Научная статья на тему 'Обоснование выбора психокоррекционной программы тренинга для повышения результативности соревновательной деятельности кикбоксеров'

Обоснование выбора психокоррекционной программы тренинга для повышения результативности соревновательной деятельности кикбоксеров Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
296
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОВЫШЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ КИКБОКСЕРОВ / СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПСИХОТРЕНИНГ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Олисов Денис Георгиевич, Воронов Игорь Анатольевич, Старых Александр Александрович, Соколова Фанида Менихановна, Цветков Дмитрий Сергеевич

Объектом настоящего исследования избрана система обоснования выбора психокоррекционной программы тренинга для повышения результативности соревновательной деятельности кикбоксеров. Спортивная психология зачастую придерживается мнения, что, во-первых, при всех равных прочих условиях в спортивном поединке побеждает более подготовленный психологически спортсмен, а, во-вторых, резервных возможностей организма человека вполне достаточно для решения любых спортивных задач, главное суметь эти резервные возможности раскрыть, например, средствами специального психокоррекционного тренинга. Результатом работы стало утверждение, что предлагаемая система обоснования выбора психокоррекционной программы тренинга для повышения результативности соревновательной деятельности кикбоксеров может быть использована для управления функциональным состоянием организма спортсменов, повышая как умственную, так и физическую работоспособность, а так же корректируя психологическую готовность к поединку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Олисов Денис Георгиевич, Воронов Игорь Анатольевич, Старых Александр Александрович, Соколова Фанида Менихановна, Цветков Дмитрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Justification of the choice of the psychocorrectional program of training for increase of results of competitive activity of kickboxers

The system of justification of the choice of the psychocorrectional program of training for increase of the results of kickboxer’s competitive activity is the object of the given research. The sports psychology often holds the opinion that, firstly, under all equal other conditions, the sports duel is won by more psychologically prepared athlete, and, secondly, the reserve opportunities of the human body are enough for the solution of any sports tasks, the main thing is to manage these reserve opportunities to reveal, for example, by means of the special psychocorrectional training. The statement became the result of work confirming that the offered system of justification of the choice of the psychocorrectional program of training for increase of the competitive activity results of the kickboxers can be used for management of the functional condition of the athletes organism, increasing both the intellectual and physical working capacity, and also correcting the psychological readiness for a duel.

Текст научной работы на тему «Обоснование выбора психокоррекционной программы тренинга для повышения результативности соревновательной деятельности кикбоксеров»

REFERENCES

1. Ed. Dmitrieva, T.B. and Shostakovich, B.V. (2002), Aggression and mental health, publishing house "Law Center Press", St. Petersburg.

2. Voitenko, V.P. (1991), Health-healthy (introduction to sanology), Health, Kiev.

3. Kutergin, N.B. (2007), Formation of optimal aggressiveness in wrestlers, dissertation, Saint Petersburg, Russian Federation.

4. Matveev, D.A. (2012), "Search the relationship between the level of aggression and health assessment", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 83, No 1, pp.94-97.

5. Matveev, D.A. (2012), "On the validity of the questionnaire constructive and destructive aggression", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 85, No 3, pp.117- 120.

6. Matveev, D.A. (2012) "Search the relationship between self-esteem of aggression in sports results wrestlers sambo", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No9, pp.101-105.

7. Ed. Nikiforov G.S. (2004), Health Psychology, publishing house St. Petersburg State University, St. Petersburg.

8. Tatargitskiy, S.E. (2003), Improving the efficiency of competitive activity of basketball players on the basis of correction of aggressive actions, dissertation, Khabarovsk, Russian Federation.

Контактная информация: dmitrijmatveev@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 28.03.2015.

УДК 796.835:159.9

ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КИКБОКСЕРОВ

Денис Георгиевич Олисов, директор Института здоровья и реабилитологии, г. Санкт-Петербург; Игорь Анатольевич Воронов, доктор психологических наук, профессор, ЧОУВПО "Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии"; Александр Александрович Старых, Генеральный директор ООО «Эверест», г. Москва; Фанида Менихановна Соколова, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Дмитрий Сергеевич Цветков, научный сотрудник, Государственный научно-исследовательский институт социально-экономических проблем и спортивно-оздоровительных технологий (ГНИИ СЭП и СОТ), г. Санкт-Петербург

Аннотация

Объектом настоящего исследования избрана система обоснования выбора психокоррекци-онной программы тренинга для повышения результативности соревновательной деятельности кикбоксеров. Спортивная психология зачастую придерживается мнения, что, во-первых, при всех равных прочих условиях в спортивном поединке побеждает более подготовленный психологически спортсмен, а, во-вторых, резервных возможностей организма человека вполне достаточно для решения любых спортивных задач, главное суметь эти резервные возможности раскрыть, например, средствами специального психокоррекционного тренинга. Результатом работы стало утверждение, что предлагаемая система обоснования выбора психокоррекционной программы тренинга для повышения результативности соревновательной деятельности кикбоксеров может быть использована для управления функциональным состоянием организма спортсменов, повышая как умственную, так и физическую работоспособность, а так же корректируя психологическую готовность к поединку.

