УДК 316.6
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТРАХА И ПАНИКИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ АЛГОРИТМЫ
Г.А. Квашнина
Рассматривается природа деструктивных последствий паники, генезис биологического страха и производится построение классификационных алгоритмов сложных психологических состояний. Выявлена динамика переходов скрытых форм психологической дезадаптации в открытые формы на примере крупной радиационной катастрофы
Ключевые слова: страх, паника, генезис, алгоритмы
Ситуации, вызывающие установку страха, можно поделить на четыре группы, в соответствии со следующими жизненными ситуациями: непосредственная угроза жизни; социальная угроза; невозможность собственного выбора активности; нарушение существующей структуры взаимодействия с окружающим миром.
Само протекание реакций страха обычно не позволяет нам различать, с каким видом страха мы имеем дело. Это возможно лишь при подробном анализе ситуации, вызывающей установку страха. Например, в неврозах часто встречаются приступы сильного страха смерти, который вовсе не является биологическим страхом, так как смерть больному не грозит, и, наоборот, на начальной стадии онкологического заболевания нередко выступают симптомы невротического беспокойства с тематикой, позволяющей предполагать социальный или моральный страх, а фактически за ними стоит биологический страх.
Минуя редкие случаи, в которых само приготовление к борьбе за жизнь - биологическая «холодная война» с окружающим миром - кончается смертью, можно принять, что разнообразные физиологические реакции, сообща вызывающие общую мобилизацию организма, имеют целевой характер. Эта целенаправленность зависит, однако, от того, в какой степени антиципация будущего окажется правильной, окажется ли мобилизация необходимой или избыточной. Она необходима тогда, когда после нее следует требующая крайнего напряжения сил борьба за жизнь; избыточна тогда, когда после нее ничего не происходит, и вся мобилизация оказывается неэкономичным выделением энергии.
У студентов, ожидающих трудного экзамена, работа сердца сравнима по интенсивности с его работой при высокогорном восхождении. Стесняющее в товарищеских контактах потение ладоней облегчает захват противника в яростной борьбе. Позывы к мочеиспусканию и дефекации физиологически целесообразны, так как легче
Квашнина Галина Анатольевна - ВГТУ, канд. техн. наук, доцент, тел. (3247) 52-19-39
убегать или бороться с пустым мочевым пузырем и кишечником, но вызывают хлопоты, если столкновение с окружением принимает иные формы. Увеличение свертываемости крови противодействует кровотечению, которое в жесткой борьбе неизбежно, но если до такой борьбы дело не доходит, оно может привести к инфаркту. Подобных примеров можно найти значительно больше.
Биологический страх вызывается ситуацией, угрожающей непосредственно жизни. Угроза может исходить извне или изнутри организма. В первом случае угроза осознается ясно, и мы говорим о страхе. Он бывает сильнее, если нет возможности действовать, если человек чувствует себя в отношении опасности беззащитным. Даже сознание, что можно самому лишить себя жизни, уменьшает напряжение страха. В другом случае осознание угрозы неопределенное, туманное. Есть только страх, но причины его неизвестны. Он возникает при нарушении внутреннего равновесия в организме и, следовательно, при каждой вегетативногормональной разрядке, сопутствующей иным видам страха.
Что касается первичной формы, то страх, как выражение нарушения внутреннего равновесия, возникает тогда, когда нарушается метаболический обмен организма со средой. Главным элементом этого обмена является кислород. Кислородная недостаточность, сильнее всего отражающаяся на нервной системе, возбуждает состояние страха. Страх этого вида возникает при инфаркте сердца, при острой недостаточности кровообращения, бронхиальной астме, потере крови и т.п. Усиление страха зависит от степени уменьшения доступа кислорода, и потому страх при инфаркте сильнее, чем при анемии. Недостаток других элементов метаболического обмена: воды, питательных веществ -обычно не вызывает столь сильных состояний страха, как недостаток кислорода.
