Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ ПЕДАГОГАМИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С РАЗЛИЧНЫМ СТАЖЕМ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ ПЕДАГОГАМИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С РАЗЛИЧНЫМ СТАЖЕМ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
159
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эмпатия / педагог дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) / когнитивный компонент эмпатии / поведенческий компонент эмпатии / эмоциональный компонент эмпатии / стаж педагогической деятельности / empathy / preschool teacher / cognitive component of empathy / behavioral component of empathy / emotional component of empathy / teaching experience

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никольская Г.В., Морозов А.В.

В статье представлен анализ опроса среди педагогов дошкольного образования со стажем работы от 1 до 45 лет. Цель исследования изучение особенностей проявления эмпатии педагогов дошкольного образования с различным стажем практической деятельности. В ходе проведенного исследования получены следующие результаты: у испытуемых, в среднем, наиболее развита способность понимать и озвучивать эмоции и состояния своих воспитанников (когнитивный компонент), чуть менее выражена способность сопереживать (эмоциональный компонент), сочувствовать и еще чуть менее способность прогнозировать и влиять на поведение дошкольников (поведенческий компонент). Сравнительный анализ особенностей эмпатии у педагогов с различным стажем с помощью методов математической статистики показал, что увеличение стажа не влечёт за собой повышение общего уровня эмпатии, уровня эмоционального и когнитивного компонентов эмпатии. При этом было доказано, что увеличение поведенческого уровня эмпатии прямо пропорционально стажу педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE MANIFESTATION OF EMPATHY BY TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONS WITH DIFFERENT EXPERIENCE OF PRACTICAL ACTIVITIES

The article presents an analysis of a survey among preschool teachers with work experience from 1 to 45 years. The purpose of the study is to study the features of the manifestation of empathy among teachers of preschool education with different experience in practical activities. In the course of the study, the following results were obtained: the subjects, on average, have the most developed ability to understand and voice the emotions and states of their pupils (cognitive component), the ability to empathize (emotional component), sympathize, and a little less the ability to predict and influence on the behavior of preschoolers (behavioral component). Comparative analysis of the features of empathy among teachers with different experience using mathematical statistics showed that an increase in experience does not entail an increase in the overall level of empathy, the level of emotional and cognitive components of empathy. At the same time, it was proved that an increase in the behavioral level of empathy is directly proportional to the experience of pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ ПЕДАГОГАМИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С РАЗЛИЧНЫМ СТАЖЕМ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Научная статья УДК 17.026.3:378.12

Педагогические науки

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМПАТИИ ПЕДАГОГАМИ ДОШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ С РАЗЛИЧНЫМ СТАЖЕМ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Г.В. Никольская1, А.В. Морозов2

'galina-05@mail.ru, 2doc_morozov@maü.ru

'^Московский социально-педагогический институт г. Москва, Россия

Аннотация. В статье представлен анализ опроса среди педагогов дошкольного образования со стажем работы от 1 до 45 лет. Цель исследования - изучение особенностей проявления эмпатии педагогов дошкольного образования с различным стажем практической деятельности. В ходе проведенного исследования получены следующие результаты: у испытуемых, в среднем, наиболее развита способность понимать и озвучивать эмоции и состояния своих воспитанников (когнитивный компонент), чуть менее выражена способность сопереживать (эмоциональный компонент), сочувствовать и еще чуть менее - способность прогнозировать и влиять на поведение дошкольников (поведенческий компонент). Сравнительный анализ особенностей эмпатии у педагогов с различным стажем с помощью методов математической статистики показал, что увеличение стажа не влечёт за собой повышение общего уровня эмпатии, уровня эмоционального и когнитивного компонентов эмпатии. При этом было доказано, что увеличение поведенческого уровня эмпатии прямо пропорционально стажу педагогической деятельности.

Ключевые слова: эмпатия, педагог дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), когнитивный компонент эмпатии, поведенческий компонент эмпатии, эмоциональный компонент эмпатии, стаж педагогической деятельности

Для цитирования Никольская Г.В., Морозов А.В. Особенности проявления эмпатии педагогами дошкольного образования с различным стажем практической деятельности // Казанский вестник молодых учёных. 2021. Т. 5. № 5. С. 29-39.

