Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
дети / школьный возраст / ОНР / мелкая моторика / графические навыки / аграматизмы / дисграфия / children / speech underdevelopment / motor skills / graphic skills / agramatisms / dysgraphy

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Щепилова А.Н., Горбунова О.Ф.

В статье раскрываются результаты эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей проявления дисграфии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Автор приходит к выводу о том, что у данной категории младших школьников существуют особенности проявления дисграфии, выражающиеся в: характерных ошибках в письме: написание слов без гласных, слияние ряда слов или же их расщепление и др., искажении звукослоговой структуры слова (перестановки, добавления, букв, слогов, слов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Щепилова А.Н., Горбунова О.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DYSGRAPHY IN YOUNGER CHILDREN SCHOOL AGE WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT LEVEL III

The article reveals the results of an empirical study aimed at identifying the features of dysgraphy in children of primary school age with general speech underdevelopment of level III. The author comes to the conclusion that this category of younger schoolchildren has features of dysgraphy, expressed in: characteristic errors in writing: writing words without vowels, merging a number of words or splitting them, etc., distortion of the phonological structure of the word (permutations, additions, letters, syllables, words).

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ»

УДК 37 Щепилова А.Н., Горбунова О. Ф.

Щепилова А.Н.

студентка 5 курса Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

(г. Абакан, Россия)

Научный руководитель:

Горбунова О.Ф.

канд. пед. наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

(г. Абакан, Россия)

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ

Аннотация: в статье раскрываются результаты эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей проявления дисграфии у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Автор приходит к выводу о том, что у данной категории младших школьников существуют особенности проявления дисграфии, выражающиеся в: характерных ошибках в письме: написание слов без гласных, слияние ряда слов или же их расщепление и др., искажении звукослоговой структуры слова (перестановки, добавления, букв, слогов, слов).

Ключевые слова: дети, школьный возраст, ОНР, мелкая моторика, графические навыки, аграматизмы, дисграфия.

В настоящее время специальная педагогика находится на этапе внедрения Федерального государственного образовательного стандарта специального образования, совершенствования стандарта начального образования. Раннее выявление и коррекция речевых нарушений у детей

является важнейшей коррекционной задачей, так как речевые нарушения воздействуют на формирование и совершенствование психических функций, становление личности ребенка, подготовки его к обучению в школе и дальнейшему освоению школьной программы, а также социальной адаптации ребенка в целом.

Важно подчеркнуть, что в последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения письменной речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Движения детей с общим недоразвитием речи (далее ОНР) часто отличается неловкостью, плохой координацией, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью[3]. Практика работы с такими детьми показывает, что у всех детей наблюдается нарушение мелкой моторики рук, они зачастую испытывают затруднения при овладении навыками письма. Вследствие этого у большинства младших школьников с ОНР наблюдается стойкая дисграфия. Определение дисграфии по И.Н. Садовниковой (1995). Дисграфия - частичное расстройство письма (у младших школьников — трудности овладения письменной речью), основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок. Исследованию нарушений письма у младших школьников с ОНР Ш уровня посвящены исследования Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Л.В. Венедиктова, А.Н.Корнева, И.Н. Садовниковой и др.. В своих работах И.Н. Садовникова отмечает, что «Трудности в освоении письма могут проявиться в пропуске, перестановке букв, слогов, вставке и пропуске гласных букв, в слитном написании слов с предлогами, в замене букв по пространственному сходству, зеркальном написании букв и цифр. При письме можно наблюдать следующее: высота букв может не соответствовать высоте рабочей строки (буквы выходят за её пределы), при списывании буквы располагаются в обратной последовательности, учебный материал на странице может размещаться снизу-вверх, встречаются также повторное письмо и пропуск строк» [3]. Поэтому необходима целенаправленная коррекционная работа по преодолению дисграфии у данной категории детей.

