особенности психологического воздействия на сознание и поведение адептов в христианских религиозных сектах
Самойлина Т.Г.
Статья посвящена актуальной теме влияния учения и культовых отправлений религиозных сект на сознание людей. в статье дается определение понятий «секта»,«религиозная община»,«культ секты», приводится характеристика религиозных деструктивных объединений, а также уровней направленности деструктивности: внутренний психологический и внешний социальный. в статье излагаются результаты психологического изучения особенностей организационных и культовых отправлений в четырех религиозных сектантских организациях христианского направления: «Христиане Веры Евангельской», «Свидетели Иеговы», «Церковь Христа», «Церковь Объединения».
Описываются общие схемы организации религиозных сект христианского направления, а также особенности проведения религиозных молений, общих собраний и индивидуальных бесед наставников с рядовыми членами христианских общин, во время которых осуществляется влияние на психику рядовых членов сект - адептов. в статье приводятся конкретные способы психологического воздействия на сознание и поведение, которые используются руководителями и наставниками религиозных общин.
Материалы статьи могут быть использованы в профилактической работе психологических, педагогических и социальных служб, а также в правовых структурах.
Ключевые слова: секта, тоталитарная секта, религиозная община, христианская община, культ секты, культовые отправления, адепт, психологическое воздействие, манипуляция сознанием и поведением.
Сектантство как явление в духовной, социальной и экономической жизни государства не новое. Время от времени оно становится объектом особого внимания представителей разных сфер жизни общества: социологов, культурологов, теософов, философов, юристов и др. в разные эпохи развития общества проблема сектантства никогда не теряла своей актуальности, по-новому расставлялись только акценты, диктуемые экономическими, социально-политическими и социокультурными особенностями страны. в России особую озабоченность сегодня вызывает быстрое распространение сектантства на территории страны. Как отмечает президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект профессор А.Л. Дворкин, сегодня в сектах состоят от 600 до 800 тыс. жителей России, из них около 300 тысяч принадлежит к различным сектам неопятидесятников и примерно 150 тысяч - к секте «Свидетелей Иеговы» [16].
Причины, способствующие распространению сектантского движения, не сводятся только
к экономическим затруднениям или обостренному ощущению социальной несправедливости. в ряде исследований указывается, что мощным толчком к распространению духовных общин в России в течение последнего десятилетия послужило исчезновение единого духовного пространства устоявшихся ценностей и норм, крушение привычных идеалов. Это породило чувство неуверенности, нестабильности в стремительно развивающем обществе, зарождение комплекса вины и ненужности у старшего поколения. в конечном итоге это привело к сдвигам в представлении о ценностях и нормах, к постепенному преобразованию системы отчета, определяющему в конечном итоге жизненную ориентацию людей в поиске идеалов и духовных ориентиров [1, 10, 14].
Таким образом, общественно-политические процессы, развивающиеся в последние годы в Российской Федерации, коренным образом изменили религиозную ситуацию, оказали существенное влияние на развитие государственно-религиозных отношений в стране.
По данным Министерства юстиции РФ по состоянию на 01.01.2001г. число только зарегистрированных религиозных организаций составило 20215. При этом число зарегистрированных конфессиональных направлений возросло за последнее десятилетие с 20 до 60. Самая крупная конфессия - Русская православная церковь - имеет более 11 тысяч зарегистрированных приходов, монастырей, миссий и учреждений. Вторыми по распространенности являются протестантские организации - лютеране, евангельские христиане, баптисты, пятидесятники, адвентисты и другие, имеющие около 4500 зарегистрированных приходов и учреждений [1].
Понятия «религиозная община» и «секта» не являются синонимичными. Существуют различные определения секты. Согласно толковому словарю В. Даля, секта - братство, принявшее свое, отдельное учение о вере, согласие, толк, раскол или ересь [17].
В эпоху Реформации термин «секта» применялся к числу религиозных обществ, отпавших от господствующей Церкви по основным положениям вероучения. Под «сектами» подразумевались общины, а под ересью - учение этих общин [17].
