Научная статья на тему 'Проектирование образовательного пространства, направленного на реализацию новых результатов образования'

Проектирование образовательного пространства, направленного на реализацию новых результатов образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1193
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермолова Наталья Алексеевна, Новикова Ольга Сергеевна

Статья посвящена проблеме проектирования образовательного пространства, направленного на реализацию новых результатов образования. В статье рассматриваются новые формы работы школьной методической службы, а также вопрос обеспечения новых результатов образования. Авторы раскрывают свой опыт по созданию в школе условий, необходимых для решения задачи непрерывного образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование образовательного пространства, направленного на реализацию новых результатов образования»

Статья посвящена проблеме проектирования образовательного пространства, направленного на реализацию новых результатов образования. В статье рассматриваются новые формы работы школьной методической службы, а также вопрос обеспечения новых результатов образования. Авторы раскрывают свой опыт по созданию в школе условий, необходимых для решения задачи непрерывного образования.

Ермолова Наталья Алексеевна,

зам. директора по инноватике ЧУ «Центр инновационных образовательных технологий»

г. Анапа

Новикова Ольга Сергеевна,

зам. директора по научно-методической работе

МОУ СОШ №40 г. Новороссийск

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА, НАПРАВЛЕННОГО НА РЕАЛИЗАЦИЮ НОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Каковы новые формы работы школьной методической службы?

За счет чего можно обеспечить новые результаты образования?

Ключевые слова: проектирование, деятельность учителя, самостоятельная деятельность учащихся, предполагаемый результат, универсальные учебные действия.

В наше время, как никогда ранее, на первый план вышла проблема развития интеллектуального потенциала вообще и отдельных личностей в частности. Высокие технологии, быстрыми темпами овладевающие всеми сторонами нашей жизни, требуют, чтобы сегодняшний выпускник школы был не только вооружен основами фундаментальных знаний в важнейших отраслях человеческой деятельности, но и смог самостоятельно добывать знания и адекватно оценивать результаты своей деятельности. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели , проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формировать умение учиться. Учащийся должен сам стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, уметь анализировать информацию, сотрудничать и выражать свои идеи, пользуясь постоянно меняющимся набором технологий.

Эти современные процессы могут получить эффективное развитие только в условиях становления системы образования, ориентированной на новые образовательные результаты, которые нашли свое отражение в ФГОС второго поколения. Базовым положением новых образовательных стандартов служит тезис

о том, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий. А качество усвоения знаний определяется многообразием и характером освоенных видов универсальных действий.

Необходимые изменения в образовании не могут происходить, если педагоги не будут стремиться со-

вершенствовать свою профессиональную деятельность. Время и усилия, которые требуются для того, чтобы новые способы образования вошли в практику, в большой степени зависят от готовности и способности учителей, воспитателей изменять свою деятельность, осваивать новшества и становиться сотворца-ми новой практики.

Естественно, должна быть улучшена и работа с педагогическими и руководящими кадрами образовательных учреждений. Следовательно, необходимо искать новые формы деятельности школьной методической службы, чтобы помочь педагогу самосовершенствоваться и стать творческой личностью, обладающей системным взглядом на педагогическую реальность. Современные условия требуют качественного изменения работы методической службы, что должно проявляться не в оказании методической помощи, а создании условий для саморазвивающейся педагогической деятельности. Педагогический коллектив МОУ СОШ №40 г. Новороссийска в 2009 году активно включился в работу по созданию в своей школе таких условий, в которых бы могли решаться задачи непрерывного образования, призванного удовлетворять образовательные потребности каждого педагога с учетом результатов диагностики затруднений, приоритетных форм деятельности и др. Для решения этой нелёгкой задачи были привлечены Лазарев В.С., академик РАО, д. психол.н., директор Института инновационной деятельности в образовании, Сиденко А.С., к.п.н., профессор, директор издательского дома «Инновации и эксперимент в образовании», главный редактор журнала, специалисты Центра инновационных образовательных технологий (г.-к. Анапа).

