Научная статья на тему 'Особенности коммуникативной толерантности и способностей к эмпатии у педагогов дошкольного учреждения'

Особенности коммуникативной толерантности и способностей к эмпатии у педагогов дошкольного учреждения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
375
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / СПОСОБНОСТЬ К ЭМПАТИИ / ЭМПАТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ / ПЕДАГОГ / ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / ЭМПАТИЯ / ОТНОШЕНИЕ / СОЧУВСТВИЕ / СОПЕРЕЖИВАНИЕ / TOLERANCE / COMMUNICATIVE TOLERANCE / ABILITY TO EMPATHY / EMPATHIC TENDENCIES / TEACHER / PRESCHOOL TEACHER / EMPATHY / ATTITUDE / COMPRESSION / MERCY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кара Ж.Ю., Колодько В.А.

В статье обосновывается актуальность проблемы коммуникативной толерантности и способностей к эмпатии у педагогов дошкольного учреждения. В современном мире, точнее в области образования, деятельность педагога, особенно в дошкольном учреждении крайне важна и зависит от огромного количества факторов. В первую очередь, поскольку эта работа в сфере «человек человек», главными особенностями работы педагога являются коммуникативная толерантность и способность к эмпатии. Авторами статьи проведено исследование по изучению коммуникативной толерантности, способностей к эмпатии у педагогов дошкольного учреждения. Проведя теоретический анализ подходов в исследовании коммуникативной толерантности и эмпатических тенденций, было подчеркнуто, что понятие коммуникативной толерантности является многозадачным, многогранным, актуальным. Эмпатия рассматривается как одно из ключевых эмоциональных компонентов в становлении толерантного поведения, проявляющееся в отношении к другому, в толерантном отношении. Субъектами коммуникативной толерантности и способностей к эмпатии выступили педагоги дошкольного учреждения МАДОУ № 267 г. Ростова-на-Дону. Для изучения взаимосвязи коммуникативной толерантности и способностей к эмпатии среди педагогов дошкольного учреждения далее было проведено эмпирическое исследование. В ходе исследования стандартизированными методиками и методами математической обработки данных авторами была выявлена взаимосвязь между коммуникативной толерантностью и способностью к эмпатии у педагогов дошкольного учреждения, в частности, был выявлен высокий показатель коммуникативной толерантности, имеющий связь с высокими показателями эмпатических тенденций. На основе полученных результатов были сделаны соответствующие выводы. Полученные данные могут быть использованы при разработке и проведении психолого-педагогических программ для повышения уровня толерантности у педагогов дошкольных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кара Ж.Ю., Колодько В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of communicative tolerance and ability to empathy in teachers of preschool establishment

The article proves the urgency of the problem of communicative tolerance and abilities for empathy among pre-school teachers. In the modern world, more precisely in the field of education, the activity of the teacher, especially in the preschool institution, is extremely important and depends on a huge number of factors. First of all, since this work in the field of «man-man», the main features of the teacher's work are communicative tolerance and the ability to empathy. The authors of the article carried out a study on the study of communicative tolerance, abilities for empathy among teachers of preschool institutions. Having carried out a theoretical analysis of approaches in the study of communicative tolerance and empathic tendencies, it was stressed that the concept of communicative tolerance is multitasking, multifaceted, relevant. Empathy is considered as one of the key emotional components in the development of tolerant behavior, which manifests itself in relation to another, in a tolerant attitude. Subjects of communicative tolerance and abilities for empathy were the teachers of the preschool institution MADOU no. 267 in Rostov-on-Don. To study the relationship between communicative tolerance and empathic abilities among preschool teachers, an empirical study was later carried out. In the course of the study, the standardized methods and methods of mathematical data processing revealed the correlation between communicative tolerance and the ability to empathize with pre-school teachers, in particular, a high indicator of communicative tolerance was associated with high rates of empathic tendencies. Based on the results obtained, the relevant conclusions were drawn. The obtained data can be used in the development and conduct of psychological and pedagogical programs to increase the level of tolerance among teachers of preschool institutions.

