В условиях рисков образовательной среды вуза у студентов доминируют копинг-стратегии, ориентированные на поиск социальной поддержки и вступление в социальные контакты. При этом выраженность в ситуациях риска и связанного с ним стресса просоциального копинга наряду со стратегиями, связанные как с активными (ассер-тивными), так и с противоположными им осторожными и манипулятивными действиями, позволяет говорить о недостаточной сформированности у студентов системы продуктивных копинг-стратегий, что вероятно обусловлено их возрастно-психологическими особенностями.
Список литературы
1. Аракелов Г.Г., Аршинова В.В., Жданова Г.Е. Стресс-факторы, влияющие на формирование психосоциальной устойчивости личности в период студенчества // Психологическая наука и образование. -2008. - №2. С. 52-59.
2. Арендачук И.В. Преподаватель высшей школы как агент социализации личности студента // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеоло-гия образования. Психология развития. - 2012. - Т. 12. - № 4. С. 26-32.
3. Арендачук И.В. Психологические риски образовательной среды вуза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2014. - Т. 1. - С. 48-53.
4. Бочарова Е.Е. Готовность к риску как личностный потенциал субъектной регуляции // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2011. - Т. 4. -№ 2. - С. 27-33.
5. Вагапова А.Р. Экопсихологические характеристики процесса адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. - 2011. - Т. 4. - № 2. - С. 37-41.
6. Малышев И.В. Взаимосвязь социально-психологической адаптации личности и копинг-поведенче-ских стратегий учащихся и студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2012. - Т. 12. -№ 3. - С. 69-74.
7. Маркова О. Ю. Коммуникативное пространство вуза: субъекты, роли, отношения // Коммуникация и образование. СПб.: С-Петербургское философское общество, 2004. - С. 345-364.
8. Фокина И.В. Барьеры формирования гражданского самосознания у студенческой молодежи // Высшее образование в России. - 2011. - № 11. - С. 108-112.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА ПОДРОСТКОВ С ХРОНИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ГАСТРОДУОДЕНАЛЬНОЙ ЗОНЫ
Генералова Елена Владимировна
кандидат медицинских наук, ассистент кафедры, Казанский государственный медицинский
университет, г. Казань
FEATURES OF PSYCHO-EMOTIONAL STATUS OF ADOLESCENTS WITH CHRONIC GASTRODUODENAL DISEASES Generalova Elena, Candidate of Science, assistant, Kazan State Medical University, Kazan
АННОТАЦИЯ
Важным звеном этиопатогенеза заболеваний ЖКТявляются психоэмоциональные факторы, которые остаются недостаточно изученными у подростков. Целью исследования было выявление особенностей психоэмоционального статуса подростков с хроническим гастродуоденитом и язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки. В результате было выявлено, что у детей с заболеваниями ЖКТ имеются особенности психоэмоционального состояния, зависящие от нозологической формы. Полученные данные можно использовать для выявления групп риска по развитию заболеваний ЖКТ.
ABSTRACT
Psycho-emotional factors are important link in the pathogenesis of gastrointestinal diseases, but they remain understudied in adolescents. The aim of the study was to identify characteristics of psycho-emotional status of adolescents with chronic gastroduodenitis and ulcer disease of the duodenum. As a result, it was revealed that children with gastrointestinal diseases has a particular emotional state, depending on nosological forms. The obtained data can be used to identify risk groups for the development of gastrointestinal diseases.
Ключевые слова: подростки, психоэмоциональный статус, хронический гастродуоденит, язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки.
Keywords: adolescents, psycho-emotional status, chronic gastroduodenitis, ulcerous disease of duodenum.