Основной задачей в работе со всем коллективом было формирование понимания того, почему сегодняшнее образование требует радикальной перемены, понимания необходимости и главное возможности работать по-другому, достигать другие результаты. Для того, чтобы эта работа оказалась продуктивной в коллективе сформировалась творческая рабочая группа, которая занялась осмыслением и разработкой новых моделей деятельности педагога, обеспечением практического обучения и создания средств диагностики, ориентированных на государственные образовательные стандарты. Эта группа, будет доводить до учителей школы поэтапные результаты своей работы: результаты анализа, проектирования, давать рекомендации по совершенствованию методик путем решения различных задач. Таким образом, все учителя школы станут соучастниками общей работы, и им легче будет осваивать новые образцы деятельности.

За основу работы творческой рабочей группы была принята схема разработки и реализации инновационного проекта, которую предложил В.С. Лазарев.

Схема разработки и реализации инновационного проекта

1. Анализ результатов. Обсуждается, что не устраивает в результатах обучения? (Здесь вначале может использоваться метод номинальных групп.) Важно привести к такой формулировке недостатков, которые связаны с не освоением учащимися способов познания соответствующей области действительности, (с тем, что у них не формируются умения учиться и понимать действительность) и не создаются условия для формирования мотивации.

2. Анализ учебной деятельности. Обсуждение, почему не достигаются желаемые результаты, что не делается и что делается не так, как надо?

3. Генерация идей. Обсуждение, как можем изменить способы своей работы?

4. Проектирование новой модели деятельности.

5. Практическая апробация модели с постоянным обсуждением, что получается, а что нет.

6. Оценка результатов.

(из лекции В.С. Лазарева)

Также для творческой рабочей группы был организован постоянно действующий семинар, проводимый Центром инновационных образовательных технологий, где изучались следующие вопросы:

1. Новые "вызовы” времени: как и чему нужно учить в современной школе.

2. Концептуальная основа разработки технологии достижения планируемых результатов образования.

3. Формирование и развитие универсальных учебных действий школьников.

4. Создание программы формирования и развития универсальных учебных действий

5. Современные образовательные технологии, позволяющие достичь планируемых результатов образования.

6. Конструирование и реали зация индивидуального маршрута обучения с помощью технологии "Учебный портфель”.

В ходе работы этих семинаров происходило переосмысление профессиональной деятельности педагогов, появлялось осознание, каким арсеналом педагогических средств владеют учителя, когда и почему применяют те или иные методы и приёмы, иными словами решались вопросы: «За счет чего можно обеспечить новые результаты образования? Как совершенствовать опыт применения современных методик в образовательной деятельности?»

Один из вопросов, который активно обсуждался на этих семинарах - это освоение учащимися проектировочной деятельности и организация сопровождения этой деятельности педагогами, так как на уроках (в учебных пособиях есть задания по разработке проекта) и во внеклассных мероприятиях ребятам часто предлагается принять участие в проектировании, однако, никто не учит детей основам проектирования. Особенно трудно учащимся осуществлять действия по сбору информации по заданной теме, т.к. это действие взрослым кажется очевидным, простым. А ведь это универсальное учебное действие ( сбор информации по заданной теме) понадобится учащимся при выполнении почти всех проектировочных действий. Поэтому участники творческой рабочей группы пришли к выводу, что надо использовать ситуацию, возникшую в школе в связи с объявлением школьного конкурса стенгазет, и на классных часах провести курс, обучающий ребят проектировочным действиям, построенный на основе материалов В.С. Лазарева «Рекомендации для учителей по развитию проектировочной деятельности учащихся». При проведении курса особое внимание уделить вопросам освоения и совершенствования учащимися способа действия по сбору информации по заданной теме, учитывая необходимые условия, позволяющие «опытным путем совершенствовать способ действий:

а) совместно с учащимися выработать требования к результату действия;

б) дать учащимся возможность построить способ действия;

в) обеспечить правильную оценку результата действия;

г) осуществить рефлексию осваиваемого способа, позволяющую либо выявить недостатки реализованного способа, либо закрепить «правильный» способ действия». (В.С. Лазарев)

Предлагаем результаты проектирования образовательного пространства, позволяющего формировать и развивать необходимые умения.