Ключевые слова: результативность соревновательной деятельности, повышение работоспособности кикбоксеров, специальный психотренинг.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.03.121.p232-236

JUSTIFICATION OF THE CHOICE OF THE PSYCHOCORRECTIONAL PROGRAM OF TRAINING FOR INCREASE OF RESULTS OF COMPETITIVE ACTIVITY OF

KICKBOXERS

Denis Georgiyevich Olisov, Director of the Institute for health and rehabilitation, St. Petersburg; Igor Anatolevich Voronov, the doctor of psychological sciences, professor, St. Petersburg Institute of Psychology and Akmeology; Alexander Aleksandrovich Staryh, General Director of Ltd. "Everest", Moscow; Fanida Mеnihanovna Sokolova, the candidate of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Dmitry Sergeevich Tsvetkov, the research assistant, The State Scientific Research Institute of Social And Economic Problems and Sports Technologies, St. Petersburg

Annotation

The system of justification of the choice of the psychocorrectional program of training for increase of the results of kickboxer's competitive activity is the object of the given research. The sports psychology often holds the opinion that, firstly, under all equal other conditions, the sports duel is won by more psychologically prepared athlete, and, secondly, the reserve opportunities of the human body are enough for the solution of any sports tasks, the main thing is to manage these reserve opportunities to reveal, for example, by means of the special psychocorrectional training. The statement became the result of work confirming that the offered system of justification of the choice of the psychocorrectional program of training for increase of the competitive activity results of the kickboxers can be used for management of the functional condition of the athletes organism, increasing both the intellectual and physical working capacity, and also correcting the psychological readiness for a duel.

Keywords: productivity of competitive activity, increase of efficiency of kickboxers, special psy-chotraining.

ВВЕДЕНИЕ

Спортивная психология зачастую придерживается мнения, что во-первых, при всех равных прочих условиях в спортивном поединке побеждает более подготовленный психологически спортсмен, а, во-вторых, резервных возможностей организма человека вполне достаточно для решения любых спортивных задач, главное суметь эти резервные возможности раскрыть, например, средствами специального психокоррекционного тренинга.

Объектом настоящего исследования избрана система обоснования выбора пси-хокоррекционной программы тренинга для повышения результативности соревновательной деятельности кикбоксеров.

Психотренинговая методика была составлена с учетом классификации негативных факторов, с которыми сталкивается спортивный тренер, указанных Б.Дж. Кретти (1978) в таблице 1. Жирным шрифтом нами в таблице выделены те факторы, которые, как показала практика, могут быть откорректированы средствами психотренинга. Другими словами, подбор специальных психокоррекционных упражнений в программу психотренинга проводился по задачам коррекции факторов, указанных в таблице 1.

В соответствии с задачами, поставленными перед психокоррекционными задачами, была создана психопрофилактическая программа, состоящая из психокоррекционных упражнений (минимум по одному для каждой задачи) и системы тестирования воздействия каждого упражнения. Психопрофилактические задачи, упражнения и тесты к ним приведены в таблице 2. При подборе упражнений учитывались три основных концептуальных направления, определяемые в психологическом тренинге: гуманистическое, поведенческое и психодинамическое.

Таблица 1

Перечень некоторых возможных негативных факторов*)_

Факторы, которые трудно изменить, но важно понять Факторы, изменяемые в течение какого-то времени Факторы, которые можно быстро изменить

1. Этническая принадлежность, система ценностей и социально-экономические условия, в которых воспитывался спортсмен 2. Способы ухода за ребенком в раннем детстве и система ценностей в его семье 3. Состав семьи спортсмена, старший или младший среди других детей 4. Отношение спортсмена к авторитету и старшим 5. Отношение спортсмена к спорту, его ценность 6. Отношение спортсмена к успеху группы и потребность в общении 1. Физические качества 2. Способность переносить боль 3. Способность согласовывать свои движения с действиями партнеров 4. Личностные черты, характеризующие уверенность в себе, тревожность и др. 5. Способность быть эффективным лидером или ведомым 6. Терпимость по отношению к товарищам по команде и тренеру 7. Способность приобретения тактических навыков и учений 8. Адекватная агрессивность, проявляемая во время соревнований 1. Играющий состав команды 2. Капитан команды 3. Готовность к соревнованию 4. Успех команды и удовлетворенность успешным выступлением 5. Ситуативная тревожность 6. Отношения спортсмена к своему тренеру

