Научная статья на тему 'Изучение психологических особенностей членов религиозных сект христианского направления'

Изучение психологических особенностей членов религиозных сект христианского направления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1925
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОТАЛИТАРНАЯ СЕКТА / TOTALITARIAN SECT / ХРИСТИАНСКАЯ ОБЩИНА / CHRISTIAN COMMUNITY / КУЛЬТ СЕКТЫ / CULT OF SECT / АДЕПТ / РЯДОВЫЕ ПРИХОЖАНЕ / ORDINARY PARISHIONERS / РЕЛИГИОЗНЫЙ НАСТАВНИК / RELIGIOUS INSTRUCTOR / ПАСТОР / PASTOR / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / PSYCHOLOGICAL INFLUENCE / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / PSYCHOLOGICAL FEATURES / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ АДЕПТА / PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF THE ADHERENT / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ РУКОВОДИТЕЛЯ СЕКТЫ / PSYCHOLOGICAL PORTRAIT OF THE HEAD OF SECT / ADHERENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самойлина Татьяна Григорьевна

В статье отмечается актуальность поднятой проблемы, рассматриваются факторы, способствующие стремительному распространению сектантских организаций на территории России. В статье излагаются результаты исследования психологических особенностей членов религиозных сект христианского направления, описываются психологические методики сбора эмпирического материала. В материалах статьи представлены результаты изучения психологических особенностей рядовых прихожан (адептов), а также руководителей (пасторов, наставников, «старших братьев) религиозных общин, установлены существенные различия личностных черт этих категорий испытуемых, даны обобщенные психологические портреты руководителя и рядового члена христианской религиозной секты. Материалы статьи могут быть использованы в профилактической работе психологических, педагогических и социальных служб, а также в правовых структурах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studying of psychological features of members of religious sects of Christian direction

In the article the actuality of the raised problem is marked; the factors promoting prompt distribution of the sectarian organizations in territory of Russia are examined. In the article the results of research of psychological features of members of religious sects of Christian direction are stated; the psychological techniques of empirical material gathering are described. In materials of the article there are presented the results of studying of psychological features of ordinary parishioners (adherents), and also heads (pastors, instructors, "senior brothers") of religious communities; there are established the essential distinctions of personal features of these categories of examinees; there are given the generalized psychological portraits of the head and the ordinary member of Christian religious sect. Materials of the article can be used in preventive psychological work, pedagogical and social services, and also in legal structures.

Текст научной работы на тему «Изучение психологических особенностей членов религиозных сект христианского направления»

изучение психологических особенностей

членов религиозных сект христианского направления

Самойлина Т.Г.

В статье отмечается актуальность поднятой проблемы, рассматриваются факторы, способствующие стремительному распространению сектантских организаций на территории России.

В статье излагаются результаты исследования психологических особенностей членов религиозных сект христианского направления, описываются психологические методики сбора эмпирического материала.

В материалах статьи представлены результаты изучения психологических особенностей рядовых прихожан (адептов), а также руководителей (пасторов, наставников, «старших братьев) религиозных общин, установлены существенные различия личностных черт этих категорий испытуемых, даны обобщенные психологические портреты руководителя и рядового члена христианской религиозной секты.

Материалы статьи могут быть использованы в профилактической работе психологических, педагогических и социальных служб, а также в правовых структурах.

Ключевые слова: тоталитарная секта, христианская община, культ секты, адепт, рядовые прихожане, религиозный наставник, пастор, психологическое воздействие, психологические особенности, психологический портрет адепта, психологический портрет руководителя секты.

Актуальность проблемы исследования определяется рядом факторов. Прежде всего, это быстрое распространение новых религиозных организаций на территории России. Так, согласно статистическим данным, число сект составляло в 1989-1996 годах 2265 общин, а в 1996-2005 годах эта цифра составила уже 28657, т.е., количество религиозных организаций увеличилось более чем в 12 раз [16].

Росту числа религиозных организаций способствует закон «О свободе совести и вероисповедания», развивающаяся в стране демократия, предоставившая практически бесконтрольную свободу деятельности общественным организациям, хорошее материальное обеспечение вновь создающихся сект, а также их поддержка иностранными спонсорами.