Проект

«Стенгазета к Международному женскому дню -8 марта»

Ситуация:

В школе в рамках празднования дня 8 марта объявлен конкурс «Газета к празднику».

Авторы: учителя МОУ СОШ №40 г. Новороссийск, специалисты Центра инновационных образовательных технологий.

I этап Цели:

1) К концу проекта 20% детей умеют собирать информацию по заданной теме на высоком уровне, 60% на среднем и 20% на низком.

2) Создать условия для освоения учащимися некоторых проектировочных действий.

II этап Идея: Выпуск газеты организовать по принципу работы издательства. Учитель в роли главного

III этап Планирование реализации цели.

редактора, роли для детей: художники-оформители, корректоры, корреспонденты, фотокорреспонденты, организавать защиту результатов деятельности групп учащихся, провести для детей курс «Учусь проектировать».

Действия учителя Предполагаемый результат

1) Введение в проблему. Обсуждение с детьми выпуска газеты по принципу работы издательства. - Проблематизирует высказывания (или действия) учащегося. Использует проблемное изложение. - Мотивирует учащихся к обсуждению. - Обеспечивает процесс группового обсуждения. Задает вопросы, нацеленные на продвижение учащегося. - Информирует о схеме анализа полученной информации. - Предлагает источники информации по запросу учащегося. - Наблюдает (оценивает) за процессом и содержанием группового обсуждения, за действиями учащихся во время консультации. - Предлагает (корректирует):формулировку проблемы. Каждый учащийся: - принимает в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу ситуации, которая будет изменена при реализации проекта; - определяет свои потребности, интересы, представления о должном и заявляет о них; - осуществляют поиск источников информации, сбор и обработку информации, позволяющей описать желаемую и реальную ситуации; - описывает и обосновывает желаемую и реальную ситуации; - ищет противоречия между желаемой и реальной ситуацией; - формулирует проблему; - проводит анализ проблемы.

2) Организует распределение ролей Ученики, изучая список специалистов, создающих газету, - принимают решение о распределении ролей; - осознают проблему дефицита информации для распределения ролей; - определяют: что знают, что не знают, что умеют и каким умением не владеют; - осознают, что собирать информацию по заданной теме не умеют либо не владеют в совершенстве данным умением; - вырабатывают способ устранения незнания и как будут учиться необходимому умению.

3) Организует экскурсию в редакцию газеты Учащиеся: - проверяют свой способ обучения умению собирать информацию по заданной теме; - определяются (узнают), что такое интервью; - готовят (учатся составлять) вопросы для интервью по интересующей теме; - дети знакомятся с содержанием каждого направления деятельности специалистов, создающих газету; проводят интервью со специалистами; - получают новые знания по интересующей теме, опыт общения с другой аудиторией. Учащиеся совместно с педагогом осуществляют рефлексию способа устранения незнания и овладением конкретного умения.

4) Организует экскурсию в типографию Учащиеся: - готовятся к интервью , по интересующей теме на основе уже полученного опыта и с учетом результатов рефлексии первой экскурсии; - дети знакомятся с содержанием деятельности специалистов печатающих газету; - собирают информацию при помощи интервью; - оценивают результаты своей работы.

