Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
41
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / ФАКТОРЫ / ПРИЧИНЫ / СИМПТОМЫ / СТАДИИ / СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белкина К.Ю.

В статье рассматриваются вопросы синдрома эмоционального выгорания учителей, работающих в условиях общеобразовательных и специальных коррекционных образовательных учреждений. Содержание статьи включает теоретические положения о синдроме эмоционального выгорания, причины его возникновения и проявления в профессиональной деятельности учителей, симптомы, стадии данного синдрома, методы профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

П

С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

К.Ю. Белкина

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются вопросы синдрома эмоционального выгорания учителей, работающих в условиях общеобразовательных и специальных коррекционных образовательных учреждений. Содержание статьи включает теоретические положения о синдроме эмоционального выгорания, причины его возникновения и проявления в профессиональной деятельности учителей, симптомы, стадии данного синдрома, методы профилактики.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, факторы, причины, симптомы, стадии, специальное образование, общее образование.

Впервые термин «синдром эмоционального выгорания» был введен в 1974 году американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергом, и понимается, как проявляющееся нарастающее эмоциональное истощение, потеря мотивации и ответственности.

© К.Ю. Белкина, 2022.

Научный руководитель: Веденеева Екатерина Владимировна - кандидат психологических наук, доцент, Челябинский государственный университет, Россия.

Синдром эмоционального выгорания изучали многие зарубежные исследователи, среди которых наиболее известны: К. Маслач, С. Джексон, К. Чернисс, А. Пайнз, Э. Аронсон, А. Лэнгле и др. Отечественные исследователи, занимающиеся вопросом синдрома эмоционального выгорания: В.В. Бойко, В.Е. Орлова, А.А. Рукавишников, Н. Водопьянова, Т.И. Ронгинская, Н.П. Фетискин, В.Е. Орел и др.

Изучая данный феномен, исследователи выявили, что он является результатом внутреннего конфликта человека с действительностью, изменить которую вызывает сложность, и человек в борьбе с существующими проблемами истрачивает собственные эмоциональные ресурсы. Такое психологическое состояние не является показателем болезни, но его можно обозначить, как «предболезненное состояние», которое проявляется в форме дезадаптации, промежуточное от нормы к болезни [10]. В настоящее время нет определенной концепции относительно природы и механизмов возникновения синдрома эмоционального выгорания, его структуры и глубинного содержания.

На сегодняшний день наиболее подходящей является концепция эмоционального (профессионального) выгорания К. Маслач и С. Джексона, которые предложили трехкомпонентную модель эмоционального выгорания. Модель представлена тремя составляющими: первым показателем является -эмоциональное истощение (исчерпанность собственных эмоциональных ресурсов, эмоциональная перенасыщенность); второй показатель - это деперсонализация (деформации отношений с другими людьми); третий показатель - это редукция личных достижений (чувства беспомощности и бессмысленности своего существования, своей профессиональной деятельности) [15].

Если обобщить различные теории и подходы к пониманию синдрома эмоционального выгорания, то можно выделить основные характеристики данного феномена. Таким образом, эмоциональное выгорание - это: 1. процесс, который имеет конкретные фазы своего развития; динамика развития выгорания заключается в процессе роста эмоционального истощения [16]; 2. своеобразное состояние умственного, эмоционального и психического истощения, связанное с профессиональной деятельностью и возникающее у психически здоровых людей, ранее успешно функционировавших на определенном уровне профессионального мастерства [6]; 3. постоянная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов [3]; 4. дисфункция, вызванная в профессиях типа «человек-человек» (учителя, медицинский персонал, социальные работники, работники правоохранительных органов, психологи и т. д.), где главным предметом труда являются человеческие проблемы и трудности [6]; 5. механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций, в ответ на психотравмирующие воздействия, выработанный личностью с целью экономии своих энергетических затрат обычно в профессиональном поведении [1].

Обобщая разновидности последствий синдрома эмоционального выгорания, можно выделить следующие: понижение эмоционального фона, равнодушие, эмоциональная перенасыщенность, опустошенность и истощенность; психологическая неустойчивость личности как склонность к демонстрации невротических, психотических или просто опасных для других людей моделей поведения; болезненное разочарование в работе, снижение качества работы и коммуникаций (деформации профессиональных отношений, избегание и дистанцирование, пренебрежение обязанностями по отношению к другим); негативизм относительно своих профессиональных достижений и возможностей, самонеприятие; снижение физического потенциала, психосоматические расстройства; дезинтеграция личности «как потеря организующей роли высшего уровня психики в регуляции поведения и деятельности, распад иерархии жизненных смыслов, ценностей, мотивов, целей [8].