Эмпатия, как психологический феномен, довольно давно занимает умы зарубежных ученых [5], и, вместе с тем, относительно недавно он привлек внимание отечественных исследователей [2; 4]. В настоящее время в психологии отсутствует общепринятое представление об эмпатии. Среди исследователей наблюдаются значительные расхождения в трактовках и интерпретациях этого понятия. Вместе с тем, в условиях современных подходов к процессу непрерывного образования, для профессии педагога, как никакой иной, становится актуально не только наличие эмпатии, как таковой, но и умения грамотно ее использовать, не нанося вреда и ущерба, как окружающим, так и самому себе с целью предотвращения преждевременного выгорания, с последующими проблемами, обусловленными профессиональными деформациями и личностными деструкциями [7; 11; 22].

По причине, указанной нами выше, эмпатию целесообразно рассматривать с точки зрения отдельной компетенции, интегрированной в понятие профессиональной компетентности современного педагога [12], позволяющей, в числе прочего, проявлять свою особую субъектность [15] выстраивая взаимодействие с остальными участниками образовательных отношений.

Современные исследователи объединяют в своих определениях эмпатии ее когнитивный и аффективный аспекты. Так, Р. Кестенбаум, Е. Фарбе и др. рассматривают эмпатию, как эмоциональный и поведенческий ответ на эмоциональное состояние другого человека, который подобен эмоциональному тону этого человека и основан на его обстоятельствах, больше, чем на своих собственных [23; 25].

С.Л. Рубинштейн рассматривает эмпатию как часть человеческой любви к человеку [18]. Ряд отечественных ученых понимает эмпатию как взаимосвязь когнитивных и эмоциональных компонентов [6; 8; 21].

Анализ научной литературы по теме исследования показал, что одни психологи рассматривают эмпатию в эмоциональном аспекте, определяя ее как вчувствование в объекты социальной действительности, как основу помогающего поведения [1; 13; 19], другие, являющиеся сторонниками когнитивного направления, трактуют эмпатию как процесс понимания, «сознательную реконструкцию внутреннего мира другого человека» [17; 20].

В отечественной психологии, развитие механизмов эмпатии ряд исследователей связывают с подражанием и заражением - самыми первыми механизмами общения [9]. Ребенок, подражая эмоциям других, учится быть субъектом эмпатии, а присваивая подражание других, он учится быть объектом эмпатии.

Эмпатия играет важную роль в профессиональной деятельности педагога и в социализации ребенка в детском коллективе. Дети, которые взаимодействуют с чутким взрослым, чувствуют уверенность в том, что они получат необходимую поддержку и смогут без сомнений довериться воспитателю.

Многие ученые уделяют большое внимание трансформации эмпатии на разных этапах, так как изменения у педагогов могут носить не только положительный характер, но и негативный, например, профессиональная стагнация, выгорание, а как следствие - «педагогическая тугоухость», склонность к монологу, подавлению, нежелание слышать собеседника, сопереживать ему.

В процессе эмпирического исследования нами были использованы следующие психодиагностические методики:

• «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна для исследования эмоционального компонента эмпатии [16];

• «Методика диагностики уровня развития способности к интерпретации невербального поведения в межличностном общении», разработанная В.А. Лабунской для изучения когнитивного и поведенческого компонентов эмпатии [10];

• Методика В. В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии» [3].

Результаты проведённого нами исследования представлены в статье в графическом виде.

Распределение выборки по уровню каждого компонента эмпатии представлено на рисунке 1. Анализ, представленных данных позволяет сделать вывод о том, что лучше всего у респондентов развит когнитивный компонент эмпатии. Идентифицировать и понимать чужое эмоциональное состояние у них получается лучше, чем прочувствовать его или спрогнозировать и регулировать поведение воспитанника.

Рисунок 1 - Распределение выборки по уровню каждого компонента эмпатии

По когнитивному компоненту эмпатии были зарегистрированы результаты с отметкой «выше среднего» и «высокие» более чем у половины опрошенных - 32 человека (что составляет 57% от общей выборки), это говорит о достаточной адекватности понимания педагогами эмоциональных и интеллектуально-волевых состояний ребенка, их эмоциональных нюансов, а также взаимо-

отношений дошкольников, включенных в невербальную коммуникацию на основе их невербального поведения.

Средний результат был получен у 19 педагогов (34% от общей выборки) и всего у 5 педагогов (9% от общей выборки) наблюдается «низкий» и «ниже среднего» показатель по когнитивному компоненту эмпатии, «читает человека, как открытую книгу» - не совсем подходящая характеристика для таких людей.

