Научная статья на тему 'Особенности психофизиологического статуса спортсменов в условиях моделирования психологического стресса'

Особенности психофизиологического статуса спортсменов в условиях моделирования психологического стресса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
164
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТСМЕН / СОРЕВНОВАНИЯ / СТРЕСС / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Булычева Е.В., Рыжикова А.О., Сетко Н.П.

В статье приведены результаты исследования особенностей изменения психофизиологических показателей у спортсменов в условиях моделирования психологического стресса. Выявлено, что при моделировании психологического стресса у спортсменов отмечено снижение показателя выносливости на 60 %, увеличение фазы вдоха и регрессия фазы выдоха, показателя точности на 20 %, что в условиях спортивного стресса, которое характерно для соревнований, может снижать уровень спортивных достижений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Булычева Е.В., Рыжикова А.О., Сетко Н.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL STATUS OF ATHLETES UNDER CONDITIONS OF SIMULATION OF PSYCHOLOGICAL STRESS

The article presents the results of a study of the characteristics of changes in psychophysiological indicators in athletes under conditions of modeling psychological stress. It was revealed that when modeling psychological stress, athletes showed a decrease in endurance by 60 % and an increase in the inspiratory phase and regression of the exhalation phase, an accuracy rate of 20 %, which under the conditions of sports stress, which is typical for competitions, can reduce the level of sports achievements.

Текст научной работы на тему «Особенности психофизиологического статуса спортсменов в условиях моделирования психологического стресса»

МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 159.9.07

Е. В. БУЛЫЧЕВА, А. О. РЫЖИКОВА, Н. П. СЕТКО

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА СПОРТСМЕНОВ В УСЛОВИЯХ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТРЕССА

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России

E. V. BULYCHEVA, A. O. RYZHIKOVA, N. P. SETKO

PECULIARITIES OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL STATUS OF ATHLETES UNDER CONDITIONS OF SIMULATION OF PSYCHOLOGICAL STRESS

FSBEI HE «Orenburg State Medical University» of the Ministry of Health of Russia

РЕЗЮМЕ

В статье приведены результаты исследования особенностей изменения психофизиологических показателей у спортсменов в условиях моделирования психологического стресса. Выявлено, что при моделировании психологического стресса у спортсменов отмечено снижение показателя выносливости на 60 %, увеличение фазы вдоха и регрессия фазы выдоха, показателя точности на 20 %, что в условиях спортивного стресса, которое характерно для соревнований, может снижать уровень спортивных достижений.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СПОРТСМЕН, СОРЕВНОВАНИЯ, СТРЕСС, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ, ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ.

SUMMARY

The article presents the results of a study of the characteristics of changes in psychophysiological indicators in athletes under conditions of modelingpsychological stress. It was revealed that when modeling psychological stress, athletes showed a decrease in endurance by 60 % and an increase in the inspiratory phase and regression of the exhalation phase, an accuracy rate of 20 %, which under the conditions of sports stress, which is typical for competitions, can reduce the level of sports achievements.

KEY WORDS: ATHLETE, COMPETITION, STRESS, PSYCHOLOGICAL PICTURE, PSYCHOPHYSIOLOGICAL INDICATORS.

ВВЕДЕНИЕ

Спортивные достижения спортсмена на соревнованиях определяются физической подготовленностью и психологическими качествами личности, которые определяют уровень стрес-соустойчивости организма спортсмена [1]. Переживание психологического стресса спортсменом приводит к нарушению координации и экономичности движений, ухудшению кинестетической чувствительности, «интеллектуального» контроля и переключения внимания, что снижает адекватность оценки своих действий и решений [2]. В связи с этим становится актуальным исследование особенностей психофизиологических показателей у спортсменов в условиях соревновательного стресса для возможности научного обоснования персонифицированных мер по повышению стрес-соустойчивости у спортсменов [3-6].

