УДК 159.9.072 ББК 88
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ТРУДНЫХ
ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ
А.С. АВДЕЕНКО, ГБОУВПО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия
e-mail: [email protected]
Аннотация
Данная статья посвящена особенностям жизнестойкости человека в трудных жизненных обстоятельствах. Описаны критерии и структура жизнестойкости. Проведен теоретический анализ проблем жизнестойкости.
Ключевые слова: жизнестойкость, трудные жизненные обстоятельства, стрессовые ситуации, психическое здоровье человека, структура жизнестойкости.
Актуальность. В современных социальных условиях жизнестойкость, которая имеет личностную значимость, одна из сложнейших психологических проблем личности. Значимые личностные ситуации вносят особую напряженность в адаптацию, они требуют согласования самооценок и притязаний, возможностей личности в реальных условиях жизни. Данные ситуации несут для личности важные факторы развития, достижение значимых личностных целей и удовлетворение потребностей. Общество нуждается в людях, которые способны противостоять жизненным трудностям, достигать намеченных целей, включать механизмы защиты и саморегуляции, самореализовываться и развиваться как в личностном плане, так и в профессиональной деятельности, повышая уровень своей компетентности [2].
Изученная информация позволяет нам уточнить сущность жизнестойкости человека в трудных жизненных обстоятельствах, особенности и содержание субъективных факторов оказывающих влияние.
Д.А. Леонтьев описывает жизнестойкость, как меру способности личности выдерживать стрессовые ситуации, при этом сохраняя внутреннюю сбалансированность не снижая успешности деятельности. Феномен
жизнестойкости исследовался в пределах научного поиска факторов совладания в стрессовых ситуациях, а именно в профессиональной деятельности [5].
Существует много информации в психологических исследованиях о последствиях воздействия ускоряющего и технологичного ритма жизни, которые являются стрессовыми
факторами в жизни человека. Были описаны различные механизмы формирования невротических и деструктивных, а также тревожных личностей, в частности, теория З. Фрейда и его последователей (К. Юнга и А. Адлера), которых можно отнести к представителям психоанализа и др. Также и в концепции социально-психологического
благополучия, которая является основой личностного счастья, представленная в зарубежном направлении "Новая позитивная психология" (М. Селигман, К. Петерсон, М. Чиксентимихайи). Это и работы, которые посвящены психосоматическим заболеваниям, авторов таких работ как А.Б. Смулевич и др.
В исследовательских трудах не хватает концепций, объясняющих механизмы противостояния стрессам и сохранения счастья, здоровья. На наш взгляд наиболее близкую концепцию к нашему мировоззрению по данной тематике предложили Мадди и Кошаба. Данные авторы в своих исследованиях изучают связь "hardiness" и психического здоровья студентов и заключаются, что "hardiness" может отражать общий знаменатель психического здоровья человека.
В разные времена человечество интересовала проблема жизнестойкости как механизма личностного развития. Можно отметить, что понятие жизнестойкости представляет собой совокупность установок и навыков, которые могут изменить поведение при преодолении стрессовых ситуаций. По мнению разных ученых, когнитивное осмысление в различных стрессовых ситуациях является важнейшим толчком для прохождения трудностей в
успешное будущее [4, 6, 7]. Данный механизм связан с поиском смысла в такой ситуации.
Сложное структурированное
психологическое образование, определяемое как развивающая система убеждений, которые способствуют готовности управлять ситуациями повышенной сложности, представляет собой жизнестойкость. Содержание жизнестойкости характеризуется активностью, искренностью, пластичностью, интернальной локализацией контроля, экстраверсией [8].
Зарубежные ученые уделяют огромное значение изучению проблем, связанных с психологическим здоровьем человека. В работах зарубежных и отечественных авторов феномен жизнестойкости кроме базовых характеристик личности включает различные критерии: поведенческий (навыки
преодоления), когнитивный (оценка и осмысление ситуации), эмоциональный (реагирование в ложной ситуации), мотивационный (мотив деятельности) [9].
Некоторые ученые отмечают в жизнестойкости содержательную сторону: выбор ценностей, интеграцию позиций, поиск смысла в различных ситуациях, прояснение отношений, осознание интересов, а также практическую сторону: умения, навыки, развитие ресурсов и способ действий [10].