По эмоциональному компоненту эмпатии были получены следующие результаты. Высокий уровень эмоциональной эмпатии был определен для 12 педагогов (22% от общей выборки), при этом основная часть опрошенных - 38 человек (67% от общей выборки) имеет средний уровень эмоциональной эмпатии. Низкий уровень эмоциональной эмпатии был получен только для 6 человек (11% от общей выборки).

Люди с высокими показателями по данной методике в сравнении с теми, у кого низкие показатели, чаще более эмоциональны, легко плачут, чаще проявляют физиологические реакции на эмоциональные стимулы. Они как правило, имели родителей, которые проводили с ними много времени, ярко проявляли свои эмоции и говорили о своих чувствах. Такие люди проявляют альтруизм в реальных поступках, склонны оказывать людям деятельную помощь; демонстрируют поведение, способствующее поддержанию и укреплению дружеских отношений; они менее агрессивны, оценивают позитивные социальные черты как важные, более ориентированы на моральные оценки. Умение сопереживать другим людям — ценное качество, однако при его гипертрофии может формироваться эмоциональная зависимость от других людей, болезненная ранимость, что затрудняет эффективную социализацию и даже может приводить к различным психосоматическим заболеваниям

Люди со средним уровнем развития эмпатии в межличностных отношениях более склонны судить о других по поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Как правило, они хорошо контролируют собственные эмоциональные проявления, но при этом часто затрудняются прогнозировать развитие отношений между людьми.

Люди с низким уровень эмпатии в межличностных отношениях испытывают затруднения в установлении контактов с людьми, некомфортно чувствуют себя в большой компании, не понимают эмоциональных проявлений и поступков, часто не находят взаимопонимания с окружающими. Они гораздо более продуктивны при индивидуальной работе, чем при групповой, склонны к рациональным решениям, больше ценят других за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость.

Уровни поведенческого компонента эмпатии у испытуемых не показали существенных отличий. Около половины выборки - 26 педагогов (47%) имеют средний уровень способности регулировать отношения между людьми с помощью адекватного использования в общении форм невербального поведения. 13 педагогов (23% от общей выборки) получили «высокий» и «выше среднего» результаты. Такие люди внимательны к проблемам окружающих, отзывчивы, быстро устанавливают контакты и находят общий язык. Также, они могут предвидеть развитие конфликтных ситуаций и стараются их предотвратить, находя компромиссные решения. Они быстро и адекватно погружаются в эмоциональное поле ребёнка, стремятся проанализировать его действия и умеют не только манипулировать его чувствами и поведением, но и оказывать ему активную поддержку. 17 испытуемых (31% от общей выборки) имеют низкий уровень развития поведенческого компонента эмпатии - они испытывают затруднения в установлении контактов с детьми, зачастую поступки окружающих кажутся им непонятными и лишенными смысла.

Данные, полученные в результате использования методики В. Бойко, позволяют оценить общий уровень эмпатии респондентов в диаде педагог-воспитанник (см. рисунок 2).

Рисунок 2 - Распределение выборки по общему уровню эмпатии по В. Бойко

Анализ результатов, представленных на рисунке № 2, позволяет нам сделать вывод о том, что среди опрошенных не оказалось людей с высоким уровнем эмпатии, у половины испытуемых, то есть у 23 педагогов (50% от общей выборки) уровень эмпатии занижен - такие люди способны сохранять спокойствие, когда рядом с ними кто-то раздражен или подавлен, и наоборот, чужой смех их не заражает. У 5 человек (9% от общей выборки), уровень эмпатии очень низкий - таких людей часто упрекают в чёрствости, невнимании к окружающим, в том, что своими словами они обижают близких людей, не замечая того. И у 23 человек (41% от общей выборки) наблюдается средний уровень эмпатии, то есть они могут легко войти в доверие к человеку, если потребуется, у них есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности.

Более подробно структура эмпатии по В. Бойко рассмотрена в данной выборке (см. рисунок 3).

Значимость конкретного параметра (канала) в структуре эмпатии по В.Бойко

ч 5

О) Q-

О

4

3,72 3,84

2,94 3,22 3,16

1

3,16

Рациональный Эмоциональный Интуитивный Установки, Проникающая Идентификация в каналэмпатии канал эмпатии канал эмпатии способствующие спсссёнсстъе эмпатии

эмпатии эмпатии

Рисунок 3 - Результаты изучения значимости каналов эмпатии в выборке по методике В. Бойко

Интерпретируя результаты, представленные на рисунке 3, можно сделать вывод о том, что наиболее значимыми каналами эмпатии для участвующих в исследовании педагогов являются «проникающая способность эмпатии» «установки, способствующие эмпатии». Это означает, что для них важно создавать в диаде педагог-воспитанник атмосферу открытости, доверительности,

способствующую эмпатическому постижению, а также они имеют установки, облегчающие действие всех эмпатических каналов, например, не стараются избегать личных контактов, считают уместным проявлять любопытство к другой личности, убедили себя внимательно относиться к переживаниям и проблемам окружающих.

