Научная статья на тему 'Особенности психологического благополучия детей младшего школьного возраста'

Особенности психологического благополучия детей младшего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2378
372
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / САМООЦЕНКА / ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / CHILDREN AT RISK / PRIMARY SCHOOL AGE / SELF-ESTEEM / INDIVIDUAL AND PERSONAL CHARACTERISTICS / PSYCHOLOGICAL WELL-BEING

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Платонова Зинаида Николаевна

В статье описываются результаты исследования факторов, влияющих на психологическое благополучие младших школьников из разных выборок: детей группы риска и детей, не входящих в эту категорию. Подтверждена гипотеза, что дети из обозначенных групп имеют различия по компонентам психологического благополучия. К факторам психологического благополучия детей группы риска относятся страх самовыражения, высокая тревожность, страх в межличностных отношениях, присутствие психосоматических расстройств, адекватная самооценка. Для детей, которые не входят в группу риска, характерны уверенность в себе и своих возможностях, повышенный уровень тревожности и психосоматики, значимость межличностных связей, страх несоответствия ожиданиям окружающих. Установлено, что представители исследуемых групп также имеют различия по индивидуально-личностным особенностям. Так, дети из группы риска демонстрируют низкий уровень уверенности в себе, им в большей степени, чем детям из второй группы, свойственны возбудимость и склонность к риску, личностная тревожность и нервное напряжение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Платонова Зинаида Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the psychological well-being of primary school students

The paper describes the results of a study on the factors influencing the psychological well-being of children at risk and children who do not refer to this category. It was assumed that the children of the above-mentioned categories have differences in the components of psychological well-being. The factors of the psychological well-being of children at risk include the fear of self-expression, high anxiety, fear of interpersonal relationships, psychosomatic disorders, and reasonable self-esteem. Children not at risk are characterized by self-confidence and confidence in their capabilities, an increased anxiety and psychosomatics, the importance of interpersonal relationships and fear of inconsistency in others’ expectations. Besides, the study reveals that both groups under study differ in individual and personal characteristics. Thus, children at risk demonstrate a low self-confidence. They are more likely to show excitability, risk-taking behaviour, personal anxiety, and nervous tension.

Текст научной работы на тему «Особенности психологического благополучия детей младшего школьного возраста»

УДК 37.015.31:372.4

https://doi.org/10.24158/spp.2017.12.15

Платонова Зинаида Николаевна

кандидат психологических наук, доцент Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Platonova Zinaida Nikolaevna

PhD in Psychology, Associate Professor, North-Eastern Federal University

FEATURES OF THE PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS

Аннотация:

В статье описываются результаты исследования факторов, влияющих на психологическое благополучие младших школьников из разных выборок: детей группы риска и детей, не входящих в эту категорию. Подтверждена гипотеза, что дети из обозначенных групп имеют различия по компонентам психологического благополучия. К факторам психологического благополучия детей группы риска относятся страх самовыражения, высокая тревожность, страх в межличностных отношениях, присутствие психосоматических расстройств, адекватная самооценка. Для детей, которые не входят в группу риска, характерны уверенность в себе и своих возможностях, повышенный уровень тревожности и психосоматики, значимость межличностных связей, страх несоответствия ожиданиям окружающих. Установлено, что представители исследуемых групп также имеют различия по индивидуально-личностным особенностям. Так, дети из группы риска демонстрируют низкий уровень уверенности в себе, им в большей степени, чем детям из второй группы, свойственны возбудимость и склонность к риску, личностная тревожность и нервное напряжение.

Ключевые слова:

дети группы риска, младший школьный возраст, самооценка, индивидуально-личностные особенности, психологическое благополучие.

Summary:

The paper describes the results of a study on the factors influencing the psychological well-being of children at risk and children who do not refer to this category. It was assumed that the children of the above-mentioned categories have differences in the components of psychological well-being. The factors of the psychological well-being of children at risk include the fear of self-expression, high anxiety, fear of interpersonal relationships, psychosomatic disorders, and reasonable self-esteem. Children not at risk are characterized by self-confidence and confidence in their capabilities, an increased anxiety and psychosomatics, the importance of interpersonal relationships and fear of inconsistency in others' expectations. Besides, the study reveals that both groups under study differ in individual and personal characteristics. Thus, children at risk demonstrate a low self-confidence. They are more likely to show excitability, risk-taking behaviour, personal anxiety, and nervous tension.