Проанализировав структуру жизнестойкости, можно выделить некоторые критерии, развитие
и соотношение которых поможет изменить отношение к стрессовым условиям среды. Избежать нарушения здоровья, изменить свою жизнь и себя можно увеличивая интерес к жизни и осмыслять ценность своего существования, себя как ценной личности с определенным набором ресурсов и качеств, которые помогают преодолевать сложные жизненные ситуации.
Теоретический анализ различных исследований позволил сделать выводы, что жизнестойкость в новых личностно значимых социальных условиях возникает и развивается под влиянием факторов: актуализация социально-психологических свойств
(обеспечение позитивной динамики процесса), актуализация продуктивного накопления личностного опыта (осознание взаимодействия множества факторов), актуализация социально-психологических свойств, адекватной социальной ситуации (свойства создающие импульс к изменению) [1, 3].
Таким образом, решения проблемы жизнестойкости в новой личностно значимой социальной ситуации, в нашем понимании, лежит идея исследований субъективных факторов актуализации социально-
психологических свойств, психодинамических свойств, адекватных социальной ситуации, актуализации способности продуктивного накопления личностного опыта.
Список литературы
1. Андреева А.С. Роль семьи в формировании личности ребенка /А.С. Андреева //Сборник статей международной научно-практической конференции "Оздоровление общества на основе укрепления института семьи и семейных ценностей". - Челябинск: Издательство Общество с ограниченной ответственностью "Край Ра". - 25.09.2015. - с. 611
2. Андреева А.С. Роль семьи в самоопределении и социальной адаптации студента высшего учебного заведения /А.С. Андреева, О.А. Качанова // Сборник статей международной научно-практической конференции "Оздоровление общества на основе укрепления института семьи и семейных ценностей". - Челябинск: Издательство Общество с ограниченной ответственностью "Край Ра". - 25.09.2015. - с. 12-18
3. Андреева А.С. Эмпирическое исследование ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста, проживающих в сельской местности /А.С. Андреева //Материалы III всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых "Психолого-социальная и медико-реабилитационная поддержка незащищенных слоев населения". - Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 11.12.2013 № 1(3). с. 12-15
4. Драчук Л.А. Проблемы профессиональной адаптации студентов-первокурсников медицинского вуза и пути их решения / Л.А. Драчук, Т.Н. Шамаева // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: IVВсерос. (VII внутривуз.) науч.-практ. конф.: сб. материалов. - 2016. - с. 41-45.
5. Леонтьев Д.А. Тест жизнестойкости /Д.А. Леонтьев, Е.И. Рассказова. - Москва: Смысл, 2006. - 63 с.
6. Максимова О.Г. Выбор будущей специальности студентами-медиками в зависимости от типа личности / О.Г. Максимова, О.В. Пешиков //В мире научных открытий. - 2010. - № 4-17. - с. 148-149.
7. Пешиков О.В. Психологические тесты как вариант подхода к выбору будущей медицинской специальности / О.В. Пешиков, О.Г. Максимова //Медицина и образование в Сибири. - 2010. - № 3. - с. 2.
8. Соболева Е.В. Жизнестойкость психологов / Е.В. Соболева // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. - 2014. - № 1 (14). - с. 91-94.
9. Соболева Е.В. Жизнестойкость как адаптационный ресурс иногородних студентов / Е.В. Соболева, О.А. Шумакова // Вестник Орловского государственного университета. - 2014. - № 2 (37). - с. 84-86. - (Серия "Новые гуманитарные исследования").
10. Соболева Е.В. Феномен жизнестойкости в зарубежных и отечественных исследованиях [Электронный ресурс] /Е.В. Соболева, О.А. Шумакова // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - Т. 2, № 5 (37). -URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34519.
PECULIARITIES OF HUMAN RESILIENCE IN DIFFICULT CIRCUMSTANCES
A.S. AVDEENKO, SUSMU, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]
Abstract
This article deals with the peculiarities of human resilience in difficult circumstances. We describe the criteria for viability and structure. The theoretical analysis of viability problems.
Keywords: vitality, difficult circumstances of life, stress, mental health, vitality structure.