Чуть менее выражена значимость «эмоционального», «интуитивного» каналов и «идентификации в эмпатии», а это - способность поставить себя на место другого человека, эмоционально войти с ним в контакт, сочувствовать, сопереживать, а также делать выводы о состоянии собеседника опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. Наименьший средний балл был получен по шкале «рациональный канал эмпатии» свидетельствует о том, что испытуемые в процессе взаимодействия с воспитанниками, имея задачу понять их состояние, настроение, поступки, предпочитают эмоциональное подключение и интуитивное восприятие, нежели рациональный анализ и интерпретацию вербального и невербального поведения воспитанников.

Не менее интересным представляется сравнение результатов по каждому параметру структуры эмпатии по В. Бойко (см. рисунок 4).

Значимость конкретного параметра (канала) в структуре эмпатии в подгруппах

5,25

Рациональный Эмоциональный Интуитивный Установки, Проницающая Идентификация в канал эмпатии канал эмпатии канал! эмпатии способствующие способность в эмпатии

эмпатии эмпатии

ь 0 - 4 пет 5 -15 пет _19-23лет |-23-45пет

Рисунок 4- Сравнение средних значений по шкалам эмпатии у педагогов ДО с разным профессиональным стажем

по методике В. Бойко

Анализируя результаты, представленные в графическом виде на рисунке № 4, можно отметить значительную разницу между значениями интуитивного канала эмпатии в группе со стажем от 23 до 45 лет по сравнению с остальными группами. Также, можно предположить снижение значения проникающей способности в эмпатии при переходе от одной группы стажа к другой. Результаты статистической проверки представлены для наглядности в виде таблицы (см. таблицу 1).

Таблица 1 -Значения критерия S-Джонкира при сравнении значений по каждой шкале методики В. Бойко

Рациональный канал Эмоциональный канал Интуитивный канал Установки, способствующие Проникающая способность Идентификация

S -60 -50 138 -132 -144 -22

^(0,05) 100

^ф(0,01) 140

По итогам расчётов эмпирического значения 8-Джонкира для каждого канала эмпатии, статистически значимый результат был получен лишь в случае интуитивного канала (8эмп = 138, 8эмп

^кр(0,05)), это означает, что с уверенностью можно говорить только о тенденции к увеличению, с ростом стажа, значимости интуиции в эмпатическом взаимодействии педагога и воспитанника.

В плане выявления уровня эмпатии у респондентов представляет интерес полученные данные по методике В.А. Лабунской, представленные на рисунке 5.

УРОВЕНЬ СПОСОБНОСТИ К ЭМПАТИИ ПО В.А.ЛАБУНСКОЙ

Рисунок 5 - Распределение выборки по уровню способности к адекватной интерпретации невербального поведения

Интерпретируя результаты, представленные на рисунке 5, можно сделать вывод о том, что у подавляющего большинства испытуемых - у 47 человек (84% от общей выборки) был выявлен средний уровень способности правильно идентифицировать эмоциональное состояние воспитанника по его невербальным проявлениям. Остальные 9 респондентов (16% от общей выборки) немного лучше «читают» эмоции собеседника, стремятся проанализировать его поведение, а также более успешно могут регулировать отношения между детьми с помощью адекватного использования в общении форм невербального поведения.

Анализ результатов проведённого исследования, позволяет нам сделать вывод о том, что при использовании методики В.А. Лабунской, в заданной выборке не выявлено людей с низким уровнем, ниже среднего, а также с высоким уровнем эмпатии. Это можно объяснить тем, что все респонденты являются педагогами дошкольного образования и имеют оптимальный уровень эмпа-тии, что и стало одной из предпосылок их осознанного выбора профессии.

Для дальнейшего изучения и сравнения между группами педагогов с разным стажем профессиональной деятельности были приведены полученные показатели к трехкомпонентному виду - эмоциональной, когнитивной и поведенческой составляющим эмпатии.