Основные потребности организма можно разместить во временной последовательности соответственно времени, в течение которого их неудовлетворение приводит к смерти. Единицами времени для кислорода были бы минуты, для воды - часы, для пищи - дни. Чем короче период, тем быстрее нарастает страх.
Случается, что биологическую смерть человек выбирает себе сам, как на войне или в случае самоубийства, чтобы избежать социальной смерти.
Никогда человек не вырастает из своих детских лет настолько, чтобы не искать опоры или участия в своем социальном окружении. Если же он находит в нем отвергание, враждебность или безразличие, в нем возбуждаются негативные чувства страха и ненависти, которые в свой черед усиливают негативное отношение общества. Опять действует здесь механизм порочного круга.
Одной из основных черт активности человека является способность к самоконтролю. Результат каждого действия отслеживается и влияет на коррекцию первичной функциональной структуры. Это принцип обратной связи, который легче всего наблюдать в деятельности нервной системы. Например, в каждом движении, помимо потока импульсов, поступающих от нервных центров к соответствующим группам мышц, существует поток импульсов, протекающих в обратном направлении
- от мышц к центральной нервной системе. Эти импульсы сигнализируют, как выполнена команда из центра, как данная функциональная структура была реализована. Под их влиянием импульсы, поступающие на периферию, к мышцам, подлежат изменению. Повреждение обратных путей приводит к серьезным двигательным расстройствам. Это самоконтролирующая система двигательной активности; она функционирует без участия сознания, но является своеобразной «совестью» мышечной активности - она дает оценку того, было ли данное движение выполнено хорошо или плохо. Наивысший уровень интеграции деятельности нервной системы связывался бы уже с сознательной оценкой собственной активности. Оценка самого себя была бы, следовательно, результатом развития механизмов самоконтроля. В таком понимании человеку предназначено быть самому себе судьей и обвинителем. Поскольку осуждение является также одной из форм активности, оно само подлежит дальнейшей оценке, и так может продолжаться до бесконечности. Осуждение либо похвала самому себе влечет за собой целую гамму осциллирующих чувств в отношении собственной персоны.
Взаимодействие человека с окружением разыгрывается, главным образом, в социальном мире, и активность каждого человека направляется преимущественно в сторону других людей, а потому собственная оценка этой активности зависит от результата, вызываемого этой активностью в окружении, или реакций других на эту активность. Соответственно этой реакции человек моделирует свое поведение, подобно тому, как в зависимости от мышечной реакции изменяются высылаемые из нервных центров импульсы к мышцам. Подобным образом социальное зеркало включает не только актуальное окружение, принимающее и задающее активность данного индивида, но также и важные персонажи из истории его жизни, а также образцы, хранящиеся в культурной традиции. В этом смысле
человек является актером, изменяющим зависимости от оценки реальных и фиктивных зрителей.
Интеракция с социальным окружением, исполнение определенных ролей и связанных с ним норм поведения, оценка самого себя соответственно реакции окружения влияют стабилизирующим образом на эмоциональное отношение к самому себе. В одиночестве амплитуда колебаний собственной оценки самого себя оказывается большей. Отшельники чувствовали себя то близкими к святости, то к бездне греховности. В одиночестве легче дойти до самовлюбленности, как и до крайней ненависти, кончающейся самоубийством. Изоляция от взаимодействия с обществом, или аутизм, приводит к катастрофическим чувственным осцилляциям в отношении к собственной персоне: шизофреническому «люблю и ненавижу самого себя». Это, разумеется, отражается на чувственном отношении к окружающему миру, так как чувственные векторы, как правило, являются двояко направленными; амбивалентность связывается с аутоамбивалентностью, агрессия с аутоагрессией, любовь к ближнему с любовью к самому себе.
Внезапное появление неожиданного вызывает страх. Страх тем больше, чем более исключительна данная ситуация. Больше будет страха, например, когда сделается темно из-за затемнения солнца, чем в результате выключения тока. Страх переходит в веселость, если неожиданное изумление окажется неопасным. Это один из наиболее часто используемых способов вызвать комический эффект, как, например, когда измененное лицо оказывается маской.