ЦЕЛЬ ДАННОЙ РАБОТЫ - исследовать особенности изменения психофизиологических показателей у спортсменов в условиях моделирования психологического стресса.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

У спортсменов-теннисистов в возрасте 15-17 лет в условиях покоя проведена регистрация уровня мышечного напряжения, частоты пульса, коэффициента соотношения фаз вдоха/ выдоха, периферической температуры тела, вегетативного показателя, показателя суммарного отклонения от аутогенной нормы на аппаратно-программном комплексе «Микарт-М» («Амалтея»,

Санкт-Петербург). Работоспособность у спортсменов исследована с помощью корректурного теста - колец Э. Ландольта по количественным показателям умственной работоспособности с определением скорости переработки информации (S), продуктивности (P), коэффициента выносливости (Kp) и таким качественным показателям, как точность (At), коэффициент точности (Ta). После моделирования психологического стресса у этих же спортсменов проведена регистрация всех вышеуказанных показателей. Достоверность изменения психофизиологических показателей в покое и при моделировании психологического стресса определялась путем расчета критерия Стьюдента и достоверности (р) с использованием пакета прикладных программ Microsoft «0ffice-2010» и «Statistica 13.0».

Оценка психологического портрета спортсменов определялась по уровню познавательной активности, тревожности и негативным эмоциональным переживаниям по опроснику Ч. Д. Спилберга (адаптированного А. Д. Андреевой, 1988), в котором блок вопросов, включающих оценку психоэмоционального состояния на учебных занятиях, был адаптирован на вопросы оценки психоэмоционального состояния спортсмена на соревнованиях. Уровень нервно-психической устойчивости спортсменов определялся анкетным методом с помощью теста «Прогноз-2» (В. Ю. Рыбников, 1990) РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ У спортсменов в условиях психологического стресса относительно данных в покое отмечалось достоверное увеличение вегетативного показателя на 12,5 % (с 1,12 ± 0,129 ед. до 0,98 ± 0,21 ед.; p < 0,05), уровень которого характеризовал оптимальную работоспособность, высокую активность

Таблица 1 - Показатели работоспособности у спортсм

и готовность к энергозатратам; увеличение пульса на 9 % (с 78,25 ± 2,59 уд/мин. до 85,5 ± 3,27 уд/мин.; р < 0,05); увеличение периферической температуры на 12,2 % (с 27,2 °С ± 0,21 до 30,52 °С ± 1,97; р < 0,05); увеличение соотношения фазы вдоха и выдоха на 119 % (0,89 ± 0,24 уд/мин. до 1,95 ± 0,39 уд/мин.; р < 0,05). Кроме того, отмечается тенденция к снижению показателя мышечного напряжения на 12,2 % (с 3097,75 ± 1548,87 ед. до 2717,14 ± 932,0454 ед.; р > 0,05). При этом оставался без изменения на одном уровне как в состоянии покоя, так и в условиях стресса такой показатель, как суммарное отклонение от аутогенной нормы 14,4 ± 1,64 ед. в покое и 14,8 ± 1,81 ед. при стрессе (р > 0,05). Это означает, что как в состоянии покоя, так при моделировании психологического стресса у спортсменов определен средний уровень непродуктивной нервно-психической напряженности, позволяющий спортсменам справляться со своими обязанностями в пределах средних сложившихся требований [5-6].

Установлено, что в условиях стресса у спортсменов показатели работоспособности практически не изменялись, за исключением выносливости, которая увеличилась в 5 раз (с 10,0 ± 0,06 % до 50,0 ± 0,08 %; р > 0,05) на фоне незначительного снижения точности работы с 0,91 ± 0,01 ед. до 0,74 ± 0,1 ед.; р > 0,05 (табл. 1).

Отмечено, что у спортсменов показатель выносливости при стрессе ухудшился в 5 раз, что определило увеличение на 60 % числа спортсменов, имеющих низкий уровень выносливости. При моделировании стресса у спортсменов отмечено снижение показателя точности, что определило снижение на 20 % числа спортсменов, имеющих высокий уровень точности (рис. 1).

ов в покое и при моделировании психологического стресса

Показатели Условия регистрации показателей

Покой Психологический стресс

Скорость переработки информации р, ед.) 0,91 ± 0,02 0,91 ± 0,03

Продуктивность ед.) 204,6 ± 3,42 216,1 ± 7,80

Выносливость %) 10,0 ± 0,06 50,0 ± 0,08*

Точность (А^ ед.) 0,91 ± 0,001 0,74 ± 0,10

Примечание - * - р < 0,05 при сравнении данных в покое и при моделировании психологического стресса.