Распределение результатов эмоционального компонента эмпатии между подвыборками педагогов с разным стажем представлено в графическом виде на рисунке 6.

Рисунок 6 - Уровень эмоционального компонента эмпатии у педагогов с разным профессиональным стажем

Интерпретируя полученные данные, можно отметить, что у респондентов, работающих педагогами дошкольного образования от 5 до 15 лет, уровень эмоциональной эмпатии заметно ниже, однако статистически данные различия не подтверждаются - это означает, что тенденция повышения значений уровня эмоциональной эмпатии при переходе от группы к группе случайна.

Согласно первой эмпирической гипотезе, уровень эмоциональной эмпатии должен снижаться при переходе от группы с меньшим стажем к группе с большим стажем, поэтому был также проведен расчет Sэмп относительно тенденции к понижению и так же был получен результат - тенденция понижения значений уровня эмоциональной эмпатии при переходе от группы с меньшим стажем к группе с большим стажем - случайна.

100 (р<0,05) Sэмп = 64

140 (р<0,01) Sэмп < SKр (р<0,05)

Таким образом, получается, что стаж профессиональной деятельности не влияет на способность педагогов проявлять эмоциональную эмпатию по отношению к своим воспитанникам. Возможно, это связано с тем, что большинство испытуемых имеет средний, то есть более уравновешенный уровень эмоциональной эмпатии и ввиду этого, они меньше, чем обладатели высокой эмоциональной эмпатии, подвержены эмоциональному выгоранию, низкой коммуникативной толерантности и возрастающей агрессивности, и поэтому, с годами они не теряют эмоциональной связи с детьми и способности проявлять чуткость по отношению к своим воспитанникам.

Интерпретация результатов, представленных на рисунке 7, позволила нам сделать вывод о том, что уровень когнитивной эмпатии у всех групп находится примерно на одном уровне. Это подтверждает и статистическая проверка - эмпирическое значение S-Джонкира намного ниже, чем в предыдущем случае Sэмп = 8.

100 (р<0,05) Sэмп = 8

140 (р<0,01) Sэмп < SKр (р<0,05)

Тенденция повышения значений уровня когнитивной эмпатии при переходе от группы к группе случайна.

Когнитивный компонент эмпатии

Б Й5Т

профессиональным 1-4 лет 5-15 лет , . 16-23 лет ь 24-45 лет

Рисунок 7 - Уровень когнитивного компонента эмпатии у педагогов с разным профессиональным стажем

Таким образом, анализ результатов, полученных нами в ходе эмпирического исследования позволил сделать вывод о том, что способность понимать эмоциональные состояния воспитанни-

ков, опираясь на невербальные признаки не меняется в зависимости от стажа работы педагога в учреждении дошкольного образования.

Опираясь на довольно высокие результаты, полученные при изучении когнитивного компонента у всей выборки, можно предположить, что педагоги дошкольного образования приходят в профессию уже с заведомо высоким уровнем когнитивной эмпатии и со временем он значительно не меняется.

Изменение уровня развития поведенческого компонента эмпатии, для различных возрастных групп представлено на рисунке 8.

Интерпретируя данные представленные в графическом виде на рисунке 8, можно предположить, что средний балл по шкале поведенческого компонента растёт при переходе от одной группы стажа к другой. Расчеты S-критерия Джонкира дали следующие результаты:

100 (р<0,05) ^мп = 144

140 (р<0,01) S^h < S^ (р<0,05)

следовательно, тенденция повышения значений уровня поведенческой эмпатии при переходе от группы с меньшим педагогическим стажем к группе с большим - не случайна.

Поведенческий компонент эмпатии

20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

профессиональный ■ 1-4лет 5-15 лет , 16-23 лет 24-45 лет

Рисунок 8 - Уровень поведенческого компонента эмпатии у педагогов с разным профессиональным стажем

Таким образом, мы получили единственные, статистически достоверные различия по данной методике которые подтверждают возрастание уровня поведенческой эмпатии по мере увеличения стажа профессиональной деятельности. Другими словами, способность педагогов оказывать эмпа-тическую поддержку своим воспитанникам, правильно истолковывать причины их поступков, предугадывать и регулировать поведение детей возрастает прямо пропорционально стажу их педагогической деятельности. По всей видимости, такие умения и навыки приходят только с опытом: опытный педагог повстречал и вынужден был уладить за свою практику такое количество конфликтов, что ему не составляет труда не только распознать ситуацию, ведущую к противостоянию сторон, но и предотвратить её, направив энергию воспитанников в мирное русло, сохраняя, при этом, спокойствие и проявляя высокую стрессоустойчивость [14; 24].