Одно из первых мест в структуре заболеваемости подростков в последние годы занимают болезни органов пищеварения [1, с. 7-12; 3, с. 60-63]. Так, по данным официальной статистики в структуре заболеваемости детей в
возрасте 0-14 лет болезни органов пищеварения занимают второе место (после болезней органов дыхания), а у детей в возрасте 15-17 лет - третье место [4, с. 8-9]. В структуре заболеваемости болезнями органов пищеваре-
ния у детей школьного возраста, по данным профилактических осмотров одно из первых мест занимают хронический гастродуоденит и язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки [5, с. 19]. Между тем, ранний дебют многих заболеваний ЖКТ, которые до недавнего времени являлись прерогативой взрослого населения, определяют и особенности их клинической картины, значительно отличающейся от таковой у взрослых пациентов. На смену манифестной картине заболеваний всё чаще приходит их атипичное течение, что приводит к ошибкам в диагностике, несвоевременному выявлению патологии и назначению патогенетической терапии, а следовательно, к неизбежной хронизации процесса и раннему формированию осложнений [7, с. 5-8]. Следует также отметить, что, проявляясь в подростковом возрасте, эти заболевания с самого начала протекают тяжело, нередко с осложнениями. Так, у каждого 10-го подростка мужского пола язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки осложняется деформацией луковицы, пенетрацией, перфорацией, кровотечением [6, с. 20-21]. Это обусловливает необходимость изучения этиопатогенеза заболеваний га-стродуоденальной зоны у подростков с целью разработки новых методов лечения и профилактики. Как известно, большую роль в развитии заболеваний ЖКТ играют психоэмоциональные факторы, в связи с чем в настоящее время их рассматриваются как психосоматические [2, 4344]. Однако, особенности психоэмоционального статуса подростков с различными заболеваниями ЖКТ остаются недостаточно изученными. В этой связи проведенное исследование представляется актуальным
Целью исследования было изучение психоэмоционального статуса подростков с хроническими заболеваниями гастродуоденальной зоны
Таблица 1
Усредненные показатели шкал «Клинического опросника для выявления и оценки невротических состояний» _в группах исследования (М±т, баллы)_
В исследовании приняли участие 100 пациентов с хроническими заболеваниями гастродуоденальной зоны в возрасте от 11 до 17 лет, которые составили основную группу. В соответствии с нозологической формой, основная группа была разделена на 2 подгруппы:
- подгруппа А -составили 50 пациентов с хроническим гастродуоденитом;
- подгруппа В - в нее вошли 50 пациентов с язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки. Исследование было проведено в период ремиссии,
длительность ремиссии на момент обследования составляла не менее 6 мес.
Группу контроля составили 50 условно здоровых подростков аналогичного возраста.
Пациенты, принявшие участие в исследовании, подверглись тщательному клинико-лабораторному обследованию, которое включало оценку клинического и психоэмоционального статуса. С этой целью были использованы «Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний» (Яхин К. К., Менделевич Д. М.) и шкала Спилберга-Ханина. Полученные результаты были обработаны с помощью методов вариационной статистики. Достоверность различий полученных данных в группах исследования оценивалась с помощью и-крите-рия Манна-Уитни. Различия считались достоверными при р<0,05.
При анализе полученных данных было установлено, что усредненные показатели «Клинического опросника...» в основной группе по всем шкалам были достоверно ниже, чем в контроле (табл. 1).
Шкалы опросника Подгруппа А Подгруппа В Контрольная группа
I тревога 2,37±0,58* 1,09±0,15# 4,51±0,23**
II невротическая депрессия 1,45±0,26*# -0,93±0,08# 3,95±0,42**
III астения 3,05±0,62* 1,42±0,09 6,51±0,59**
IV истерический тип реагирования 1,33±0,20*# 2,74±0,24 4,15±0,39**
V обсессивно-фобические нарушения -0,09±0,52*# 2,11±0,18 3,03±0,67**
VI вегетативные нарушения 3,91±0,22* 0,48±0,03# 10,47±1,39**
Примечание: * - достоверные различия с показателями подгруппы В (р<0,05); ** - достоверные различия с показателями подгрупп А и В (р<0,05); # - достоверные различия с ДК по другим шкалам опросника внутри группы (р<0,05).
При дифференцированном анализе результатов в основной группе в зависимости от нозологической формы гастроэнтерологической патологии было отмечено, что в подгруппе А наименьшие показатели диагностических коэффициентов (ДК) отмечались по шкалам: невротической депрессии, обсессивно-фобических нарушений и истерического типа реагирования, однако они не превышали порог в -1,28, свидетельствующий о болезненном характере выявляемых расстройств. В то же время, в подгруппе В наименьшие значения ДК регистрировались по шкалам тревоги, невротической депрессии и вегетативных нарушений. Следует также отметить, что в подгруппе В диагностические коэффициенты по всем шкалам опросника были достоверно ниже, чем в подгруппе А, что свидетельствует о более выраженных нарушениях психоэмоционального статуса подростков с язвенной болезнью двенадцатиперстной кишки по сравнению с пациентами, страдающими хроническим гастродуоденитом.