Рисунок 1 - Распределение спортсменов в зависимости от уровня показателей работоспособности в покое (А) и при

моделировании психологического стресса (Б). 5 — скорость переработки информации; Р1 — продуктивность работы; Кр — выносливость; А1 — точность работы

1 ппо/

90% — 20 20 =

70% = 60

60% — 80

50% 40% 30% 100 100 100 100 60 80 - ■ высокий уровень ■ средний уровень

20% = - - - - 40 ■ низкий уровень

10% = 20 20 =

0%

А Б А Б А Б А Б

Б Pt Кр At

У спортсменов в условиях спортивной соревновательной деятельности психологического стресса относительно данных в повседневной деятельности отмечалось достоверное увеличение показателей тревожности на 8 % (с 20,2 ± 0,8 ед. до 22,0 ± 1,33 ед.; р < 0,05), увеличение негативных эмоциональных переживаний на 22 % (с 18,8 ± 1,32 ед. до 23 ± 0,66 ед.; р < 0,05). В связи с чем установленный уровень базальных эмоций, зависящих от иерархически организованных структур мозга, может усиливать действие эмоциогенных стимулов, что может внешне проявляться в виде затрудненного приспособления субъекта к значимой ситуации, т. е. на соревнованиях [2]. При этом у спортсменов как в повседневной деятельности, так и на соревнованиях оставался без изменения на одном уровне такой показатель, как познавательная активность - 21,8 ± 0,52 ед. и 21,8 ± 0,76 ед. (табл. 2).

Установлено, что в повседневной деятельности у всех спортсменов уровень тревожности и негативных эмоциональных переживаний был средний. Во время соревновательного процесса число спортсменов с высоким уровнем тревожности увеличилось на 40 %; а с высоким уровнем негативных эмоциональных переживаний - на 20 % (табл. 3). Установленный факт, вероятно, связан с тем, что каждый пятый спортсмен имел низкий уровень нервно-психической устойчивости и высокую подверженность стрессовым факторам, характерным для соревновательного процесса (рис. 2). При этом высокий уровень нервно-психической устойчивости имели 40 % исследуемых спортсменов, что свидетельствует о благоприятном прогнозе формирования психоэмоционального состояния в условиях соревновательного процесса и о минимизации действия

Таблица 2 - Показатели психоэмоционального состояния спортсменов в повседневной деятельности и на соревнованиях

Показатели Условия деятельности

В повседневной деятельности На соревнованиях

Тревожность (ед.) 20,2 ± 0,8 22,0 ± 1,33*

Познавательная активность (ед.) 21,8 ± 0,52 21,8 ± 0,76

Негативные эмоциональные переживания (ед.) 21,2 ± 1,32 23,0 ± 0,66*

Примечание - * - р < 0,05 при сравнении данных в покое и при моделировании психологического стресса.

Таблица 3 - Распределение спортсменов в зависимости от уровня тревожности, негативных эмоциональных переживаний и познавательной активности (%)

Показатели В покое На соревнованиях

Низкий Средний Высокий Низкий Средний Высокий

Тревожность — 100 — — 60 40

Познавательная активность 80 20 — 20 80 —

Негативные эмоциональные переживания — 100 — 20 60 20

стрессоров на реализацию спортивных умений и навыков спортсменов.

Рисунок 2 - Распределение спортсменов в зависимости от уровня нервно-психической устойчивости в повседневной деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, анализ полученных данных свидетельствует о том, что при моделировании психологического стресса у спортсменов отмечено снижение показателя выносливости на 60 % и увеличение фазы вдоха и регрессия фазы выдоха в 2,2 раза, показателя точности выполняемой работы - на 20 %, что в условиях спортивного стресса, который характерен для соревнований, может снижать уровень спортивных достижений. В повседневной деятельности у спортсменов уровень нервно-психической устойчивости у 40 % высокий уровень НПУ, у 40 % - низкий уровень НПУ, и у 20 % спортсменов-теннисистов - средний

уровень НПУ. Психологический портрет спортсмена во время соревнований характеризовался повышением уровня тревожности на 8 % и негативных эмоциональных переживаний на 22 %.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Абрамова, В. В. Пути преодоления стресса спортсменов в спортивной соревновательной деятельности / В. В. Абрамова, Ю. А. Иванова : Текст : непосредственный // Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2016. - № 4 (10). -С. 70-76.

2. Психология физической культуры и спорта / А. Е. Ловягина, Н. Л. Ильина, Д. Н. Волков [и др.] ; под ред. А. Е. Ловягиной. - Москва : Юрайт, 2016. - 673 с. - ISBN 978-5-534-01035-0. - Текст : непосредственный.