Немаловажную роль в увеличении количества сект и грает та кже поиск гражданами морал ьн ых цен ностей, духовного обогащения, дефицит круга общения, т. е. тех сторон бытия, которые они не могут найти в существующих ныне социальных институтах [1].

Особую сложность составляет отсутствие в обществе информированности и просвещенности о деятельности религиозных общин. Недостаточно компетентные в вопросах религии граждане легко вовлекаются в религиозные секты. Использование

в этих организациях психологического насилия, манипуляции сознанием граждан с целью привлечения в ряды верующих новых адептов, а также стремление к материальному обогащению за их счет со стороны руководства сектами подрывают культурные и духовные основы нашего общества. Наряду с этим реальную опасность представляет угроза возможного физического и психологического порабощения в этих сектах. Все это диктует необходимость серьезного изучения поставленной проблемы [8, 9, 10, 14].

В психологической литературе, несмотря на разработку и определение явления сектантства в рамках этико-гуманистического и социально-правового подходов, сама проблема религиозных сект, к сожалению, не изучается. Первым шагом в решении этой проблемы, а также в развитии и усовершенствовании системы защиты граждан от вербовки должно стать выделение четких критериев секты, свидетельствующих о ее незаконных действиях, получение достоверной информации об истинной деятельности организаций этого типа. Однако решение этой задачи являлся сложной в силу ряда причин объективного и субъективного характера [6, 7, 13, 14].

Во-первых, проблема религиозных сект является сложной для диагностики в силу перегруженности

фанатичными религиозными переживаниями респондентов. Кроме того, нет четких границ определения между религиозной сектой и религиозными конфессиями.

Во-вторых, трудности в решении этой проблемы составляет предоставленная свобода и бесконтрольность деятельности религиозных сект, подкрепленная законодательством, а так же их поддержка иностранными специалистами в юридических вопросах. Кроме того, информационный дефицит у населения в отношении данного вопроса является существенным препятствием для его решения.

В-третьих, особая сложность в решении проблемы возникает в связи с тем, что в данные религиозные организации доступ весьма ограничен, они отлично охраняются службой собственной безопасности. Кроме того, существует опасность превращения адептов некоторых деструктивных религиозных организаций в запрограммированных террористов-смертников, а также разработка тоталитарными культами сценариев террористических актов.

Противоречивость и нечеткость формулировки теоретических понятий, не разработанность практических рекомендаций по предупреждению вовлечения в секты потенциальных адептов, отсутствие реабилитационных программ бывших членов общин делает данную проблему чрезвычайно актуальной как с гражданской, так и с законодательной точки зрения. Все это требует дальнейшей научной разработки и практического решения поставленной проблемы.

Для изучения некоторых религиозных общин христианского направления, а также психологических особенностей их членов нами было проведено эмпирическое исследование. Исследование проводилось в течение 3-х лет (2004-2007 гг.) на территории г. Ростова и Ростовской области.

Целью исследования являлось изучение психологических особенностей членов религиозных организаций христианского направления. Предмет исследования составили психологические особенности членов религиозных общин - адептов и руководителей, а также особенности организационных и культовых отправлений тоталитарных сект христианского направления.

Объектом исследования выступили руководители религиозных сект (пасторы, наставники, «старшие братья»), а также рядовые прихожане - адепты и новые члены религиозных сектантских организаций христианского направления («Христиане Веры Евангельской» (ХВЕ), «Свидетели Иеговы», «Церковь Объединения», «Церковь Христа»).

Все испытуемые были разделены на три группы:

1) 1-ю экспериментальную группу составили руководители религиозных организаций (сект): пасторы,

наставники, «старшие братья» в количестве 23 человек, в возрасте от 26-55 лет, из них 3 женщины и 20 мужчин.

2) 2-ю экспериментальную группу составили рядовые прихожане-адепты, новые члены религиозных организаций в количестве 46 человек в возрасте от 18 до 69 лет, из них 40 женщин и 6 мужчин.

