Особенности психологического состояния родителей в условиях госпитализации ребенка на
стационарное лечение
Features of psychological state of parents in the conditions of hospitalization of the child on hospital
treatment
Сморжевская Анастасия Алексеевна
Студент 6 курса
Факультет социальной работы и клинической психологии Волгоградский государственный медицинский университет
Россия, Волгоград e-mail: [email protected]
Smorzhevskaya Anastasia Alekseevna
Student 6 term
Faculty of social work and clinical psychology Volgograd State Medical University Russia, Volgograd e-mail: [email protected]
Аннотация.
В данном исследовании рассматривается вопрос о психологических особенностях родителей в случае госпитализации ребенка на стационарное лечение. Выявлена возможность возникновения повышенного уровня стресса, нервно - психического напряжения и реактивной тревожности у родителей в условиях стационарного лечения. Произведен качественный и количественный анализ данных и возможность влияния данных факторов на внутреннюю и внешнюю структуру организации поведения у родителей.
Annotation.
This study examines the psychological characteristics of parents in the case of hospitalization of a child for inpatient treatment. The possibility of increased levels of stress, mental stress and reactive anxiety in parents in the conditions of inpatient treatment was revealed. The qualitative and quantitative analysis of data and the possibility of the influence of these factors on the internal and external structure of the organization of behavior in parents.
Ключевые слова: стресс, нервно - психическая напряженность, реактивная тревожность, стационарное лечение, организация психологической помощи.
Key words: stress, neuropsychiatry tension, reactive anxiety, inpatient treatment, organization of psychological assistance.
Актуальность исследования особенностей психологического состояния семьи в случае госпитализации в медицинский стационар определяется тем, что, каждый член семьи подвергается стрессу. Волнение, связанное с недостатком медицинской информацией, страхом за исход и другие факторы оказывают сильное влияние на психологическое состояние родителей. Болезнь ребенка может обладать дополнительным стрессогенным качеством неожиданности, непредсказуемости для родителей. В данных случаях, реакции родителей на диагностированное заболевания у ребенка и последующей госпитализации определяется их личностными психологическими особенностями, системой убеждений и схемами копинг стратегий совладания со стрессом. Эмоциональные реакции родителей в процессе круглосуточного пребывания в стационаре во время лечения оказывают влияние на психологическое состояние ребенка и окружающих. В связи с этим актуальным встает вопрос о профилактике депрессивных, невротических, проявлений, нервно - психического напряжения, конфликтных проявлений в процессе госпитализации и дальнейшего пребывания в условиях стационара [2, 3, 4].
Целью проведенного исследования является изучение психологических особенностей родителей, дети которых находятся на стационарном лечении. Психологические особенности проявляются в виде высокого уровня стресса, нервно - психического напряжения и ситуативной тревожности.
Для изучения психологических особенности родителей, дети которых находятся на стационарном лечении, было реализовано эмпирическое исследование уровня психологического стресса, нервно - психического напряжения и состояния реактивной тревожности с помощью следующих психодиагностических методик:
1.Методика «Шкала психологического стресса Р8М 25».
2.Методика «Опросник определения нервно - психического напряжения».
3.Методика «Шкала реактивной тревожности Спилберга - Ханина».
В исследовании приняли участие две группы респондентов: экспериментальную группу составили 20 человек -родители детей, находившихся на стационарном лечении. из них 75% лица женского пола и 15% - мужского пола, в возрасте от 27 до 42 лет. Медиана возраста составила 30,5 лет. Контрольную группу составили 20 человек - родители детей, которые проходили осмотр в детской поликлинике.
В начале психологической диагностики выяснялся уровень стресса по методике. Данные, представленные в таблице 1 свидетельствуют о том, что из 20 респондентов 70% (14 человек) имеют высокий уровень психологического стресса, что может свидетельствовать о состоянии дезадаптации и психического дискомфорта. 30 % (6 человек) имеют средний уровень стресса, который характеризуется как пограничная область, зона риска.
Таблица 1. Результаты диагностики психологического стресса по шкале Р8М 25
Шкала Интегративный показатель психической напряженности
0-100 баллов 100-154 балла Больше 155
1 группа 0 6 14
Психологический стресс Средне групповые показатели
147 157
Таблица 2. Результаты диагностики психологического стресса по шкале Р8М 25
Шкала Интегративны показатель тревожности
0- 100 баллов 100 - 154 балла Больше 155
2 группа 13 7
Средне групповые показатели
Психологический стресс 75 130 -
Таким образом, психологический стресс наиболее выражен у респондентов первой группы, родителей, дети которых находятся на стационарном лечении. Определенный психологический стресс присутствует у родителей второй группы, но в целом не достигает психологического дискомфорта и дезадаптации.
Рисунок 1. Средние показатели контрольной и экспериментальной группы по выраженности психологического
стресса (шкала психологического стресса Р8М 5).
Для исследования наличия нервно - психического напряжения в ситуации госпитализации была проведена психодиагностическая методика Т.А. Немчина, которая исследует наличие вида психических состояний возникающих в ответ на сложные условия окружающей социальной обстановки, среды. Данные, представленные в таблице 2, свидетельствуют о том, что 35 % родителей в стационаре оценивают свое состояние как слабо выраженное нервно -психическое напряжение. Слабая нервно-психическая напряженность характеризуется незначительно выраженным состоянием дискомфорта, психической активностью адекватной ситуации, готовностью действовать в соответствии с условиями ситуации. Остальная часть - 65% диагностируемых родителей испытывают умеренное нервно - психическое напряжение, которое характеризуется как явно выраженным состоянием дискомфорта, наличием тревоги, готовностью действовать в соответствии с условиями ситуации, что может свидетельствовать о значимости ситуативных условий, высокой степени мотивации субъекта. В данной группе не выражена полная дезадаптация с высоким уровнем нервно -психической напряженности, что привело бы к страху, фрустрации и невозможности активно и целенаправленно действовать анализирую ситуацию.