3. Бобрищев, А. А. Психологические особенности личности спортсменов - представителей силовых единоборств с различным уровнем психической готовности / А. А. Бобрищев : Текст : непосредственный // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2009. - № 1 (47). - С. 10-14.

4. Василенко, В. С. Стрессорная кардиомиопатия у высококвалифицированных спортсменов (патогенез, ранняя диагностика) : диссертация на соискание ученой степени доктора медицинских наук /Василенко Владимир Станиславович; Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия. - Санкт-Петербург, 2012. - 220 с. - Место защиты: Военно-медицинская академия им. С. М. Кирова. - Текст : непосредственный.

5. Китаева, М. В. Психология победы в спорте / М. В. Китаева. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 208 с. - ISBN5-222-09683-1 (В пер.). - Текст: непосредственный.

6. Гаврилова, Е. А. Стрессорная кардиомиопатия у спортсменов: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук/ Гаврилова Елена Анатольевна; Санкт-Петербургская государственная педиатрическая

УДК: 616.89-008.441.13

медицинская академия. - Санкт-Петербург, 2001. - 48 с. - Место защиты: Санкт-Петербург. гос. мед. ун-т им. акад. И. П. Павлова. - Текст : непосредственный.

Е. А. КАТАН1, В. В. КАРПЕЦ2, И. Д. ЧЕХОНАДСКИЙ2, В. В. ДАНИЛЬЧУК2, Е. С. КАРПОВА2

СТРУКТУРА СТАНДАРТИЗИРОВАННЫХ ФАКТОРОВ НЕБЛАГОПРИЯТНОГО ДЕТСКОГО ОПЫТА У НАРКОЛОГИЧЕСКИХ ПАЦИЕНТОВ

1 - ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России

2 - ГАУЗ «Оренбургский областной клинический наркологический диспансер»

E. A. KATANi, V. V. KARPETS2, I. D. CHEKHONADSKIY2, V. V. DANILCHUK2, E. S. KARPOVA2

STRUCTURE OF STANDARDIZED FACTORS OF ADVERSE CHILDHOOD EXPERIENCE ON A SAMPLE OF SUBSTANCE USED PATIENTS

1 - FSBEI HE «Orenburg State Medical University» of the Ministry of Health of Russia

2 - SAHI «Orenburg regional clinical narcological dispensary»

РЕЗЮМЕ

Опросник неблагоприятного детского опыта (WHO Adverse Childhood Experience - International Questionnaire WHO ACE-IQ) признан ВОЗ на международном уровне в качестве ключевого инструмента для оценки случаев жестокого обращения с детьми и отсутствия заботы о детях. Целью исследования было определение психометрических свойств международного опросника неблагоприятного детского опыта (WHO ACE-IQ). Проведен анализ компонентной структуры стандартизированных факторов неблагоприятного детского опыта у наркологических пациентов. Выделены 4 компоненты неблагоприятного детского опыта, имеющих наибольшую факторную нагрузку: жестокое обращение, общественное насилие, сексуальное насилие, семейная дисфункция.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПРОСНИК НЕБЛАГОПРИЯТНОГО ДЕТСКОГО ОПЫТА (WHO ACE-IQ), ВАЛИДИЗАЦИЯ НА ВЫБОРКЕ НАРКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ.

SUMMARY

Questionnaire the adverse childhood experiences (WHO Adverse Childhood Experience - International

Questionnaire WHO ACE-IQ) is recognized by the WHO at the international level as a key tool for the assessment of cases of cruel treatment with children and neglect of children. The aim of the study was to determine the psychometric properties of the international questionnaire of adverse childhood experience (WHO ACE-IQ). Factor analysis was carried out to study the component structure of standardized factors of adverse childhood experience in narcological patients.

In general, the study provides evidence of the validity and reliability of WHO ACE-IQ when using its Russian version. We provide further evidence for the validity and reliability of the ACE-IQ within the Russian sample.

KEY WORDS: INTERNATIONAL QUESTIONNAIRE THE ADVERSE CHILDHOOD EXPERIENCES (ACE-IQ), VALIDATION ON A PATIENTS WITH SUD.

АКТУАЛЬНОСТЬ

В 80-х годах XX века Винсент Фелитти, директор Кайзеровского центра контроля и профилактики заболеваний (Сан-Диего, США) (далее - Кайзеровский центр), обратил внимание на высокий отказ (около 50 %) от дальнейшего участия в программе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.