Еще одно понятие - понятие «тоталитарной секты». А.Л. Дворкин дает следующее определение: «Тоталитарными сектами, или деструктивными культами называются секты, нарушающие права своих членов и наносящие им вред путем использования определенной методологии, называющейся «контролирование сознания» [16].
Таким образом, секта - это организация или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им [17].
Каждая секта отправляет культ, соответствующей доктрине этой секты. Культ секты - это те или иные мистические практики или богослужения (религиозные культы). По словарю русского языка С.И. Ожегова, «культ - это:
1) религиозное служение божеству и, связанные с этим обряды;
2) преклонение перед кем-нибудь или чем-нибудь, почитание».
Согласно словарю иностранных слов под редакцией А.Г. Спиркина, «культ (от латинского сиНш - почитание) - один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы» [17, с. 147].
Культ отправляет круг людей, объединенных чрезмерной привязанностью, преданностью и поклонением некоторой фигуре, некоторой тенденции, художественной или интеллектуальной программе, практически всегда сопровождающейся явными или
скрытыми ритуалами; культы могут быть благотворными и даже позитивными по своей сущности [17].
В тоталитарных религиозных сектах проповедуются и проводятся деструктивные обряды и культы. Деструктивное религиозное объединение (деструктивный культ или тотальная секта) - авторитарная динамическая организация любой ориентации, проявляющая разрушительную направленность двух уровней.
1. Внутренняя психологическая деструктивность -разрушительность, направленная на внутренний психический мир человека, на психологические, личностные и эмоционально-волевые качества, составляющие чувство внутренней устойчивости по отношению к общему гармоничному, духовному, психическому и физическому состоянию личности.
2. Внешняя социальная деструктивность - разрушительность, направленная на созидательные традиции и нормы, сложившиеся в социуме, на социальную структуру, культуру и традиции общества, которые составляют основу устойчивости и порядка и общества в целом [16].
Следует отметить, что секты - явление не новое. Сколько существовало человечество, столько существовали и секты, состоящие из групп фанатиков, следующих за неким харизматическим лидером. Секты XX-го столетия отличают новые черты: включение в арсенал современных психологических наработок, направленных на подавление воли человека и контролирование его мыслей, чувств и поведения. Под таким психологическим воздействием понимают манипуляцию сознанием и поведением человека [6].
Слово «манипулирование», или «манипуляция», происходит от латинского «manipulare» и в своем первоначальном значении означает «управлять» в позитивном смысле: управлять со знанием дела, оказывать помощь и т.д. в современной литературе под манипулированием понимается искусство управлять поведением и мышлением людей с помощью целевого воздействия на общественное сознание [6].
Е.Л. Доценко дает следующее определение манипуляции. «Манипуляция - это вид психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша посредством скрытого побуждения другого к совершению определенных действий» [6, с. 103].
Исследователи проблемы манипуляции и психологического воздействия делают важный вывод: жертвой манипуляции человек может стать лишь в том случае, если он выступает как ее соучастник. Они отмечают, что манипуляция состоялась только тогда, когда человек под воздействием полученных
сигналов перестраивает свои воззрения, мнения, настроения, цели, жизненные установки, нормы, принципы. Если этого не произошло, то манипуляция не удалась [6, 7].
Таким образом, под манипуляцией понимается программирование мнений и устремлений людей, их настроений и даже психического состояния с целью обеспечить такое их поведение, которое нужно тем, кто владеет средствами манипуляции.
Манипулирование людьми, использование различных средств и технологий информационно-психологического воздействия стало достаточно обычным явлением в повседневной жизни экономической конкуренции и политической борьбе - по-литтехнологии, реклама, мода и др.
Очень часто такие средства манипуляции используют тоталитарные секты, ставшие одним из наиболее эффективных институтов манипуляции. в деструктивных культах индивидуальность вытесняется коллективными интересами группы. в ряде исследований отмечается, что человек, попавший в подобную ловушку, за короткое время подвергается такому воздействию, которое во многих случаях превращает его в безвольный инструмент удовлетворения амбиций лидера секты и его окружения. Полностью подавляется идентичность личности, разрушаются прежние социальные связи, адепту группы внушается негативистское отношение ко всему внегрупповому социуму. [7, 14, 15].
