государственного контроля, попавший на российскую почву, стал восприниматься как возрождение духовности, проявление свободы, демократии и «ветер перемен».

Старорусские секты, которые существовали в подполье в условиях советской власти, возродиться уже не смогли. Они оказались неконкурентоспособными и невостребованными в постсоветском обществе. У них был не тот менталитет, не те финансовые и организационные возможности.

Возродились и значительно пополнили свои ряды секты, принадлежавшие к международным организациям с зарубежными центрами управления: баптисты, пятидесятники, адвентисты седьмого дня. Стоит отметить, что в само понятие «секта» вкладывался уже иной смысл. Ранее секта - это группа, исповедующая учение, не согласное с церковным Преданием и отделившаяся от Церкви по этой причине. В настоящее время секта - это закрытая религиозная группа, противопоставляющая себя основной культурообразующей религиозной общине (или основным общинам) страны или региона [10].

С начала 1990-х годов в России появилось большое количество новых религиозных движений, сект, культов. Речь идет о так называемых тоталитарных сектах. Религиозные объединения, появившиеся в России в конце прошлого столетия, представляли собой качественно новое явление, отличное от прежних сект. Они не стремились придерживаться существовавших традиций и канонов. Возрастала их популярность, поскольку они стремились давать ответы на давно назревшие мирские вопросы. Ответы эти черпались, конечно, из существующих религий. Эти элементы перемешивались между собой, соединялись

158

с мирскими заботами и тревогами людей, их социальными и духовными ожиданиями. Возникали эклектические учения, которые становились привлекательными для граждан глобализирующегося мира, в котором человек теряет прежние, привычные для него ориентиры. Одна из главных причин появления новых религий - духовное оскудение, углубление духовного кризиса в российском обществе.

В кризисные периоды в обществе всегда обостряются эсхатологические настроения, причем зачастую они приобретают массовый характер. Неустойчивость уклада жизни поднимает мощную волну метафизического страха, беспокойства, создает условия для депрессий, формирует катастрофичность сознания. В обществе образуется множество жестких факторов, которые вызывают к жизни идеологии-мутанты преимущественно некрофильской ориентации, в которых воля к жизни подменяется желанием смерти, саморазрушения, гибели всего человечества. Такие настроения были характерны для значительной части российского общества в 1990-е годы, когда в одночасье были разрушены привычный образ жизни, устоявшиеся взгляды, традиции, идеалы и нравственные ценности. Не исчезли они и в настоящее время, хотя в обществе имеет место постепенное привыкание к капитализму и его законам.

Важнейшим мировоззренческим аспектом нынешнего российского сектантства стали паранаучные теории, которые нередко органически вплетаются в первобытные идейные конструкции. Вера в НЛО, Снежного человека, контакты с внеземными цивилизациями, наличие в стране многочисленной армии разного рода колдунов, магов, чародеев, знахарей, экстрасенсов и т.п. - лишь самое заметное явление из этого ряда. Псевдопсихологические религиозные конструкции обещают изменение души, средства достижения безграничной власти над окружающими. Вера в астрологию охватила значительную часть населения. Страницы газет и журналов, даже серьезных, пестрят астрологическими прогнозами и выступлениями астрологов. Среди горожан в предсказания астрологов верят до 70 % жителей. Такого высокого показателя нет ни в одной стране Запада. Достижение «эпохи Водолея» и формирование «высшей расы Водолея» - идеи, легко интерпретирующие и конец света, и избранничество, и уникальность сектантской общины.

Существует несколько общих черт, характерных для данных религиозных течений:

- все они возникли сравнительно недавно, в подавляющем большинстве во второй половине XX века;

- они являют собой течения субкультурного, внекон-фессионального порядка. Слабо связанные с традиционными, исторически сложившимися мировыми и национальными религиями, либо заимствующие отдельные их элементы;

- они представляют собой альтернативные направления, в том числе тоталитарные, наносящие физический или психологический вред человеку-участнику этих организаций, примыкают к модернистским течениям;

- к подобным религиозным организациям могут быть отнесены предостерегающие слова Евангелия: «Береги-

тесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф.7, 15). «Ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят» (Мф.24, 5);

- значительная часть новых религиозных движений имеет радикальный характер, выражаемый в отказе от вероучений традиционных религий, в стремлении кардинально изменить общество и человека; оно провозглашается уникальным, ранее никогда не существовавшим;

- участниками данных движений чаще всего являются верующие нового поколения, ранее не входившие в какие-либо традиционные религиозные структуры;

- наличие в организации руководителя диктаторско-харизматического типа, выдающего себя за бога, святого, духовника-учителя, беспрекословный авторитет и слепое подчинение его воле [11].