Резюмируя вышеизложенное, считаем необходимым отметить:

1. В ходе исследования особенностей эмпатии педагогов ДОУ было выявлено, что наиболее развитым у респондентов оказался когнитивный компонент эмпатии;

2. Сравнительный анализ особенностей проявления эмпатии у педагогов ДОУ показал, что с ростом стажа способности понимать и предугадывать поведенческие паттерны своих воспитанни-

ков - совершенствуются, а эмоциональный, когнитивный и общий уровень эмпатии отличаются незначительно;

3. Проведенные исследования направленные на изучение изменения различных компонентов уровня эмпатии в зависимости стажа педагогической деятельности педагога ДОУ показали:

- с ростом стажа повышается уровень поведенческого компонента эмпатии;

- влияние стажа на эмоциональный и когнитивный компонент статистически не доказано.

Список источников

1. Альгожина, А.Р., Капбасова, Г.Б., Капашева, Г. А. Теоретические аспекты изучения эмпатии // Инновационная наука. 2019. № 4. - 264 с.

2. Белых, Д.В. Формирование эмпатии у будущего учителя // Вестник ТГУ 2001. № 3. - 74 с.

3. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М: Филинъ, 1996. - 472 с.

4. Бражникова, А.Н. Эмпатия как нравственное качество будущего профессионала // Психологическая наука и образование. - 2012. - № 4. - С. 23-27.

5. Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. - С. 147-158.

6. Долгова, В.И., Мельник, Е.В. Психологическая структура эмпатии фасилитатора // Вестник ЮУрГГПУ. 2017. № 2. - 89 с

7. Евдокимова, А.И., Кикава, Д.О., Морозов, А.В. Педагогические особенности самоопределения в профессии в условиях непрерывного образования // Педагогическая информатика. 2021. № 4. - С. 57-67.

8. Карпова, Е.В., Коптева, С.И. Формирование у будущих педагогов эмпатии как профессионального качества // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 2. - C. 82-86.

9. Карягина, Т.Д. Эволюция понятия «Эмпатии» в психологии: автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.01. - М., 2013. - 19 с.

10. Лабунская, В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д, 1999. - 160 с.

11. Морозов А.В. Профессиональная подготовка педагогов в условиях цифровизации // В сборнике: Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Институт научной информации по общественным наукам РАН, Отдел научного сотрудничества / Отв. редактор В.И. Герасимов. М.: ИНИОН РАН, 2019. - C. 750-751.

12. Морозов, А.В. Современные подходы к проблеме формирования компетенций и компетентности // В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и лингводидактических исследований // Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах / Ответственный редактор О.И. Кабалина. М.: МГОУ, 2019. - С. 63-69.

13. Морозов А.В. Социальная психология. М.: Академический Проект, 2013. - 336 с.

14. Морозов, А.В., Чебыкина, А.В. Влияние стресса на профессиональную работоспособность и профессиональное долголетие специалистов // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2011. № 3-1. - С. 83-84.

15. Мухаметзянова, Ф.Г., Морозов, А.В., Панченко, О.Л., Хайрутдинов, Р.Р., Шабельников, В.К. История для всех: феномен субъектности в историческом пространстве. В 2 частях. Ч. 1. Казань: Изд. Казанского университета, 2017. - 297 с.

16. Опросник «Шкала эмоционального отклика» А. Меграбяна и Н. Эпштейна. СПб.: Питер, 2017. - 218 с.

17. Пятков, Ф.Ф., Старчеус, Т.А. Феномен эмпатии в контексте педагогической мысли // НАУ 2015. № 7-1 . - С. 121-124.

18. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2015. - 705 с.

19. Троицкая, Е.А. Особенности взаимосвязи эмпатии и невротизации личности // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2017. № 3. - С. 171-174.

20. Хлебодарова, О.Б. Эмпатия в структуре ценности личности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 2. - 69 с.

21. Юсупов, И.М. Психология эмпатии (теоретические и прикладные аспекты): автореф. дис.... д-ра психол. наук. СПб., 1995. - 252 с.

22. Bashkireva, T. V., Bashkireva, A.V., Morozov, A.V. Features of the Educational Process Subjects Self-Actualization in the Conditions of Mastering the Profession of a Teacher // Proceedings of the First International Volga Region Conference on Economics, Humanities and Sports (FICEHS 2019) // Atlantis press SARL / Advances in Economics, Business and Management Research. 2019. vol. 114. - P. 272-274.