Keywords:

children at risk, primary school age, self-esteem, individual and personal characteristics, psychological well-being.

Постоянные изменения в жизни общества определяют необходимость исследования причин, обеспечивающих внутреннее равновесие личности как взрослого человека, так и ребенка. Проблема психологического благополучия личности начала занимать одно из важных мест не только в психологии, но и в близких ей науках (социологии, философии), в которых обращаются к исследованию других проблемных аспектов личности, таких как социальная адаптация, самоотношение, самореализация, индивидуально-психологические особенности личности и психосоматическое состояние человека.

Понятием психологического благополучия исследователи стали заниматься еще в начале XX в. Значимый вклад в развитие данного феномена внес Н. Брэдбёрн (N. Bradburn). Он раскрыл психологическое благополучие с точки зрения ощущения субъективного счастья или несчастья -общей удовлетворенности жизнью [1].

Данная проблема привлекала как зарубежных (М. Аргайл, Э. Динер, Л.А. Кларк, Р. Райанаи, Э. Деси, К. Рифф и др.), так и отечественных ученых (К.А. Абульханова-Славская, Е.Е. Бочарова, И.А. Джидарьян, Л.В. Куликов, Р.М. Шамионов). Изучение вопроса о психологическом благополучии усилилось с появлением позитивной психологии (М. Селигман, И. Бонивелл) [2].

Если говорить об актуальности исследования, то она включает в себя проработку факторов, влияющих на благополучие детской психики. Если раньше дети группы риска были из неблагополучных семей, то сегодня этот показатель уже не является главным для отнесения детей в данную категорию. Факторы влияния могут быть следующими: личностные особенности ребенка, особенности восприятия детьми окружающей среды, т. е. ребенок, находящийся в материально обеспеченной семье, может испытывать чувство одиночества ввиду нехватки родительского внимания или трудностей в принятии или непринятии его сверстниками из-за гиперопеки

родителей и ряда других причин. Выявление этих факторов поможет в работе по устранению неблагоприятных условий и позволит снизить количество детей, входящих в группу риска.

По нашему мнению, существует недостаточно прикладных исследований по профилактике и коррекции нарушений психологического благополучия и психологического здоровья школьников [3].

Практическая значимость настоящего исследования может определяться как помощь в увеличении методологических и методических возможностей психологов в рамках школьной деятельности по профилактике и коррекции нарушения психологического благополучия младших школьников.

Цель работы - изучить особенности психологического благополучия младших школьников: детей группы риска и детей, не входящих в эту категорию.

Объектом исследования выступают 120 младших школьников в возрасте от 8 до 10 лет: 60 детей, входящих в группу риска, и 60 детей, имеющих нормальный уровень психологического благополучия.

Гипотеза: дети группы риска и дети, не входящие в данную категорию, имеют различия по компонентам психологического благополучия. (Далее будем именовать детей группы риска первой группой, детей, не входящих в данную категорию, - второй группой).

В работе были использованы следующие методики: «Социометрия» Дж. Морено; личностный опросник Кеттелла, адаптированный детский вариант (адаптация в России выполнена Э.М. Александровской); методика диагностики школьной тревожности Филлипса; методика В.В. Новикова «Интегральная самооценка личности "Кто я есть в этом мире"»; методика на выявление нервно-психической адаптации. Методы обработки результатов: U-критерий Манна -Уитни, факторный анализ.

Нами было рассмотрено психологическое благополучие в концепции уровневой модели А.В. Ворониной [4]. По мнению автора, понятия «психическое здоровье» и «психологическое здоровье» являются уровнями, отражающими внутреннюю целостность человека, его согласие с самим собой, и выступают системными качествами человека, которые обретаются им в процессе жизнедеятельности. В ее концепции о пространстве бытия человека рассматривается биологическое пространство, где человек выступает как естественное существо. Формированию биологического пространства служит сохранность биологических систем организма, являющаяся барьером психической адаптации. Уровень психологического благополучия измеряется в данном случае психическим здоровьем, которое отражает процесс взаимосвязи психологической и соматической сфер [5].