В период с 1990 по 2000 год число разновидностей религиозных направлений, зарегистрированных на территории Российской Федерации, выросло с 16 до 65 наименований. Официально было зарегистрировано около 6000 псевдорелигиозных сект, а число их членов предположительно около 5 миллионов [12].

В научной литературе предлагается типология новых религиозных движений, хотя нет четкой, устоявшейся их классификации. Принято выделять псевдохристианские объединения, неоориенталистские секты, неоязыческие культы, сатанистские и близкие к ним организации.

Неоориенталистские. К ним относят такие религиозные объединения, как «Международное общество сознания Кришны» (МОСК), «Миссия божественного света», «Махарай Джи», «Брахма Кумарис», «Ананда Мар-га» и др. В основе этих движений лежат модернизированные идеи и варианты буддизма и индуизма.

Неохристианские. Это такие направления, как «Церковь объединения Муна», «Богородичный центр», «Семья любви», «Церковь последнего завета», «новоапостольская церковь» и др. Они заявляют о «новом прочтении» христианства, полученном их лидерами в результате божественного откровения и озарения.

Синкретические и универсалистские движения. Среди них «Сайентологическая церковь», «Аум Сен-рикё» и др. Одни из них призывают к объединению всех церквей и всего человечества, другие претендуют на раскрытие ранее не известных тайн психики и управление вселенной.

Оккультно-мистические учения и школы «Нью Эйдж» («Нового века»). Они представляют конгломерат самых разнородных групп, вероучительные доктрины которых не имеют жестких формулировок и обязательных ритуалов. Последователи движения «Нового века» разделяют представления восточных религий о безличности Бога, божественности человека. Особое место занимают идеи о близости рождения «Нового века», которое связывают с приходом Спасителя.

Неоязычество. К новым религиозным движениям данного типа принадлежат группы, выступающие за возрождение дохристианских верований как основы гармоничного взаимодействия человека и природы. Ближе все-

159

го к язычеству стоит направление, основателем которого являлся Порфирий Корнеевич Иванов.

Сатанинские группы: «Церковь сатаны», «Зеленый орден», «Южный крест», «Общество сатаны» и др. В центре доктрины сатанинских культов находится поклонение силам зла во главе с сатаной. Сатана воспринимается как личностное существо, либо как символ, олицетворяющий все темные силы, направленные против Бога.

По способам воздействия на личность и степени опасности для человека секты можно разделить на три основных группы.

Условные секты. Они имеют сомнительное отношение к религии и наименее опасны. Основной признак такого типа сект - они привлекают к себе людей обещанием материальных благ. Скорее, это псевдорелигиозные, коммерческие организации. Методика вербовки сводится к посулам прагматического характера: улучшение материального благосостояния, карьерный рост, рост личных доходов, избавление от депрессии, обучение навыкам управления людьми или даже подчинение их своей воле. Иногда для вербовки используются легкие гипнотические методики.

Христианские (правильнее назвать, псевдохристианские) секты. Это - секты средней опасности. Они стремятся заполучить в свои ряды людей, ориентирующихся на привычные ценности (христианские добродетели, семья, любовь, классическое воспитание). Основные признаки псевдохристианских сект: вербуют сторонников путем убеждения, стремятся доказать духовные преимущества своей веры; накладывают на своих последователей некоторые ограничения в духовном плане (запрет на определенные формы деятельности, развлечения), физическом (посты, молитвы) и личном (запрет вступать в брак с представителями иных конфессий). Эти секты также используют легкие гипнотические методики.

Зомбирующие секты - наиболее опасны, «ловят» даже подростков, обещая им самые невероятные вещи. Основные признаки: используя древние и современные психотехники, вводят человека в транс, полностью контролируют его разум, эмоции, превращают в неполноценное существо, хорошо поддающееся дрессировке; жертва изымается из-под контроля родственников, друзей, близких, вырывается из семьи, живет в религиозной общине, беспрекословно выполняет любые приказы лидеров, часто совершает хищения имущества и денег у родственников в пользу секты [13].

По численности в России конца XX века лидировали секты, которые зародились на территории других государств, прежде всего США. В 1992 году на территории нашей страны появилась секта «свидетелей Иеговы», которая имеет большое распространение и в настоящее время. Второе место делят между собой такие секты, как «адвентисты седьмого дня» и «неопятидесятники».

