Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
648
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стресс / школьник / студент / процесс обучения / стрессоустойчивость / stress / schoolboy / student / learning process / stress tolerance

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — З.И. Гадаборшева, Ш.И. Булуева, М.Р. Бекова

В статье автор рассматривает стрессоустойчовсть у школьников и студентов в процессе обучения. Переход от средней школы к старшей, а также прием молодежи в учебное заведение и дальнейшее обучение в университете способствуют созданию напряженной ситуации. Авторы делают акцент на происходящей смене образа жизни, системы обучения, форм контроля, где выпускникам необходимо в короткие сроки адаптироваться к новым условиям. Учебный процесс в институте для многих студентов становится стрессовой ситуацией. В связи с этим изучение методов накопления учащимися личного потенциала стрессоустойчивости и средств развития социальной устойчивости в образовательном процессе приобретает сегодня особое значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STRESS TOLERANCE IN SCHOOLCHILDREN AND STUDENTS IN THE LEARNING PROCESS

In the article, the authors examine the stress resistance of schoolchildren and students in the learning process. The transition from high school to high school, as well as the admission of young people to an educational institution and further study at the university contribute to creating a tense situation. The authors focuse on the ongoing change in lifestyle, change in the training system, forms of control, where graduates need to adapt to new conditions in a short time. The educational process at the institute becomes a stressful situation for many students. In this regard, the study of methods for accumulating students’ personal potential for stress resistance and means of developing social stability in the educational process is of particular importance today. Stress is a natural and necessary non-specific reaction of the body, provides the prerequisites for optimal physiological and mental adaptation. Intensity, duration and recurrence of stressors can exceed the natural capabilities of the body, resulting in a failure of adaptation, leading to severe, up to death, consequences.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ»

УДК 378

Gadaborsheva Z.I., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Pedagogy and Preschool Psychology, Chechen State Pedagogical University

(Grozny, Russia), E-mail: bekovama@mail.ru

Bulaeva Sh.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Preschool Psychology, Chechen State Pedagogical University

(Grozny, Russia), E-mail: bekovama@mail.ru

Bekova M.R., senior teacher, Department of Pedagogy and Psychology, Ingush State University (Nazran, Russia), E-mail: bekovama@mail.ru

FEATURES OF STRESS TOLERANCE IN SCHOOLCHILDREN AND STUDENTS IN THE LEARNING PROCESS. In the article, the authors examine the stress resistance of schoolchildren and students in the learning process. The transition from high school to high school, as well as the admission of young people to an educational institution and further study at the university contribute to creating a tense situation. The authors focuse on the ongoing change in lifestyle, change in the training system, forms of control, where graduates need to adapt to new conditions in a short time. The educational process at the institute becomes a stressful situation for many students. In this regard, the study of methods for accumulating students' personal potential for stress resistance and means of developing social stability in the educational process is of particular importance today. Stress is a natural and necessary non-specific reaction of the body, provides the prerequisites for optimal physiological and mental adaptation. Intensity, duration and recurrence of stressors can exceed the natural capabilities of the body, resulting in a failure of adaptation, leading to severe, up to death, consequences.

Key words: stress, schoolboy, student, learning process, stress tolerance.

З.И. Гадаборшева, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный,

E-mail: sovdat@list.ru

Ш.И. Булуева, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: sovdat@list.ru

М.Р. Бекова, ст. преп., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Назрань, E-mail: bekovama@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

В статье автор рассматривает стрессоустойчовсть у школьников и студентов в процессе обучения. Переход от средней школы к старшей, а также прием молодежи в учебное заведение и дальнейшее обучение в университете способствуют созданию напряженной ситуации. Авторы делают акцент на происходящей смене образа жизни, системы обучения, форм контроля, где выпускникам необходимо в короткие сроки адаптироваться к новым условиям. Учебный процесс в институте для многих студентов становится стрессовой ситуацией. В связи с этим изучение методов накопления учащимися личного потенциала стрессоустойчивости и средств развития социальной устойчивости в образовательном процессе приобретает сегодня особое значение.

Ключевые слова: стресс, школьник, студент, процесс обучения, стрессоустойчивость.

В настоящее время условия жизни современного человека часто называют экстремальными и способствующими развитию стресса. Это приводит к общему снижению безопасности человека. Во времена экономических и других кризисов жизнеспособность или устойчивость отдельного человека становится важной. Стресс снижает эффективность и качество исполнения обязанностей лицами, занимающимися профессиональной или образовательной деятельностью. Таким образом, переход от средней школы к старшей, а также прием молодежи в учебное заведение и дальнейшее обучение в университете способствуют созданию напряженной ситуации. Происходит смена образа жизни, системы обучения, формы контроля. Выпускникам необходимо в короткие сроки адаптироваться к новым условиям. Благополучие ученических адаптаций можно определить по качеству первой сессии. Учебный процесс в институте для многих студентов становится стрессовой ситуацией [1 - 10].