Таким образом, нарушения могут задевать различные стороны личности и её профессиональной деятельности: межличностные, поведенческие и психофизиологические [3].

Проблема синдрома эмоционального выгорания учителей существовала всегда, объясняется это спецификой педагогической деятельности, ее высокой эмоциональной включенностью, ответственностью и большим количеством социальных контактов. Помимо роста требований к учителю со стороны общества, фактором стресса является и рост неудовлетворенности профессией, нереализованных возможностей, присущих длительному стажу педагогической деятельности, чем больше учитель работает в сфере образования, тем сильнее проявляются его профессиональные деформации, непосредственно влияющие на реакции и стиль поведения в трудных ситуациях [13].

Особая проблема синдрома эмоционального выгорания учителей, связана с системой специального коррекционного образования, поскольку здесь есть своя, еще более эмоционально-травмирующая составляющая, влияющая на профессиональные деформации, а именно в процессе профессиональной деятельности с детьми, имеющими отклонения в развитии, в связи с высоким уровнем эмоционального напряжения из-за сочувствия и сопереживания на фоне фрустрации ожиданий результативности профессиональной деятельности.

Профессия учителя характеризуется интенсивной коммуникацией в различных отношениях: «учитель -ученик - родители - коллеги -руководство». Систематичная включенность во множество социальных

связей, взаимодействий, может нарушить ценную личностную автономность, самостоятельность в выборе формы поведения, целей и стиля деятельности, образа жизни, заблокировать свое «Я», следовать своим направлением, выстраивая свой жизненный путь [8].

Исследователи используют различные основания и выделяют несколько классификаций факторов, обусловливающих возникновение синдрома эмоционального выгорания. В. Е. Орел предлагает мульти-факторный подход к структуре эмоционального выгорания, выделяя три группы факторов: индивидуальные - личностные особенности; организационные - содержание труда; социально-психологические - взаимоотношения в организации, отношение к объекту труда [6].

К симптомам эмоционального выгорания учителей относится: постоянное раздражение, негативное отношение к ученикам, коллегам; напряжение, постоянная тревога, невозможность переключиться с мыслей о работе; трудности в засыпании, беспокойный, неглубокий сон, бессонница; нарушение аппетита; усталость, утомление, неспособность восстановить свои силы; апатия, пессимизм, цинизм, обесценивание своего труда, пассивность; сопротивление к любым нововведениям, переменам; ощущение собственной некомпетентности, бессмысленности и бесперспективности выполняемой работы; стремление к компенсации через вредные привычки и переедание [11].

Зачастую устранить симптомы эмоционального выгорания отдыхом (выходными днями, отпуском, каникулами, отгулами) не получается и возникает необходимость разбираться в причинах возникшего состояния и пытаться устранить их.

Причинами способствующими появлению синдрома эмоционального выгорания учителей, является: деятельность, которая связана с интенсивным общением, необходимостью работать с большой аудиторией каждый день; деятельность, связанная с нечеткой организацией и планированием труда, недостатком оборудования, завышенными нормами к учащимся; деятельность связанная с нравственной ответственностью за благополучие вверенных учащихся; неблагополучная психологическая атмосфера в педагогической деятельности, она проявляется конфликтностью в системе «руководитель-подчиненный», «коллега-коллега»; трудный контингент, с которым имеет дело учитель, эта деятельность связана с работой с детьми имеющих аномалии в развитии, характера, нервной системы и с задержками психического развития [2;13].

Синдром эмоционального выгорания развивается постепенно и проходит в 3 стадии: 1 стадия - проявляется в том, что происходит приглушение эмоций, сглаживается острота чувств и переживаний, исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с учениками, коллегами, и в том числе и с членами семьи, возникает состояние тревожности, неудовлетворенности и всё чаще хочется остаться наедине с самим собой; 2 стадия - проявляется в отсутствии взаимопонимания в отношениях с учениками, коллегами, руководством, проявляется это как сдерживаемая апатия, а затем и вспышками раздражения; 3 стадия - на этой стадии притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру становится безразличным, учитель становится равнодушным ко всему, даже к собственной жизни [7;13].