23. Kestenbaum, R. Individual differences in empathy among preschoolers: relation to attachment history / R. Kestenbaum [et al.] // New Directions for Child Development. 1989. Vol. 44. - 54 p.

24. Khayrutdinov, R.R., Mukhametzyanova, F.G., Bashkireva, T.V., Bashkireva, A.V., Morozov, A.V. Stress Resistance of Personality in the Conditions of Development of Professional Activity // International Journal of Higher Education. 2020. Vol. 9. No. 8. - Рр. 100-104.

25. Zimbardo, P.G., Johnson, R.L., Weber, A.L., & Gruber, C.W. Psychology with discovering psychology. Boston: Allyn & Bacon, 2010. - 342 p.

Original article Pedagogical Science

FEATURES OF THE MANIFESTATION OF EMPATHY BY TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONS WITH DIFFERENT EXPERIENCE OF PRACTICAL ACTIVITIES

G.V. Nikolskaya1, A.V. Morozov2

1galina-05@mail.ru, 2doc_morozov@mail.ru

12Moscow Social and Pedagogical Institute Moscow, Russia

Abstract. The article presents an analysis of a survey among preschool teachers with work experience from 1 to 45 years. The purpose of the study is to study the features of the manifestation of empathy among teachers of preschool education with different experience in practical activities. In the course of the study, the following results were obtained: the subjects, on average, have the most developed ability to understand and voice the emotions and states of their pupils (cognitive component), the ability to empathize (emotional component), sympathize, and a little less - the ability to predict and influence on the behavior of preschoolers (behavioral component). Comparative analysis of the features of empathy among teachers with different experience using mathematical statistics showed that an increase in experience does not entail an increase in the overall level of empathy, the level of emotional and cognitive components of empathy. At the same time, it was proved that an increase in the behavioral level of empathy is directly proportional to the experience of pedagogical activity.

Keywords: empathy, preschool teacher, cognitive component of empathy, behavioral component of empathy, emotional component of empathy, teaching experience

For citation: Nikolskaya G.V., Morozov A.V. Features of the manifestation of empathy by teachers of preschool educations with different experience of practical activities. Kazan Bulletin of Young Scientists. 2021;5(5):29-39. (In Russ.)

References

1. Al'gozhina, A.R., Kapbasova, G.B., Kapasheva, G.A. Teoreticheskie aspekty izucheniya empatii // Innovatsionnaya nauka. 2019. № 4. - 264 c.

2. Belykh, D.V. Formirovanie empatii u budushchego uchitelya // Vestnik TGU. 2001. № 3. - 74 s.

3. Boiko, V.V. Energiya emotsii v obshchenii: vzglyad na sebya i na drugikh. - M: Filin", 1996. - 472 s.

4. Brazhnikova, A.N. Empatiya kak nravstvennoe kachestvo budushchego professionala // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2012. - № 4. - S. 23-27.

5. Gavrilova, T.P. Ponyatie empatii v zarubezhnoi psikhologii // Voprosy psikhologii. 1975. № 2. - S. 147-158.

6. Dolgova, V.I., Melnik, E.V. Psikhologicheskaya struktura empatii fasilitatora // Vestnik YuUrGGPU. 2017. № 2. - 89 s

7. Evdokimova, A.I., Kikava, D.O., Morozov, A.V. Pedagogicheskie osobennosti samoopredeleniya v professii v uslovi-yakh nepreryvnogo obrazovaniya // Pedagogicheskaya informatika. 2021. № 4. - S. 57-67.

8. Karpova, E.V., Kopteva, S.I. Formirovanie u budushchikh pedagogov empatii kak professional'nogo kachestva // Ya-roslavskii pedagogicheskii vestnik. 2019. № 2. - C. 82-86.

9. Karyagina, T.D. Evolyutsiya ponyatiya «Empatii» v psikhologii: avtoref. dis. ... kand. psikh. nauk: 19.00.01. - M., 2013. - 19 s.

10. Labunskaya, V.A. Ekspressiya cheloveka: obshchenie i mezhlichnostnoe poznanie. Rostov n/D, 1999. - 160 c.

11. Morozov A.V. Professional'naya podgotovka pedagogov v usloviyakh tsifrovizatsii // V sbornike: Rossiya: tendentsii i perspektivy razvitiya. Ezhegodnik. Institut nauchnoi informatsii po obshchestvennym naukam RAN, Otdel nauchnogo sotrud-nichestva / Otv. redaktor V.I. Gerasimov. M.: INION RAN, 2019. - C. 750-751.