Этому способствуют ежедневные стрессы из-за нехватки времени при попытке справиться с проблемами в обучении, такими как подготовка к экзаменам и занятиям дома. Кроме того, процесс обучения в вузе за 4 года становится стрессовой ситуацией для многих студентов. Этому также способствует стресс из-за нехватки времени на работу, личную жизнь и в решении повседневных проблем. Стресс, испытываемый студентами и школьниками, влияет на успехи в учебе, поведение, устойчивость и т.д. Поэтому проблема заключается в том, что учащиеся испытывают заметный эффект стресса, который угрожает их психологическому здоровью, жизненной силе, стрессоустойчивости, способствует демотивации обучения, снижает уровень самореализации и академических результатов в учебной деятельности.

Школьники, в свою очередь, имеют более узкий спектр стрессоров, они по-прежнему не осознают ответственности, поскольку школьники не так озабочены успеваемостью, не думают о повседневных проблемах, живя с родителями.

Первоначально феномен стресса понимался как крайне негативное явление, однако в процессе поиска проблемы ошибка этого подхода становилась все более очевидной. В целом в современных исследованиях стресс понимается следующим образом: это любой стимул достаточной силы, как отрицательный, так и положительный, вызывающий психическое напряжение и нервное возбуждение.

Стресс - это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Именно такое определение дал открытому им явлению доктор медицины и химии Ганс Селье [12].

«Стрессонеустойчивых» индивидов характеризует, прежде всего, наибольшая «ригидность» по отношению к стрессорам. Это объясняется отсутствием гибкости в установках, понятиях; лёгкости в адаптации поведения в соответствии с условиями. При воздействии неблагоприятных факторов они обнаруживают крайне завышенную эмоциональность, возбудимость, значительную неуравнове-

шенность. Им не свойственно быстрое принятие адекватных и конструктивных решений в условии воздействия стрессора [5].

«Стрессотренируемые» индивиды способны в большей мере адаптироваться к изменяющимся условиям. Однако для такой адаптации характерна замедленность и постепенность. В случае же скорых и глобальных перемен такие индивиды проявляют склонность к развитию депрессии и повышенной агрессивности. Однако при многократном воздействии сходных стрессоров у них проявляется своеобразное «привыкание». Их реакции становятся более адекватными, поведение рассудительным, деятельность продуктивной. Упоминается, что эмоционально зрелые и опытные представители этой группы способны быть лидерами в экстремальных ситуациях.

«Стрессотормозных» индивидов отличает крайняя жёсткость их взглядов, принципов, установок. Однако им свойственна возможность быстро и кардинально изменить ту или иную сферу своей жизни под влиянием действительно значимых факторов. В случае неожиданной экстремальной ситуации они хорошие лидеры. Когда же стрессоры следуют со значительной частотой и, главное, длительностью, они постепенно теряют присутствие духа. Особенно заметно у представителей этой группы в такой ситуации значительное усиление эмоциональной лабильности.

«Стрессоустойчивые» индивиды показывают наилучшую приспособляемость к изменяющимся условиям, вне зависимости от характера этих условий, их длительности и интенсивности оказываемого стрессового воздействия [5].

Значительным недостатком представителей этой группы можно считать их крайне негативное отношение к стабильности жизненных факторов (в силу свойственной им подвижности психических процессов). Нередко сами стрессоустойчивые индивиды провоцируют возникновение перемен, «острых» ситуаций, конфликтов. Также характерно для них уклонение от результатов вызванных ими ситуаций, а также часто проявляется неспособность брать на себя ответственность за неблагоприятный исход спровоцированных ими событий [11].

В силу подвижности психических процессов такие люди, как правило, являются представителями «опасных» профессий. Такая деятельность приносит им эмоциональное удовлетворение более любой другой [3, с. 20 - 26].

И всё же принципиально важно помнить о некоторой поверхностности таких людей, склонности к импульсивным, необдуманным поступкам и частой неспособности к принятию ответственности. Особенное значение это принимает в случае выбора ими профессии, которая может принести непоправимый вред не только им самим, но и окружающим [9].