Очень часто учителя отрицают наличие психологических проблем. Психологам, работающим в учебных заведениях нужно понимать это и проводить просветительскую работу по профилактике эмоционального выгорания учителей. Профилактика выгорания включает следующую работу:

1. самопомощь - учитель с помощью методов релаксации, саморегуляции, может самостоятельно выявить и убрать начальные симптомы синдрома. Успокоиться, снизить эмоциональное напряжение, восстановить силы, уменьшить утомление, активизировать внутреннюю энергию, повысить психическую и физическую активности. Учителю необходимо следить за своими эмоциями, понимать, что вызывает определенные состояния и уметь их предотвращать, быть внимательнее к самому себе [3 ;7];

2. создание системы работ по повышению значимости педагогической профессии. Ответственность за выгорание учителей лежит непосредственно на руководителе учебного заведения, следовательно, достойные условия труда, профессиональный рост, поддержка и социальная стабильность может сократить развитие проблемы эмоционального выгорания учителей. Также для комфортной работы необходимо сохранять высокий уровень мотивации у учителей, что определяется удобными условиями работы в течение дня, доступностью справочных материалов, техническое оснащение, комфортные кабинеты, перерывы, чтобы восстановить силы [3 ;7];

3. эмоциональная помощь - это психологическая деятельность в педагогической среде, которая направлена на развитие умения избегать и разрешать конфликты, находить оптимальные решения, двигаться к поставленной цели, быть пластичным, пересматривать взгляды на различные ситуации, которые препятствуют росту в профессии и совершенствованию личности. Для этого проводятся специальные тренинги, семинары, общение с психологом [3;7].

В заключении хотелось бы отметить, что опасность синдрома эмоционального выгорания заключается в том, что ему свойственно постоянно прогрессировать и замедлить этот процесс бывает крайне

сложно. На его фоне могут обостряться различные хронические заболевания, развиваться новые болезни, а попытки справиться с этим, как правило, не будут давать желаемого результата. Поэтому необходимо предотвратить появление данного синдрома, не допуская разрушающих последствий. Профилактика синдрома эмоционального выгорания учителей должна быть комплексной и вестись в различных направлениях.

Библиографический список

1. Бойко В. В. Синдром эмоционального «выгорания» в профессиональном общении. - СПб: Питер, 2003. -

474 с.

2. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. - 2005. - № 2. - С. 97-104.

3. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практич. пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - 343 с.

4. Емельяненкова А. В., Сафукова Н. Н. Особенности синдрома «эмоционального выгорания» личности специалистов различных профессий системы «человек - человек» / Интеграция образования и науки на основе научно-образовательного центра: сб. тр. участников Всерос. науч.- практ. конф. (Ульяновск, 15-16 дек. 2005 г.). - В 2 ч. - М., 2005. - Ч. 1. - С. 106 - 110. '

5. Кравченко Е. В. Синдром эмоционального выгорания как результат профессионального стресса // Проблемы современного педагогического образования. - 2015. - № 1(49). - С. 377 - 383.

6. Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. - М.: Изд-во Инта психологи РАН, 2005. - 329 с.

7. Пряжников Н. Н., Ожегова Е. Г. Стратегии преодоления синдрома «эмоционального выгорания» в работе педагога // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 2. - С. 87 - 95.

8. Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб: Питер, 2006. - 607 с.

9. Рукавишников А. А. Опыт создания методики для диагностики психического выгорания // Психология и практика. Ежегодник Российского психологического общества. - 1998. - Т. 4. - Вып. 1. - С. 283 - 284.

10. Семичев С. Б. Предболезненные психические расстройства. - Л.: Медицина, 1987. - 183 с.

11 .Синдром профессионального (эмоционального) выгорания в педагогической среде: метод. пособие / Сост. Е. А. Чикарева. - Хабаровск, 2018. - 30 с.

12. Фетискин Н. П., Козлов В.В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии. - 2002. - 340 с.

13. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С. 57- 64.

14. Чутко Л. С. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты. - 3-е изд. - М.: МЕДпресс-информ, 2015. - 256 с.

15. Maslach C., Jackson S. E. Maslach Burnout Inventory. - Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1996. - 218 p.

БЕЛКИНА КРИСТИНА ЮРЬЕВНА - магистрант, Челябинский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.