Однако выбор не ограничивается западными культами. Первые восточные секты появились в СССР еще в 1970-е годы, но свободная их деятельность началась только с 1989 года. Их колыбелью стала Москва. Именно в Москве возникли первые кришнаиты: по улицам бродили

стайки бритоголовых молодых людей, завернутых в простыни, с бубенчиками на ногах. Появились объявления с приглашением посетить собрания «Международного общества Сознания Кришны». Эта организация стала единственной, которая зарегистрировалась как религиозная организация. Она пользовалась чуть меньшей популярностью, чем «Свидетели Иеговы». Но продлилась их популярность до 1996 года. Кришнаиты не прекратили свое существование, они просто прекратили свою публичную деятельность.

Наиболее стойкими оказались другие направления гуруизма, например, «Сахаджа-Йога», «Общество Шри Чинмоя», «культ Раджнеша», «культ Саи Бабы». Эти секты не могут похвастаться большой численностью адептов. Так, в Воронеже «Международне общество Сознания Кришны» насчитывало на пике своей активности не более шестидесяти человек, «Сахаджа-Йога» - около восьмидесяти, «культ Саи Бабы» - двадцать пять. Но, несмотря на такую малочисленность, эти секты берут не числом, а умением быстро и капитально перестраивать сознание новообращенных на свой лад. Тем самым они представляют огромную опасность для российского общества.

Есть у нас и отечественные «пророки»: Виссарион, который объявил себя реинкарнацией Иисуса Xриста и создал секту «Слово Виссариона» («Церковь последнего завета»). Секта обосновалась вокруг «Сухой горы» в тайге под Минусинском (Красноярский край). Виссарион со своей командой приближенных организовал лесоразработку, а адептов использует как бесплатную рабочую силу. Вступая в ряды секты, новообращенные отдавали ей свое имущество - квартиры, дома, драгоценности, деньги. Больше роскошь им не понадобится. Едят они корнеплоды. Жилье должно быть скромным и жизнь в полной изоляции от внешнего мира. Даже переписка с родственниками ведется под жесткой цензурой. А последнее нововведение в секте - свободная любовь между братьями и сестрами. И никакой ревности - это эгоизм несовершенной веры.

Любая секта с Запада, Востока или секта нашего «производства» представляет опасность для всего общества. Об этом пишут множество книг, статей, ученые выступают на конференциях. Но много зависит не только от тех ученых и экспертов, которые борются с чумой наших дней, но и от людей, которые находятся во главе государства. Такая секта, как «Церковь Объединения», например, активно проникает в систему образования России, при этом преследует меркантильные и долговременные цели. И надо отметить, что они добились результатов. Долгое время в средних и среднеспециальных учебных заведениях России преподавался курс мунитов «Мой мир и я». Производилась массовая вербовка преподавателей российских школ посредством материальных подачек, например, в виде оплачиваемых мунитами поездок за рубеж или в другие города России [14]. Если бы своевременно власть отреагировала на такую активную деятельность секты, можно было бы значительно сократить численность завербованных ею людей.

В 1993 году в России и ряде стран СНГ появилась секта Григория Грабового. Через несколько лет она имела разветвленную сеть филиалов и ассоциировалась с именами высокопоставленных чиновников РФ, Казахстана, Узбекистана, Украины (вплоть до членов семей и ближайшего окружения президентов названных стран). Секта Грабового распространяла учение и предлагала платные услуги по воскрешению мертвых. Это мошенническое предложение сработало при обещании воскресить жертв теракта в «Норд-Ост». Кощунственно действовали члены секты после страшной трагедии в Бес-лане в сентябре 2004 года. Тогда погибло более 300 детей. Сектанты предлагали свои услуги за 39 тысяч рублей. Убитые горем родители и родственники платили деньги, надеясь на чудо. Когда к обещанному сроку дети не появлялись, Грабовой стал говорить родным, что они уже незримо воскресли в разных странах. Грабовисты неплохо нажились на горе людей. Государство сквозь пальцы смотрело на «шалости» сектантов и деятельность их лидера. Лишь только когда Грабовой заявил о своем намерении баллотироваться на пост президента РФ, его после нескольких неудачных попыток арестовали, чтобы устранить конкурента. Даже после ареста Грабовой пользовался поддержкой высокопоставленных чиновников, стремившихся вывести его из-под более тяжкой уголовной статьи. Ему вменили мошенничество в составе организованной преступной группы. Была организована мощная кампания в защиту Грабового [15]. Не отбыв положенного срока заключения, при помощи своих покровителей Григорий Грабовой оказался на свободе.

