Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АУТОАГРЕССИИ ИНТЕРНЕТ-АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АУТОАГРЕССИИ ИНТЕРНЕТ-АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
74
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТОАГРЕССИЯ / САМОРАЗРУШИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АУТОАГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИНТЕРЕНЕТ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Джербинова П.Э.

В статье рассматриваются особенности проявления аутоагрессии интернет-активных подростков. Выделены основные формы проявления аутоагрессии. Причины формирования аутоагрессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHARACTERISTICS OF THE MANIFESTATION OF AUTOAGGRESSION ONLINE ACTIVE PERSONALITY

In the article features of manifestation of autoaggression in the adolescent age. The main types of manifestations of autoaggression. The reasons for the formation of self-aggression.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АУТОАГРЕССИИ ИНТЕРНЕТ-АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ»

информации в Интернете подростки имеют доступ к разным видам информации специфического контента (видео суицидов, пессимистические посты, фото селфхарма, депрессивная музыка)

Подводя итоги, можно сказать, что чем выше интернет-активность, тем ниже антисуицидальный фактор, подростки воспринимают окружающий мир враждебно, уровень осознанного контроля и оценки психотравмирующей ситуации низок, эмоциональное реагирование усилено. Интернет-активные подростки чувствуют превосходство над другими социальными объектами, при этом чувство ответственности перед близкими снижается или вообще отсутствует, в результате чего это приводит к проявлению аутоагрессивного поведения.

Использованные источники:

1. Курбатов, A.B. Социализация подростков в современном обществе / А.В Курбатов. - Москва.: Сфера, 2010.- 56 с.

2. Лучинкша, А. I. Психолопчний аналiз шститулв та механiзмiв соцiалiзацiï у шдлггковому та юнацькому вщ / А. I. Лучинкша // Проблеми загально1 та педагогiчноï психологи. Збiрник наукових праць 1нституту психологи iм. Г. С. Костюка. - 2010. - 283-290 с.

3. Лучинкша, А. I. Психолопчш аспекти вiртуальноï соцiалiзацiï. Проблеми сучасноï психологи Збiрник наукових праць Камянець- Подшьськго ушверситету iм. I. Опенка. - 2011.- 445 - 455 с.

4. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан. - СПБ.: Психологический журнал,1996. -18 с.

5. Ускова, Л.В. Подход к терапии при Интернет-зависимости. Феномен зависимости / Л.В. Ускова. -Днепропетровск.: Просвещение, 2008. - 65 с.

УДК: 159.96:004-053.6

Джербинова П.Э.

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

научный руководитель: Жихарева Л.В., к.психол.н.

Россия, г. Симферополь ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АУТОАГРЕССИИ ИНТЕРНЕТ-

АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ Аннотация. В статье рассматриваются особенности проявления аутоагрессии интернет-активных подростков. Выделены основные формы проявления аутоагрессии. Причины формирования аутоагрессии.

Ключевые слова: аутоагрессия, аутоагрессивное поведение, интеренет активность, саморазрушительное поведение.

Abstract: In the article features of manifestation of autoaggression in the adolescent age. The main types of manifestations of autoaggression. The reasons for the formation of self-aggression.

Keywords: autoaggression, self-injurious behavior, Internet activity, self-destructive behavior.

Dzherbinova P.E.

Simferopol

«Crimean Engineering Pedagogical University» THE CHARACTERISTICS OF THE MANIFESTATION OF AUTOAGGRESSION ONLINE ACTIVE PERSONALITY

Исследование проявления особенностей аутоагрессии является одной из самых актуальных проблем. Это происходит в связи с резким изменением социальной ситуации в современно обществе. Уровень распространенности аутоагрессивного поведения и, в частности, суицида, возрастает как во всём мире, так и в России. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, увеличилось количество суицидов среди подростков в возрасте 15-24 года -во всем мире в 2 раза, в России в 3 раза. Именно в подростковом возрасте эмоциональные переживания, скрытые за маской преодоления проблемы, увеличивают кризисную ситуацию возраста, нарушают адаптацию личности, ведут к нарушению жизнедеятельности. Вследствие этого возникают защитные образования в виде отклонений в поведении подростков, в том числе аутоагресии. Аутоагрессия не заложена в человеке с рождения, в первый год жизни дети не ищут в себе ошибки и не оправдываются. Способность анализировать себя и своё поведения, оценивать плохое и хорошее формируется у ребёнка к определённому периоду - происходит копирование родительского поведения, плохие поступки наказываются, как наиболее привычный и понятный способ. Со временем данное поведение перерастает в самонаказание, становится привычкой и вместо того, чтобы исправить ошибку и решить проблему, ребенок направляет агрессию против себя.

В подростковом возрасте можно сделать следующий вывод: аутоагрессия - особое психическое состояние, при котором разрушается процесс социализации и выражается в стремлении нанесении себе вреда. Причиной аутоагресисии становится нарушение идентификации, в следствии причиной агрессии становится сам субъект. Аутоагрессивное поведение определяется безсознательными компонентами личности, а осознание является фактором преобразования и направления активности. Проявляется в неспособности индивидуума к процессам социальной адаптации и неуспешностью межличностного взаимодействия в своем микросоциуме. Переход от интернет-активности к чрезмерной активности негативно влияет на межличностные отношения подростков, повышается уровень тревожности, фрустрации, агрессивности и раздражительности, снижается уровень самооценки.