Жизнь все время создает новые ситуации, каждая из которых вызывает изумление. В каждом ориентировочном рефлексе есть элемент изумления, отсюда - кратковременное чувство беспокойства и вегетативная разрядка, которая ему в большей или меньшей степени сопутствует.
Страх очень сильно влияет на течение психических процессов. Наблюдаются резкое ухудшение или обострение чувствительности, непонимание сути объясняемого, плохая осознанность восприятия. Страх влияет на мыслительные процессы по-разному: у одних субъектов под влиянием страха повышается сообразительность, они концентрируются на поиске выхода из трудного положения, у других под влиянием страха наблюдается ухудшение продуктивности мышления, что проявляется в растерянности и в отсутствии какой-либо логики в словах и поступках. Очень часто снижается волевая деятельность, человек просто не способен что-либо предпринять, ему трудно заставить себя преодолеть это состояние. Речь в этом состоянии часто путаная, голос дрожит. Страх и тревожность оказывают огромное влияние на внимание. Как правило, внимание рассеянное, очень сложно сосредоточиться или, наоборот, наблюдаются сужение сознания и, соответственно, концентрация внимания на одном объекте.
Страх очень часто сопровождается интен-
сивными проявлениями со стороны показателей физиологической реактивности, такими как дрожь, учащенное дыхание, сильное сердцебиение («кажется, что сердце выпрыгнет из груди»). Многие ощущают постоянное чувство голода или же, наоборот, резкое снижение аппетита. Пробивает «холодный пот». Состояние страха имеет очень высокую интенсивность. В среднем интенсивность страха составила 4,7 балла по 5-балльной шкале.
Большинство определений паники связано с проявлением массового страха перед реальной или
воображаемой угрозой, состоянием периодического испуга, ужаса, нарастающих в процессе развития определенной ситуации. Это одна из форм поведения толпы, однако паника проявляется и на индивидуальном уровне.
Панику можно классифицировать по масштабам (рис. 1), степени панического заражения сознания (рис. 2), продолжительности и деструктивным последствиям (рис. 3). Для оперативного реагирования и четкой расстановки сил и средств МЧС предлагается дерево решений.
полностью теряет сознательный контроль за своим поведением: может бежать куда попало (иногда прямо в очаг опасности), бессмысленно меняться, совершать действия, поступки, абсолютно исключающие критическую их оценку. Примеры паники на корабле «Титаник», во время войны, землетрясений, ураганов, пожаров в помещениях с большим количеством людей
Внешнее выражение
Рис. 1. Классификация паники по ее масштабам
Деструктивные последствия паники делятся на следующие ее типы: без материальных последствий и регистрируемых психических деформаций; с разрушениями, с физическими и выраженными психическими травмами, утратой трудоспособно -сти людей на непродолжительное время; с человеческими жертвами, значительными материальными разрушениями, нервными заболеваниями и срыва-
ми, инвалидностью и длительной утратой трудоспособности людей.
Деструктивные последствия паники третьего типа отмечаются, например, во время войны и после чернобыльской катастрофы. Статистика гибели людей в результате начальных и последующих проявлений паники после взрыва неизвестна, но на основе бесед с профессионалами (врачами, воен-
ными и др.) и некоторых частных свидетельств можно предположить, что отдельные смертельные случаи, скорее всего, являются прямым следствием сильных переживаний, связанных с реакцией на катастрофическое событие.
Основными причинами паники являются страх, ужас, гиперболизируемые конкретным состоянием людей, в частности, их неготовностью к неожиданностям, внезапным опасностям, отсутствием соответствующей критичности при оценке ситуации («у страха глаза велики »). Военные специалисты среди причин паники у солдат и офицеров называют общее моральное состояние, низкий уровень дисциплины, отсутствие авторитета у командиров.
Возникновение паники связано с двумя комплексами причин:
- с внезапностью появления угрозы для жизни, здоровья, безопасности, например при пожаре, взрыве, аварии и т. п.