С 2005 года в Воронеже активно действовала опасная тоталитарная секта под названием «Планета успеха». Специалистами эта секта отнесена к разряду деструктивных психокультов. Прошедшие в секте тренинг граждане писали в своих заявлениях в РУВД об ухудшении здоровья, частичной потери памяти. Сам тренинг проходил в небольшом, изолированном от дневного света помещении ДК им. Коминтерна в течение трех дней по 13 часов. Контакт с окружающим миром был максимально ограничен. Было всего три перерыва, во время которых участники продолжали работать, выполнять задания тренера за обедом или по дороге домой. Запрещалось выходить за пределы здания без команды и пользоваться мобильным телефоном. Никому нельзя было сообщать о посещении тренинга. Зато можно было приводить друзей и сообщать им о положительном влиянии тренинга.

Один из участников тренинга, Олег, так описывал проводившиеся тренинги: «Включили очень громкую музыку. Мы стояли в группах по три человека, а тренеры ходили и кричали каждому в ухо фразу: «Что меня бесит...» Мы должны были сквозь музыку проорать ответы, что именно раздражает. С самого начала я хотел отказаться от этого упражнения и по всем правилам тренингов имел на это право: тренер не должен ничего навязывать. Но наш тренер поставил условие: либо я убираюсь и больше не участвую в занятиях, либо продолжаю вместе со всеми». Свое самочувствие после трехдневно-

го тренинга Олег описал так: «Теперь я понимаю, в каком состоянии люди совершают теракты.» Говорит, что если бы на тренингах была дана именно такая установка, то «треть участников исполнила бы волю тренера». Олег нашел в себе силы уйти из секты и обратиться за квалифицированной помощью.

Психолог А. Шестаков пишет по этому поводу: «Существует закон о нанесении вреда здоровью. Но в данном случае доказать это очень сложно. Методика работы на подобных тренингах такова: на первом этапе идет слом старых паттернов (установившиеся поведенческие реакции), попытка порвать привязанность к прошлым ценностям человека, условно-рефлекторные связи. Но которые уже готовы порваться. Доказано, что невозможно внушить человеку в состоянии гипноза ничего, что противоречило бы его морально-этическим ценностям. Часто при внушении используются экстремальные методы. Например, глубокий транс. И если старые паттерны шаткие, они ломаются окончательно, после чего человек впадает в состояние прострации. На этом этапе люди начинают насыпать в кофе заварку от чая, чистить зубы средством для бритья, экономисты забывать таблицу умножения. На втором этапе начинается формирование на «очищенной» почве системы новых ценностей. Как может показаться сначала, она очень близка к той, что была раньше. Но потом включается одна фраза - некий символ, который поселяется в голове у человека и который держит его в этой команде и руководит дальнейшими действиями» [16].

Нередко внимание к сектантам проявляют СМИ в погоне за сенсационными материалами. Примером может служить случай с сектантами, ожидавшими конца света в Пензенской области в 2007 году. Вокруг этого события, обраставшего невероятными слухами, концентрировалась информация многих отечественных СМИ. Широкое распространение получает информация, в которой пропагандируются разного рода нетрадиционные учения, составленные из эклектических соединений элементов экуменических, экологических, эзотерических доктрин (например, теософия, рерихианство).

Человеку невозможно одному справиться с угрожающей опасностью, исходящей от тоталитарных сект. Необходимо государственное вмешательство. Государство должно принимать против деятельности сект конкретные превентивные меры. Например, выделить в РФ, по примеру большинства государств Европы, традиционные культуро-образующие религии, являющиеся религиями большинства верующего населения, более четко прописать это положение в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях». В российском законодательстве нет не то что конкретного, но и вообще какого-либо определения секты. Это, несомненно, затрудняет борьбу с подобными религиозно окрашенными организациями. Статья 239 Уголовного кодекса РФ предполагает уголовное наказание за «создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью либо с побуждением граждан к отказу от исполне-

161

ния гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний, а равно руководство таким объединением» [17].

Единодушной в отношении тоталитарных сект была позиция традиционных конфессий, видевших в распространении деструктивных культов реальную угрозу для веры, благополучия общества и граждан [18]. Отношение традиционных конфессий, вне зависимости от их догматических различий, варьировалось от полного неприятия нетрадиционных культов до настороженных оценок их деятельности. Но в любом случае традиционные конфессии предупреждали об исходившей от сект угрозе для духовно-нравственного самочувствия граждан.