3) 3-ю контрольную группу составили атеисты и граждане, нейтрально относящиеся к вере, - 30 человек от 24-65 лет, из которых 18 женщин и 12 мужчин.

Общее количество испытуемых составило 93 человека.

В качестве методического инструментария использовались следующие диагностические методики: анкета, предназначенная для выявления отношения к другим конфессиям к настоящему и прошлому окружению. Анкета включает 56 специализированных вопросов, раскрывающих отношение респондента к религиозным организациям вообще и своей организации в частности, отношение к близкому окружению (родным) и «братьям» по вере, отношение к прошлому и будущему, а также отношение к событиям и фактам окружающей действительности. Кроме того, анкета включала вопросы для выявления круга общения, целей и значения данного общения для испытуемого, а также мотивов общения. Для изучения личностных характеристик и индивидуальных склонностей испытуемых был использован опросник Кэттелла; проективная графическая методика «Несуществующее животное»; методика Незаконченное предложение для изучения отношения к окружающим, жизненных позиций испытуемых, а также их взглядов на окружающий и социальный мир; шкала самооценки Дембо-Рубинштейн предназначенная на выявление уровня и адекватности самооценки. Основой психологического изучения особенностей адептов христианских общин и их взаимоотношений явилось включенное наблюдение.

В результате анализа результатов анкетирования а также включенного наблюдения было установлено следующее.

Для адептов «Церкви Иисуса Христа» характерно проявление агрессивности по отношению к людям, высказывающим сомнение или критические замечания в адрес религиозной общины или ее доктрины. В беседе адепты нередко употребляют специфические устойчивые обороты, которые используют в качестве ответа на вопрос. Вероятно, такие заученные фразы являются следствием нежелания устанавливать контакт с одной стороны, и неготовностью или нежеланием критически и самостоятельно мыслить - с другой.

В общении с руководителями секты, наставниками рядовые члены проявляли некоторый инфантилизм, проявлявшийся в неуверенности, зависимости, несамостоятельности суждений и поступков. Прежде,

чем дать ответ на вопрос, адепты старались получить поддержку наставника. Со своими «братьями и сестрами», то есть с равными себе, общение строилось, как правило, в границах, определяемых доктриной религиозной общины. Все интересы членов секты были также направлены на внутреннюю жизнь сообщества. Внешний мир, события, происходящие в нем, друзья, учеба, работа - все, что не имеет отношение к доктрине и жизни секты - стояло на втором месте.

Наблюдение показало, что Правилом поведения внутри «Церкви Христа» является твердое следование «Закону» общины. За соблюдением этих законов установлен тоталитарный контроль. Контроль установлен и над жизнью каждого адепта - над его желаниями, побуждениями, мышлением, эмоциями, чувствами. Это осуществлялось через специально организованные и проводимые наставником «беседы», через так называемое «время учений», «время с наставником», или «тихое время», «семейное время», обязательное для каждого адепта.

Оценку высшим лидерам в религиозной секте давать запрещено, а лидеры, со своей стороны, не обязаны отчитываться перед рядовыми членами общины. Спутника жизни, друга адепту разрешалось искать только среди «равных себе», то есть среди других членов общины. Член секты именуется «ученик». Среди адептов приняты обращения друг к другу «брат», «сестра». Людей, не имеющих отношения к секте, называют «мирскими». В обязанность каждому члену секты вменяется обязательное посещение всех сборищ, собраний, молений, причем, предписано посещать сборища того подразделения, к которому адепт приписан.

Наблюдения показали, что в религиозной общине «Церковь Христа», как и в большинстве подобных организаций, происходит манипуляция религиозными чувствами людей и подмена понятия «мы» (т.е. верхушка секты), понятием «Бог». На сборищах проповедники постоянно использовали такие фразы, как: «Бог хочет, чтобы вы любили его и отдавали больше денег в казну общины, больше приводили людей, больше стремились подражать лидерам, меньше думали и больше делали!». Это принималось членами религиозного сообщества как безусловное указание, как руководство к действию, как возможность доказать свою преданность вере и учению. Те же, кто по той или иной причине недостаточно проявлял стремления доказать преданность «вере истинной», подвергался осуждению. Подобная «пассивность» вменялась им в грех, провоцировалось переживание чувства вины, которую необходимо «отмолить».

