Научная статья на тему 'Психологические особенности родителей, дети которых находятся на стационарном лечении'

Психологические особенности родителей, дети которых находятся на стационарном лечении Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
138
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / ГОСПИТАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА / ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сморжевская Анастасия Алексеевна

В данном исследовании рассматривается вопрос о психологических особенностях родителей в случае госпитализации ребенка на стационарное лечение. Выявлена возможность возникновения повышенного уровня стресса и активизация иррациональных установок у родителей в условиях стационарного лечения. Произведен качественный и количественный анализ данных, проанализированы стратегии психологической помощи в условиях детского стационара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сморжевская Анастасия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические особенности родителей, дети которых находятся на стационарном лечении»

Психологические особенности родителей, дети которых находятся на стационарном

лечении

Psychological characteristics of parents whose children are hospitalized

Сморжевская Анастасия Алексеевна

Студент 6 курса

Факультет социальной работы и клинической психологии Волгоградский государственный медицинский университет

Россия, Волгоград e-mail: volgograd989@mail.ru

Smorzhevskaya Anastasia Alekseevna

Student 6 term

Faculty of social work and clinical psychology Volgograd State Medical University Russia, Volgograd e-mail: volgograd989@mail.ru

Аннотация.

В данном исследовании рассматривается вопрос о психологических особенностях родителей в случае госпитализации ребенка на стационарное лечение. Выявлена возможность возникновения повышенного уровня стресса и активизация иррациональных установок у родителей в условиях стационарного лечения. Произведен качественный и количественный анализ данных, проанализированы стратегии психологической помощи в условиях детского стационара.

Annotation.

This study addresses the issue of the psychological characteristics of parents in the case of hospitalization of a child for inpatient treatment. The possibility of an increased level of stress and activation of irrational attitudes among parents in the conditions of inpatient treatment has been revealed. A qualitative and quantitative analysis of the data was carried out, strategies for psychological assistance in the children's hospital were analyzed.

Ключевые слова: стресс, иррациональные установки, госпитализация ребенка, организация психологической помощи.

Key words: stress, irrational attitudes, hospitalization of the child, organization of psychological assistance.

Актуальность исследования особенностей психологического состояния семьи в случае госпитализации в медицинский стационар определяется тем, что, каждый член семьи подвергается стрессу. Волнение, связанное с недостатком медицинской информацией, страхом за исход и другие факторы оказывают сильное влияние на психологическое состояние родителей. Болезнь ребенка может обладать дополнительным стрессогенным качеством неожиданности, непредсказуемости для родителей. В данных случаях, реакции родителей на диагностированное заболевания у ребенка и последующей госпитализации определяется их личностными психологическими особенностями, системой убеждений и схемами копинг стратегий совладания со стрессом. Эмоциональные реакции родителей в процессе круглосуточного пребывания в стационаре во время лечения оказывают влияние на психологическое состояние ребенка и окружающих. В связи с этим актуальным встает вопрос о профилактике депрессивных, невротических, проявлений, нервно - психического напряжения, конфликтных проявлений в процессе госпитализации и дальнейшего пребывания в условиях стационара [5,6,7].

Важно отметить, что долговременное нервно-психическое напряжение может выступать причиной снижения качества жизни, а также к развитию психических и соматических проблем. Согласно Ю.С. Зайнуллиной и С.Д. Павловой актуальность исследования проблемы психического напряжения родителей, чьи дети находятся на стационарном лечении, заключается в том, что эмоциональное состояние детей имеет тесные

связи с эмоциональным состоянием их родителей, однако в современной психологии наблюдается дефицит экспериментальных данных в этой области [2].

С.В. Климовой, Л.Л. Микаэлян и др. выделили следующие личностные характеристики родителей болеющих детей: 1. неудовлетворительное состояние физического и психологического здоровья у родителя, которое вызывает трудности в процессе ухода за ребенком, а также препятствует эффективной адаптации к ситуации; 2. недостаточная способность устанавливать контакты с окружающими, которая также препятствует процессу адаптации в условиях стационара [4].

Целью проведенного исследования является изучение психологических особенностей родителей, дети которых находятся на стационарном лечении. Психологические особенности проявляются в виде наличия иррациональных установок и высокого уровня стресса в условиях госпитализации.

Для изучения психологических особенностей родителей, дети которых находятся на стационарном лечении, было реализовано эмпирическое исследование с помощью следующих методик:

1.Методика «Шкала психологического стресса Р8М 25».

2. Методика диагностики наличия иррациональных установок Эллиса.