Данные социологических исследований, проведенных в России, свидетельствуют о широком спектре мнений и оценок в отношении к новым религиозным движениям. Так, на вопрос «Надо ли бороться с религиозными сектами?» 24 % респондентов ответили: «нет, если они соблюдают закон»; 50 % - «да, они противопоставляют себя обществу»; 6 % - «это дело церкви, государство не должно вмешиваться»; 20 % - «с этим вопросом должны разбираться специалисты - психологи, педагоги, философы» [19]. Данные социологов показывают, что около половины опрошенных видят в сектах реальную угрозу жизни и здоровью людей и считают необходимой борьбу против них.

Следует обеспечить профилактику вовлечения населения в деструктивные религиозные организации путем законодательного ограничения или запрещения их деятельности в связи с опасностью нанесения ими вреда здоровью граждан. Создать специализированную службу помощи пострадавшим от некоторых религиозных организаций. Обеспечить, в том числе через средства массовой информации, широкое информирование населения о существовании такой службы.

Традиционным российским конфессиям, в первую очередь Русской православной церкви, против которой в первую очередь направлена борьба тоталитарных сект с целью ослабить ее влияние в обществе, необходимо усилить внимание к деятельности деструктивных культов, при главных храмах создать специальные отделы, пункты оказания помощи пострадавшим от деятельности сектантов. Православным священникам и специалистам в области религиоведения следует проводить профилактическую работу среди населения по разоблачению сект, объяснять опасность, исходящую от них. Полезно публиковать массовыми тиражами научно-популярные издания о деятельности различных сект на территории нашей страны. В отдельных регионах и городах. В этой работе можно объединить усилия всех традиционных конфессий.

Особое внимание следует обратить на помощь школам при организации квалифицированного преподавания

учебного предмета «Основы православной культуры», привлекать к этой важной работе ведущих специалистов -богословов, философов, психологов. В структуре курса должен быть раздел, посвященный раскрытию угрозы, исходящей от тоталитарных сект.

В совокупности указанные мероприятия целесообразно объединить в систему, которую можно назвать системой религиозной безопасности. Она призвана, наряду с решением других насущных задач, защитить граждан России от негативного воздействия тоталитарных сект.

Примечания:

1. Баркер, А. Новые религиозные движения. - СПб.: РХГИ, 1997.

2. История религии: в 2 т.: т. 2: учебник / Под общей ред. И.Н. Яблокова. - М.: Высшая школа, 2002. - С. 608; Штерин, М. Новые религиозные движения в России 1990-х годов// Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред. К. Кариайнена и Д. Фурмана. - СПб.; М.: Летний Сад, 2000. - С. 56.

3. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1987. - С. 579.

4. Религиоведение: энциклопедический словарь / ред. Забия-ко А.П., Красникова А.Н., Элбакян Е.С. - М.: Академ. проект, 2006. - С. 969.

5. Здоровец, Я.И., Мухин, А.А. Религиозные конфессии и секты. - М.: Изд-во Алгоритм, 2005. - С. 6.

6. Дворкин, А.Л. Сектоведение: тоталитарные секты. - Нижний Новгород: Изд-во Братства во имя князя Александра Невского, 2005. - С. 44.

7. Шапарь, В.Б. Секты - угроза национальной безопасности России. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - С. 7-8.

8. Ушакова, Ю.В. Атипичная религиозность в постсоветской России // Новый мир. - 2003. - № 9. - С. 134.

9. Там же. - С. 135.

10. Дворкин, А.Л. Сектоведение: тоталитарные секты: опыт систематического анализа. - 3-е изд. - Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2008. - С. 44.

11. Бондин, В.А., Тонких, В.А. История и теория религии: учебно-методическое пособие. - Воронеж: ВФ МГЭИ, 2003. -С. 326.

12. Шапарь, В.Б. Указ. соч. - С. 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Олейник, И.В., Соснин, В.А. Тоталитарная секта: как противостоять ее влиянию. - М.: Генезис, 2005.

14. Жириновский, В.В., Кривельская, Н.В. Псевдохристианские религиозные организации России. - М.: ЛДПР, 1997. -С. 20-21.

15. Милашина, Е. Грабовой готовится к УДО? // Новая газета. - 2008. - №78.

16. Дубровина, Е. Планета зомби // Новая газета. - 2007. - №84р.

17. Уголовный кодекс Российской Федерации. - 12-е изд. - М.: Ось-89, 2004. - С. 122.

18. Дворкин, А.Л. Десять вопросов навязчивому незнакомцу, или пособие для тех, кто не хочет быть вербованным // Секты против церкви. - М., 2000. - С. 17-30.

19. Известия. - 2007. - 28 ноября.

162

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.