Научная статья на тему 'Особенности проявления типов темперамента у студентов медицинского университета'

Особенности проявления типов темперамента у студентов медицинского университета Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
305
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМПЕРАМЕНТ / НЕЙРОТИЗМ / СТУДЕНТЫ / ДЕВУШКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калашникова А.А.

В настоящей работе представлены результаты исследования типов темперамента у студентов женского пола фармацевтического и педиатрического факультетов Саратовского ГМУ. им. В.И. Разумовского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления типов темперамента у студентов медицинского университета»

Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)

2019. Volume 9. Issue 3

Гуманитарные науки для медицины

ID: 2019-03-1151-A-18671 Краткое сообщение

Калашникова А.А.

Особенности проявления типов темперамента у студентов медицинского университета

ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Резюме

В настоящей работе представлены результаты исследования типов темперамента у студентов женского пола фармацевтического и педиатрического факультетов Саратовского ГМУ. им. В.И. Разумовского.

Ключевые слова: темперамент, нейротизм, студенты, девушки

Введение

Темперамент - это устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических свойств психики, которая определяется природными особенностями человека [3]. Тип темперамента откладывает отпечаток на все стороны личности, определяет ее эмоциональность и поведение, особенности познавательных процессов, жизненную активность. Существует 4 «чистых» типа темперамента:

1. холерический (сильный, неуравновешенный, подвижный), характеризующийся повышенной возбудимостью, яркостью эмоциональных переживаний;

2. сангвинический (сильный, уравновешенный, подвижный), отличающийся способностью быстро приспосабливаться к новым условиям, общительностью, преобладаем положительных эмоций, но недостаточной глубиной эмоциональных реакций;

3. меланхолический (слабый, неуравновешенный), которому присущи глубокие и устойчивые чувства при слабом их выражении, некоторая замкнутость, преобладание тормозных реакций;

4. флегматический (слабый, уравновешенный, инертный), которому свойственнен сравнительно низкий уровень активности поведения, присущи медлительность, спокойствие, глубина чувств.

Также Г.В. Судохольский выделяет смешанные типы [5]: холерически-сангвинический, сангвинически-флегматический, флегматико-меланхолический, меланхолически-холерический, нормальный тип.

Г. Айзенк вывел показатели темперамента по шкалам эктраверсии, интроверсии и нейротизма. Так, для холериков и сангвиников характерна экстравертированность, для меланхоликов и флегматиков - интровертированность. Высокий и средний уровень нейротизма присущ холерическому и меланхолическому типу темперамента; низкий и средний - сангвиническому и флегматическому [1].

Темперамент оказывает непосредственное влияние на учебную деятельность [4], на выбор способов исполнения деятельности [7], на способы организации умственной деятельности [2]. Учитывать индивидуально-психологических свойств студента необходимо для формирования индивидуального стиля учебной деятельности, оптимизации этой деятельности [8].

Обучение в медицинском вузе является одним из наиболее сложных, в связи со спецификой и емкостью изучаемого материала, исключительной значимостью и ответственностью. Чтобы будущий специалист был максимально эффективен и успешен в своей профессиональной деятельности, организация учебно-воспитательного процесса на всех этапах обучения в медицинском вузе должна опираться на индивидные, личностные и субъектные особенности студента, в том числе и на проявления темперамента [6].

В настоящее время представлено множество работ, посвященных исследованию особенностей темперамента у студентов. Однако, на данный момент недостаточно исследований данного феномена среди узких групп будущих специалистов. Поэтому, данная статья направлена на исследование типов темперамента студентов фармацевтического и педиатрического факультетов. Так как по статистическим данным среди фармацевтов и педиатров в подавляющем большинстве встречаются женщины, настоящее исследование своей целью ставит изучение данного феномена у студентов женского пола. Такое конкретное исследование будет полезно для создания более точного общего представления об особенностях проявления темперамента в студенческой среде.

Материал и методы

Исследование проводилось с помощью Личностного опросника Г.Айзенка, предназначенного для выявления темпераментных характеристик. Группу респондентов составили девушки, обучающиеся на фармацевтическом и педиатрическом факультетах Саратовского ГМУ им. В.И. Разумовского в количестве 68 человек (N=68).