В исследовании приняли участие две группы респондентов: экспериментальную группу составили 20 человек - родители детей, находившихся на стационарном лечении. Медиана возраста составила 30,5 лет. Контрольную группу составили 20 человек - родители, проходившие осмотр в детской поликлинике.

В начале психологической диагностики выяснялся уровень стресса по методике. Данные, представленные в таблице 1, свидетельствуют, о том, что из 20 респондентов 70% (14 человек) имеют высокий уровень психологического стресса, что может свидетельствовать о состоянии дезадаптации и психического дискомфорта. 30 % (6 человек) имеют средний уровень стресса, который характеризуется как пограничная область, зона риска.

Таблица 1. Результаты диагностики психологического стресса по шкале Р8М 25.

Шкала Интегративный показатель психической напряженности

0-100 баллов 100-154 балла Больше 155

1 группа 0 6 14

Психологический стресс Средне групповые показатели

147 157

Таблица 2. Результаты диагностики психологического стресса по шкале Р8М 25.

Шкала Интегративны показатель тревожности

0- 100 баллов 100 - 154 балла Больше 155

2 группа 13 7 -

Психологический стресс Средне групповые показатели

75 130 -

Таблица 3. Описательные статистики.

N Минимум Максимум Среднее

1 группа 20 140,00 160,00 153,9500

2 группа 20 54,00 150,00 91,6500

N валидных (целиком) 20

Сравнительная диаграмма средних значений по методике PSM 180

Показатели в баллах

160 140 120 100 80 60 40 20 0

1 группа 2 группа

Респонденты

ы Низкий уровень стресса * Средний уровень стресса - Высокий уровень стресса

Рисунок 1. Средние показатели контрольной и экспериментальной группы по выраженности психологического стресса (шкала психологического стресса Р8М 5) Таким образом, из результатов наблюдается, что психологический стресс наиболее выражен у респондентов первой группы, родителей, чьи дети находятся на стационарном лечении. Определенный психологический стресс присутствует у родителей второй группы, но не достигает психологического дискомфорта и дезадаптации.

Для диагностики иррациональных установок была проведена методика Эллиса. Данные, представленные в таблице 4., свидетельствуют о том, что наиболее распространенными когнитивными установками являются «Фрустрационная толерантность» (35% испытуемых) и Катастрофизация (выражена у 55% испытуемых), то есть склонность рассматривать неблагоприятное событие как ужасное и невыносимое. Также диагностируется «Долженствование в отношении окружающих», из 20 родителей установка выражена у 50%, то есть склонность к предъявлению чрезмерно высоких требований к социальному окружению.

Таблица 4. Результаты диагностики иррациональных установок.

Шкалы/Баллы До 15 баллов От 15 - 22 баллов Более 22 баллов

1 группа 2 группа 1 группа 2 группа 1группа 2 группа

Катастро физация 11 6 5 7 4 7

Долженствование в 2 7 3 7 15 6

отношении себя

Долженствование в 10 5 6 4 4 12

отношении других

Самооценка и 3 4 5 8 12 9

рациональность

мышления

Фрустрацио нная 7 6 7 5 6 9

толерантность

Родители второй группы выявляют долженствование в отношении себя (35%), фрустрационную толерантность (30%) и катастрофизацию (30%).

Таблица 5. Описательные статистики.

Шкала Минимум Максимум Среднее

Вопросы студенческой науки Выпуск № 11 (27), ноябрь 2018

1 2 1 2 1 2

группа группа группа группа Группа Группа

Катастро физация 10 10 32 32 16,9 20,4

Долженствование в 12 12 40 28 27,4 18,9

отношении себя

Долженствование в 10 10 32 35 17,4 20,6

отношении других

Самооценка 12 12 35 35 22,9 20,7

Фрустрацио нная 10 12 26 30 16,2 19,9

толерантность

Показатели в баллах

30 25 20 15 10

Сравнительная диаграмма средних значений по методике Эллиса

Катастрофизация

Г*

1 группа 2 группа

Респонденты

Долженстование в отношении себя

Долженствование в отношении других

Самооценка и рациональность мышления

и Фрустрационная толерантность

5

0

Рисунок 2. Средне групповые показатели по методике Эллиса

Таким образом, у родителей двух групп наиболее сильно выражена тенденция долженствования в отношении других, фрустрационная толерантность, катастрофизация. Данные установки, в условиях стресса, могут привести к дезадаптации личности и понижению продуктивной деятельности в условиях стационарного отделения.