В инструментарии современного манипулятора достаточно способов, методов, приемов социального влияния, психологического воздействия и манипулирования: различные формы внушения, подражания, заражения, убеждения. Для создания эффективных приемов воздействия используются психологический стереотип, имидж, технологии «25-го кадра», нейро-лингвистическое программирование и др.
В современном обществе манипуляцию сознанием облегчает ряд факторов.
Одним из них является социальная разобщенность, социальная изоляция. Подростки, несчастливые супружеские пары, матери-одиночки, пожилые люди и работники крупных корпораций - жалуются сегодня на социальную изоляцию. Родители признаются, что их дети слишком заняты, чтобы повидаться с ними или просто позвонить им. Живущие под одной крышей супруги, каждый из которых занят своими делами, могут не общаться неделями. Потребность в общности, крепких дружеских связях и эмоционально-теплых контактах порождают у человека влечение к тем социальным институтам, которые, по его мнению, достойны его уважения, любви и преданности [15].
Другим важным фактором является значимость человека для окружающих и принятие. Религиозные культы предлагают одиноким людям в первую
очередь безусловное принятие. Новичка всегда окружают люди, которые предлагают ему дружбу и излучают одобрение. Эти неожиданные сердечность и внимание так высоко ценятся, что члены культов часто предпочитают отказаться от контактов со своими семьями и бывшими друзьями, жертвуют заработанные на протяжении всей жизни деньги, отказываются даже от наркотиков [15].
Еще одним важным фактором, как отмечает американский исследователь Г. Сухдео, - является определенность, упорядоченность жизни человека. в своем исследовании Г. Сухдео приходит к выводу: «Современное общество так богато альтернативами, а люди вынуждены так много из чего выбирать, что часто не способны эффективно принять свои собственные решения. Они хотят, чтобы другие решали за них, а они будут следовать за ними. Часто люди готовы существенно ограничить свою свободу, лишь бы принести какую-то определенность в свою жизнь». Секта же предлагает структурирование окружающей действительности. Она регламентирует все стороны жизни: когда есть, когда спать, когда молиться, когда сеять и когда собирать урожай [15].
Таким образом, все культы используют три основные потребности каждого человека: потребность в общности, структурированности и значимости для окружающих. Лидеры сект уделяют большое внимание тому, чтобы обращаемые и приверженцы могли удовлетворить эти потребности, что во многом определяет успешность их деятельности.
Берестов А.И., Чернышев В.М. и др. [1] выделяют четыре основных способа, посредством которых осуществляется контроль над сознанием. Первый - контроль поведения. Второй - контроль мышления (мыслей). Третий - контроль эмоций (чувств). Четвертый - контроль информации. Эти способы универсальные и используются не только религиозно-мистическими культами тоталитарного типа, но и всеми организациями закрытого типа, культивирующими жесткое разделение на «Мы» и «Они» (спецслужбы, террористические группировки, экстремистские организации, мафиозные сообщества, финансово-политические кланы и т.д.).
На эти четыре составляющие сознания направлены разнообразные методы психологического влияния, например, при обращении новых адептов в свою веру. Процедуре вербовки в тоталитарных сектах уделяется большое внимание. Эта технология отличается продуманностью, последовательностью, хорошим знанием механизмов психологического воздействия на сознание. Последовательность процедуры вербовки выглядит следующим образом. 1. Технология «Step by step» - небольшая уступка,
на которую соглашается вербуемый, влечет за
собой все более и более существенные уступки:
«приходи к нам - проведи у нас выходные - останься еще на недельку - отдай нам свои деньги».
2. Новичка постоянно уверяют, что принятие идеологии секты наилучшим образом решит любые его личные проблемы.