При анализе результатов оценки тревожности подростков в группах исследования было установлено, что показатели реактивной тревожности в группах исследования были сопоставимы, тогда как показатели личностной тревожности значимо различались (табл. 2).
Из данных таблицы следует, что в основной группе средний балл по шкале личностной тревожности был достоверно ниже, чем в контроле. При этом наиболее низкие значения отмечались среди лиц, страдающих язвенной болезнью.
Мы проанализировали распределение подростков в группах исследования в соответствии с уровнем личностной тревожности (рис. 1).
Из данных диаграммы следует, что в контрольной группе преобладали подростки с низким уровнем личностной тревоги - они составили 90,0%, в то же время в подгруппах А и В их доля была минимальной - 6,0% и 4,0% (р<0,01). В то же время, среди пациентов с заболеваниями
ЖКТ наибольшую долю составляли лица с умеренной (в подгруппе А) и высокой (в подгруппе В) личностной тревожностью, тогда как в контроле они выявлялись в единичных случаях.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о наличии психоэмоциональных особенностей у подростков с хроническими заболеваниями ЖКТ. При этом были выявлены значимые различия психоэмоционального статуса пациентов с зависимости от нозологической формы. Очевидно, выявленные отклонения
психоэмоционального статуса являются не только следствием наличия у подростков хронического заболевания, но также могут рассматриваться в качестве значимого этиопатогенетического звена развития патологии ЖКТ. В целом оценку психоэмоционального статуса подростков можно использовать в комплексе скриниговых методик для выявления группы риска по развитию заболеваний пищеварительного тракта с целью проведения у них первичной профилактики.
Таблица 2
Усредненные показатели шкалы Спилберга-Ханина в группах исследования М±т, баллы)
Шкалы опросника Подгруппа А Подгруппа В Контрольная группа
Реактивная тревожность 24,43±1,03 25,01±1,22 24,03±2,11*
Личностная тревожность 36,19±1,18 45,16±1,53** 20,02±1,75*
Примечание: * - достоверные различия с показателями подгрупп А и В (р<0,05); телями подгруппы А.
' - достоверные различия с показа-
100,0% 80,0% 60,0%% 40,0% 20,0% 0,0%
90,0%
58,0%
58,0%
38,0% 36,0%% ■
2,0%
подгр. А подгр. В контроль
низкая
умеренная
высокая
Рис. 1 Распределение подростков в группах исследования в соответствии с уровнем личностной тревожности по
шкале пилберга-Ханина
Список литературы
1. Баранов А.А., Ильин А.Г. Актуальные проблемы сохранения и укрепления здоровья детей в Российской Федерации // Российский педиатрический журнал. 2011. - № 4. - С. 7 - 12.
2. Волкова Е.В., Воротынцев Г.Ф. Психотерапевтическая реабилитация пациентов, перенесших оперативное лечение язвенной и желчекаменной болезней, в условиях санатория // Вопр. курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. -2008. - №1. - С.43-44.
3. Горелова Ж.Ю. Гигиеническая оценка проектов по совершенствованию организации питания учащихся. // Гигиена и санитария. 2009. - № 2. - С. 60 -63
4. Доклад о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения по итогам деятельности
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за 2013 год / Росздравнадзор. -М., 2014. - 129 с.
5. Нурмиева А.А. Медико-социальные аспекты профилактики заболеваний органов пищеварения среди школьников г. Казани: автореф. дисс...канд.мед.наук. - Казань, 2012. - 22 с.
6. Филимонов Р.М. Подростковая гастроэнтерология. - М.: МИА, 2008. - 576 с.
7. Цветкова Л.Н., Горячева О.А., Цветков П.М. и др. Гастроэнтерологическая патология у детей: патомор-фоз заболеваний и совершенствование методов диагностики на современном этапе // Материалы XVIII Конгресса детских гастроэнтерологов. - М. -2011. - С. 5-8.
СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СОВРЕМЕННЫХ
ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ
Гребенникова Ольга Владимировна
кандидат псих. наук, доцент, Психологический институт РАО, г. Москва
THE CONTENT OF THE SOCIAL REPRESENTATIONS OF TEENAGERS AND YOUTH
Grebennikova Olga, CandidateofScience, assistantprofessor of Psychological Institute, Russian Academy of Education, Moscow