12. Morozov, A.V. Sovremennye podkhody k probleme formirovaniya kompetentsii i kompetentnosti // V sbornike: Ak-tual'nye problemy teorii i praktiki psikhologicheskikh, psikhologo-pedagogicheskikh i lingvodidakticheskikh issledovanii // Sbornik materialov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. V 2-kh tomakh / Otvetstvennyi redaktor O.I. Kabalina. M.: MGOU, 2019. - S. 63-69.

13. Morozov A.V. Sotsial'naya psikhologiya. M.: Akademicheskii Proekt, 2013. - 336 s.

14. Morozov, A.V., Chebykina, A.V. Vliyanie stressa na professional'nuyu rabotosposobnost' i professional'noe dolgole-tie spetsialistov // Chelovecheskii faktor: problemy psikhologii i ergonomiki. 2011. № 3-1. - S. 83-84.

15. Mukhametzyanova, F.G., Morozov, A.V., Panchenko, O.L., Khairutdinov, R.R., Shabel'nikov, V.K. Istoriya dlya vsekh: fe-nomen sub"ektnosti v istoricheskom prostranstve. V 2 chastyakh. Ch. 1. Kazan': Izd. Kazanskogo universiteta, 2017. - 297 s.

16. Oprosnik «Shkala emotsional'nogo otklika» A. Megrabyana i N. Epshteina. SPb.: Piter, 2017. - 218 s.

17. Pyatkov, F.F., Starcheus, T.A. Fenomen empatii v kontekste pedagogicheskoi mysli // NAU. 2015. № 7-1 . - S. 121-124.

18. Rubinshtein, S.L. Osnovy obshchei psikhologii. SPb.: Piter, 2015. - 705 s.

19. Troitskaya, E.A. Osobennosti vzaimosvyazi empatii i nevrotizatsii lichnosti // Vestnik Moskovskogo gosudarstven-nogo lingvisticheskogo universiteta. Obrazovanie i pedagogicheskie nauki. 2017. № 3. - S. 171-174.

20. Khlebodarova, O.B. Empatiya v strakture tsennosti lichnosti // Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i ob-shchestvennye nauki. 2015. № 2. - 69 s.

21. Yusupov, I.M. Psikhologiya empatii (teoreticheskie i prikladnye aspekty): avtoref. dis.... d-ra psikhol. nauk. SPb., 1995. - 252 s.

22. Bashkireva, T.V., Bashkireva, A.V., Morozov, A.V. Features of the Educational Process Subjects Self-Actualization in the Conditions of Mastering the Profession of a Teacher // Proceedings of the First International Volga Region Conference on Economics, Humanities and Sports (FICEHS 2019) // Atlantis press SARL / Advances in Economics, Business and Management Research. 2019. vol. 114. - P. 272-274.

23. Kestenbaum, R. Individual differences in empathy among preschoolers: relation to attachment history / R. Kestenbaum [et al.] // New Directions for Child Development. 1989. Vol. 44. - 54 p.

24. Khayrutdinov, R.R., Mukhametzyanova, F.G., Bashkireva, T.V., Bashkireva, A.V., Morozov, A.V. Stress Resistance of Personality in the Conditions of Development of Professional Activity // International Journal of Higher Education. 2020. Vol. 9. No. 8. - Rr. 100-104.

25. Zimbardo, P.G., Johnson, R.L., Weber, A.L., & Gruber, C.W. Psychology with discovering psychology. Boston: Al-lyn & Bacon, 2010. - 342 p.

Авторы публикации

Никольская Г.В., магистрант, Московский социально-педагогический институт, г. Москва, Россия, galina-05@mail.ru.

Морозов А.В., д-р пед. наук, профессор, Московский социально-педагогический институт, г. Москва, Россия, doc_morozov@mail.ru.

Authors of the publication

G.V. Nikolskaya, Moscow Social and Pedagogical Institute. Moscow, Russia

A.V. Morozov, Moscow Social and Pedagogical Institute. Moscow, Russia

Статья поступила в редакцию 21.09.2021; одобрена после рецензирования 28.10.2021; принята к публикации 04.11.2021. The article was submitted 21.09.2021; approved after reviewing 28.10.2021; accepted for publication 04.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.