Научная статья на тему 'Стрессоустойчивость старшеклассников как одно из средств развития психического здоровья'

Стрессоустойчивость старшеклассников как одно из средств развития психического здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2905
350
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШЕКЛАССНИКИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / СТРЕССОВЫЕ ФАКТОРЫ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / STRESS RESISTANCE / HIGH SCHOOL STUDENTS / PSYCHOLOGICAL HEALTH / STRESS FACTORS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кубашичева Любовь Нануовна

Проблема формирования стрессоустойчивости старших школьников в процессе обучения на сегодняшний день вызывает тревогу, так как боязнь неудачи в процессе обучения является стрессовым фактором, плохо влияющим на здоровье старшеклассника и его учебную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кубашичева Любовь Нануовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Seniors’ resistance to stress as one of development tools of mental health

The problem related to formation of resistance to stress in the senior school students arouses anxiety today since fear of failure in the course of training is the stressful factor which is badly influencing health of the senior and his educational activity.

Текст научной работы на тему «Стрессоустойчивость старшеклассников как одно из средств развития психического здоровья»

Seniors’ resistance to stress as one of development tools of mental health

Kubashicheva Lyubov Nanuovna, Professor of Adyghe State University, Doctor of Pedagogical Sciences E-mail: azimaka@list.ru

Seniors’ resistance to stress as one of development tools of mental health

Abstract: The problem related to formation of resistance to stress in the senior school students arouses anxiety today since fear of failure in the course of training is the stressful factor which is badly influencing health of the senior and his educational activity.

Keywords: Stress resistance, high school students, psychological health, stress factors.

Кубашичева Любовь Нануовна, доктор педагогических наук, профессор Адыгейского государственного университета E-mail: azimaka@list.ru

Стрессоустойчивость старшеклассников как одно из средств развития психического здоровья

Аннотация: Проблема формирования стрессоустойчивости старших школьников в процессе обучения на сегодняшний день вызывает тревогу, так как боязнь неудачи в процессе обучения является стрессовым фактором, плохо влияющим на здоровье старшеклассника и его учебную деятельность.

Ключевые слова: Стрессоустойчивость, старшеклассники, психологическое здоровье, стрессовые факторы.

В настоящее время в России, как на государственном уровне, так и в обществе в целом происходит качественный сдвиг в осознании ценности жизни и здоровья. Путь к психическому здоровью — это путь к интегральной личности, не разрываемой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностью в себе. На этом пути важно старшеклассникам научиться познавать особенности своей психики, что позволит не только предупреждать возникновение болезней, укреплять свое физическое и психическое здоровье, но и совершенствовать самих себя и свое взаимодействие с внешним миром.

Актуальность проблемы формирования стрессоустойчивости старшеклассников и поиск путей предотвращения стрессов в учебном процессе возрастает по разным причинам, среди которых следующие: наличие сложнейших возрастных проблем у подростков (новые отношения со взрослыми и сверстниками, особенности Я-концепции, подростковый пубертат), недостаточная эффективность системы психолого-педагогической помощи и поддержки учащихся с низкой стрессоустойчивостью в условиях школьного обучения; отсутствие в учебной программе занятий по профилактике стрессовых состояний школьников и формированию стрессоустойчивости как необходимого компонента их здоровья.

Стрессовые факторы, их влияние на здоровье старшеклассников, взаимосвязь их личностных свойств и возрастных особенностей со стрессовой устойчивостью, определяют исследовательский и научный интерес к данной проблеме.

Противоречие между отсутствием системы психологических и социальных технологий формирования стрессоустойчивости у старшеклассников, и необходимостью профилактических мероприятий, основанных на методиках психологической коррекции стресса. В нашей стране проблема формирования стрессоустойчивости старших школьников в процессе обучения на сегодняшний день вызывает тревогу, так как боязнь неудачи в экзаменационной ситуации является стрессовым фактором, плохо влияющим на здоровье старшеклассника и его учебную деятельность.