В работе феномен «психологическое благополучие» рассматривается в следующем контексте. В психологическое благополучие входят психосоматическое здоровье, социальная адаптация и психологическое здоровье, которое также имеет определенные критерии: активность, адекватное восприятие окружающей среды, установление близких контактов и адекватное отношение к себе. Опираясь на данную концепцию, выделяем следующие компоненты психологического благополучия: социальная адаптация - уровень активности в межличностных отношениях; психосоматическое здоровье - уровень тревожности и психосоматики. Психологическое здоровье изучается нами с помощью уровня самооценки и личностных особенностей младших школьников.

Младший школьный возраст характеризуется формированием межличностных отношений - обретением навыков стратегий поведения в обществе, манерой общения и т. д. Возрастные границы младшего школьного возраста - от 6-7 до 9-11 лет. Поступление ребенка в первый класс характеризуется изменением социальной ситуации его развития, что ведет к освоению новой деятельности - учебной [6]. Между тем эмоциональная сфера младших школьников характеризуется высокой впечатлительностью, однако ребенок уже умеет до определенной степени сдерживать свои резкие выражения эмоций. На протяжении младшего школьного возраста складывается новый тип взаимоотношений ребенка с окружающими людьми - более активное общение со своими сверстниками [7].

Психологическое благополучие детей младшего школьного возраста во многом связано со стилями воспитания и общения, используемыми при взаимоотношении с ним взрослыми (родители, учителя) и сверстниками (одноклассники). В педагогическом общении так же, как и в семье, существуют стили воспитания - от авторитарного до либерального.

Взаимоотношения со сверстниками у младших школьников складываются по принципу половой идентификации. Общение между ними сохраняет игровой характер: с одной стороны -соперничество, с другой - установление положительного контакта. К концу младшего школьного возраста значение авторитета взрослого снижается, большую роль для ребенка начинают играть сверстники [8].

Психологическое благополучие младших школьников в целом выражается во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, в уровне самооценки, психосоматического и психологического здоровья, которые вытекают из благоприятности данных взаимоотношений.

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволяет выявить причины попадания детей под категорию группы риска. Это асоциальное поведение одного или обоих родителей, жестокое обращение с детьми в семье, материальное неблагополучие родителей и т. д.

В работе рассматриваются дети группы риска младшего школьного возраста. Информация о детях, принадлежащих к данной категории, была представлена социальным педагогом и школьным психологом образовательного учреждения для выявления индивидуально-психологических особенностей детей данной категории и улучшения психологической коррекционной работы.

В работе акцентируется внимание на изучении психологического благополучия у детей, входящих в группу риска, в сравнении с детьми, не входящими в данную категорию. Для изучения понятия «дети группы риска» также был проанализирован ряд литературных источников. Сделан вывод, что в данную группу входят дети, которые подвергаются влиянию постоянных негативных факторов, отражающихся на общем психологическом фоне ребенка. К этим факторам можно отнести асоциальное поведение родителей ребенка, неполноценные или многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами и т. д. Также в эту группу можно отнести детей, отстающих в психическом, физиологическом и умственном развитии от своей возрастной группы.

В ходе исследования решались следующие задачи:

1) изучить составляющие психологического благополучия,

2) провести сравнительный анализ групп по компонентам психологического благополучия,

3) обработать и проинтерпретировать результаты.

Проанализировав полученные результаты, мы выявили, что обе исследуемые группы различаются по составляющим психологического благополучия. По уровню психосоматического здоровья: у детей группы риска чаще встречается повышенный уровень психосоматики, чем у детей с нормальным уровнем психологического благополучия. Это подтверждает математический анализ при помощи и-критерия Манна - Уитни, где асимптотическое значение меньше 0,05.

У детей первой группы нет показателей по шкалам «здоровье» и «оптимальная адаптация» (0 %). Небольшой процент по данным шкалам присутствует у детей второй группы: «здоровье» -11,6 %, «оптимальная адаптация» - 10 %. Непатологическая психическая дезадаптация чаще встречается у детей второй группы (78,3 %), чем первой (8,3 %). Детей первой группы характеризуют такие шкалы, как «патологическая дезадаптация» (41,6 %) и «вероятно болезненные состояния» (50 %).