Проблема интернет-активности современных подростков обусловлена появившимся сравнительно недавно, и активно развивающимся таким новым социальным институтом, как Интернет, который занимает одно из первых мест, в жизни современного индивида. Так же, как и другие социальные институты, Интернет оказывает большое влияние на формирование социальных представлений, целостного социального образа мира.

Всемирная паутина настолько поглощает ребенка, что становится

трудно ограничить реальный и виртуальный мир. Подросток становится узником технологической зависимости. Представители цифрового поколения не представляют свою жизнь без различных гаджетов, девайсов. В этих увлечениях дети не отстают от взрослых, а даже опережают их. Вопрос не только в том, сколько времени ребенок проводит в сети, важно отметить что он при этом чувствует и что является жертвой такого времяпровождения.

Таким образом, Интернет охватывает все сферы жизни современного человека: экономику, политику, социальную сферу, медиа, СМИ и личную жизнь человека. Умение контролировать воздействие сети на человека остается главным не решенным вопросом для добросовестных Интернет-пользователей. Подростки используют коммуникацию со сверстниками и взрослыми как средство социализации. Помимо реального общения - это интернет-коммуникация, которая у подавляющего большинства подростков, как показали данные исследования, не на последнем месте. Подростки, у которых есть техническая возможность, находятся в непрерывном интернет-контакте с друзьями, даже на школьных переменах и уроках. Большая часть подростков является представителями интернет-активных и чрезмерно-активных пользователей, которые проводят в сети от 6 часов в сутки. Они не представляют своей жизни без использования сети Интернет, подобное поведение приводит к привыканию и приводит к зависимости. Хотя изначально аддиктивное поведение выглядит как безобидное, оно имеет индивидуальное течение и исход. Уровень мотивации на всех стадиях проявляться по-разному. Интернет-зависимое поведение приводит к личностным изменениям и социальной дезадаптации. У интернет-аддиктивных подростков проявляется раздражительность, скрытость, раздражение и разочарования значимых близких.

Современное интернет-поколение можно охарактеризовать как глобальных детей, у которых неограниченные возможности получения и переработки информации и знаний. При этом благодаря открытой и всеобъемлющей информации в Интернете подростки стали практически независимы от взрослых в получении интересующих их сведений и знаний. Дети в подростковом возрасте больше других категорий пользователей нуждаются в пребывании в Интернете для реализации своих потребностей и интересов, расширения ограниченной учебным заведением и процессом обучения среды обитания. Данные потребности многие подростки реализуют посредством участия в социальных сетях. Благодаря открытой и всеобъемлющей информации в Интернете подростки имеют доступ к разным видам информации специфического контента (видео суицидов, пессимистические посты, фото селфхарма, депрессивная музыка).

В результате исследования было выявлено, что чем выше интернет-активность, тем ниже антисуицидальный фактор, подростки воспринимают окружающий мир враждебно, уровень осознанного контроля и оценки психотравмирующей ситуации низок, эмоциональное реагирование усилено.

Интернет-активные подростки чувствуют превосходство над другими социальными объектами, при этом чувство ответственности перед близкими снижается или вообще отсутствует, в результате чего это приводит к проявлению аутоагрессивного поведения.

Использованные источники:

1. Агазаде, Н.В. Аутоагрессивные явления в клинике психических болезней. / Н.В Агадзе. - М.: Наука, 1989. - 189 с.

2. Ениколопов, С.Н. Аутоагрессия лиц старшего подросткового и юношеского возраста, склонных к поведению с преднамеренным самоповреждением. / С.Н. Ениколопов. - СПБ.: Речь, 2005. - 169 с.

3. Курбатов, A.B. Социализация подростков в современном обществе / А.В Курбатов. - Москва.: Сфера, 2010. - 56 с.

4. Лучинкша, А.1. Психолопчний аналiз шститулв та механiзмiв соцiалiзацiï у шдлггковому та юнацькому вщь / А.1. Лучинкша // Проблеми загальноï та педагогiчноï психологи. Збiрник наукових праць 1нституту психологи iм. Г. С. Костюка. - 2010. -283-290 с.

УДК: 159.22

Джербинова П.Э.

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

научный руководитель: Жихарева Л.В.

к.психол.н. Россия, г. Симферополь

МОДЕЛЬ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ УСТАНОВОК В СТРУКТУРЕ АДАПТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА Аннотация: В статье представлены особенности ценностно-смысловых установок в структуре адаптивного поведении подростковом и юношеском возрасте.

Ключевые слова: Адаптивное поведение, подростковый возраст, юношеский возраст, ценностно-смысловая сфера.

Annotation: The article presents the peculiarities of value-semantic units in the structure of adaptive behavior adolescence and young adulthood.

Keywords: Adaptive behavior, adolescence, adolescence, value-semantic sphere.

Dzherbinova P.E.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.