Научная статья на тему 'Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у студентов-педагогов'

Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у студентов-педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
114
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Ключевые слова
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / SYNDROME OF EMOTIONAL BURNOUT / СТРЕСС / STRESS / СНИЖЕНИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ / DECLINE IN PRODUCTIVITY / ИСТОЩЕНИЕ / EXHAUSTION / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / PROFESSIONAL OPPORTUNITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Половодов Игорь Валентинович, Шевченко Елизавета Витальевна

Syndrome of emotional burnout is a common problem among student-teachers. This syndrome occurs in emotional exhaustion that leads to personal discomfort and sharp decline in productivity of future teachers. The main source of this syndrome is exhaustion, which occurs when the obligations prevail over the student's internal and external mental resources for a long time.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICULAR MANIFESTATIONS OF SYNDROME OF EMOTIONAL BURNOUT AMONG STUDENTS-TEACHERS

Syndrome of emotional burnout is a common problem among student-teachers. This syndrome occurs in emotional exhaustion that leads to personal discomfort and sharp decline in productivity of future teachers. The main source of this syndrome is exhaustion, which occurs when the obligations prevail over the student's internal and external mental resources for a long time.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у студентов-педагогов»

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ

PARTICULAR MANIFESTATIONS OF SYNDROME OF EMOTIONAL BURNOUT

AMONG STUDENTS-TEACHERS

Половодов Игорь Валентинович

ассистент

Волгоградский государственный социально -педагогический университет

г. Волгоград, Россия Polovodov Igor Valentinovich

assistant

Volgograd State Socio-Pedagogical University

Volgograd, Russia

Шевченко Елизавета Витальевна

студент

Волгоградский государственный социально -педагогический университет

г. Волгоград, Россия Shevchenko Elizaveta Vitalevna

student

Volgograd State Socio-Pedagogical University

Volgograd, Russia

Аннотация. Синдром эмоционального выгорания - распространенная проблема у студентов-педагогов. Этот синдром проявляется в эмоциональном истощении, которое ведет и к личностному дискомфорту будущих педагогов, и к резкому снижению продуктивности. Главным источник этих явлений является переутомление, которое возникает, если в течение длительного времени требования преобладают над внутренними и внешними психическими ресурсами студента.

Abstract. Syndrome of emotional burnout is a common problem among student-teachers. This syndrome occurs in emotional exhaustion that leads to personal discomfort and sharp decline in productivity of future teachers. The main source of this syndrome is exhaustion, which occurs when the obligations prevail over the student's internal and external mental resources for a long time.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, стресс, снижение продуктивности, истощение, профессиональные возможности.

Keywords: syndrome of emotional burnout, stress, decline in productivity, exhaustion, professional opportunities.

Основной причиной развития синдрома эмоционального выгорания у студентов-педагогов служит несоответствие между личностью, необоснованными требованиями к ней и ее реальными возможностями.

В результате такого несоответствия, может возникнуть чувство бесполезности своей деятельности и снижение ответственности. Причинами это синдрома могут послужить такие причины как: истощение (то есть чувство усталости, перенапряжения, упадок эмоционального состояния, исчерпание физических ресурсов, неправильный режим дня); личностная отстраненность, отсутствие эмоционального отклика; ощущение утраты собственной эффективности, падение самооценки в рамках профессии, отсутствие перспектив, снижение продуктивности, утрата веры в свои профессиональные возможности и достижения.

Разум и тело очень тесно взаимодействуют между собой. Поддержание хорошей формы при помощи занятий физической культурой и придерживание сбалансированного питания помогают бороться с хроническим стрессом, который может оказывать негативное воздействие на организм человека. Некоторые факторы могут отрицательно влиять на уровень самооценки или даже способствовать развитию синдрома выгорания. К ним, например, относятся неправильное питание и увеличение или чрезмерное снижение массы тела.