*) Жирным шрифтом выделены те факторы, которые могут быть откорректированы средствами психотренинга

Таблица 2

Соответствие психокоррекционных упражнений и систем их тестирования_

№ Задача психокоррекции Психокоррекционное упражнение Тест

1 Отношение спортсмена к авторитету и старшим Воплощение в образ авторитетного спортсмена EQ ЭмоцОсведомл

2 Отношение спортсмена к спорту, его ценность Ассоциация спорта с иными ценностями EQ ЭмоцОсведомл

3 Отношение спортсмена к успеху группы и потребность в общении Высказывание "за" и "против" коллег по команде и тренера "Суд -обвинители и адвокаты" EQ ЭмоцОсведомл

4 Физические качества Идеомоторные упражнения Генча, МПК, Тестирование физических качеств и психофизиологических способностей: подтягивание, отжимание, прыжок в длину с места 2-мя ногами, бег 3000 м.

5 Способность переносить боль Внушение / самовнушение (суггестия) EQ СамоМотивация, МПК

6 Способность согласовывать свои движения с действиями партнеров Психомоторная совместимость спортсменов в командах EQ Эмпатия

7 Личностные черты, характеризующие уверенность в себе и др. Тренинг уверенности в себе НПУ 16PF C эмоц/устойч

8 Личностные черты, характеризующие тревожность Тренинг снижения тревожности 16PF О тревожность

9 Ситуативная тревожность Тренинг снижения тревожности Ситуат Тревожн (20), Ситуат Тре-вожн (5)

10 Способность быть эффективным лидером или ведомым Тренинг лидерства EQ Сумм

11 Терпимость по отношению к товарищам по команде и тренеру Тренинг толерантности EQ УправЧужЭмоц

12 Способность приобретения тактических навыков и учений Скорость переключения внимания ПСМР, ССМР, РДО, КЧСМ, Инд Минута

13 Адекватная агрессивность, проявляемая во время соревнований Эмоциональный контроль EQ УправСвоиЭмоц

14 Готовность к соревнованию Волевые усилия "Соревнования на волевое усилие" ИОР (КЧСМ, ССМР, ЧСС, ПАД, Выносливость к статическому усилию, PWCl7o), Генча

№ Задача психокоррекции Психокоррекционное упражнение Тест

15 Успех команды и удовлетворенность успешным выступлением Тренинг ожидания результата EQ УправСвоиЭмоц, 16PF Q4 напряжён., результативность.

16 Отношения спортсмена к своему тренеру Воплощение в образ тренера EQ Эмпатия

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось в санкт-петербургских спортивных школах, клубах и секциях кикбоксинга. В нем принял участие 31 испытуемый мужского пола (возраст 16-

29 лет) (табл. 3).

Таблица 3

___Структура выборки__

№ Группа СК / организация Всего

1 КГ СК «Американское кэмпо-каратэ» 15

2 ЭГ СК «Сават» 16

ИТОГО 31

После первого этапа определения комплекса психологических, педагогических и психофизиологических методик контроля воздействия психотрениговой методики для повышения функционального состояния и профессиональной работоспособности спортсменов, на втором этапе исследовались особенности влияния на функциональное состояние и профессиональную работоспособность спортсменов (непосредственно перед боями на соревнованиях) психотрениговой методики по стандартной схеме: первичное тестирование, воздействие указанными методами, повторный замер.

Данные экспериментального исследования, полученные на втором этапе исследования, были сведены в таблицу первичных данных. Результаты математико-статистической обработки первичных данных приведены в таблице 4 (жирным шрифтом выделены статистически достоверно различающиеся данные экспериментального исследования), иллюстрирующей показатели 2-х групп спортсменов до и после проведения соответствующих нагрузок.

Таблица 4

Показатели тестов спортсменов-единоборцев_

Тест КГ ЭГ

До (М±т) После (М±т) До (М±т) После (М±т)