Изучение проблемы стресса и адаптации личности к различным трудным (стрессовым) ситуациям социальной действительности первоначально было проведено Г. Селье (1950 - 60 гг.), на сегодняшний день активно развивается как за рубежом (Billings A. G., Carver C., Cohen F., Davidson L. M., Folkman S., Lazarus R., Locke E. A., Moos R. H., Singer J. E., Taylor M. S., Thoits P., Vitaliano P., Weber H. И др.), так и в нашей стране (Ан-цыферова Л. И., Бодров В. А., Грановская Р. М., Дементий Л. И., Демин А. Н., Джидарьян И. А., Дикая Л. Г.,

171

Section 9. Psychology

Крюкова Т Л., Леонова А. Б., Махнач А. В., Музды-баев К., Нартова-Бочавер С. К., Никольская И. М., Правдина Л. Р., Хазова С. А. и др.). В настоящее время исследована взаимосвязь между дезадаптацией и акцентуациями характера, возникающими у подростков с их избирательной чувствительностью к эмоциональному отвержению со стороны взрослых, недостатку внимания со стороны педагогов к личностным особенностям подростков, которые отражены в работах А. Е. Личко, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. Выявлено, что эффективность формирования стрессоустойчивости старшеклассников зависит от ряда факторов: от психологической и педагогической культуры учителей и родителей, от уровня их принятия (эмпатии), наличия взаимопонимания между взрослыми и старшеклассником, а также владения знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного преодоления стресса.

В старшем школьном возрасте происходят серьезные изменения личности. Наиболее яркая характеристика данного периода — личностная нестабильность, неустойчивость. Она проявляется в тревожности, противоречивости чувств, нравственной неустойчивости, колебаниях самооценки, что обусловливает низкую стрессоустойчивость. Для того чтобы противостоять стрессовым ситуациям, обучающимся в старших классах нужно научиться управлять своей психической деятельностью, развивать эмоциональную стабильность.

Стрессоустойчивость, так же как и другие личностные свойства, формируется в деятельности. Учебная деятельность, по мнению Л. С. Выготского, является формой реализации способностей ученика. Не менее важная функция учебной деятельности — социальная. Именно в учебной деятельности подросток включается в систему учебных отношений, усваивает моральные ценности и социальные нормы, приобретает опыт межличностного общения. Поэтому важна такая организация учебного процесса, которая наряду со снижением конфликтогенности учебной деятельности позволит решить и задачу формирования стрессоустойчивости.

Факторы, влияющие на стрессоустойчивость:

- психологическая компетентность, т. е. осознание своих личностных, психофизиологических качеств; знания симптомов, характеристик и картины стрессового состояния; осознание его последствий;

- жизненный опыт, в том числе поведение в тех или иных ситуациях, способ реагирования, сложившиеся отношения;

- личностные особенности, в том числе направленность, мотивация, уровень личностной саморегуляции, готовность к активным действиям, владение психорегулятивными технологиями поведения; умение строить межличностные отношения.

Таким образом, основными факторами, влияющими на стрессоустойчивость являются физиологический, поведенческий и субъективный, социально-психологический фактор, в первую очередь изменения в общении, а также психологический фактор стресса. Существенную роль в развитии стрессоустойчивости играют возрастные психологические особенности индивида, относящиеся в первую очередь к социально-психологическому фактору.

Среди актуальных потребностей старших школьников можно выделить следующие: потребность в самопознании, в самооценке, в самоопределении, в самовоспитании; в психологической и эмоциональной независимости, в достижении определенного социального статуса и др. Подчеркнем, что речь идет не просто о детях подросткового возраста, а о старшеклассниках [4]. Можно отметить следующие противоречия в развитии личности старшеклассников.

Первое противоречие — между исключительной сконцентрированностью старшеклассников на собственной личности и насущной потребностью в общении со сверстниками.

Второе противоречие — между притязанием старшеклассников на взрослость, на самостоятельность, материальной и эмоциональной зависимостью от взрослых, отсутствием достаточного жизненного опыта.