Текст научной работы на тему «Особенности коммуникативной толерантности и способностей к эмпатии у педагогов дошкольного учреждения»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И СПОСОБНОСТЕЙ К ЭМПАТИИ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Жанна Ю. Кара

кандидат психологических наук, доцент Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Россия E-mail: kara_j@mail.ru

Виктория А. Колодько

магистрант Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Россия E-mail: viktori4kaa@mail.ru

В статье обосновывается актуальность проблемы коммуникативной толерантности и способностей к эмпатии у педагогов дошкольного учреждения. В современном мире, точнее в области образования, деятельность педагога, особенно в дошкольном учреждении крайне важна и зависит от огромного количества факторов. В первую очередь, поскольку эта работа в сфере «человек - человек», главными особенностями работы педагога являются коммуникативная толерантность и способность к эмпатии. Авторами статьи проведено исследование по изучению коммуникативной толерантности, способностей к эмпатии у педагогов дошкольного учреждения. Проведя теоретический анализ подходов в исследовании коммуникативной толерантности и эмпатических тенденций, было подчеркнуто, что понятие коммуникативной толерантности является многозадачным, многогранным, актуальным. Эмпатия рассматривается как одно из ключевых эмоциональных компонентов в становлении толерантного поведения, проявляющееся в отношении к другому, в толерантном отношении. Субъектами коммуникативной толерантности и способностей к эмпатии выступили педагоги дошкольного учреждения МАДОУ № 267 г. Ростова-на-Дону. Для изучения взаимосвязи коммуникативной толерантности и способностей к эмпатии среди педагогов дошкольного учреждения далее было проведено эмпирическое исследование. В ходе исследования стандартизированными методиками и методами математической обработки данных авторами была выявлена взаимосвязь между коммуникативной толерантностью и способностью к эмпатии у педагогов дошкольного учреждения, в частности, был выявлен высокий показатель коммуникативной толерантности, имеющий связь с высокими показателями эмпатических тенденций. На основе полученных результатов были сделаны соответствующие выводы. Полученные данные могут быть использованы при разработке и проведении психолого-педагогических программ для повышения уровня толерантности у педагогов дошкольных учреждений.

Ключевые слова: толерантность, коммуникативная толерантность, способность к эмпатии, эмпатические тенденции, педагог, педагог дошкольного учреждения, эмпатия, отношение, сочувствие, сопереживание

Для цитирования: Колодько В. А., Кара Ж. Ю. Особенности коммуникативной толерантности и способностей к эмпатии у педагогов дошкольного учреждения // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2017. - № 15/2. -

С. 5-11.

PECULIARITIES OF COMMUNICATIVE TOLERANCE AND ABILITY TO EMPATHY IN TEACHERS OF PRESCHOOL ESTABLISHMENT

Zhanna Yu. Kara

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor South Federal University Rostov-on-Don, Russia E-mail: kara_j@mail.ru

Victoria A. Kolodko

Master Student South Federal University Rostov-on-Don, Russia E-mail: viktori4kaa@mail.ru

The article proves the urgency of the problem of communicative tolerance and abilities for empathy among pre-school teachers. In the modern world, more precisely in the field of education, the activity of the teacher, especially in the preschool institution, is extremely important and depends on a huge number of factors. First of all, since this work in the field of «man-man», the main features of the teacher's work are communicative tolerance and the ability to empathy. The authors of the article carried out a study on the study of communicative tolerance, abilities for empathy among teachers of preschool institutions. Having carried out a theoretical analysis of approaches in the study of communicative tolerance and empathic tendencies, it was stressed that the concept of communicative tolerance is multitasking, multifaceted, relevant. Empathy is considered as one of the key emotional components in the development of tolerant behavior, which manifests itself in relation to another, in a tolerant attitude. Subjects of communicative tolerance and abilities for empathy were the teachers of the preschool institution MADOU no. 267 in Rostov-on-Don.

To study the relationship between communicative tolerance and empathic abilities among preschool teachers, an empirical study was later carried out. In the course of the study, the standardized methods and methods of mathematical data processing revealed the correlation between communicative tolerance and the ability to empathize with pre-school teachers, in particular, a high indicator of communicative tolerance was associated with high rates of empathic tendencies. Based on the results obtained, the relevant conclusions were drawn. The obtained data can be used in the development and conduct of psychological and pedagogical programs to increase the level of tolerance among teachers of preschool institutions.

Keywords: tolerance, communicative tolerance, ability to empathy, empathic tendencies, teacher, pre-school teacher, empathy, attitude, compression, mercy

For citation: Kara Zh. Yu., Kolodko V. A. Peculiarities of communicative tolerance and ability to empathy in teachers of preschool establishment // Severo-Kavkazskii psikhologicheskii vestnik - North-Caucasian Psychological Bulletin, 2017, no. 15/2, pp. 5-11 (in Russian).

