ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В ШКОЛЕ
Е.М. Фещенко
Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме общего образования на современном этапе развития - проблеме психологического сопровождения внедрения новых образовательных стандартов. Рассматривается возможность методического обеспечения педагогов-психологов при внедрении ФГОС.
Ключевые слова: психологическое сопровождение, образование, инновационная
деятельность, проектирование, федеральный образовательный государственный стандарт.
Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. Разработка и внедрение образовательных стандартов нового поколения стало важным этапом модернизации российского образования, существенно меняет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы. Российские первоклассники учатся уже по новым образовательным стандартам.
И, несмотря на будущие позитивные изменения в развитии личности ученика, в повышении качества образования, для всех субъектов образования этот период является сложным, так как сопряжен с рядом трудностей.
Наиболее значимой проблемой является готовность учителя к инновационной деятельности - наличие мотива включения в эту сложную, но интересную деятельность. Совокупность профессиональных знаний, умений, технологий образования не является еще гарантом успешного внедрения новых стандартов. Готовность к инновационной деятельности в современных условиях - важнейшее качество профессионального педагога, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства.
По мнению педагогов, сложность возникает при разработке и внедрении индивидуального образовательного маршрута для каждого школьника, что предусмотрено ФГОС. Помощь учителям начальных классов нужна и в составлении новых планов, конспектов уроков, с учетом правильного формирования универсальных учебных действий и компетенций ученика. Психологический стресс при внедрении инновации, связан с повышенными требованиями к профессионализму учителя, ответственностью на качество знаний ученика на выходе из определенной ступени образования [5].
Психологическая служба образовательного учреждения не может быть в стороне от изменений, происходящих в образовательной среде. В современных условиях в рамках инновационной деятельности образовательных учреждений работа психолога должна быть направлена создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды, на индивидуализацию образовательных маршрутов, на сохранение психического здоровья учащихся.
Процесс сопровождения рассматривается как многоуровневое взаимодействие субъектов образовательного процесса. Суть идеи психолого-педагогического сопровождения - комплексный подход к решению проблем развития профессиональной компетентности педагога в новых образовательных условиях [2].
Сопровождая инновационный процесс, а внедрение ФГОС можно определить как инновацию, психолог должен уметь оценить степень инновационных рисков при внедрении новых образовательных стандартов, проводить экспертизу внедренных в образовательное учреждение нововведений, оценивать степень их эффективности и целесообразности.
Важным направлением в деятельности психолога может стать проектирование инновационной деятельности образовательного учреждения для того, чтобы предложить наиболее благоприятные и безопасные условия осуществления необходимых изменений. Именно психологическая безопасность - главный критерий оценки любых инноваций в образовании, в том числе и внедрения федеральных образовательных стандартов.
Но, чтобы сопровождать современные инновации, оказывать психологическую помощь участникам образовательного процесса на всех образовательных уровнях, психолог сам должен быть профессионально компетентен в вопросах внедрения новых образовательных стандартов.
Достаточно ли у психолога знаний, умений, мотивации для такого направления деятельности. Осознавая проблемы сокращения психологов образовательных учреждений, провести качественное сопровождение инновационных процессов представляется делом более сложным.
Анализ мнений педагогов-психологов позволяет отметить те трудности, с которыми приходится сталкиваться в организации психологического сопровождения развития детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями образовательных стандартов [1]:
- сложность системного подхода к изучению проблем учащихся и педагогов (последние сами могут создавать трудности для психолога, с целью избежания ситуации оценки успешности их деятельности при внедрении инновации);
- проблемы изучения (измерения) универсальных учебных действий учеников, которые активно должны развиваться на занятиях;
- сложности по психологическому сопровождению внеурочной деятельности школьников (проблема нагрузки психолога и загруженности детей);
- сложности в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья и осуществление индивидуальной траектории развития таких детей, которая четко обозначена в ФГОС;
- отсутствие единого координационного центра по подготовке психологов к сопровождению внедрения инноваций.