Сосредоточенность на себе, своих проблемах выражается в том, что для формирующегося человека чрезвычайно важно внимание окружающих к его личности, их неравнодушное отношение к достижениям и удачам. Понимания, одобрения, восхищения ищет подросток у друзей и родителей. Эмоциональная зависимость подростков от взрослых находит свое выражение в жажде глубокого понимания родителями, взрослыми [2].

Актуальные (но неосознаваемые самими старшеклассниками) потребности вступают в противоречие с рационально сформулированными целями развития. Старшие школьники самостоятельно не могут осознать свои потребности на рациональном уровне: осуществлять рефлексию, анализ «Я» им мешает незрелость собственной личности. Но эти потребности присутствуют в структуре личности, существенно влияя на поведение и образ жизни. Старшеклассники очень нуждаются в общении с друзьями, в любви

172

Factors of suicidal behavior

и понимании родителей, близких людей, во внимании окружающих людей к себе, в самопознании. Их основными особенностями можно считать следующие: сконцентрированность на собственной личности, стремление к самостоятельности, независимости, взаимоотношениям с противоположным полом [5]. У старшеклассников значимым источником травмирующего воздействия может стать самостоятельная работа или предстоящий экзамен, что требует от школьника высокой стрессоустойчивости.

Таким образом, можно выделить основные психологические особенности старшеклассников, которые можно использовать при формировании

стрессоустойчивости: потребности в самостоятельности, в самопознании, в самооценке, в самоопределении, в самовоспитании, в психологической и эмоциональной независимости — сконцентрированность на собственной личности. Стрессоустойчивость у старшеклассников может быть повышена путем увеличения собственных степеней личностной свободы (ролей) через присоединение к своему осознанному «Я» еще множества других «Я — образов». Тогда вероятность расхождения между модальностями «Я» будет сведена к минимуму, что, несомненно, способствует укреплению психического здоровья старшеклассника.

Список литературы:

1. Василюк Ф. Е. Психология переживаний. - М.: 2002. - 167 с.

2. Выготский Л. С. Проблема возраста: учеб. пособие. - М., 1984. - 247 с.

3. Грецов А. Практическая психология для подростков и родителей: учеб. пособие. - СПб.: Питер, - 2008. - 224 с.

4. Колюцкий В. Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека/В. Н. Колюцкий, И. Ю. Кулагина. - М. - 2001. - 464 с.

5. Кон И. С. Психология старшеклассников. - М: Москва, - 2003. - 247 с.

Turdimatova Iroda Gayratova, Tashkent Islamic university, Senior researcher E-mail: aish09@mail.ru

Factors of suicidal behavior

Abstract: Risk factors for suicide vary by age, gender, psychiatric disorders, drug misuse, cultural, family and social situations that contribute to the development of suicidal behavior. The best way to minimize the risk of suicide is to know the risk factors and to recognize the warning signs of suicide.

Keywords: suicide, suicidal behavior, risk factors, influence.

Турдиматова Ирода Гайратовна, Ташкентский исламский университет, старший научный сотрудник E-mail: aish09@mail.ru

Факторы суицидального поведения

Аннотация: Факторы риска самоубийства зависит от возраста, пола, психических расстройств, наркомании, культурных, семейных и социальных ситуациях которые способствуют развитию суицидального поведения. Лучший способ уменьшить риск суицида знать факторы риска и распознать симптомы самоубийства. Ключевые слова: суицид, суицидальное поведение, факторы риска, влияние.

В последнее десятилетие внимание социологов, психологов, психиатров и юристов многих стран мира привлекает проблема самоубийств. От самоубийств погибают лица разного возраста, пола, профессий, образовательного и культурного уровня. Увеличение количества суицидов и покушений на самоубийство,

происходящее в большинстве стран мира, отрицательно сказывается на состоянии экономики, общественного порядка, нравственных и духовных устоях. Самоубийства являются одной из острейших проблем современного общества. Они занимают ведущее место среди причин смертности трудоспособного

173

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.