Высокий уровень самооценки и высокие показатели социометрического статуса чаще встречаются у детей второй группы. Результат также подтверждается при помощи и-критерия Манна - Уитни, где асимптотическое значение меньше 0,05.

Уровень тревожности одинаково высок у двух исследуемых групп, но все же имеются различия по шкалам «фрустрация потребности в достижении успеха», «страх проверки знаний», «низкая сопротивляемость стрессу» и «страх перед учителем», где у детей группы риска уровень тревожности выше, чем у другой исследуемой группы. По шкалам «общая тревожность в школе», «переживание социального стресса», «страх самовыражения» и «страх несоответствия ожиданиям окружающих» нет различий, у двух исследуемых групп высокие показатели уровня тревожности. Анализ проводился с помощью и-критерия Манна - Уитни.

Также выявлено, что исследуемые группы имеют различия по индивидуально-личностным особенностям. Уровень общительности и вербального интеллекта выше у детей второй группы. Дети первой группы демонстрируют низкий уровень уверенности в себе. Возбудимость и склонность к риску выше у детей первой группы. Более ответственны дети второй группы. Личностная тревожность и нервное напряжение выше у детей первой группы.

Факторы, по которым не нашлось различий между группами, - это склонность к самоутверждению, социальная смелость, чувствительность и самоконтроль. Данные факторы показывают контроль ребенка над своим поведением и чувствами в межличностных отношениях. Обе группы имеют одинаковые показатели. Чаще значения по данным факторам высокие, что может говорить о том, что дети имеют выраженную склонность к самоутверждению, лидерству, смелы в общении и легко вступают в разговор с взрослым, обладают богатым воображением и высокой чувствительностью, что в целом характерно для младшего школьного возраста.

Факторный анализ позволил выявить у каждой группы по 5 возможных причин психологического благополучия. У детей первой группы к ним относятся страх самовыражения, высокая тревожность, страх в межличностных отношениях, присутствие психосоматических расстройств, адекватная самооценка. Для детей второй группы характерны уверенность в себе и своих возможностях, повышенный уровень тревожности, значимость межличностных связей, повышенный уровень психосоматики, страх несоответствия ожиданиям окружающих.

Рассмотрев выделенные факторы двух исследуемых групп, можно заключить, что компоненты психологического благополучия повторяются в факторах, но все же видны явные различия

в уровне тревожности, психосоматики, самооценки и социального страха. Итак, можно говорить о различии структуры психологического благополучия у представителей исследуемых групп.

Психологическое благополучие рассматривается нами как системное качество, обретаемое человеком в процессе жизненного пути на основе сохранности психофизиологических функций, отражающее специфику профилактической и коррекционной работы психологов сферы образования. Исследование показало, что обе исследуемые группы - дети, входящие в группу риска, и дети, которые не входят в данную категорию, имеют различия по индивидуально-личностным особенностям. Методы обработки результатов - U-критерий Манна - Уитни и факторный анализ - выявили данные различия.

Таким образом, гипотеза исследования подтверждается: исследуемые нами группы имеют различия по составляющим психологического благополучия.

Ссылки:

1. Брэдбёрн Н. Структура психологического благополучия. Ярославль, 2005. 13 с.

2. Positive Psychology [Электронный ресурс] // The Psychologist. 2003. Vol. 16, no. 3. P. 127. URL: http://coachdy-namic.com/Positive.pdf (дата обращения: 20.12.2017).

3. Елисеева О.А. Субъективное благополучие подростков и психологическая безопасность образовательной среды [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С. 131-140. URL: http://psyedu.ru/files/arti-cles/psyedu_ru_2011_3_2499.pdf (дата обращения: 20.12.2017).

4. Воронина А.В. Проблема психологического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа // Сибирский психологический журнал. 2005. № 21. С. 142-145.

5. Там же.

6. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений. 2-е изд., перераб. и доп. Минск, 1984. 303 с.

7. Кон И.С. Ребенок и общество : учеб. пособие для студентов вузов. М., 2003. 336 с. (Высшее профессиональное образование).

8. Коломинский Я.Л. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.