Результаты

По результатам проведенного исследования было выявлено, что 24 девушкам (35%) характерен холерический тип темперамента, у 20 человек (29%) выражен сангвинический тип, у 12 студентов (18%) наблюдается меланхолический тип темперамента, флегматический и смешанный тип темперамента (сочетание холерического и меланхолического типов) характерен 6-и студентам (9%). Данные результаты представлены на диаграмме «Диаграмма №1».

Среди студентов фармацевтического факультета результаты распределились следующим образом: холерический тип - 12 чел., сангвинический тип - 10 чел., меланхолический тип - 6 чел., флегматический тип - 2 чел., смешанный тип (меланхолически-холерический) - 4 чел.

www.medconfer.com

© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2019

Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2019. Том 9. № 3

Меланхолик ■ Холерик ■ Сангвиник Флегматик ■ Смешанный тип

Рисунок 1. Распределение типа темперамента у студентов женского пола по опроснику Г. Айзенка

В группе студентов педиатрического факультета были получены следующие результаты: : холерический тип - 12 чел., сангвинический тип - 10 чел., меланхолический тип - 6 чел., флегматический тип - 4 чел., смешанный тип (меланхолически-холерический) - 2 чел.

Высокий уровень нейротизма выявлен у 32-х человек из 68-и.

Выводы

Проведенное исследование показало, что большинству студенток характерен холерический и сангвинический типы темперамента. Таким образом, большинству студенток присуща, экстравертированность, высокая эмоциональность, сила нервных процессов, энергичность, подвижность, импульсивность. Качественных отличий между распределением типов темперамента среди фармацевтического и педиатрического факультетов определено не было. Наименее выражен среди респондентов флегматический тип и смешанный (меланхолически-холерический) тип темперамента.

Можно предположить, что значительное преобладание лиц с направленностью вовне, склонностью к установлению контактов с окружающими среди девушек, обучающихся на фармацевтическом и педиатрическом факультетах, связано с выбором ими данных профессий. Ведь, несомненно, работа фармацевта и педиатра напрямую связана со взаимодействием с большим количеством людей.

Однако, высокий уровень нейротизма встречается почти у половины опрошенных студенток, что может указывать на преобладание среди респондентов лиц с эмоциональной неустойчивостью, у которых, при воздействии стрессовых, психотравмирующих ситуаций могут возникать расстройства невротического круга.

Литература

1. Айзенк Г. Личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка) / Альманах психологических тестов - М., 1995. С.217-224.

2. Гладышев Юрий Владимирович Взаимосвязь между шкалами темперамента и механизмами психологической защиты у студенток НГУЭУ // Сибирский педагогический журнал. 2016. №2. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/vzaimosvyaz-mezhdu-shkalami-temperamen... (дата обращения: 21.06.2018).

3. Головин С. Ю. Словарь психолога-практика. - 2-е изд. / С. Ю. Головин. - Ю. Мн.: Харвест, 2003. - 144 с.

4. Голубкова Г.И.Влияние индивидуальных психофизиологических особенностей на успеваемость студентов/ Г.И. Голубкова. - Медицинская сестра. 2009. № 3. С. 38-39.

5. Занковский, А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология» [Текст]. - 2-е изд. - М.: Флинта: МПСИ, 2002. - 648 с

6. Зайцева Вера Михайловна. Индивидуально-психологические особенности личности студентов и мотивы в выборе врачебной специальности (На материале медицинского вуза) : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 : Смоленск, 2004 199 с. РГБ ОД, 61:04-19/523

7. Материалы научной и научно-практической конференции профессорско преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (17 мая - 13 июня 2013 года, г. Краснодар) [Влияние темперамента студента на обучение]: материалы конференции / ред. коллегия С. М. Ахметов, А. А. Тарасенко, Г. Д. Алексанянц, Ю. К. Чернышенко, М. М. Шестаков, А. И. Погребной. - Краснодар: КГУФКСТ, 2013 - 304 с.

8. Сухотина Е. В., Хакимова Н. Р. Связь свойств темперамента с индивидуальным стилем учебной деятельности студентов-психологов // Вестник КемГУ. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/svyazsvoystv-temperamenta sindividualnym-stilem-uchebnoy-deyatelnosti-studentovpsihologov (дата обращения: 10.06.2018).

© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2019

www.medconfer.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.