3. Использование силы групповой динамики. Здесь имеют значение и количество, и личное обаяние, и обходительность членов общины, вступающих в личный контакт с посвященным. Немаловажное значение имеет сексуальность - часто к новичкам специально приставляются привлекательные представители противоположного пола.
4. Отсутствие возможности протестовать или спорить: новичка постоянно пичкают все новой и новой информацией, занимают различными мероприятиями, он никогда не остается наедине с собственными мыслями.
5. Позитивное подкрепление: улыбки, вкусная пища, внимание и забота, уделяемые гостю общины и т.п. Подкрепляется и одобряется не любое поведение новичка, а только желательное. Если он произносит в ответ на вопрос то, что хотят от него услышать, вокруг расцветают улыбки, каждое его слово воспринимается с радостью. Отрицательный или неуверенный ответ - и слушатели хмурят брови, избегают его взгляда. Сгущаются тучи. в какой-то момент человек начинает понимать, что если он и дальше хочет, чтобы его окружали сердечность и внимание, он должен начать говорить и вести себя так, как хотят его новые друзья. По закону интериоризации, внешние действия постепенно становятся внутренними убеждениями человека [11].
Для изучения религиозных христианских организаций, особенностей поведения культовых мероприятий, а также влияния доктрин и религиозных культов на сознание и поведение членов этих организаций нами было проведено психологическое исследование.
Целью исследования являлось изучение особенностей организационных и культовых отправлений в тоталитарных сектах христианского направления.
Предмет исследования составили особенности организационных и культовых отправлений христианских религиозных сект, а также их влияние на сознание и поведение рядовых членов сект - адептов.
Объектом исследования выступили религиозные сектантские организации:
1. ХВЕ - «Христиане Веры Евангельской»;
2. «Свидетели Иеговы»;
3. «Церковь Христа»;
4. «Церковь Объединения».
Исследование проводилось в течение 3-х лет (2004-2007 гг.) на территории г. Ростова и Ростовской области.
В ходе проведения исследования на начальной стадии проводилась беседа с испытуемыми. с целью сбора информации об особенностях религиозного учения и деятельности сект использовался метод включенного наблюдения. Для исследования личностных особенностей членов религиозных организаций - как рядовых прихожан, так и руководителей религиозных общин (пасторов, старших братьев, наставников и т. д.) - использовалось анкетирование и психологическое тестирование. Исследование проводилось с каждым испытуемым индивидуально, методики предлагались в комплексе - начиная с анкеты, позволяющей выявить отношение испытуемого к другим религиям, к прошлому и настоящему окружению, к самому себе, своей семье - и заканчивая методиками на изучение индивидуально-типологических и личностных особенностей.
На основе анализа результатов включенного наблюдения были выявлены типичные схемы организации и особенности проведения культовых мероприятий в религиозных общинах. Их характеристика дана на примере религиозной организации «Церковь Христиан Веры Евангельской» (ХВЕ).
Как показало наблюдение, посетители ХВЕ - люди разных возрастов, профессий и социального статуса. Для проведения собраний церковь ХВЕ снимает огромное помещение, просторное и светлое. Эта религиозная община достаточно открыта, посетить ее может каждый. При входе в помещение стоят сотрудники церкви, открывающие двери и, приветствующие входящего и показывающие, куда ему пройти. Большое помещение, открытые лица, приветливые улыбки - все это применяется для того, чтобы человек почувствовал себя в безопасности, снял с себя настороженность, напряжение.
Уже в первые минуты пребывания новичка в секте, используются достаточно известные приемы для снятия психологического барьера, чувства неловкости: радушные приветствия, теплые объятия, приятная музыка. Такая «теплая» обстановка, как правило, производит глубокое впечатление на людей. Это выявлялось в дальнейшем в ходе беседы с новичками. Оказавшись в силу разных причин в трудной ситуации, человек нередко чувствует себя одиноким и прибегает к «помощи» подобной секты, к помощи «братьев». в привычном окружении - ощущение ненужности, в секте же, его всегда встречают приветливые люди в начищенной до блеска обуви и белых рубашках. Здесь не услышишь грубого слова, всегда наготове внимание, поддержка - то, чего так часто недостает в повседневной круговерти.