ВВЕДЕНИЕ

Изучение толерантности на современном этапе развития общества выходит на новый рубеж в междисциплинарных исследованиях [1, 2]. Преобразования в системе образования, акцентуация на принципах гуманизма, поворот в обучении на индивидуальный подход, преобладание личностного развития, все это притягивает внимание исследователей, особенно при изучении толерантности в психолого-педагогическом аспекте [1, 2, 3]. От того каким является современный педагог дошкольного учреждения, соответствует ли он высоким профессиональным и личностным требованиям будет зависеть развитие ребенка [4]. Ему необходимо не только уметь проектировать, разрабатывать и реализовывать образовательный процесс, беря во внимание потребности и возможности ребенка, но и так же уметь взаимодействовать с представителями разных социальных групп, культур, вероисповеданий и при этом видеть в каждом ребенке уникальную ценность, и для этого ему необходимы в первую очередь такие составляющие его личности как коммуникативная толерантность и эмпатия [5, 6, 7]. В настоящее время имеется недостаток исследований среди педагогов дошкольных учреждений и детей дошкольного возраста.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Рассматривая теоретический аспект проблемы коммуникативной толерантности, становится, очевидно, что это понятие является многозадачным. Например, В. В. Бойко под «коммуникативной толерантностью» понимает отношения личности к людям, при взаимодействии с ними, тем самым показывая возможность переносимости не неприемлемых психических особенностей человека [9, 10, 11]. Ряд авторов, таких как Ю. В. Коряпина, Е. Ю. Кочергина, В. Ф. Петренко и др., считают, что коммуникативная толерантность имеет мозаичный образ, так как в ней отражаются такие важные характеристики личности, как психологические особенности, особенности воспитания, опыт общения, ценности, мотивы и потребности, установки и интересы, убеждения, характер и темперамент [12, 13, 14, 15, 16, 17, 18]. Следовательно, ее можно рассматривать

как основополагающую психологическую особенность личности педагога [19].

С толерантностью исследователи связывают эмпатию, диалогизм, т.е. восприятие другого человека как такую же ценность [19, 20, 21]. Мы считаем, что эмпатия является одним из ключевых эмоциональных компонентов в становлении толерантного поведения. В понимании Т. В. Пашуковой, эмпатия рассматривается как включение в эмоциональное состояние другого человека, вчувствование в переживания собеседника [17]. В исследовании Ж. Ю. Кара, П. Мамедовой выявлена наибольшая связь уровня коммуникативной толерантности, наблюдаемая «у таких характеристик, как «Управление своими эмоциями» и «Самомотивация»» [3]. В другом исследовании выявлено «у большинства воспитателей детского образовательного учреждения (78 %) наблюдается средний уровень толерантности, и данные результаты показывают, для педагогов характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт [22]. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность. У многих педагогов были наиболее выражены такие критерии как категоричность или консерватизм в оценках людей (69 %), неприятие или непонимание индивидуальности человека (52 %)» [11].

В результате теоретического анализа научной литературы, мы пришли к заключению, что толерантность и эмпатия не рассматриваются отдельно друг от друга и можно предположить, что между ними есть какая-либо связь и зависимость, возможно от уровня проявления эмпатии будет зависеть толерантность, а именно коммуникативная толерантность, которую мы изучали в нашем исследовании.

При характеристике взаимоотношений специалистов в системе человек-человек, в частности, это педагоги дошкольного учреждения, важнейшими элементами их профессиональной деятельности является эмпатия и коммуникативная толерантность. Эти два понятия неразрывно связаны между собой и оказывают влияние на профессиональный путь педагога и на его отношение к окружающим его людям, поэтому эта тема и является весьма актуальной в настоящее время.

Целью нашего исследования стало изучение особенностей коммуникативной толерантности и способностей к эмпатии у педагогов дошкольного учреждения. Исследование проводилось в МАДОУ № 267 г. Ростова-на-Дону. В своем исследовании мы предполагали, что существуют различия коммуникативной толерантности у педагогов дошкольного учреждения с различным уровнем способностей к эмпатии. В исследовании приняли участие 35 педагогов дошкольного учреждения в возрасте от 25 до 45 лет. Данное количество респондентов обосновано одним детским учреждением.