Стресс, являющийся естественной и необходимой неспецифической реакцией организма, обеспечивает предпосылки к оптимальной физиологической и психической адаптации. Интенсивность, длительность и повторяемость стрессоров может превысить естественные возможности организма, в результате чего развивается срыв адаптации, ведущий к тяжёлым, вплоть до гибели, последстви-

ям. Уровень стрессоров, которые без вреда для себя может вынести индивид, определяется рядом факторов как врождённых, так и приобретённых (функциональное состояние организма).

Также путём целенаправленного самосовершенствования индивид способен развить в себе значительную устойчивость к стрессорам: физическим, эмоциональным и психологическим [1, с. 17 - 19].

В.П. Зинченко понимает стресс как «состояние психического стресса, возникающее у человека в процессе деятельности в самых сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и особых обстоятельствах» [2].

Процесс формирования личности в юношестве обусловлен необходимостью в решении задач социального и личностного самоопределения на данном этапе. В исследовании В.И. Дунай, В.Н. Сидоренко, Н.П Аринчиной, О.И. Августи-нович приводятся экспериментальные данные комплексных оценок проявлений экзаменационного стресса у студентов (оценке подвергались когнитивные, поведенческие признаки стресса, его эмоциональные и физиологические симптомы) [6, с. 44 - 47].

В процессе экспериментальной работы авторы установили, что наибольший «вес» имеют эмоциональные и когнитивные проявления стресса при достаточно выраженной симптоматике физиологических реакций. При этом результаты, полученные авторами, свидетельствуют о существовании устойчивых, часто встречающихся симптомов и показателей стресса.

Подростковый период - это этап существенных физических изменений в организме учащегося. Период полового созревания нарушает гормональный фон, который потрясает его психику. Противоречие создается между ним и идеалом.

Проблемы возникают из-за собственной неловкости и отсутствия какого-либо статуса для его общества. Некоторые дети, будучи подростками, начинают экспериментировать с алкоголем, курением и т.д.

Ребенок, который следует моральным семейным правилам, может испытывать давление со стороны сверстников, которые могут спровоцировать и обвинить его в том, что он «не крутой», «ботаник». Растущий ребенок не только сохраняет свой статус среди сверстников, но и пытается самостоятельно зарекомендовать себя в семье. Его поведение часто приводит к недовольству родителей, они пытаются контролировать ребенка и стараются его защитить. Родители не хотят понимать, что их дети уже не маленькие, это приводит к семейным спорам и недопониманию. У подростка возникает чувство разочарования.

Как правило, в подростковом возрасте мальчики сталкиваются с первым романтическим увлечением. Стресс может вызвать страх отказа, конкуренции, первых ссор, ревности, разлуки.

Подросток учится строить новые отношения со сверстниками, дружба детей переходит в новые фазы с опытом более серьезных конфликтов.

Войдя во взрослый мир со всем этим, ребенок не может сразу справиться. Очень важно вовремя признать, что он в стрессе. Это можно понять по изменениям в его поведении. В большинстве случаев это повышенный уровень раздражительности и неадекватная реакция на незначительные трудности, снижение

Библиографический список

активности и, как следствие, уменьшение количества выполненных заданий, частое желание спорить, уныние, жалость к себе, учащенное сердцебиение, сыпь, потливость, расстройство желудка и т.д.

Подростку легче переносить учебу в школе без особых усилий получать хорошие оценки. Соперничество в школе может показаться настолько пугающим, что у него начинаются спазмы в животе и головные боли даже при виде школы.

Характеристикой в подростковом возрасте можно назвать сосредоточенность на себе, своих проблемах. Это выражается в том, что внимание окружающих очень важно для развивающейся личности. Безразличное отношение коллег и родителей к достижениям и успехам тяжело переносится, они стремятся к пониманию, одобрению, восхищению. У них очень острая потребность в друзьях.

Подростки в основном должны общаться с друзьями, любить и понимать семью, близких людей, привлекая внимание окружающего общества к себе в самосознании. Основными чертами подростков можно считать эгоцентризм, стремление к независимости, самостоятельность, отношения с противоположным полом.

Подросток не видит себя вне общения со сверстниками и друзьями. Дружба для него очень важна: она дает возможность измерить физические и духовные силы со своими сверстниками, проанализировать себя и других, почувствовать свою индивидуальность. Как в зеркале, он смотрит на оценку людей, важных для него, и корректирует свои представления о себе. По этой причине оценка и дружеская эмоциональная поддержка родителей и учителей имеют для него первостепенное значение.