В другой наблюдаемой религиозной секте под названием «Свидетели Иеговы» для каждого ее члена существовал запрет на разглашение информации. Общение с журналистами, репортерами и незнакомцами, «задающими много вопросов», членам этой

религиозной общины было запрещено. Этот запрет мотивировался тем, что тот, кто получил «лишнюю» информацию, возможно, попытается использовать ее против организации. Если вдруг выявлялся нарушивший это правило, то он подвергался различным санкциям. Эти санкции зависели от серьезности последствий, которые повлек за собой такой «проступок». Свой проступок - серьезный грех - провинившийся должен был обязательно «отмолить». Как показало наблюдение, подобное «отмаливание греха» являлось довольно серьезным испытанием как в психологическом, так и в физическом отношении. Стоя на коленях, без сна, отдыха и пищи человек бормотал молитвы. После такого многочасового бдения, человек вдруг приходил в исступление и начинал в религиозном экстазе каяться в тех грехах, которые он не совершал.

Наблюдение показало, что каждый член секты полностью идентифицировал себя с ней, то есть с группой, которая является для него референтной. Все высказывания, поступки, желания, побуждения адепта, всегда сверялись с принятыми правилами секты, ставшие для каждого ее члена непреложным законом. Чтобы получить привилегии или заслужить поощрение, необходимо следовать этим правилам.

В проповедях, беседах, предписаниях наблюдаемой общины создавались иллюзии гармонии и счастья внутри секты, в то время как окружающая действительность всегда рисовалась в ужасающих красках как обитель несчастья и пороков. Таким образом, «внешний порочный мир» для адептов - объект ненависти и порицания, источник негативных переживаний. Наоборот, секта и все, что с ней связано, - источник положительных переживаний «чистой веры».

Наблюдения показали, что членам религиозной секты запрещалось иметь общие дела с чужими - «мирскими» людьми, но, тем не менее, необходимо «строить с ними отношения» для того, чтобы под различными предлогами завлекать в секту, расписывать ее привлекательность и достоинства. В случае, если кто-либо из адептов вдруг желал снова вернуться к «мирской» жизни, предпринимались самые решительные действия, использовалась самая широкая палитра воздействий на «отступника», чтобы образумить его. Один из аргументов удержания адепта в секте: «если ты поменяешь свои убеждения и уйдешь от нас - над тобой будут все смеяться, как над человеком с нестойкими убеждениями». Или: «жить в миру - значит, жить с грехом, и такому отступнику не будет спасения от скверны». Если уговоры не возымели действия, принимались более решительные меры, вплоть до насильственного физического удержания в секте.

Религиозная община «Свидетели Иеговы» учит своих адептов быть смиренным, все принимать со смирением, кротостью. Согласно нерушимому положению, все руководители, наставники, лидеры секты, якобы «от

Бога». Оценивать и критиковать секту и вышестоящих «братьев» запрещено. К критике своей секты у лидеров однозначно негативное отношение как к «попытке разрушить веру учеников через размывание их доверия к наставникам и доктрине церкви».

В общине «Свидетели Иеговы» установлены денежные сборы, которые делятся на два вида: обязательные и желательные. Обязательные сборы происходят только на закрытых для посторонних сборищах. Они составляют:

1) 10 % от всех доходов ежемесячно - «ученический сбор»;

2) 100 % доходов за месяц 1 раз в год - «особенный сбор».

Кроме того, существуют фиксированные целевые сборы (например, на приобретение какой-либо техники, на проведение мероприятия, на аренду помещения, на вечеринки, для «беседы» и др.).

Суммы поборов в этой секте не ограничены. Существуют разные формы пожертвований: пожертвования на внутренние нужды, пожертвования в благотворительный фонд, пожертвования на открытие представительств в новых городах и др.