5) Организует деятельность работы групп по направлениям. Планирует занятия курса, обучающего ребят проектировочным действиям. -Проблематизирует высказывания (или действия) учащегося. - Задает вопросы, нацеленные на продвижение учащегося. Обеспечивает процесс группового обсуждения. Инициирует запуск процесса самоконтроля. - Информирует, при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов. -Предлагает учащимся различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации, предлагает схемы анализа. - Наблюдает (оценивает): за процессом и содержанием группового обсуждения. За действиями учащихся во время распределения ролей и созданием групп. - Организует экспертные консультации. Созданы группы корреспондентов, фотокорреспондентов и т.д., согласно составленному списку. Учащиеся выбрали роли, которые они смогут реализовать. Каждый ученик: - знает сферу своей деятельности; - проводит поиск, сбор, систематизацию и анализ информации; - вступает в коммуникативные отношения с целью получения информации; - осуществляет выбор способа решения проблемы; - формулирует (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель своей деятельности;. - предлагает и обсуждает способ достижения цели; - описывает (характеризует) предполагаемый продукт своей (групповой) деятельности. - предлагает (принимает) критерии оценки продукта.

Действия учителя Предполагаемый результат

6) Организует самостоятельную работу учащихся по планированию процесса изготовления газеты. Проводит занятия согласно плану занятий курса. - Обеспечивает процесс группового обсуждения. Мотивирует учащихся к само контролю. - Наблюдает (оценивает): за процессом и содержанием группового взаимодействия. - Организует доступ к необходимому оборудованию и другим ресурсам. - Информирует (при необходимости) о нарушении временных рамок дея тельности. - По запросу учащихся осуществляет помощь по рализа-ции плана изготовления газеты. Учащиеся: - разрабатывают план изготовления газеты; - действуют согласно разработанному плану; - собирают, обрабатывают, ищут способы подачи информации; - приобретают опыт сотрудничества, участия в обсуждении, аргументации; - определили сферы деятельности и зоны ответственности участников выпуска газеты, определили свое место (роль) в групповой работе; - выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме; - осуществляют текущий самоконтроль и обсуждают его результаты; - при необходимости консультируются с учителем (экспертом); - анализируют ресурсы.

7) Подбирает диагностический материал, позволяющий отследить уровни сформированности умения собирать информацию по заданной теме и степень владения некоторых проектировочных действий. Выбран способ диагностики и собран материал, позволяющий отследить уровни сформированности умения собирать информацию по заданной теме и степень владения некоторыми проектировочными действиями.

8) Определяет уровни сформированности умения собирать информацию по заданной теме и степень владения некоторыми проектировочными действиями и информирует о полученных результатах учащихся. Учащиеся принимают решение: - о достаточности или недостаточности уровня освоения умения собирать информацию по заданной теме и умению осуществлять проектировочные действия; - о способах коррекции своих результатов.

9) Организует публичную защиту результатов деятельности учащихся Учащиеся получают опыт презентации результатов собственной деятельности.

10) Описывает условия, созданные для освоения учащимися умений собирать информацию по заданной теме, выполнять некоторые проектировочные действия Педагог принимает решение о коррекции своих действий и/или об использовании полученного опыта в дальнейшей педагогической практике

Действия февраль март

15-19 19-22 22-28 1-5 5-8

1) Введение в проблему. Обсуждает с детьми выпуск газеты по принципу работы издательства. * *

2) Организует распределение ролей *

3) Организует экскурсию в редакцию газеты *

4) Организует экскурсию в типографию *

5) Организует деятельность работы групп по направлениям. Планирует занятия курса, обучающего ребят проектировочным действиям. * *

6) Организует самостоятельную работу учащихся по планированию процесса изготовления газеты. Проводит занятия согласно плану занятий курса. * * * * *

7) Подбирает диагностический материал, позволяющий отследить уровни сформиро-ванности умения собирать информацию по заданной теме и степень владения некоторых проектировочных действий. * *

8) Определяет уровни сформированности умения собирать информацию по заданной теме и степень владения некоторыми проектировочными действиями и информирует о полученных результатах учащихся. * *

