Психологические особенности родителей, дети которых находятся на стационарном
лечении
Psychological characteristics of parents whose children are hospitalized
Сморжевская Анастасия Алексеевна
Студент 6 курса
Факультет социальной работы и клинической психологии Волгоградский государственный медицинский университет
Россия, Волгоград e-mail: [email protected]
Smorzhevskaya Anastasia Alekseevna
Student 6 term
Faculty of social work and clinical psychology Volgograd State Medical University Russia, Volgograd e-mail: [email protected]
Аннотация.
В данном исследовании рассматривается вопрос о психологических особенностях родителей в случае госпитализации ребенка на стационарное лечение. Выявлена возможность возникновения повышенного уровня стресса и активизация иррациональных установок у родителей в условиях стационарного лечения. Произведен качественный и количественный анализ данных, проанализированы стратегии психологической помощи в условиях детского стационара.
Annotation.
This study addresses the issue of the psychological characteristics of parents in the case of hospitalization of a child for inpatient treatment. The possibility of an increased level of stress and activation of irrational attitudes among parents in the conditions of inpatient treatment has been revealed. A qualitative and quantitative analysis of the data was carried out, strategies for psychological assistance in the children's hospital were analyzed.
Ключевые слова: стресс, иррациональные установки, госпитализация ребенка, организация психологической помощи.
Key words: stress, irrational attitudes, hospitalization of the child, organization of psychological assistance.
Актуальность исследования особенностей психологического состояния семьи в случае госпитализации в медицинский стационар определяется тем, что, каждый член семьи подвергается стрессу. Волнение, связанное с недостатком медицинской информацией, страхом за исход и другие факторы оказывают сильное влияние на психологическое состояние родителей. Болезнь ребенка может обладать дополнительным стрессогенным качеством неожиданности, непредсказуемости для родителей. В данных случаях, реакции родителей на диагностированное заболевания у ребенка и последующей госпитализации определяется их личностными психологическими особенностями, системой убеждений и схемами копинг стратегий совладания со стрессом. Эмоциональные реакции родителей в процессе круглосуточного пребывания в стационаре во время лечения оказывают влияние на психологическое состояние ребенка и окружающих. В связи с этим актуальным встает вопрос о профилактике депрессивных, невротических, проявлений, нервно - психического напряжения, конфликтных проявлений в процессе госпитализации и дальнейшего пребывания в условиях стационара [5,6,7].
Важно отметить, что долговременное нервно-психическое напряжение может выступать причиной снижения качества жизни, а также к развитию психических и соматических проблем. Согласно Ю.С. Зайнуллиной и С.Д. Павловой актуальность исследования проблемы психического напряжения родителей, чьи дети находятся на стационарном лечении, заключается в том, что эмоциональное состояние детей имеет тесные
связи с эмоциональным состоянием их родителей, однако в современной психологии наблюдается дефицит экспериментальных данных в этой области [2].
С.В. Климовой, Л.Л. Микаэлян и др. выделили следующие личностные характеристики родителей болеющих детей: 1. неудовлетворительное состояние физического и психологического здоровья у родителя, которое вызывает трудности в процессе ухода за ребенком, а также препятствует эффективной адаптации к ситуации; 2. недостаточная способность устанавливать контакты с окружающими, которая также препятствует процессу адаптации в условиях стационара [4].
Целью проведенного исследования является изучение психологических особенностей родителей, дети которых находятся на стационарном лечении. Психологические особенности проявляются в виде наличия иррациональных установок и высокого уровня стресса в условиях госпитализации.
Для изучения психологических особенностей родителей, дети которых находятся на стационарном лечении, было реализовано эмпирическое исследование с помощью следующих методик:
1.Методика «Шкала психологического стресса Р8М 25».
2. Методика диагностики наличия иррациональных установок Эллиса.
В исследовании приняли участие две группы респондентов: экспериментальную группу составили 20 человек - родители детей, находившихся на стационарном лечении. Медиана возраста составила 30,5 лет. Контрольную группу составили 20 человек - родители, проходившие осмотр в детской поликлинике.
В начале психологической диагностики выяснялся уровень стресса по методике. Данные, представленные в таблице 1, свидетельствуют, о том, что из 20 респондентов 70% (14 человек) имеют высокий уровень психологического стресса, что может свидетельствовать о состоянии дезадаптации и психического дискомфорта. 30 % (6 человек) имеют средний уровень стресса, который характеризуется как пограничная область, зона риска.