Родители второй группы, посещающие осмотр в поликлинике и не находящиеся на стационарном лечении, отличаются по показателям уровня нервно - психического напряжения. Из 20 респондентов 75% имеют слабый уровень выраженности нервно - психического напряжения, остальные 25 % проявили умеренный уровень, средние показатели находились на более низком уровне, по сравнению с показателями первой группы респондентов.
Таблица 2. Результаты диагностики нервно - психичсекого напряжения по методике Т.А. Немчина
Шкала Показатели уровня неврно - психичсекого напряжения
От 30 - 50 баллов (слабая выраженность) От 51 - 70 баллов (умеренно выражено)
Респонденты 1 группы 7 13
Респонденты 2 группы 15 5
Таблица 3. Среднегрупповые показатели по методике Немчина
Шкала Респонденты 1 группы Респонденты 2 группы
От 30- 50 баллов 40 36
(Слабо выражено)
От 51 - 70 баллов 58 52
(умеренно выражено)
Общий средний 51 41
показатель
70
60
50
40
30
20
10
и Слабая неврно психическая напряженность
и Умеренно выраженная нервно - психичсекая напряженность
_, Общий показатель средних
Респонденты 1 группы
Репонденты 2 группы
0
Рисунок 2. Средние значения показателей нервно - психической напряженности (методика Т.А. Немчина).
Таким образом, из результатов исследования отмечается, что общий средний показатель нервно-психического напряжения выражен сильнее у родителей, дети которых проходят стационарное лечение, адаптивные механизмы проявляются именно с помощью определенного уровня напряжения и способности, адекватно ситуации, строить свою деятельность. Респонденты второй группы, имеют более низкие показатели в выраженности нервно - психического напряжения.
С целью выявления уровня тревожности была проведена диагностика реактивной тревожности по шкале Спилберга - Ханина. Данные, зафиксированные в таблице в табл.3., свидетельствуют о том, что из 20 родителей 45% имеют средний уровень тревожности с тенденцией к высокому уровню ситуативной тревожности, и 55% имеют высокий уровень реактивной тревожности.
Ситуативная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Таким образом, значение итогового показателя по данной по шкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стрессовой ситуации и какова интенсивность этого воздействия на него.
Таблица 4. Результаты диагностики реактивной тревожности по шкале Спилберга - Ханина
Шкала 1 группа 2 группа
До 30 баллов 31 - 44 баллов Больше 45 баллов До 30 баллов 31 - 44 баллов Больше 45 баллов
Ситуативная тревожность - 9 11 8 9 3
Средние показатели - 40 48 25 33 47
Общий среднегрупповой индекс 45 31
Родители второй группы, не проходящие стационарное лечение, также имеют ситуативную тревожность, но выражена она намного меньше. Из 20 диагностируемых 40% и 45% не имеют ярко выраженных характеристик ситуативной тревожности, относятся к низкому уровню тревожности. 15% имеют высокий уровень тревожности на границе с умеренным, возможно обусловленные другими социально - значимыми событиями.
60
50
40
30
20
10
_| Низкий уровень тревожности
_| Средний уровень тревожности
^ Высокий уровень тревожности
Общий показатель тревожности
1 группа
2 группа
0
Рисунок 3. Среднегрупповые показатели реактивной тревожности по шкале Спилберга - Ханина.
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена: родители, дети которых находятся на стационарном лечении, имеют психологические особенности в виде повышенного уровня стресса, реактивной тревожности и нервно -психического напряжения.
Данные полученные при эмпирическом исследовании отражают актуальность исследования психологических особенностей родителей в условиях госпитализации ребенка, возможность своевременно выявить дезадаптацию в поведении родителей и в соответствии с индивидуальными данными оказать психолого - профилактические и консультативные мероприятия.
Стресс является пусковым механизмом в развитии дезадаптации личности на всех трех уровнях функционирования личности. Для того, чтобы уровень стресса не вызывал формирования тревоги, затяжного тревожного состояния, депрессивных невротических реакций, дезадаптации в других сферах в связи с болезнью ребенка необходима программа психологического сопровождения родителей. Программа включает в себя следующие цели: снижение уровня стресса в условиях стационара, снятие нервно - психического напряжения членов семьи, создание и закрепление адаптивных копинг - стратегий, повышение приверженности к лечению совместно с лечащим врачом и создание мотивации на продуктивную деятельность родителей [1].
Список используемой литературы:
1.Каменюкин А.Г., Ковпак Д.В. Антистресс-тренинг. Тренинг стрессоустойчивости. - 2-е изд. СПб.: Питер, 2008.
- 224 с.
2.Мандель Б.Р. Психология стресса [Электр.ресурс] : учеб. пособие / Б.Р. Мандель. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 252с.
3. Мазурова Надежда Владимировна Особенности адаптации родителей к болезни ребенка // Российский педиатрический журнал. 2013. №5.
4.Пахомова М.А. Психологическое состояние родителей детей, находящихся на лечении в отделении реанимации [электр.ресурс] /М.А. Пахомова // Вестник СПбГУ. - Серия 12. - Социология. - 2010. - №1.