9) Организует публичную защиту результатов деятельности учащихся * * *

10) Описывает условия, созданные для освоения учащимися умений собирать информацию по заданной теме, выполнять некоторые проектировочные действия * * * *

IY этап Планирование ресурсного обеспечения:

Действия Ресурсное обеспечение

1) Обсуждение с детьми выпуска газеты по принципу работы издательства. Время и место для классного часа

2) Организация распределения ролей. Время и место для классного часа и первоначальная информация о деятельности издательства

3) Организация экскурсии в редакцию газеты. Время, деньги на проезд, договор с редакцией

4) Организация экскурсии в типографию. Время, деньги на проезд, договор с типографией

5) Организует деятельность работы групп по направлениям. Планирует занятия курса, обучающего ребят проектировочным действиям Время и место для классного часа. Время для написания плана и материал по содержанию

6) Организует самостоятельную работу учащихся по планированию процесса изготовления газеты. Проводит занятия согласно плану занятий курса. Время и кабинет для занятий. Библиотечные фонды, интернет ресурсы, время и кабинет для самостоятельной работы групп

7) Подбирает диагностический материал, позволяющий отследить уровни сформированности умения собирать информацию по заданной теме и степень владения некоторых проектировочных действий. Интернет-ресурсы, методическая литература, консультирование методистов

8) Определяет уровни сформированности умения собирать информацию по заданной теме и степень владения некоторыми проектировочными действиями и информирует о полученных результатах учащихся. Время и кабинет для проведения диагностики, работы учащихся

9) Организует публичную защиту результатов деятельности учащихся Время и кабинет для работы

10) Описывает условия, созданные для освоения учащимися умений собирать информацию по заданной теме, выполнять некоторые проектировочные действия Консультации методистов, время

V этап. Экспертиза проекта.

В деятельности создания проекта принимали участие специалисты Центра инновационных образовательных технологий, учителя МОУ СОШ №40 г. Новороссийск. Проект включает в себя достаточно обоснованную и актуальную для данной школы проблему: обучение детей умению собирать информацию и осуществлять некоторые проектировочные действия. Для решения этой проблемы педагоги предполагают обеспечить определенные условия во внеурочной детельности, а именно организовать обучение детей, проведя курс «Учусь проектировать» и включая в деятельность по созданию газеты. При проектировании в процессе обсуждения удалось выделить условия и наметить показатели, которые могут свидетельствовать о достижении желаемых результатов. Успешная реализации поставленных целей предполагает осуществление конкретных и ресурсно обеспеченных действий. В тексте проекта это присутствует на основании чего можно предположить, что проект будет успешным. Большой положительный эффект видится в том, что удалось разработать проект дающий возможность добиться качественной организации образовательного процесса.

VI этап. Реализация проекта. Педагог выполняет запланированные действия, оценивает полученный результат, определяет степень соответствия желаемого результата фактическому, осуществляет рефлексию способа, при необходимости корректирует свою деятельность.

VII этап. Оценка выполнения проекта.

Данная работа помогла увидеть педагогам школы как можно стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятель-

ность показать практическое применение полученных знаний.

А сама модель обучения, в которой акцент перенесен на самостоятельную активную учебную и внеурочную деятельность учащихся, в которой учитель осуществляет лишь поддержку этой деятельности, была принята безоговорочно как самая продуктивная.

Научить учащихся самостоятельному критическому мышлению, размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы, принимать самостоятельные аргументированные решения, работать в команде, выполняя разные социальные роли- вот перечень вопросов , над которыми педагоги намерены работать в самое ближайшее время.

Литература

1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: Методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе)/ Под ред. проф. Е.Я. Когана.- Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2006. - 224с.

2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М. Просвещение, 2010.223с.- (Стандарты второго поколения).

3. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить. - М. Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. -112с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).

4. Лазарев В.С. Управление инновациями в школе. Учебное пособие - М., Центр педагогического образования, 2008. - 352с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Формирование универсальных учебных действий в школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - 159с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.