МЕТОДЫ

В работе были использованы следующие методики: методика диагностики общей коммуникативной толерантности (В. В. Бойко); опросник для диагностики способности к эмпатии (А. Мехрабиан, Н. Эпштейн). Методы математической статистики: для подтверждения достоверности результатов были использованы описательная статистика, коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

РЕЗУЛЬТАТЫ

В ходе исследования особенностей коммуникативной толерантности и способностей к эмпатии у педагогов дошкольного учреждения были получены следующие результаты: высокий уровень коммуникативной толерантности у 80 % педагогов дошкольного учреждения (28 человек), это говорит о том, что для этих педагогов характерен высокий уровень коммуникативной толерантности, что они более открытые, толерантные, с низкой вероятностью конфликтности. Средний уровень коммуникативной толерантности выявлен у 20 % педагогов (7 человек), это может свидетельствовать о толерантности педагогов дошкольного учреждения и терпимости, но возможно о некоторой конфликтности или неприятия каких-либо вещей.

Далее было выявлено, что 80 % (28 человек) педагогов дошкольного учреждения имеют высокий уровень эмпатических тенденций, это может свидетельствовать о том, что педагоги в высокой мере эмоционально дают непосредственные реакции на поведение других людей,

сочувствуют им, предугадывают их состояния. Другая часть педагогов (20 %) имеет средний уровень эмпатических тенденций, это может означать среднюю выраженность сопереживания и сочувствия другим людям.

В ходе математической обработки данных с помощью коэффициента корреляции Спирмена была выявлена корреляционная связь между уровнем эмпатических тенденций и коммуникативной толерантностью. Было выявлено, что сила корреляционной связи между уровнем эмпатических тенденций и коммуникативной толерантностью высокая. Значение коэффициента корреляции Спирмена составило 0,786, что соответствует высокой тесноте связи между уровнем эмпатических тенденций и коммуникативной толерантностью. Данная корреляционная связь является статистически значимой (р<0,01). Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что между уровнем эмпатических тенденций и коммуникативной толерантностью существует прямая положительная корреляционная связь, свидетельствующая о том, что чем выше показатель коммуникативной толерантности, тем соответственно выше показатели эмпатических тенденций, т.к. между ними была выявлена тесная корреляционная связь.

Качественно-количественный анализ результатов эмпирического исследования позволил сделать вывод о наличии корреляционной взаимосвязи между коммуникативной толерантностью и способностью к эмпатии. Таким образом, 80 % педагогов дошкольного учреждения имеют высокий уровень коммуникативной толерантности и соответственно имеют высокий уровень эмпатических тенденций. Это может означать, что большинство педагогов МАДОУ № 267 демонстрируют терпимость к проявлению агрессивности, враждебности детьми, высокие показатели вовлеченности, принятия, низкую вероятность конфликтности.

Для педагогов со средними показателями коммуникативной толерантности (20 %) присущ средний уровень эмпатических тенденций. Данных педагогов характеризует стремление принимать индивидуальность своих воспитанников, проявлять терпимость и доброжелательность, эмоциональную гибкость.

Вместе с тем, им свойственна ситуативная импульсивность поведения в конфликтных ситуациях с воспитанниками, сложности саморегуляции и самоконтроля.

ВЫВОДЫ

Наше исследование было посвящено проблеме коммуникативной толерантности и проявления эмпатических тенденций. После проведенного нами исследования мы можем сделать вывод о том, что коммуникативная толерантность и эмпатия коррелируют между собой. Между коммуникативной толерантностью и способностью к эмпатиии существует сильная положительная прямая корреляционная связь. В ходе исследования было выявлено, что 80 % педагогов дошкольного учреждения имеют высокий показатель коммуникативной толерантности и соответственно это связано с высокими показателями эмпатических тенденций, чем выше показатели коммуникативной толерантности, то есть чем более педагог дошкольного учреждения открыт, менее конфликтен, тем больше у него проявляются эмпатические тенденции, он становится более отзывчивым, понимающим. И соответственно это касается и среднего уровня проявления коммуникативной толерантности и способностей к эмпатии. То есть, если педагог терпим, но возможно в некоторых ситуациях конфликтен, то и способность к эмпатии остается на среднем уровне, тем самым такой педагог обладает средней выраженностью сопереживания и сочувствия другим людям, детям, сотрудникам МАДОУ.

Полученные в исследовании результаты могут быть использованы при разработке психолого-педагогических программ для педагогов дошкольных учреждений с целью проработки и преобразования личностных качеств, коммуникативной толерантности, эмпатии как улучшение профессиональных качеств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. -М.: Аспект Пресс, 2007. - 363 с.