Если по каким-либо причинам «ученик» не сдал определенную сумму денег (обязательный или желательный побор), то устраивалось разбирательство, которое заканчивалось, как правило, санкциями по отношению к адепту.

Наблюдение показало, что секта «Свидетели Иеговы» крайне заинтересована в привлечении новых членов. С одной стороны, новые члены - это новые источники финансирования, с другой - новые члены являются подтверждением и поддержанием престижа секты. Религиозная община «Свидетели Иеговы» старается привлечь в свои ряды, прежде всего:

1) богатых людей - для пополнения бюджета;

2) известных людей - для престижа, (чтобы «гордиться ими»);

3) красивых людей - для привлечения новых членов, (так как «красивый человек внушает больше доверия, чем некрасивый»).

Следующая наблюдаемая секта - это секта «Христиан Веры Евангельской». Эта религиозная организация, по сравнению с другими исследованными общинами, является наиболее открытой и готовой к контакту с внешним миром.

Для проведения собраний эта община снимает огромное помещение, посетить ее собрания может каждый желающий. При входе в помещение стоят сотрудники церкви, открывающие двери и, приветствующие входящего и, показывающие, куда пройти. Большое помещение, открытые лица, приветливые улыбки - все это применяется для того, чтобы человек почувствовал себя в безопасности, снял с себя настороженность, напряжение.

Уже в первые минуты пребывания новичка в секте, используются достаточно известные приемы для снятия психологического барьера, чувства неловкости: радушные приветствия, теплые объятия, приятная музыка. Такая «теплая» обстановка, как правило, производит глубокое впечатление на людей. Это выявлялось в дальнейшем в ходе беседы с новичками. Оказавшись в силу разных причин в трудной ситуации, человек нередко чувствует себя одиноким и прибегает к «помощи» подобной секты, к помощи «братьев». В привычном окружении - ощущение ненужности, в секте же, его всегда встречают приветливые люди в начищенной до блеска обуви и белых рубашках. Здесь не услышишь грубого слова, всегда наготове внимание, поддержка - то, чего так часто недостает в повседневной круговерти.

В результате изучения психологических особенностей адептов христианских сект было обнаружено следующее. У рядовых членов организаций (94 %) преобладало чувство вины. Отношение к прошлому у членов этих групп скорее отрицательное, в отличие, от группы испытуемых, составленной из руководителей и «старших братьев», которые, как правило, положительно оценивают свое прошлое (99 %). У рядовых членов заниженная неадекватная самооценка (86 %). Страхи и опасения также характерны только для рядовых членов сект (85 %). Положительное отношение к сексу выявлено только у 26 % испытуемых этой группы.

Таким образом, для рядовых членов сект характерно сознание вины, отрицательное отношение к прошлому, сексу и к себе, а также выявлено большое количество страхов и опасений. Заниженная самооценка имеет место только у рядовых прихожан. Все эти характеристики в совокупности обусловливают замкнутость и отчужденность членов сект.

Установлено, что для членов религиозных общин характерна подчиненность (89%), соблюдение норм и правил (100%), а также снижение показателей в сфере проявления эмоций и чувств. Руководителям религиозных организаций, присущи такие характеристики, как:

- стремление к достижению цели (86 %);

- общительность, контактность (78 %);

- стремление к комфортности (98 %);

- самопредъявление, самопрезентация (73 %);

- стремление к карьерному росту (86 %);

- интерес к окружающему вне секты (82 %).

Результаты психологического исследования

показали, что руководители сект являются более активными собеседниками (88 %), чем ее рядовые члены (42 %). Кроме того, руководителей сект отличает повышенный интерес к мнению окружающих (69 %), агрессивность (85 %), стремление находиться в центре внимания (77 %). Для рядовых членов

общин характерны такие качества, как страхи (98 %), зависимость (97 %) готовность следовать правилам, подчиняться (96 %), подозрительность (89 %), положительное отношение к руководству и правилам секты (89 %).

Таким образом, для рядовых членов религиозных организаций характерно положительное отношение к руководству, готовность следовать правилам секты, интерес к другим религиозным течениям, и в то же время снижение интереса к жизни вне секты, снижение или утрата значимости событий прошлого.