В связи с этим возникает необходимость организации работы с педагогами-психологами образовательных учреждений, которые будут непосредственно заниматься внедрением стандарта. И в решении данной проблемы можно опереться на новые разработки таких ученых, как А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой, С.В. Молчанова, Р.Г. Чураковой. В своих работах авторы подробно рассматривают особенности формирования универсальных учебных действий при внедрении ФГОС, а также представляют диагностические методики, направленные на изучение личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников [3]. Это является очень важным для школьных психологов, которые испытывают трудности в сопровождении внедрения ФГОС.
В своих публикациях, посвященных роли психолога в работе по внедрению новых ФГОСов, О.Б. Решетникова указывает, «...что новые образовательные стандарты формируют запрос на новое понимание деятельности психолога. Психолог, в первую очередь, рассматривается как командный игрок, который включен в процесс образования, ориентируется в новых стандартах, может, работая в команде, выстраивать образовательный процесс с учетом личности учащихся. Именно это способствует достижению заявленных в стандарте результатов» [6, с.39].
Автор отмечает, что восприятие деятельности психолога в рамках внедрения новых стандартов часто мифологизировано и не отражает существующую реальность. Подробным образом старается «разоблачить» мифы о деятельности психолога при внедрении новых образовательных стандартов, что поможет педагогу-психологу строить собственную деятельность, исходя из профессионального позиционирования, адекватного ситуации в образовании [6].
Понимая сложившуюся ситуацию в образовании Брянской области, психологи разных образовательный учреждений, под руководством специалистов института повышения квалификации работников образования, разрабатывают проект по подготовке педагогов-психологов к сопровождению организации и внедрения ФГОС в общеобразовательных учреждениях. И главной целью данной работы является методическое обеспечение педагогов-психологов в вопросах осуществления процесса психологического сопровождения младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС.
Разработка и реализация проекта позволит создать структуру методической работы на муниципальном уровне по формированию компетентности психолога в вопросах сопровождения новых стандартов образования. Такая работа обеспечит формирование профессиональных компетенций, обновит вопросы содержания и организации психологического сопровождения инноваций. Разработка и реализация проекта позволит сформировать банк данных основных методов диагностики уровня сформированности УУД у школьников.
При реализации проекта одной из проблем является проблема определения практических площадок, где возможна была бы реализация приобретенных знаний. И эта проблема возникает из-за отсутствия во многих образовательных учреждениях специалистов, которые бы работали по сопровождению духовно-нравственного развития и воспитания детей, по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни, сопровождали бы детей с ограниченными возможностями,
а также одаренных детей.
Таким образом, в ближайшие годы такое направление деятельности школьных психологов, как психологическое сопровождение педагогов по мотивации к инновационной деятельности, внедрению ФГОС, развитию у школьников универсальных учебных действий должно приобрести системный характер в связи с предстоящими изменениями по совершенствованию содержания и форм школьного образования.
Важно, чтобы грамотность педагогов-психологов в вопросах сопровождения становилась нормой их профессиональной компетентности, способствовала успешности прохождения инновационных процессов всеми субъектами образования.
Summary: This paper focuses on an important issue of general education at the present stage of development - a problem of psychological maintenance of introduction of new educational standards. Possibility of methodical providing educational psychologists is considered at FGOS introduction.
Keywords: psychological maintenance, education, innovative activity, design, federal educational state standard.
Список использованных источников
1. Афанасьева Н. В. Комплексное сопровождение детей в учреждениях образования // Управление образованием. - 2006, № 11. - С. 28 - 36.
2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: «Генезис»,
2000. - 298 с.
3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под редакцией А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
4. Микляева А.В., Румянцева П.В., Тупицына И.А., Тужикова Е.С. Психологическое
сопровождение профессиональной деятельности начинающих психологов: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 71 с.
5. Проектирование основной образовательной программы образовательного
учреждения / под общей редакцией Р.Г. Чураковой. - М.: Академкнига/Учебник, 2010. - 184 с.
6. Решетникова О.Б. Как нам разобраться со стандартами? О роли психолога в работе по внедрению новых ФГОСов / Школьный психолог. - 2012, №8. С.51-54.
Фещенко Елена Михайловна, доцент, кандидат психологических наук кафедры общей и профессиональной психологии Брянского Государственного университета.
Брянск, ул. Крахмалева, д.33, кв.148 j [email protected] телефон 89051882320