ПСМР 174±10 172±10 174±10 168±9

ССМР х 342±21 342±21 343±20 333±19

РДО х алг 1,9±0,9 1,8±0,9 1,9±0,9 1,2±0,9

Инд/Минута 3,5±0,9 3,3±1,0 3,7±0,9 1,8±0,8

КЧСМ п к 31,3±1,3 29,9±1,7 31,3±1,2 33,3±1,3

КЧСМ п ж 30,7±1,2 30,7±1,2 30,9±1,1 33,2±1,3

КЧСМ п з 30,4±1,1 30,6±1,1 30,6±1,0 34,3±1,4

КЧСМ п Б 45,9±2,3 45,7±2,3 46,2±2,2 50,3±2,4

Генча 35,8±2,1 36,1±2,1 36,2±2,0 40,3±2,1

Гидродинамометр T 33,5± 1,6 34,2±1,5 33,2±1,5 37,2±1,9

PWC 170 1836±118 1838±118 1834±110 1854±112

МПК 4,7±0,8 4,6±0,8 4,7±0,8 6,0±0,7

Подтягивание 22,7±0,6 22,7±0,7 22,6±0,6 24,4±0,6

Отжимания 101,4±5,6 102,6±5,7 101,4±5,2 104,6±5,4

Прыжок 2 ноги (см) 238,3±14,8 239,3±14,8 237,5±13,8 247,8±14,2

Бег 3000 м (с) 525±33 523±33 527±31 526±31

ЧСС (в покое) 62,2±3,1 61,7±3,0 62,4±2,9 62,6±2,9

ПАД 43,5±2,0 43,6±2,0 43,3±1,8 62,3±3,5

Птрб/в достиже 5,1±0,7 5,7±0,7 5,3±0,7 6,6±0,7

НПУ* 4,8±0,7 5,0±0,7 4,8±0,7 6,9±0,6

EQ ЭмоцОсведомл. 4,6±1,8 4,5±1,7 5,1±1,8 8,1±1,4

Тест КГ ЭГ

До (M±m) После (M±m) До (M±m) После (M±m)

EQ УправСвоиЭмоц 9,1±1,4 9,1±1,5 9,5±1,4 13,3±0,7

EQ СамоМотивация 5,7±0,7 6,1±0,9 5,8±0,7 9,8±0,7

EQ Эмпатия 8,7±1,1 9,4±1,0 8,6±1,0 13,0±0,8

EQ УправЧужЭмоц 1,4±1,4 2,1±1,4 1,6±1,4 8,2±1,2

EQ Сумм 29,4±2,7 31,3±2,9 30,4±2,7 52,4±3,2

16PF С эмоц/устойч 6,8±0,6 6,2±0,6 6,8±0,6 7,6±0,5

16PF О тревожность 7,5±0,6 7,8±0,6 7,6±0,6 5,2±0,7

16PF Q4 напряжён. 9,1±0,6 9,1±0,5 9,1±0,6 7,1±0,6

СитуатТревожн (20) 40,5±2,1 41,0±1,9 40,3±2,0 22,9±0,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СитуатТревожн (5)* 10,8±0,4 9,8±1,0 10,7±0,4 4,9±0,8

Результативность 52,0±8,1 52,9±4,9 53,8±7,8 76,3±6,7

ИОР х 100 (%) 100,2 107,7

ИОР (интегральная оценка работоспособности) вычисляется по формуле:

ИОР = 0,200(КЧСМбелДО/КЧСМбелПОСЛЕ) + 0,206(ССМРдо/ССМРпосле) + 0,125(ЧССдо/ЧССпосле) + 0,092(ПАДдо/ПАД/после) + 0,185(Тдо/Тпосле)+ 0,192^С170до^С170после)

ВЫВОДЫ

Таким образом, можно сделать вывод о том, что предлагаемая система обоснования выбора психокоррекционной программы тренинга для повышения результативности соревновательной деятельности кикбоксеров может быть использована для управления функциональным состоянием организма спортсменов, повышая как умственную, так и физическую работоспособность, а так же корректируя психологическую готовность к поединку.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кретти, Б.Дж. Психология в современном спорте / Брайент Дж. Кретти. - М. : Физкультура и спорт, 1978. - 428 с.

REFERENCES

1. Kretti, B.J. (1978), Psychology in modern sport, Physical Culture and Sports, Moscow.

Контактная информация: 7144554@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.03.2015.

УДК 796.412:159.9

ОЦЕНКА ПРЕДПОЛАГАЕМОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ВЫСТУПЛЕНИЙ ЮНЫХ ГИМНАСТОК В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ СПОРТСМЕНОК

Екатерина Александровна Пантелеева, соискатель, Московская государственная академия физической культуры (МГАФК), Малаховка

Аннотация

В статье представлены результаты педагогического исследования и разработки методики учебно-тренировочного процесса для спортсменок (12-14 лет), выступающих в групповых упражнениях художественной гимнастики. По анализу литературных данных сформулированы специфика групповых выступлений, особенности отбора спортсменок и составления групповых композиций. Выделены основные психологические требования при подготовке гимнасток. Сформулированы задачи исследования и перечень используемых методов исследования. Приведено содержание этапов педагогического эксперимента. Эффективность разработанной методики тренировок подтверждена результативными групповыми выступлениями на отечественных и зарубежных соревнованиях по художественной гимнастике.

Ключевые слова: групповая сплоченность, художественная гимнастика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.