Установлено, что рядовые члены сект развивают и поддерживают отношения только внутри собственной организации, в то время как руководителей сект отличает высокий интерес и к событиям вне религиозной общины. Круг общения у рядовых членов сект ограничивается родственниками и единоверцами. Этот факт они интерпретируют следующим образом: «Дабы избежать искушения».

В отличие от рядовых адептов, круг общения руководителей оказался более широким и разносторонним: помимо родственников и единоверцев наставники готовы общаться и с «мирскими» людьми.

Исследование показало, что руководители организаций характеризуются стремлением понравиться (100 %), самопродвижением в карьере (85 %), отслеживанием реакции партнера (85 %) и инвариантностью поведения (100 %). У рядовых членов сект преобладают такие качества как приниженность и самоуничижение (97 %). Среди них также имело место отслеживание реакции партнера (89 %) и инвариантность поведения (67 %), проявляющееся в отличие от группы руководителей не в стремлении к карьерному росту, а в стремлении заслужить одобрение «старшего брата».

Таким образом, для руководителей религиозных сект характерны: стремление понравиться, самопродвижение в карьерном росте, т.е. позиция на достижение успехов и целеустремленность. Установлено, что рядовые члены проявляют замкнутость, подчиненность, потребность в контроле со стороны «старших братьев».

Все исследованные руководители сект проявляли повышенный интерес к мнению окружающих (100 %), агрессивность к инаковерцам и к «братьям»-ослушникам (85 %), потребность находиться в центре внимания (77 %). У рядовых членов сект выявлены такие характеристики, как страхи (100 %), чувство вины (92 %), конформность (89 %), неадекватность восприятия реальности (76 %) а также зависимость от мнения окружающих (89 %).

Качественный анализ, полученных результатов позволил составить общий психологический портрет руководителя и рядового члена религиозной секты.

1. Обобщенный портрет руководителя религиозной секты.

Интеллектуально развитый, общительный, с присущим ему стремлением понравиться, радикализмом. Руководителя секты отличает высокий самоконтроль и нормативность поведения. К себе относится положительно, самооценка адекватная, часто средняя или выше средней. Руководители секты любознательны, обладают организаторскими способностями. Проявляют повышенный интерес к мнению окружающих, к событиям вне секты. Руководитель секты агрессивен, у него полностью отсутствует сознание вины. В поведении демонстрирует самостоятельность и независимость с одной стороны, с другой - полную преданность доктрине и жизни секты.

2. Обобщенный психологический портрет рядового прихожанина религиозной секты.

Круг общения рядового члена секты ограничен, контакты избирательны. Малообщителен, и в то же время испытывает дефицит общения. Рядового члена секты отличает стремление принадлежать к некой социальной группе, зависимость, конформность. Находится в постоянном поиске защиты и безопасности. Его отличают такие характеристики, как напряженность, послушность, смирение. Самооценка занижена, часты самоуничижительные выпады. Ему присуще отслеживание реакции значимого партнера и стремление ему понравиться. Сильно выражены страхи и сознание вины. Часто переживает чувства одиночества и отчужденности. В вопросах веры искренен, убежден. Практически не проявляются такие черты, как агрессия, решительность, смелость, самостоятельность, риск.

Проведение экспериментального исследования и анализ полученных результатов позволил сделать следующие выводы.

1. Выявлена общая схема организации религиозных тоталитарных сект христианского направления. В каждой секте имеется строгая иерархическая структура. Авторитет лидера непререкаем, никто из адептов не имеет права голоса и критического высказывания. Все адепты находятся под постоянным контролем как в общине, так и вне ее. Во всех без исключения религиозных сектах выявлено существование неприкосновенности пасторов, наставников.

2. Установлено, что на сознание и поведение членов тоталитарных сект оказывается психологическое воздействие. Оно осуществляется на всех этапах вовлечения в секту, во всех сферах отправления культа и выполняется по единой схеме (демонстрация «повышенной благожелательности», «снятие ответственности за принятие решений», «создание иллюзии своей исключительности», участие, сострадание, интерес к человеку как личности,

сочувствие, утешение и наряду с этим - система «наказания осуждением» и др.).