2. Steinberg L., Morris A.S. Adolescent development // Annual Review of Psychology. - 2001. -Vol. 52. - P. 83-110.

3. Кара Ж. Ю., Мамедова П. Взаимосвязь эмоционально-волевых характеристик личности и уровня коммуникативной толерантности II Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2C16. - Т. 24. - С. 72-7S.

4. Львова И. В., Михайлова В. П. Коммуникативная толерантность как компонент профессиональной культуры будущих специалистов-педагогов II Вестник Кировского государственного университета культуры и искусств. - 2CCS. - № 2 (S). -С. Зб-З9.

5. Асмолов А. Г., Солдатова Г. У., ШайгероваЛ. А. О смыслах понятия толерантность II Век толерантности. Научно-публицистический вестник. - 2CC1. - № 1-2. - С. S-19.

6. ShamionovR. M. Risk Society and Humanity II Chaos, Complexity and Leadership 2C14 I S. S. Ergetin (ed.). - New York: Springer, 2C16. -P. 2C9-22S.

7. Асташова H. А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений I Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-метод. статей. - M.: Изд-во Mосковского психолого-социального института, 2МЗ. - С. 22З-224.

S. БезюлеваГ. И., ШаламоваГ. М.Толерантность: взгляд, поиск, решение: монография. - M.: Вербум-M, 2МЗ. -1б8 с.

9. Бойко В. В. Коммуникативная толерантность: методическое пособие. - СПб.: СПбMAПО, 1998. - 24 с.

1C. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - M.: Филинъ, 199б. - 472 с.

11. Бойко В. В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива. - M.: Mbi^, 2МЗ. - 2C7 с.

12. Кара Ж. Ю., Касьянова Д. В. Исследование толерантных отношений в младшем дошкольном возрасте II Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2C17. - № 4. - С. 73-80.

13. Бондырева С. К., КолесовД. В. Толерантность (введение в проблему). - 2-е изд., стер. - M.: Изд-во MПСИ; Воронеж: MОДЭК, 2C11. -24C с.

14. Коряпина Ю. В. К вопросу о когнитивном компоненте коммуникативной толерантно-

сти // Знание. Понимание. Умение. - 2011. -№ 2. - С. 270-273.

15. Кочергина Е. Ю. Современные дискуссии по проблеме толерантности / Толерантное сознание и формирование толерантных отношений: Сб. науч.-метод. ст. - М.: Изд-во МПСИ, 2003. - 368 с.

16. Лазарева Ж. П. Компетентностью подход в образовании как фактор развития коммуникативной толерантности личности будущего учителя // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2012. - № 1. - С. 624-634.

17. Пашукова Т. В., Троицкая Е. А. Эмпатия как компонент общения // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Образование и педагогические науки. - 2010. - № 586. - С. 197-209.

18. Петренко В. Ф. Гуманитарная культура и образование - основы толерантности и сохранения национальной идентичности // Образовательная политика. - 2011. -№ 2 (52). - С. 81-87.

19. Поваренков Ю. П. Психологическая характеристика профессиональной толерантности учителя / Вопросы психологии внимания: сб. научных трудов /под ред. проф. В. И. Страхова. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2003. - Вып. 21. -256 с.

20. Попов Д. Г. Морально-психологическое состояние сотрудников и социально-психологический климат служебного коллектива // Юридическая психология. - 2009. -№ 4. - С. 26-29.

21. Морозов А. В., Чернилевский Д. В. Креативная педагогика и психология: учебное пособие. -М.: Академический проект, 2004. - 560 с.

22. Психодиагностика толерантности личности / Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. -М.: Смысл, 2008. - 172 с.

REFERENCES

1. Andreeva G. M. Social'naja psihologija [Social psychology]. Textbook for higher educational institutions. - Moscow, Aspect Press, 2007. 363 p.

2. Steinberg L, Morris A. S. Adolescent development. Annual Review of Psychology, 2001, Vol. 52, pp. 83-110.

3. Kara Zh. Ju., Mamedova P. Interrelation of emotional and strong-willed characteristics of the personality and level of communicative tolerance. Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal Koncept- Scientific-methodical electronicjournal Concept, 2016, Vol. 24, pp. 72-75. (in Russian).

4. L'vova I. V., Mihajlova V. P. Communicative tolerance as component of professional culture of future specialists' teachers. Vestnik Kirovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv - Bulletin of Kirov state University of culture and arts, 2008, no. 2 (5), pp. 36-39 (in Russian).