На начальных этапах вхождения новичка в секту наблюдались и другие общие для тоталитарных сект техники воздействия. Это так называемые методики «сэндвич» и «бомбежка любовью».
Термин «бомбежка любовью» используется самими адептами. Цель такой бомбежки - вызвать у адепта или вербуемого чувство избранности, исключительности. Как выяснилось, в результате применения этих методик у человека появлялась убежденность в том, что он безгранично любим, что в секте ждут только его, что он - нечто особенное. Даже общение с новичком для адептов культа - особая честь. Если вербовка прошла успешно и объект воздействия «бомбежка любовью» по тем или иным мотивам все же принимал решение вступить в религиозную общину, то и после этого внимание «братьев» к нему не ослабевало, скорее наоборот, новичок не выпускался из-под опеки ни на минуту.
На этом этапе по отношению к нему использовались и другие приемы, например, особенно рекомендуемая наставниками процедура под названием «сэндвич». Согласно этой процедуре, новичок должен постоянно находиться в окружении двух приставленных к нему опытных адептов, обязанных со всем рвением «сотрудничать» с ним с тем, чтобы глубже вовлечь его в сектантскую общину. Изоляция от друзей и родных делает невозможным для человека, ставшим объектом «бомбежки любовью», получение любых сведений, не касающихся секты. Это лишает новичка возможности сверять информацию, предоставляемую группой, с реальностью. Таким образом, человек все более делается зависимым от секты, сначала на когнитивном, а затем и на поведенческом уровне.
Для формирования у прихожан соответствующего отношения к религиозной общине и ее членам в исследуемых сектах применялись и другие способы. Так, например, внедрены специальные обращения между членами секты, типа «брат», «сестра», «отец» и т.д. Подобный вид обращений подсознательно воздействует на человека и подменяет собой настоящие семейные отношения, перенося на посторонних людей выработанные тысячелетиями принципы семейно-родственного единства. Кроме того, на начальном этапе вхождения в секту использовались приемы «повышенной благожелательности» к неофитам и рядовым членам секты, методы «снятия ответственности за принятие решений», приемы «создания иллюзии своей исключительности» у адептов и др.
На следующем этапе вхождения в тоталитарную организацию осуществлялось более глубокое внедрение учения секты в сознание новичка. Неофит наряду с другими адептами участвует на собраниях и молениях, в течение всего собрания присутствует музыкальное сопровождение, причем его ритм то повышается, то понижается в зависимости от характера речи и действий пастора церкви. Активное приветствие друг друга со словами «Бог любит тебя» и танцами сменяется легкой музыкой и проповедью, смысл которой заключается в насаждении
«сверхценных» идей о безусловной истинности учения. Затем проповедь плавно переходит к тому, для чего человек пришел сюда - к поиску Спасения, которое «совсем рядом» - с «братьями» религиозной общины, в конце каждой фразы интонация голоса пастора повышается. Для того чтобы человек оставался «с открытой душой», т.е. податливым и восприимчивым к воздействиям, пастор часто вставляет шутки в свою проповедь, вставляя их в особенно важные и ответственные места своей речи. Вся конструкция проповеди сводится к схеме: философское рассуждение + собственные размышления и оценки + юмор + фразы из Библии = ИСТИНА.
Ускорение темпа речи во время проповеди сопровождается повышением интенсивности музыкального сопровождения, в ходе проповеди сила звука постепенно понижается, к концу проповеди следует максимально спокойная и тихая музыка, способствующая вхождению адептов в измененное состояние сознания - состояния, «приближенного к благости».
В этом состоянии адепты внимают «слово пастора», а также избранные места из Библии, читаемой вслух. Чтение вслух библейского учения имеет целью удостоверить и закрепить слова пастора в сознании присутствующих.
В секте ХВЕ особенно излюбленными являются так называемые «финансовые» проповеди. Финансовая проповедь сопровождается спокойной мелодичной музыкой. Акцент в ней делается на установке «Я делаю это (финансовое пожертвование) не потому что я обязан, а по внутреннему убеждению - от души и чистого сердца».