Таблица 1. Результаты диагностики психологического стресса по шкале Р8М 25.
Шкала Интегративный показатель психической напряженности
0-100 баллов 100-154 балла Больше 155
1 группа 0 6 14
Психологический стресс Средне групповые показатели
147 157
Таблица 2. Результаты диагностики психологического стресса по шкале Р8М 25.
Шкала Интегративны показатель тревожности
0- 100 баллов 100 - 154 балла Больше 155
2 группа 13 7 -
Психологический стресс Средне групповые показатели
75 130 -
Таблица 3. Описательные статистики.
N Минимум Максимум Среднее
1 группа 20 140,00 160,00 153,9500
2 группа 20 54,00 150,00 91,6500
N валидных (целиком) 20
Сравнительная диаграмма средних значений по методике PSM 180
Показатели в баллах
160 140 120 100 80 60 40 20 0
1 группа 2 группа
Респонденты
ы Низкий уровень стресса * Средний уровень стресса - Высокий уровень стресса
Рисунок 1. Средние показатели контрольной и экспериментальной группы по выраженности психологического стресса (шкала психологического стресса Р8М 5) Таким образом, из результатов наблюдается, что психологический стресс наиболее выражен у респондентов первой группы, родителей, чьи дети находятся на стационарном лечении. Определенный психологический стресс присутствует у родителей второй группы, но не достигает психологического дискомфорта и дезадаптации.
Для диагностики иррациональных установок была проведена методика Эллиса. Данные, представленные в таблице 4., свидетельствуют о том, что наиболее распространенными когнитивными установками являются «Фрустрационная толерантность» (35% испытуемых) и Катастрофизация (выражена у 55% испытуемых), то есть склонность рассматривать неблагоприятное событие как ужасное и невыносимое. Также диагностируется «Долженствование в отношении окружающих», из 20 родителей установка выражена у 50%, то есть склонность к предъявлению чрезмерно высоких требований к социальному окружению.
Таблица 4. Результаты диагностики иррациональных установок.
Шкалы/Баллы До 15 баллов От 15 - 22 баллов Более 22 баллов
1 группа 2 группа 1 группа 2 группа 1группа 2 группа
Катастро физация 11 6 5 7 4 7
Долженствование в 2 7 3 7 15 6
отношении себя
Долженствование в 10 5 6 4 4 12
отношении других
Самооценка и 3 4 5 8 12 9
рациональность
мышления
Фрустрацио нная 7 6 7 5 6 9
толерантность
Родители второй группы выявляют долженствование в отношении себя (35%), фрустрационную толерантность (30%) и катастрофизацию (30%).
Таблица 5. Описательные статистики.
Шкала Минимум Максимум Среднее
Вопросы студенческой науки Выпуск № 11 (27), ноябрь 2018
1 2 1 2 1 2
группа группа группа группа Группа Группа
Катастро физация 10 10 32 32 16,9 20,4
Долженствование в 12 12 40 28 27,4 18,9
отношении себя
Долженствование в 10 10 32 35 17,4 20,6
отношении других
Самооценка 12 12 35 35 22,9 20,7
Фрустрацио нная 10 12 26 30 16,2 19,9
толерантность
Показатели в баллах
30 25 20 15 10
Сравнительная диаграмма средних значений по методике Эллиса
Катастрофизация
Г*
1 группа 2 группа
Респонденты
Долженстование в отношении себя
Долженствование в отношении других
Самооценка и рациональность мышления
и Фрустрационная толерантность
5
0
Рисунок 2. Средне групповые показатели по методике Эллиса
Таким образом, у родителей двух групп наиболее сильно выражена тенденция долженствования в отношении других, фрустрационная толерантность, катастрофизация. Данные установки, в условиях стресса, могут привести к дезадаптации личности и понижению продуктивной деятельности в условиях стационарного отделения.
Для изучения взаимосвязей между исследуемыми феноменами был осуществлен корреляционный анализ результатов психологической диагностики с применением коэффициента корреляции ^Спирмена. Рассмотрим полученные корреляционные связи.