Появление синдрома у будущих педагогов может быть вызвано из-за сильной перегруженности режима дня. При высокой умственной нагрузке и длительной учебной деятельности студенты не всегда могут адаптироваться. Конечным результатом этих процессов является переутомление, которое характеризуется ухудшением стандартного режима и снижением учебных достижений. Чрезмерное давление, однообразие и изнеможение - характерные причины возникновения состояния "выгорания".

Также значимым фактором является падение самооценки. Из-за сниженного самоуважения может повыситься мотивация успеха вплоть до перфекционизма, что может привести к постоянному желанию сделать всё лучше других. Любое снижение продуктивности, даже по объективным причинам, может вызвать неадекватную реакцию: от ухода в депрессию до поиска виноватого и направления в его адрес резких и даже агрессивных вспышек.

Создано множество личностно-ориентировочных методик, которые направлены на улучшение личных качеств, противостояние стрессовым состояниям с помощью изменения своего отношения, поведения и образа жизни. Необходимо, чтобы человек осознал и сам участвовал в решении своей проблемы.

Для профилактики и помощи будущим педагогам в преодолении синдрома выгорания необходимо: организовывать паузы для эмоциональной разгрузки, например, занятия в спортивном зале; оптимизировать режим работы и отдыха; обучиться приемам релаксации и саморегуляции психического состояния.

Также в целях профилактики эмоционального выгорания могут быть использованы советы, рекомендованные врачом Д. Лейком, которые он назвал привычками, позволяющими заботиться о своем психосоматическом здоровье.

Привычки правильного питания включают в себя: регулярный прием сбалансированной и полезной пищи; включение в пищу овощей и фруктов, злакового рациона; ограничение в жирной пище, растительных маслах и белках. Большое количество двигательной активности и физические

тренировки по 20-30 минут три раза в неделю. Любые физические упражнения или занятие спортом при нормированных нагрузках, полезны для организма человека. Они выводят из организма химические вещества, которые образуются при стрессе, и улучшают сон. При этом необходимо также не забывать про правильное дыхание, так оно оказывает успокаивающие действие на организм.

Ведущий психиатр России, академик РАМН Павел Сидоров предложил рекомендации, при соблюдении которых можно не только предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания, но и достичь снижения степени его прогрессивности: определить и разделить краткосрочные и долгосрочные цели; использовать «тайм-ауты», которые необходимы для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы); овладеть саморегуляцией; заняться профессиональным развитием

и самосовершенствованием (обмен профессиональной информацией с представителями других сфер, переключение в другую сферу деятельности, например, спортивную.); уходить от ненужной конкуренции; вовлекаться в эмоциональное общение; стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки.

Опасность синдрома эмоционального выгорания заключается в том, что ему свойственно изо дня в день прогрессировать. Затормозить этот процесс бывает крайне сложно. На его фоне могут обостряться различные хронические заболевания, развиваться новые болезни.

На первых этапах проявления синдрома выгорания необходимо обеспечить студенту хороший полноценный отдых. При более сложных ситуациях, может потребоваться помощь психолога.

Студент должен ясно понимать, что такое синдром выгорания, какие последствия возникают при длительном нахождении в этом состоянии, какие бывают стадии, как избежать развития этого синдрома и повысить своё эмоциональное состояние.

Литература

Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т. И. Роггинская // Психологический журнал. - 2002. - Том 23. - №3. - С.85-95.

Скугаревская М. М. Синдром эмоционального выгорания / М. М. Скугаревская // Медицинские новости. - 2002. - №7.

Синдром эмоционального выгорания // Медицинская газета. - №43 - 8 июня 2005 г.

Reference

Ronginskaya T. I. Sindrom vygoraniya v sotsial'nykh professiyakh [Burnout syndrome in social occupations]. Psikhologicheskiy zhurnal - Psychological journal, 2002, volume 23, no.3, pp.85-95.

Skugarevskaya M. M. Sindrom emotsional'nogo vygoraniya [Syndrome of emotional burnout]. Meditsinskie novosti - Medical News, 2002, no. 7.

Sindrom emotsional'nogo vygoraniya [Syndrome of emotional burnout]. Meditsinskaya gazeta - Medical newspaper, no. 43, 2005, June 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.