В проповедях ХВЕ, помимо изменений силы и темпа музыкального сопровождения для воздействия на сознание адептов используются специальные психологические техники. Например, одна из таких техник - «тройная спираль М. Эриксона». Выглядит это следующим образом. Пастор начинает рассказывать некую историю № 1 (из собственной жизни или жизни других «истинно верующих»), примерно в середине рассказа прерывает ее, и начинает рассказывать историю № 2 (притчу из Библии), которую также прерывает в середине. Затем, он целиком рассказывает историю № 3 (восхваление церкви ХВЕ, либо финансовая проповедь). Далее он заканчивает историю № 2, после чего завершает историю № 1. По М. Эриксону, истории № 1 и № 2 полностью осознаются и запоминаются, а история № 3, в которую включены инструкции, адресованные подсознанию для выполнения, забывается, причем очень быстро.
Все молитвы в секте происходили совместно, носили демонстративный характер. Один начинал молитву, остальные продолжали ее по очереди. Это позволяет отлеживать чувства, эмоции, переживания,
мысли, так как молящийся раскрывался в своих устремлениях, перед окружающими его адептами. В проповедях, беседах с наставником, предписаниях создавались иллюзии гармонии и счастья, царящие внутри секты, а снаружи, вне секты - господствуют несчастья и пороки.
Психологические приемы и методики воздействия на сознание адептов в религиозной организации ХВЕ использовались не только во время проповедей, но и во время бесед частного характера. Причем, пасторы и наставники применяли их на достаточно высоком профессиональном психологическом и педагогическом уровне. Например, НЛП-технологии - «подстройка» и последующее «ведение». Подстроившись к позе, движениям, голосу, дыханию адепта, пастор добивался особо тесного контакта с ним, а затем осуществлял последующее ведение, что обеспечивало должное влияние на психику «брата».
Наблюдение позволило выявить общие схемы организации изучаемых тоталитарных сект. в каждой секте имелась строгая иерархическая структура, все адепты находились под пристальным наблюдением и контролем не только в церкви, но и за ее пределами. Никто из адептов не имел права голоса и критического высказывания. За привлечение новых членов в секту широко использовалось поощрение по принципу многоуровневого маркетинга - «привлекай новых членов и становись их наставником».
Наблюдение показало, что тотальный контроль установлен в секте за всеми сферами жизнедеятельности адепта. Организация дисциплины в общине по форме подчинения и зависимости напоминал полувоенные организации, где командир (наставник, лидер) всегда прав, и его указания должны безоговорочно исполняться.
Во всех наблюдавшихся сектах существовал запрет на разглашение информации для каждого ее члена. Общение с журналистами, репортерами и незнакомцами, «задающими много вопросов», - запрещено.
Во всех наблюдаемых религиозных сектах авторитет лидера был непререкаем. Этот авторитет строился на провозглашении божественности природы наставника или его исключительной мудрости, могущества, духовности, требовании беспрекословного согласия с его привилегиями и подчинении его власти. Подчинение руководству секты было настолько безусловным, что если лидер даже начинал производить серьезные изменения в учении секты, от последователей этого учения ожидалось, что они соответственно приспособят свои взгляды к измененной доктрине, демонстрируя, таким образом, свою верность лидеру или группе лидеров. Адептам вменялось в строгую обязанность слушаться наставника, подражать ему независимо от того, есть ли документы, удостоверяющие личность
лидера и его деятельность «во благо веры» (наличие рекомендации, наличие или отсутствие информации о криминальном прошлом).
Как показало наблюдение, во всех без исключения религиозных сектах существовала неприкосновенность пасторов, наставников, лидеров - они властители «от Бога». Оценивать и критиковать секту и вышестоящих «братьев» было запрещено, к критике своей секты у всех лидеров установлено однозначно негативное отношение. По словам адептов, борцы против сектантства являются якобы инструментом воздействия «темных сил» и пытаются разрушить веру учеников через размывание их доверия к лидерам и доктрине церкви.