Для изучения взаимосвязей между исследуемыми феноменами был осуществлен корреляционный анализ результатов психологической диагностики с применением коэффициента корреляции ^Спирмена. Рассмотрим полученные корреляционные связи.

Данные, представленные в таблице 6, свидетельствуют о том, что уровень стресса родителей обратно взаимосвязан с такими иррациональными когнитивными установками как катастрофизация и долженствование в отношении других, при этом важно отметить, что в методике диагностики иррациональных установок А. Эллиса низкому значению по шкале соответствует высокая выраженность признака. То есть, чем выше уровень стресса у родителей, тем они более склонны к данным иррациональным когнитивным установкам. При сильном стрессе им свойственно оценивать каждое неблагоприятное событие как ужасное и невыносимое, а также предъявлять чрезмерно высокие требования к окружающим.

Таблица 6. Взаимосвязи уровня психической напряженности и иррациональных когнитивных установок.

Показатели Коэффициент корреляции (г) и уровень значимости (р)

Катастро физация г = - 0,554; p = 0,002

Уровень Долженствование в отношении других r = - 0,378; p = 0,039

стресса

Таким образом, в результате проведенного исследования выяснено, что родители, дети которых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

находятся на стационарном лечении, имеют высокий показатель стресса. Наиболее часто проявляются такие когнитивные установки как фрустрационная толерантность, катастрофизация и долженствование в отношении других. В результате корреляционного анализа, было выяснено, что существуют достоверные взаимосвязи между уровнем стресса и когнитивными установками личности. Чем выше уровень стресса у родителей, тем они более склонны к иррациональным когнитивным установкам. При сильном стрессе родителям свойственно оценивать каждое неблагоприятное событие как ужасное и невыносимое (установка катастрорфизации) а также предъявлять чрезмерно высокие требования к другим. При катастрофизации личность гипертрофированно оценивает значимые события. При этом повышается также уровень фрустрационной толерантности.

Проведенный анализ литературы в данной работе позволяет сказать о важности оказания психологической помощи родителям в ситуации госпитализации ребенка на стационарное лечение [1].

Для развития и закрепления адаптивных стратегий совладания со стрессом на поведенческом уровне и когнитивном требуется дополнительная разработка коррекционных планов, более длительное время для коррекции с учетом индивидуальных особенностей родителей. Также желательно проводить занятия с родителями детей, как индивидуально, так и в групповой форме. Важно, чтобы занятия носили длительный, целенаправленный и комплексный подход [1,3].

Психологическое сопровождение родителей, дети которых находятся на стационарном лечении, включает в себя следующие цели:

1.снижение уровня стресса в условиях стационара, которое включает в себя снятие нервно -психического напряжения членов семьи;

2.создание и закрепление адаптивных копинг - стратегий;

3.повышение приверженности к лечению совместно с лечащим врачом;

4.создание мотивации на продуктивную деятельность родителей.

Список используемой литературы:

1. Аринцина И.А., Мухамедрахимов Р.Ж. Особенности работы клинического психолога в детском многопрофильном стационаре [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2012. - N 5 (16).

2. Зайнуллина, Ю. С. Нервно-психическое напряжение родителей, дети которых находятся на стационарном лечении [Электронный ресурс] / Ю. С. Зайнуллина, С. Д. Павлова // Актуальные проблемы современной медицины и фармации 2018: сб. тез. докл. LXXII Междунар. науч. -практ конф. студентов и молодых ученых, Минск, 18-20 апр. 2018 г. / под ред. А. В. Сикорского, О. К. Дорониной. - Минск : БГМУ, 2018. - С. 1250.

3. Каменюкин А.Г., Ковпак Д.В. Антистресс-тренинг. Тренинг стрессоустойчивости. - 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. - 224 с.

4. Климова С.В., Л.Л. Микаэлян, Е.Н. Фарих Основные направления психологической помощи семьям с детьми, страдающими онкологическими заболеваниями / С.В. Климова, Л.Л. Микаэлян, Е.Н. Фарих // Журнал Практической Психологии и Психоанализа. - 2013. - №1.

5. Мандель Б.Р. Психология стресса [Электр.ресурс] : учеб. пособие / Б.Р. Мандель. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 252с.

6. Мазурова Надежда Владимировна Особенности адаптации родителей к болезни ребенка // Российский педиатрический журнал. 2013. №5.

7. Пахомова М.А. Психологическое состояние родителей детей, находящихся на лечении в отделении реанимации [электр.ресурс] /М.А. Пахомова // Вестник СПбГУ. - Серия 12. - Социология. - 2010. - №1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.