5. Asmolov A. G., Soldatova G. U., Shaigerova L. A. About meanings of a concept tolerance. Vek tolerantnosti: nauchno-publicisticheskij vestnik -The age of tolerance: scientific-publicistic Bulletin, 2001, № 1-2, pp. 8-18 (in Russian).

6. Shamionov R. M. Risk Society and Humanity. Chaos, Complexity and Leadership 2014 / S.S. Ergetin (ed.). New York, Springer, 2016, pp. 209-225.

7. Astashova N. A. Problema vospitanija tolerant-nosti v sisteme obrazovatel'nyh uchrezhdenij [The problem of education of the tolerance in the system of educational institutions]. In: Tolerantnoe soznanie i formirovanie tolerantnyh otnoshenij (teorija i praktika) [Tolerant consciousness and the formation of tolerant relations (theory and practice)]. Collection of scientific and methodical articles. Moscow, MPSU Publ., 2003, pp. 223-224.

8. Bezjuleva G. I., Shalamova G. M. Tolerantnost': vzgljad, poisk, reshenie [Tolerance: view, search, solution], Moscow, Verbum-M Publ., 2003. 168 p.

9. Bojko V. V. Kommunikativnaja tolerantnost': metodicheskoe posobie [Communicative tolerance]. Spb., SpbMAPO, Publ., 1998. 24 p.

10. Bojko V. V. Energiya ehmocij v obshchenii: vzglyad na sebya i na drugih [The energy of emotions in communication: a look at yourself and others]. Moscow, Filin, Publ., 1996. 472 p.

11. Bojko V. V., Kovalev A. G., Panferov V. N. Social'no-psihologicheskij klimat kollektiva [Social and psychological climate of the collective]. Moscow, Mysl' Publ., 2003. 207 p.

12. Kara Zh. Ju., Kas'janova D. V. The study of tolerance in the younger preschool age. Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta.

Pedagogicheskie nauki - News of the southern Federal University. Pedagogical science, 2017, no. 4, pp. 73-81 (in Russian).

13. Bondareva S. K., Kolesov D. V. Tolerantnost' (vvedenie vproblemu) [Tolerance (introduction to the problem)]. Moscow, Moskovskogo psihologo-social'nogo institute, Publ., Voronezh, NPO «MODJeK», Publ., 2011. p. 240.

14. Korjapina Ju. V. On the cognitive component of communicative tolerance. Znanie. Ponimanie. Umenie - Knowledge. Understanding. Skill., 2011, no. 2, pp. 270-273 (in Russian).

15. Kochergina E. Ju. The modern debate on tolerance. Tolerantnoe soznanie i formirovanie tolerantnyh otnoshenij - Tolerant consciousness and the formation of tolerant relations. Collection of scientific and methodical articles, Moscow, MPCI, Publ., 2003, 368 p.

16. Lazareva Zh. P. Competence approach in education as a factor of development of communicative tolerance of future teacher's personality. Sovremennye issledovanija social'-nyh problem (jelektronnyj nauchnyj zhurnal). Modern research of social problems, no. 1, 2012, pp. 624-634 (in Russian).

17. Pashukova T. V., Troitskaya E. A. Empathy as a component of communication. Vestnik

of Moscow state linguistic University. Series: Education and pedagogical Sciences, 2010, no. 586, pp. 197-209 (in Russian).

18. Petrenko V. F. Humanitarian culture and education-the foundations of tolerance and preservation of national identity. Obrazova-tel'naja politika - Educational policy, 2011, no. 2 (52), pp. 81-87 (in Russian).

19. Povarenkov Ju. P. Psihologicheskaja harak-teristika professional'noj tolerantnosti uchitelja [Psychological characteristic of professional tolerance of the teacher]. Voprosy psihologii vnimanija: sb. nauchnyh trudov - Issues of psychology of attention. Saratov, Saratovskogo universiteta Publ., 2003, Vol. 21, 256 p.

20. Popov D. G. Moral and psychological state of employees and socio-psychological climate of the staff. Juridicheskaja psihologija - Legal psychology, 2009, no. 4, pp. 26-29. (in Russian)

21. Morozov A. V., Chernilevskij D. V. Kreativnaja pedagogika ipsihologija [Creative pedagogics and psychology]: uchebnoe posobie, Moscow, Akademicheskij proekt, Publ., 2004. 560 p.

22. Soldatova G. U., Shajgerova L. A. (ed.) Psiho-diagnostika tolerantnosti lichnosti [Psychodiagnostics of tolerance of personality]. Moscow, Smysl Publ., 2008. 172 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.