Наблюдения показали, что каждая из исследуемых религиозная сект имеет свою доктрину, свою «золотую» идею, которую использует в организации и распространении своего движения. Структура доктрины секты состоит из «внутренних» доктрин (только для использования внутри культа) и «внешних» (только для окружения, для других - фасадные, часто презентационные идеи).
Если на этапе знакомства с сектой эти новые для вербуемого представления и ценности были просто интересной информацией, то теперь новичок их безоговорочно принимал, они становились для него жизненными установками, без которых он теперь не может обойтись.
В учении секты в той или иной форме проводилось утверждение, что «цели оправдывают средства», и что любое действие приемлемо постольку, поскольку оно способствует достижению целей группы «избранных». Синдром «мы - они», культивируемый в секте, приводит, как известно, к преобладанию групповых целей над индивидуальными, а также к одобрению и оправданию аморального поведения, которое трактуется в этом случае как добро. В проповедях наблюдаемых сект нередко звучало утверждение, что верования группы представляют собой абсолютную истину и, следовательно, они выше всякого мирского закона.
Таким образом, через учение секты осуществляется внушение, что членство в группе дает доступ к особым силам и привилегиям, не подвластным никаким мирским законам.
Поддержание членства в группе осуществлялось через активную и пассивную вербовку, включающую в себя разнообразные виды манипуляций: создание атмосферы секретности и элитарности общины, проведение ритуалов посвящения, поддержание чувства собственной исключительности, жонглирование чувствами любви и привязанности с одной стороны, страха и вины - с другой.
Наряду с этим в сектах использовались и другие приемы психологического воздействия:
провоцирование у человека эмоциональных подъемов и спадов, создание ситуации отчуждения (отдаление и последующая полная изоляция от семьи, друзей и общества), изменение ценностей, замещение прежних идеалов новыми - культом новой «семьи», новой «истинной» веры и др.
В результате включенного наблюдения за рядовыми членами религиозных общин установлены факты постепенного изменения мотивов, интересов, черт характера личности, ее отношения к себе и своим близким.
Постоянное манипулирование чувствами рядовых членов, внушение, что чувства выше мыслей (эмоции, интуиция, согласно доктрине, заслуживают большего доверия, чем логические умозаключения), разрыв связей с прошлым (семьей, друзьями, интересами) - эти и другие приемы способствуют, как известно, «размыванию» сознания человека: вытеснению прежних знаний, представлений и замещению их новыми, соответствующими догматам общины. Как правило, сам человек редко осознает этот факт собственной зависимости от секты.
В ходе исследования обнаружилось, что покинуть культ в тоталитарных сектах можно только на словах. Как показало наблюдение, предпринимавшиеся некоторыми членами секты отчаянные попытки выйти из нее и снова обрести свободу, терпели неудачу. С одной стороны, этому препятствовали внедренные в подсознание страхи, с другой - неусыпная «забота братьев». В некоторых наблюдаемых эпизодах такая «забота» принимала характер преследования со стороны служителей культа, доходящего до жесткого давления и прямых угроз.
Таким образом, исследование показало, что во всех наблюдаемых религиозных сектах применяется широкий арсенал методов воздействия на сознание прихожан. Психологическое воздействие используется на всех этапах вовлечения в секту, во всех сферах отправления культа и выполняются по единой схеме.
Анализ результатов проведенного исследования позволил сделать следующие выводы.
1. Выявлена общая схема организации религиозных тоталитарных сект христианского направления. в каждой секте имеется строгая иерархическая структура. Авторитет лидера непререкаем, никто из адептов не имеет права голоса и критического высказывания. Все адепты находятся под постоянным контролем как в общине, так и вне ее.
2. Установлено, что на сознание и поведение членов тоталитарных сект оказывается психологическое воздействие. Оно осуществляется на всех этапах вовлечения в секту, во всех сферах отправления культа и выполняется по единой схеме.