Важнейшим этапом в формировании личности и будущей профессии, в социализации личности является этап студенчества. В качестве основополагающего фактора построения образовательного процесса университета является изменение личности студента, выступающего субъектом будущей профессиональной деятельности. Данное обстоятельство указывает на особую важность решения проблемы преодоления стресса студентами университета, поскольку это влияет на их личностное и профессиональное развитие [10].

И.С. Кон отметил, что «возрастные категории во многих, если не во всех языках, изначально обозначаются не столько хронологически, сколько социальным статусом, социальным статусом» [8].

В то же время юношеский возраст не может дать человеку ничего с точки зрения развития способности к размышлениям и духовности. По истечении этого времени взрослый человек может оставаться в психологическом статусе подростка.

Новообразования подросткового возраста охватывают когнитивные, эмоциональные, мотивационные и произвольные области психики. Они также проявляются в структуре личности: в интересах, потребностях, наклонностях, в характере.

В связи с этим изучение методов накопления учащимися личного потенциала стрессоустойчивости и средств развития социальной устойчивости в образовательном процессе приобретает сегодня особое значение.

1. Aбасзаде СА Взаимосвязь между методами преодоления стрессов и формирования личностных особенностей учащихся. Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012; № (18): 17 - 19.

2. Большой психологический словарь. Москва, 2003.

3. Браун Т.П. Aдаптация студентов к условиям обучения в вузе как фактор активного взаимодействия личности с образовательной средой. Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. 2007; Т. 13, Выпуск 3: 20 - 26.

4. Бусловская Л.К., Рыжкова Ю.П. Aдаптационные реакции у студентов при экзаменационном стрессе. Научные ведомости. Серия: Естественные науки. 2011; Выпуск 17, № 21 (116): 46 - 51.

5. Гринберг Дж. Управление стрессом. Санкт-Петербург: Питер, 2004.

6. Дунай В.И., Сидоренко В.Н., Aринчина Н.Г, Aвгустинович О.И. Особенности проявления стресса у студентов с учетом условий их проживания. Военная медицина: научно-практический рецензируемый журнал. Белорусский государственный медицинский университет. 2012; № 2: 44 - 47.

7. Коган Б.М. Стресс и адаптация. Москва, 2009.

B. Кон И.С. Психология ранней юности. Москва; 19B9.

9. Кузнецова Е.В., Петровская В.Г., Рязанцева СА Психология стресса и эмоционального выгорания: учебное пособие для студентов факультета психологии. Куйбышев, 2012.

10. Розова ВА Психофизиологическая адаптация студентов первого курса к обучению в вузе. Концепт. 2017; Выпуск № S3 62: 1 - 4.

References

1. Abaszade S.A. Vzaimosvyaz' mezhdu metodami preodoleniya stressov i formirovaniya lichnostnyh osobennostej uchaschihsya. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya. 2012; № (18): 17 - 19.

2. Bol'shoj psihologicheskij slovar'. Moskva, 2003.

3. Braun T.P. Adaptaciya studentov k usloviyam obucheniya v vuze kak faktor aktivnogo vzaimodejstviya lichnosti s obrazovatel'noj sredoj. VestnikKostromskogo gosudarstvennogo universiteta imeni N.A. Nekrasova. 2007; T. 13, Vypusk 3: 20 - 26.

4. Buslovskaya L.K., Ryzhkova Yu.P. Adaptacionnye reakcii u studentov pri 'ekzamenacionnom stresse. Nauchnye vedomosti. Seriya: Estestvennye nauki. 2011; Vypusk 17, № 21 (116): 46 - 51.

5. Grinberg Dzh. Upravlenie stressom. Sankt-Peterburg: Piter, 2004.

6. Dunaj V.l., Sidorenko V.N., Arinchina N.G., Avgustinovich O.I. Osobennosti proyavleniya stressa u studentov s uchetom uslovij ih prozhivaniya. Voennaya medicina: nauchno-prakticheskij recenziruemyj zhurnal. Belorusskij gosudarstvennyj medicinskij universitet. 2012; № 2: 44 - 47.

7. Kogan B.M. Stress i adaptaciya. Moskva, 2009.

B. Kon I.S. Psihologiya rannejyunosti. Moskva; 1989.

9. Kuznecova E.V., Petrovskaya V.G., Ryazanceva S.A. Psihologiya stressa i 'emocional'nogo vygoraniya: uchebnoe posobie dlya studentov fakul'teta psihologii. Kujbyshev, 2012.

10. Rozova V.A. Psihofiziologicheskaya adaptaciya studentov pervogo kursa k obucheniyu v vuze. Koncept. 2017; Vypusk № S3 62: 1 - 4.

Статья поступила в редакцию 02.12.20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.