Данные, представленные в таблице 6, свидетельствуют о том, что уровень стресса родителей обратно взаимосвязан с такими иррациональными когнитивными установками как катастрофизация и долженствование в отношении других, при этом важно отметить, что в методике диагностики иррациональных установок А. Эллиса низкому значению по шкале соответствует высокая выраженность признака. То есть, чем выше уровень стресса у родителей, тем они более склонны к данным иррациональным когнитивным установкам. При сильном стрессе им свойственно оценивать каждое неблагоприятное событие как ужасное и невыносимое, а также предъявлять чрезмерно высокие требования к окружающим.
Таблица 6. Взаимосвязи уровня психической напряженности и иррациональных когнитивных установок.
Показатели Коэффициент корреляции (г) и уровень значимости (р)
Катастро физация г = - 0,554; p = 0,002
Уровень Долженствование в отношении других r = - 0,378; p = 0,039
стресса
Таким образом, в результате проведенного исследования выяснено, что родители, дети которых
находятся на стационарном лечении, имеют высокий показатель стресса. Наиболее часто проявляются такие когнитивные установки как фрустрационная толерантность, катастрофизация и долженствование в отношении других. В результате корреляционного анализа, было выяснено, что существуют достоверные взаимосвязи между уровнем стресса и когнитивными установками личности. Чем выше уровень стресса у родителей, тем они более склонны к иррациональным когнитивным установкам. При сильном стрессе родителям свойственно оценивать каждое неблагоприятное событие как ужасное и невыносимое (установка катастрорфизации) а также предъявлять чрезмерно высокие требования к другим. При катастрофизации личность гипертрофированно оценивает значимые события. При этом повышается также уровень фрустрационной толерантности.
Проведенный анализ литературы в данной работе позволяет сказать о важности оказания психологической помощи родителям в ситуации госпитализации ребенка на стационарное лечение [1].
Для развития и закрепления адаптивных стратегий совладания со стрессом на поведенческом уровне и когнитивном требуется дополнительная разработка коррекционных планов, более длительное время для коррекции с учетом индивидуальных особенностей родителей. Также желательно проводить занятия с родителями детей, как индивидуально, так и в групповой форме. Важно, чтобы занятия носили длительный, целенаправленный и комплексный подход [1,3].
Психологическое сопровождение родителей, дети которых находятся на стационарном лечении, включает в себя следующие цели:
1.снижение уровня стресса в условиях стационара, которое включает в себя снятие нервно -психического напряжения членов семьи;
2.создание и закрепление адаптивных копинг - стратегий;
3.повышение приверженности к лечению совместно с лечащим врачом;
4.создание мотивации на продуктивную деятельность родителей.
Список используемой литературы:
1. Аринцина И.А., Мухамедрахимов Р.Ж. Особенности работы клинического психолога в детском многопрофильном стационаре [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2012. - N 5 (16).
2. Зайнуллина, Ю. С. Нервно-психическое напряжение родителей, дети которых находятся на стационарном лечении [Электронный ресурс] / Ю. С. Зайнуллина, С. Д. Павлова // Актуальные проблемы современной медицины и фармации 2018: сб. тез. докл. LXXII Междунар. науч. -практ конф. студентов и молодых ученых, Минск, 18-20 апр. 2018 г. / под ред. А. В. Сикорского, О. К. Дорониной. - Минск : БГМУ, 2018. - С. 1250.
3. Каменюкин А.Г., Ковпак Д.В. Антистресс-тренинг. Тренинг стрессоустойчивости. - 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. - 224 с.
4. Климова С.В., Л.Л. Микаэлян, Е.Н. Фарих Основные направления психологической помощи семьям с детьми, страдающими онкологическими заболеваниями / С.В. Климова, Л.Л. Микаэлян, Е.Н. Фарих // Журнал Практической Психологии и Психоанализа. - 2013. - №1.
5. Мандель Б.Р. Психология стресса [Электр.ресурс] : учеб. пособие / Б.Р. Мандель. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 252с.
6. Мазурова Надежда Владимировна Особенности адаптации родителей к болезни ребенка // Российский педиатрический журнал. 2013. №5.
7. Пахомова М.А. Психологическое состояние родителей детей, находящихся на лечении в отделении реанимации [электр.ресурс] /М.А. Пахомова // Вестник СПбГУ. - Серия 12. - Социология. - 2010. - №1.