3. Выявлено, что на стадии вербовки и вовлечения в секту используются приемы, способствующие
установлению первого контакта: участие, сострадание, интерес к человеку как личности, сочувствие, утешение и др., имеющие цель удовлетворить потребность человека в принятии, одобрении.
4. На этапе вхождения в секту применяются приемы, которые повышают привлекательность организации в глазах вербуемого и вызывают у него желание стать ее членом. Это демонстрация «повышенной благожелательности», «снятие ответственности за принятие решений», «создание иллюзии своей исключительности», «бомбежка любовью», «сэндвич» и др.
5. В ходе собраний и проповедей происходит активное применение руководителями религиозных сект специально разработанного комплекса психологических техник воздействия на сознание («Тройная спираль» М. Эриксона, «Пять ступеней», медитативная музыка и др.).
6. Психологическое воздействие осуществляется не только в ходе собраний и проповедей, но и во время индивидуальных бесед с наставниками сект (методы подстройки, ведения, внушения, манипулирование чувствами адепта).
7. Установлено, что каждая из исследуемых религиозная сект имеет собственную доктрину, свою «золотую» идею, которую использует в организации и распространении культа. Учение секты является для адепта жизненной установкой, определяющей систему его ценностей и отношений.
8. Наблюдением установлено, что свобода покинуть культ в сектах регламентируется только на словах. Выявлены факты насильственного удержания адептов в тоталитарной секте.
Таким образом, пребывание в секте приводит к тому, что адепты попадают в полную зависимость от секты и ее лидеров. Одной из профилактических мер против воздействия тоталитарных сект на сознание людей может стать распространение информации об истинной сущности и целях этих организаций. Предупрежденный и обладающий знанием человек может самостоятельно создать относительно простой, но достаточно эффективный механизм психологической защиты в виде недоверия к той информации, с помощью которой осуществляется воздействие на его сознание, сформировать установку на критическое отношение к поступающим сведениям и их анализ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Актуальные проблемы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с религиозными организациями и вопросы противодействия религиозному экстремизму // Материалы семинара. - Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2004. - 112 с.
2. Бехтерев В. Внушение и его роль в общественной жизни. - СПб.: Питер, 2001. - 256 с.
3. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bookap. by.ru/psywar/grachev/oglav.shtm
4. Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.auditorium.ru/books/4047/
5. Джимбавало Кэрол Консультирование о выходе: семейное воздействие. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, 1995. - 117 с.
6. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М., 2001. - 210 с.
7. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 832 с.
8. Конфессии и религиозные объединения в Тюменской области: Справочник / Ярков А.П. (рук.), Ересько М.Н., Видт И.Е., Мальчевский А.В. и др. -Тюмень: ИПЦ «Экспресс», 2005. - 280 с.
9. Кривельская Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. -М.: Благовест, 1999. - 267 с.
10. Куликов Л.В. Власть псевдорелигий // Россия. Планетарные процессы / Под ред.
В.Ю. Большакова. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2002. - 676 с.
11. Крысько В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dere.com.ua/ library/dotsenko/manipul_1.shtml
12. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. -СПб.: Питер, 2004. - 368 с.
13. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник / Информационно-аналитический вестник. - № 1. -Изд-е 2-е. - Белгород: Издательство Миссионерского Отдела Московского Патриархата Русской Православной Церкви, 1997. - 459 с.
14. Осипов А.И. Тоталитарные секты: технология обмана. - Мн.: Изд-во «Белорусский Экзархат - Белорусская Православная Церковь», 2004. - 192 с.
15. Секреты деструктивных культов и тоталитарных сект. (Корпоративные тайны тех, кто любит Господа профессионально). [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://psyfactor.by.ru/sekta.htm
16. Секты против Церкви (Процесс Дворкина) / Составитель А.Л. Дворкин. - М.: Издательство Московской Патриархии, 2000. - 736 с.
17. Чернышев В.М. Сектоведение. - Киев: Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2006. - 602 с.
18. Что делать, если ваш близкий попал в секту // Прозрение. - № 1(7). - 2002. - С. 90.