Для выявления особенностей проявления дисграфии у детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня было проведено эмпирическое исследование. Исследование проводилось на базе Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Белоярская средняя школа», во втором классе. Всего в исследовании приняли участие 10 учеников с общим недоразвитием речи III уровня.

Для выявления нарушений письма у младших школьников мы использовали критерии, разработанные Р.И. Лалалевой [15]. которая состояла из серии заданий, направленных на выявление нарушения письма у младших школьников.

Цель методики: выявление нарушений письма у младших школьников:

1.Списывание с печатного и рукописного текста,

2. Письмо под диктовку.

Критерии оценки:

- 3 балла (высокий уровень) - работа выполнена без ошибок,

- 2 балла (средний уровень) - в работе допущены 1-2 ошибки,

- 1 балл (низкий уровень) - допущено 3 и более ошибок.

При анализе данных по первому заданию «Списывание с печатного и рукописного текста», мы получили следующие результаты: высокий уровень успешности выполнения задания был выявлен у 2 обучающихся и 5 младших школьников. Данные испытуемые выполнили работу без ошибок.

Средний уровень имеют 4 человека и 5 младших школьников. Эти младшие школьники допустили 2-3 ошибки.

Низкий уровень показали 4 младших школьника. Эти учащиеся допустили 3 и более ошибок.

Таким образом, результаты по данной методике показывают, что у преобладающего большинства учащихся не до конца сформирован навык списывания. В работах детей встречаются дисграфические ошибки, которые проявляются в: искажениях звукобуквенной структуры слова, искажениях

структуры предложения (наблюдалось раздельное написание слова, слитное написание слов, контаминации. Например: «Быстро пролетелето...»).

При анализе данных второго задания «Письмо под диктовку», мы пришли к выводу о том, что у учащихся высокого уровня успешности не обнаружено. Средний уровень был выявлен у 4 обучающихся и 6 школьников. Низкий уровень показали 6 детей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у преобладающего большинства учащихся с общим недоразвитием речи III уровня не до конца сформирован и навык письма под диктовку. Младшие школьники допускали большое количество ошибок при письме под диктовку. По результатам проведенных заданий мы видим, что при выполнении задания «Списывание с печатного и рукописного текста» у небольшого количества младших школьников был выше уровень успешности, дети допускали меньше ошибок, чем при выполнении задания «Письмо под диктовку». По итогам проведенных диагностических заданий, при анализе их письменных работ, мы выявили особенности проявления дисграфических ошибок обучающихся 2 класса, которые проявлялись в искажениях и заменах букв, искажениях звукобуквенной структуры слова: перестановки, добавления, букв, слогов, слов, нарушении слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмах на письме. Поэтому необходима коррекционная работа, направленная на преодоление дисграфии у младших школьников с ОНР Ш уровня, с использованием эффективных методов и технологий, существующих в педагогической теории и логопедической практике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей / А.Н. Корнев. - СПб.:

Гиппократ, 2015. - 224 с.;

2. Лалаева Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: учебно-методическое пособие / Р.И. Лалаева, Л. В. Венедиктова - СПб.: СОЮЗ, 2013. - 224 с.;

3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова. - М.: Владос, 2007. - 256с

Shchepilova A.N., Gorbunova O.F.

Shchepilova A.N.

Khakass State University (Abakan, Russia)

Scientific advisor: Gorbunova O.F.

Khakass State University (Abakan, Russia)

FEATURES OF DYSGRAPHY IN YOUNGER CHILDREN SCHOOL AGE WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT LEVEL III

Abstract: the article reveals the results of an empirical study aimed at identifying the features of dysgraphy in children of primary school age with general speech underdevelopment of level III. The author comes to the conclusion that this category of younger schoolchildren has features of dysgraphy, expressed in: characteristic errors in writing: writing words without vowels, merging a number of words or splitting them, etc., distortion of the phonological structure of the word (permutations, additions, letters, syllables, words).

Keywords: children, speech underdevelopment, motor skills, graphic skills, agramatisms, dysgraphy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.