3. Установлено, что каждая из исследуемых религиозная сект имеет собственную доктрину, свою «золотую» идею, которую использует в организации и распространении культа. Учение секты является для адепта жизненной установкой, определяющей систему его ценностей и отношений.

4. Наблюдением установлено, что свобода покинуть культ в сектах регламентируется только на словах. Выявлены факты насильственного удержания адептов в тоталитарной секте.

5. Установлено существование запрета на разглашение информации для каждого члена секты, общения с журналистами, репортерами и незнакомцами, «задающими много вопросов». Оценивать и критиковать секту и вышестоящих «братьев» запрещено. К критике своей секты у лидеров однозначно негативное отношение.

6. Выявлены различия в личностных особенностях руководителей сект и рядовых прихожан. Руководителям религиозных сект присущи: достижение цели, общительность, стремление понравиться, самопродвижение, выраженная карьерная позиция и целеустремленность; им присущ интерес к мнению окружающих, агрессивность к инаковерцам и «ослушникам».

7. Рядовые члены сект характеризуются замкнутостью, подчиненностью, подверженностью внешнему контролю. Их личностными особенностями являются инфантильность, страх, чувство вины, заниженная самооценка. В поведении преобладает комфортность и нормативность.

Таким образом, пребывание в секте приводит к тому, что адепты попадают в полную зависимость от секты и ее лидеров. Одной из профилактических мер против воздействия тоталитарных сект на сознание людей может стать распространение информации об истинной сущности и целях этих организаций. Предупрежденный и обладающий знанием человек может самостоятельно создать относительно простой, но достаточно эффективный механизм психологической защиты в виде недоверия к той информации, с помощью которой осуществляется воздействие на его сознание, сформировать установку на критическое отношение к поступающим сведениям и их анализ.

ЛИТЕРАТУРА

4. Актуальные проблемы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с религиозными организациями и вопросы противодействия религиозному экстремизму: Материалы семинара. - Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2004. - 112 с.

5. Бехтерев В. Внушение и его роль в общественной жизни. - СПб.: Питер, 2001. - 256 с.

6. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bookap. by.ru/psywar/grachev/oglav.shtm

7. Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.auditorium.ru/books/4047/

8. Джимбавало Кэрол Консультирование о выходе: семейное воздействие. - Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, 1995. - 117 с.

9. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М., 2001. - 210 с.

10. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - М.: Изд-во Эксмо, 2003. - 832 с.

11. Конфессии и религиозные объединения в Тюменской области: Справочник / Ярков А.П. (рук.), Ересько М.Н., Видт И.Е., Мальчевский А.В. и др. -Тюмень: ИПЦ «Экспресс», 2005. - 280 с.

12. Кривельская Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. -М.: Благовест, 1999. - 267 с.

13. Куликов Л.В. Власть псевдорелигий / Россия. Планетарные процессы / Под ред. В.Ю. Большакова. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2002. - 676 с.

14. Крысько В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dere.com.ua/ library/dotsenko/manipul_1.shtml

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. -СПб.: Питер, 2004. - 368 с.

16. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник / Информационно-аналитический вестник № 1. -Изд-е 2-е. - Белгород: Издательство Миссионерского Отдела Московского Патриархата Русской Православной Церкви, 1997 - 459 с.

17. Осипов А.И. Тоталитарные секты: технология обмана. - Мн.: Изд-во «Белорусский Экзархат - Белорусская Православная Церковь», 2004. - 192 с.

18. Секреты деструктивных культов и тоталитарных сект. (Корпоративные тайны тех, кто любит Господа профессионально). [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://psyfactor.by.ru/sekta.htm

19. Секты против Церкви (Процесс Дворкина) / Составитель А.Л. Дворкин. - М.: Издательство Московской Патриархии, 2000. - 736 .

20. Чернышев В.М. Сектоведение. - Киев: Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2006. - 602 с.

21. Что делать, если ваш близкий попал в секту // Прозрение. - № 1(7). - 2002. - 90 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.