- с длительными переживаниями, опасениями, накоплением тревоги, неопределенностью ситуации, предполагаемыми опасностями, невзгодами.
Второй комплекс причин создает благоприятный фон для возникновения паники, а поводом для ее проявления может быть все что угодно (сильный испуг, страх и абсолютно безопасные звуки, слова, чье-то поведение, какие-то сигналы, не имеющие никакого отношения к ожидаемым опасностям).
Механизм развития бурной, динамической паники можно представить как осознаваемую, частично осознаваемую или неосознаваемую цепь: вспышка, громкие звуки, обвал помещения, землетрясение и т.д.; воссоздание образа опасности (он может быть самым различным); активизация защитной системы организма на различных уровнях сознания и инстинктивного реагирования и следующее за этим паническое поведение или какая-то его менее паническая модификация, в том числе и пассивное реагирование, заторможенность. При работе с конкретной группой людей, максимально -го и целенаправленного результата можно достичь выбирая степень панического заражения сознания при использовании следующих решений.
Рис. 2. Классификация паники по степени панического заражения сознания
Проявление скрытой чернобыльской радиационной паники, например, имеет следующие причины:
- страх перед полной неопределенностью и непредсказуемостью общего воздействия радиации на человека;
- страх перед возможными последующими разрушениями в зоне атомной электростанции;
- страх перед зараженностью воздуха, воды, продуктов питания, земли, жилища, зданий и прочего;
- отсутствие постоянной правдивой информации об истинном положении;
- отсутствие для подавляющего большинства людей медицинского контроля, консультаций;
- постоянные слухи о гибели людей, облучении, заболеваниях, переполненности больниц
Ж Яи ПЖЯи \Я ПЖ7"€1 ТТЖ_ЖЖ€»СЖ
В автобус^ потерявшем управление
Рис. 3. Классификация паники по продолжительности
зараженными и др. (диапазон слухов огромен и включает самые нелепые и фантастические);
- отсутствие перспектив на переселение в чистые зоны, смену квартиры, работы и прочего;
Сущность скрытой паники определяется ее проявлениями, к которым относятся:
- средства массовой информации, подозрительность относительно достоверности сведений об истинном положении дел с радиацией;
- повышенная мнительность в отношении к своему самочувствию и самочувствию родных, близких, особенно детей, во многих случаях явное (завышение любых негативных признаков плохого самочувствия, резкое возрастание «онкофобии»);
- повышенные раздражительность, агрессивность, конфликтность (как следствие физического воздействия на организм или как влияние психических стрессов, в том числе и не связанных с чернобыльской аварией;
Индивидуальное выражение всех признаков паники варьируется в очень широком диапазоне -от истерического до мрачного, подавленного, апа-
тичного, отрешвишт/гповедениж^шмыимдашй&аз-ишкой в не
ное игнорирование опасностей радиации.
Динамика переходов скрытых форм паники в открытые формы логическому прогнозу не поддается. Катализаторами возникновения панических состояний могут быть информация, слухи, в том числе и малоправдоподобные или малозначимые.
Наличие опыта переживания длительной тревоги пребывания в состоянии скрытой паники позволяет выработать определенный иммунитет к вновь поступающим воздействиям негативного характера.
Литература
1. Моляко В.А. Особенности проявления паники в условиях экологического бедствия (на примере Чернобыльской атомной катастрофы)// Психологический журнал. 2002. Т.13. №2 С. 66 - 73
2. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В. Л. Марищук, В.И. Евдокимов - СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001. 60с.
3. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. - М.: АСТ,
Минск: Харвест, 2001. - 408 с.
Воронежский государственный технический университет
Число людей
FEATURES OF THE MENTAL CONDITION OF FEAR AND PANIC, THEIR CLASSIFICATION ALGORITHMS
G.A. Kvashnina
The nature panic consequences, genesis of biological fear and proizvoditsja construction of classification algorithms of difficult psychological conditions is considered. Dynamics perehodov the latent forms psychological in open forms on an example large radiating katastrofy is revealed
Key words: fear, a panic, genesis, algorithms